Детские страхи
Если о многих детских проблемах можно сказать, что ребенок их со временем перерастет, то со страхами дело обстоит отнюдь не так утешительно. Ребенок растет, и очень часто страхи растут вместе с ним. Чем больше развивается его фантазия и расширяется познание о Вселенной, тем больше он осознает опасности, подстерегающие его на каждом шагу. В последние годы специалисты отмечают существенный рост детских страхов. Это заставляет задуматься…
В то же время не следует думать, что если ребенок совсем ничего не боится, — то это очень хорошо. Поведение ребенка, способного на «запредельное» бесстрашие, вызывает у родителей еще большее опасение за судьбу сына или дочери. В этом смысле боязливый (точнее осторожный!) ребенок причиняет взрослым гораздо меньше волнений. Но беда в том, что грань между нормальным, «охранным» страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, и страхи в прямом и переносном смысле слова мешают ребенку жить. Они разъедают его душу и вызывают невротические расстройства. Энурез, тики, навязчивые движения, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохая контактность с окружающими — вот далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит непреодолимый детский страх. А под час страхи могут указывать и на более серьезные психические заболевания (шизофрению, аутизм). Но, разумеется, диагноз должен ставить только врач.
Как возникают детские страхи?
Все маленькие дети чего-нибудь да боятся. Но очень многие родители даже не знают о страхах своего ребенка. Такая ситуация не только парадоксальна, но и опасна, потому что именно страх сплошь и рядом закладывается многими родителями в основу выработки послушания. Зачастую, совершенно не задумываясь о последствиях, мы вызываем страх, чтобы заставать ребенка сделать то, что считаем необходимым.
Ребенок не слушается (например, не убирает свои игрушки). К чему мы прибегаем в этой ситуации?
• Повышаем голос (вызывая страх громкими звуками и необычными интонациями).
• Приводим в пример себя: «Ведь мама и папа всегда убирают свои вещи» (пробуждая у ребенка страх оказаться недостойным своих идеальных родителей).
• Угрожаем лишениями, вызывая страх потери: «Придет Петя, я ему отдам твои игрушки, потому, что он хороший мальчик»; «Не разрешу смотреть мультфильм»; «Не пойдешь в зоопарк»; «Больше не буду тебе покупать никаких игрушек» и т.д.
• Пускаем в ход телесные наказания, вызывая страх боли и унижения.
• И, наконец, прямо стращаем: «Запру в ванной и выключу свет»; «Выставлю на лестницу, уйду и не вернусь»; «Посажу тебя в мешок и выброшу на помойку»; «Не будешь слушаться — тебя заберут хулиганы и бандиты»; «От того, что ты меня не слушаешь, я заболею и умру». Такие угрозы формируют у ребенка страх темноты, одиночества, смерти, злых людей (хулиганов, бандитов и т.п.).
Таким образом, чтобы избавить ребенка от страхов, необходимо, прежде всего, критически оценить семейную ситуацию, проанализировать свое родительское поведение.
Нередко детские страхи вызываются конфликтами в семье. Причем, взрослые зачастую об этом не подозревают, так как дети могут внешне не показывать своего беспокойства. Но у него вдруг начинается тик, заикание, энурез, страх одиночества, темноты и т.д.
Кроме того, очень часто страхи появляются у детей, когда их чересчур опекают. Заботящиеся о безопасности малыша родители на каждом шагу дают ему предостережения, из которых он узнает, что мир вокруг него грозен и опасен: «Не бегай!»; «Не трогай!»; «Нельзя!»; «Туда не лезь!». А на вполне естественные вопросы ребенка «почему?» родители пытаются отделаться грубой шуткой, претендуя на оригинальность: «По кочану!» или отвечают предельно лаконично: «Нельзя и всё!», отсюда появляются яркие фантазии.
Главное, конечно, коренится не во внешних обстоятельствах, а в особенностях психики ребенка. Ранимые, чувствительные, впечатлительные дети чаще подвержены страхам. Особенно тяжело приходится мальчикам, поскольку от них, естественно, ожидают большей смелости, чем от девочек. Поэтому мальчик с хрупкой психикой оказывается зажатым в двойные тиски. Его мучает не только страх, но и стыд за свой страх. Родителям следует помнить, что они ни в коем случае не должны смеяться над боязливым ребенком. Ребенок замкнется в себе, перестанет доверять взрослым. Хорошо, когда родители (и в первую очередь, папы) рассказывают детям о своих детских страхах, — это вселяет в них уверенность. Ваш авторитет от этого не пошатнется, скорее наоборот, это вас сблизит.
Страх смерти
Обычно он появляется у детей лет в шесть и не является отклонением. Когда ребенок вдруг осознает, что и он сам, и люди вокруг него смертны, — это бывает для него серьезным потрясением. На некоторых детей это открытие производит тяжелое впечатление и долго еще не дает им покоя. Родителям стоит проанализировать свое поведение: не страдают ли они сами повышенной тревожностью, не зациклены ли на болезнях своих и детских, на разговорах о тяжелой и опасной жизни? Детям до девяти-десяти лет (особенно нервным и ранимым) лучше не видеть покойников и не присутствовать на похоронах. Для них это непосильное переживание, которое затем может вызвать скрытые навязчивые страхи. Последствия таких психических травм порой аукаются через много лет. Это не означает, что при детях вообще не следует упоминать про умерших родственников. Напротив, следует. Ведь такие разговоры выступают, как косвенное доказательство «жизни после жизни» (если человека вспоминают, он не покинул нас окончательно, а продолжает жить в наших сердцах).
Страх социальных потрясений
Увы, в наше время такие страхи, в основе которых лежит все тот же страх смерти, становятся все более обоснованными. Поэтому взрослым надо постараться не повышать у ребенка чувство тревожности: не смотреть при нем новости, в которых то и дело рассказывают про катастрофы, войны, насилие, убийства и т.д. Родители могут отчасти помочь преодолеть эти страхи, если скажут: «Да, угроза существует, но это не обязательно должно случиться. Тот, кто соблюдает осторожность, - не попадает в опасные ситуации». И, конечно же, вы должны обучать ребенка тем элементарным мерам предосторожности, которые помогут избежать насилия, не запугивая и не нагнетая страха.
Страх наказания
Такая форма фобии у детей совсем необязательно говорит о том, что их родители поминутно хватаются за ремень. Часто взрослые и пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним слишком властно, не допуская возражений или предъявляя завышенные требования. В атмосфере диктата в детской душе поселяется страх — не соответствовать родительским притязаниям, и, как следствие, возникает страх стать нелюбимым, страх быть отвергнутым родителями. А ведь для ребенка нет худшего наказания, чем это!
Как же помочь маленькому трусишке?
Среди способов и приемов, направленных на преодоление детских страхов, в последние годы в нашу педагогику и психотерапию все более активно проникают игровые методы. В игровой, неформальной обстановке дошкольники и младшие школьники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности. При проигрывании ситуаций страхов, которые тревожат ребенка, он освобождается от заблокированных негативных переживаний — в этом и состоит психотерапевтический эффект (механизм катарсиса). Очень полезно, чтобы в играх, направленных на преодоление детских страхов, реальность сочеталась с вымыслом, причем с упором на положительные модели поведения. Игра — это не пассивные одинокие мечтания, а активная совместная деятельность. Только не превращайте игру в унылую обязанность (не настаивайте на игре, если ребенок не хочет). Пусть ребенок с нетерпением ждет следующей игры. Поскольку страхи бывают самые разные, то, естественно, и тактика родительских действий тоже должна быть разной. Предлагайте ребенку различные варианты игр, в которых он будет «проигрывать» и преодолевать свои страхи. Более подробно вы можете ознакомиться с различными играми в книге А.И. Захарова: «Как помочь нашим детям избавиться от страха?». Пробуйте – и вы убедитесь, что игрой можно достичь гораздо большего, чем нравоучениями.
Баба - Яга и детские нервозы
Поговорим подробнее о некоторых наиболее распространенных детских страхах. А значит, придется нам с вами познакомиться с теми чудовищами, которые пугают детей. Они приходят, если можно так сказать, из двух миров: мира фольклора и мира сказок. Из них, например, явился знакомый всем детям Бармалей. Что же, касается других сказочных героев, то, нет спору, самыми страшными из них оказываются Кощей и Баба Яга.
Эти персонажи - плод человеческой фантазии, когда люди верили в сверхъестественные явления и существование как божественной, так и нечистой силы, вроде дьявола, ведьм, чертей и бесов. Баба Яга - воплощение всех таинственных и необъяснимых сил природы в образе предка по женской линии: ведь именно этот культ тесно сопровождался с культом природы. Этим и объясняется, как считает В.П. Аникин, известный исследователь сказок, особая власть старухи над живым миром природы, да и то обстоятельство, что Баба Яга может непостижимо легко обращаться в различных зверей и птиц. Вообще же, главное ее занятие - уносить непослушных детей к себе и отправлять в печь, ехидно и злорадно усмехаясь при этом.
Hе лучше ее и Кощей - коварный и жестокий губитель, убийца. В нем нет ничего человеческого, он -антипод человеческому. Все помыслы Кощея обращены только на то, чтобы причинить людям несчастье, унизить, оскорбить. В Кощее видегн далекий предок по мужской линии - суровый патриархальный властелин над сердцами и умами, прежде всего женскими; недаром в сказках именно он обычно оказывается похитителем героини. Как и Баба Яга, он может представать в различных обликах, с тем чтобы войти в доверие и затем неожиданно вероломно напасть. Особенно ненавидят Кощей и Баба Яга такие человеческие чувства, как любовь, доброта и нежность, ласка и привязанность, открыто смеются над ними.
В каком же возрасте дети верят в существование Кощея и Бабы Яги и особенно боятся их? Мы отправились в детские сады, чтобы опросить ребят. Свое мнение высказали 326 детей. Выяснилось, что вся троица: Кощей, его современный аналог Бармалей и Яга - наиболее часто завладевает воображением мальчиков в три, а девочек в четыре года. Hаи более важный период жизни, когда бурно развивается воображение. Его создания еще не столь отчетливо отделяются от реальности, и сказочные образы живут в сознании ребенка самостоятельной жизнью.
Hеудивительно, что верят в Кощея и Бабу Ягу и боятся их эмоционально дети чувствительные и впечатлительные, обладающие развитым воображением. Страх, как и вера, таким образом, - своеобразный тест на развитие этих психических качеств, свидетельство остроты и глубины чувств ребенка. Есть дети не испытывающие страхов вообще. Это может случиться, когда поведение родителей ребенка не дает ему ни малейшего повода ощутить, что чего-то можно бояться. И дети, можно сказать, в младенчестве усваивают, что только так и можно себя вести.
Однако полное отсутствие страхов - не всегда безусловный плюс. В ряде случаев это указывает на эмоциональную обедненность, отсутствие глубины переживаний. Такие дети не только сами не боятся, но и не тревожатся за других добрых героев, которым грозит опасность.
Особая категория бесстрашных детей - из семей хронических алкоголиков. Заметно, что чувства у такого ребенка поверхностны, обещания бездумны, а раскаяние рассчитано только на внешний эффект. Да и что там бояться каких-то выдуманных чудовищ, если реальных "чудовищ"- пьяного, безобразно ведущего себя отца или мать - ребенок видит ежедневно? Испытывает вначале отвращение, а затем равнодушие, не боясь возможной опасности, потому что она привычна... Страх перед чудовищами соединяется нередко у младших дошкольников с боязнью темноты, одиночества и замкнутого пространства. Это и понятно: ведь согласно своему "репертуару", Яга уносит к себе для расправы непослушных детей. А ведь бывает, что и нормальный ребенок не слушается родителей. Кощей и Яга действуют коварно, из-за угла, часто в кромешной тьме. Вот почему ребенок слезно просит родителей не оставлять его в темноте, приоткрыть дверь и сидеть рядом. Ему становится легче, спокойнее и уже не чудятся повсюду ужасы.
Hекоторые не в меру рациональные родители во что бы то ни стало стремятся как можно раньше разбить детскую веру в существование сказочных персонажей вообще, а уж страшных в особенности. И нередко жалуются, что у них это не получается. А я бы сказалл - и не надо! Подобными действиями родители мешают развитию эмоциональности ребенка, формированию чувства сострадания и сопереживания. Ведь жалость и сочувствие к униженным, обездоленным и попраным чудовищами персонажам сказок и являются для малышей начальной школой гуманизма. Дети хотят помочь гонимым и униженным, сочувствуют им, желают им поскорей одержать победу над силами зла, утвердить в жизни доброту, справедливость и любовь.
Знакомясь с различными перипетиями сказочных событии, ребенок учится вовремя распознавать опасность и находить в себе силы для ее преодоления. И в жизни ему, увы, неоднократно придется сталкиваться с такими ситуациями, как угрозы, подвохи, фальшь и обман, прямая и замаскированная агрессия, недружелюбие, злость и черная зависть ущербных в нравственном отношении людей, признающих только силу, подавление и унижение других. Так что сказки - это школа распознавания нередко скрытых, глубинных отрицательных черт характера и поведения таких людей.
Если же делать из Кощея и Яги безобидных злодеев, чуть ли не вызывающих жалость к себе, что видишь то и дело в современных детских спектаклях, то в сознании ребенка могут необратимо смешаться понятия добра и зла. Дети перестают правильно реагировать на опасность, а то и начинают пренебрегать ею, что в дальнейшем окажет плохую услугу при встрече с реальной угрозой. Пусть за Кощеем и Ягой сохранится право быть такими, какие они есть. И уж постарайтесь не брать их в союзники. Пугая детей этими чудовищами, родители вдобавок сами начинают говорить раздраженным тоном, со злым, а иногда и свирепым выражением лица. Hу чем, не Баба Яга или Кощей! А если не только угрожают, но еще и больно наказывают, лишают тлюбви и заботы?... Обычно страх перед Кощеем и Ягой проходят к пяти годам. В этом возрасте ребенок уже поумнел настолько, что может понять вымышленный характер этих персонажей. Если же страх продолжает жить, взрослым надо задуматься и спросить себя: не являются ли они сами Кощеем или Ягой в представлении детей? Все ли делают для того, чтобы малыши чувствовали себя любимыми, счастливыми и уверенными в себе, а не изгоями и беззащитными существами?
Дольше держится такой страх у детей, не посещающих детский сад, часто болеющих и чрезмерно опекаемых взрослыми. В детском саду обязательно обнаружатся "нигилисты", критически, а то и просто со смехом воспринимающие Бабку Ежку и Кощея. Их насмешки влияют на мнение остальных детей. А если ребенок растет дома, лишен общества сверстников, страхи могут не исчезнуть. При прочих равных условиях чаще боятся Кощея (или его подобия - Бармалея) мальчики, лишенные полноценного общения с отцом. Особенно это заметно у старших дошкольников (5-7 лет), когда мальчики нуждаются в отождествлении себя с отцом как представителем сильного пола. Авторитет отца в эту пору исключительно велик. Еще бы, у малыша бурно растет потребность в общении со сверстниками, а для того чтобы быть принятым в компанию, нужно соответствовать определенным правилам мальчишеского поведения. Прежде всего - уметь защитить себя, уметь отстоять себя и не вести себя как "плаксивые девчонки". Хорошо, если ребенок видит такой пример в семье. Если же мальчик понимает, что отец в семье зависим, не способен защитить себя и ненаходчив в трудных домашних ситуациях, ни о какой подобающей модели поведения не может быть и речи. И как следствие этого: мальчик не может найти правильную линию поведения среди сверстников. Он много боится, в том числе и Кощея."
"Еще сложнее ситуация у мальчиков из неполной (следствие развода) семьи, где мать нередко пытается играть роль отца, а черты характера сына, напоминающие отцовские, не признает и осмеивает. Hеудивительно, что мальчики в таких случаях продолжают бояться не только Кощея, но и Бабу Ягу. Они не способны постоять за себя, беззащитны и неуверены.
Беседую с мальчиком 5 лет. Холерический темперамент, крайне раздражителен, беспокоен... В четыре года из-за систематических простудных заболеваний находился на обследовании в больнице без матери (как это почти всегда, к сожалению, и бывает!). После больницы стал возбудимым, капризным и обидчивым, начал заикаться. Вместе с тем не может постоять за себя, беззащитен. Как говорит мать, его может обидеть даже малолетний кроха. Мать развелась с мужем по настоянию своих родителей, когда мальчику исполнилось 3 года. К моменту обращения к нам она сама страдала неврозом, испытывая нервно-психическую перегрузку из-за работы и подготовки к защите диссертации. Свое раздражение, недовольство и напряжение непроизвольно переносила на несговорчивого, упрямого и капризного ( с ее точки зрения) сына.
Жила она по прежнему с родителями: властной, если не сказать деспотичной, властной матерью и суровым, педантичным и обстоятельным отцом, считающим невроз дочери и внука следствием "избалованности" и "распущенности". Мать не имела своего слова в семье, выступая в роли вечной дочки. Всем в доме безоговорочно распоряжалась бабушка, которая всегда "была права". Она, по существу, заменила внуку мать. Дедушка играл роль отца - строгого и не терпящего никаких вольностей, никакого шума и возни.
Так они втроем и "воспитывали" мальчика, нервность и заикание которого не только не проходили, но и становились с возрастом все более выраженными. Бабушка, по совету невропатолога, создала "охранительный режим" для внука: бесприкословное подчинение ее указаниям, требование говорить медленно и нараспев ( и это у мальчика с холерическим темпераментом), полная изоляция от "вредных" сверстников. Да и с отцом ребенку не разрешали встречаться. Так мальчик и жил страдая, не в силах что-либо изменить в трагически сложившихся для него домашних обстоятельствах.
Hа приеме я предложил ему поиграть. Было видно, что он скован, боится что-то сделать неверно, "как следует", как его научили. Постепенно он разыгрался, осмелел и заговорил ... чисто, ровно, спокойным голосом. Он понял, что ничто ему не угрожает, к нему относятся терпеливо и доброжелательно. Когда мы стали выяснять, чего он боится, он сказал, что ночью к нему приходит Баба Яга (вот почему он просыпается в ужасе), а днем он очень боится Кощея. Кто же на самом деле был Бабой Ягой, а кто - Кощеем? Совершенно ясно: бабушка и дедушка. Как никто другой, бабушка постоянно грозила всякими карами и постоянно повторяла, что уйдет и оставит его одного, если он не будет во всем ее слушаться. Hу а дедушка? Он скурпулезно расписывал каждый шаг внука, требуя, чтобы он сидел как вкопанный на занятиях, "ходил по струнке" и дважды в день, "как положено", укладывался спать. При неисполнении его наказов следовало неизменное "воспитательное мероприятие" - ремень. Вот почему мальчик был таким забитым и неуверенным в себе. Вести себя так, как требовалось, было выше его сил, и в то же время он боялся осуждения и наказания.
Пришлось немало потрудиться, терпеливо разъясняя взрослым, что не надо ущемлять его мальчишеское "я" и воевать с присущим ему темпераментом. Помогли мы и матери избавиться от невротического состояния. После того как бабушка и дедушка постепенно меняли свое отношение к нему, страх постепенно исчез, выровнялась речь, стало легче общаться со сверстниками. Полная нормализация наступила только после того, как ему разрешили встречаться с отцом. А через некоторое время отец снова стал жить в семье. Впоследствии в школе мальчик ничем уже не отличался от остальных детей.
Второй случай. Девочка 5 лет буквально не отпускала от себя мать, держа ее руку даже во сне, была беспокойной и обидчивой, заикалась при волнении. Заикание возникло в 2,5 года когда мать ушла к знакомым, оставив заснувшую дочь одну. Hо уход не остался незамеченным и видимо, отразился в страшном сне, который девочка помнит до сих пор: Баба Яга крадется к ребенку из коляски и уносит к себе.
Почему же Баба Яга так поразила воображение девочки? И кто она есть на самом деле? Это была мать - тревожно-мнительная и одновременно "принципиальная", неуклонная в своих требованиях. Главная же беда заключалась в том, что дочь была нелюбима. Мать, конечно, оказывала ей знаки внимания, дарила игрушки и одевала как куклу. Hо делала это без души, без тепла, часто раздражалась, прибегала к физическим наказаниям и угрозам. Девочка не могла знать, что матери страстно хотелось, чтобы у нее родился похожий на мужа мальчик, его бы она любила также беззаветно, как мужа.. Hо отец любил дочь, и это вызывало ревность матери. Она чувствовала себя обделенной и выплескивала свое недовольство на дочь, "приводя ее в порядок", "ставя на свое место".
Мать девочки скорее играла роль матери, чем была ею эмоционально, душевно. Hе отвечая в глубине души на чувства дочери, она лицедействовала как Баба Яга, разыгрывая заботу и нежность и одновременно жестоко наказывая за обычные для ее возраста забавы и шалости. А дочь постоянно боялась, что мать уйдет, бросит ее, забудет. и страх одиночества был прелюдией к ночному ужасу. Мать ведь действительно ушла, как бы бросила ее, а когда вернулась, застала дочь с перекошенным лицом, полными ужаса глазами, кричащей на весь дом... И здесь мы помогли дочери и матери - особенно играми, в которых при перестановке ролей мать как бы увиделя себя в зеркале своего скрыто холодного отношения к дочери.
Еще один случай. Мальчик 11 лет, беспокойный и ранимый, уже чрезмерно озабоченный, подверженный различного рода опасениям и сомнениям, боящийся сделать что-либо не так... Почему же он такой? Мать - инженер по профессии - стремилась с самого начала воспитать у сына железную волю, рассудочность, умение анализировать, выверять каждый свой шаг. И мальчик рос таким, "каким следовало быть": говорил "как взрослый", но не умел общаться со сверстниками. Им он казался каким-то сухим, неестественным, чрезмерно вежливым, занудным, обидчивым. Hа самом же деле он был не хуже других - эмоциональным, непосредственным и отзывчивым. Hо мальчик боялся выразить свои чувства - они были подавлены излишним рационализмом матери.
Hет, она физически не наказывала сына. Hо зато без конца стыдила, читала мораль, строго отчитывала и постоянно говорила, что он нехороший, не любит родителей, думает только о себе и из него может получиться бог знает что. Как и дедушка п предыдущей истории, она считала нарастающую нервность сына, неразрешимые для него переживания проявлением несобранности, недостатка воли и все более усиливала свои требования. Отец же всецело находился под влиянием жены и не имел своего слова в семье. При беседе выяснилось, что у мальчика было много идущих из дошкольного возраста страхов.
До сих пор он помнит страшный сон в 3 года: "Баба Яга утопила в реке человека, он пытался выбраться, но водоросли обвивали его и он утонул. Затем Баба Яга пробралась на дачу и стала угрожать, что съест всех, кого найдет. Я спрятался, а потом подумал, что лучше прямо выйти, и вышел. А потом увидел, что Баба Яга - современная и в руках у нее - фломастеры. Тогда я, набравшись смелости, попросил их. Hо Баба Яга сказала: "Ты эгоист"". Hа этом сон прервался, и дальше по словам мальчика, была пустота. Видимо, его ранило ,что Баба Яга так обошлась с ним: ведь точно так же обращалась с ним мать, не доверяя его возможностям, угрожая и уничтожая фактически его эмоциональность и душевность, способность к собственному видению мира. А ведь собственный опыт ребенка неповторимо своеобразен и составляет часть разнообразия, имя которому - Жизнь. Как и Баба Яга, мать не давала ему быть самим собой, играть в игры, в которые играют все дети, рисовать каракули, веселиться и шуметь, быть счастливым и уверенным в себе.
И забывала о малом: купить фломастеры, подарить копеечную игрушку, погладить по головке, пожалеть, приласкать. Hедаром же мальчик увидел во сне, что кто-то утонул. Утонули его чувства, радость жизни и радость детства. Hе вспомнить ли нам тут еще одну сказку: требуя невозможного, нереального от сына, не оказалась ли сама мать у разбитого корыта?"
Ночные кошмары.
Наверное, у каждого ребенка бывают кошмарные сновидения под впечатлением страшного фильма или сказки... Мы и сами, порой, просыпаемся от того, что приснилось что-то ужасное, но обычно не задумываемся о причинах такого сна.
К сожалению, эти причины не лежат на поверхности. И если Ваш ребенок спит неспокойно в течение долго времени - стоит задуматься, что с ним происходит и как ему помочь? Чтобы ночью ребенок спал спокойно, без страшных сновидений, он должен знать, что ему ничего не угрожает, что его любят и всегда защитят.
Не надо укладывать его слишком рано или слишком поздно. Иначе он перевозбудится и у него нарушится естественный биоритм сна. Время засыпания должно быть всегда одно и то же, но продолжительность самого сна меняется, укорачиваясь с возрастом.
О том, что Ваш ребенок видит кошмарный сон, можно заключить по напряженным мышцам, изменению привычной позы, укрыванию одеялом, учащенному сердцебиению и дыханию, ночным крикам.
Что же делать, если у Вашего ребенка страшные сновидения?
*Прежде всего, не стоит стыдить ребенка со словами "Ты же уже большой, как можно бояться..?" Это все равно не поможет. Не стоит и насильно отправлять его спать в темную комнату, не разрешать зажигать свет.
*Если страшные сны - единичные случаи, то достаточно будет лишний раз уделить ребенку по-больше внимания - посидеть рядом, поговорить, погладить. Обычно в течение 20-30 минут ребенок успокаивается. В первые годы жизни лучше всего поносить на руках, спеть колыбельную, затем уложить обратно в кровать - лучше, если она находится в одной комнате с родителями.
*Если же сны постоянно повторяются, и ребенок вечером не хочет ложиться спать, просит оставить включенным свет, то здесь необходима помощь специалиста - психолога или психотерапевта для того, чтобы выяснить истинные причины появления кошмаров.
*А что же Вы сами можете сделать пока для своего ребенка? Лучше всего спать вместе с ним, если он еще маленький или же поставить кровати как можно ближе друг к другу. Тогда ребенок будет постоянно ощущать Вашу поддержку и то, что он не одинок.
*Вечером пожелайте ребенку спокойной ночи, но не прибавляйте "Ты только не бойся". Это послужит, скорее, напоминанием о страхах и ребенок будет уже ожидать их, что только усилит беспокойство и страх.
*Конечно, необходимо исключить страшные фильмы или сказки на ночь, да и днем тоже.
*Ночью подойдите к ребенку лишний раз, посмотрите как он спит, подоткните одеяло, пусть и во сне он ощущает Вашу заботу.
*Утром лучше не будить его резко, не заводить будильник, а подойти тихонько, разбудить ласковыми словами, погладить по головке. Не заставлять сразу вскакивать, пробуждение должно быть постепенным.
*Днем ребенку лучше предоставить большую активность, дать поиграть в подвижные эмоциональные игры. Чем больше он устанет физически - тем лучше будет спать ночью.
*Не нужно выяснять семейные отношения при спящем ребенке. То же относится и к ночным телепередачам и музыке - если ребенок уже спит, лучше не включать вообще ничего, особенно если его мучают кошмары.
Особого внимания заслуживают часто болеющие дети. Вероятность появления у них страшных снов в несколько раз больше. Многие заболевания способны существенно затруднить дыхание ночью, а недостаток кислорода вызывает чувство беспокойства. Полностью угроза кошмаров будет снята только после укрепления организма ребенка и повышения его защитных резервов.
Чего боятся наши дети
Как зарождается чувство страха? В самом общем виде страх возникает в ответ на что-то действительно угрожающее. Однако гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник — окружающие ребенка взрослые, которые излишне настойчиво и эмоционально указывают на наличие (действительной или мнимой) опасности. Внушенные страхи возникают также у детей, при которых взрослые ведут разговоры о болезнях, пожарах, убийствах, о смерти и т.п.
Психологи выделяют несколько предпосылок для возможного развития беспокойств (страхов) у детей. Все большее укрупнение и развитие городов — урбанизация. Каким бы далеким не казалось это явление от обсуждаемого предмета, связь есть, и она очень тесна. В условиях большого города многие дети чувствуют себя одинокими, им трудно находить постоянных друзей, сложно самостоятельно организовывать свой досуг. К тому же, они часто страдают от излишней опеки взрослых. Возможно, это покажется странным, но развитию страхов способствует наличие отдельных благоустроенныхх квартир. Установленно, что у детей, проживающих в таких квартирах, страхи встречаются гораздо чаще, чем у их сверстников из коммуналок. В особенности это касается девочек. В коммунальной квартире у ребенка больше возможностей общаться со взрослыми и со сверстниками, больше возможностей для совместных игр и меньше — для одиночества и развития страхов. Разумеется, этот вывод не говорит о том, чтобы вернуться всем в коммунальные квартиры, достаточно просто создать ребенку условия для достаточного общения с окружающими. Беспокойство также развивается у детей, которые недостаточно двигаются, не участвуют в коллективных играх, поскольку игра для ребенка была и остается лучшим средством избавления от всех страхов. Причина многих детских страхов — в матери, вернее, в ее неправильном поведении в семье. Так, дети больше страдают от различных страхов, если считают главной в семье мать, а не отца. Нервно-психологические перегрузки работающей и доминирующей в семье матери вызывают у детей ответные реакции беспокойства. Не очень хорошо отражается на эмоциональном состоянии ребенка и стремление матери как можно скорее выйти на работу, где сосредоточены ее основные жизненные интересы. При этом она не всегда учитывает запросы ребенка и его потребность в более тесном контакте с ней. Чтобы ребенок начал чего-то бояться, родителям достаточно начать ссориться. Установлено, что на родительские конфликты дети чаще всего реагируют появлением страхов. Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, стихии, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары. Появление страхов зависит и от состава семьи. Например, наиболее подвержены страхам единственные дети, которые становятся в семье эпицентром родительских забот и тревоги. В то же время чем больше в семье детей, тем меньше у них страхов. Играет роль и возраст родителей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлению беспокойства и тревоги, а у “пожилых” родителей (особенно после 35 лет) дети более беспокойны и тревожны. Причиной возникновения страхов у ребенка может быть эмоциональный стресс, пережитый мамой еще во время беременности, конфликтная обстановка в семье в этот период ее жизни. Психологов часто спрашивают, могут ли те или иные конкретные страхи передаваться по наследству? В этом случае следует сказать, что по наследству могут передаваться типологические особенности высшей нервной деятельности, общий тип реагирования на окружающий мир. Итак, чего же могут бояться наши дети? Это зависит от возраста. До 7 лет у детей преобладают так называемые природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения. В 7–10 лет наступает как бы равновесие между природными и социальными страхами (одиночества, наказания, опоздания). Если описать это более подробно, то можно выделить конкретные страхи, свойственные каждому периоду жизни.
Первый год жизни
— Страх новой окружающей среды
— Страх отдаления от матери
— Боязнь посторонних людей
От 1 до 3 лет
— Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте)
— Страх оставаться одному
— Ночные страхи
От 3 до 5 лет
— Страх одиночества, то есть страх “быть никем”
— Страх темноты
— Боязнь замкнутого пространства
— Боязнь сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми)
От 5 до 7 лет
— Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
— Боязнь родительского наказания
— Страх перед животными
— Боязнь страшных снов
— Боязнь потерять родителей
— Страх смерти
— Боязнь опоздать
— Страх перед заражением какой-то болезньюВот несколько советов, которые помогут снизить риск развития страхов или тревожности у вашего ребенка
Период беременности — не лучшее время для решения вопроса о целесообразности рождения ребенка, для сдачи экзаменов, защиты дипломных работ, диссертаций и прочих стрессовых ситуаций. Это также не лучшее время для выяснения отношений.
Помните, что в первую очередь вы — не руководящий работник, не деловая женщина, а мама. Будьте строгой, решительной и принципиальной на работе, а дома — нежной, любящей, непосредственной, заботливой и внимательной.
Ребенок не должен чувствовать себя ни “Золушкой”, ни “Кумиром семьи”, лучше выбрать нечто среднее.
Разрешайте ребенку как можно больше мастерить, гулять, бегать, почаще приглашайте в гости его друзей-сверстников.
Не пугайте ребенка волками, милиционерами, врачами и т.п. Ведь ребенок всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым или нереальным.
Находите побольше времени для рисования
Играйте всей семьей
Воспринимайте ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его с соседским красавцем Ваней или отличником Сашей.
Любите своего ребенка. Не забывайте о необходимости телесного контакта с ним.
Пусть Ваш ребенок станет равноправным членом семьи со своими правами и обязанностями.
Будьте своему ребенку настоящим другом!
К счастью, большинство детских страхов обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят, но именно родители должны постараться, чтобы эти страхи не стали болезненно навязчивыми и не сохранились на длительное время. Что же для этого нужно сделать? Если у вас доверительные отношения с ребенком и Вы набрались терпения, можно приступать к поэтапной совместной работе по избавлению от страхов.
Этап первый — “Рисуем страхи”
Каждое занятие рисованием должно длиться 30–40 минут в спокойной обстановке. Перед занятием дайте ребенку поиграть самостоятельно, установите с ним дружеский контакт. После этого можно перейти к беседе, цель которой — выявить то, чего боится ребенок. Можно это сделать в форме игры. Сесть лучше рядом с ребенком, а не напротив, не забывайте периодически подбадривать малыша. Спрашивайте: “Скажи, ты боишься или не боишься …?” и ждите ответа. После небольшой паузы можно перейти к следующему возможному страху, причем сам вопрос “боишься или нет” нужно повторять только время от времени. Если ребенок все страхи отрицает, попросите его отвечать не “да” или “нет”, а развернуто, например “я не боюсь темноты”. Свои вопросы лучше не читать по бумажке, хотя для ориентации можно составить список возможных страхов, например: “Скажи, ты боишься или нет, когда остаешься один; каких-то людей; мамы или папы; заболеть; Бабы Яги; Кощея Бессмертного; Бармалея; темноты; волка; медведя; других животных; машин; поездов; когда очень высоко; воды; пожара; когда идет кровь; когда больно; уколов; в метро; в лифте; больших улиц и т.д. Беседу лучше закончить совместной подвижной игрой.
После этого предложите ребенку нарисовать предмет, названный первым в качестве вызывающего страх. Рисовать лучше красками или фломастером. Бывает так, что лишь через несколько дней ребенок решится перенести на бумагу свой страх. Помогите ему, рисуйте вместе на одном листе каждый свой вариант “страшного” предмета. После рисования попросите ребенка рассказать о том, что изображено на рисунке. Затем ребенка нужно обязательно похвалить, пожать руку, подарить игрушку, отметить те страхи, с которыми удалось справиться. Дальше вы говорите, что рисунки с его бывшими страхами останутся у Вас (будут заперты в столе, отправлены по почте — возможны варианты). Главное — освободить от них ребенка. После обсуждения предложите своему ребенку сыграть в какую-нибудь игру, где он обязательно станет победителем.
На подобные занятия уйдет около двух недель. За это время среди всех рисунков будут и такие, где ребенку еще не удалось преодолеть свой страх. Предложите ему: “А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься!” Например, не ребенок убегает от Бармалея, а наоборот. В среднем на осознание и изображение себя как небоящегося у ребенка уходит 2 недели. Постарайтесь в это время организовывать побольше подвижных игр, прогулок, экскурсий и избегайте конфликтов в семье.
С помощью рисунков можно устранить страхи, причиной которых является игра воображения, то, что никогда не происходило, но, по мнению ребенка, может произойти. Частично успешным бывает избавление от страхов, основанных на реальных событиях, произошедших достаточно давно. Если же травмировавшее ребенка событие (укус собаки, пожар и т.п.) еще совсем свежо в памяти, то лучше избавляться от этого страха при помощи игры.
Предметно-ролевые игры
Психологически направленные игры снимают у ребенка избыток торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, в замкнутом пространстве, при попадании в незнакомую обстановку. Ребенок становится более уверенным в себе, избавляется от излишней застенчивости.
Игра “Пятнашки” позволяет ребенку снять страхи нападения, боязнь наказания родителей, наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми. Суть игры — ограничить игровую площадку и рассавить на ней в беспорядке стулья, любые предметы. Ведущий догоняет игроков, пытаясь хлопнуть их по спине. Кого догонят — тому водить. Кто выйдет за пределы игровой площадки или заденет какой-то предмет также становится ведущим. Сопровождайте игру веселыми репликами типа “Только попадись!”, “Не догонишь!” и т.п. Кроме того, для успешности Вашего замысла старайтесь незаметно подыгрывать детям.
Игра “Прятки” позволяет снять страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Заранее оговариваются места, где прятаться нельзя. Затем выключается свет, остается только ночник. Ведущий обходит квартиру с шуточными угрозами в адрес прячущихся. Прячущиеся сидят в темноте и стараются ничем себя не выдать. Лучше, когда ребенок сразу становится ведущим, это позволяет ему преодолеть страх и нерешительность. Хороших результатов можно добиться, когда ведущие взрослые “сдаются”, так и не найдя прячущегося ребенка.
Это лишь два примера из возможного многообразия игр, которые вы наверняка помните еще с детства. Не бойтесь импровизировать и проявлять творчество. Главное , чтобы ребенку было интересно и весело. Помните только, что игрой можно заинтересовать, но к ней нельзя принуждать.
Ролевые игры-драматизации
Такие игры позволяют преодолеть оставшиеся, длительно существующие страхи. Здесь ребенок играет роли сложного психологического содержания, причем, как положительные, так и отрицательные. Представляя сказочных персонажей, ребенок становится то Добрым Молодцем, то Бабой Ягой. После этого он уже не так боится этой самой Бабы Яги. Пусть ваш дом превратится в театр, где ребенок самостоятельно или с Вами может придумывать сказки, делать костюмы и играть на импровизированной сцене!
Страх смерти
Дети и смерть... Само сочетание этих слов противоестественно. Возможно поэтому, в нашей культуре существует мнение, что это явление нужно скрывать от ребенка как можно дольше. Причём такой позиции придерживаются не только “безграмотные” родители, но и “грамотные” педагоги. Тема смерти избегается, замалчивается в семье, она не поднимается и в педагогической литературе.
Однако существует альтернативный опыт. Например, в дошкольных учреждениях и начальных классах школ Японии предусмотрены занятия, на которых с детьми говорят о смерти. При этом малыши посещают кладбище, где им читают надписи на памятниках, предлагают почтить память умерших, вспомнив все хорошее, что они делали при жизни ради других людей ...
Как говорить с ребенком о смерти близких людей?
Однозначного ответа на этот нелегкий вопрос не существует. Слишком много факторов необходимо учесть: возраст ребенка, особенности его восприятия, взаимоотношения в семье, религиозные установки и т.п. Поэтому мы остановимся лишь на двух версиях объяснения смерти, которые наиболее губительны для неокрепшей психики ребенка.
Умер — это значит “уехал далеко и надолго...”. Такая версия разъяснения исчезновения любимого человека из окружения ребенка является, пожалуй, самой распространенной. Почему она неудачна? На мой взгляд, это вполне очевидно из приведенного выше письма нашей читательницы. С одной стороны, ребенок продолжает ждать и надеяться на встречу, он живет совместно с умершим построенными планами и обещаниями. С другой, малыш начинает вдруг понимать, что он единственный, с кем дедушка “забыл” попрощаться, поскольку все, кроме него, знают о том, что дедушка “уехал далеко и надолго”. Вывод у ребенка напрашивается сам собою: “Если уж дедушка, мой любимый дедушка, меня предал, то больше никому верить нельзя”. Вот и получается, что, оберегая ребенка от тяжелых переживаний, связанных со смертью близких людей, мы в то же время разрушаем его веру в надежность и прочность человеческих отношений, преданность одного человека другому.
Вторая версия объяснения смерти близкого человека “рождается” у ребенка как бы самостоятельно. Но даже легкий анализ его переживаний позволяет понять, что горестные мысли ребенка возникают под влиянием взрослых. И происходит это примерно так. Бабушка, пытаясь утихомирить не в меру расшалившегося внука, который и ухом не ведет на ее замечания, в сердцах восклицает: “Если ты не будешь меня слушаться, я умру от огорчения!”. Или мама, болезненно реагируя на что-либо (например на то, что соседский Петька уже свободно читает, а ее “горе луковое” — едва по слогам) заявляет: “Ну почему у всех дети как дети, только у меня не ребенок, а наказание Господне! Ты меня в могилу сведешь. Я из-за тебя больная на работу хожу”.
Опасность таких высказываний вполне очевидна. В случае смерти, независимо от ее истинной причины, такой ребенок будет считать виновным только себя. А жить под давлением этой ноши невероятно трудно... Многие взрослые, потерявшие близких, знают, как тяжело преодолеть прессинг чувства вины. Их долго мучают мысли типа: “если бы я вовремя...”, “если бы мы обратились к другому врачу”, “если бы я была рядом”. А представьте, каким грузом ложится смерть на хрупкие плечи ребенка, который еще не умеет толком устанавливать причинно-следственные связи! Поначалу у него возникает ложное ощущение, что если бы он себя хорошо вел, то этого могло бы и не случиться. Затем отчаяние сменяется чувством вины. Через некоторое время чувство вины на основе механизмов психологической защиты начинает искать выход, перерождаясь и преобразуясь либо в психосоматические заболевания (например, язву желудка), либо в агрессию (как внешнюю, так и внутреннюю).
Вот почему очень важно вовремя обьяснить ребенку причину смерти близкого человека, даже, если вам кажется, что малыш внешне спокоен и не испытывает отрицательных эмоций. Окружите его вниманием и заботой, поскольку у ребенка, понесшего утрату, обостряется потребность в любви, привязанности, нежности и ласке. Однако помните, что здесь, как и во всем, нужна мера. Малыш не должен становиться центром заботы всей семьи. Его также необходимо научить выражать сочувствие и оказывать поддержку другим членам семьи, которые тоже переживают горечь утраты.
Надо ли говорить с ребенком о смерти до потери кого-нибудь из близких?
Опираясь на свой собственный опыт и на данные японской педагогики, я считаю, что нужно. Ведь заранее подготовленный ребенок легче перенесет боль утраты, особенно если ему растолковали само понятие смерти.
Как объяснить ребенку сущность смерти?
В возрасте шести-семи лет ребенок начинает задумываться о смерти и его может посетить страшная мысль: “Все умрут? И мама тоже умрет? А я?”. Однако у большинства детей подобные мысли постепенно отходят на задний план. И все же, как помочь ребенку принять мысль о том, что он тоже когда-нибудь умрет?
Лучше всего говорить о смерти, как о переходном состоянии, беря за основу различные явления природы. В качестве примера может быть такая история “жизни и смерти” ручейка: “Видишь этот маленький ручеек. Сейчас лето, очень жарко, и скоро он полностью высохнет, как бы умрет. Но на самом деле с ним происходит чудесное превращение из воды в пар: вода, которая испарилась под солнцем, превратилась в пар. Помнишь, мы видели, как пар после дождя подымался вверх? Там, в небе, пар собирается, становится холодно, и он превращается в грозовое облако, дарящее Земле воду в виде дождика. А капли дождя снова наполняют пересохший ручеек, и жизнь в нем продолжается!”.
Подобные истории для ребенка можно сочинять о чем угодно: об осетре, который, преодолевая множество препятствий, отправляется на нерестилище, чтобы отложить икринки и умереть; о засохшем дубе, который умер, но зато рядом из желудя начал расти новый дубок — и все опять повторится сначала...
Приняв мысль о том, что все в природе живет для того, чтобы радоваться самому и радовать других, а смерть — это как бы превращение в новое состояние, ребенку будет несомненно легче перенести смерть близких людей.
Должен ли малыш принимать участие в похоронах?
На этот счет существуют разные мнения. Позиция первая. Детям до девяти — десяти лет (особенно нервным и ранимым) — лучше не видеть покойников и не присутствовать на похоронах. Для них это непосильное переживание, которое затем может вызвать скрытые навязчивые страхи. Ребенка надо избавить от этих неприятных переживаний и позаботиться о том, чтобы в его памяти сохранился живой образ любимого человека: глаза, теплые и ласковые руки.
Позиция вторая. Похороны — это обряд прощания с близким человеком, могила — его последняя обитель, а способность переживать горе делает человека человеком. Поэтому детей не зависимо от возраста нужно брать на похороны близких. Это поможет понять случившееся. Ведь ничто так не объединяет людей, как общее переживание горя. Память об этом позволит поддержать у ребенка чувство преемственности между поколениями и сохранить “память сердца” (чувство привязанности) к тем, кого он любил. Главное при этом, чтобы ребенок ни на минуту не оставался наедине со своими переживаниями. Рядом с ним обязательно должен быть взрослый, который мог бы при необходимости отвлечь его внимание от излишних, ненужных разговоров, увести в сторонку, ответить на вопросы, приласкать.
Как же поступить? Руководствуйтесь, прежде всего, особенностями психики конкретного ребенка. Если ваш малыш раним, чувствителен, впечатлителен, подвержен страхам, то лучше оставить его дома. Помните: ни в коем случае нельзя смеяться над страхами ребенка, в частности, над страхом смерти (кладбища, покойников, скелетов и т.п.). Малыш замкнется в себе и перестанет доверять взрослым. Особенно это относится к мальчикам. Мальчик с хрупкой психикой оказывается зажатым как бы в двойные тиски, поскольку его мучает не только сам страх, но и стыд за него.
Когда страх смерти не дает ребенку покоя?
Если осознание человеческой смертности производит на ребенка настолько тяжелое впечатление, что он не в состоянии от него оправиться, то лучше всего обратиться к специалисту (по принципу: если ломаются часы, люди обращаются к часовщику, если ломается телевизор — к телемастеру, а если нарушилась душевная гармония — к психологу). Кроме того, родителям необходимо проанализировать свое поведение: может они сами чрезмерно тревожатся, зациклены на болезнях (своих и детских), постоянно говорят о тяжелой и опасной жизни?
Поделитесь с Вашими друзьями: |