Б. К. Тупоногов цифры, не относящиеся к тексту, являются номерами страниц с книги оригинала. Проведение экскурсий по биологии со слепыми и слабовидящими учащимися учебно-методическое пособие



страница1/10
Дата20.09.2017
Размер0.89 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ

Б. К. ТУПОНОГОВ


Цифры, не относящиеся к тексту, являются номерами страниц с книги оригинала.




ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИЙ ПО БИОЛОГИИ СО СЛЕПЫМИ

И СЛАБОВИДЯЩИМИ УЧАЩИМИСЯ

Учебно-методическое пособие




МОСКВА—1989

В учебно-методическом пособии на основании проведенных исследований особенностей восприятия биологического материала слепыми и слабовидящими детьми определяются приемы и способы коррекционно-педагогического воздействия на познавательные процессы учащихся в ходе проведения экскурсионных занятий

Даются рекомендации по проведению самостоятельных наблюдений слепыми и слабовидящими в природе, по использованию для этих целей специальных приспособлений, приемов и способов констатации и определения биологических объектов, их сбора и оформления

Обобщается передовой опыт тифлопедагогов по проведению экскурсий по биологии, по эстетическому и экологическому воспитанию подрастающего поколения, даются примерные схемы проведения экскурсионных занятий со слепыми и слабовидящими детьми

Учебно-методическое пособие предназначено для учителей и воспитателей школ для слепых и слабовидящих детей, кроме того, оно может быть использовано в очно-заочных школах для слепых и слабовидящих, в школах восстановления трудоспособности инвалидов по зрению, а также родителями, имеющими детей с нарушениями зрения

© Всероссийское общество слепых (ВОС), 1989

ВВЕДЕНИЕ


Эффективность обучения слепых и слабовидящих учащихся биологии в значительной степени зависит не только от содержания предметов биологического цикла (научности, логичности, доступности), но и от организационных форм, методов и методических приемов, применяемых при изучении органической жизни на Земле.

Перестройка в свете основных направлений реформы общеобразовательной школы ставит своей задачей дальнейшее повышение уровня общего и профессионального образования учащихся, совершенствование знаний основ наук, установление тесной связи теории с практикой, связи обучения с жизнью, с производством

Современные эколого-эволюционные тенденции развития биологической науки, практическая направленность обучения учащихся выдвигают на особое место такую важную форму обучения биологии в школе, как экскурсия. Походы в природу, посещение сельскохозяйственного производства и зеленого строительства, музеев и выставок, ботанических садов и пришкольных учебно-опытных участков помогут увязать биологическую теорию с практикой, решить многие проблемы социально-трудовой адаптации детей с нарушениями зрения, будут способствовать решению задач, выдвинутых школьной реформой.

Рассмотренный на третьей сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва вопрос «О соблюдении требований законодательства об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов» выдвигает перед учителем биологии проблему усиления экологического воспитания учащихся, широкого развертывания в школе природоохранительной работы, осуществления тесной связи изучаемого биологического материала с естественными условиями и закономерностями, с практикой сельскохозяйственного производства.

Для успешного решения этой проблемы дополнительно к урокам биологии должен быть подключен комплекс внеклассных и внешкольных мероприятий, и биологические экскурсии должны рассматриваться как одна из важнейших форм учебно-воспитательной работы по естествознанию в школе.

Значение экскурсии возрастает и в связи с осуществлением системного подхода к исследованию живой природы, который довольно четко определился в последние годы. В связи с выделением основных форм организации жизни, установлением взаимосвязей и

взаимозависимости между биологическими системами возрастает значение занятий, проводимых непосредственно в природе, изучения хозяйственной деятельности человека, антропогенных изменений в окружающем мире.

Живые организмы как открытые системы существуют не изолированно от окружающей среды, они тесно связаны и постоянно взаимодействуют с ней. Эти сложные механизмы взаимосвязей и взаимозависимости очень трудно представить и понять без общения и изучения различных биогеоценозов, без проведения биологических экскурсий. Знание основных биосистем, каналов их взаимодействия должно подвести учащихся к всестороннему пониманию единой, целостной картины жизни на Земле.

Отсутствие или глубокое нарушение зрения у школьников сильно затрудняет процесс знакомства учащихся с природой, порождает специфические трудности при изучении биологии, своеобразие организации познавательной деятельности детей, специфику форм, приемов и способов формирования у них правильных представлений об окружающих предметах и явлениях реального мира.

Выключение зрения из сенсорной сферы или его функциональное ограничение не означает принципиального нарушения процесса познания как отражения объективной действительности. Слепой или слабовидящий ребенок при восприятии предметов или явлений внешнего мира в совокупности и отношениях их свойств и качеств использует сохранные виды чувствительности: осязание, слух, остаточное зрение, обоняние, суставно-мышечное чувство.

Поскольку восприятие предметов и явлений живой и неживой природы у незрячих и слабовидящих школьников основано на деятельности сохранных анализаторов, значительно уступающих нормальному зрению по скорости и степени точности, то при формировании представлений могут возникать неточности, фрагментарность и ошибочность по сравнению с реально существующими предметами и процессами. Поэтому у детей с нарушениями зрения более обедненные, по сравнению со зрячими сверстниками, представления о природе.

При формировании правильных адекватных представлений о природных объектах и явлениях большое значение придается проведению экскурсий, изучению биологического материала в естественной обстановке.

На экскурсиях слепые и слабовидящие дети приобретают умения и навыки натуралистической деятельности: ориентироваться; искать и находить, используя опорные биологические и другие признаки; собирать и обрабатывать материал; вести наблюдения; сравнивать и обобщать; делать самостоятельные выводы.

Биологические экскурсии делают процесс изучения предмета более конкретным, наглядным и интересным, способствуют активизации мыслительной деятельности, расширяют кругозор, воспитывают эстетическое чувство, способствуют превращению знаний в твердые убеждения, формируют правильные мировоззренческие позиции.

Основная цель любой биологической экскурсии заключается не в том, чтобы показать слепым и слабовидящим учащимся отдельные виды флоры и фауны, научить их распознавать биологические объекты по характерным, доступным для сохранной чувствительности признакам внешнего и внутреннего строения, заставить их запомнить названия, а в том, чтобы сформировать у них понятия о биологических процессах и явлениях в их системе и взаимоотношениях, обратить внимание учащихся на явления общего характера, научить видеть и понимать жизнь природы.

Эта цель достигается путем организации творческой поисковой деятельности учащихся, выработки необходимых умений и навыков в пространственной ориентировке, коррекции и компенсации утраченного или ослабленного зрения путем ведения исследовательской работы, воспитания любви к природе, к Родине.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




©zodomed.ru 2024


    Главная страница