Иоанн Кронштадтский Дневник
Аннотация
Последний Дневник мой издаю в свет так, как он был веден, или как я был вдохновлен или настроен, — без всяких разделений и подразделений. Это последний, сердечный голос души моей к моему возлюбленному и любящему меня Творцу и Промыслителю и к добрым христианам.
Кронштадтский протоиерей Иоанн Сергиев
Святой праведный Иоанн Кронштадтский Дневник
Последний Дневник мой издаю в свет так, как он был веден, или как я был вдохновлен или настроен, — без всяких разделений и подразделений. Это последний, сердечный голос души моей к моему возлюбленному и любящему меня Творцу и Промыслителю и к добрым христианам.
Кронштадтский протоиерей Иоанн Сергиев
ДНЕВНИК
Господи! Ты видишь хитрость врагов православной веры и Церкви Твоей и их рвение — одолеть ее. Положи им конец: да умрет с этими людьми все лукавое дело их.
Люди в смятении, стихия в смятении: воздух, вода, земля, огонь в смятении — по грехам людей скоро и стихии сжигаемы разгорятся, земля и все, еже на них, сгорит. Грехи умножились до края. Нет больше возможности жить спокойно. Церковь Божия! Невеста Христова, украшайся, чтобы предстать светло Жениху твоему прекрасному, нетленному, вечному.
Господи, сколь безмерно возвеличил Ты род человеческий воплощением Твоим и Богочеловечеством Твоим и воплотившею Тебя Приснодевою Богородицею и избранным Твоим человечеством в лице несчетных святых. И сколь — о, ужас! — ругается над Тобою и Церковью Твоею, над учением Твоим, над таинствами и богослужениями Твоими толстовщина и вся одурманившаяся, так называемая, интеллигенция. Господи, доколе это поругание? Доколе это беснование? Господи, сниди сокрушить эту гору нечестия. Буди!
Господи! Изумляюсь я пред величием дел Твоих в царстве благодати и в царстве созданной Тобою природы; изумляюсь пред безмерною правдою и премудростью Твоею, что Ты, допустив глубоко пасть словесному возлюбленному созданию Твоему (человеку) и быть скраденным и обольщенным и осмеянным от змия человекоубийцы, — благоволил искупить и восстановить его сверхъестественным образом, Сам воплотившись и вочеловечившись и избрав орудием воплощения благую, пречистую Деву, которую показал Заступницею и Ходатаицею всех православных христиан. Ангелы дивятся снисхождению Твоему, благости и премудрости Твоей.
Когда в Церкви служим, тогда мы благоговейно служим; когда же в простых домах и у простых людей служим, — небрежно, торопливо и бессердечно служим, как будто не Тот же Бог Сердцеведец, великий и страшный и в Церкви, и на всяком месте. Исправимся и будем везде искренни и благоговейны.
Все органическое и животное в мире живет своеобразною жизнью, во славу Божию, в провозвестие Его премудрости, благости, красоты Его, жизни первой и безначальной. Особенною, разумною, личною, вечною, блаженною жизнью дано жить только ангелам и человеческому роду смысленному, избранному, покорному велениям Творца. Этой-то жизни мы должны достигать по указаниям и заповедям Творца и при Его всесильном пособии каждый день и час, и нам повелено непрестанно бодрствовать, ибо супостат наш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1 Петр. 5, 8).
Не судите, да не судимы будете. Имже бо судом судите, судят вам (Мф. 7, 1). Господи, даруй нам не судить живых, — тем менее умерших. Ты — один праведный Судия, как Творец и Законодатель, — живых и усопших. А нам даруй строго осуждать себя самих и просить усопшим прощения и оставления грехов вольных и невольных.
Ужасно, невообразимо растлена природа человеческая — всякими грехами, — такими, о которых и говорить стыдно и больно, и страшно. Мы, священники, духовники, знаем это больше, чем кто-либо другой, особенно те из нас, которые своею близостью и духовною ласковостью и сочувствием, своею горячею верою и искренностью отношений к духовным болячкам своих духовных чад заслужили их доверие. О, как болят грехами эти простые, искренние души грешников и грешниц и как нуждаются в нашем сочувствии, в совете, врачевании и Божием милосердии! Нет такой греховной нелепости и мерзости греха, в какую бы ни впал человек. Иной или иная грешница смесились со всякими ближними, самыми родственными людьми, со всякими домашними скотами и животными: с кошками, собаками, свиньями... Боже мой! Что же это такое? До чего упал человек! Это простые люди. А ученые и образованные, богатые, родовитые — те падают еще хуже при своем образовании: мужи на мужех студ содевающе (Рим. 1, 27). А иные древние языческие императоры имели страсть к красивым мальчикам и на них удовлетворяли свою страсть плотскую. То же делали и иные высокопоставленные лица чиновные...
«Избави мя диавольского поспешения» (молитва утренняя). Спешит, спешит неимоверно и постоянно ловит человека диавол, чтобы погубить его навеки, а люди дремлют, бездействуют и спят в своей житейской суете, в своих пристрастиях корыстных, чревных, блудных, игорных (театр и карты), модных, писательских, сонных и всяческих, — погибают тысячами, как мухи от мухоморов. Спешите же спешите, христиане, спасать души свои, доколе есть время, доколе ждет и долготерпит Господь, доколе не затворились двери царствия. Приидоша юродивые, глаголюща: Господи, Господи, отверзи нам. Он же omвещав, рече им: аминь глаголю вам, не вем вас (Мф. 25, 11–12). А как Господь-то спешит спасти верных, внимательных и готовых; на всякий час, всякую минуту спешит и всякое пособие посылает. Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя. Думу мою обрати, настави мя на стези правды Имене ради Своего (Пс. 22, 1–3). О, спешите же, грешники, ко спасению!
Если царь или какая-либо вообще власть — светская или духовная — во многом ошибаются и поступают противозаконно по слабой совести или бесхарактерности, — не презирай, не брани, но молись за них Господу, «да немощное уврачует и недостающее восполнит» (из молитвы на хиротонии), — ибо без Бога мы не можем делать ничего истинно доброго и полезного.
Враг не дремлет — днем и ночью, во сне и наяву влечет нас ко греху и питает в нашей душе всякие страсти душеубийственные. Бодрствуй, человек, распинай страсти, особенно чревоугодие и все плотские грехи...
Христианам, особенно православным, хранящим и соблюдающим в чистоте догматы веры своей, так много дано от Бога благ и сил ко спасению, столь много открыто тайн Божиих, что верующим, внимательным, подвизающимся в вере своей, легко спастись и сделаться наследниками царствия небесного, вечного, иго бо Господне благо и бремя Его легко есть (Мф. 11, 30).
Ангелы с трепетом дивятся милосердию Божию, к нам бывшему, проявленному в воплощении Божием ради нас, сожительству Его с человеками на земле, личному учительству, бесчисленным чудесам, сотворенным в уверение Своего Божества и Божественного посольства, в страданиях за нас, смерти, погребении и воскресении из мертвых, и вознесении на небеса, с обетованием о втором страшном Его пришествии судить живых и мертвых. А люди в большинстве остаются или неверующими, или сомневающимися, бесчувственными, глухими к евангельскому слову, пристрастными к суетному, и фальшивому слову человеческому, к лицедейству и лицемерию, ко всему миражному, эфемерному, к тому, что на один день. А о вечном, о том, что едино на потребу, забывают. Мнози бо суть звана, мало же избранных (Мф. 20, 16).
Вспоминай вечерю велию и бесконечные блага, уготованные Домовладыкою, и званных на нее милостию Его; все отказались из-за пристрастий житейских; и потому ни один из званных не вкусил вечери Его. Это ужасно! Что за неверие, неуважение к Владыке! Что за леность, что за пристрастия нелепые! И однако же это так было и будет. Все идут широким путем легкого греха, все избегают пути тесного и прискорбного, очистительного, испытательного, приготовительного!
Человек ужасно непостоянен и изменчив вследствие первоначального повреждения в раю: с высоты горнего созерцания и помыслов Божественных он во мгновение может упасть в мерзость скверных, лукавых, блудных и хульных, злых и завистливых помыслов и чувств, так, что после высокой духовной радости приходится тайно плакать о своем окаянстве. Блажен, кто благодатью Божиею утвердился непоколебимо в Боге и избегнул козней велиара-богохульника.
Боже мой! Как обесчестил враг создание, которое Ты сотворил по образу Твоему. И доселе бесчестит всех нас днем и ночью бесчисленными грехами и страстями, помыслами нелепыми, нечистыми, хульными, вредными, смущающими души! Какое внимание, какая молитва, какое воздержание, какая борьба должна быть в нас с врагами мысленными! Боже, помогай нам всем, особенно верным и внимающим Тебе!
Настоящий видимый мир есть одна тень будущего духовного, бессмертного века, будущей земли живых. Разумно ли привязываться к тени, а не к Самой Истине, не к будущему, истинно реальному веку, и дню вечному? Преходит бо образ мира сего (1 Кор. 7, 31); изменяются времена года, изменяется непрестанно атмосфера; род преходит и другой род приходит; преходящи цари, сменяются один другим; преходящи великие и посредственные люди и все таланты их; преходяща красота человеческая и обращается в гной; преходящи образы дня и ночи; бесконечно разнообразные формы злаков и всяких растений — все преходит и превращается в тление. Один Бог никогда не изменяется и вечно Один и Тот же пребывает, всеблагий, всесвятый, премудрый, прекрасный, всеблаженный, вечный, всемогущий. И душа человеческая, по образу Его сотворенная, — если достигла святости.
Человек так глубоко поврежден, растлен и осквернен грехом, до бесконечности многовидным, что и подвизаясь долго в созерцании и богомыслии, если на минуту выпустит духовные бразды ума и сердца, — сейчас может ниспуститься до мыслей и чувств низменных, плотских, скверных, ибо корни грехов глубоко и во все стороны проникают в сердце человеческое и бывает нередко, что до смерти человека остаются в нем и парализуют душу его. Только терпением, воздержанием, молитвою непрестанною, болезнями и страданиями искореняются. «Я мелюсь зубами зверей, — говорил св. Игнатий Богоносец, — чтобы сделаться чистым хлебом Божиим».
Сколько страстей различных, холодности и нерадения о душе и ее вечной участи за гробом, уныния, роптания, непослушания, своенравия гнездится во глубине наших сердец, и сколь мы нечисты пред Богом, почти всякую минуту недостойны Его, а достойны Его разве только тогда, когда сознаем свои грехи и искренне плачем о них, прося прощения и изъявляя твердое желание впредь не повторять грехов, не оскверняться ими, не раболепствовать им, а твердо хранить и исполнять святую, праведную и премудрую волю Божию.
Ходи всегда пред Богом, как пред лицом Отца всеблагого, всемогущего, скоропослушливого, всегда готового исполнять праведные желания и прошения сердца нашего.
Жизнь наша на земле: сон, мечта и постоянное и постепенное умирание — не жизнь. Жизни хочу истинной, действительной, Божественной, свойственной существу, сотворенному по образу и подобию Божию, Боже мой. А что за сны, когда мы спим ночью, утром или вечером! Это грезы, мечты, да еще часто грешные! Это потеря времени для Бога, для правды, для вечности. Жизни, жизни хочу в Боге и с Богом, в любви Божией, в нетлении, во свете Божества — в мире, в пространстве сердца!
В чем заключается сила преступления, величайшее безумие вольное и неблагодарность, и злополучие первых людей? В том, что они променяли Бога на тварь; любовь к Творцу — на преданность лукавой твари; святейший, нетленный союз с Творцом, — на нечистый, лукавый, злой и тленный союз с тварями. Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и еже любит сына или дщерь паче мене, несть Мене достоин (Мф. 10, 37). Что сказать о греховных связях и пристрастиях блудников и блудниц; о союзах злонамеренных, каковы нынешние революционные союзы? О союзах сектантов, раскольников, еретиков, о союзах разбойничьих, воровских, противогосударственных?
Дружба с плотью нашей и прелесть наслаждений плотских — причина грехов наших, причина холодности к Богу, пристрастия к миру и его мнимым преходящим, исчезающим благам, причина нашей душевной лености и нерадения. Воздремашася вся и спаху (Мф. 25, 5).
Требуется верность и преданность Господу всякой разумной твари, а чтобы быть верными и преданными Господу, нужно бросить пристрастие к плоти своей страстной и к миру прелюбодейному и грешному, прельщающему нас минутными сластями. Нужно перестать быть рабом чрева, театра, карт, цирка, рабом различного кутежа, табачного зелья, рабом серебра и золота и затейливых мод. Вот ты, поклонник театра, оправдаешься ли на суде Божием в пристрастии к нему? Нет: потому что ты из-за него забыл Бога, храм Божий, слово Божие, молитву, высокое назначение души твоей, созданной по образу Божию, забыл о вечной жизни и о приготовлении к ней, о милостыне, девстве и целомудрии, воздержании. А ты, корыстолюбец и лихоимец, явишься ли правым пред Богом, когда Он будет судить тебя по делам твоим? Нет: задавит тебя золото твое, лихоимство твое, скупость и алчность твоя; чужд ты будешь милосердия Божия, как не миловавший ближнего. Ты будешь брошен в огонь геенны, и тебе отказано будет и в капле воды, прохлаждающей и утоляющей пламень ада. А ты, блудник, получишь ли помилование на суде, если не покаешься и не бросишь свое прелюбодейство, не оплачешь его, не загладишь его милостыней и воздержанием? Так все привязанные, пристрастные к тени мира сего, обманчивым сластям его, не будут помилованы, если не покаются. О, как многие согрешившие и покаявшиеся были помилованы! Как много в раю бывших блудников, убийц, лихоимцев и покаявшихся — вошли в рай и наслаждаются блаженством! Как велико человеколюбие Божие! Сколь велика искупительная сила Креста, кровь Агнца Божия Иисуса Христа, пролитая за мир! Чем оправдаются неверующие, гордые, ожесточенные, непокорные, отчаявшиеся? Для них готово было милосердие Божие, если бы смиренно обратились к Богу, Который никому не желает погибнуть, но всем человеком хощет спастися (1 Тим. 1, 4). Господи, прости нам — священникам, скоро возлагающим руку разрешающую (за недостатком времени) на кающихся. Не осуди нас за сие и за многое другое.
Произношу торжественно проклятие тому первому отступнику от Бога, от Его вечной правды, порядка мира и блаженства, который первый допустил в чистом творении Божием родиться греху и всякой его мерзости, — падшему с высоты велия и насаждающему грех, по попущении премудрого Творца, чтобы больше, в бесконечность проявились благость Его и долготерпение, и просияли подвиги и доблести преданных Богу, чтобы нашлось место крайнему всеискупительному снисхождению на землю Господа нашего Иисуса Христа, и окончательной победе добра над злом; проклинаю ту нечестивую, неблагодарную утробу, в которой зародилась впервые глупая, дерзкая мечта и гордыня — сравняться с Богом и объявить Ему войну, Его вечной правде, святости, премудрости, бесконечной красоте и непобедимой силе.
Примечай за своею многострастной плотью — какой она величайший враг тебе: чрез тысячу похотей она хочет удалить душу твою от Бога, расслабить, осквернить ее, умертвить ее. Она расслабляет чрез леность и холодность к молитве, к поклонам, богомыслию. О, домашний, вселукавый, льстивый враг! Доколе я буду с тобою? Кто мя избавит от тела смерти сея? (Рим. 7, 24).
Все размыслим о своем плачевном, ужасном падении и о нужде восстания и исправления. Многие не сознают этого падения и потому не считают должным и необходимым восстание — и закосневают в бесчисленных страстях и худых навыках. Господи, отверзи мысленные очи наши!
Так как грех во всех видах глубоко проник во все существо человека — душу и тело — и растворился, и смешался с ним, то Господь, премудрый Творец и Врач благоволил и врачевать человечество: подобное подобным. Сам Врач смешался с врачуемым и дал ему вкушать Свое пречистое Тело и Свою пречистую Кровь и смешал с ним Свое Божество и человечество.
В какой высокой среде поставлен христианин, к какому высочайшему святому обществу он приписан, как христианин и член Церкви! Несте странны и пришельцы, но сожителе святым и присный Богу (Ефес. 2, 19–20). Помни это, христианин, и живи достойно звания, во всякой добродетели.
Не предпочитаешь ли ты тварь Творцу и не любишь ли более тварь, чем Творца? Необходимо, чтобы всякий человек пришел в истинный разум, и научился искренне почитать и любить вечного, личного, любящего Творца и ради Его любви презирать любовь земную, пристрастную.
Если бы оставила меня благость Божия, то я остался бы ветхим человеком весь в грехах, начавшихся в юности и продолжающихся частию доселе, и весь был бы мрак и тьма, нечистота и зловоние. Теперь же благость Божия меня непрестанно очищает, освящает, просвещает, обновляет, облагоухает и украшает. Слава о сем Господу.
В посту, особенно священнику раздражающие плоть сласти надо оставить и не угождать ей, а огорчать ее: спать не долго, поучать народ слову Божию, покаянию нелицемерному, плодотворному, пробудить ненависть ко всякому греху; объяснить как он противен Богу, как он (грех), вопреки природе, сроднился с ней и действует в ней властно, ненасытно и гибельно.
Есть безначальное, бесконечное, личное, премудрое, всеблагое и всеправедное Существо, Которому имя Сын (бытие), от Которого всякое бытие и Которое не быть не может. Твари, сотворенные Им, бесчисленны, разнообразны до бесконечности, прекрасны, благотворны, жизненны, все носят печать разума, премудрости, красоты неописанной. По ним можно познавать Художника, измыслившего и создавшего их; Его жизненность, благость, премудрость, красоту, вечность бытия, верность всем словам Его, изреченным в откровении нам, — разумным тварям Его. Благодарим Его, нашего Творца и Зиждителя, Искупителя и Спасителя, давшего нам откровение о Себе в слове Своем, изреченном пророками, апостолами, и различные обеты, которые Он исполнит все в свое время, например, обет воскресения из мертвых и будущей блаженной жизни с блаженствами столь превосходными, что и око человеческое их «не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Слава и благодарение тебе о сем, Творче и Спасителю наш!
Боже мой! Какое зрелище, какое небесное утешение преподобным Сергию и Серафиму. Сам Господь явно и торжественно является взору преподобного Серафима с небесными силами на малом входе литургии, — и неоднократно Пресвятая Владычица Богородица! А св. Сергию — Богоматерь Сама со святыми в келию его пожаловала. О, утешение! О, достоинство человека христианина и подвижника! Слава так благоизволившему Богу.
Православный христианин обращается лицом к святым иконам: Спасителя, Божией Матери, ангелов и святых угодников Божиих — для того, чтобы наглядно показать свою веру в присутствие их, в близость их к себе; святые иконы реализуют, осуществляют веру нашу православную, а без святых икон мы как бы висим в воздухе, не зная, кому молимся.
Господи, не дай мне возмечтать о себе, как бы лучшем кого-либо из людей, но дай думать о себе, как о худшем всех и никого не осуждать, а себя судить строго.
Да знаете ли вы все, кому знать надлежит, что вся нынешняя наша революция есть прежде всего следствие отступления от веры, от нашего боголюбезного, святого, жизненного православия, имеющего в себе всю необходимую силу все упорядочить — и внутренний наш, и внешний мир, и политику, и всякую семейную, гражданскую и экономическую жизнь.
Примите, ядите... Пийте от нее вси... (Мф. 26, 26, 27). Все ли едят и пьют Плоть и Кровь Господа по заповеди Его? У нас, в мире православном, в иных местах в церкви хоть шаром покати, — никого нет причастников; в университетах — нет причастников, не говоря уж о других вероисповеданиях христианских... Но что у нас-то творится!..
Все хвалят свою веру как правую, но не тот правый, кто себя хвалит, а кого Бог похваляет; а нашу веру Сам Бог прославляет непрестанно во святых Своих. Идите к мощам святых угодников и смотрите: чья вера права. В какой еще вере творит Бог такие чудеса, как в православной? В какой еще вере люди удостаиваются нетления и благоухания тел по смерти?..
Как люди поступили с Самою воплощенною Благостью и Истиною небесною, с Господом Иисусом Христом? Они всячески искушали Его, лукавили перед Ним, завидовали Ему, подыскивались под Него, чтобы уловить Его в слове и предать суду Римскому, и, наконец, после всяких издевательств и мучений, умертвили Его на кресте. Что сделали люди с верою истинною, которую Христос принес с неба, со всем божественным учением Его, с таинствами богоучрежденными? Они исказили их до неузнаваемости, некоторые отвергли их, и на место Его учения поставили свои измышления, как книжники и фарисеи, а в наши дни — Лев Толстой.
Один Создатель ведает все достоинство души человеческой, которую Он создал по образу и подобию Своему, и Один Он может по достоинству оценить всю ее беспредельную любовь и преданность Ему, Господу Богу. Блажен человек христианин, который поймет это и всем сердцем прилепится к Богу, Создателю и Искупителю Своему, и претерпит всякие искушения в любви и преданности Ему, как Иов ветхозаветный, как апостолы, иерархи, мученики и все преподобные, Богу угодившие и удостоившиеся небесного гражданства за свою верность и преданность.
Каково достоинство человека и души человеческой, когда Господь удостаивает его причастия Пречистых Тела и Крови Своих и соделывает храмом Своим, храмом Святой Троицы? Помыслите об этом, смертные человеки, и поучитесь бессмертию, даруемому нам Победителем смерти: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный (Иоан. 6, 54).
Алчущия исполни благ (Лук. 1, 53). Чем глубже покаяние, смирение, сознание и чувство своих грехов, тем обильнее подается благодать прошения, тем более благ изливается в душу человека от всещедрого Владыки. Манассия был самый беззаконный из царей, но показал потом и покаяние великое и глубокое и сподобился от Господа великого прощения и милости. Вникните в покаянную молитву Манассии, царя иудейского, как он в ней смирился, покаялся; как возвеличил милосердие и долготерпение Божие! Молитва его — образец покаяния.
Из-за преходящего, материального не пренебрегай вечным, духовным и не теряй любви и мира с ближними из-за материальных потрат, убытков и лишений. Держись мира любви. Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр. 12, 14).
Нужна борьба неотложная, непрерывная со всеми страстями, живущими и коренящимися в нас. Какую, скажи мне, поборол ты страсть и умертвил? Не живы ли они все в тебе доселе и не уязвляют ли, не смущают ли тебя? Восстань, и побори все страсти, этих мысленных амаликов, живущих в тебе и уживающихся с тобою. Кое же согласие Христови с велиаром; или кая часть верну с неверным (2 Кор. 6, 15).
Лицом к лицу, уста к устам — беседуем мы, христиане православные, с Господом, Богоматерью, святыми ангелами и всеми святыми. Вот что значит по православно-христианскому обычаю благоговейно пред иконами святыми молиться духом и истиною. Вот для чего мы поставляем их в храмах и в молитвенных домах (часовнях), и у себя в жилищах. Мы веруем в близость к нам Господа и святых Его и в то, что мы — одно духовное тело с ними, одна Церковь, как и едина Глава их и наш Господь Иисус Христос. При такой нашей вере в святые иконы и в Церковь будете ли вы, иконоборцы-еретики, бросать в них камнями осуждения клеветнического? Мы правы, а вы — неправы и фальшивы.
Тебе, человек, каждый день, час, минуту Господь, Творец твари, — всячески угождает: и солнышком тебе светит, ласкает тебя, и тихим светом месяца ясного, и воздухом живительным и приятно освежающим, и огнем, и водою на всякую потребу твою, и зерновыми, и древесными, и корнеплодными, и на земле лежащими плодами, — и в каком бесчисленном множестве разных приятных вкусов, и плотью всевозможных животных и всяких рыб и птиц; а тканей, тканей-то сколько тебе Господь даровал для покрова и одеяния твоей плоти или для украшения твоего; сколько металлов, — а камней-то драгоценных — для твоего и святых храмов украшения! Так тебе Бог всем угождает, к твоему благобытию, наслаждению. Не обязан ли и ты Ему угождать для твоего же блага, — жить по совести и Закону Божию, заповедям и заветам Его, по Евангелию Его, по указанию твоей духовной матери — Церкви Божией?.. Хотя Он и не нуждается ни в чем твоем, а требует угождения Ему для тебя же самого, — потому что в этом угождении жизнь твоя, покой твой, свет твой, сила твоя, радость твоя, блаженство твое. Оставьте неразумие, и живите (Притч. 9, 6)...
Поделитесь с Вашими друзьями: |