Закон РФ «О защите прав потребителей». 2,5 2



страница1/9
Дата10.09.2017
Размер1.13 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник

ФГБУЗ ЦМСЧ №165 ФМБА России

________________Н.Л. Бондаренко

Программа

дистанционного гигиенического обучения горничных и уборщиц гостиниц и общежитий (самостоятельная подготовка по методическим материалам с последующей дистанционной сдачей экзамена на компьютере)



№ п/п

Наименование темы

К-во часов

1

Санитарное законодательство и государственный санитарный надзор.

Закон РФ «О защите прав потребителей».


2,5


2

Санитарно-гигиенические требования к гостиницам и общежитиям

2

3

Инфекционные заболевания, передающиеся в бытовых условиях.

Насекомые и грызуны, их роль в передаче инфекционных болезней.

Понятие дезинфекции, дератизации, дезинфекции


2



4

Личная и профессиональная гигиена. Медицинские осмотры работников гостиниц и общежитий.

Венерические заболевания и СПИД, их профилактика. Здоровый образ жизни.


2,5



5

Экзамены

1





Итого:

10


Лекция по гигиеническому обучению горничных и уборщиц гостиниц и общежитий.

Санитарное законодательство и государственный санитарный надзор. Законы РФ «О санэпидблагополучии населения», «Об охране окружающей среды».

Санитарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Санитарное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции РФ и представлено Федеральными законами:

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года;

«Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года;

Санитарно-эпидемиологическое благополучие—это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:

• выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;

• создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

• лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;

• государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;

• мер по своевременному информированию населения о возникновении массовых инфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания;

• мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;

• мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии со статьей 8 граждане имеют право:

• на благоприятную среду обитания;

• на получение информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции;

• осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил;

• вносить предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

• на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, предпринимателями санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-эпидемиологических мероприятий.

Статья 10 устанавливает обязанности граждан:

• выполнять требования санитарного законодательства;

• заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обучении своих детей;

• не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в соответствии со статьей 9, имеют право:

• получать в органах государственной власти и государственной санитарно-эпидемиологической службы информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах;

• принимать участие в разработке органами исполнительной власти мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

• на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения другими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Статья 11 определяет обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц:

• выполнять требования санитарного законодательства;

• разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

• обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых и оказываемых услуг, а также продукции;

• осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий при выполнении работ, оказании услуг, производстве продукции;

• своевременно информировать население, органы власти, органы и учреждения госсанэпидслужбы об аварийных ситуациях, нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

• иметь на предприятии официально изданные санитарные правила;

• осуществлять гигиеническое обучение работников.
Статья 34 «Обязательные медицинские осмотры» гласит: в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки.

Профилактические медицинские осмотры

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своей трудовой деятельности обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры. Периодическим и при поступлении на работу предварительным профилактическим медицинским осмотрам подлежат граждане, деятельность которых связана с повышенным риском заражения инфекционными болезнями, а также лица, представляющие опасность для населения в случае возникновения у них инфекционной болезни.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.

Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Санитарное законодательство

и государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Санитарные правила и гигиенические нормативы устанавливают критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Они определяют поведение индивидуальных и коллективных субъектов по обеспечению благоприятного для жизни и здоровья людей состояния окружающей среды. Они направлены на предупреждение распространения и ликвидацию инфекционных, иных массовых заболеваний и отравлений.

Санитарные правила являются общеобязательными, их должны соблюдать все организации, все граждане. Специализированный надзор за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил осуществляется органами государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ (органами госсаннадзора). Основной документ, регулирующий ее деятельность, — Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба входит в систему Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которому подведомственна Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. В субъектах РФ, городах и районах действуют центры госсаннадзора. Их руководители по должности являются главными государственными врачами соответственно субъектов РФ, городов и районов. Эти центры отнесены к федеральным органам, они подчиняются по вертикали вышестоящим звеньям этой службы.

В систему органов государственной санитарно-эпидемиологической службы, кроме того, входят разнообразные санитарно-профилактические учреждения (лаборатории, дезинфекционные станции, дома санитарного просвещения и др.), научно-исследовательские и иные организации.

Наряду с общегосударственной системой госсаннадзора, который контролирует деятельность всех граждан, а также всех организаций независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, существуют ведомственные санитарные службы. Они созданы в министерствах обороны, внутренних дел, в Федеральной службе безопасности России и в ряде других федеральных ведомств.

В деятельности госсаннадзора можно выделить следующие направления работы.

Во-первых, он осуществляет нормативное регулирование, обеспечивает создание системы санитарно-эпидемиологического нормирования, организует разработку федеральных санитарных правил и гигиенических нормативов, утверждает и издает их, разрабатывает формы государственной и ведомственной статистической отчетности о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выполнении гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В ст. 38 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» сказано, что главные государственные санитарные врачи субъектов РФ имеют право утверждать в установленном порядке временные санитарные правила и вводить их в действие.

Во-вторых, огромна по разнообразию и объему предупредительная деятельность органов госсаннадзора. Их организационно-массовая работа — это санитарная пропаганда, санитарное воспитание, обучение, учет и анализ санитарных нарушений. Данные органы координируют работу ведомственных санитарных служб, разрабатывают и вносят в соответствующие организации предложения по вопросам выполнения санитарного законодательства, по разработке программ социального и экологического развития, охраны здоровья, окружающей среды, улучшения условий труда. Они выявляют причины возникновения и распространения инфекционных, профессиональных, иных массовых заболеваний и отравлений, а затем разрабатывают и осуществляют необходимые мероприятия.

Санитарные учреждения осуществляют ряд медицинских анализов, обеззараживание помещений, участвуют в разработке программ повышения санитарно-эпидемиологического благополучия и т. д.

Они могут принимать решения:

о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы;

о проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения за гражданами, контактировавшими с больными инфекционными заболеваниями;

об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих;

о проведении дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на территории, где сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;

о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показателям.

В-третьих, в работе госсаннадзора большое место занимает предварительный надзор. Прежде всего, это санитарные анализы, экспертизы проектной документации, выпуска пищевой и иной продукции, пригодности помещений, территории для определенной деятельности. Без заключения о соответствии санитарным правилам нельзя выпускать многие виды продукции, строить большинство сооружений, начинать работу детских и образовательных учреждений.

Разработка и постановка на производство тары, посуды и упаковочных материалов, применение пищевых добавок и других веществ разрешаются только на основании гигиенической оценки их соответствия санитарным требованиям и заключения санитарно-эпидемиологической слу

В-четвертых, в целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения заболеваний проводятся регулярные санитарные обследования работников торговли и пищевых предприятий. Сотрудники соответствующих организаций должны систематически проходить медицинские осмотры как при приеме на работу, так и впоследствии.

Для получения необходимой информации должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы вправе беспрепятственно посещать и проводить обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан; запрашивать у организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них задач; изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы.

В-пятых, органы госсаннадзора пресекают нарушения санитарных правил. В этих целях организациям и гражданам могут быть сделаны предписания о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении санитарных нарушений. Сотрудниками этого надзора широко используется право приостанавливать впредь до устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения — прекращать:

-эксплуатацию действующих предприятий, отдельных производственных цехов, участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ и производственной деятельности;

-производство, хранение, транспортировку и реализацию продовольственного сырья и пищевых продуктов, использование воды (водоисточников) для питьевых и культурно-оздоровительных целей.

В-шестых, органы государственной санитарно-эпидемиологической службы вправе привлекать виновных в нарушении санитарных правил к ответственности. Уполномоченные на то должностные лица могут составлять протоколы об административных правонарушениях, совершать иные процессуальные действия. За совершение санитарных правонарушений должностным лицам и гражданам могут быть назначены административные наказания в виде предупреждения и штрафа.

https://www.slova.by/wp-content/uploads/2012/08/622.jpg

Главные санитарные врачи вправе также направлять в компетентные органы материалы о санитарных нарушениях и ставить вопросы о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Они могут также предъявлять требования о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан, и расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей.


Закон РФ «О защите прав потребителей»

Защита прав потребителей является одной из важных социально-экономических проблем. Она превратилась в главнейший фактор развития экономики. Политика, проводимая в данной сфере, преследует две основные цели:

первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка,

вторая — защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.

Выполнение этих задач позволяет обеспечить, с одной стороны, благосостояние потребителя, а с другой стороны эффективную экономику в целом.

До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Судебная защита практически отсутствовала. Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона "О защите прав потребителей" у граждан появилась возможность реализовать свои права.

В наших условиях, когда идут процессы либерализации экономики, создан свободный рынок, конкуренция уже зародилась, а продавцы заинтересованы в полном удовлетворении запросов граждан, вопросы защиты прав интересов потребителей, а также организация надлежащей работы торговых предприятий независимо от форм собственности на основе специальных нормативных актов приобретают актуальное значение.

Потребительское право в Российской Федерации

Потребительское право – комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного), регулирующих отношения по удовлетворению материальных, культурных и иных потребностей граждан.

Начиная с 70-х годов во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей. Монополизация производства, торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования охраны прав потребителя, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них – потребителя.

В Российской Федерации как самостоятельная отрасль права потребительское право возникло в начале 90-х годов.

До этого отношения по удовлетворению материальных и культурных потребностей граждан в основном регулировались нормами Гражданского Кодекса (ГК) (например, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. "права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества", ст. 364 ГК РСФСР "права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком"). Эти акты устанавливали права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан.

Но классическое гражданское законодательство никогда не было специально рассчитано на регулирование защиты прав потребителей. В этих условиях появилась настоятельная необходимость в создании и развитии специального законодательства о защите прав потребителей, обеспечивающего приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и услугодателями на рынке товаров и услуг.

Первой серьезной попыткой решения вопросов правового регулирования в области охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР "О качестве продукции и защите прав потребителей". Начало реализации прав потребителя было положено с принятием Закона СССР "О защите прав потребителей", который в связи с распадом СССР так и не вступил в силу, однако он оставался моделью для законодательных актов стран-участников СНГ в этой области.

7 апреля 1992 г. был введен в действие Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей". Практика применения этой редакции высветила слабые стороны Закона и поставила вопрос о необходимости его совершенствования. Новый вариант Закона (в редакции Федерального Закона от 17 декабря 1999г.) уточнил и конкретизировал основные понятия, используемые законодательством в рамках возникающих на потребительском рынке правоотношений.

Ныне действующая редакция Закона поставила российское законодательство о защите прав потребителей на уровень международных стандартов.

Основные понятия закона РФ "О защите прав потребителей"

Основным нормативным актом, регулирующим отношения по защите прав потребителей в РФ, является Закон РФ "О защите прав потребителей" от 1 января 1992 г., введенный в действие 7 апреля 1992 г. (Закон). Данный Закон действует сейчас в редакции Федерального Закона от 17 декабря 1999г.

Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ, оказания услуг, т.е. в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан. Закон не распространяется на потребителей – юридических лиц и на потребителей – граждан, если они используют, приобретают, заказывают товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а для иных целей, например, для осуществления предпринимательской деятельности.

Основные понятия, содержащиеся в преамбуле Закона, претерпели существенные изменения. Например, ранее потребителем признавалось лицо, приобретающее товар без намерения извлечь в дальнейшем прибыль. Теперь потребитель – тот, кто приобретает товары исключительно для личных, семейных и иных бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Новая редакция п. 5 ст. 18 Закона не требует теперь у потребителя кассового или товарного чека при предъявлении претензий к качеству товаров. Закон увеличил с 6 месяцев до двух лет сроки предъявления требований в отношении недостатков товара, на который гарантия не установлена (ст. 19 Закона).

Еще одна новелла Закона – возможность предъявления исков в интересах неопределенного круга лиц (ст. 46). В данной статье определен круг лиц, уполномоченных предъявлять в суд иски в интересах неопределенного круга потребителей о признании противоправными действий продавцов (изготовителей, исполнителей) на основании договоров с ними, и прекращении этих действий.

Одно из существенных положений Закона – запрещение снижать гарантии защиты прав потребителей по сравнению с установленными в Законе при принятии других нормативных актов. Не менее важна норма, предоставившая право принимать затрагивающие интересы потребителей нормативные акты только Правительству РФ и прямо запретившая ему перепоручать принятие таких актов министерствам и ведомствам.

Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе широких прав за общественными объединениями потребителей, что позволило им реально участвовать в формировании потребительской политике в государстве (ст. 45 Закона).

Таким образом, в Российской Федерации Закон "О защите прав потребителей" принят и введен в действие в 1992 году. С принятием этого закона потребитель больше не рассматривается как просто покупатель товара или пользователь работы или услуги, а становится "социально значимым лицом", который имеет право на защиту со стороны государства и иных органов, в случае нарушения его прав.

Все отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ "О защите прав потребителей" и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Сам Закон РФ "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В 1996 году Закон РФ "О защите прав потребителей" был принят в новой редакции. Было исключено ряд статей, некоторые статьи претерпели ряд изменений. В 1999 году в закон были внесены изменения с целью приведения его в соответствие с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Государственная и общественная защита прав потребителей

Полномочия органов государственной власти и местного управления в области защиты прав потребителей

Федеральным органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также дающим официальные разъяснения по вопросам применения указанных актов, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), бывший Государственный Комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Контроль осуществляется за соблюдением указанных актов продавцами, изготовителями товаров, исполнителями работ и услуг, независимо от их организационно-правовой формы.

Для реализации результатов контроля МАП наделено широким кругом полномочий. Эти полномочия можно условно разделить на 3 группы:

1.Полномочия, осуществляемые непосредственно МАП или его территориальными органами;

2.Направление материалов в государственные органы для принятия мер в соответствии с их компетенцией;

3.Направление материалов в суд.

Основными полномочиями первой группы являются направление в пределах своей компетенции обязательных для исполнения предписаний изготовителям, исполнителям, продавцам и наложение на них штрафов за неисполнение предписаний в следующих случаях продажа товаров с истекшим сроком годности, продажа товаров (выполнение работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге), непредоставление необходимой и достоверной информации об исполнителе (продавце, изготовителе) и режиме его работы.

К полномочиям второй группы относится направление материалов в лицензирующие органы, органы прокуратуры, Министерство внутренних дел и др. Полномочия контролирующих и лицензирующих органов, осуществляющих надзор в данной области, определены Федеральным законом РФ от 25 сентября 1998 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Третью группу полномочий МАП составляет право обращения в суд и арбитражный суд в защиту нарушенных прав потребителей. Иски могут предъявляться в защиту прав отдельных потребителей, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей. Содержание иска определяется характером нарушений права и направлено на устранение допущенных нарушений.

Кроме МАП и его территориальных органов существует ряд федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за безопасностью и качеством товаров, работ и услуг. Это органы по стандартизации, метрологии и сертификации, органы санитарно-эпидемиологического надзора, органы по охране окружающей среды и природных ресурсов и др. Эти органы объединяет единая цель: обеспечение безопасности товаров, работ и услуг.

В настоящее время действуют следующие наиболее важные законы и постановления Правительства, определяющие компетенцию федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров:

Закон РФ "О сертификации" от 10 июня 1993 г.,

Закон РФ "О стандартизации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г.,

Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. и другие.

Однако федеральные органы власти не могут решить всех проблем, возникающих в области защиты прав потребителей. Поэтому Закон часть функций в этой области возлагает на городские, районные, областные администрации.

В соответствии со ст. 44 Закона, в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

анализировать договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;

при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);

в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостанавливать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления информации или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг);

обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Местные органы власти, в отличие от федеральных, не наделены контрольными функциями. Практически единственная мера, которую они могут применить, - приостановление продажи товаров с просроченными сроками годности. Тем не менее, специалисты местных органов выявляют нарушения прав потребителей, направляют информацию о нарушениях в соответствующие федеральные органы для принятия мер, обращаются в суд. Кроме того, круг полномочий органов по защите прав потребителей устанавливается органами местного самоуправления и потому может быть расширен.

Судебная защита прав потребителей. Компенсация морального вреда

В соответствии со ст.125 ГК РФ защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд. Это является основополагающим принципом, предусмотренным Конституцией Российской Федерации (ст. 46). Закон предусматривает судебный порядок защиты нарушенных прав потребителя по иску самого потребителя, федерального антимонопольного органа, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей. Перечисленные органы могут предъявлять иски в интересах одного потребителя, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей (ч. 3 ст. 17 Закона). В указанных случаях истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Потребитель вправе обратиться в суд по поводу нарушения любого его права, установленного в Законе и подлежащего судебному рассмотрению. Для формы и содержания искового заявления применяются общие правила, определяемые в ст. 126 Гражданско-процессуального Кодекса Российской Федерации (ГПК РФ). Порядок рассмотрения дела, права и обязанности сторон регулируются ГПК РФ.

При обращении в суд следует соблюдать срок исковой давности. Общий срок, в соответствии со ст. 196 ГК РФ установлен в три года. На некоторые требования срок исковой давности не распространяется. Это относится, в частности, к требованиям вкладчиков к банку о выдаче вкладов, к требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

Согласно ст. 151 ГК РФ под моральным вредом понимается физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и блага. Причиненный моральный вред компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется соглашением сторон, а в случае спора – судом и зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом отдельном случае, иных, заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и иных материальных требований. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественных требований.

Права общественных объединений потребителей

Граждане могут объединяться в общественные организации на добровольной основе. В соответствии со ст. 27 Закона РФ "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г., общественные объединения имеют право:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;

проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения.

Кроме того, Закон РФ "Об общественных объединениях" наделил общественные объединения потребителей широким кругом прав. Объединения вправе:

участвовать в разработке требований к безопасности товаров, стандартов, проектов законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей,

проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров,

проверять соблюдение прав потребителей и правил торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей,

вносить в федеральные органы исполнительной власти предложения о мерах по повышению качества товаров, снятию с производства, изъятию из оборота товаров, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды,

участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен,

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров, не соответствующих требованиям к безопасности и качеству товаров, а также в нарушении прав потребителей,

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов РФ и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей,

обращаться в суд в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Закон предоставляет потребительским организациям право проводить экспертизу качества и безопасности товаров. Для реализации этого права общественные объединения потребителей могут учреждать собственные испытательные лаборатории, заключать договора с действующими лабораториями. Одно из достоинств потребительских испытаний – их независимость. В информации о своем продукте продавец старается предоставлять лишь те сведения, которые будут способствовать росту спроса. Задача же потребительских организаций – сравнить рекламируемый товар с аналогичным по характеристикам товарами других фирм и предоставить потребителю возможность осознанного выбора. Результаты испытаний обычно публикуются в средствах массовой информации.

Таким образом, защиту прав потребителей осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления, суды и общественные объединения. Федеральным органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также дающим официальные разъяснения по вопросам применения указанных актов, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Однако федеральные органы власти не могут решить всех проблем, возникающих в области защиты прав потребителей. Поэтому Закон часть функций в этой области возлагает на городские, районные, областные администрации. Местные органы власти, в отличие от федеральных, не наделены контрольными функциями.

Потребитель вправе обратиться в суд по поводу нарушения любого его права, установленного в Законе и подлежащего судебному рассмотрению. Для формы и содержания искового заявления применяются общие правила, определяемые в ст. 126 ГПК РФ. Порядок рассмотрения дела, права и обязанности сторон регулируются ГПК РФ.

Причиненный моральный вред компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется соглашением сторон, а в случае спора – судом и зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом отдельном случае.

В сфере защиты прав потребителей Закон предоставляет потребительским организациям право проводить экспертизу качества и безопасности товаров, проверять соблюдение прав потребителей и правил бытового и иных видов обслуживания, участвовать по поручению потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения их прав. Организации потребителей вправе предъявлять в интересах потребителей иски в суд.

Ответственность за нарушение прав потребителей

Гражданско-правовая ответственность

Гражданская ответственность наступает:

за предоставление ненадлежащей информации о товаре, работе, услуге, об изготовителе, исполнителе, продавце;

за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ, услуг;

за просрочку требований потребителей;

за нарушение исполнителем сроков;

за другие нарушения, вытекающие из договорных отношений.

Важность для потребителя достоверной и полной информации о товаре, работе, услуге или об изготовителе, исполнителе, продавце подчеркивается установлением в Законе специальной ответственности за нарушения в этой области. Для наступления ответственности необходимо установление причинной связи между предоставлением неверной или неполной информации и последствиями, предусмотренными ст. 12 Закона.

В результате предоставления недостоверной или неполной информации о товаре может наступить причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя, а также природным объектам. Закон предусматривает различные последствия причинения вреда вышеперечисленным объектам. В первом случае вред возмещается по правилам ст. 14 Закона (в полном объеме, в течение установленного срока службы или годности товара, а если срок не установлен – в течение 10-ти лет со дня передачи товара потребителю или с даты изготовления товара), а во втором - возмещаются убытки.

Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ, услуг, предусмотрена ст. 14 Закона. В Законе предусмотрено право потерпевшего обратиться с требованием о возмещении вреда к продавцу или изготовителю товара. Закон устанавливает исключительную ответственность изготовителя в случае, когда вред причинен в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов, применяемых при изготовлении товара, если такое использование придало товару качества, послужившие причиной вреда.

Для наступления такой ответственности не требуется наличия вины. Вред возмещается в полном объеме. Способами возмещения вреда, в соответствии со ст. 1082 ГК РФ, являются: возмещение вреда в натуре или возмещение причиненных убытков.

В новой редакции Закона, как и в старой, присутствует ответственность всех обязанных лиц за нарушение сроков устранения недостатков, замены товаров, а также вновь установлена ответственность за нарушение сроков выполнения денежных требований. Денежные требования, в основном, выражаются в виде неустойки.

Общие положения об ответственности за нарушение любых прав потребителей установлены ст. 13 Закона. Она подлежит применению в тех случаях, когда законодательством не предусмотрены иные правила ответственности.

Ответственность по административному законодательству

В новой редакции Закона изъята норма об административной ответственности работников продавца, изготовителя, исполнителя, поскольку она регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КОАП РФ). Ст. 146 КОАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил торговли. Правила торговли по смыслу данной статьи являются нормативно-правовыми и должны иметь публично-правовой характер. Ответственность за нарушение правил торговли наступает только в том случае, если они содержатся в нормативных правовых актах, надлежащим образом зарегистрированных, либо отвечающих иным требованиям, обязательным для вступления этих актов в силу.

КОАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил.

Соответствие продукции установленным требованиям осуществляется путем сертификации, правовые основы которой установлены Законом РФ "О сертификации" от 10 июня 1993 г. Документом, подтверждающим соответствие продукции установленным требованиям, является сертификат соответствия.

Ст. 146 КОАП РФ предусматривает административную ответственность за продажу товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце.

Ст. 150 КОАП РФ в области защиты прав потребителей устанавливает ответственность за обман потребителя относительно потребительских свойств и качества товара при реализации их в предприятиях розничной торговли, общественного питания или оказывающих услуги населению, а также индивидуальными предпринимателями.

Ст. 146 КОАП РФ устанавливает ответственность за продажу подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов. Данное административное правонарушение посягает на общественные отношения в области торговли и финансов, на установленный порядок уплаты подакцизных платежей и порядок продажи товаров. Акцизы - косвенные налоги, включаемые в цену товара (продукции).

Уголовная ответственность за нарушение прав потребителей

Уголовным кодексом РФ, введенным в действия с 1 января 1997 г., (УК РФ) предусмотрена ответственность за нарушение прав потребителей, связанных с качеством товара и его безопасностью (ст. 200 и 238 УК РФ).

Диспозиция ст. 200 УК РФ практически совпадает со ст. 150 КОАП РФ. Отграничение административной ответственности от уголовной проходит по последствиям, а именно – по размеру ущерба, причиненного потребителю.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 200 УК РФ, являются общественные отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами товаров, работ, услуг. С объективной стороны данное преступление состоит в обмеривании, обвешивании, обсчете, введении в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара или ином обмане потребителя. Диспозиция этой статьи содержит примерный перечень способов обмана.

Местом совершения преступления признаются предприятия торговли, общественного питания, бытового, коммунального и иного обслуживания независимо от форм собственности, любое иное место торговли или оказания услуг. Оконченным преступление считается с момента совершения любого из предусмотренного диспозицией деяния.

Субъективная сторона выражена прямым умыслом. Субъект преступления специальный: работники организаций, реализующих товар или оказывающих услуги, либо индивидуальные предприниматели.

Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ, является здоровье населения, в качестве дополнительного объекта выступает право потребителя на безопасность товаров, факультативного – имущественное право потребителя, установленный законом порядок сертификации продукции, здоровье и жизнь потребителей. Предметом преступления выступают товары, работы, услуги, не отвечающие требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей.

Ч. 3 ст. 238 УК РФ устанавливает ответственность за действия, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц.

Таким образом, за нарушение прав потребителей наступает ответственность по гражданскому, административному и уголовному законодательству.

В соответствии с ГК РФ гражданская ответственность наступает за предоставление ненадлежащей информации о товаре, работе, услуге, об изготовителе, исполнителе, продавце; за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ, услуг; за просрочку требований потребителей; за нарушение исполнителем сроков; за другие нарушения, вытекающие из договорных отношений.

В соответствии с КОАП РФ административная ответственность наступает за нарушение правил торговли, за не соответствие продукции установленным требованиям, за продажу товаров без необходимых документов, за обман потребителя относительно потребительских свойств и качества товара.

В соответствии с УК РФ уголовная ответственность наступает за нарушение прав потребителей, связанных с качеством товара и его безопасностью, Основным непосредственным объектом преступления, является здоровье населения.

Заключение

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать следующие выводы.

Все отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ "О защите прав потребителей" и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Сам Закон РФ "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах).

Защиту прав потребителей осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления, суды и общественные объединения. Федеральным органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также дающим официальные разъяснения по вопросам применения указанных актов, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Однако федеральные органы власти не могут решить всех проблем, возникающих в области защиты прав потребителей. Поэтому Закон часть функций в этой области возлагает на городские, районные, областные администрации. Местные органы власти, в отличие от федеральных, не наделены контрольными функциями. Практически единственная мера, которую они могут применить, - приостановление продажи товаров с просроченными сроками годности.

Потребитель вправе обратиться в суд по поводу нарушения любого его права, установленного в Законе и подлежащего судебному рассмотрению. Для формы и содержания искового заявления применяются общие правила, определяемые в ст. 126 ГПК РФ.

Гостеприимство — одно из наиболее значимых понятий человеческой цивилизации — уже давно превратилось в индустрию, в которой заняты миллионы профессионалов. Английское слово «hospitality» (гостеприимство) происходит от старофранцузского «hospice», что означает «странноприимный дом». 

Индустрия гостеприимства — сфера предпринимательства, специализирующаяся на предоставлении питания и жилья вместе с сопутствующими услугами; она объединяет туризм, гостиничный и ресторанный бизнес; общественное питание; отдых и развлечения; организацию конференций и совещаний. 

Возникновение первых предприятий гостиничной индустрии, как важнейшей составной части индустрии гостеприимства, связано с Римской империей (примерно 50-й г. до н.э.). 

Условия проживания в гостиницах различных категорий существенно различается следующими факторами: 

— общим благоустройством здания;

— оснащенностью номеров;

— регламентом обслуживания;

— спецификой или стилем обслуживания.

Однако ко всем категориям гостиниц предъявляются определенные санитарно-гигиенические требования, которые мы и рассмотрим в данной работе.

 Основная часть

1. Санитарные требования к территории

Территорию гостиницы необходимо убирать ежедневно. При уборке должны быть подметены аллеи, дорожки, тропинки, сметены с газонов опавшие листья, собрана бумага, освобождены от окурков и мусора и вымыты урны. Летом центральные аллеи, проездные дороги и пешеходные дорожки должны быть политы водой, зимой — очищены от снега, обледенения, посыпаны песком.

Основную уборку территории следует производить в утреннее время, до общего подъема проживающих.

Генеральная уборка территории проводится, как минимум, два раза в год, а при необходимости и чаще.

Ежегодно в данных учреждениях производятся работы по озеленению территории.

2. Санитарные требования к водоснабжению и организации очистки, сбора, удаления и обезвреживания твердых и жидких отбросов

Питьевая вода при всех условиях по качеству должна отвечать требованиям СанПиН 2.1.4. 559-96 «Питьевая вода». Во всех случаях необходимо иметь официальное разрешение госсанэпидемнадзора за пользование водой для питья и обеспечить регулярный лабораторный контроль за качеством воды хозяйственно-питьевого назначения.

В гостиницах допускаются следующие системы удаления отбросов.

Сплавная система или канализация, когда жидкие отбросы по трубам отводятся за пределы туристского учреждения и подключаются в 

8. Санитарно-гигиенические и экологические требования к гостиницам

#8.1. Объем жилых помещений гостиниц (номеров с учетом передней) должен быть не менее
15 м3 на 1 проживающего.

#8.2. Расчетную температуру воздуха в помещениях гостиниц (за исключением помещений с особым режимом эксплуатации, например, машинных отделений лифтов) следует принимать 20° С.


Максимальная температура воздуха в жилых и общественных помещениях гостиниц должна быть не более 26° С.
Относительная влажность воздуха должна быть: в гостиницах с кондиционированием – в пределах 45 - 50%; без кондиционирования - 30 - 65%.

8.3. Количество поступающего наружного воздуха на 1 чел. для жилых помещений рекомендуется принимать в пределах 60 м3/ч.

8.4. Жилая часть гостиницы и основные общественные помещения должны иметь особую защиту от поступления нежелательных запахов от приготовления пищи, ремонтных работ, эксплуатации автотранспорта и других механических систем и т.д.

8.5. В жилых и общественных помещениях гостиниц должна обеспечиваться возможность


пылеуборки (влажная уборка, сухая уборка с применением гостиничных пылесосов или систем централизованного пылеудаления). Содержание пыли в воздухе в жилых помещениях гостиниц должно быть не более 0,15 мг/м3.
В гостиницах вместимостью свыше 500 мест и в гостиницах категорий **** и ***** следует предусматривать централизованное пылеудаление (система вакуумной уборки) из жилых и основных общественных помещений.

8.6. Мусоропроводы в гостиницах следует проектировать в соответствии с действующими нормативными документами, не допуская смежного расположения их стволов и камер с жилыми и иными помещениями с повышенными требованиями к шумозащите.

8.7. Окисляемость воздуха жилых и общественных помещений гостиниц категорий **** и***** должна быть не более 6 мГ О2/м3. Концентрация окиси углерода в помещениях гостиниц не должна превышать значений ПДК (0,002 мГ/л), двуокиси углерода - 0,1%, аммиака - 0,2 мГ/м3, бензопропилена - 0,005 мГ/м3. Допускается озонирование воздуха жилых и общественных помещений и очистка их от двуокиси углерода.

8.8. Наименьшую освещенность помещений гостиниц искусственным светом следует


принимать согласно таблице 5.

Таблица 5



Наименование помещений

Наименьшая освещенность
(в люксах) при лампах:

Поверхность, к
которой относится
норматив

накалив.

люминисц.

1

2

3

4

Номера (жилые помещения)

30

75

0,8 м от пола

Вестибюль

50

100

пол

Общие гостиные, холлы, буфеты, бары и др.

75

150

пол

Бюро обслуживания, административные
помещения, помещения обслуживания проживающих

75

200

0,8 м от пола

Основные лестницы, общие коридоры, центральная бельевая, мастерские, комнаты чистки и глажения

30 (50)1)

100

пол

Общие санузлы, санузлы в номерах

30

75

пол

Общие душевые

50

-

пол

Помещения обслуживающего персонала

75

150

0,8 м от пола

Складские помещения

20

-

0,8 м от пола

Технические помещения

30

-

пол

1) Число в скобках для мастерских

8.9. Помещения гостиниц должны быть защищены от ионизирующего и высокочастотного излучения, в т.ч. и от внутренних источников (медицинское, кухонное, техническое оборудование и др.) - в соответствии с МГСН 2.02-97.

8.10. Предельно допустимые уровни электромагнитных полей (напряженность


электромагнитного поля (НЭМП) не должны превышать в гостиницах значений, нормированных МГСН 2.03-97 (1В/м) и другими действующими документами. В гостиницах категорий **** и ***** рекомендуется в случае необходимости понижать уровень НЭМП техническими мероприятиями.

8.11. В гостиницах категорий **** и ***** следует, а в гостиницах иных категорий рекомендуется применять централизованные либо покомнатные системы (установки) дополнительной очистки и омагничивания воды.

8.12. Нормативные индексы изоляции воздушного шума и приведенного уровня ударного шума для жилых, общественных и производственных помещений гостиниц следует принимать в соответствии с требованиями МГСН 2.04-97.
Следует предусматривать особые мероприятия по защите номеров и общественных помещений от шума из коридоров (шумозащищающие двери, уплотнения в притворах, устройство тамбуров либо вторых дверей в передних и т.д.) и от шума и вибрации, производимых механическим оборудованием (устройство амортизаторов, гибких вставок,подвесок, плавающих фундаментов и т.д.).

8.13. Отделка помещений гостиниц должна быть устойчивой к дезинфекции, в особенности в верхних, наиболее подверженных заражению (обсеменению) этажах.

8.14. В строительстве и отделке основных помещений гостиниц следует применять экологически чистые и безопасные материалы, прошедшие гигиеническую сертификацию и имеющие сертификат соответствия. В целях снижения уровней фоновой радиоактивности в строительстве гостиниц категорий **** и ***** следует сокращать применение изверженных
пород и материалов, прошедших термическую обработку.
Применяемые отделочные материалы, арматура, фурнитура и регулирующие устройства должны исключать возможность травматизма.

8.15. В целях энергосбережения в гостиницах необходимо, как правило, предусматривать системы вторичного использования энергоресурсов (ВЭР).

8.16. Оценку экологичности проектных решений зданий гостиниц следует производить по двум направлениям:
а) экологичность условий проживания и производственной деятельности персонала;
б) воздействие здания на окружающую среду (устройства и мероприятия, обеспечивающие снижение вредных выбросов в атмосферу, например установка фильтров, очистка канализационных стоков от автостоянок, мойки автомашин, от производственных процессов пищеблоков).

Инфекционные и паразитарные заболевания.

Понятие, пути передачи, меры профилактики.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




©zodomed.ru 2024


    Главная страница