ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
-
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
-
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Типы занятий:
программа рассчитана на 34 ч, реализуется на уроках различных типов: изучение нового материала, самостоятельное изучение нового материала, обобщающих, комбинированных. Программа способствует социализации личности школьников. Практико-ориентированный подход реализуется через практические занятия, лабораторные работы, участие в семинарах и других интерактивных формах обучения: работа в парах, группах.
Биологический материал может изучаться на интегрированных занятиях с химией, географией. Контрольные работы необходимо планировать на основе уровневой дифференциации: базовый, повышенный и высокий уровень. В программе предусмотрена подготовка к ЕГЭ: работа с КИМами. Кроме выше перечисленных основных форм контроля будут осуществляться небольшие текущие контрольные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.
В программе предусмотрено перераспределение часов: увеличено количество часов на раздел «Клетка»: добавлен 1 час для проведения тематического зачета по разделу. Увеличено количество часов на раздел «Организм»: добавлен 1 час на изучение темы «Закономерности наследственности и изменчивости», виду ее сложности, и 1 час для проведения тематического зачета по разделу.
В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.
Промежуточная аттестация за 2015-2016 учебный год: в форме тестирования.
Планирование составлено на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов. Базовый уровень. (авторы Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И) (Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 кл. - М: Дрофа, 2005) и Программы по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень (авторы О.В. Саблина, Г.М. Дымшиц) (Программы общеобразовательных учреждений. Биология 10-11 классы. – М., Просвещение, 2008), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
На изучение биологии в 10 классе по программе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Биология. Общая биология: учебник для 10-11 классов /А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник – М.: Дрофа, 2014. – 368 с.: ил.
-
Количество часов в неделю по учебному плану: 1
-
Количество часов по полугодиям:
-
Практическая часть:
Наименование
|
I
|
II
|
Зачеты
|
2
|
1
|
Лабораторные работы
|
1
|
3
|
-
Количество часов по разделам:
№ п/п
|
№ темы, раздела
|
Название раздела, темы
|
Количество часов
|
1
|
1
|
Биология как наука. Методы научного познания.
|
3
|
2
|
|
Клетка.
|
10 +1
|
|
2/1
|
История изучения клетки. Клеточная теория.
|
1
|
|
2/2
|
Химический состав клетки.
|
4
|
|
2/3
|
Строение эукариотической и прокариотической клетки.
|
3
|
|
2/4
|
Реализация наследственной информации в клетке.
|
1
|
|
2/5
|
Вирусы.
|
1
|
|
|
Зачет № 2 по теме «Клетка».
|
|
3
|
|
Организм.
|
20
|
|
3/1
|
Обмен веществ и преобразование энергии.
|
3
|
|
3/2
|
Размножение и индивидуальное развитие организмов.
|
6
|
|
3/3
|
Закономерности наследственности и изменчивости.
|
8
|
|
3/4
|
Основы селекции. Биотехнология.
|
2
|
|
итого
|
|
34
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часа)
Раздел | Название темы
|
Количество часов
| I | Биология как наука. Методы научного познания.
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы временная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрации
Биологические системы
Уровни организации живой природы
Методы познания живой природы
Зачет № 1 по теме «Биология как наука. Методы научного познания».
|
3
|
II
|
КЛЕТКА
|
10 + 1
|
II
|
История изучения клетки. Клеточная теория.
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.
|
1
|
II
|
Химический состав клетки
Химические элементы клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Биополимеры. Белки, их строение. Функции белков. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.
Лабораторная работа №1. «Расщепление Н2О2 с помощью ферментов».
Практическая работа № 1. Решение задач «Самокопирования ДНК».
|
4
|
II
|
Строение эукариотической и прокариотической клетки
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом.
Вирусы - неклеточные формы. Вирус СПИДа.
ЛР № 1 «Сравнение строения клеток растений и животных»
Практическая работа №1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений, животных»
Демонстрации
Строение молекулы белка
Строение молекулы ДНК
Строение молекулы РНК
Строение клетки
Строение клеток прокариот и эукариот
Строение вируса
|
3
|
II
|
Реализация наследственной информации в клетке
Генетическая информация. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белков. Роль генов в биосинтезе белка. Регуляция транскрипции и трансляции.
|
1
|
II
|
Вирусы
Зачет № 2 по теме «Клетка».
|
1
|
III
|
Организм
|
20
|
III
|
Обмен веществ и преобразование энергии
Метаболизм. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.
Демонстрации
Многообразие организмов
Обмен веществ и превращения энергии в клетке
Фотосинтез
|
3
|
III
|
Размножение и индивидуальное развитие организмов
Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Амитоз. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение, его значение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Размножение – свойство организмов. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Демонстрации
Деление клетки (митоз, мейоз)
Способы бесполого размножения
Половые клетки
Оплодотворение у растений и животных
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Демонстрации
Индивидуальное развитие организма
ЛР №2 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».
|
6
|
III
|
Закономерности наследственности и изменчивости
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных генетических задач. Сцепленное с полом наследование. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы.
Демонстрации
Моногибридное скрещивание
Дигибридное скрещивание
Перекрест хромосом
Неполное доминирование
Сцепленное наследование
Наследование, сцепленное с полом
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Демонстрации
Наследственные болезни человека
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность
Мутации
Модификационная изменчивость
ЛР № 3 «Решение генетических задач»
ЛР № 4 «Изучение модификационной изменчивости. Построение вариационной кривой»
Практическая работа № 2 «Составление простейших схем скрещивания (родословных)»
Практическая работа № 3«Решение элементарных генетических задач»
Практическая работа № 4 «Выявление источников мутагенов в окужающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм»
Генная и клеточная инженерия.
Демонстрации
Хромосомы
Характеристика гена
Удвоение молекулы
ДНК
|
8
|
III
|
Основы селекции. Биотехнология
Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Генетика – теоретическая основа селекции.
Практическая работа №5 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»
Зачет № 3 «Организм»
Демонстрации
Центры многообразия и происхождения культурных растений
Искусственный отбор
Гибридизация
Исследования в области биотехнологии
|
2
|
Итого:
|
34
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |