«Средства, применяемые при сердечной недостаточности»



Дата28.04.2016
Размер208 Kb.
ТипМетодические указания
6 семестр

Кафедра фармакологии ГТМУ



Методические указания для студентов

Педиатрический факультет


Занятие № 1

Тема: «Средства, применяемые при сердечной недостаточности».

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Понятие о сердечной недостаточности. Патогенетические механизмы застойной хронической сердечной недостаточности, роль симпатической нервной системы и ренин-ангиотензин-альдостероновой системы. Основные направления фармакотерапии хронической застойной сердечной недостаточности, фармакологические группы, используемые для их реализации.

1.2. Сердечные гликозиды: определение, источники получения, механизм действия, основные фармакологические эффекты. Особенности фармакокинетики строфантина, дигоксина и дигитоксина. Интоксикация сердечными гликозидами: предрасполагающие факторы, симптомы, лечение. Влияние сердечных гликозидов на смертность больных хронической сердечной недостаточностью. Особенности действия и назначения сердечных гликозидов у детей.

1.3. Негликозидные инотропные средства: особенности действия, место в современной терапии сердечной недостаточности.

1.4. Ингибиторы АПФ: механизм действия при хронической сердечной недостаточности, побочные эффекты, влияние на смертность больных. Роль антагонистов рецепторов ангиотензина II в терапии хронической сердечной недостаточности.

1.5. Диуретики; механизм действия при хронической сердечной недостаточности, основные группы. Особенности действия антагонистов альдостерона.

1.6. β-Адреноблокаторы; основные препараты, эффективные при хронической сердечной недостаточности, предполагаемый механизм действия, влияние на смертность больных.

1.7. Вазодилататоры: препараты, механизм действия и роль в терапии хронической сердечной недостаточности.

1.8. Новые направления лечения сердечной недостаточности: предсердный натрийуретический пептид, антагонисты вазопрессина, антагонисты эндотелина.

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, особенности и применение) темы: 1) дигоксин, 2) дигитоксин, 3) строфантин К, 4) амринон, 5) милринон, 6) допамин; 7) добутамин; 8) левосимендан; 9) каптоприл, 10) эналаприл, 11) трандолаприл, 12) лозартан, 13) спиронолактон, 14) эплеренон, 15) гидрохлортиазид; 16) фуросемид; 17) карведилол; 18) метопролол, 19) нитроглицерин; 20) гидралазин, 21) несиритид.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Дигоксин в табл. ребенку 7 лет массой 25 кг;

2) Дигитоксин форме ректальных суппозиториев;

3) Строфантина К в амп.;

4) Амринон в амп. по 1 мл 0,5% раствора (содержимое ампулы вводить внутривенно);

5) Ингибитор АПФ;

6) Антагонист рецепторов ангиотензина II;

7) Антагонист альдостерона;

8) β-адреноблокатор, наиболее эффективный при хронической сердечной недостаточности (карведилол в табл. по 25 мг, по 1 табл. 2 раза в день).
Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А. Харкевич. (8-е, 9-е) 10-е изд. – М., 2008. – С. 279 – 292.

2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (14-е изд.). Т.1. М., 2000. – С. 369 – 382.

3. Материалы лекций.

Кроме того, при подготовке к занятиям необходимо повторить пройденный ранее материал по ингибиторам АПФ, антагонистам рецепторов ангиотензина II, диуретикам, бета-адреноблокаторам.

Составил: Козловский В.И.

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Педиатрический факультет

Занятие № 2

Тема: "Противоаритмические средства".

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Классификация средств для лечения тахиаритмий (по Воген - Вильямсу, с названием основных препаратов). Другие средства для лечения тахиаритмий.

1.2. Краткая характеристика тахиаритмий; сравнительная эффективность противоаритмических средств при различных видах тахиаритмий. Применение противоаритмических средств в педиатрической практике.

1.3. Брадиаритмии, их виды и принципы фармакотерапии.



2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) хинидин, 2) прокаинамид, 3) лидокаин, 4) мексилетин, 5) пропафенон, 6) этацизин, 7) пропранолол, 8) эсмолол, 9) амиодарон, 10) соталол, 11) верапамил, 12) атропина сульфат, 13) изопреналин (изадрин), 14) аденозин, 15) дигоксин, 16) табл. «Аспаркам».

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Хинидин в таблетках ребёнку 6 лет.

2) Прокаинамид в ампулах.

3) Лидокаин в ампулах ребёнку 2 лет.

4) Этацизин в таблетках подростку 15 лет.

5) Пропранолол а ампулах ребёнку 7 лет.

6) Амиодарон в таблетках подростку 14 лет.

7) Соталол в таблетках подростку 13 лет.

8) Верапамил а ампулах ребёнку 1 год.

9) Атропина сульфат в ампулах подростку 16 лет.

10) Изопреналин в таблетках ребёнку 10 лет.

11) Аденозин в ампулах ребёнку 4 лет.

12) Таблетки «Аспаркам».

Литература.

1.Харкевич Д. А. Фармакология: учебник для вузов / Д. А. Харкевич (8-е, 9-е, 10-е) 10-е изд.- М.: 2008. С. 292-313.

2. Машковский М. Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (14-е изд.). Т. 1. М., 2000. С. 363 -375.

3. Кукес В. Г. Клиническая фармакология: учебник для медицинских вузов / В. Г. Кукес (3-е изд.). М. 2006. С. 312-335.


Составил В.П. Вдовиченко

Кафедра фармакологии ГГМУ



Методические указания для студентов

Педиатрический факультет

Занятие № 3

Тема: "Средства, влияющие на функции органов дыхания".

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Средства, применяемые для профилактики и лечения синдрома дыхательных расстройств (СДР) у новорожденных.

1.2. Противокашлевые средства: классификация по механизму действия (с названием основных препаратов), применение в детской практике.

1.3. Отхаркивающие средства: определение, классификация (по механизму действия), применение, способы и правила назначения в детской практике.

1.4. Направления фармакотерапии больных с синдромом бронхиальной обструкции (СБО): выбор препаратов для купирования и профилактики бронхиальной астмы в педиатрии.

1.5. Астматический статус (сущность, направления фармакотерапии).

1.6. Принципы фармакотерапии отека легких нетоксического генеза (дать обоснование эффективности используемых препаратов).

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) преноксдиазин (либексин), 2) кодеин, 3) декстрометорфан, 4) бромгексин, 5) амброксол, 6) гвайфенезин, 7) настой травы термопсиса, 8) сальбутамол, 9) фенотерол, 10) дитек, 11) сальметерол, 12) эфедрин, 13) теофиллин, 14) теофедрин; 15) аминофиллин (эуфиллин), 16) ипратропий (атровен), 17) кромолин - натрий, 18) беклометазон (бекломет), 19) зафирлукаст, 20) преднизолон, 21) омализумаб.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Преноксдиазин (либексин) в таблетках подростку 16 лет.

2) Декстрометорфан и гвайфенизин в сиропе (Туссин плюс) ребёнку 3 года.

3) Амброксол в сиропе (Лазолван) ребёнку 1 год.

4) Сальбутамол в аэрозоли ребёнку 6 лет.

5) Теофиллин в таблетках ребёнку 7 лет.

6) Кромолин-натрий в капсулах ребёнку 5 лет.

7) Беклометазон в аэрозоли подростку 13 лет.

8) Зафирлукаст в таблетках ребёнку 7 лет.

9) Ипратропий в аэрозоли.

10) Аминофиллин (эуфиллин) в ректальных свечах ребёнку 6 лет.

11) Преднизолон в таблетках.

12) Омализумаб в ампулах подростку 15 лет.

Литература.

1.Харкевич Д. А. Фармакология: учебник для вузов / Д. А. Харкевич (8-е, 9-е, 10-е) 10-е изд.- М.: 2008. С. 262-278.

2. Машковский М. Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (14-е изд.). Т. 1. М., 2000. С. 339 -347.

3. Кукес В. Г. Клиническая фармакология: учебник для медицинских вузов / В. Г. Кукес (3-е изд.). М. 2006. С. 369-401.

Составил В. П. Вдовиченко

Кафедра фармакологии ГГМУ



Методические указания для студентов

Педиатрический факультет

Занятие № 4

TEМA: Средства, влияющие на функции органов системы пищеварения.

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Средства, влияющие на аппетит (классификация, механизм действия, применение).

1.2. Средства, применяемые при нарушении функции желез желудка (классификация).

1.3. Средства, применяемые при пониженной функции желез желудка (диагностические средства и препараты заместительной терапии).

1.4. Средства, применяемые при увеличении активности кислотно-пептического фактора (язвенной болезни). Принципы терапии, классификация препаратов и механизм их действия.

1.5. Средства, применяемые при нарушении экскреторной функции поджелудочной железы.

1.6. Принципы патогенетической терапии острого панкреатита.

1.7. Классификация и фармакологическая характеристика желчегонных средств, их применение.

1.8. Средства, растворяющие камни желчных путей.

1.9. Помощь при приступе печеночной колики.

1.10. Средства, применяемые при хронических гепатитах у детей: определение и применение.

1.11. Стимуляторы обезвреживающей функции печени, общая характеристика, применение.

1.12. Слабительные средства (определение, классификация, механизм действия, показания правила назначения препаратов).

1.13. Антидиарейные средства (определение, применение).

1.14. Рвотные средства (определение, классификация, предназначение).

1.15. Противорвотные средства (представители различных фармакологических групп, их выбор при рвоте различного генеза).



2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) ципрогептадин; 2) мазиндол; 3) абомин; 4) алмагель; 5) ранитидин; 6) омепразол; 7) сукральфат; 8) карбеноксолон; 9) драже «Фестал»; 10) бисколцитрат; 11) контрикал; 12) таблетки «Аллохол»; 13) кислота урсодезоксихолевая; 14) дротаверин; 15) эссенциале; 16) фенобарбитал; 17) бисакодил; 18) лоперамид; 19) апоморфин; 20) метоклопрамид.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Сироп ципрогептадина гидрохлорида во флаконах ребенку 2-х лет.

2) Абомин в табл.

3) Алмагель во флаконах.

4) Омепразол в капсулах.

5) Фестал в драже.

6) Контрикал во флаконах.

7) Таблетки «Аллохол», покрытые оболочкой для ребенка 5-и лет.

8) Фенобарбитал беременной перед родами для профилактики гипербилирубинемии у новорожденного.

9) Бисакодил в драже ребенку 3-х лет.

10) Раствор лоперамида гидрохлорида во флаконах ребенку 1 года.
Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 368 – 396.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 172 – 184.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 321 – 330; 336 – 338; 345 – 356; 521 - 530.



  1. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 195 – 230..

5. Станкевич, П.Б., Козловский, В.И., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть II. – Гродно: ГрГМУ, 2008. С. 61 – 69.

Составил М.И. Бушма

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов.

Педиатрический факультет

Занятие № 5

Тема: «Средства, влияющие на систему крови».



Домашнее задание.

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Средства, влияющие на систему крови (классификация).

1.2. Стимуляторы эротропоэза (классификация, фармакодинамика, их примене­ние у детей).

1.3. Стимуляторы лейкопоэза.

1.4. Средства, влияющие на свертываемость крови (классификация).

1.5. Антиагреганты (определение, применение).

1.6. Активаторы коагуляции (плазменного гемостаза): классификация, механизм действия, применение.

1.7. Антикоагулянты (ингибиторы плазменного гемостаза): классификация, ме­ханизм действия, применение.

1.8. Антагонисты антикоагулянтов.

1.9. Средства, влияющие на фибринолиз (классификация, механизм действия, применение).

1.10. Средства при кровотечениях: класси­фикация, механизм действия, применение.

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) железа сульфат, 2) цианокобаламин, 3) фолиевая кислота, 4) эпоэтин альфа, 5) молграмостим, 6) кислота ацетилсалициловая, 7) клопидогрел, 8) ридогрел, 9) абциксимаб, 10) фитоменадион, 11) гепарин, 12) эноксапарин, 13) варфарин, 14) протамина сульфат, 15) альтеплаза, 16) стрептокиназа, 17) кислота аминокапроновая, 18) урокиназа, 19) амбен, 20) апротинин.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Препарат железа для парентеральною введения ребенку с массой тела до 5 кг.

2) Средство для лечения пернициозной анемии алиментарного характера у недоно-­ шенного ребенка в амп.

3) Молграмостим.

4) Ридогрел в табл.

5) Гепарин в вену.

6) Средство при передозировке гепарина.

7) Антикоагулянт непрямого действия в табл.

8) Средство при передозировке антикоагулянтов непрямого действия (в амп.).

