Министерство здравоохранения РФ
Министерство здравоохранения Сахалинской области
ГОБУ СПО «Сахалинский базовый медицинский колледж»
.
Методическая разработка
практического занятия для преподавателя
ПМ02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
МДК 02.01. «Сестринская помощь пациентам детского возраста»
34.02.01 квалификация «медицинская сестра/медицинский брат»
специальность «Сестринское дело»
уровень базовый
Преподаватель: Ким Н.В.
Тема: «Сестринская помощь при заболеваниях органов крови и кроветворения».
Рассмотрено на заседании ЦМК
клинических дисциплин
«02» сентября 2015 г.
Протокол № 1
г. Южно-Сахалинск
2015 г.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
|
Наименование результата обучения
|
ПК 2.1.
|
Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
|
ПК 2.2.
|
Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса
|
ПК 2.3.
|
Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами
|
ПК 2.4.
|
Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
|
ПК 2.5.
|
Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса
|
ПК 2.6.
|
Вести утвержденную медицинскую документацию
|
ПК 2.7.
|
Осуществлять реабилитационные мероприятия
|
ПК 2.8.
|
Оказывать паллиативную помощь
|
ОК 1
|
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
|
ОК 2
|
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
|
ОК 3
|
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
|
ОК 4
|
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
|
ОК 5
|
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
|
ОК 6
|
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
|
ОК 7
|
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
|
ОК 8
|
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации
|
ОК 9
|
Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
|
ОК 10
|
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
|
ОК 11
|
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
|
ОК 12
|
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
|
ОК 13
|
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
|
Методические указания для преподавателя
Цель составления методической разработки:
-
Повышать качество и эффективность обучения студентов.
-
Оказать студентам методическую и практическую помощь в усвоении учебного материала.
-
Оказать методическую помощь преподавателям при подготовке к занятию.
-
Обмен опытом работы с другими преподавателями.
Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) «Сестринская помощь пациентам детского возраста»
План занятия
Вид занятия: семинарско-практическое
Форма занятия: групповое
Тип занятия: урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
МДК 02.01 Сестринская помощь пациентам детского возраста
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»
Длительность занятия: 270 минут
Место проведения: ОДБ
Цель
|
Задачи
| -
Обеспечить запоминание и воспроизведение изучаемого материала
|
Студент должен знать:
-
Причины, факторы риска, ранние клинические признаки, осложнения, принципы лечения и профилактика анемии, лейкоза и геморрагических диатезов.
-
Нарушенные потребности, проблемы, особенности ухода при заболеваниях органов кроветворения.
-
Этико-деонтологические аспекты в работе педиатрической медицинской сестры.
| -
Способствовать усвоению учебного материала.
|
Студент должен:
| -
Сформировать умение применять изученный материал в типовых и нестандартных клинических ситуациях.
|
Студент должен уметь:
-
Составлять и реализовывать планы сестринского вмешательства при уходе за больными детьми.
-
Проводить мотивированный уход за больным ребенком
| -
Способствовать развитию клинического мышления (анализа, синтеза, оценки).
|
Студент должен уметь:
-
Выявлять настоящие проблемы и видеть потенциальные проблемы у конкретного пациента.
-
Устанавливать взаимосвязи между субъективными и объективными симптомами заболевания у конкретного пациента.
-
Оценивать значимость симптомов.
-
Формулировать сестринский диагноз.
-
Выполнение манипуляций по уходу за ребенком: организация режима и диеты; исследование пульса; особенности организации ухода за ребенком с гемофилией.
-
Измерение артериального давления; интерпретация анализа крови.
-
Уход за кожными покровами и слизистыми.
-
Оказание неотложной помощи при кровотечении: (носовом, желудочном, маточном).
-
Помощь при кровоизлиянии в сустав.
| -
Развивать познавательные и созидательные способности личности, общекультурные ценности.
|
Студент должен:
-
Осознать потребность в познавательной деятельности и практическом применении полученных знаний.
-
Осознать необходимость саморазвития и самореализации.
| -
Формировать и развивать профессионально значимые качества.
|
Студент должен:
-
Быть ответственным за своевременное и правильное выполнение практической работы.
-
Быть аккуратным и точным при выполнении медицинских манипуляций и обследовании пациента.
-
Уметь работать индивидуально и сообща, взаимодействовать с другими.
|
Методы обучения:
Метод обучения
|
Форма реализации метода
|
Репродуктивный:
инструктивно-репродуктивный
|
Беседа репродуктивного характера.
|
Продуктивный: частично-поисковый
|
Решение проблемных задач.
Проблемные тестовые задания.
|
Межпредметные связи:
Дисциплина
|
Тема
|
Анатомия и физиология
|
Анатомия и физиология органов кроветворения
|
ЗЧО “Здоровый ребенок”
|
АФО дыхательной системы у детей
|
Основы СД
|
Асептика, антисептика, АД, пульс, ЧСС, сестринский процесс
|
Клиническая фармакология
|
Препараты, используемые для лечения заболеваний органов кроветворения
|
Методическое обеспечение занятия:
-
Рабочая программа дисциплины
-
Календарно – тематический план.
-
Методическая разработка практического занятия для преподавателя.
-
Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов к занятию.
-
Дидактические средства информации и контроля:
-
Ситуационные задачи, задания тестового контроля;
-
Наборы оснащения для выполнения практических манипуляций;
-
Лекарственные препараты;
-
Предметы ухода.
На занятии студенты должны овладеть:
знаниями
|
умениями
| -
Причины, факторы риска, ранние клинические признаки, осложнения, принципы лечения и профилактика анемии, лейкоза и геморрагических диатезов.
-
Нарушенные потребности, проблемы, особенности ухода при заболеваниях органов кроветворения.
-
Этико-деонтологические аспекты в работе педиатрической медицинской сестры.Роль медицинской сестры в подготовке ребенка к лабораторно-инструментальным методам исследования.
-
Уметь распознавать заболевание на основании клинических симптомов.
-
Осуществлять уход, вести наблюдение за больным.
-
Этика и деонтология в работе медицинской сестры детского отделения.
| -
Выявлять настоящие проблемы и видеть потенциальные проблемы у конкретного пациента.
-
Устанавливать взаимосвязи между субъективными и объективными симптомами заболевания у конкретного пациента.
-
Оценивать значимость симптомов.
-
Формулировать сестринский диагноз.
-
Выполнение манипуляций по уходу за ребенком: организация режима и диеты; исследование пульса; особенности организации ухода за ребенком с гемофилией.
-
Измерение артериального давления; интерпретация анализа крови.
-
Уход за кожными покровами и слизистыми.
-
Оказание неотложной помощи при кровотечении: (носовом, желудочном, маточном).
-
Помощь при кровоизлиянии в сустав.
-
Поставить согревающий компресс на суставы.
-
Работа на посту и в процедурном кабинете под контролем м/с.
-
Ведение документации.
-
Выполнение врачебных назначений.
|
Основная литература для студентов:
-
Лекционный материал по данной теме
-
Методическое пособие для самоподготовки студентов.
-
Тульчинская В. «Сестринское дело в педиатрии», Р.-на-Дону, 2011 г.
Дополнительная литература для студентов:
-
Н.П. Шабалов. Детские болезни. - Санкт-Петербург. «Сотис», 2012 г.
Ход занятия:
№
|
Элементы занятия
|
время
|
примечания
|
1.
|
Организационный момент:
проверить готовность аудитории к занятию;
проверить присутствующих студентов;
сообщить тему занятия;
сообщить план занятия;
сообщить цель занятия.
|
10 минут
|
Внешний вид студентов; подготовка доски к занятию;
работа с журналом;
на доске
на доске
мотивация, цель (приложение № 1)
|
2.
|
Актуализация опорных знаний:
-
Тест-контроль
-
Фронтальный опрос.
-
Подведение итогов
|
20 минут
55 минут
5 минут
|
Приложение № 2
Приложение № 3
|
3.
|
Практическая часть.
-
Выполнение практических манипуляций:
-
Выполнять манипуляции:
-
Ведение документации.
-
Выполнение врачебных назначений.
-
Выполнение манипуляций по уходу за ребенком: организация режима и диеты; исследование пульса; особенности организации ухода за ребенком с гемофилией.
-
Измерение артериального давления; интерпретация анализа крови.
-
Уход за кожными покровами и слизистыми.
-
Оказание неотложной помощи при кровотечении: (носовом, желудочном, маточном).
-
Помощь при кровоизлиянии в сустав
-
Заполнение таблицы дифференциальной диагностики
|
55 минут
80 минут
25 минут
|
Приложение № 4
Приложение № 5
|
4.
|
Подведение итогов.
|
10 минут
|
|
5.
|
Домашнее задание:
Подготовить тему: Сестринская помощь при заболеваниях органов мочевыделения.
Тульчинская В. «Сестринское дело в педиатрии», Р.-на-Дону, 2011 г., стр. 171 - 180, конспект лекции
|
10 минут
|
|
|
Всего:
|
270 минут
|
|
Приложение № 2
Тест: «Болезни крови и кроветворных органов у детей»
1. Хлороз у детей – это
-
своеобразная форма анемии у девочек в пубертатном периоде
-
проявление гемолитической болезни новорожденного
-
симптом железодефицитной анемии
-
симптом наследственной гемолитической анемии
2. Уровень гемоглобина у детей при среднетяжелой форме железодефицитной анемии ниже
-
-
110-120
-
80-100
-
66-80
-
50-40
3. Уровень гемоглобина у детей при легкой форме железодефицитной анемии ниже (г/л)
-
-
110-120
-
90-100
-
80-70
-
50-60
4. Наиболее частая анемия в детском возрасте
-
-
белководефицитная
-
железодефицитная
-
постгеморрагическая
-
гемолитическая
5. Детям первого года жизни при анемиях легкой и среднетяжелой формы назначают железо в
-
-
инъекциях (феррум-лек)
-
капсулах (эрифер)
-
драже (ферроплекс)
-
сиропе (актиферрин)
6. Благоприятный прогноз наблюдается у детей с анемией
-
-
железодефицитной
-
белководефицитной
-
витаминодефицитной
-
апластической
7. При железодефицитной анемии может отмечаться склонность к употреблению
-
-
глины, мела
-
молочных продуктов
-
мясных продуктов
-
зелени, овощей
8. Заболевания крови с замедленной свертываемостью и повышенной кровоточивостью
-
-
гемолитическая анемия
-
тромбоцитопатия
-
тромбоцитопеническая пурпура
-
гемофилия
9. Гемофилия А у детей обусловлена недостаточностью в крови фактора
-
-
VI
-
VII
-
VIII
-
IХ
10. Самое характерное проявление гемофилии, являющееся наиболее частой инвалидизации у детей
-
-
кровоизлияние в мозг
-
гемартрозы
-
гемоторакс
-
геморрагическая сыпь
11. Для какого заболевания характерны частые кровотечения у мальчиков
-
-
тромбоцитопенической пурпуры
-
тромбоцитопатии
-
гемолитической анемии
-
гемофилии
12. Гемофилия у детей чаще проявляется в возрасте (годы жизни)
-
-
1-2
-
3-4
-
5-6
-
7-8
13. Наиболее часто встречаемый вид гемофилии
-
-
А
-
В
-
С
-
А и С
-
эритромассу
-
аминокапроновую кислоту
-
криопреципитат
-
дицинон
15. С целью гемостаза при гемофилии у детей внутривенно применяют
-
-
консервированную донорскую кровь
-
тромбин
-
концентраты факторов VIII и IХ
-
контрикал
16. При лечении ребенка с гемофилией все препараты вводятся только
-
-
внутривенно
-
внутримышечно
-
подкожно
-
внутрикожно
17. Ребенок с гемофилией должен постоянно наблюдаться
-
-
детским травматологом
-
гематологом специализированного центра
-
детским хирургом
-
главным врачом поликлиники
18. При простудных заболеваниях детям с гемофилией нельзя назначать
-
-
парацетамол
-
ацетилсалициловую кислоту
-
аскорбиновую кислоту
-
димедрол
19. Инвалидность оформляют детям, больным
-
-
гемофилией
-
железодефицитной анемией
-
гемолитической анемией
-
тромбоцитопенической пурпурой
20. Для тромбоцитопенической пурпуры у детей характерны
-
асимметрично расположенные петехиально-пятнистые геморрагические элементы
-
симметрично расположенные петехиально-пятнистые геморрагические элементы
-
асимметрично расположенные пятнисто-папулезные элементы
-
симметрично расположенные пятнисто-папулезные элементы
21. Маточные кровотечения у девочек старшего возраста отмечаются при
-
-
алиментарных анемиях
-
гемофилии
-
тромбоцитопенической пурпуре
-
геморрагическом васкулите
22. Препараты железа рекомендуют запивать
-
-
молоком
-
соком
-
чаем
-
минеральной водой
23. Для детей с тромбоцитопенической пурпурой типичны
-
-
носовые кровотечения
-
желудочно-кишечные кровотечения
-
легочные кровотечения
-
гематурия
24. Системное воспалительное заболевание капилляров, артериол и венул кожи, суставов, брюшной полости и почек с вовлечением в патологический процесс у детей системы крови – это
-
-
геморрагический васкулит
-
лейкоз
-
тромбоцитопатия
-
гемофилия
25. Симметрично расположенные пятнисто-папулезные элементы на коже типичны для
-
-
тромбоцитопатии врожденной
-
тромбоцитопенической пурпуре
-
геморрагического васкулита
-
гемофилии
26. Из диеты у детей, больных геморрагическим васкулитом, исключают
-
животные жиры
-
белковое питание
-
сенсибилизирующие продукты
-
глюкозу и другие сахара
27. Общее название злокачественных заболеваний крови у детей
-
-
тромбоцитопатии
-
гемофилии
-
анемии
-
лейкозы
Эталоны ответов
Тест-контроль
-
1. а
|
5. г
|
9. в
|
13. а
|
17. б
|
21. в
|
25. в
|
2. в
|
6. а
|
10. б
|
14. в
|
18. б
|
22. б
|
26. в
|
3. а
|
7. а
|
11. г
|
15. в
|
19. а
|
23. а
|
27. г
|
4. б
|
8. в
|
12. а
|
16. а
|
20. а
|
24. а
|
|
Приложение № 3
Фронтальный опрос
-
Расскажите этиологию железодефицитной анемии в раннем и старшем детском возрасте и эпидемиологию железодефицитной анемии.
-
Опишите клиническую картину железодефицитной анемии.
-
Охарактеризуйте лабораторные показатели при железодефицитной анемии.
-
Охарактеризуйте принципы лечения железодефицитной анемии.
-
Перечислите осложнения ферротерапии.
-
Какие врачебные назначения выполняются при железодефицитной анемии.
-
Расскажите этиологию геморрагических диатезов.
-
Какие клинические проявления тромбоцитопении, геморрагического васкулита, гемофилии.
-
Перечислите план врачебных назначений при тромбоцитопении.
-
Перечислите план врачебных назначений при геморрагического васкулита.
-
Перечислите план врачебных назначений при гемофилии.
-
Какие осложнения могут быть при диатезах?
-
Составьте план обследования при диатезах.
-
Неотложная помощь при гемартрозе, носовом кровотечении.
-
Дайте определение лейкозу и укажите причины возникновения лейкоза.
-
Перечислите основные синдромы развернутой стадии лейкоза.
-
Диагностика острого лейкоза
-
Назовите основные принципы лечения.
-
Составьте план ухода за ребенком с заболеванием крови.
Приложение № 4
Выполнение манипуляций согласно стандартам действий
Исследование пульса.
Цель: определить основные характеристики пульса.
Оснащение: часы, ручка, температурный лист.
Обязательное условие: считать строго за 1 минуту, в состоянии покоя.
Этапы
|
Обоснование
|
Подготовка к процедуре
| -
Познакомить маму/ребенка с ходом исследования, установить доброжелательные отношения.
| -
Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании.
| -
Обеспечить спокойную обстановку.
| -
Пульс у детей очень лабильный (возрастные особенности); беспокойство, крик способствуют учащению пульса.
| | -
Обеспечение инфекционной безопасности.
| -
Удобно уложить или усадить ребенка, при этом кисть и предплечье не должны быть «на весу».
| -
Обеспечение достоверности результата.
|
Выполнение процедуры
| -
Слегка прижать 2, 3, 4-м пальцами лучевую артерию (1-й палец находится со стороны тыла кисти) и почувствовать пульсацию артерии.
Примечание:
-
у детей до 1 года пульс чаще определяют на височной артерии;
-
у детей старше 2-х лет – на лучевой артерии;
-
у детей первых лет жизни исследование проводят 2 и 3-м пальцами;
-
пульс у детей можно исследовать также на плечевой, сонной и бедренной артериях.
|
-
Эти крупные сосуды близко расположены, их можно прижать к кости.
| -
Взять часы и подсчитать пульс строго за 1 минуту.
| -
Обеспечение достоверности результата, т.к. пульс у детей аритмичный.
| -
Прижать артерию немного сильнее к лучевой кости и определить напряжение пульса.
Примечание:
-
если пульсация ослабевает при умеренном нажатии – напряжение хорошее;
-
если полностью прекращается – напряжение слабое;
-
если пульсация не ослабевает – пульс напряженный.
| -
Обеспечение точности оценки напряжения пульса.
|
Завершение процедуры
| -
Записать результаты исследования в температурный лист.
| -
Документирование результатов исследования.
-
Обеспечение преемственности.
| | -
Обеспечение инфекционной безопасности.
|
Измерение артериального давления.
Цель: определение показателей артериального давления и оценка результатов исследования
Показания: назначение врача
Оснащение: тонометр, фонендоскоп, ручка с черными чернилами, температурный лист, 70 % спирт, ватные шарики, емкость для отработанного материала, пинцет
Обязательные условия: для исследования АД важно учитывать следующие факторы: размер манжетки, состояние мембраны и трубок фонендоскопа, время измерения АД не должна превышать 1-2 минут. При нарушении этих факторов АД может быть недостоверным.
Этапы
|
Обоснование
| -
Доброжелательно и уважительно представиться. Уточнить, как обращаться к пациенту
| -
Установление контакта с пациентом
| -
Объяснить пациенту суть и ход процедуры
| -
Психологическая подготовка пациента к предстоящей процедуре
| -
Получить согласие пациента на процедуру
| | -
Предупредить пациента о предстоящей процедуре за 15 минут до ее начала
| -
Психологическая и эмоциональная подготовка пациента к манипуляции
| -
Подготовить необходимое оснащение
| -
Проведение и документирование результата процедуры
| -
Вымыть и осушить руки индивидуальным полотенцем
| -
Обеспечение инфекционной безопасности
| -
Наложить манжету на обнаженное плечо пациента на 2-3 см выше локтевого сгиба (!!!одежда не должна сдавливать плечо выше манжеты); закрепить манжету так, чтобы между ней и плечом проходил только один палец.
| | -
Предложить пациенту правильно положить руку: в разогнутом положении ладонью вверх, подложить под локоть подушечку или кулак свободной руки
| -
Обеспечение наилучшего разгибания конечности
| -
Соединить манометр с манжетой им проверить положение стрелки манометра относительно нулевой отметки
| -
Проверка исправности и готовности аппарата к работе
| -
Протереть мембрану фонендоскопа спиртом
| -
Обеспечение инфекционной безопасности
| -
Найти место пульсации плечевой артерии в области локтевой ямки поставить на это место мембрану фонендоскопа
| -
Обеспечение достоверности результата
| -
Закрыть вентиль на «груше», повернув его вправо, нагнетать в манжету воздух под контролем фонендоскопа до тех пор, пока давление в манжете по показаниям манометра не превысит 20 мм рт. ст. – тот уровень, при котором исчезают тоны Короткова
| -
Исключение дискомфорта, связанного
-
с чрезмерным пережатием артерии и
-
обеспечение достоверности результата
| -
Выпускать воздух из манжеты со скоростью 2 мм рт. ст. в 1 секунду, повернув вентиль влево. Одновременно фонендоскопом выслушивать тоны на плечевой артерии и следить за показателем на шкале манометра
| -
При такой скорости увеличивается достоверность результата
| -
При появлении над плечевой артерией первых звуков (тоны Короткова) «отметить» на шкале и запомнить цифру, соответствующую систолическому давлению.
| -
Необходимое условие для выполнения манипуляции, четкость проведения процедуры
| -
Продолжая выпускать воздух, отметить величину диастолического давления, которая соответствует ослаблению или полному исчезновению тонов Короткова
| -
Оценивая результаты, следует учитывать величину окружности плеча. При измерении на худощавой руке АД будет ниже, на полной – выше истинного. Значение систолического АД не требует коррекции при окружности плеча около 30 см, диастолического – 15-20 см. При величине окружности плеча 15-30 см рекомендуется к показателю систолического давления прибавить 15 мм рт. ст., при окружности 45-50 – вычесть из полученного результата 25 мм рт. ст.
| -
С учетом этих показаний обеспечивается достоверность
| -
Данные измерения округлить до нуля или «5», записать в виде дроби (в числителе – систолическое давление, в знаменателе – Диастолическое давление) Например, 120/75 мм рт. ст.
| -
Документирование результата измерения АД, обеспечение преемственности наблюдения
| -
Сообщить пациенту результат измерения
| -
Обеспечение права пациента на информацию
| -
Повторить пп. 12-15 еще 2 раза с интервалом в 2-3 минуты
| -
Обеспечение достоверности результата измерения АД
| -
Протереть мембрану фонендоскопа спиртом
| -
Обеспечение инфекционной безопасности
| -
Записать данные исследования в необходимую документацию
| -
Документирование результата измерения АД
| -
Вымыть и осушить руки
| -
Обеспечение инфекционной безопасности
|
Утренний туалет новорожденного и грудного ребенка
Цель: соблюдение гигиены тела; обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым».
Оснащение: кипяченая вода; стерильное растительное масло; ватные шарики и жгутики; лоток для отработанного материала; чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столике; резиновые перчатки; дезинфицирующий раствор, ветошь; мешок для грязного белья.
Обязательное условие: при обработке носовых слуховых ходов исключить использование твердых предметов.
Этапы
|
Обоснование
|
Подготовка к процедуре
|
- Объяснить маме/родственникам цель и ход проведения процедуры
|
- Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком
|
- Подготовить необходимое оснащение
|
- Обеспечение четкости и быстроты выполнения процедуры
| -
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
-
Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором и постелить на него пеленку
|
- Обеспечение инфекционной безопасности
|
- Раздеть ребенка (при необходимости подмыть) и положить на пеленальный столик
|
- Подготовка ребенка к процедуре
|
- Сбросить одежду в мешок для грязного белья
|
- Предупреждение загрязнения окружающей среды
|
Выполнение процедуры
|
- Умыть ребенка промокательными движениями ватным тампоном, смоченным кипяченой водой
|
- Предупреждение раздражения кожи ребенка
|
- Обработать глаза ребенка от наружного угла глаза к внутреннему ватным тампоном, смоченным кипяченой водой (для каждого глаза использовать отдельный тампон)
|
- Предупреждение переноса инфекции из одного глаза в другой
|
- Аналогично обработке просушить глаза сухими ватными тампонами
|
- Удаление остатков влаги и обеспечение гигиенического комфорта
|
- Вращательными движениями прочистить носовые ходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле или кипяченой воде (для каждого носового хода использовать отдельный жгутик)
| -
Обеспечение свободного носового дыхания
-
Размягчение «корочек» с помощью растительного масла и более легкое их удаление
| -
Вращательными движениями прочистить слуховые проходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле (для каждого носового хода использовать отдельный жгутик)
Примечание: уши ребенку обрабатывать 1 раз в неделю или по мере необходимости
| -
Обеспечение чистоты слуховых ходов
-
Размягчение «серных пробок» с помощью растительного масла и более легкое их удаление
|
- Открыть рот ребенку, слегка нажав на подбородок, и осмотреть слизистую оболочку полости рта
|
- Исключение наличия стоматитов и других патологических изменений слизистой полости рта
| -
Обработать естественные складки кожи тампоном, смоченным в стерильном растительном масле. Обрабатывать в строгой последовательности:
-
заушные;
-
шейные;
-
подмышечные;
-
локтевые;
-
лучезапястные;
-
подколенные;
-
голеностопные;
-
паховые;
-
ягодичные
| -
Предупреждается развитие опрелостей
-
Паховые и ягодичные складки максимально загрязнены и должны обрабатываться в последнюю очередь
|
Завершение процедуры
|
- Одеть ребенка и уложить в кроватку
|
- Обеспечение комфортного состояния
| -
Убрать пеленку с пеленального стола и поместить ее в мешок для грязного белья
-
Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором
-
Снять перчатки, вымыть и осушить руки
|
- Обеспечение инфекционной безопасности
|
Приложение № 5
Заполните таблицу «Дифференциальная диагностика геморрагических диатезов».
