Целей: освоение знаний



Скачать 27.79 Kb.
Дата05.05.2016
Размер27.79 Kb.
ТипПояснительная записка
    Навигация по данной странице:
  • Раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:



  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Типы занятий:

программа рассчитана на 34 ч, реализуется на уроках различных типов: изучение нового материала, самостоятельное изучение нового материала, обобщающих, комбинированных. Программа способствует социализации личности школьников. Практико-ориентированный подход реализуется через практические занятия, лабораторные работы, участие в семинарах и других интерактивных формах обучения: работа в парах, группах.

Биологический материал может изучаться на интегрированных занятиях с химией, географией. Контрольные работы необходимо планировать на основе уровневой дифференциации: базовый, повышенный и высокий уровень. В программе предусмотрена подготовка к ЕГЭ: работа с КИМами. Кроме выше перечисленных основных форм контроля будут осуществляться небольшие текущие контрольные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.

В программе предусмотрено перераспределение часов: увеличено количество часов на раздел «Клетка»: добавлен 1 час для проведения тематического зачета по разделу. Увеличено количество часов на раздел «Организм»: добавлен 1 час на изучение темы «Закономерности наследственности и изменчивости», виду ее сложности, и 1 час для проведения тематического зачета по разделу.

В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.

Промежуточная аттестация за 2015-2016 учебный год: в форме тестирования.

Планирование составлено на основе:

Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов. Базовый уровень. (авторы Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И) (Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 кл. - М: Дрофа, 2005) и Программы по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень (авторы О.В. Саблина, Г.М. Дымшиц) (Программы общеобразовательных учреждений. Биология 10-11 классы. – М., Просвещение, 2008), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

На изучение биологии в 10 классе по программе отводится  34 часа (1 час в неделю).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Биология. Общая биология: учебник для 10-11 классов /А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник – М.: Дрофа, 2014. – 368 с.: ил.




  1. Количество часов в неделю по учебному плану: 1



  1. Количество часов по полугодиям:




I

II

16

18




  1. Практическая часть:

Наименование

I

II

Зачеты

2

1

Лабораторные работы

1

3




  1. Количество часов по разделам:

№п/п

Разделы

I

II

год

1

Биология как наука. Методы научного познания.

3




3

2

Клетка.

11




11

3

Организм.

2

18

20



№ п/п

№ темы, раздела

Название раздела, темы

Количество часов

1

1

Биология как наука. Методы научного познания.

3

2



Клетка.

10 +1




2/1

История изучения клетки. Клеточная теория.

1




2/2

Химический состав клетки.

4




2/3

Строение эукариотической и прокариотической клетки.

3




2/4

Реализация наследственной информации в клетке.

1




2/5

Вирусы.

1







Зачет № 2 по теме «Клетка».




3



Организм.

20




3/1

Обмен веществ и преобразование энергии.

3




3/2

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

6




3/3

Закономерности наследственности и изменчивости.

8




3/4

Основы селекции. Биотехнология.

2




итого




34



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часа)

Раздел

Название темы





Количество часов

I

Биология как наука. Методы научного познания.


Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы временная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации

Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы

Зачет № 1 по теме «Биология как наука. Методы научного познания».


3

II

КЛЕТКА

10 + 1

II

История изучения клетки. Клеточная теория.

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.



1

II

Химический состав клетки

Химические элементы клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Биополимеры. Белки, их строение. Функции белков. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

Лабораторная работа №1. «Расщепление Н2О2 с помощью ферментов».

Практическая работа № 1. Решение задач «Самокопирования ДНК».



4

II

Строение эукариотической и прокариотической клетки

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом.

Вирусы - неклеточные формы. Вирус СПИДа.

ЛР № 1 «Сравнение строения клеток растений и животных»

Практическая работа №1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений, животных»

Демонстрации

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса



3

II

Реализация наследственной информации в клетке

Генетическая информация. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белков. Роль генов в биосинтезе белка. Регуляция транскрипции и трансляции.



1

II

Вирусы

Зачет № 2 по теме «Клетка».

1

III

Организм

20

III

Обмен веществ и преобразование энергии

Метаболизм. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.

Демонстрации

Многообразие организмов

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Фотосинтез



3

III

Размножение и индивидуальное развитие организмов

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Амитоз. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение, его значение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Размножение – свойство организмов. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Демонстрации

Деление клетки (митоз, мейоз)

Способы бесполого размножения

Половые клетки

Оплодотворение у растений и животных

Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Демонстрации

Индивидуальное развитие организма



ЛР №2 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

6

III

Закономерности наследственности и изменчивости

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных генетических задач. Сцепленное с полом наследование. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы.

Демонстрации

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом

Неполное доминирование

Сцепленное наследование

Наследование, сцепленное с полом

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Демонстрации

Наследственные болезни человека

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Мутации


Модификационная изменчивость

ЛР № 3 «Решение генетических задач»

ЛР № 4 «Изучение модификационной изменчивости. Построение вариационной кривой»

Практическая работа № 2 «Составление простейших схем скрещивания (родословных)»

Практическая работа № 3«Решение элементарных генетических задач»

Практическая работа № 4 «Выявление источников мутагенов в окужающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм»

Генная и клеточная инженерия.

Демонстрации

Хромосомы

Характеристика гена

Удвоение молекулы

ДНК


8

III

Основы селекции. Биотехнология

Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Генетика – теоретическая основа селекции.



Практическая работа №5 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

Зачет № 3 «Организм»

Демонстрации

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор

Гибридизация

Исследования в области биотехнологии



2

Итого:

34

Каталог: upload -> images -> files
files -> Рабочая программа для старшеклассниц 11 класса по «Основам медицинских знаний и здорового образа жизни»
files -> Методическая разработка: «методика проведения лечебного массажа»
files -> Учитель-дефектолог (олигофренопедагог)
files -> Материально-техническая база
files -> Материально-техническое обеспечение мбоу «сош №1» нмр рт право владения. Использование материально-технической базы
files -> Здоровое питание
files -> Профилактика и лечение орви и гриппа Простудные заболевания (орви, орз) и грипп
files -> Грипп. Меры профилактики

Скачать 27.79 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница