Методическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку специальность



Скачать 54.15 Kb.
Дата03.05.2016
Размер54.15 Kb.
ТипМетодическая разработка
Методическая разработка

к самостоятельной работе по русскому языку

(специальность «Фармация», заочная форма обучения,

1 курс, 1 семестр,

4часа

Тема. Пищеварение.
Предтекстовые задания.
1. Прочитайте вслух терминологические слова и сло­восочетания:

пищеварение, питательные вещества, пищеварительный тракт, ферменты, протеазы, липазы, амилазы, секреторная функция, моторная функция, всасывательная функция, экскреторная функция, гидролитические фер­менты, аминокислота, углеводы, белковые тела, жева­ние, глотание, передвижение пищи, желудок, органичес­кие вещества, ротовое отверстие, метаболизм, азоти­стые соединения, ядовитые вещества, полость рта, слюнные железы, глотка, пищевод, желудочный сок, под­желудочная железа, железистые клетки, кишечник, лимфоидная ткань.
2. Найдите в словаре и запомните значения следующих слов:

пища, остатки; ядовитый; смачивать, обезвреживать, расщеплять, распадаться.
3. Запишите существительные с процессуальным зна­чением. Назовите глаголы, от которых они образованы.

Выделение, измельчение, смачивание, превращение, фор­мирование, обезвреживание, выработка, распад.
4. Перепишите данные прилагательные, рядом запи­шите существительные, от которых они образованы.

Образец: физический — физика.

Физический, химический, моторный, железистый, бел­ковый, слизистый, азотистый, лекарственный, слюнный, желудочный, мышечный, кишечный, защитный, ротовой, лимфоидный.
5. Образуйте сравнительную степень данных прилага­тельных.

Образец: полезный — полезнее.

Полезный, узкий, длинный, тонкий, толстый, большой, активный, сложный, простой.
6. Преобразуйте данные словосочетания, замените пол­ные формы прилагательных краткими. Употребите их в предложениях.

Образец: важная проблема — проблема важна.

Ядовитое вещество, неизбежный процесс, значительные изменения, постоянное свойство, интересный экспери­мент, разнообразный состав.
7. Представьте данную информацию в виде заголовка или пункта плана, трансформировав глагольные словосочетания в именные.

Образец: пищеварительные соки образуются — образо­вание пищеварительных соков.

Белки, жиры и углеводы расщепляются; молекулы рас­падаются; органические вещества поступают; обезвреживать микробы; выделять азотистые соединения.
Притекстовые задания.

1. Из данного фрагмента текста выпишите существительные, обозначающие процесс. Объясните их значения, опираясь на контекст.



Моторная функция пищеварительного тракта обеспе­чивает жевание, глотание, передвижение пищи по пи­щеварительному тракту и выбрасывание непереварен­ных остатков. Всасывание осуществляется слизистой оболочкой желудка, тонкого и толстого кишечника. Этот процесс обеспечивает поступление переваренных органических веществ, солей, витаминов и воды во внут­реннюю среду организма.
2. Поставьте вопросы к выделенным словам и словосочетаниям и запишите их.

1) Секреторная функция заключается в образовании
железистыми клетками пищеварительных соков.


2)Пищевая масса из желудка поступает в тонкую кишку.

3)Питательные вещества доставляются кровью по кро­веносным сосудам.

4)Продукты распада доставляются в органы выделения и через них выводятся наружу.

5)В составе пищи должны быть разнообразные белки.

6)Расширения пищевода находятся между его сужениями.
3. Прочитайте текст "Пищеварение", разделите его на смысловые части (фрагменты). Выделите предложения, несущие основную информацию каждой смысловой части (Информативные центры фрагментов).
ПИЩЕВАРЕНИЕ

Пищеварение представляет собой физиологический процесс, благодаря которому пища подвергается физическим и химическим превращениям, после чего питательные вещества всасываются из пищеварительного тракта и поступают в лимфу. Пищеварительный тракт осуществляет следующие основные функции: секреторную, моторную, всасыватель­ную, экскреторную.

Секреторная функция заключается в образовании же­лезистыми клетками пищеварительных соков, содержащих ферменты, которые расщепляют белки, жиры и углеводы. Ферменты, расщепляющие белки, называются протеазами, расщепляющие жиры — липазами, а расщепляющие углеводы — амиазами. Все три группы ферментов относят­ся к гидролитическим ферментам, под влиянием которых молекулы белков, жиров и углеводов распадаются до своих элементарных составных частей (белки — до аминокислот, жиры — до глицерина и жирных кислот, углеводы — до моносахаридов).

Ферменты обладают большой специфичностью — каж­дый из них действует только на определенное химическое соединение или продукты его распада. Большинство фер­ментов являются белковыми телами и для проявления их деятельности необходимы определенные условия среды, а именно — температура, равная температуре тела (36-37'С) и определенная реакция среды.

Моторная, или двигательная, функция осуществляет­ся мускулатурой пищеварительного тракта и обеспечивает жевание, глотание, передвижение пищи по пищеварительному тракту и выбрасывание непереработанных остатков. Всасывание осуществляется слизистой оболочкой желудка, тонкого и толстого кишечника. Этот процесс обеспечивает поступление переваренных органических веществ, солей, витаминов и воды во внутреннюю среду организма

Экскреторная функция проявляется выделением из внутренней среды веществ в желудочно-кишечный тракт. Железы пищеварительного тракта способны выделять азо­тистые соединения (мочевину и др.), соли, воду, различные лекарственные вещества и продукты их метаболизма, некоторые ядовитые вещества.

Основы физиологии пищеварения созданы И.П. Павловым и его учениками.

Пищеварительный тракт начинается ротовым отверстием, за ним следует полость рта, где происходит измельчение пищи, смачивание ее слюной и начинается ее химическое превращение под влиянием секрета, поступающего из слюнных желез. Затем ротовая полость переходит в более узкую часть пищеварительного тракта — глотку и пищевод, через которые пища попадает в желудок. В желудке пища под влиянием желудочного сока подвергается химическим превращениям. Желудок переходит в тонкую кишку -- узкую и длинную часть желудочно-кишечного тракта. В тонкий кишечник поступает сок желудочной железы, выделяется кишечный сок железистыми клетками кишеч­ника, а также изливается желчь, вырабатываемая пече­нью. Тонкая кишка переходит в толстую кишку. Здесь заканчивается пищеварение и происходит всасывание воды, минеральных солей и формирование каловых масс.

Стенка пищеварительного канала состоит из 4-х слоев:

слизистой оболочки;

полслизистой основы;

мышечной оболочки;

наружной оболочки.

В пищеварительном тракте, главным образом в слизистой оболочке, находится лимфоидная ткань, которая вы­полняет защитную функцию — обезвреживание микробов, попадающих в пищеварительный канал, с помощью фаго­цитоза и выработки антител.


Послетекстовые задания.

1. Закончите предложения в соответствии с содержа­нием текста. (При самоконтроле смотрите соответствую­щие места в тексте).



1.Пищеварение представляет собой ....

2.Секреторная функция пищеварительного тракта зак­лючается ....

3.Моторная функция осуществляется ....

4.Экскреторная функция проявляется ....

5.Железы пищеварительного тракта способны выделять.
2. Выделите часть текста, в которой описывается стро­ение пищеварительного тракта. Сократите абзац за счет ис­ключения слов, несущих дополнительную или вспомога­тельную информацию. Не заглядывая в текст, перескажите содержание абзаца в сокращенном виде.
3.Составьте и запишите вопрос к каждой смысловой части текста.
4.С опорой на вопросы составьте и запишите тезис­ный план текста "Пищеварение". (Примечание. Ответ на вопрос к смысловой части текста составит утверждение, кратко излагающее основную мысль данного фрагмента текста, т.е. тезис).
5.Опираясь на тезисный план, составьте монологи­ческое высказывание по теме "Пищеварение".

Скачать 54.15 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница