Анонс материалов Всероссийской научно-методической конференции «Психолого-педагогические аспекты совершенствования качества медицинского и фармацевтического образования» посвященной 90-летию самгму том Бакирова З



Скачать 363.95 Kb.
Дата23.04.2016
Размер363.95 Kb.
Анонс материалов Всероссийской научно-методической конференции «Психолого-педагогические аспекты совершенствования качества медицинского и фармацевтического образования»

посвященной 90-летию САМГМУ
Том 1.

Бакирова З.А., Амиров А.Ф., Куксо П.А., Мочалов С.М. «Компетентностный подход к преподаванию основ медицинской психологии» c. 27-31

В статье излагаются подходы к реализации компетентностный модели, лежащей в основе подготовки нового поколения выпускников медицинского ВУЗа, используемые на кафедре педагогики и психологии Башкирского государственного медицинского университета (г.Уфа). Освещаются цели обучения, аспекты формирования общих и специальных компетенций, профили аналитических компетенций в системе здравоохранения, формирования деонтологических основ врачебной специальности, внедрение концепций психологической экологии.


Бехтерева А.В. «Развитие социальной толерантности будущего врача в образовательном процессе медицинского вуза» с.31-34

В статье рассматривается актуальность проблемы развития социальной толерантности студента в образовательном процессе медицинского высшего учебного заведения, содержанием которого на современном этапе является формирование такой личности будущего врача, когда специалист здравоохранения, включившийся в активную профессиональную деятельность, будет способен действовать в различных профессиональных ситуациях, проявляя себя как высоконравственная личность, имеющая сформированные духовно-нравственные и жизненные позиции


Васильева Е.Ю. «Развитие педагогической и управленческой компетенций преподавателей и администрации медицинского вуза в системе внутрифирменного обучения» с.38-41

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия внутрифирменного обучения преподавателей и управленческого состава ВУЗа на примерах развития педагогической и управленческой компетенций. Приводится модель организации процесса внутрифирменного обучения, включающая анализ необходимости в обучении, определение его целей и задач; организацию и оценку результатов. Представлен опыт медицинского университета в виде описания системы обучающих программ для внутрифирменного обучения преподавателей, деканов и заведующих кафедрами.


Веретельников Ю.Я. Печерский В.Г. «Гуманитарные ценности профессиональной культуры у студентов медицинского вуза» с.41-45

В данной статье освещаются проблемы формирования ценностно-смысловой сферы личности студентов первого курса медицинского вуза, как один из психолого-педагогических факторов, способствующих формированию гуманитарных ценностей профессиональной культуры будущих специалистов-врачей.


Глебова Е.И. «Интеграция естественно-научного и гуманитарного образования в медицинском и фармацевтическом вузе»с. 47-49

Наиболее актуальным в подготовке специалиста с высшим медицинским и фармацевтическим образованием является проблема интеграции естественно-научного и гуманитарного знания. Предложенная статья освещает вопросы интеграции дисциплины «иностранный язык» и других специальных дисциплин, которые изучаются будущими врачами и провизорами. Одной из эффективных форм интеграции является внеклассная деятельность, которая не ограничивает студента рамками одного учебного предмета, а позволяет продемонстрировать интегративные знания и навыки. Результатом деятельности системы высшего образования является подготовка специалиста, обладающего надпредметными (интегрированными) знаниями, готового к международному сотрудничеству и обмену профессиональным опытом.


Губарева А.Е. «Организация самостоятельной работы студентов в виде деловых игр» с. 52-55

Настоящая статья рассматривает эффективность использования новой формы управления организацией самостоятельной работы студентов на занятии – программы «Творческая личность», которая позволяет моделировать элементы будущей профессиональной деятельности.


Давидюк О.С. «Формирование коммуникативной компетентности студента в образовательном пространстве» с.55-57

Проблема формирования коммуникативной культуры личности является актуальной в педагогической и психологической литературе. Сегодня в России снижается культура общения среди молодежи. Важную роль общение играет в профессиональной деятельности специалиста сферы предоставления услуг, в том числе и медицинских, является важной составляющей профессиональной компетенции. Формирование коммуникативной компетенции будущих специалистов возможно в образовательном пространстве учреждения высшего профессионального образования.


Давыдкин И.Л., Зорина Е.В., Кондурцев В.А., Краснов А.Н. «Аналитико-алгоритмический подход в обучении клиническому мышлению студентов медицинских вузов на выпускающих кафедрах» с. 57-61

Данная статья освещает разработку пошагово разделенных и пограничных диагностических алгоритмов, которые могли бы изменить стереотипы решения учебных задач, направленных в основном на узнавание патологии и на активизацию процессов мышления, основанных на анализе причинно-следственных связей.


Дубищев А.В., Додонова Н.А., Зайцева Е.Н., Воронова О.Н., Самокрутова О.В. «Фармакология как базовая дисциплина в последипломном усовершенствовании провизоров» с. 61-65

Фармакология как медико-биологическая наука вносит существенный вклад в изучение молекулярных основ жизнедеятельности организма, тем самым, занимая достоянное место в теоретической медицине. Данная дисциплина играет огромную роль в разработке основ клинической фармакотерапии. За счет набора современных препаратов фармакология заложила основу успешного лечения большинства заболеваний, которые раньше не поддавались лечению. В настоящее время в деятельности аптек широко используется принцип ответственного самолечения, что позволяет больным многие препараты приобретать без рецепта врача.


Дубищев А.В., Кулагин О.Л., Додонова Н.А., Бажмина М.Ю., Мунина И.И., Самокрутова О.В. «Значение общей рецептуры в формировании профессионального сознания будущих врачей и провизоров» с. 65-67

Обосновано фундаментальное значение общей рецептуры в формировании профессионального сознания будущих врачей и провизоров, представлено содержание этого раздела в курсе преподавания фармакологии, роль рецепта как медицинского, юридического и финансового документа.


Дьячкова Е.С. «Преподавание курса «психология и педагогика» в медицинском институте в контексте модульно-рейтинговой системы обучения» с. 67-73

Данная статья посвящена проблеме психологической подготовки будущих врачей в контексте модульно-рейтинговой системы обучения. Утверждается необходимость формирования коммуникативной компетентности студентов-медиков как одного из наиболее важных инструментов профессиональной деятельности врача; характеризуются используемые в преподавании курса «Психология и педагогика» методы и формы работы со студентами.


Зинкевич Е. Р. «Интегративный подход к формированию учебно-профессиональной мотивации студентов – будущих клинических психологов» с. 76-78

Статья посвящена проблеме формирования учебно-профессиональной мотивации студентов – будущих клинических психологов – на основе интегративного подхода. В качестве модели подготовки специалиста в статье рассматривается сочетание педагогического проектирования и технологии личностно ориентированного обучения и воспитания как способов формирования учебно-профессиональной мотивации, формирование внутрифакультетской системы психолого-педагогического сопровождения студентов, вовлечение их в различные исследовательские лаборатории.


Казаков В.Н., Талалаенко А.Н., Первак М.Б Оборнев Л.Е., Косарева Л.И., Каменецкий М.С. «Разработка и реализация системы управления качеством подготовки врачей, основанной на компетентностным подходе в обучении» с. 82-85

В статье представлен опыт разработки и реализации оригинальной системы управления качеством подготовки врачей в Донецком национальном медицинском университете им. М.Горького. Система базируется на профессионально-деятельностном принципе организации учебного процесса, близком к компетентностному подходу в обучении. Главной особенностью системы является ориентация обучения – на профессиональную врачебную деятельность (профессиональные компетенции).


Котельников Г.П., Труханова И.Г., Сухобрус Е.А., Цыбин А.В. «Актуальные проблемы подготовки анестезиологов-реаниматологов для скорой медицинской помощи и возможности по их решению» с. 85-87

Рассмотрены основные проблемы, связанные с подготовкой врачей анестезиологов-реаниматологов для скорой медицинской помощи, проанализированы причины их возникновения, приведены типичные ошибки в работе, допускаемые врачами данного профиля в результате несовершенства профессионального образования, намечены пути их коррекции.


Куркин В.А., Сатдарова Ф.Ш., Рыжов В.М. «Электронные учебные пособия как путь повышения качества фармацевтического образования» с. 101-103

В настоящее статье описывается опыт внедрения в учебный процесс цифровых и информационных технологий, на примере разработки электронных учебных пособий (ЭУП). В разработанных пособиях нашли отражение лучшие традиции как отечественной, так и зарубежной ботаники и фармакогнозии. Данные ЭУП направлены на повышение качества специалистов, получающих образование по специальности «Фармация» в Самарском государственном медицинском университете и других медицинских и фармацевтических вузах РФ.


Макарова О.Ю. «Новые технологии в профессиональном становлении студентов медицинского вуза» с.112-114

Статья затрагивает актуальные вопросы использования новых технологий обучения в медицинском вузе, рассматривая метод конкретных ситуаций как наиболее эффективный в практике работы кафедры иностранных языков, ориентированной на профессиональную подготовку будущих специалистов.


Мандриков В.Б., Голубев А.Н. «Особенности развития информатизации медицинского вуза на этапе создания системы качества образования» с. 118-120

Статья показывает, что информационные технологии, используемые в медицинском вузе на современном этапе, неразрывно связаны с поддержкой системы оценки качества подготовки специалистов. Они являются инструментом для повышения эффективности учебного процесса и анализа деятельности учебного заведения.


Сергеева Т.Б. «Формирование корпоративной культуры медицинского образовательного учреждения» с. 134-135

Современное высшее образование находится в стадии перехода на корпоративные отношения с обществом и формирование корпоративной этики в пространстве вуза. Значение корпоративной культуры в ее способности устанавливать самостоятельные экономические и идеологические приоритеты при учете своей социальной ответственности, в ее влиянии на сознание будущего врача.


Снегирева Л.В., Хомич М.Н., Бурова А.В., Новичкова Т.А. «Компетентностная ориентация системы тестового контроля знаний в медицинском вузе как основа подготовки квалифицированного специалиста» с. 136-137

В статье рассматривается система тестового контроля знаний студентов с помощью персонального компьютера, которая являясь наиболее объективной оценочной процедурой, тем не менее, часто вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Предполагается корректировать и изменять систему компьютерного тестирования, конструируя задания, которые носят компетентностную ориентацию. В качестве примера приводятся тестовые задания по биофизике, разработанные сотрудниками кафедры физики, математики и информатики Курского государственного медицинского университета.


Стародумов В.Л., Смирнова Н.В., Николаенков Ю.В., Попель Н.В. «Образ «Идеального» врача и качество медицинского образования» с. 142-144

Статья позиционирует переориентацию оценки качества подготовки специалиста с понятия «Образованность» на понятие «Качество». В медицинской академии качество образования оценивается по результату и процессу с позиций его потребителей: студентов, преподавателей, выпускников и работодателей. Их отзывы, а так же анализ образа «идеального» врача стали основанием для решения проблем процесса, связанных с профессионально-личностными качествами будущего специалиста.


Суздальцев А.А., Билев А.Е., Краснов А.Н., Перевозчиков Б.Г., Куваев Н.Ю. «Применение современных компьютерных технологий в целях повышения качества подготовки врачей по дисциплинам «Инфекционные болезни» и «Эпидемиология»» с.145-146

В статье рассматривается необходимость внедрения инновационных образовательных технологий в систему высшего медицинского образования посредством постоянного совершенствования учебного процесса. В данной публикации подводятся итоги интегрированной двухлетней работы сотрудников кафедр инфекционных болезней г.г. Самара, Казань, Кемерово, Омск, а так же кафедры педагогики, психологии и психолингвистики и лаборатории медицинской информатики (г. Самара) по созданию электронного учебного пособия «Инфекционные болезни».


Трегубова Е.С., Петрова Н.А. «Обеспечение качества подготовки студентов через реализацию процессного подхода в разработке учебно-методических материалов» с.158-159

При разработке учебно-методических материалов в составе УМК рекомендуется использовать процессный подход, что позволяет стандартизировать обучение, создать равные условия для всех обучающихся и для освоения ими требуемых компетенций в одинаковых условиях и с одинаковым ресурсным обеспечением, а так же планировать, обеспечивать, управлять и улучшать качество подготовки будущих врачей.


Трегубова Е.С., Петрова Н.А., Даутова О.Б. «Самостоятельная работа в высшей медицинской школе и ее роль в формировании личности будущего специалиста» с.160-161

Данная статья описывает методику научной организации самостоятельной работы студента на основе психологической концепции теории учения, предполагающей организацию познания как сложного многогранного процесса, требующего сложной мыслительной деятельности студентов. Он успешно может быть осуществлен только при создании на занятии условий поэтапного формирования умственных действий и понятий, что приводит к значительной оптимизации усвоения профессиональных знаний, умений и навыков студентами, содействует развитию самостоятельности и, следовательно, позволяет успешно решать вопрос о более эффективной подготовке будущих врачей к практической деятельности.


Том II.
Григорович С.С. «Начальные этапы формирования профессионального психологического самосознания» с. 16-19

В статье рассматриваются особенности становления профессионального самосознания у студентов психологических факультетов, показывается место самооценки в структуре такого самосознания, и приводятся результаты эмпирического исследования структурных компонентов профессионального самосознания студентов.


Зыкова Н.Ю. «Динамика развития профессионально важных качеств будущих специалистов профессий сферы «Человек-Человек»» с.31-34

Статья посвящена актуальной проблеме развития профессионально важных качеств у студентов в процессе обучения. Особенное значение эта проблема приобретает в сфере «Человек - Человек», так как в указанных профессиях средством осуществления профессиональной деятельности выступает личность специалиста. Представленное исследование динамики развития профессионально важных качеств будущих специалистов отражает необходимость целенаправленной работы в вузе по развитию их личностных характеристик, определяющих успешность профессиональной деятельности.


Ковалюнас Н.В. «Формирование профессионального мышления врача: возможности и задачи философии в актуализации проблемы» с.37-39

В данной работе предпринят анализ вклада дисциплины «философия» в дело формирования профессионального сознания и мышления специалиста – медика. Рассмотрены возможности усиления профилизации образовательных программ по философии для решения указанной проблемы. Обоснованы методологические ориентиры взаимосвязи философского знания с профессионально – значимыми потребностями практической и научно-теоретической медицины


Маджаева С.И. «Психосоциолингвистические аспекты общения врача и пациента» с.53-55

Автор позиционирует мнение, что в общении врача и пациента большое внимание уделяется психологическим факторам. Существование разных моделей врачевания говорит о социальной роли врача. Общение требует от врача умения не только принять решение, но и прогнозировать. Оно ориентировано на пациента и предполагает взаимодействие и влияние. В данной статье автор анализирует некоторые аспекты общения врача и пациента и модель, более приемлемую в лечении больного.


Малышева Л.В. «Психолого-педагогические условия формирования профессионального мышления врача на ранних этапах профессионального становления» с.67-68

В статье дано определение понятия профессионального клинического мышления и описание развивающего цикла по формированию профессионального мышления врача.


Романов Д.В., Баранов В.С., Носачев Г.Н. «Обучение навыкам психотерапевтического общения врачей общей практики в рамках национального проекта «Здоровье»» с.77-78

В статье предлагается оценка потребности врачей общей практики в обучающих программах психологической и психотерапевтической направленности. Навыки психотерапевтического общения могут улучшить качество взаимодействия с пациентом и его родственниками. Кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии разработана программа обучения навыкам психотерапевтического общения для врачей общей практики. В статье подробно обсуждаются психотерапевтические концепции и подходы, используемые в предложенной образовательной программе.


Русина Н.А., Алексеева С.В., Васильева Л.Н., Кулибин А.Ю., Кулибина О.В., Климачев О.В., Коротаева М.А., Парфенов А.А., Солодчук О.Н. «Динамика психологических новообразований у студентов в процессе профессиональной подготовки» с.82-83

В статье представлены результаты и анализ исследований особенностей студентов медицинского вуза. Изучается мотивационный комплекс личности студента. Доказывается снижение мотивации к обучению, эмоционального параметра эмпатийных характеристик в зависимости от сроков обучения в вузе, наличие эмоционального выгорания у студентов. Констатируется наличие внутриличностных конфликтов, незрелых механизмов психологических защит и уровня коммуникативной компетентности. Подтверждается влияние активных методов на интерес и успешность обучения студентов.


Соколова А.С., Баранова Н.Ю. «Использование психолого-андрагогической диагностики для совершенствования процесса обучения студентов фармацевтического факультета ММА им. И.М. Сеченова» с.92-95

В статье рассматривается проблема изучения личных, профессиональных особенностей и образовательных потребностей взрослых обучающихся – студентов вечернего отделения фармацевтического факультета ММА. Авторы статьи предлагают реализовать этап психолого-андрагогической диагностики в процессе изучения курса Управление и экономика фармации, указывают на особенности проектирования, приводят интерпретацию результатов проведенной диагностики.


Сысоева О.В. «Развитие профессионального сознания врача в зависимости от этапа профессионализации» с. 99-101

В работе впервые предпринимается многоаспектное изучение профессионального сознания врача в зависимости от этапа профессионализации, выделены и описаны структурные элементы профессионального сознания врача. Выявлены возрастные особенности категориального состава и структуры представлений врачей о себе как о профессионалах.


Гончарова Н.В. «Аудирование как способ повышении мотивации студентов при изучении грамматики английского языка» с.132-134.

В предлагаемой статье рассматриваются способы повышения мотивации студентов в процессе изучения грамматики английского языка путем включения аудиотекстов в процессе обучения. Статья акцентирует внимание на требованиях, предъявляемых к аудиотекстам подобного рода, а также касается проблем, преимуществ и отрицательных аспектов, сопровождающий подобный вид учебной деятельности.


Дубищев А.В., Кулагин О.Л., Додонова Н.А., Царева А.А., Самокрутова О.В. «Роль терминов в процессе оптимизации преподавания фармакологии» с.146-148

Оптимизация преподавания фармакологии невозможна без терминологической грамотности преподавателей и студентов, без раскрытия понятийного содержания терминов, используемых в фармакологии и фармации.


Лунева Л.П. «Тенденции подготовки современного специалиста в контексте болонского процесса» с. 165-168

Статья рассказывает, какие основные тенденции подготовки современного специалиста, определены в программных документах Болонской декларации. Автор статьи уделяет особое внимание коммуникативной компетенции и возможностям ее формирования.


Мусохранова М.Б. «Этимологический аспект профессиональной коммуникации врача» с. 176-178

В статье рассматривается этимологический аспект термина, обусловливающий его употребление в процессе профессиональной коммуникации врача, предполагающей специфические уровни информационного обмена.


Новодранова В.Ф. «Интеграция – основа совершенствования качества подготовки специалиста в медицинском вузе» с. 182-184

Автор статьи считает, что важнейшей задачей процесса обучения в медицинском вузе является формирование профессионального языка будущего врача, главной составляющей которого является терминология. Обучение терминологии требует системного подхода, рационального отбора материала, интенсивной методики, согласования работы всех кафедр и методических организаций медицинского вуза, т.е. оно должно быть интегрированным.



Слоева Е.А. «Речь в структуре деятельности преподавателя» с.197-200

Статья позиционирует мнение что, коммуникативные знания и умения признаются обязательным компонентом профессионализма современного педагога. Преподаватель высшей школы должен обладать такими коммуникативными навыками, как построение дискурса в соответствии с нормами литературного языка, владение вербальными и не вербальными средствами для осуществления коммуникативных функций, владение техникой изложения текстовой информации, а так же презентационными навыками.


Анонсирование сборника «Вузовская педагогика»

Артюхов И.П., Самотесов С.Ю., Никулина А.Б., Салмина А.Б., Тимошенко В.Н. «Система менеджмента качества –инструмент управления деятельностью современного медицинского вуза» с. 25-32

В данной статье рассматриваются мотивы постоянного улучшения качества деятельности вуза, эффективность внедрения и функционирования системы менеджмента качества (СМК), рассмотрение всех проблем при создании СМК, освещены восемь принципов менеджмента качества (на основании ГОСТ Р ИСО 9001-2001 п.5; п.6; п.7; п.8). Цель руководства современного вуза – создание эффективной СМК, позволяющей сделать максимально производительными специфические знания, умения и навыки каждого отдельного преподавателя, сотрудника и обучающегося. Статья содержит схемы и таблицы, делающие излагаемый материал более доступным.



Галимзянов Х.М., Костенко В.Б., Сентюрова Л.Г., Муртазина А.Н. «Образовательный процесс и управление качеством в медицинском вузе» с.33-34

Авторы статьи считают главными принципами формирования образовательной стратегии в 21 веке доступность, качество, мобильность. Они отражены в «Концепции модернизации Российского образования на период 2010 года», где главной задачей российской политики в области образования является обеспечение качества при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным перспективам потребности личности, общества и государства.


Ильенкова Н.А. Чикунова В.В. «Управление учебно-познавательной деятельностью студентов на лекции» с. 39-42

Авторы статьи рассматривают все «за» и «против» такого вида учебной деятельности как лекция. В статье приводятся мнения «противников» лекций, а так же примеры форм проведения лекций. Авторами подчеркивается мнение, что роль лекций вовсе не снижается, а даже возрастает, но возрастают и требования к ней.


Мандриков В.Б., Краюшкин В.А., Мищенко В.А. «Внедрение инновационных технологий в образовательную среду медицинского вуза» с. 46-49

Резюмируя статью можно отметить несколько основных моментов:



  • Постоянный поиск новых информационных ресурсов выдвигает проблему сочетания инновационных и традиционных форм обучения;

  • Необходимость сохранения традиционных педагогических технологий в ходе постоянного пополнения новыми, в условиях высшей медицинской школы ведет к информационной перенасыщенности;

  • Одной из инновационных форм образовательного процесса высшей медицинской школы, основанной на психофизиологии учебного труда и интеллектуальной деятельности студента может быть дидактический подход, предполагающий сочетание мнемотехники, методологии образовательного процесса и идеологии медико-биологической дисциплины.


Никулина С.Ю., Шульмин А. В. «Управление процессом формирования стандартов оснащения образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта» с. 51-54

В статье говориться об актуальности планирования ресурсного обеспечения для государственных образовательных учреждений. Авторы предлагают методику разработки технологий обоснования ресурсных потребностей учебных подразделений на уровне отдельных образовательных учреждений, утверждая что, предлагаемая методика позволяет в сжатые сроки и без введения дополнительных форм сбора первичной информации, сформировать СООП медицинского вуза, соответствующие современным требованиям к качеству образовательного процесса.


Суховольский В.Г., Шилина Н.Г., Ковалев А.В., Резниченко Н.С. «Мета-тестирование как процедура оценки качества тестовых заданий и тестов» с.65-68

Авторы статьи считают, что в настоящее время тесты как средство контроля за уровнем знаний широко используется в высшей школе. Однако массовое использование тестов и разработка тестов специалистами не по системам тестирования, а по конкретным дисциплинам, ставит вопрос о качестве тестовых заданий. В настоящей работе рассматриваются методы мета-тестирования: оценки качества отдельных тестовых заданий и качества теста как совокупности тестовых заданий.


Черненков Ю.В., Лим В.Г. «Использование процедуры определения рейтинговых показателей преподавателей в управлении образовательным процессом современного медицинского вуза» с.71-73

Авторами статьи раскрываются преимущества использования рейтинговых показателей преподавателей, которое выражается в возрастающей возможности самих преподавателей следить за уровнем своей профессиональной деятельности и предпринимать действия по ее повышению. Так же в статье дается анализ рейтинговых показателей профессорско-преподавательского состава Саратовского государственного медицинского университета.


Чернышов В.Н., Сависько А.А., Чесникова А.И. «Система менеджмента качества в Ростовском государственном медицинском университете. Роль связи с потребителями в совершенствовании образовательной деятельности» с. 73-75

В статье приводится пример реализации задач, поставленных Болонской декларацией по дальнейшему совершенствованию отечественной системы высшего медицинского образования, Ростовским государственным медицинским институтом. Авторы статьи позиционируют мнение, что регулярное анкетирование руководителей лечебных учреждений, заведующих отделениями, позволяет объективно судить о качестве подготовки студентов, определять направления в учебно-воспитательном процессе, требующие повышенного внимания, принимать меры по совершенствованию образовательного процесса с целью повышения удовлетворенности общества профессиональным уровнем медицинских кадров.


А.В. Шульмин, А.А. Приходько «Управление процессом оценки знания студентов с применением технологии статистического исследования» с 76-77

Авторами статьи доказывается, что оценка знаний студента, для получения достоверных результатов, должна осуществляться по правилам проведения статистического исследования.


Батухтина, Н.П., Вахтина Л.Ю. «Методология педагогического процесса на кафедре анатомии человека» с.80-82

Авторы статьи показывают нам, как посредством применения различных педагогических методов, учитывая психофизиологические особенности групп студентов, можно обеспечить развитие фундаментальных качеств личности, к которым относится методологическая, интеллектуальная, креативная, информационная культура. Именно эти качества, по мнению авторов, обеспечивают необходимые условия для творческой самореализации и саморазвития в учебно-познавательной, учебно-исследовательской, а в будущем и в профессиональной деятельности.


Винник Ю.С., Кочетова Л.В., Овчинникова В.П. «Инновационные компьтерные технологии в педагогическом процессе» с. 82-84

Авторы статьи позиционируют следующее – адаптировав материал (в данном случае по общей хирургии) презентациями, видеофильмами, компьютерными обучающими и контролирующими программами можно по новому подойти к учебному процессу и обеспечить у студентов повышение уровня знаний по диагностике заболеваний, освоению необходимых практических навыков.


Галактионова М.Ю. «Управление образовательного процесса в медицинском вузе через активные методы обучения» с. 84-89

В статье раскрывается мысль что, профессионально-педагогическая компетентность будущего врача и профессионально-психологическая подготовленность самих преподавателей вуза является залогом высокого качества медицинских услуг. Главное условие выполнения этих задач, по мнению авторов статьи, - повышение качества медицинского образования, обеспечиваемое внедрением новых форм обучения и информационных технологий в учебном процессе.


Гобунов Н.С., Турчина Т.К., Сергеева И.В., Медведев В.С. «Управление качеством подготовки специалистов на лечебном факультете» с. 90-94

Авторы статьи утверждают, что стратегической целью развития информационной системы управления качеством подготовки специалистов является приведение системы медицинского высшего профессионального образования в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося рынка труда; создание механизмов устойчивого развития образования; интеграция в европейское образовательное пространство.



Гришкевич Н.Ю., Бахшиева С.А. «Роль преподавателя в управлении образовательным процессом» с. 97-98

В статье говорится, что в условиях радикальных перемен в обществе и реформ образования в соответствии с новыми федеральными законами, повышение педагогического профессионализма кадров высших образовательных учреждений и приведение их в соответствие с требованиями времени выступают главной и необходимой возможностью справиться со стоящими задачами.


Зорина Е.В., Мудрова Л.А. «Реализация проектной деятельности преподавателя в образовании студентов с использованием метода картирования при курации больных» с. 103-107

Авторы статьи утверждают, что реализованный ими проектный метод концептуального картирования в образовании студентов позволил студентам активно включиться не только в диагностический процесс, но и в созидательный при составлении картограмм, что способствует усилению мыслительного восприятия конкретной клинической ситуации и делает интересным и продуктивным практическое занятие, систематизирует и обновляет знания, связывает теорию с практикой.


Ковалева Г.В., Таптыгина Е.В., Скипор С.Н., Резниченко Н.С. «Новые парадигмы высшего медицинского образования. Дистанционные технологии обучения: преимущества и недостатки» с. 118-120

В статье рассматриваются все достоинства и недостатки дистанционного обучения. Выводом стало утверждение, что медицина – это множество различных специальностей, сочетающих в себе и теоретические и практические навыки, а система медицинского образования должна сбалансировано сочетать и дистанционную и традиционную формы обучения.


Кочетова Л.В. «Модульный принцип обучения и рейтинговая система контроля знаний в управлении педагогическим процессом на кафедре общей хирургии» с. 125-128

Автор на примере работы кафедры общей хирургии Красноярского университета показал, что модульно-рейтинговая система обучения и контроля знаний дает преподавателю свободу и гибкость в выборе форм и методов обучения, позволяет оценить затраты времени на практическую подготовку, дает возможность выявить творческие возможности студентов. Кроме того, модульно – рейтинговая технология дает возможность оценить состояние учебно-познавательной работы студентов, эффективность обучающей работы профессорско-преподавательского состава в целом и каждого педагога в отдельности, а так же мотивировать студентов систематически заниматься в течении всего семестра. Это позволяет управлять учебным процессом, вносить коррективы по устранению выявленных недостатков.


Поликарпов Л.С., Деревянных Е.В., Балашова Н.А., Карпухина Е.О., Иванов А.Г., Повшедная О.Н., Черепин Д.А. «Роль различных методов обучения, применяемых для усвоения дисциплины» с.148-150

Авторы статьи позиционируют мнение, что для лучшего усвоения материала и практических навыков клинических дисциплин целесообразно использовать в обучении различные педагогические приемы с учетом психологического восприятия студентов: аудиалы, кинестетики и визуалы. Для определения вида психологического восприятия целесообразно проводить тестирование студентов. По мнению авторов, рекомендуется проводить ролевые игры по различным нозологиям, а так же использовать методы активного и пассивного обучения.


Савченков Ю.И. «Проблемы методологии вузовского образования: педагогика или андрагогика» с. 150-152

Автор статьи преследует цель вывести вузовское образование на более высокую ступень. По его мнению, классическая педагогика рассматривает вузовское образование как продолжение школьного, и методология такого образования подчас ничем не отличается от применяемой в средней школе, что кажется автору статьи серьезным пробелом в развитии методологии вузовского образования. В статье автор указывает на недостатки и предлагает вариант решения проблемы.


Филимонова Л.А., Борисенко Н.А., Ревенко И.С. «Учебный процесс и роль преподавателя в современных условиях на кафедре внутренних болезней педиатрического факультета» с. 158-160

Роль преподавателя в учебном процессе авторами статьи определяется как ведущая. А так же делается вывод, что повышение педагогического мастерства преподавателя неразрывно связано с совершенствованием его педагогической деятельности, обобщением опыта, подведением итогов и поиском новых, более эффективных методов преподавания с использованием инновационных технологий.


Харьков Е.И., Ширяева Ю.А. «К вопросу управления содержанием учебного процесса на кафедре» с. 162-163

Данная статья дает описание направлений развития учебно-методической базы кафедр. Освещаются актуальные проблемы в управлении учебным процессом. Предлагаются инновационные подходы к организации учебного процесса и учебно-методической работе.


Юрчук Г.В., Юрчук В.А., Портнягина Э.В., Дарьина А.Н., Стрельников А.Г. «Оптимизация образовательного процесса на кафедре детской хирургии КрасМГУ словесно-логический (диалектический) способ обучения» с.166-172

С целью улучшения качества подготовки врача-педиатра, авторы статьи провели исследование по оптимизации образовательного процесса и улучшения качества контроля и самоконтроля. В статье приведен понятийный аппарат, описание хода и результатов исследования, последующими выводами относительно полученных результатов.


Анисимова Е.Н., Бакшеева С.С., Удовицина Т.И. «Модернизация системы преподавания клинической лабораторной диагностики в ГОУ ВПО КрасГМУ» с. 174-176

В статье представлен инновационный опыт преподавателей КрасГМУ, которые в соответствии с подписанным Россией Болонского соглашения, совершенствуют систему преподавания клинической лабораторной диагностики. В статье приведен опыт, освещены актуальные вопросы по данной проблеме.


Березовская М.А. «Формы организации учебного процесса врачей-интернов на кафедре психиатрии и наркологии с курсом ПО» с. 176-178

Автор статьи предлагает более эффективные методы и приемы совершенствования последипломного образования на примере психиатрии. Более подробно в статье рассмотрены методы проведения практических занятий, а так же методы организации самостоятельной работы, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса.


Гребенникова В.В., Свидерская Л.Н., Кудрявцева А.Н. «Роль современных индикаторов качества в системе подготовки врачей - клинических фармакологов и развитии службы клинической фармакологии» с. 187-189

В статье представлена методика оценки качества фармакотерапии оценочными критериями, выраженными в баллах. Освещены результаты десятилетнего опыта использования на региональном уровне разработанных числовых индикаторов качества фармакотерапии и включения данной методики в программы преподавания клинической фармакологии на всех циклах по клинической фармакологии института постдипломного образования, с анализом результатов проделанной работы.


Грицан А.И., Бакшеева С.С., Анисимова Е.Н. «Перспективы внедрения системы зачетных единиц в институте последипломного образования» с. 191-194

В статье говорится об одном из основных направлений реформирования системы высшего профессионального образования – введение кредитной системы (системы зачетных единиц). Авторы статьи представляют принципы введения данной системы в систему высшего медицинского образования на примере работы в этом направлении КрасГМУ.


Емельянчик Е.Ю., Таранушенко Т.Е., Кириллова Е.П., Устинова С.И., Панфилова В.Н., Киселева Н.Г., Педанова Е.А., Макарец Б.Г., Моргун А.В., Лавренова И.В. «Последипломное медицинское образование. Нужны ли врачам лекции?» с. 196-197

Авторы статьи повествуют о проблеме подачи лекционного материала в период постдипломного медицинского образования и предлагают ряд методов вызвать заинтересованность в лекционном материале у аудитории, имеющей свой профессиональный опыт.


Жуйкова Т.В., Буренков С.Г., Вахрушев С.Г, Торопова Л.А., Афонькин В.Ю., Андриянова И.В., Мухомедзянова Л.В., Кривопалов А.А., Терскова Н.В. «О повышении роли клинической подготовки в последипломном образовании врачей» с. 198-199

С учетом принципов, выдвинутых Болонской декларацией, необходимо повышать качество последипломного образования. Авторы статьи достаточно подробно отразили проблемы в данном направлении и пути их решения, поставив акцент на совершенствовании знаний и умений практических врачей для улучшения качества медицинской помощи, что, по мнению авторов статьи, обеспечивается использованием новых образовательных технологий, а так же высоким профессиональным уровнем преподавателя-клинициста. (Аналогичной тематике посвящены три статьи на с. 203-207)



А.М. Сухоруков, А.Е. Попов «Формирование педагога-хирурга в институте постдипломного образования» с. 213-215

Авторы статьи выражают свое видение подготовки преподавателей для осуществления образовательного процесса постдипломного образования. Подбор преподавательских кадров в институт постдипломного образования должен предусматривать отбор врачей не только высокого профессионального уровня, но и обладающих качествами, присущими педагогу, способностью привлечь внимание обучающихся.


В.В. Алямовский, Е.Е. Орлова, С.А. Ныркова, И.В. Орешкин, О.С. Корякина «Освоение современного принципа работы стоматологов «в четыре руки»» с. 225-226

Авторский коллектив предлагает нам описание особенностей методов и приемов при форме обучения, что называется в прямом контакте: «наставник - обучаемый» или техника работы в четыре руки. По мнению коллектива авторов, данная форма обучения позволяет повысить качество и скорость обучения современным высокотехнологичным методам диагностики и лечения стоматологических заболеваний, сохранить высокий уровень обслуживания во время учебного процесса, защищает пациентов от риска неквалифицированного действия.


В.А. Белобородов, А.А. Белобородов «Роль информационно-коммуникационных технологий в повышении качества самостоятельной работы студентов» с. 227-233

Авторы статьи рассматривают самостоятельную работу, как один из самых основных видов учебной деятельности. Они делают акцент на активные методы обучения, а в частности учебную деловую игру, в которой видят один из наиболее перспективных путей совершенствования процесса организации самостоятельной работы студентов, основанном на принципах проблемности и моделирования.


М.П. Виленская, С.Е. Переведенцева, Н.В. Савинова «Мотивационный ресурс ситуационных задач по биохимии для студентов стоматологов» с. 241-242

По мнению авторов статьи, использование ситуационных задач в процессе обучения, является необходимостью медицинского образования. В статье они приводят методы и приемы применения данной методики на практике.



Г.А. Волкова, З.А. Павловская, «Роль инновационных технологий в развитии личностных и интеллектуальных качествах врача» с. 243-244

В данной статье авторы доказывают, что инновационное применение информационных компьютерных технологий в медицине, должно быть ключевым и императивным в формировании врача, так как целью образования, с точки зрения авторского коллектива, является развитие личностных качеств и интеллектуальных способностей специалистов.


Ю.А. Вставская, Т.А. Куркучекова, Е.В. Окладникова «Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) на кафедре фармакологии» с. 251-252

По мнению авторов статьи, основной целью учебно-исследовательской работы студентов на кафедре фармакологии является формирование опыта выполнения исследовательского проекта на учебном материале дисциплины. О новых методах организации данного вида организации образовательного процесса говорится в статье.


О.А. Гаврилюк, Е.О. Петрова «Проблема формирования межкультурной компетенции у студентов медицинского вуза» с. 253- 254

Авторы статьи предлагают вариант решения проблемы подготовки специалиста, способного к эффективному деловому иноязычному общению.


М.Ю. Галактионова, А.В. Гордиец, И.Н. Чистякова, Н.В. Назаренко «Процесс управления производственной практикой студентов педиатрического факультета, как технология подготовки кадров для первичного амбулаторно-поликлинического звена» с. 255-258

В статье описаны новейшие педагогические технологии, совершенствующие процесс управления производственной практикой студентов, с целью повышения качества подготовки врача-педиатра.


М.Ю. Галактионова, И.Н. Чистякова, Е.В. Бекотова, Н.С. Машина «Управление аудиторной работой студентов на кафедре поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней» с. 259-262

Авторы статьи считают, что управление аудиторной работой студентов на кафедре, путем внедрения рейтинговой оценки, активных методов обучения, контроля со стороны профессорско-преподавательского состава, позволяет осуществить подготовку и нравственное воспитание будущих врачей педиатров.


Е.В. Деревянных, Л.С. Поликарпов, Н.А. Балашова, О.А. Штегман, Р.Р. Руф «Использование компьютерных программ и учебных видеоматериалов при обучении студентов диагностике приобретенных клапанных пороков сердца» с. 273-274

Коллектив авторов статьи позиционирует мнение, что использование для преподавания новых современных технологий – компьютерных программ, видеоматериалов, позволяет расширить дидактические возможности при обучении студентов. В статье приводятся данные по итогам тестирования в сравнительном срезе с предыдущими отчетными периодами.


С. Клименко «Коммуникативная методика преподавания иностранных языков: преимущества и дискуссионные моменты» с. 284-287

Автор статьи раскрывает перед читателями преимущества и спорные вопросы применения коммуникативного метода в преподавании иностранных языков. В статье раскрываются все методические аспекты применения данного метода в образовательном процессе.


А.П. Котиков, В.А. Хоржевский «Использование мультимедийных анимационных ресурсов в образовательном процессе на кафедре патологической анатомии им. Подзолкова» с. 297-298

В статье описываются преимущества использования мультимедиа в организации образовательного процесса. Авторы приводят примеры применения мультимедиа в практической деятельности.


Л.В. Кочетова, С.С. Дунаевская, В.П. Овчинникова «Управление процессами формирования клинического мышления при изучении курса общей хирургии» с. 300-302

Авторы статьи подробно описывают процесс формирования клинического мышления у студентов медицинского вуза, считая данный вид мышления будущего врача наиважнейшим. Важной составляющей, по мнению авторов, в формировании клинического мышления, является введение будущих врачей в атмосферу клиники, воспитание правильного поведения в отделениях хирургического профиля, операционных, перевязочных, изучение клинической гигиены сотрудников и пациентов клиники и окружающей их среды, обучения навыкам клинического обследования больных.


А.А. Кривопалов, С.Г. Вахрушев, Г.И. Буренков, Т.В. Жуйкова, Л.А. Торопова, В.Ю. Афонькин, И.В. Андриянова, Л.В. Мухомедзянова, Н.В. Терскова «Новые технологии медицины в учебном процессе» с. 302-303

Инновационные медицинские технологии оказывают значительную помощь в освоении практических знаний, умений и навыков. Авторы считают, что приобретение нового диагностического и обучающего оборудования и внедрение его в образовательный процесс, является первостепенной задачей в настоящее время.


Т.П. Лебедева «Самостоятельная работа студентов в сотрудничестве с преподавателем» с. 310-312

Самостоятельная работа студентов один из наиболее актуальных вопросов современного высшего профессионального образования. Автор статьи, на примере организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка, обращает наше внимание на новые методы и подходы к организации самостоятельной работы студентов.


Т.Н. Литвинова «Преимущества интегративно-модульного обучения общей химии студентов медицинского вуза» с. 312-315

В статье пошагово описан переход на модульную систему обучения общей химии студентов медицинского вуза. При этом автор статьи предлагает не только пример перехода на модульную систему обучения, но и методику формирования системных химических знаний и обобщенных умений, предусматривающую единство проблемного и алгоритмического обучения, экспериментальных и теоретических методов.


С.А. Максимов. И.В. Егорова «Использование деловых игр в преподавании дисциплины «Радиология»» с. 325-327

Авторы статьи предлагают деловую игру как вариант организации самостоятельной работы студентов. В статье предлагается методика разработки и организации деловой игры по дисциплине кафедры.


Л.А. Михайлова «Активные формы обучения в освоении предмета «нормальная физиология»» с. 232-235

Автор статьи считает, что активные методы обучения обеспечивают интенсивное развитие познавательных мотивов, интереса, способствующих проявлению творческих способностей в обучении. Автор освещает особенности активного обучения, формы, методы и приемы, применяемые в процессе обучения.


Л.А. Михайлова, О.Г. Солдатова, Ю.И. Савченков, В.С. Медведев, Ю.С. Пац, Л.Л. Чеснокова «Обучающие компьютерные технологии в самостоятельной работе студентов» с. 235-237

Авторский коллектив в представленной статье доказывает, что использование компьютерных технологий способствует повышению качества усвоения материала по теоретическому предмету «физиология человека». Самостоятельная работа студентов способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей.


Е.Г. Нейман, Н.А. Ильенкова, Н.Л. Прокопцева, В.В. Чикунов «Управление освоением практических навыков по неонатологии» с. 341-343

Авторы статьи освещают работу по организации учебного процесса, направленного на получение практических навыков. В статье описаны методы и приемы, применяемые на всех стадиях образовательного процесса с промежуточными и конечными результатами.


С.А. Николаенко, И.В. Орешкин «К вопросу внедрения новой учебной концепции на кафедре терапевтической стоматологии КРАСГМУ» с. 344-346

Авторский коллектив приводит данные двухлетнего эксперимента по внедрению на базе кафедры терапевтической стоматологии концепции подготовки специалиста стоматолога-терапевта, функционирующая в клинике терапевтической стоматологии и пародонтологии Фридрих-Александер университета г. Эрлангена-Нюрнберга, Германия. Учебная составляющая этой концепции заключается в овладении студентами реального рабочего поведения врача-стоматолога с помощью отработки на пациентах всех врачебных манипуляций, входящих в алгоритм лечения конкретной нозологической единицы. В зависимости от семестра сложность и количество клинических случаев увеличивается.


Т.С. Подгрушная «Управление самостоятельной работой студентов с использованием контрольно-обучающих программ» с. 350-352

Автор статьи отмечает следующие преимущества использования контрольно-обучающих программ в управлении процессом самостоятельной работы студентов:



  • подготавливают обучающихся к восприятию нового материала;

  • позволяют получить объективную и оперативную информацию о качестве знаний, полученных в процессе обучения;

  • выступают способом коррекции образовательного процесса;

  • позволяют индивидуализировать процесс обучения и способствуют становлению у студентов индивидуальных, профессионально ориентированных теорий.


Л.И. Позднякова, В.И. Фурцев, Л.Г. Желонина, Е.И. Прахин «Управление самостоятельной работой студентов лечебного факультета при изучении педиатрии» с. 353-355

Коллектив авторов предлагает нам свое видение организации процесса самостоятельной работы. В статье показано как функции контроля преподавателя, при правильном управлении процессом самостоятельной работы, переходят в процесс самоконтроля студента, что благотворно влияет на формирование ответственности за результаты освоения ими (студентами) образовательных программ.
Каталог: info -> str -> metod -> files -> cab
str -> Вопросы к экзамену по "дерматовенерологии"
str -> Вопросы для подготовки к переводному экзамену по профилактике и эпидемиологии стоматологических заболеваний
str -> Темы практических занятий 3 курс 6 семестр – профилактика
cab -> Банк использования инновационных методов в образовательном процессе гоу впо саратовский гму им. В. И. Разумовского Росздрава
str -> Темы практических занятий 5 курс 10 семестр – терапевтическая стоматология детского воз­раста

Скачать 363.95 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница