ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рекомендации по проведению диагностики на педагогической практике
Специальность 031100 – Педагогика и методика
дошкольного образования
Введение
Умение контролировать развитие ребенка — необходимое профессиональное качество воспитателя. Каждому педагогу, работающему с детьми, чрезвычайно важно владеть элементарными приемами (тестами), позволяющими судить об уровне развития и состоянии здоровья воспитанников.
Тестирование позволяет выявить реальный уровень развития ребенка и степень его соответствия возрастным нормам, а также определить отклонения и недостатки физического и нервно-психического развития. Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов адекватного педагогического воздействия. Следует также отметить, что выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального психического и физического развития каждого ребенка.
Безусловно, глубокий и разносторонний анализ психомоторного развития осуществляется специалистами соответствующего профиля (психологами, дефектологами, педиатрами и т.д.). Данные методические рекомендации призваны вооружить воспитателей экспресс-методами, позволяющими контролировать как развитие детей, так и, в определенной мере, результаты своего педагогического труда.
В соответствии с этой конкретной целью подбирались контрольные упражнения и задания для оценки уровня развития и состояния здоровья ребенка.
Здоровье — это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности. Исходя из этого оценка состояния здоровья детей должна осуществляться по следующим направлениям:
-
физическое развитие,
-
развитие движения,
-
уровень зрелости нервных процессов,
-
психическое развитие,
-
адаптационные возможности.
Предлагаемые здесь диагностические упражнения и задания, могут быть использованы студентами при проведении диагностики в ходе педагогической практики. Данные упражнения и методики, одной стороны, позволяют получить статистически достоверные, надежные результаты, а с другой стороны, доступны, не требуют дополнительной специальной подготовки.
Поделитесь с Вашими друзьями: |