Изучение этиологии, патогенеза заболеваний внутренних органов



страница1/2
Дата23.04.2016
Размер6.63 Mb.
  1   2

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Общая характеристика послевузовского профессионального образования

подготовки аспиранта по специальности 14.01.04 Внутренние болезни"


  1. Требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования по отрасли наук Медицинские науки вводятся в соответствии с Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2011 г. N 1365 "Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре)".




  1. Ученая степень, присуждаемая при условии освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) - кандидат наук.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования подготовки аспиранта, по отрасли Медицинские науки очной формы обучения составляет 3 года.

В случае досрочного освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта и успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук аспиранту присуждается искомая степень независимо от срока обучения в аспирантуре


1.3.

Цель – формирование у аспирантов теоретических знаний, практических навыков по основам внутренних болезней, умения самостоятельно ставить и решать научные проблемы, а также проблемы образования в сфере медицины и здравоохранения.
Задачи:

  1. Изучение этиологии, патогенеза заболеваний внутренних органов:
    сердечно–сосудистых заболеваний, патологии респираторного, желудочно-
    кишечного тракта, болезни почек, соединительной ткани и суставов во всем
    многообразии их проявлений и сочетаний.

  2. Изучение клинических и патофизиологических проявлений патологии внутренних органов с использованием клинических лабораторных, лучевых, иммунологических, генетических, патоморфологических, биохимических и других методов исследований.

  3. Совершенствование лабораторных, инструментальных и других методов обследования терапевтических больных, совершенствование диагностической и дифференциальной диагностики болезней внутренних органов.

4. Изучение механизмов действия, эффективности и безопасности
лекарственных препаратов и немедикаментозных способов воздействия.

5. Совершенствование и оптимизация лечебных мероприятий и профилактики


возникновения или обострения заболеваний внутренних органов.

Внутренние болезни - область медицинской науки, изучающая этиологию, патогенез, семиотику, диагностику, прогноз и профилактику заболеваний внутренних органов. Для эффективного лечения требуется правильная диагностика, основанная на систематическом обследовании пациента, анализе анамнеза, жалоб и объективных признаков заболевания (выявляемых при физикальном обследовании — осмотре, пальпации, перкуссии, аускультации, а также с помощью рутинных лабораторно-инструментальных методов). Значимость решения научных и технических проблем данной специальности для народного хозяйства состоит в совершенствовании диагностических мероприятий, создании теоретической и практической базы для разработки новых средств профилактики и терапии болезней.
Цели аспирантуры.

Цель аспирантуры - подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в области медицины для науки, медицинской промышленности и профессионального образования медицинского профиля.

Целями подготовки аспиранта, в соответствии с существующим законодательством, являются:


  • углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;

  • формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности;

  • совершенствование философского образования, ориентированного на профессиональную деятельность;

  • совершенствование знания иностранного языка, ориентированного на профессиональную деятельность.



Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры:

Паспорт специальности научных работников

Шифр специальности:

14.01.04 Внутренние болезни
Формула специальности:

Внутренние болезни – область медицинской науки, изучающая этиологию, патогенез, семиотику, диагностику, прогноз и профилактику заболеваний внутренних органов.


Области исследований:

1. Изучение этиологии и патогенеза заболеваний внутренних органов:

сердечно-сосудистых заболеваний, патологии респираторного, желудочно- кишечного тракта, болезни почек, соединительной ткани и суставов во всем многообразии их проявлений и сочетаний.

2. Изучение клинических и патофизиологических проявлений патологии внутренних органов с использованием клинических лабораторных, лучевых, иммунологических, генетических, патоморфологических, биохимических и других методов исследований.

3. Совершенствование лабораторных, инструментальных и других методов обследования терапевтических больных, совершенствование диагностической и дифференциальной диагностики болезней внутренних органов.

4. Изучение механизмов действия, эффективности и безопасности лекарственных препаратов и немедикаментозных способов воздействия.

5. Совершенствование и оптимизация лечебных мероприятий и профилактики возникновения или обострения заболеваний внутренних органов.
Отрасль наук:

медицинские науки.

Кандидат медицинских наук осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с полученной им специальностью научных работников, связанную с решением научно-исследовательских, научно-практических, научно-производственных, морально-этических задач в области медико-биологических, клинических, медико-социальных проблем медицины; участвует в качестве руководителя или члена научного (научно-педагогического) коллектива в организации и проведении теоретических, клинических, лабораторных, экспериментальных, социологических, информационных и вычислительных исследований, в обработке и интерпретации полученных данных, их обобщении; разрабатывает методологию медицинских исследований, новые методы диагностики, лечения, профилактики болезней человека и охраны его здоровья, новые технологии клинических, медико-биологических и медико-социальных исследований; разрабатывает нормативные и методические документы в области медицинских наук и для практического здравоохранения, учебно-методические документы высшего и среднего профессионального образования медицинского профиля; осуществляет преподавание медицинских дисциплин в образовательных учреждениях; разрабатывает медико-экономические социальные и экологические критерии реализации медицинских исследований; участвует во внедрении результатов научных исследований, в экспертизе научных работ, в работе научных советов, семинаров, научно-практических конференций.

Профессиональная деятельность выпускника аспирантуры кандидата медицинских наук осуществляется в строгом соответствии с правовыми нормами, отраженными в Конституции РФ и действующем законодательстве, с морально-этическими и деонтологическими принципами, провозглашенными в Конвенции о правах человека и биомедицине (Совет Европы, 1987 г.).


Основными сферами профессиональной деятельности кандидата медицинских наук являются:


  • организации и учреждения системы Министерства здравоохранения Российской Федерации, организации медико-биологического, клинического, медико-социального, медико-технического, экологического и других профилей, а также соответствующие по профилю организации и учреждения других Министерств и Государственных Комитетов Российской Федерации;

  • академические и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с решением клинических, медико-биологических, медико-социальных, медико-технических и медико-экономических проблем;

  • организации независимо от формы собственности, связанные с решением клинических, медико-биологических, медико-социальных, медико-технических и медико-экономических проблем;

  • организации, связанные с мониторингом окружающей среды и решением экологических задач;

  • учреждения системы высшего и среднего профессионального, школьного и дошкольного образования в установленном порядке.

Обучение в аспирантуре проводится кафедрами хирургических болезней медицинских вузов и/или в учреждениях последипломного образования, расположенных на базах крупных лечебно-профилактических учреждений, а также НИИ, медицинских центрах, имеющих лицензию на право ведения общеобразовательной деятельности.



2. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения образовательной программы по подготовки аспиранта по внутренним болезням в условиях конкурсного отбора


  1. Лица, желающие освоить основную образовательную программу подготовки аспиранта по отрасли медицинских наук, должны иметь высшее профессиональное образование.

  2. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, принимаются в аспирантуру по результатам сдачи вступительных экзаменов на конкурсной основе. По решению экзаменационной комиссии лицам, имеющим достижения в научно-исследовательской деятельности, отраженные в научных публикациях, может быть предоставлено право преимущественного зачисления.

  3. Порядок приема в аспирантуру и условия конкурсного отбора определяются действующим Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.

2.4. Программы вступительных экзаменов в аспирантуру разрабатываются образовательными учреждениями и научными организациями, реализующими основные образовательные программы послевузовского профессионального образования, в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

2.5. В аспирантуру по научным специальностям клинического профиля из числа утвержденных Минздравом России принимаются лица, имеющие опыт практической работы не менее 3-х лет, а также выпускники клинической ординатуры по соответствующим специальностям в год окончания при условии выполнения плана обучения и успешной сдачи выпускных экзаменов.

3. Компоненты образовательной программы подготовки аспиранта.

  • образовательно-профессиональные дисциплины;

  • факультативные дисциплины;

  • педагогическая практика;

  • научно-исследовательская работа аспиранта;

  • итоговая аттестация аспиранта;

  • подготовка диссертационной работы и представление ее в Ученый или Диссертационный советы.

Образовательная программа послевузовского профессионального образования имеет следующую структуру:

3.1. Образовательная составляющая, включающая следующие разделы:

Обязательные дисциплины (ОД. А.00);

Факультативные дисциплины (ФД.А.00);

Практика (П.А.00).

3.2. Исследовательская составляющая, включающая следующие разделы:

Научно-исследовательская работа аспиранта (адъюнкта) и выполнение диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (НИР.А.00);

Кандидатские экзамены (КЭ.А.00);

Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (ПД.А.00).

4. Нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования в очной форме обучения не может превышать три года, в заочной форме - четыре года, за исключением обучения по отдельным специальностям научных работников технических, естественных отраслей наук, срок обучения по которым может составлять четыре года в очной форме, пять лет в заочной форме*(2).



5. Трудоемкость освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования (по ее составляющим и их разделам):

Индекс

Наименование разделов и дисциплин (модулей)

Трудоёмкость (в зачётных единицах)*(3)

ОД.А.00

Обязательные дисциплины

11

ОД.А.01

История и философия науки

2

ОД.А.02

Иностранный язык

2

ОД.А.03

Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности

2

ОД.А.04, ОД.А.05 и т.д.

Дисциплины по выбору аспиранта (адъюнкта)*(4)

5

ФД.А.00

Факультативные дисциплины*(5)

13

П.А.00

Практика*(6)

3

Итого на образовательную составляющую

27

НИР.А.00

Научно-исследовательская работа аспиранта (адъюнкта) и выполнение диссертации на соискание учёной степени кандидата наук*(7)

165

КЭ.А.00

Кандидатские экзамены

3

КЭ.А.01

Кандидатский экзамен по истории и философии науки

1

КЭ.А.02

Кандидатский экзамен по иностранному языку

1

КЭ.А.03

Кандидатский экзамен по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук

1

ПД.А.00

Подготовка к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук*(8)

15

Итого на исследовательскую составляющую

183

Общий объём подготовки аспиранта (адъюнкта)*(9)

210

_____________________________

*(1) На базе образовательной программы послевузовского профессионального образования по соответствующей специальности научных работников научным руководителем совместно с аспирантом (адъюнктом) разрабатывается индивидуальный план аспиранта (адъюнкта).

*(2) Пункт 4 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280; 2011, N 1, ст. 38).

*(3) Одна зачётная единица соответствует 36 академическим часам продолжительностью 45 минут. Максимальный объём учебной нагрузки аспиранта (адъюнкта), включающий все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, составляет 54 академических часа в неделю.

*(4) Дисциплины по выбору аспиранта (адъюнкта) (ОД.А.04, ОД.А.05 и т.д.) выбираются им из числа предлагаемых образовательным учреждением или научной организацией, реализующими образовательную программу послевузовского профессионального образования.

*(5) Факультативные дисциплины (ФД.А.00) не являются обязательными для изучения аспирантом (адъюнктом). Время, отведённое на факультативные дисциплины, может быть частично или полностью использовано в других разделах образовательной составляющей.

(6) Образовательное учреждение или научная организация, реализующие образовательную программу послевузовского профессионального образования, самостоятельно определяют целесообразность проведения практики (П.А.00) и её вид (педагогическая или производственная), сроки и форму её прохождения, а также форму контроля и отчётности по ней. При отсутствии практики отведённое для неё время должно быть перенесено на освоение обязательных дисциплин (ОД.А.00).

*(7) При обучении по отдельным специальностям научных работников технических, естественных отраслей наук, срок обучения по которым составляет четыре года в очной форме, трудоемкость научно-исследовательской работы аспиранта (адъюнкта) и выполнение диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (НИР.А.00) увеличиваются на 55 зачетных единиц.

*(8) Подготовка к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (ПД.А.00) включает оформление диссертационной работы и представление её на кафедру (в научный совет, отдел, лабораторию, сектор) или в совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

*(9) Без учета каникул.
зыку и/или философии до поступления в аспирантуру, освобождаются от прослушивания соответствующих дисциплин.

** Факультативные дисциплины могут быть предназначены для освоения аспирантом на добровольной основе дополнительных образовательных профессиональных программ, предусмотренных в нормативных документах для изучения на уровне послевузовского профессионального образования, и получения квалификации "Преподаватель высшей школы" или других дополнительных квалификаций. Факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом образовательных учреждений и научных организаций, реализующих основные образовательные программы послевузовского профессионального образования, не являются обязательными для изучения аспирантом. Часы, отведенные на факультативные дисциплины, могут быть использованы как для теоретического обучения, так и для научно-исследовательской работы аспиранта.

*** В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. №74 "Положение о порядке присуждения ученых степеней" перечень кандидатских экзаменов устанавливается ВАК России и утверждается Минобразованием России.

Часы на подготовку и проведение экзаменов итоговой аттестации - кандидатских экзаменов включены в общую трудоемкость изучаемых дисциплин.



4. Сроки освоения образовательной программы подготовки аспиранта по внутренним болезням
4.1. Срок освоения образовательной программы подготовки аспиранта по онкологии 7560 часов, в том числе:

образовательная программа подготовки - 972 часа;

программа научно-исследовательской подготовки,

включая оформление и представление диссертации - 6588 часов;

каникулы не менее - 16 недель.



4.2. Лицам, окончившим аспирантуру, предоставляется месячный отпуск, в случае выполнения следующих требований:

  1. полностью выполнен индивидуальный учебный план;

  2. сданы кандидатские экзамены по истории и философии науки, иностранному языку и специальной дисциплине;

  3. завершена работа над диссертацией и оформленная диссертация представлена в Ученый или Диссертационный советы.




5. Документация, входящая в образовательную программу подготовки аспирантов включает:

  1. рабочий учебный план (на основании рабочего учебного плана разрабатываются индивидуальные планы аспирантов),

  2. программу учебных дисциплин и практик.


6. Условия реализации и кадровое обеспечение программы подготовки аспирантов.

Подготовку аспирантов по внутренним болезням на базе ХМГМА осуществляют: кафедра госпитальной терапии с курсом скорой и неотложной медицинской помощи и др.



п/п

Ф.И.О.

Ученая степень, ученое звание

Предмет

Ответственная кафедра

1.

Коркин А.Л.

д.м.н., доцент


Внутренние болезни


Кафедра госпитальной терапии с курсом скорой и неотложной медицинской помощи

2.

Рагозин О.Н.

д.м.н., профессор


Внутренние болезни


Кафедра госпитальной терапии с курсом скорой и неотложной медицинской помощи

3.

Черкашин Г.В.

к.ф.н., доцент

История и философия науки

(медицина и биология)



Гуманитарных и социально-экономических дисциплин

4.

Каргаполов Е.П.

д.п.н., профессор


Психология человека

Гуманитарных и социально-экономических дисциплин

5.

*Степанова Г.А.

д.п.н., профессор


Педагогика, Психология и педагогика высшей школы, Технология профессионально-ориентированного обучения школы

Гуманитарных и социально-экономических дисциплин

6.

Зуевский В.П.

д.б.н., профессор


История и методология биологии и медицины

Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

7.

* Рябий М.М.

к.п.н., доцент

Тренинг профессионально ориентированных риторики, дискуссий и общения

Гуманитарных и социально-экономических дисциплин

8.

Вьюн В.А.

д.ф.-м.н., доцент


Информационные технологии в образовании и науке

Кафедра нормальной и патологической физиологии

9.

Корчин В.И.

д.м.н., профессор


Здоровое питание

Кафедра нормальной и патологической физиологии

10.

Корчин В.И.

д.м.н., профессор


Адаптация и экология человека на Севере

Кафедра нормальной и патологической физиологии

11..

Корчин В.И.

д.м.н., профессор


Планирование, организация результатов научного исследования и его представление

Кафедра нормальной и патологической физиологии

12.

Зайцева М.В.

Нет

Английский язык

Гуманитарных и социально-экономических дисциплин

13.

Касьян Л.А.

Нет

Немецкий язык

Гуманитарных и социально-экономических дисциплин


7. Требования к уровню подготовки аспирантов-хирургов успешно завершивших обучение в аспирантуре.

7.1. Требования к знаниям и умениям выпускника аспирантуры по внутренним болезням.

7.1.1. Общие требования к выпускнику аспирантуры по внутренним болезням.

Выпускник аспирантуры по внутренним болезням должен быть широко эрудирован, иметь фундаментальную научную подготовку, владеть современными информационными технологиями, включая методы получения, обработки и хранения научной информации, уметь самостоятельно формировать научную тематику, организовывать и вести научно-исследовательскую деятельность по избранной научной специальности.



7.1.2. Требования к научно-исследовательской работе аспиранта по внутренним болезням.
Научно-исследовательская часть программы должна:

соответствовать основной проблематике научной специальности, по которой защищается кандидатская диссертация;

быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;

основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях отечественной и зарубежной науки и практики;

использовать современную методику научных исследований;

базироваться на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;

содержать теоретические (методические, практические) разделы, согласованные с научными положениями, защищаемыми в кандидатской диссертации.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации аспиранта по внутренним болезням.

7.2.1. Итоговая аттестация аспиранта-хирурга включает сдачу кандидатских
экзаменов и представление диссертации в Ученый или Диссертационный советы.

Порядок проведения кандидатских экзаменов устанавливается приказом ректора ХМГМА.

Требования к содержанию и оформлению диссертационной работы определяются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации (ВАК России).

7.2.2. Требования к итоговой государственной аттестации (порядок представления и
защиты диссертации на соискание степени кандидата наук) разрабатываются Высшей
аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации (ВАК
России).
8. Документы, подтверждающие освоение основной образовательной программы подготовки аспиранта.

Аспиранту, полностью выполнившему основную образовательную программу послевузовского профессионального образования и успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию (защитившим диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук), выдается диплом кандидата наук, удостоверяющий присуждение искомой степени.



II. РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММА АСПИРАНТУРЫ ПО ВНУТРЕННИМ БОЛЕЗНЯМ

Рабочий учебный план подготовки аспиранта по профессиональным дисциплинам входящие в научную специальность внутренние болезни

Вид учебной работы

Всего, час.

Первый год

Второй год

Общая трудоёмкость дисциплины

72

36

36

Аудиторные занятия

48

24

24

в том числе: лекции (Л)

24

12

12

практические занятия (ПЗ)

24

12

12

Самостоятельная работа

24

12

12

В том числе: подготовка к практическим занятиям (ПЗ)

12

6

6

самостоятельное изучение теоретического материала (СИТМ)

12

6

6

Зачётные единицы

2

1

1

Вид промежуточной аттестации

зачет

зачет

зачет

Вид итоговой аттестации

экзамен







Содержание дисциплины

2.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Объём, час.

лекции

лабораторные занятия

практические занятия

самостоятельные занятия

1

Пропедевтика внутренних болезней

2




2

4

2

Внутренние болезни

22




22

20




Итого

24




24

24

2.2 Содержание разделов дисциплины

п/п


Наименование раздела

дисциплины



Содержание раздела

1

2

3

1

Пропедевтика внутренних болезней

Сбор и оценка анамнеза, клиническое обследование здорового и больного пациента: осмотр, аускультация, перкуссия, пальпация. Интерпретация результатов лабораторно-инструментальных исследований. Оценка выявленных при обследовании пациента патологических изменений и формулирование предварительного диагноза.

2

Внутренние болезни

Диагностика и лечение заболеваний органов дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной и костно-мышечной систем.



3. ТЕМАТИКА АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
3.1 Лекционные занятия дисциплины


№ п/п

Номер раздела

Наименование лекционных занятий

Трудоёмкость, часы

1

1

Пропедевтика внутренних болезней, цели и задачи. Анамнез. Понятие о диагнозе.

2

2

2

Методы объективного исследования систем организма.

1

3

2

Ишемическая болезнь сердца. Стенокардия. Инфаркт миокарда.

1

4

2

Гипертоническая болезнь.

1

5

2

Заболевания миокарда.

1

6

2

Недостаточность кровообращения.

1

7

2

Нарушения ритма сердца.

1

8

2

Ревматизм.

1

9

2

Ревматоидный артрит. Системная красная волчанка.

1

10

2

Хроническая обструктивная болезнь лёгких. Бронхиальная астма.

1

11

2

Пневмонии.

1

12

2

Легочное сердце.

1

13

2

Язвенная болезнь.

1

14

2

Гастриты.

2

15

2

Хронический гепатит. Цирроз печени.

2

16

2

Хронический холецистит.

2

17

2

Хронический панкреатит.

2

18

2

Хроническая почечная недостаточность.

2


3.2 Практические занятия дисциплины


№ п/п

Номер раздела

Наименование практических занятий

Трудоёмкость, часы

1

1

Методы обследования больных ХОБЛ: функциональные легочные тесты (определение ОФВ1 и ПСВ), определения реакции на бронхолитические средства, кортикостероиды и бронхоконстрикторы, определение статических легочных объемов, определение газового состава крови, рентгенологическое исследование.


2

2

2

Бронхит. Хроническая обструктивная болезнь легких. Обследование больных с заболеваниями органов дыхания.

1

3

2

Пневмония: дифференциальный диагноз, осложнения и лечение. Деструктивные пневмонии в практике врача первичного звена: проблемы ранней диагностики, дифференциального диагноза, алгоритмы лечения.

1

4

2

Бронхиальная астма. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Осложнения. Терапия.

1

5

1

Методы обследования больных с сердечно-сосудистой патологией. Холтеровское мониторирование ЭКГ (ХМ ЭКГ), его возможности, показания и противопоказания. Ультразвуковые методы исследования сердца.

1

6

2

Инфаркт миокарда. Неосложненное течение. Дифференциальный диагноз, тактика ведения.

1

7

2

Инфаркт миокарда. Осложнения. Диагностика, рациональная терапия, профилактика.

1

8

2

Гипертоническая болезнь. Дифференциальный диагноз. Тактика лечения. Симптоматические гипертонии.

1

9

2

Нарушения ритма сердца и проводимости. Хроническая сердечная недостаточность. Диагностика, принципы лечения. Профилактика.

1

10

2

Ревматические болезни. Ревматические пороки сердца. Тактика ведения пациентов.

1

11

2

Заболевания суставов. Дифференциальный диагноз.

1

12

2

Гастриты. Этиология, патогенез, классификация, особенности течения различных форм хронического гастрита, дифференциальный диагноз, лечение, профилактика, диспансеризация, МСЭ. Методы обледования больных с заболеваниями органов пищеварения.

1

13

2

Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, симптоматические язвы: диагноз, дифференциальный диагноз, этапное лечение обострений язвенной болезни, профилактика, диспансеризация, МСЭ, реабилитация.

1

14

2

Проблемы патологии тонкого кишечника (артерио-мезентериальная непроходимость, энзимопатии, дивертикулярная болезнь) и толстого кишечника (неспецифический язвенный колит, болезнь Крона).

2

15

2

Заболевания билиарной системы (хронический холецистит, хронический холангит, ЖКБ, ПХЭС). Диагностика и дифференцированная терапия гепатитов и циррозов печени.

2

16

2

Патология почек. Дифференциальны диагноз.


2

17

2

Заболевания эндокринной системы (сахарный диабет, патология щитовидной железы, ожирение).

2

18

2

Заболевания органов кроветворения.

2


Рабочий учебный план подготовки аспиранта по дисциплинам по выбору входящие в научную специальность внутренние болезни




Наименование дисциплин

Часы

1

Информационные технологии в образовании и науке

108

2

Роль инкреторной дисфункции ЖКТ и пищеварительных желез в развитии терапевтической патологии

108

3

Современные методы функциональной диагностики в кардиологии

72

4

Инкреторная дисфункция желез внутренней секреции в клинике внутренних болезней

72


Рабочий учебный план подготовки аспиранта по факультативным дисциплинам входящие в научную специальность внутренние болезни




Наименование дисциплин

Часы

1

Психология человека

72

2

Педагогика

72

3

История и методология биологии и медицины

72

4

Психология и педагогика высшей школы

72

5

Технология профессионально ориентированного обучения

72

6

Планирование, организация результатов научного исследования и его представление

36

7

Тренинг профессионально ориентированных риторик, дискуссий и общения

72




Всего часов

468


Рабочий учебный план подготовки аспиранта по педагогической

практике на кафедрах академии




Наименование кафедры

Часы

1

Кафедра госпитальной терапии с курсом скорой и неотложной медицинской помощи

108




Всего часов

108


Сведения о местах проведения практик



п/п


Наименование вида практики в

соответствии с учебным планом



Место проведения практики

Реквизиты и сроки действия договоров

1

2

3

4

1

Клиническая и поликлиническая подготовка

г. Ханты - Мансийск, ул.

Калинина, 40, Окружная

клиническая больница:

- отделение терапии;

- отделение кардиологии;

- отделение функциональной диагностики;

- отделение кардиореанимации;

-отделение эндоскопии;

- отделение рентгендиагностики;

- отделение ультразвуковой диагностики;

- отделение гемодиализа;

- поликлиническое отделение.



Договор с ОКБ № 79

( 1.06.09 по 1.06.15)






III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

3.1 Использование инновационных методов в учебном процессе


Инновационная модель

Вид занятия (Л, ПР, ЛР)

Характеристика инновационной модели

Контекстное обучение

ПР, Л

Создание условий, максимально приближенных к реальным

Имитационное обучение

ПР

Использование игровых, групповых и имитационных форм обучения

Проблемное обучение

Л, ПР

Инициирование самостоятельного поиска аспирантом знаний через проблематизацию преподавателем учебного материала

Информационное обучение

Л, ПР

Использование мультимедийных презентаций

Оценочные средства для текущего контроля

успеваемости, промежуточной аттестации
Текущий контроль знаний аспирантов проводится по результатам выполнения практических работ, ответа на контрольные вопросы, по активности участия в практических занятиях, а промежуточная аттестация – по результатам выполненных по плану работ (конференций и т.д.).

Контроль знаний и навыков аспирантов

Вопросы для контроля промежуточной аттестации

  1. Определение ХОБЛ. Основные патофизиологические аспекты заболевания.

Основные клинические симптомы и данные объективного обследования при ХОБЛ. Методы обследования больных ХОБЛ. Медикаментозная терапия ХОБЛ. Реабилитация больных ХОБЛ.

  1. Понятие «пневмония», «интерстициальные процессы в легких», «внебольничная», «госпитальная» и «атипичная» пневмония». Формулировка диагноза в рамках МКБ-10. Определение степени тяжести пневмоний, степени дыхательной недостаточности.

  2. Особенности клинического течения пневмоний, вызванных стафилококком, клебсиелой, стрептококком, микоплазмой, хламидиями, эшерихией коли.

  3. Дифференциальный диагноз пневмонии с ОРВИ, другими заболеваниями легких в том числе с туберкулезом.

  4. Принципы рациональной антибактериальной терапии. Этиология и патогенез деструктивных пневмоний. Классификация пневмоний согласно МКБ-10.

  5. Определение бронхиальной астмы. Факторы риска развития бронхиальной астмы. Механизмы развития бронхиальной обструкции при БА. Диагностика и классификация БА. Программа ведения больных БА. Лекарственная терапия.

  6. Определение легочной гипертензии и легочного сердца. Клиническая классификация легочной гипертензии. Патогенетические механизмы формирования. Клиническая картина. Подходы к лечению.

  7. Патогенез атеросклероза. Факторы риска ИБС. Понятие стенокардии.

  8. Проведение дифференциального диагноза болевого синдрома в грудной клетке при следующих заболеваниях: ИБС (стабильная, нестабильная, впервые возникшая, спонтанная стенокардия, инфаркт миокарда). Заболевания сердечной мышцы (миокардиодистрофии, миокардиты, кардиомиопатии). Приобретенные и врожденные пороки сердца. Перикардиты (сухие и выпотные). Заболевания сосудов (аортиты, аневризмы аорты, расслаивающаяся аневризма аорты, аорталгия при АГ, коронарииты, эмболии легочной артерии). Заболевания позвоночника, ребер и грудных мышц (остеохондроз шейного и грудного отделов позвоночника, добавочное шейное ребро, синдром передней грудной стенки, синдром передней лестничной мышцы (с-м Наффцигера), реберный хондрит (с-м Титце), ксифоидия, синдром малой грудной мышцы, миозиты, плечелопаточный периартрит. Болезни нервной системы (плекситы, грудной радикулит, межреберная невралгия). Патология пищевода (острый и хронический эзофагит, рефлюкс-эзофагит), ахалазия кардии, дивертикул пищевода, грыжа пищеводного отверстия диафрагмы, рак пищевода). Заболевания органов брюшной полости (язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки и желудка, холециститы, панкреатиты, поддиафрагмальный абсцесс и диафрагмальный плеврит).

  9. Классификация ИБС. Первичная профилактика ИБС. Тактика медикамен- тозного лечения ИБС. Сочетанное применение отдельных групп препаратов.

  10. Клиническая картина типичного варианта неосложненного ИМ. Дифференциальный диагноз с синдромно - сходными заболеваниями. Тактика ведения на догоспитальном и госпитальном этапах. Лечение болевого синдрома.

  11. Лечение отека легких при ИМ в зависимости от уровня АД и фазы заболевания. Кардиогенный шок: клиника, основные принципы терапии, профилактика. Тромбоэмболические осложнения: современная диагностика, лечение. Синдром Дресслера. Диагностика. Тактика лечения.

  12. Гипертоническая болезнь. Этиология, патогенез, клиника, течение, лечение.

  13. Классификация заболеваний миокарда (Г.Ф. Лангга, ВОЗ 1985 г.). Специфические заболевания миокарда (инфекционный миокардит, метаболические поражения миокарда, поражения миокарда при системных и наследственно-семейных заболеваниях, при аллергических и токсических реакциях). Миокардиты. Миокардиодистрофии.

  14. Нарушения ритма сердца. Классификация антиаритмических препаратов (ААП). Фармакокинетика и фармакодинамика ААП. Показания и противопоказания к применению, побочные действия. Сочетанное применение ААП.

  15. Понятие о ХСН. Клинические варианты сердечной недостаточности. Классификация ХСН (Россия, NYHA). Этиология и патогенез ХСН. Клиническая, инструментальная (рентгенологическое исследование, ЭХО-кг) диагностика ХСН. Тактика и основные принципы лечения ХСН.

  16. Современная классификация заболеваний суставов. Основные воспалительные заболевания суставов (артриты). Невоспалительные заболевания суставов (артрозы). Артриты и артрозы при других заболеваниях. Методика исследования функции опорно-двигательного аппарата. Принципы и методы этапной терапии.

  17. Понятие о диффузных заболеваниях соединительной ткани. Классификация. Диагностика. Лечение.

  18. Гастриты. Этиология, патогенез, классификация, особенности течения различных форм хронического гастрита, дифференциальный диагноз, лечение, профилактика, диспансеризация, МСЭ. Методы обледования больных с заболеваниями органов пищеварения.

  19. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, симптоматические язвы: диагноз, дифференциальный диагноз, этапное лечение обострений язвенной болезни, профилактика, диспансеризация, МСЭ, реабилитация.

  20. Проблемы патологии тонкого кишечника (артерио-мезентериальная непроходимость, энзимопатии, дивертикулярная болезнь) и толстого кишечника (неспецифический язвенный колит, болезнь Крона).

  21. Заболевания билиарной системы (хронический холецистит, хронический холангит, ЖКБ, ПХЭС). Диагностика и дифференцированная терапия гепатитов и циррозов печени.

  22. Методы обследования больных с болезнями почек. Дифференциальный диагноз синдромов дизурии, мочевого, гематурии. Острый и хронический гломерулонефрит.

  23. Хроническая почечная недостаточность, тактика ведения больных терапевтом.

  24. Анемический синдром. Клинико-лабораторные критерии диагностики дифференциального диагноза. Терапия.

  25. Эндокринные заболевания. Проблемы лечения больных сахарным диабетом. Синдром гипер- и гипотиреоза в практике врача первичного звена.


ВОПРОСЫ ДЛЯ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности 14.01.04 – внутренние болезни
1. Ревматизм, этиология, патогенез, классификация, клиника, лечение, МСЭ. Вклад отечественных ученых в развитие учения о ревматизме. Группы лекарственных препаратов.

2. Дифференциальная диагностика при легочном инфильтрате.

3. Диагностика и неотложная помощь при острой почечной недостаточности.

4. Объем медицинской помощи на этапах эвакуации.

5. Острые пневмонии. Этиология, патогенез, классификация. Клинические проявления в зависимости от клинико-морфологической формы и возбудителя. Принципы лечения, МСЭ, диспансеризация.

6. Дифференциальная диагностика при болях в области сердца.

7. Диагностика и неотложная помощь при анемической коме.

8. Диагностический поиск при вирусных гепатитах: А, В, С, Д, Е.

9. Бронхиальная астма. Этиология, патогенез, классификация, основные клинические проявления, лечение в приступный и межприступный периоды. Прогноз, МСЭ. Группы лекарственных препаратов.

10. Дифференциальная диагностика при выявлении шумов в сердце (приобретенные пороки сердца ).

11. Диагностика и неотложная помощь при кетоацидотической коме.

12. Вибрационная болезнь. Этиология, патогенез, клиника, течение, лечение, профилактика, МСЭ.

13. Болезни пищевода. Основные этиологические факторы. Клиника и диагностика эзофагита, ахалазии кардии, рака пищевода. Терапевтические аспекты лечения.

14. Дифференциальная диагностика при первичном и вторичном бронхообструктивном синдроме.

15. Диагностика и неотложная помощь при пароксизмальной форме мерцания и трепетания предсердий.

16. Первичный туберкулез. Диагностика и дифференциальная диагностика с другими заболеваниями.

17. Хронический бронхит: этиология, патогенез, классификация. Основные диагностические критерии заболевания в зависимости от формы, лечение, профилактика, МСЭ.

18. Дифференциальная диагностика при кардиомегалии (миокардит, первичная кардиомиопатия, экссудативный перикардит, пороки сердца).

19. Диагностика и неотложная помощь при желудочно-кишечном кровотечении.

20. Пневмокониозы: этиология, патогенез, основные клинические проявления, диагностика, лечение, ВТЭ, профилактика.

21. Легочное сердце: этиология, патогенез, классификация, диагностика, в зависимости от степени компенсации, лечение, МСЭ, профилактика.

22. Дифференциальная диагностика при синдроме диареи (энтероколит, дискинезии и опухоли кишечника, болезнь Крона).

23. Диагностика и неотложная помощь при анафилактическом шоке.

24. ВИЧ-инфекция. Карантинные инфекции. Тактика врача-терапевта при подозрении на карантинную инфекцию.

25. Митральные пороки сердца. Этиология, гемодинамика, критерии диагноза, показания к хирургической коррекции, МСЭ. Ведение беременности и родов.

26. Дифференциальная диагностика при диссеминированных заболеваниях легких (туберкулез, саркоидоз, идиопатический фиброзирующий альвеолит, карциноматоз).

27. Диагностика и неотложная помощь при гемолитическом кризе.

28. Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с экзантемами в клинике инфекционных болезней).

29. Кардиомиопатии. Понятие об этой группе заболеваний, классификация, клинические варианты, диагностика, лечение, МСЭ.

30. Дифференциальная диагностика при нарушении глотания.

31. Диагностика и неотложная помощь при уремической коме.

32. Организация терапевтической помощи в Российской Армии.

33. Системная красная волчанка: этиология, патогенез, классификация, основные критерии диагностики, течение, исход, лечение, МСЭ.

34. Дифференциальная диагностика при запорах.

35. Диагностика и неотложная помощь при нефротическом кризе.

36. Диссеминированный туберкулез легких, патогенез, клинические проявления, лечение.

37. Хронический гломерулонефрит: этиология, патогенез, клиническая и морфологическая классификации, критерии диагноза в зависимости от варианта, лечение, МСЭ. Ведение беременности и родов.

38. Дифференциальная диагностика при недостаточности кровообращения в зависимости от стадии.

39. Диагностика и неотложная помощь при агранулоцитозе.

40. Хроническая свинцовая интоксикация: этиология, патогенез, клинические проявления, осложнения, лечение ВТЭ.

41. Ревматоидный артрит: этиология, патогенез, классификация, основные критерии диагноза, течение, исход, лечение, МСЭ.

42. Дифференциальная диагностика желудочного и кишечного кровотечений.

43. Диагностика и неотложная терапия при тромбоэмболии легочной артерии.

44. Диагностический поиск при гриппе и ОРВИ. Ранние критерии тяжести гриппа. Лечебно-профилактические мероприятия на дому и поликлинике.

45. Гемолитические анемии: этиология, патогенез, классификация, критерии диагноза в зависимости от формы, лечение, МСЭ.

46. Дифференциальная диагностика при артериальных гипертензиях.

47. Диагностика и неотложная помощь при спонтанном пневмотораксе.

48. Поражение внутренних органов при воздействии ударной волны.

49. Хронический пиелонефрит: этиология, патогенез, классификация, основные критерии диагноза, лечение, МСЭ, диспансеризация.

50. Дифференциальная диагностика при хронических лейкозах.

51. Диагностика и неотложная помощь при первичной остановке кровообращения.

52. Инфильтративный туберкулез легких. Диагностика, дифференциальная диагностика с раком легких и пневмонией.

53. Сахарный диабет: этиология, патогенез, классификация, основные клинические проявления, течение, осложнения, критерии тяжести, лечение, МСЭ.

54. Дифференциальная диагностика при геморрагическом синдроме.

55. Диагностика и неотложная помощь при суправентикулярной форме пароксизмальной тахикардии.

56. Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с поражением зева в клинике инфекционных болезней.

57. Язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки: этиология, патогенез, клиническое течение в зависимости от локализации язвы, лечение, МСЭ.
Показания для хирургического лечения. Группы лекарственных препаратов.

58. Дифференциальная диагностика при выпотах и плевральной полости.

59. Диагностика и неотложная помощь отека легких при митральном стенозе.
Особенности оказания неотложной помощи у беременных.

60. Острая лучевая болезнь: патогенез, классификация, клиника, диагноз, основные принципы лечения на этапах эвакуации, ВВЭ.

61. Аортальные пороки сердца: этиология, гемодинамика, критерии диагноза, лечение. Показания для хирургической коррекции, МСЭ.

62. Дифференциальная диагностика при гепатолиентальном синдроме.

63. Диагностика и неотложная помощь при гипогликемической коме.

64. Дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний, протекающих с острой почечной недостаточностью.

65. Инфекционный эндокардит: этиология, патогенез, классификация, критерии диагноза в зависимости от стадии. Особенности патоморфоза заболевания в настоящее время, лечение, профилактика, МСЭ.

66. Дифференциальная диагностика при коньюгированной гипербилирубинемии.

67. Диагностика и неотложная помощь при острой надпочечниковой недостаточности.

68. Очаговый туберкулез легких. Диагностика и дифференциальная диагностика с очаговыми поражениями другой этиологии (пневмония, бронхоальвеолярный рак, микозы).

69. Рак желудка: предраковые состояния, клиника ранних и запущенных форм заболевания.
Терапевтические аспекты проблемы ранней диагностики, роль диспансеризации.

70. Дифференциальная диагностика при асците (застойная сердечная недостаточность, портальная гипертензия, нефротический синдром).

71. Диагностика и неотложная помощь при приступе Морганьи-Эдемса-Стокса.

72. Хронические пылевые бронхиты: этиология, патогенез, особенности клинических проявлений, осложнения, лечение, МСЭ.

73. Неспецифический язвенный колит: этиология, патогенез, клиническая картина, критерии диагноза, осложнения, лечение, МСЭ.

74. Дифференциальная диагностика анемий (железодифицитная, мегалобластная, апластическая).

75. Диагностика и неотложные мероприятия при отеке легких в зависимости от причины и уровня артериального давления.

76. Болезни органов дыхания и кровообращения у раненых.

77. Плевриты: этиология, патогенез, классификация, основные клинические проявления с учетом характера выпота, диагностика, лечение, МСЭ.

78. Дифференциальная диагностика при синдроме желудочной диспепсии ( язвенная болезнь, хронический гастрит, рак ).

79. Диагностика и лечение бластного криза при хроническом миелоидном лейкозе.

80. Диагностический поиск при острой дизентерии. Лечебно - профилактические мероприятия на догоспитальном этапе и при лечении больных в условиях поликлиники и на дому.

81. Острые лейкозы: этиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика, основные принципы лечения.

82. Дифференциальная диагностика при астматическом удушье (бронхиальная и сердечная астма, острый стеноз гортани).

83. Диагностика и неотложная помощь при легочном кровотечении.

84. Интоксикации неорганическими соединениями ртути и ртутьсодержащими препаратами: этиология, патогенез, основные клинические проявления, течение, лечение, МСЭ.

85. Диффузный токсический зоб: этиология, патогенез, основные клинические проявления, классификация, лечение, показания к хирургическому лечению, МСЭ.

86. Дифференциальная диагностика гипертонической болезни и симптоматических гипертензий.

87. Причины, диагностика и неотложная помощь при острой дыхательной недостаточности в зависимости от причины развития.

88. Кавернозный туберкулез легких. Диагностика и дифференциальная диагностика с другими деструктивными процессами в легких.

89. Хронические гепатиты: этиология, патогенез. Основные морфологические проявления. Клинические и биохимические синдромы. Диагностика, лечение, прогноз, МСЭ.

90. Дифференциальная диагностика при суставном синдроме (ревматоидный артрит, подагра, деформирующий артроз).

91. Диагностика и неотложная помощь при гиперосмолярной коме.

92. Диагностический поиск при пищевых токсикоинфекциях и сальмонеллезе.


Лечебно-профилактические мероприятия на догоспитальном этапе и при лечении больных в условиях поликлиники и на дому.

93. Гипертоническая болезнь: этиология, патогенез, классификация, клиника, лечение, МСЭ, диспансеризация. Вклад отечественных ученых. Группы лекарственных препаратов.

94. Дифференциальная диагностика парапротеинемий (миеломная болезнь, болезнь Вельденстрема, реактивные состояния).

95. Диагностика и лечение печеночно-клеточной недостаточности.

96. Туберкулома легких. Диагноз и дифференциальная диагностика с другими округлыми образованиями в легких (опухоли, кисты).

Учебно-методическое и информационное обеспечение подготовки аспирантов.

Для качественного освоения аспирантом основной образовательной программы в рамках учебного процесса ему предоставляется:



  1. Научно-медицинская библиотека Ханты-Мансийского государственной медицинской академии.

  2. Компьютерный зал в Ханты-Мансийской государственной медицинской академии.

  3. Информационные и методические пособия, разработанные на базе ХМГМА.

  4. Оборудование научно-исследовательских лабораторий ХМГМА.

  5. Научно-медицинские библиотеки других организаций, в которых аспирант выполняет часть индивидуального плана.

  6. Оборудование научно-исследовательских лабораторий других организаций, в которых аспирант выполняет часть индивидуального плана.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




©zodomed.ru 2024


    Главная страница