Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в республике татарстан в 2001 году



страница1/7
Дата29.04.2016
Размер0.99 Mb.
ТипДоклад
  1   2   3   4   5   6   7
Документ предоставлен КонсультантПлюс


УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
ДОКЛАД
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В 2001 ГОДУ
ВВЕДЕНИЕ
Доклад подготовлен в соответствии с законом Республики Татарстан от 3 марта 2000 года "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан" и направляется Президенту Республики Татарстан, в Государственный Совет Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Конституционный Суд Республики Татарстан, Верховному суду Республики Татарстан, Арбитражный суд Республики Татарстан, Прокурору Республики Татарстан, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Доклад составлен на основе изучения и анализа информации о соблюдении прав человека и гражданина, обобщения итогов рассмотрения коллективных и индивидуальных обращений граждан, сведений, полученных в результате посещения Уполномоченным и сотрудниками его рабочего аппарата учреждений, государственных организаций. Использованы также материалы, предоставленные государственными органами, неправительственными правозащитными, научными и других организациями, сообщения средств массовой информации.

В докладе учитываются все основные мероприятия, проведенные Уполномоченным по правам человека в Республике Татарстан совместно с другими органами государственной власти Республики Татарстан за 2001 год, включая меры, направленные на совершенствование законодательства Республики Татарстан в области прав и свобод человека и гражданина; подготовку специального доклада по вопросам, связанным с официальным опубликованием законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, касающихся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; постоянное участие Уполномоченного в деятельности Государственного Совета Республики Татарстан и Конституционного Суда Республики Татарстан.

Уполномоченный регулярно направляет свои заключения и предложения по проблемам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в правоприменительной практике в Кабинет Министров Республики Татарстан, правоохранительные органы государственной власти, в министерства и ведомства.

Большое внимание деятельности Уполномоченного уделяет Президент Республики Татарстан. В частности, 16 января 2002 года в Казанском Кремле состоялась встреча Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева с Уполномоченным по правам человека в Республике Татарстан, на которой был обсужден комплекс вопросов, связанных с обеспечением и защитой прав и свобод человека и гражданина. Отметив, что институт Уполномоченного по правам человека становится реальным фактором в жизни республики, Президент Республики Татарстан сказал, что поддерживает и далее будет поддерживать деятельность Уполномоченного в деле защиты прав и свобод человека. Президент особо подчеркнул, что стратегия республики в 21 веке должна строиться на дальнейшем углублении демократии, реального обеспечения прав и свобод каждой личности. В заключение Президент высказал пожелание, чтобы вновь созданный институт вносил значительный вклад в дело обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина.

В докладе анализируются наиболее существенные нарушения основных прав и свобод человека и гражданина, которые имели место в республике в 2001 году, и основные направления и формы деятельности Уполномоченного. Постоянно возрастающий объем работы Уполномоченного не позволяет ему в своих ежегодных докладах анализировать иные проблемы, возникающие в области прав человека. Это дело не только Уполномоченного, но и многих других органов и ведомств, деятельность которых связана с правами человека. Данным докладом Уполномоченный стремится привлечь внимание как широкой общественности, так и представителей всех ветвей власти к той непростой ситуации, которая на протяжении многих лет складывается в этой области, в целях принятия законодательных, социальных, экономических и иных мер для исправления существующего положения.

Институт Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, учрежденный в соответствии с Конституцией Республики Татарстан в целях усиления гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, содействия их соблюдению и уважению государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, получил в 2001 году дальнейшее развитие.

2001 год стал годом превращения института Уполномоченного в реальный фактор жизни Республики Татарстан. Уполномоченным и его аппаратом осуществлялись меры, направленные на нормализацию ситуации в области прав человека в республике, на обеспечение того, чтобы вновь созданный институт внес подобающий вклад в обеспечение государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Но рано пока говорить о том, что решающий этап уже пройден и институт Уполномоченного по правам человека состоялся. Необходимо постоянное совершенствование деятельности нового органа, поиск новых форм решения поставленных задач.


РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН
Право граждан обращаться лично или письменно в государственные органы и органы местного самоуправления является одной из форм непосредственной демократии и в силу своей важности закреплено на законодательном уровне. Значение этого права состоит в возможности граждан оказывать воздействие на органы государственной власти и органы местного самоуправления при решении общественно значимых вопросов. Тем самым обеспечивается обратная связь государства и граждан, возможность для органов государственной власти и управления оперативно реагировать на экономические, социальные и политические потребности граждан.

Вместе с тем обращения граждан являются важным средством осуществления и защиты их прав, свобод и законных интересов.

В настоящее время существует немало средств, направленных на защиту прав граждан. Несмотря на это права граждан продолжают нарушаться, а существующие способы их защиты недостаточно эффективны по причине недолжного отношения соответствующих органов к обращениям граждан.

Не получая разрешения поставленных в обращениях вопросов на местах, граждане вынуждены обращаться в высшие государственные органы республики. Так, в Аппарат Президента Республики Татарстан поступило более 14 тысяч обращений граждан, в Государственный Совет республики - около 5 тысяч, в Кабинет Министров - более 3 тысяч.

По информации Аппарата Президента Республики Татарстан и Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан грубо нарушается порядок работы с обращениями граждан администрациями Приволжского и Советского районов г. Казани, Зеленодольского района и г. Зеленодольска, Чистопольского района и г. Чистополя, Атнинского, Дрожжановского и Камско-Устьинского районов, Министерством связи и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

Комитетом парламентского контроля Государственного Совета Республики Татарстан выявлены факты волокиты при рассмотрении обращений граждан администрациями и Советами народных депутатов Бавлинского и Рыбно-Слободского районов. Выявлены факты, когда письма и заявления граждан списывались в дело лицами, не имеющими на это право. Отсутствовал должный порядок в работе с обращениями граждан и в органах местного самоуправления указанных районов.

В связи с несогласием с решениями или действиями (бездействием) отдельных должностных лиц, нарушающих, по мнению граждан, их конституционные права и свободы, люди обращались к Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан, деятельность которого непосредственно направлена на защиту и восстановление прав граждан, а беспристрастное рассмотрение жалоб граждан (согласно статье 14 Закона Республики Татарстан "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан") является одной из его основных задач.

В течение 2001 года к Уполномоченному обратилось 1575 граждан. Из них: 468 граждан было принято на личном приеме; 741 беседа была проведена по телефону; 366 жалоб и заявлений поступило по почте; 23 обращения были коллективными. Из числа обратившихся к Уполномоченному в 2001 году 42,1 процента составляют женщины, 57,9 процента - мужчины, 17 процентов - пенсионеры, 3 процента - инвалиды и участники войны, 3 процента - многодетные семьи, 18 процентов - безработные и другие.

Уполномоченный предметно разбирался по каждому обращению. Решения по поступившим жалобам принимались оперативно, что было чрезвычайно сложно из-за небольшого штата аппарата Уполномоченного и увеличения количества жалоб в связи с большей информированностью граждан о деятельности Уполномоченного. Более оперативному рассмотрению жалоб способствовало бы введение и активная работа института представителей Уполномоченного по правам человека в городах и районах республики. Необходимость данного института наглядно подтверждает практика других субъектов Российской Федерации.

Согласно Закону Республики Татарстан "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан" Уполномоченный, получив жалобу, вправе:

1. Принять ее к рассмотрению.

2. Разъяснить заявителю средства, которые тот может использовать для защиты своих прав и свобод.

3. Передать жалобу гражданина государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу, проинформировав их об этом.

4. Отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

Уполномоченным были приняты к рассмотрению и направлены в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, к компетенции которых относилось разрешение жалоб по существу, 278 обращений, по 9% которых нарушенные права и свободы граждан были восстановлены.

К рассмотрению Уполномоченным принимались жалобы в тех случаях, когда заявитель ранее обжаловал решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих в судебном либо административном порядке, но остался, неудовлетворенным решением, принятым по его жалобе.

Законом установлено, что Уполномоченный принимает жалобу, если она подана ему не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Это вполне оправданно, так как работать с запоздалой жалобой достаточно сложно в плане осуществления проверочных мероприятий и получения необходимой информации. Несмотря на это Уполномоченным при наличии особых обстоятельств принимались к рассмотрению жалобы, по которым данный срок был превышен.

Для правильного и объективного рассмотрения жалоб граждан и принятия справедливых решений Уполномоченным на основании Закона Республики Татарстан "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан" запрашивались и изучались сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб, давались поручения о проведении экспертных исследований и проводились проверки в различных государственных органах и учреждениях.

В связи с поступлением жалоб от граждан на незаконное помещение в психиатрический стационар Уполномоченным была проведена проверка психиатрических учреждений, находящихся на территории республики.

В ряде случаев Уполномоченный обращался за содействием в проведении проверки к компетентным государственным органам или должностным лицам.

По результатам рассмотрения жалоб Уполномоченный обращался с ходатайствами к должностным лицам, которые вправе приносить протесты на вступившие в законную силу приговоры, решения, постановления и определения судов, о проверке судебных актов и принесении протестов в порядке надзора.

При установлении фактов нарушения прав и свобод граждан в действиях государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц Уполномоченный направлял в их адрес свои заключения с рекомендациями относительно принятия необходимых мер для восстановления нарушенных прав и свобод граждан.

Часто люди обращались к Уполномоченному по вопросам, не входящим в компетенцию Уполномоченного, или предварительно не обжаловав действия должностного лица в соответствующие инстанции. Институт Уполномоченного не стремится заменить, вытеснить уже существующие каналы обжалования, а является важным дополнением к тем способам защиты прав граждан, которые сложились и функционируют в рамках российской правовой системы. Поэтому данные жалобы направлялись в государственные органы, к компетенции которых относилось разрешение жалобы по существу.

Некоторые граждане увидели в Уполномоченном еще одну инстанцию, куда можно пожаловаться, и пытались реализовать свои интересы, прямо или косвенно ущемляя права и законные интересы других лиц. Иногда в жалобах не излагались существо и факты нарушения прав заявителей или они не сопровождались относящимися к делу материалами. В данных случаях на личном приеме и письменно гражданам давались разъяснения и консультации. Всего было дано 1297 разъяснений и консультаций.

Анализ обращений к Уполномоченному показал, что во многих регионах республики остается острой проблема с соблюдением прав и свобод граждан. Практически повсеместно продолжают нарушаться основные права и свободы человека и гражданина.

Наибольшее число жалоб поступило из Казани, Набережных Челнов, Зеленодольского, Нижнекамского, Мензелинского, Бугульминского, Мамадышского районов республики. К Уполномоченному по правам человека также обращались жители других регионов России в связи с нарушением их прав на территории Республики Татарстан.

Значительную часть обращений (35%), поступивших Уполномоченному, составляют жалобы на нарушение конституционного права граждан на жилище.

Право граждан на жилище - одно из важнейших конституционных прав, закрепленных в конституциях Российской Федерации и Республики Татарстан. Его реализация находится под пристальным вниманием не только органов государственной власти, но и самих граждан. Это подтверждает анализ обращений в адрес Уполномоченного.

Несмотря на некоторое увеличение общего количества введенного жилья в 2001 году - 1522 тыс.кв.м против 1500 тыс.кв.м в 2000 году, общее положение с обеспечением жильем населения республики остается сложным. В текущем году уменьшился ввод индивидуального жилья на 23 тыс.кв.м (554 тыс.кв.м против 577 тыс.кв.м в 2000 году). По Программе ликвидации ветхого жилья в республике введено 362,9 тыс.кв.м, что позволило обеспечить благоустроенным жильем 6139 семей, что несколько больше, чем в 2000 году - 6000 семей. Всего в г. Казани введено 604,7 тыс.кв.м общей площади жилья, из них по Программе ликвидации ветхого жилищного фонда - 251,4 тыс.кв.м, по титулам предприятий и организаций и долевого участия граждан - 262,8 тыс.кв.м, за счет средств индивидуальных застройщиков - 38,8 тыс.кв.м.

Об остроте жилищной проблемы в республике свидетельствует тот факт, что в республике только в администрациях районов и города Казани как нуждающиеся в улучшении жилищных условий на 1.01.2002 состоят 26585 граждан, из которых более 500 имеют право на внеочередное предоставление жилья и более 12000 граждан - на первоочередное. По данным администрации г. Казани на 01.01.2002 из состоящих на учете 551 участника Великой Отечественной Войны (ВОВ), вдов и семей погибших участников ВОВ никому не улучшили жилищных условий в 2001 году, а из 941 инвалида ВОВ, их вдов и семей погибших инвалидов жилищные условия улучшили лишь 24. Также не улучшили жилищных условий стоящие на учете 2 бывших узника концлагерей; 654 участника и инвалида-участника событий в Афганистане; 37 участников других боевых событий; 139 инвалидов Вооруженных сил. Из 81 инвалида ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС жилье было выделено восьмерым, а из 183 участников ликвидации аварии на ЧАЭС улучшения жилищных условий не дождался никто. Из 1468 офицеров запаса получил жилье 41, из них 37 семей улучшили жилищные условия по государственным жилищным сертификатам.

Реализация действующих в республике программы долгосрочного жилищного кредитования молодых семей и работников бюджетной сферы, а также программы "Свой дом" для поддержки строительства индивидуального жилья в условиях действия нового Налогового кодекса РФ и перераспределения финансовых средств в пользу федерального центра требует поиска новых источников их финансирования. Данное обстоятельство было отмечено в послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету на 2002 год. Если в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.09.1999 N 635 "О предоставлении гражданам кредитов на строительство или приобретение жилья из средств государственных ресурсов" за 2001 г. в г. Казани получили льготный жилищный кредит 12 работников бюджетной сферы (что тоже явно недостаточно), то в Программе социально-экономического развития г. Казани на 2002 год средств на строительство жилья для данной категории граждан уже не предусмотрено.

Обращения граждан на нарушения их права на жилище вобрали в себя вопросы, касающиеся строительства, предоставления и распределения жилья, признания или восстановления права на жилое помещение. Прекращение многими предприятиями строительства жилья для своих работников, отсутствие у граждан необходимых финансовых и материальных возможностей для приобретения жилья за счет собственных средств при наличии рынка жилья, ограниченные возможности государства для решения этой проблемы неизбежно ведут к обострению социальной напряженности в обществе. Большинство заявителей - работники бюджетной сферы, вынужденные переселенцы, молодые семьи, инвалиды, малоимущие и другие граждане, имеющие право на получение государственного жилья либо рассчитывающие на помощь государства при его приобретении или строительстве. Без достаточного и постоянного источника финансирования, в первую очередь за счет налоговых поступлений, вряд ли в обозримом будущем возможна реализация жилищных прав в республике этих категорий граждан. Большинство авторов писем понимают и согласны с тем, что без существенного оздоровления экономики и, как следствие, наполнения бюджетов всех уровней проблему обеспечения жильем быстро не решить. Поэтому в письмах содержатся предложения о более широком предоставлении нуждающимся ссуд и жилищных субсидий на строительство и приобретение жилья, развитии ипотечного кредитования и других видов помощи населению. В то же время анализ обращений граждан, поступивших в адрес Уполномоченного, показал, что реализация прав граждан на жилище остается одной из самых острых проблем.

Тем более не могут быть терпимыми в этих условиях ущемления жилищных прав граждан, причинами которых являются нарушения жилищного законодательства и принципа социальной справедливости, формально-бюрократический подход отдельных чиновников к решению жилищных вопросов граждан. Много жалоб поступило от граждан по вопросу предоставления жилья по Программе ликвидации ветхого жилья.

К Уполномоченному по вопросу восстановления в списках лиц на получение жилья по Программе ликвидации ветхого жилья обратилась гр. Д., которая из-за аварийности дома и тяжелой болезни была вынуждена временно проживать у своей дочери и была исключена из списков. После вмешательства Уполномоченного заявительница была восстановлена в списке на получение жилья.

Гр. Х., проживающей с семьей в двухкомнатной квартире дома, признанного ветхим, было выделено жилье с нарушением требований статьи 96 Жилищного кодекса РСФСР, то есть меньше установленной нормы. После обращения Уполномоченного данный вопрос разрешен в соответствии с требованием закона.

Имеются случаи, когда в отселенных домах остаются проживать 1 - 2 семьи, которым по разным причинам отказано в предоставлении жилья. При этом в домах прекращают подачу электроэнергии и воды, а пустующие квартиры занимают лица без определенного места жительства, которые нередко устраивают пожары.

