"Московские аптеки", 2004, N 7-8
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ЭТИКА - НЕОБХОДИМОСТЬ НАСТОЯЩЕГО
ВРЕМЕНИ
Биоэтика представляет собой науку о законах, принципах и правилах регулирования
профессионального поведения медицинского работника, которая в условиях новых медицинских
технологий позволяет не только использовать достижения научно-технического прогресса на благо
человека, но и предупреждать практикующего специалиста о недопустимости нанесения вреда
человеку, его потомству, окружающему миру.
Проблемы биоэтики отнюдь не новы, хотя термин "биоэтика" был введен только в 1969 году, да
и сама дисциплина начала формироваться совсем недавно, что было обусловлено фундаментальными
достижениями в области высоких медицинских технологий, революционными открытиями в
трансплантологии, психофармакологии, молекулярной биологии и медицинской генетике и других
направлениях современной медицинской науки. Преподавание биоэтики в ведущих медицинских и
фармацевтических вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Красноярска, Самары и других городов
началось в середине 90-х годов XX века. Пока предмет не был выделен в самостоятельный, этические
вопросы рассматривались при преподавании различных дисциплин в соответствии с
"Межкафедральной программой по медицинской этике в деонтологии" для высших медицинских и
фармацевтических учебных заведений, утвержденной МЗ СССР еще в 1976 г., и
усовершенствованной в 1983 г. В основном, формирование морального облика специалиста
осуществлялось через приобщение к нравственным традициям медицинской и фармацевтической
науки и практики при прохождении клинических и выпускающих кафедр. В частности, в Российском
университете дружбы народов фармацевтическая биоэтика рассматривалась через нормы поведения,
отражающиеся в профессиональном сознании фармацевтического работника, в основе которых
лежало учение о фармацевтической этике и деонтологии, и изучались в рамках таких дисциплин, как
история фармации, управление и экономика фармации. При прохождении производственной
практики в аптечных организациях студенты получали возможность непосредственной передачи
морального опыта от своих наставников. Следующий этап был вызван новыми рыночными
условиями существования фармацевтической отрасли, постепенно определившими круг вопросов
фармацевтической биоэтики. В настоящее время преподавание фармацевтической биоэтики в стенах
РУДН предполагает изучение основ деловой этики, определяющей поведение субъектов на
фармацевтическом рынке, соблюдение ими норм и правил деловой активности, устанавливаемых на
национальном и международном уровнях, например, корпоративная этика фармацевтических
компаний, этическая экспертиза лекарственных средств, этические аспекты продвижения
лекарственных средств (в том числе, рекламы, стимулирования сбыта, личных продаж, прямого
маркетинга и т.д.), этика и деонтология в аптечных организациях. Помимо фармацевтической
биоэтики студентам-фармацевтам читаются основы медицинской биоэтики, которые дают
представление об основных теориях, правилах и принципах биомедицинской этики, морально-
этических проблемах проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке и животных,
моральных проблемах распределения дефицитных ресурсов здравоохранения. Безусловно, данная
дисциплина находится только в самом начале своего становления, и, если для медицинской
биоэтики ее развитие связывают с совершенствованием концептуальных основ, определяющихся
разработкой морально обоснованных подходов к решению специфических проблем медицинской
науки и практики, таких как моральные проблемы репродукции человека, генетики, прав больных
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
СПИДом и других, то дальнейшее формирование фармацевтической биоэтики в условиях
интенсивного и экстенсивного роста фармацевтического рынка будет определяться изучением
деловой этики как управленческой, прикладной этики. Речь идет о моральных аспектах:
- всего комплекса маркетинга, а не только такой его составляющей, как продвижение;
- использование интеллектуальной собственности;
- конфиденциальной информации;
- электронных коммуникаций;
- инвестирования;
- управления персоналом;
- управления транснациональными компаниями.
В условиях, когда в стране разрабатываются и законодательно закрепляются общемировые
концепции честного ведения бизнеса, появляется потребность в деловой этике как в инструменте,
позволяющем принять правильное управленческое, не противоречащее целям фармацевтического
бизнеса, с одной стороны, и нравственно оправданное, с другой стороны, решение. Неэтичный
бизнес, особенно в фармации, не только отталкивает покупателей, деформирует отношения между
субъектами рынка, повышает риск и трансакционные издержки, но и не позволяет выполнять
главную социальную задачу фармации по лекарственному обеспечению населения страны. Только,
когда каждая фармацевтическая компания (аптека, дистрибьютор, производитель) будет выполнять
моральные обязательства, имеющиеся у нее перед покупателями, поставщиками, сотрудниками,
владельцами, инвесторами, населением, только тогда можно будет говорить о фармацевтической
отрасли как этичном бизнесе.
Доцент кафедры управления
и экономики фармации РУДН
Т.П.ЛАГУТКИНА
Подписано в печать
25.08.2004
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Поделитесь с Вашими друзьями: |