Страх очень неприятная и сильная эмоция



страница1/8
Дата01.05.2018
Размер87 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8


Страх - очень неприятная и сильная эмоция. Каждый взрослый знает это по себе. Поэтому многие родители боятся страхов своих детей (особенно если они не являются быстропроходящими) и стараются избавить любимое чадо от таких переживаний. Правы ли они? Трудно ответить однозначно на этот вопрос. Чтобы вы смогли выработать то или иное отношение к страхам своего ребенка, давайте сначала рассмотрим функции страха, его виды и причины возникновения.

Страх - эмоция, которую периодически испытывают все живые существа. Так неужели это злая шутка природы, наделившей нас этой способностью? Конечно, нет. Ведь страх имеет защитный характер, он является прямым следствием инстинкта самосохранения. Представьте себе на минуточку, что вашему ребенку совершенно неведом страх: он смело взбирается на крышу, сует пальцы в розетку, перебегает дорогу на оживленном шоссе и т. д. (а такое "бесстрашие" действительно случается при некоторых психических заболеваниях). Согласитесь, страшная картина! Так что прежде чем засучивать рукава для борьбы со страхами, проанализируйте, есть ли в страхе вашего ребенка естественный защитный компонент, от чего он его предохраняет. Если вы выявите такой фактор, то целью работы с вашим сыном или дочерью станет не столько исчезновение страха, сколько возвращение его в "количественные рамки".

Кроме этого родителям необходимо знать о возрастной динамике страхов. Тогда им станет понятно, что страхи, как и другие психические проявления, могут отражать достижение ребенком определенного уровня развития. Так, например, если ребенок в семь месяцев опасается оставаться без мамы, а в восемь месяцев боится незнакомых людей, то не бороться с этим надо, а радоваться, потому что это свидетельствует о его эмоциональной привязанности к матери и способности отличать ее от чужих людей. Так что родителям, напротив, стоит беспокоиться, если они не наблюдают у своего малыша подобного беспокойства. Однако если такие страхи ребенок не "перерос" и в полтора года, то это может свидетельствовать о нарушениях его отношений с мамой или отклонениях в развитии.

Рассмотрим страхи, типичные для развития детей других возрастных категорий (то есть те страхи, которые возникают у большинства ребят в данном возрасте и являются нормальными, хотя если вы чувствуете их тенденцию повторяться, то стоит их сразу проработать игровыми методами). От одного года до трех лет у ребенка может возникать страх неожиданных резких звуков (обусловлен инстинктом), одиночества, потери эмоционального контакта с матерью (особенно при посещении яслей), боли, уколов и медработников. В этот период детям начинают иногда сниться страшные сны (часто со сказочными персонажами), поэтому могут появиться страхи перед засыпанием.

В возрасте от трех до пяти лет возможны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. Сказочные персонажи, пугавшие раньше ребенка только во сне, теперь могут заставлять его опасаться и днем.

От пяти до семи лет вы можете наблюдать возникновение страха перед чертями или другими представителями потустороннего мира. Как и многие другие страхи, он является разновидностью самого главного, ведущего страха, появляющегося в этом возрасте, - страха смерти (своей и родителей).

В младшем школьном возрасте (от семи до одиннадцати лет) ведущим становится страх не соответствовать требованиям социального окружения, быть не тем, кого любят и ценят родители, учителя, сверстники. Из этого глобального страха вытекают уже множество маленьких "страшков": боязнь сделать ошибку, боязнь опоздать на урок и т. п. Кроме этого детям указанного возраста свойственно магическое мышление, поэтому они начинают бояться таинственных явлений, предсказаний, суеверий. Это возраст детских страшилок и леденящих душу рассказов, которыми ребята с удовольствием пугают друг друга.

С одиннадцати до шестнадцати лет, то есть в подростковом возрасте, страхи у детей меняются, как и задачи развития. Подростки боятся физических изменений, происходящих с ними, боятся быть не собой, опасаются стать обезличенными, боятся потерять власть над своими чувствами. В то же время они боятся одиночества, наказания, отвержения со стороны сверстников, не справиться со взятыми на себя обязательствами. Природные страхи (основанные на инстинкте самосохранения) тоже никуда не деваются. Они преобразуются в страх войны, пожара, стихии, боязнь заболеть. Добавьте к этому внушительному списку еще и ранее приобретенные и не изжитые до конца страхи, и вы почувствуете, что подростковый возраст является проблемным не только для родителей, но и для самих детей.

Причинами возникновения страха могут стать самые разные обстоятельства:
- действительно травматический опыт, полученный ребенком (например, укус собаки);

- нормальное взросление (так появляется, например, естественный страх смерти);

- нарушение отношений с родителями;

- психические заболевания;

- другие чувства и желания, которые прячутся за страхом, как за маской (например, ребенок боится оставаться один). Такой страх может быть истинным, а может служить инструментом влияния на родителей, контроля их жизни.

Разобраться в скрытых причинах до конца под силу только специалисту в этой области. Родителям же важнее учитывать факторы, способствующие появлению страхов.

Во-первых, чрезмерная опека. Если родители стараются оберегать ребенка от всех неприятностей, предвосхищать все трудности, беспокоятся за него, то соответственно и ребенок начинает воспринимать мир как непонятный, чужой и грозящий опасностями.

Во-вторых, разговоры взрослых о болезнях и несчастьях. Если взрослые в семье склонны к пессимизму и сами видят в жизни прежде всего неприятности и трудности (что выражается в частых разговорах о несчастьях и болезнях, как своих, так и чужих), то, естественно, они не научат своего ребенка жизнерадостности. Ведь маленькие дети воспринимают большой мир через призму взглядов своих родителей, а в данном случае получаемое изображение не сулит ничего хорошего.

В-третьих, чрезмерная напряженность и непонимание в семье. Если в семье часто возникают конфликты или чувствуется напряженность и непонимание между членами семьи, то это непосредственно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, в том числе на силу и количество возникающих страхов. Тоже касается и ситуации развода родителей.

В-четвертых, неуверенность родителей в своих воспитательных действиях. Если родители ведут себя излишне мягко, все время сомневаясь в правильности своих действий по отношению к сыну или дочери, то это тоже неблагоприятно сказывается на его (ее) развитии Для психологического благополучия детей нужно, чтобы родители являлись некой крепостью, которая уверенно ограничивает рамки свободы и в то же время надежно защищает. В противном случае у ребенка возникают внутренние "ограничители" в виде страхов.

В-пятых, отсутствие общения со сверстниками. У детей, имеющих возможность играть со сверстниками, страхи реже переходят на патологический уровень. Вероятно, это объясняется тем, что в совместных играх ребята одного возраста невольно обращаются к теме наиболее актуального для них страха и таким образом дают волю своим эмоциям и одновременно получают групповую поддержку.

Так что прежде чем приступить непосредственно к работе по уменьшению (или устранению) страхов у вашего сына или дочери, постарайтесь выявить все обстоятельства, которые могут влиять на возникновение этой эмоции, и принять соответствующие меры по их изменению.

Если об этом вы уже позаботились, то можно перейти к специальным способам работы со страхами.

Сразу оговоримся, что приведенные в этой статье игровые методы помогут вам справиться с естественными (обычными) страхами детей. Если же страх уже выражается на патологическом уровне, то есть принимает крайние формы (ребенок совершенно не в состоянии его контролировать, эта эмоция неблагоприятно отражается на характере, мешает нормальным отношениям с другими людьми, не позволяет хорошо приспособиться к социальным условиям и т. п.), то лучше проконсультироваться у профессионального психолога, а возможно, и у детского психиатра.

Вообще игра (и ее аналоги типа рисования и фантазирования) дает ребенку прекрасную возможность овладеть своим страхом. В игре каждый маленький трусишка способен переживать свой страх заново, как бы понарошку, и таким образом снижать остроту переживания. В игре ничто не мешает ребенку представить, что он смелый и сильный, способный победить любого врага (внешнего или внутреннего). Играя, легко изобразить образ самого страха, и тогда из "повелителя" ребенка он постепенно превратится в его слугу (или как минимум партнера). В игре этот страх можно изменить, добавив в образ ярких, теплых красок или комических деталей. Можно даже сделать свой страх совсем маленьким и пожалеть его.

Словом, в работе с данной проблемой игра предоставляет массу возможностей, причем все эти способы являются совершенно естественными для ребенка. Именно поэтому можно использовать даже не специальные психокоррекционные игры, а народные игры-забавы, которые прекрасно справляются с задачами уменьшения различных детских страхов и их профилактики. Вы сами убедитесь в этом, проанализировав следующие несколько игр.



Каталог: storage -> app -> uploads -> public
public -> Правильное питание
public -> Грипп. Чего стоит опасаться?
public -> Из болезни в болезнь
public -> Заражение крови
public -> Основным средством поддержания здоровья и хорошего самочувствия школьников является урок физической культуры. Рекомендации по повышению физической активности школьников разработаны Министерством образования Финляндии с учетом определенной позиции по
public -> Невеселая троица: грипп, орви, орз
public -> 83 А. А. Звягин, А. В. Почивалов, Е. Д. Черток
public -> Памятка для населения по профилактике клещевого энцефалита и болезни лайма
public -> По профилактике вич инфекции и спида на 2016/2017 учебный год. «Вместе принять вызов, Плечом к плечу с девизом: «Поборемся со спидом, и победим аспида»
public -> По профилактике вич инфекции и спида на 2015/2016 учебный год. Спид только вслушайтесь


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8




©zodomed.ru 2024


    Главная страница