«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
А.С. Пушкин
СИМВОЛЫ ВОКРУГ НАС
Человек в жизни окружен множеством предметов и объектов – это природные объекты и явления, живые существа, объекты материального мира, созданные человеком – все, чему человек придал название и семантическое значение. Однако полет человеческой души и фантазии придал тем же самым объектам и символическое значение, порой не поддающееся логике и не опирающееся на факты, а ощущаемое на уровне чувств, интуиции, жизненного опыта. «Следовательно, символическим является такое слово или образ, значение которого выходит за рамки прямого и не поддается точному определению или объяснению. Когда разум пытается объять некий символ, то неизбежно приходит к идеям, лежащим за пределами логики.»1Так, именно воображение придает сакральное значение и энергию любому предметусреды, обогащает его символическим значением.
Для людей разных культур и сословий один и тот же предмет может нести различные символические значения. Например, образ волка в русской культуре символизирует мудрость (Сказка про Ивана и Серого Волка) и опасность («придет серенький волчок и укусит за бочок»), в Центральной Европе волк явился прообразом кровожадного оборотня, для древних римлян Капитолийская волчица, вскормившая Рома и Ремула, являлась символом благородства и материнской заботы, также как и в «Книге джунглей» английского писателя Редьярда Киплинга, а американская поэтесса Кларисса Пинкола Эстес проводит параллели между волками и женщинами: «они пытливы, наделены огромной выносливостью и физической силой. Им свойственны глубокая интуиция, тщательная забота о потомстве, о своем супруге и о сообществе в целом...»2 В казахской культуре, которая брала свои истоки у древних тюрков и кипчаков, волк является тотемным животным и наделен положительными символами: символом бесстрашия, так как в любой схватке борется до конца, символом свободы и чистоты, символом высокой нравственности и преданности семье, так как волки вместе с волчицами заботятся о своем потомстве.
К.Г. Юнг в своей статье "Основные вопросы психотерапии" говорил, что «символы, производимые бессознательным, происходят из архаичных слоев психического функционирования", и потому лишь открыв двери в мир личного и коллективного бессознательного и обеспечив диалог сознания с бессознательным можно попытаться раскрыть то загадочно-важное и на первый взгляд необьяснимое значение символов, которыми обогащены образы вокруг нас.Одним из ярких примеров такой архаичной сферы является декоративно-прикладное искусство, которое возникло еще в первобытном обществе в виде изображений на теле, земле, коре деревьев, шкурах животных, наскальных рисунках, петроглифов, скульптур, и в течение многих веков развивалось в форме различных народных художественных промыслов. Основополагающей целью декоративно-прикладного искусства было стремление человека украсить себя, свое тело, свое жилище и предметы ежедневного обихода, где в качестве исходного материала использовалась сама природа родного края, глубоко почитаемая и вдохновляющая. Так, художественные изделия из меха изготовились, в основном, на территориях, где проживают таежные народы (якуты, ханты, коми), резьба по дереву могла возникнуть только в лесных районах (Россия, Германия), изделиями из камня занимались жители горных районов (Кавказ, Алтай), так следствием развития овцеводства и разведения верблюдов явилось ковроткачество у тюркских народов (туркмены, узбеки, казахи).