Следует отметить, что имеют место факты отказа в предоставлении жилья с необоснованной ссылкой на Указ Президента Республики Татарстан от 2 сентября 1999 г. N УП-705 "О некоторых особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде".

Так, семья С. из 5 человек, в состав которой входит ветеран труда и инвалид - старая женщина и двое несовершеннолетних детей, остались проживать в единственном доме на территории поселка Калининский, который в настоящее время является несанкционированной свалкой. Отселение других жителей было осуществлено в соответствии с постановлением главы администрации города Казани N 35 от 12.01.1995, так как поселок находился в санитарно-защитной зоне и подтапливался фекальными водами завода РТИ. В нарушение действующего жилищного законодательства администрация г. Казани отказывается предоставить семье С. жилье по установленной норме без оплаты жилой площади на трех членов семьи со ссылкой на данный Указ, хотя основанием для предоставления жилья является не переселение из ветхого фонда, а проживание в недопустимых санитарно-эпидемиологических условиях.

Допускаются факты принятия незаконных решений об исключении граждан из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и выселении из занимаемого жилого помещения.

К Уполномоченному обратилась гр. Х. о незаконном исключении ее семьи из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, муж которой с 1977 года стоял в очереди на получение жилья в Казанском моторостроительном производственном объединении. В 1989 году он был уволен в связи с получением инвалидности и в дальнейшем незаконно исключен из списка очередников. Истребовав необходимые документы, подтверждающие доводы заявительницы, Уполномоченный обратился в Прокуратуру Республики Татарстан. Решением суда по иску прокуратуры семья гр. Х. восстановлена в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

По ходатайству Уполномоченного было отменено незаконное решение о выселении гр. С. с тремя малолетними детьми из общежития без предоставления другого жилья.

Имеются случаи отказа гражданам местных органов государственной власти в приватизации жилых помещений.

К Уполномоченному обратился инвалид Великой Отечественной войны гр. К. с жалобой на отказ ПТЖХ Приволжского района г. Казани в приватизации жилого помещения. В ходе рассмотрения данной жалобы было установлено, что гр. К. занимает две комнаты в трехкомнатной квартире и имеет отдельный финансово-лицевой счет. В нарушение законодательства ПТЖХ Приволжского района требовало от заявителя получения согласия соседки на приватизацию. После вмешательства Уполномоченного права гр. К. были восстановлены.

Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе и защиту жилищных прав, органами Прокуратуры Республики Татарстан в 2001 году выявлено 242 нарушения жилищного законодательства, в том числе 31 незаконный правовой акт, нарушающий жилищные права граждан. Прокурорами районов и городов в суды направлены 144 иска, внесено 62 представления об устранении нарушений жилищного законодательства, по которым 9 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

Часть жалоб поступило на неудовлетворительную работу жилищно-эксплуатационных организаций. Право на жилище, как показал анализ обращений, авторы неразрывно связывали с правом пользоваться полноценными жилищно-коммунальными услугами. В них речь шла как о несвоевременном и неквалифицированном устранении неполадок в квартире и в коммуникационных системах, так и о высоких тарифах за оказанные услуги.

Из-за задолженности ЖКХ перед соответствующими организациями в дома прекращается подача горячей воды и электроэнергии. Многие дома из-за нехватки средств не ремонтируются, что создает угрозу здоровью и жизни граждан. Особенно это касается переданного в коммунальную собственность ведомственного жилья, значительная часть которого нуждается в капитальном ремонте.

Одним из характерных примеров является жалоба жильцов дома 5 по улице Театральная г. Казани. На их неоднократные обращения в различные органы власти о необходимости ремонта крыши, водопровода и отопительной системы из администрации г. Казани приходили ответы, что капитальный ремонт будет проведен в 2001 году. Однако своевременно этого сделано не было из-за отсутствия средств. Согласно ответу, полученному Уполномоченным от Премьер-министра Республики Татарстан, проведение технического обследования и ремонт дома будет проведен в 2002 году.

Нередко затягивается оформление технической документации домов и приемо-сдаточных актов для их включения в коммунальную собственность. В результате эти дома не обслуживаются.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




©zodomed.ru 2024


    Главная страница