Контрольные вопросы к коллоквиуму №2 по разделам «Теории познания»



Скачать 79.38 Kb.
страница1/21
Дата07.06.2019
Размер79.38 Kb.
ТипКонтрольные вопросы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Контрольные вопросы к коллоквиуму № 2 по разделам
«Теории познания» и «Философия науки» «Этика», Антропология


    1. Проблема обоснования знания и фундаментализм. Рационализм об источнике достоверного знания. Эмпиризм об источнике достоверного знания. Представители

В гносеологии существует вопрос, что является источником истинного знания. Поскольку человек воспринимает мир через органы чувств и разумом, философия хочет выяснить, с чего начинается построение знания: с чувственных впечатлений или с работы разума. В XVII веке были основаны два противоположных направления, по-разному решавшие эту проблему: рационализм и эмпиризм.

Рационализм (ratio - разум) считал источником знаний разум. Основоположником европейского рационализма был французский философ Рене Декарт(1596-1650). Он заметил, что в каждой науке и в философии на один и тот же предмет существуют разные точки зрения, но они не могут быть одновременно истинными, поэтому он решил не доверять ни одной, считать их сомнительными, пока он сам не найдёт истину. Он не согласился принять чужие выводы в качестве истинного основания собственного рассуждения, поскольку сомневался в них. Его сомнение распространяется на всё, что существует, даже на Бога и на самого себя. Он решает, что примет в качестве истинного то, что никогда не сможет дать повода к сомнению, что его ум будет созерцать непосредственно, с очевидностью, ясно и отчетливо. Но Декарт, как человек Нового времени, не может полагаться на веру. Он ищет очевидных начал для его ума. Поэтому он доказывает бытие Бога таким образом.

Если есть Бог, то существует истина, существует весь мир. Бог дал человеку разум, чтобы он познавал истину. Но человек не всегда её достигает. Потому что нужно не только иметь разум, но и правильно его применить. Нужно найти правильный путь к истинному знанию - нужно создать правила метода, который позволит получить истинное знание.

Таким образом, рационализм утверждает источником познания разум, признаёт существование врождённых идей и избирает в качестве метода познания дедукцию. Рационализм не отрицает наличия в душе чувственных впечатлений, но считает их ненадёжными, поэтому отказывается признавать их источником истинного знания.

Эмпиризм (empirio- опыт) считал источником истинного знания опыт. Основоположником европейского эмпиризма был английский философ Фрэнсис Бэкон(1561-1626). Он тоже считал необходимым отбросить в познании всё то, что может искажать его результаты и исходить из очевидного. Прежде всего нужно очистить разум от предрассудков, или идолов (призраков). Есть 4 вида идолов разума:

Идолы рода - предрассудки, свойственные всем людям: все склонны приписывать природе такие свойства, которых у неё нет, а которые присущи человеческой деятельности.

Идолы пещеры - предрассудки, свойственные каждому человеку как результат его собственного познавательного опыта.

Идолы рыночной площади - предрассудки, связанные с неправильным употреблением слов.

Идолы театра - предрассудки, связанные с некритическим принятием мнений авторитетных ученых.

После очищения разума от этих идолов следует найти правильный метод познания. Им не может быть дедукция, потому что общий тезис, выступающий посылкой дедуктивного умозаключения, никогда не является исходным, потому что он всегда есть результат предшествующей индукции, которая была проведена бесконтрольно, а потому может иметь ошибки. Нужно применять метод индукции (от частного - к общему).

Бэкон считает, что существуют 3 метода познания: метод муравья, метод паука и метод пчелы.

Метод муравья: учёный, как муравей, который всё тащит в свое гнездо, собирает в опыте все подряд факты и считает их истинным знанием.

Метод паука: учёный, как паук, ткущий паутину из себя, получает знания из своего разума, обходясь без опыта.

Метод пчелы: учёный, как пчела, облетающая избранные цветы, с которых она собирает нектар и перерабатывает его в мёд, изучает избранные факты, полученные в чувственном опыте, и потом своим разумом перерабатывает их и делает истинные выводы.

Бэкон не признаёт первые два метода и считает истинным только метод пчелы.

Эмпиризм считает, что познание начинается с опыта, с чувственного восприятия, но в познании обязательно участвует разум. Отрицает существование врожденных идей.




    1. Скачать 79.38 Kb.

      Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21




©zodomed.ru 2024


    Главная страница