Компьютер и психическое здоровье О поколении современных детей шутят, что они родились с компьютерной мышью в руке. Сегодня компьютерные классы открываются в начальной школе, в группах дошкольного развития и даже в детских садах. Споры о пользе и вреде компьютера, а, точнее, уже о роли хайтек - революции в жизни не только взрослых, но и детей, ведутся на всех социальных уровнях: проводят исследования учѐные, дети спорят с родителями, родители – с учителями и т.д. Психологи, социологи, психиатры, медики, изучая проблему формирования мышления современных детей и подростков, влияние компьютера и Интернета на их физическое и психическое здоровье, приходят к неоднозначным выводам. Положительное влияние компьютера. Типичные примеры высказываний «за» общение детей с компьютером с раннего возраста. Так, педагог Рина Жукова считает, что влияние компьютера на детей 7 - 8 лет очень благотворно и помогает в формировании определѐнных навыков, развивает внимание , логическое и абстрактное мышление. Положительными факторами можно считать также следующие: Хорошо влияет компьютер на творческие способности детей(изучение языков, рисование) Развивающие компьютерные игры для детей – отличный способ самообразования. Психотерапевт Нарицына, полагает, что начинать следует с компьютерных игр, а затем, когда основные приемы работы на компьютере будут освоены, можно переходить к обучающим программам. Ведь программы - «обучалки» соответствуют главному правилу успешной учебы в начальной школе: чтобы хорошо учиться, учиться надо весело. Благодаря электронной почте, видеоиграм, поиску информации в Интернете растѐт скорость реакции на зрительные сигналы, повышается внимательность. Мозг приспосабливается к быстрой обработке ежедневных потоков информации. У многих даже появляются в мозгу особые нейронные сети, которые ухватывают нужное на лету. Стремительно растѐт средний IQ человека. Новые технологии развивают ум точно так же, как его развивают головоломки или изучение новых языков; «Интернетоголики» быстрее находят выход из любой сложной ситуации в повседневной жизни. Ведь каждый день, отыскивая нужную информацию в Сети, они тренируют те мозговые центры, которые связаны с принятием решений и логикойКомпьютерные игры помогают детям научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. При этом не следует забывать и об отрицательных факторах: Интернет уменьшает способность концентрироваться и созерцать, мозг со временем начинает ожидать поступления информации в том виде, в каком еѐ распространяет Сеть, – в виде стремительного потока частиц. Мышление становится отрывочным, чтение – поверхностным.В итоге люди превращаются в «расшифровщиков информации». А зона мозга, отвечающая за абстрактное мышление, атрофируется. Мозг теряет базовые механизмы, управляющие контактами с другими людьми. Труднее становится считывать чужую мимику во время беседы или угадывать эмоцию. Хай - тек - революция погружает человека в состояние рассеянного внимания, когда следишь за всем сразу, ни на чѐм не сосредотачиваясь. При увлечении общением Online появляется опасность забыть, что значит дружба в реальном мире. Дружеские отношения вытесняются суррогатом, появляются проблемы в общении лицом к лицу. Интернет учит многозадачности – возможности выполнять несколько заданий одновременно. Можно слушать музыку и писать в блог, отвлекаясь на проверку почты. Исследования показали: чрезмерная многозадачность усиливает стресс и дефицит внимания, делая работу менее эффективной Мозг до такой степени адаптируется к возможностям техники, что память практически не используется. В результате она становится поверхностной и кратковременной. Человек скорее запомнит не саму информацию, а то, в какой папке в компьютере она лежит. Компьютер и Интернет становятся для человека своеобразным «протезом» памяти. Длительное погружение в цифровой мир вызывает особое переутомление. Многие признаются, что через несколько часов пребывания в Сети начинают ошибаться, перед выходом из Сети ощущают опустошенность, утомление, раздраженность. Это новая форма стресса, которую доктор Смолл назвал техногенным истощением мозга. Отрицательное влияние на психику ребёнка: Детская агрессивность и жестокость, возникающие в результате чрезмерного увлечения аркадными или военизированными играми – «стрелялками», «догонялками», «убивалками». Неправильное восприятие картины мираБыло проведено исследование под названием«Рисунок всего мира». Дети, не зависевшие от компьютера, изобразили яркий и красочный мир с солнцем, людьми, деревьями. В рисунках же детей, которые днями просиживали возле монитора, четко прослеживались признаки повышенного беспокойства, жестокости и страха. На их рисунках присутствовали оружие и даже мертвецы. Трудности в общении с другими людьмиЕсли раньше ребенку, который имел определенные трудности в общении, необходимо было как - то менять себя и предпринимать какие - либо шаги для поисков сближения, то сегодня ситуация другая. Можно просто с головой уйти в компьютер, найти себе друзей в Интернете и спокойно с ними общаться на условиях анонимности. Нет необходимости подстраиваться под окружающих людей, можно вести себя так, как хочется. Изменения в психике современных детей Восприятие информации. «Новые дети по - другому воспринимают информацию. Они привыкли, что все должно быть ярким, зрелищным, наглядным», – говорит доктор социологических наук Л. Паутова. Это дает и плюсы, и минусы. Учителя отмечают, что у современных детей форма преобладает над содержанием. Ребѐнок может с легкостью сделать электронную презентацию – красивую, наглядную, яркую, но по содержанию неглубокую, поверхностную. Обилие и разнообразие информации не даѐт возможности для детальной, скрупулезной, аналитической работы, и в этом их слабость. «Их плюс – море креатива, свобода для творчества и самореализации», – продолжает Паутова. Наступило новое время, когда индивидуальные способности ценятся больше, чем командный дух. Виртуальное общение. Как любое новшество, виртуальное общение имеет свои плюсы и минусы. Оно хорошо в том случае, когда не ограничивает реальное. Иногда Online- беседы – неплохой толчок в преодолении застенчивости. Если, скажем, в реальной жизни мальчику, которого считают «ботаником», трудно общаться с девочками, то в чате он чувствует себя раскрепощѐнным. То же касается и самовыражения. «С одной стороны, когда собеседник тебя не знает, вроде бы легче высказать своѐ мнение, в чате можно проверить реакцию на него. С другой, отсутствие видимых эмоций обедняет общение», – считает доцент кафедры возрастной психологии МГПУ Т. Авдулова. Правильный режим работыПри несоблюдении режима работы компьютер из друга превращается во врага. Недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное – ухудшает. Завороженное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, усталости глаз. И чтобы компьютер не вредил здоровью, важно строго регламентировать время, которое ребѐнок проводит за компьютером. Родителям при решении этого вопроса следует проявить настойчивость и последовательность. Малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут – и то, желательно, не каждый день. Детям в возрасте 7 - 8 лет это время можно продлить до 30 - 40 минут в день, а с 9 - 11 лет – не более часа - полутора. ( Смотрите статью «Компьютер и физическое здоровье») Компьютерная зависимостьПричиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков часто становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. Основной мерой профилактики возникновения подобной зависимости является правильное воспитаниеПри этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него нежелательно, что компьютер – это лишь часть жизни, он не заменяет всего остального. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. Если ребенок все же встретился с такой информацией, нужно в доступной форме объяснить ему, почему для него это опасно. Категорический запрет безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а, кроме того, сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенкомЭволюция мозга.Мнения по этой проблеме разделились. По мнению пессимистов, к числу которых относится доктор медицинских наук В. Черепанов, информационно насыщенная среда не стимулирует, а душит воображение. Дети потребляют огромное количество «готовой» информации – видео - , аудио - , говорящие игрушки, интерактивные игры. Повзрослев, они усаживаются за Facebook и Twitter, которые отупляют. Есть исследования, которые показывают: те, кто часами сидит в соцсетях, как бы впадают в детство. Этот феномен психологи назвали «кризисом идентичности». Для него характерны неадекватность самооценки, утрата чувства перспективы, беспричинный пессимизм, внешняя пассивность, бескомпромиссность, а порой, и агрессивность. Психологические эксперименты также показали, что, когда их участникам задавали сложные вопросы, они начинали думать о компьютерах как о палочках - выручалочках. По сути, рождается поколение людей, нуждающихся в очень примитивном общении, потерявших способность к концентрации внимания и постоянно желающих обратить на себя внимание. Оптимисты же, к которым можно отнести доктора биологических наук Ю. Щербатова, считают, что нынешние изменения – это неплохо, это просто иначе, чем было раньше. Мир меняется, и человеческий мозг старается более эффективно приспособиться к этим изменениям. Мы иначе организовываем огромное количество необходимой информации, меняем способ запоминания. Cмартфоны избавили нас от необходимости запоминать номера телефонов и списки дел, это позволяет занимать голову другими вещами. Facebook или Google не делают нас глупыми, а Twitter и SMS имеют и положительную сторону: приучают к краткости и более четкому выражению мысли. Изучая влияние компьютера на здоровье и психику не только детей, но и уже взрослых людей, ученые отмечают плюсы и минусы этого влияния. Заключение Общение с компьютером у современных детей начинается довольно рано, и чтобы компьютер не превратился из друга во врага, необходимы внимание и помощь родителей.Всегда следует помнить о том, что всѐ хорошо в меру. Добрые замечательные игры могут стать не только полезными, но и вредными для детей, если нарушать санитарно - гигиенические правила Когда отправляться в плавание по Интернету и начинать он-лайн- общение, зависит от развития ребенка. Не стоит забывать и о блокировке некоторых сайтов. Единственным проверенным способом не дать ребѐнку оказаться в зависимости от компьютера – это заинтересовать тем, что никак не связано с компьютером, показать, что существует масса других интересных развлечений, которые позволяют не только пережить острые ощущения, но и также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. И помочь в этом может только родительская культура, самообразование в этой области. Использована статья КиберЛенинки: Дети и компьютер. Петрова Евгения Ивановна, кандидат химических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»
Поделитесь с Вашими друзьями: |