Вариант 1
Признаки
|
ИТП
|
Геморрагический
васкулит
|
гемофилия
|
Группа геморраг. диатезов
|
|
|
|
Механизм кровоточивости
|
|
|
|
Характер кровоизлияний
|
|
|
|
Поражение суставов
|
|
|
|
Время свертывания крови
|
|
|
|
Ретракция кровяного сгустка
|
|
|
|
Плазменные факторы
|
|
|
|
Вариант 2
Признаки
|
ИТП
|
Геморрагический
васкулит
|
гемофилия
|
Тип кровоточивости
|
|
|
|
Механизм развития заболевания
|
|
|
|
кровотечения
|
|
|
|
Эпителиальные пробы
|
|
|
|
Длительность кровотечения
|
|
|
|
Периферическая кровь
|
|
|
|
Плазменные факторы
|
|
|
|
Эталон ответов
Заполните таблицу «Дифференциальная диагностика геморрагических диатезов».
Вариант 1
Признаки
|
ИТП
|
Геморрагический
васкулит
|
гемофилия
|
Группа геморраг. диатезов
|
тромбоцитопении
|
вазопатии
|
коагулопатии
|
Механизм кровоточивости
|
Тромбоцитопения, вторичное нарушение резистентности сосудистой стенки.
|
повреждение сосудистого звена гемостаза
|
дефицит плазменных факторов свертывания крови (VIII, IX, XI факторы)
|
Характер кровоизлияний
|
Петехии и экхимозы
|
Пятнисто-папуллезная сыпь
|
гематомы
|
Поражение суставов
|
Нет
|
крупные суставы, симметричные, летучесть поражения
|
гемартрозы с развитием тугоподвижности
|
Время свертывания крови
|
Норма
|
Норма
|
удлинено
|
Ретракция кровяного сгустка
|
замедлена
|
в норме
|
в норме
|
Плазменные факторы
|
в норме
|
в норме
|
снижены или отсутствуют VIII, IX, XI
|
Вариант 2
Признаки
|
ИТП
|
Геморрагический
васкулит
|
гемофилия
|
Тип кровоточивости
|
петехиально-пятнистый
|
васкулитно-пурпурный
|
гематомный
|
Механизм развития заболевания
|
Синтез антитромбоцитарных аутоантител, разрушающих тромбоциты
|
иммуно-аллергическое асептическое воспаление сосудистой стенки капилляров, артериол, венул
|
это классическое наследственное заболевание, наследуется по рецессивному, сцепленному с Х-хромосомой признаку
|
кровотечения
|
Спонтанные из слизистых
|
Спонтанные желудочно-кишечные с резкими болями в животе, гематурия
|
Посттравматические или послеоперационные, отсроченные и длительные
|
Эпителиальные пробы
|
резко выражены в период гематологического криза
|
отрицательные
|
отрицательные
|
Длительность кровотечения
|
удлиняется
|
не изменена
|
в норме
|
Периферическая кровь
|
резко снижено количество тромбоцитов, их качественная неполноценность, постгеморрагическая анемия
|
лейкоцитоз, нейтрофиллез, ускорение СОЭ, увеличение 2 и -глобулины, СРБ, ДФА
|
постгеморрагическая анемия
|
Плазменные факторы
|
в норме
|
в норме
|
снижены или отсутствуют VIII, IX, XI
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |