Детские страхи 1 Причины развития страхов у детей



Скачать 213.62 Kb.
Дата01.10.2017
Размер213.62 Kb.
ТипГлава

Глава 1. Детские страхи

1.1 Причины развития страхов у детей

Человеку свойственно чего-то бояться. А уж ребенку тем более. Еще бы, ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется глупостью. Детские страхи могут по­лучить отголоски и во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитате­ля, психолога вовремя помочь ребенку. Такого вида расстройства как страхи появля­ются у 40% детей. Но страх вовсе не всегда является симптомом нервного или психи­ческого заболевания. Самое распространенное мнение, что дети боятся всякой ерунды, но это только нам, взрослым так кажется. Для ребенка страх - это самая сильная эмоция. Каждому известно ощущение страха, который сковывает, парализует, заставляет на­ше сердце биться с удвоенной силой.



      1. Понятие страха

Страх одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. Вполне вероятно, что даже самая первая. Во всяком случае, многие врачи и психологи считают, что ребенка, проходящего через родовые пути, охватывает запредельный ужас. Может, поэтому в старину бытовало поверье, что дети появившиеся на свет в результате кесарева сечения, отличаются бесстрашием.

Как бы там не было, но еще толком не выпроставшись из пелены сна, окутывающей малыша в первые месяцы жизни, он начинает пугаться. Сначала резких звуков, потом незнакомой обстановки, чужих людей. И вполне естественно. Малышу неуютно в огромном незнакомом мире. Это все равно что взрослым людям вдруг очутиться на неведомой планете, населенной великанами.

И по началу родители относятся к детским страхам с пониманием и сочувствием. Но довольно скоро отношение начинает меняться. Ребенок трех, четырех и, тем более, пяти лет уже частенько слышит, испугавшись чужого дяди или собаки: « Ай-ай-ай! Как тебе не стыдно? Ты же уже большой!».

Страх - это привычное чувство, которое мы испытываем достаточно часто. Один раз испытав страх в какой то ситуации, мы будем переживать похожие чувства каждый раз в аналогичных случаях. Страх появляется с опытом. Нас пугает то, что когда-то потревожило нашу душу и сознание. Редко кто боится тех предметов и си­туаций, в которых реально никогда не оказывался, или хотя бы не видел или не читал об этом. Страхи появляются вместе с познавательной деятельностью, ребенок растет и начинает познавать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

Помогая ребенку справляться со страхами, не надо стремиться к скорому результату. В данном случае, пожалуй, как никуда уместна пословица « Тише едешь - дальше будешь». Лучше преодолевать страхи постепенно, без особенного напряжения, чтобы они исчезали как бы сами собой.

1.1.2 Откуда берутся страхи

Одной из главных и понятных причин - конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте, медицинская процедура, то есть ситуативные страхи). Такие страхи легче всего поддаются кор­рекции. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тре­вожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.) А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугива­ют ребенка: «Не будешь спать - заберет Баба-Яга! Не будешь слушаться - сделаем укол», то есть личностные страхи.



Детская фантазия, одна из наиболее частых причин страха. Ребенок сущест­во эмоциональное. Нередко он сам придумывает себе предмет страха. Разве многие из нас не боялись в детстве темноты? А почему? Не потому ли, что в темноте перед на­шим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища? Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Причина последняя - наличие более серьезного расстройства - невроза, кото­рое должны диагностировать и лечить медики. Проявлением невроза можно считать, те страхи, которые не считаются нормой для данного возраста ребенка или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. Детский невроз страха может быть наследственным заболеванием, передающимся всем членам одной семьи. В данном случае имеется в виду наследование типа нервной системы и ее особенностей. Некоторые дети склонны к различным нервным расстройствам, Т.е. они более ранимы, более эмоциональны, такие дети часто плачут, у них часто случа­ются истерики.



2.1 Ребенок в больнице: поведение мамы

2.1.1 Ребенка госпитализируют

Когда малыш заболевает, один из страхов, который испытывает мама — это оказаться в больнице. С какой радостью слышит мама слова врача о том, что «и дома можно полечиться»! Но уж если врачи настаивают на госпитализации, возьмите себя в руки и соглашайтесь. Конечно, «дома и стены лечат». Но иногда болезнь может принять такой поворот, что будут важны минуты. И, конечно, в этот момент лучше быть в стационаре под присмотром опытных врачей. 


А как сделать так, чтобы пребывание в больнице не стало для ребенка и мамы серьезным стрессом.  Несомненно, многое зависит от возраста ребенка, и в этой статье речь пойдет о маленьких пациентах до 3-х лет, находящихся в больнице вместе с мамами. 

Очень важно, чтобы мама поняла: она может помочь ребенку чувствовать себя лучше, если сможет справиться с собственным беспокойством. Мама просто обязана сохранить   себя для ребенка как можно более спокойной. Это поможет ему почувствовать себя увереннее. А уверенность — это основа выздоровления. Тревога ослабляет, спокойствие — делает сильнее.

 Как представляется для ребенка ситуация, когда он попадает в больницу? Его вырвали из привычного домашнего мира, он испытывает боль. Вокруг люди в белых халатах, которые делают больно (то анализ возьмут, то капельница, то осмотр). Ребенок не знает, что это во благо. И что важно, он не знает, кончится ли это когда-нибудь.  Поэтому ему жизненно необходим сейчас рядом человек, уверенный, что врачи все делают правильно, что все болезненные процедуры — во благо, что все будет хорошо. 

 Поэтому главное правило: Мама  просто обязана сохранить   себя для ребенка как можно более спокойной в течение всего пребывания в больнице. Это поможет ребенку увереннее чувствовать себя в больнице и способствует выздоровлению.



2.1.2 Ребенок выздоравливает

Скорее всего, в течение первых нескольких суток состояние стабилизируется, и ребенок начнет выздоравливать. Мама будет радостно наблюдать, что его уже очень трудно заставить лежать в кровати, что он просит «вкусненького» и желает развлекаться. Поэтому сейчас мамина задача — поддержать этот оптимистичный настрой. Помните,  хорошее настроение — это залог быстрого выздоровления. Что вам в этом поможет?

 Постарайтесь обустроить спальное место ребенка. Если у вас малыш до года, то хороши будут яркие бамперы на кровать. Пусть ваша с малышом одежда будет ярких цветов, чтобы хоть как-то раскрасить серую больничную обстановку. Также будет радовать глаз яркая пластиковая посуда, из которой ребенок будет есть гораздо охотнее, чем из больничной.

 Попросите родных принести вам книжки, игрушки, карандаши с бумагой. Если ребенку прописан постельный режим, полезной вещью будет кроватный столик, на котором малыш сможет кушать, играть и рисовать.

 Игрушки предпочтительнее резиновые, т.к. они легко моются (что особенно важно, если вас госпитализировали с инфекционным заболеванием). Самую любимую игрушку ребенка лучше оставить дома, т.к. в некоторых больницах правила очень строгие — игрушки и книжки не отдаются.

 Хорошо, если мама  разыграет с ребенком сценки, используя имеющиеся игрушки. Поиграйте в то, как мишка-«врач» лечит маленького зайчишку. И какой зайчишка молодец, что не плачет! Поиграйте, как зайку с мамой выписывают, и они, радостные, едут домой. Это настроит ребенка на то, что пребывание в больнице скоро закончится и даст дополнительный стимул для выздоровления.

 Очень важно, что пока мама «проигрывает» с ребенком больничные сценки, она сама настраивается позитивно. Мама не только помогает малышу, она помогает и себе справиться со стрессом.

 Выбирая книжки, избегайте «страшных» сюжетов, в которых дети теряются или попадают к пугающим персонажам (Баба Яга) или, еще хуже, их родители сами покидают их (как в сказке Ш.Перро «Мальчик с пальчик»). Предпочтите веселые стихи или забавные рассказы. Именно они стимулируют положительные эмоции у малыша.

 Дети до 3-х лет хоть еще и не умеют играть вместе, но с интересом наблюдают друг за другом. Часто они плачут и смеются «за компанию». Постарайтесь познакомиться с соседями по палате. Для мамы это будет «отдушина», ведь кто способен лучше понять маму заболевшего ребенка, как ни такая же мама? А у деток будет возможность поменяться игрушками и книжками, принять участие в играх, которые затевают мамы и забыть о своей болезни.

 Если малышу не прописана особая диета, то побалуйте его чем-то вкусненьким (обычно в больницу можно передать булочки без начинки и печенье). Однако помните, что скоро вы выпишетесь домой, а к хорошему быстро привыкаешь. Так что даже в больнице проявите разумность, и все же придерживайтесь прежних принципов воспитания.

 Если разрешен приход родственников, то предупредите их, что хорошим подарком для ребенка будут игрушки, которые легко моются (машинки, человечки, куколки, конструктор), а для мамы — еда, которую можно съесть сразу. Заранее скажите родным, чтобы они не говорили ребенку «Бедненький, как тебе плохо…». Ведь вы потратили много сил на то, чтобы ребенок сам себе казался героем, победителем своей болезни и страха. Расскажите посетителям о том, какой малыш молодец, как он отважно делает уколы и хорошо кушает.

 Итак, второе главное правило: мама должна поддерживать у малыша хорошее настроение, и пусть он сам себе кажется героем, побеждающим болезнь и страх.



2.1.3 Ребенка выписывают

И вот долгожданный момент выписки. Мама с малышом снова дома. Если мама соблюдала два основных правила, о которых говорилось выше, то, скорее всего, у ребенка не проявится симптомов психологической травмы.

Мама должна запастись терпением. Ребенок пережил довольно серьезный стресс, и это — его отголоски. Не отказывайте ребенку в ласке и держании на руках. Играйте в «контактные» игры: щекоталки, обнималки и т.д.

 Поиграйте в те игры, в которые мама и ребенок уже играли в больнице. Но теперь «больничный» период игры должен быть сокращен, а упор сделан на том, как маму с малышом-зайчонком выписали из больницы, как они приехали домой, как они пошли гулять, поехали в гости. Таким образом, вы покажите малышу перспективу хорошего будущего, настроите его позитивно.

 Малыш может вас просить: «Расскажи мне про больницу». Не отказывайте ему в этом. Он «прорабатывает» негативные воспоминания. В своих рассказах делайте упор на то, какой он был молодец, как смело переносил все невзгоды. Вспоминайте друзей по палате. Постарайтесь окрасить эти воспоминания в яркие цвета.

 Правило третье: После выписки мама должна сохранять позитивный настрой у ребенка и постарайтесь закрепить в нем «образ героя», победившего болезнь.



3.1 Психотравма - не каприз

Родители не должны считать капризами странности ребёнка, попавшего в раннем возрасте в больницу. Не спешите его "перевоспитывать": отучать от рук, оттаскивать от качелей, рано прятать пустышку. Наоборот, таких детей нужно почаще брать на руки, прижимать к себе, покачивать, приговаривая что-то тихое и ласковое. Им как воздух необходим физический контакт со взрослыми, необходим гораздо дольше, чем обычным детям.

Эмоциональные травмы в первые месяцы жизни оставляют очень глубокий след в душе ребёнка. Впечатления эти неосознанные и потому особенно опасные. На сознательном уровне ребёнок их не помнит, но, вытеснившись в сферу бессознательного, они властвуют над ним, определяют его поведение. Недаром так сложна психологическая коррекция детей из домов ребёнка, которые первый год жизни проводят в условиях, очень близких к условиям больницы. Самое главное лекарство в данном случае - это любовь и ласка.

Если же мама малыша излишне холодная и рациональная, скупа на выражение своих чувств, болезненные симптомы у ребёнка усугубятся, и годам к четырём в дополнение к поведенческим отклонениям он может начать заикаться. Или мочиться в постель. Или молчать с чужими, производя впечатление немого (это называется "избирательный мутизм"). Сказать, что такой ребёнок лишён внимания взрослых, нельзя. Мама, может быть, только им и занимается, забросив работу и прочие дела. Но занимается формально. Как школьник, выполняющий задание "от сих до сих".



3.1.1 Психологические особенности детей раннего школьного возраста

Для них короткий отрыв от матери обычно не так страшен, однако хорошего в нём тоже ничего нет. Если у мамы есть возможность полежать в больнице вместе с ребёнком, не упускайте её. Пусть мама не тешит себя мыслью, что достаточно ваших дневных посещений. В больнице тяжелее всего по вечерам, когда стихает дневная суета и ребёнка одолевают грустные мысли. Хорошо ещё, если медсестра, услышав всхлипы, подойдёт и погладит его по голове. А если, набегавшись за день, она раздражённо прикрикнет: "Да перестань ты реветь! Сколько можно!"? Больной человек особенно уязвим. Даже взрослых людей больно ранит равнодушие медиков. Что уж говорить о ребёнке?

Кроме того, в пять-шесть лет дети обычно начинают бояться смерти. У некоторых эти страхи становятся навязчивыми. А представьте, если ребёнку предстоит операция. Что он переживает, мучительно томясь её ожиданием! Тут, можно сказать, страх смерти вполне обоснован (даже если реальной угрозы для жизни малыша нет). Получается, что в критический момент, когда ребёнку особенно необходима поддержка родных, их нет рядом. Он чувствует себя брошенным, преданным или виноватым. Да-да, многие дети в подобных ситуациях начинают думать, что взрослые покинули их, желая наказать за какие-то проступки.

Даже удивительно, что есть родители, которые этого не понимают. Сколько раз приходилось слышать: "Психотравма? Да что вы! Наш Саша ни разу даже не пожаловался, что ему в больнице плохо. И не просил, чтобы его оттуда забрали".

А у малыша либо уже в больнице, либо в скором времени после выписки из неё расстраивался сон, появлялась раздражительность, плаксивость... А то, что он не просился домой... Есть одно слово, очень точно отражающее душевное состояние многих детей, надолго попавших в больницу. Это "обречённость". Чувство, противоестественное для оптимистичного детского возраста и потому особенно опасное. Если уж оно поселяется в душе ребёнка, то оставляет трудно изгладимый след. Детей, лежавших в больнице, часто мучает страх одиночества, чудовищ, смерти. Причём ребята далеко не всегда в этом признаются. Иногда потому, что боятся лишний раз упомянуть про страшное, а порой из гордости.


3.1.2 Игры, помогающие преодолеть больничную психотравму

Для детей игра - мощное средство психологической разгрузки и психологической коррекции. Проигрывая разные ситуации, ребёнок проживает их и постепенно учится правильно реагировать, менять своё поведение. Поэтому имеет смысл помочь ребёнку изжить в игре его страхи, обиды и огорчения.

Непосредственно в больнице можно затеять игру в "кукольного доктора", на роль которого сгодится любая симпатичная игрушка. Мой младший сын, например, очень любил "Страшилку-Смешилку" - забавного тролля, утешавшего и ободрявшего его перед операцией, уговаривавшего не бояться уколов, принимать невкусные таблетки и т.п.

В больнице родители, чтобы развлечь ребёнка, часто читают ему сказки. Надо с повышенным вниманием отнестись к выбору героев и сюжетов. Так, в обычной обстановке дети 5-7лет не боятся сказочной Бабы Яги. Но в больнице этот образ может вызвать у них страхи. Вообще для больных детей образ взрослого зачастую ассоциируется с разными неприятными и болезненными процедурами типа уколов, то есть взрослые начинают восприниматься как потенциальные носители угрозы. Поэтому в сказках, рассказываемых в больнице, не должно быть запредельно страшных персонажей типа людоеда, Кощея Бессмертного, привидений и т. п.

Даже у детей, на которых это вроде бы не произвело отрицательного впечатления, впоследствии может развиться невроз. Лучше избегать и таких персонажей, как злая мачеха и уж тем более родители, бросающие своих детей в лесу (этот мотив часто встречается в сказках братьев Гримм). В больнице дети часто чувствуют себя брошенными. Вдобавок ребята постарше нередко запугивают малышей, говоря, что родители оставили их в больнице навсегда. В таком случае лишнее напоминание о брошенных детях может травмировать ребёнка.

Когда же ребёнок вернётся домой, какое-то время воздержитесь от обсуждения больничной темы (если только он сам не будет рваться её обсуждать), а затем воспроизведите травмирующую ситуацию опосредованно, в метафорической форме. Одно из главных чувств, владеющих ребёнком в больнице, это чувство оставленности, одиночества. Поэтому можно предложить сыну или дочке сюжет про щенка-потеряшку. Начните примерно так:

"Жил-был маленький щенок. Пошёл он как-то на прогулку и потерялся..." Только фиксируйтесь не на зло-ключениях, а на приключениях щенка, которые непременно завершаются счастливым обретением хозяина. Когда эта игра надоест, предложите другую, психологически более сложную. Пусть ваш ребёнок разыграет с игрушками мини-спектакль под названием "Происшествие на вокзале". Сценарий выглядит примерно так:

Ваш ребёнок увидел на вокзале (или в магазине, или в театре - где угодно, только не в больнице) маленькую девочку. Изобразите её совсем крохотной игрушкой, чтобы ребёнок почувствовал себя по сравнению с ней большим и сильным. Девочка плачет. Ваши сын или дочь заговаривают с ней и понимают, что она потерялась. Дальнейшие действия "артиста" должны от игры к игре становиться всё более уверенными и решительными. Пусть сначала утешит малышку и поиграет с ней, пока её не найдут родители. В следующий раз нужно выяснить, где именно она потерялась, и отвести её туда, правильно рассчитав, что мама с папой будут искать девочку там, где они её оставили. Затем пусть подойдёт с малюткой к администратору и попросит вызвать родителей девочки по радио. Эти эпизоды вселят в ребёнка уверенность в собственных силах, отвлекут от тягостных воспоминаний.

Играть же в больницу имеет смысл, если только ребёнок не будет противиться игре. Для начала "назначьте" больным какого-нибудь зверька. Затем можно поиграть и в людей, но изменив ситуацию на диаметрально противоположную: пусть в больницу положат кого-то из взрослых, а ребёнок будет навещать его, приносить гостинцы, ухаживать, ободрять. И страхи постепенно исчезнут.

Название страха

возраст


4

5

6

7

4

5

6

7

Пол

Мальчики

Девочки

Болезнь























Умереть





















Незнакомые люди





















Темнота





















Врачи























Уколы






















Боль























Список литературы

1. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М., 1986.

2. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 1994.

3. Изард К. Эмоции человека. - М., 1970.

4. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. - М., 1979.

5. Ю.Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.

6. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

7. Немов Р.С. Психология. 3-й том. - М., 1995.

8. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2001.

9. Харди И. Дети в больнице. - Будапешт, 1981.



10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
Скачать 213.62 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница