Появления энергетических напитков в Европе и России Природные психостимуляторы были известны людям всего мира с глубокой древности. Самым распространенным из них был кофеин. Его источником в Индии и странах Ближнего Востока был кофе; в Китае, Индии и Юго-Восточной Азии - чай; в Америке - растение йерба мате и орехи кола и т.д. Кроме того, история знает примеры использования более сильных стимуляторов, таких как куст кока в Южной Америке, эфедра и ката - в Азии. Жители Монголии и Сибири использовали женьшень, элеутерококк, аралию и другие стимулирующие растения.
В 1982 году австриец Дитрих Матешиц попробовал в баре гонконгского отеля Mandarin местные тонизирующие напитки, и ему пришла в голову идея продвигать нечто подобное на родине.
В 1984 году Матешиц основал компанию Red Bull GmbH, разработал рецепт и маркетинговую концепцию напитка и через три года стал продавать Red Bull Energy Drink в Австрии.
В 1992 году новый энергетический напиток впервые начал экспортироваться в Венгрию.
Вслед за предприимчивым австрийцем в середине 1990-х свои варианты энергетических напитков стали предлагать и другие производители. Энергетические напитки предлагают избавиться от усталости и сонливости, обрести бодрость и поднять тонус, и применить обретенное для работы, учебы и занятий спортом.
Напитки, повышающие тонус, сегодня активно продвигаются производителями на дискотеках и в ночных клубах. На знаменитом танцевальном острове Ибица практикуется продажа "энергетиков" целыми гроздьями, с примотанной к ним изолентой бутылкой виски.
В то же время в ученом мире и СМИ идет горячая полемика о реальном действии и побочных эффектах этих напитков. Причем точки зрения зачастую диаметрально противоположны: в то время как одни утверждают, что по своим эффектам «энергетики» не слишком отличаются от любой другой «газировки», другие сопоставляют их по силе действия и потенциалу привыкания с наркотиками.
В Норвегии, Дании и Франции энергетические напитки считаются биологически активными добавками и разрешены к продаже только в аптеках.
В последнее время шум вокруг «энергетиков» усилился в связи с судебными разбирательствами по поводу нескольких смертей, предположительно связанных с их употреблением. В Швеции три человека умерли на дискотеке после выпитой смеси энергетического напитка с крепким алкоголем, а 18-летний ирландский баскетболист Росс Куни после трех банок напитка умер прямо на площадке.
В России рынок энергетических напитков стал формироваться в конце 1990-х. Сейчас он сформирован только в Санкт-Петербурге и Москве. Интересно, что в Питер 'энергетики' пришли раньше, чем в Москву: это объясняется менталитетом питерцев, их большей склонностью к «западной моде».
200-граммовая банка безалкогольного 'энергетика' стоит 40-50 руб. Такая цена рассчитана на людей с высоким доходом и обусловлена тонизирующим эффектом напитка, что отличает его от простого безалкогольного. Для регионов это дорого: там энергетические напитки продаются плохо, к тому же чем дальше регионы от мегаполисов, тем консервативнее потребители
Энергетики" в России уже пьют, по подсчетам компании "Бизнес-аналитика", 25% потребителей пива и слабоалкогольных коктейлей. Группы потребителей энергетических напитков — это молодежь, спортсмены, автомобилисты, а основную целевую аудиторию напитков составляют работающие и учащиеся лица мужского пола (28,6%) в возрасте от 17 до 24 лет (30%). Причем примерно в половине случаев люди, заказывающие такие напитки в барах и ресторанах, употребляют смесь 'энергетика' с крепким алкоголем — водкой или виски.
Баночки с тонизирующими напитками часто можно обнаружить и в тренажерных залах. В основном энергетические напитки употребляются инструкторами групповых занятий перед кардио-тренировками (аэробикой, беговой дорожкой, велотренажерами). В индивидуальных занятиях из-за высокого содержания сахара инструкторы используют такие напитки осторожно: например, когда пришедший заниматься в зал чувствует себя слишком разбитым.