Studia Culturae. Âûïóñê 12
Ċ
Ċ
39
,
,
С0,А0,Троицкий,
,
Р
ЕВОЛЮЦИОННЫЙ СМЕХ РУССКОГО АВАНГАРДА
,
Ċ
СмехĖĊкак одно из самых человеческих проявленийĖĊсопутствуетĊ
человеку на протяжении всей егоĊƕразумнойƥĊисторииĖĊи даже предė
шествует ей в моменте возникновенияĘĊСемиотическая неоднозначė
ность смеха способствовала томуĖĊчто он возникал в различных кульė
турных контекстахĖĊзачастую противоположных друг другуĘĊНесмотряĊ
на этоĖĊего семантические границы всегда сохранялисьĖĊв любой сиė
туации смех оставался смехомĘĊТакая четкость в знаковой дифференė
циации смеха основана на важнейшем свойствеĖĊкоторое предстаетĊ
как его основная онтологическая функцияĖĊзаключающаяся в аннигиė
ляции предъявляемой реальностиĘĊПоэтому ничего удивительного нетĊ
в томĖĊчто смех сопровождал самые критические моменты человечеė
ской истории и привлекался в качестве интеллектуального оружия вĊ
случае смены культурныхĖĊполитическихĖĊэкономическихĖĊидеологиė
ческих и прĘĊформацийĊĒпарадигмēĘĊРеволюционная сущность смехаĊ
использовалась достаточно широко и в РоссииĖĊособенноĖĊна нашĊ
взглядĖĊэто проявилось в периодĊěģěĚƀěģĜĚėе ггĘĊНигилистичностьĊ
смехаĖĊне признающего никаких авторитетовĖĊа в случае необходимоė
стиĖĊспособного обратиться на любой авторитет с целью его полнейė
шего обесцениванияĖĊиспользовалась носителями революционноė
нигилистического мировоззрения и настроя в качестве удобного средė
ства для достиженияĊƕвеликихƥĊцелейĘĊИменно авангардизм позволилĊ
смеху проявить свою революционность во всей полнотеĖĊтем самымĊ
выявив ее наиболее отчетливо для исследователяĘĊЗадачей этого соė
общения является указать на наиболее яркие стороны аннигилируюė
щей функции смеха через проявление ее в авангардном искусстве иĊ
авангардистском мировоззренииĘĊ
Появившись в ЕвропеĖĊавангардизм как система эстетическихĊ
принциповĖĊразвивается достаточно быстроĖĊпроникает в большинствоĊ
европейских странĖĊсоздавая в них общую по настрою и содержаниюĊ
культурную ситуациюĘĊРоссия переживает влияние авангардизмаĖĊтакĊ
же как и других течений того времениĖĊдо начĘĊĝĚėх ггĘĊХХ вĘĖĊразвиваė
ясь вĊƕногу со временемƥĖĊнаходясь в центре интеллектуальной и хуė
дожественной жизни ЕвропыĘĊФормирование массовой культурыĖĊ
кризисное мировоззрениеĖĊа также вызванные этим нигилистическиė
Studia Culturae. Âûïóñê 12
Ċ
Ċ
40
революционные настроения приводят к утверждению и расцветуĊ
авангардизмаĖĊфактически делая его самым влиятельным направлениė
ем в интеллектуальной жизни ЕвропыĖĊпридавая ему универсальныйĊ
метафизический характерĘĊИзобразительное искусствоĖĊлитератураĖĊ
музыкаĖĊлитературная критика и другие формы интеллектуальной иĊ
творческой активности стали всего лишь проявлениями этого цельноė
го авангардистского мировоззренияĘĊĊ
Несмотря на космополитический пафосĖĊавангардизм облекается вĊ
те формыĖĊкоторые были уже подготовлены историческиĖĊимеет своиĊ
национальные чертыĘĊКаждая культураĖĊпринявшая авангардистскиеĊ
«правила игрыƥĊоказалась перед необходимостью отыскать в себе соė
ответствующие исторические и мировоззренческие основания дляĊ
идеалов и ценностейĖĊприсущих всему авангарду в целомĘĊХудожестė
венная литература и литературная теория были непосредственно свяė
заны с национальным языкомĖĊизобразительное искусство широкоĊ
использовало уже сложившиеся выразительные средства
ě
ĖĊтеатральė
ные эксперименты были основаны на исторически сложившихся форė
мах драматического искусстваĘĊ
В РоссииĖĊохватывая по времени несколько десятилетийĖĊавангарė
дизм фактически вовлекает в себя несколько поколений носителейĊ
культурыĖĊв связи с чем каждое последующее поколение воспринимаė
ло авангардистское мировоззрение все более естественноĘĊО распроė
странении авангардизма как системы принципов говорит та популярė
ностьĖĊкоторой пользовались мероприятияĖĊустраиваемые его предстаė
вителямиĖĊа также количество обществ и кружковĖĊотносивших себяĊ
или относившихся исследователями к авангардистскимĖĊвыделяющееė
ся даже на богатом фоне общественной жизни Серебряного векаĘĊВĊ
такой ситуации замена разрушающего пафоса авангардистской идеоė
логии на созидательность новой системы ценностейĖĊкогда это понаė
добилосьĖĊстала практически невозможнаĖĊƀĊслишком уж фундаменė
тальное место она заняла в сознанииĘĊШирокое распространение этойĊ
системы ценностей было обусловлено совпадением интенций в общеė
ственно-политической жизни страны и революционном идеологичеė
ĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊĊ
ě
Особенно широко использовались возможностиĊƕнародногоƥĊпримитиė
визма с целью передать национальный колоритĘĊСмĘĤĊАвангард и его русскиеĊ
источникиĊęĊКаталог выставкиĘĊƀĊГерманияĖĊěģģĝĊĒна немĘĊи русĘĊязĘēĥĊБогу/