9) Аминокапроновую кислоту внутрь.

10) Урокиназу.

Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 412 – 434.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 186 – 193.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 475 – 497.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 248 – 267.

5. Станкевич, П.Б., Козловский, В.И., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть II. – Гродно: ГрГМУ, 2008. С. 69 – 78.

Составил М.И.Бушма
Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Педиатрический факультет

Занятие № 6

Тема: "Препараты гормонов, их синтетические заменители и антагонисты. Гормональные препараты гипоталамуса, гипофиза, эпифиза, щитовидной, паращитовидной и поджелу­дочной желез".

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Принципы регуляции деятельности эндокринной системы (роль гипоталямико-гипофизной воротной системы) с указанием факторов принимающих участие в их реализации. Примеры эндокринных патологий в педиатрии.

1.2. Препараты гипоталамуса, гипофиза и эпифиза, их предназначение и применение.

1.3. Гормональные препараты щитовидной и паращитовидной желез (с указанием на­званий) и их применение. Средства при остеопорозах (в т.ч. бифосфонаты, хондроитин сульфат и др.).

1.4. Антитиреоидные средства (механизм действия и применение).

1.5. Фармакодинамика инсулина и глюкагона и их использование в медицинской прак­тике.

1.6. Синтетические (негормональные) противодиабетические средства (механизм дей­ствия и применение).

1.7. Помощь при гипергликемической (диабетической) и гипогликемической коме.



2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) серморелин (гереф); 2) гонадорелин (лютрелеф); 3) соматостатин (стиламин); 4) бусерелин (супрефакт); 5) бромокриптин; 6) соматропин (биосома); 7) кортикотропин; 8) урофоллитропин (метродин); 9) гонадотропин хорионический (профази); 10) даназол (дановал); 11) окситоцин (синтоцин); 12) десмопрессин (адиуретин -СД); 13) мелатонин (меаксен); 14) левотироксин; 15) лиотиронин (трийодтиронин); 16) кальцитонин; (17) тиамазол (мерказолил); 18) инсулин; 19) глибенкламид; 20) акарбоза; 21) глюкагон.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Соматролин (генотропин) ребенку 3 лет (0,7 ME /кг массы тела в неделю).

2) Тетракозактид (амп. 0,05 % -1 мл) в мышцу ребенку 3 лет.

3) Гонадотропин хорионический.

4) Бромокриптин в таб. (по 0,005).

5) Даназол в капс. (по 0,1).

6) Десмопрессин (фл. 0,01 % по 5 мл) ребенку 5 лет при энурезе.

7) Мелатонин в таб. (по 0,003).

8) Тиреоидин в табл. ребёнку 3 лет.

9) Тиамазол (мерказолил).

10) Дигидротахистерол (фл. 0,1% масл. р-р по 20 мл). По 20 кал. внутрь 3 раза в день после еды.

11) Кальция хлорид (инъекционно).

12) Кальцитонин в амп. по 1 мл (100 ME).

13) Средство, применяемое при диабетической коме.

14) Препарат инсулина длительного действия.

15) Глибенкламид в таб. (по 0,0025).

16) Препарат, применяемый при гипогликемической коме.

Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 435 – 463; 520 - 525.

2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С.539 – 565.

3. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 297 – 327.

4. Станкевич, П.Б., Козловский, В.И., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть II. – Гродно: ГрГМУ, 2008. С. 78 - 87.

Составил: П.Б. Станкевич

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Педиатрический факультет.

Занятие № 7

Тема «Препараты гормонов стероидной структуры, их синтетические заменители и антагонисты».

Домашнее задание:



1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Гормоны коры надпочечников - классификация и физиологическая роль. Примеры дисфункций коры надпочечников в педиатрии.

1.2. Основные лечебные эффекты глюкокортикоидов. Показания к применению в педиатрии (с указанием конкретных препаратов).

1.3. Правила назначения глюкокортикоидов в детской практике. Побочные эф­фекты и противопоказания к назначению глюкокортикоидов. Особенности примене­ния в педиатрии. Антикортикостероидные препараты (аминоглютетимид, митотан и др.) и их применение.

1.4. Эстрогенные и антиэстрогенные препараты (с указанием названий) - фармакодинамика и применение.

1.5. Гестагенные препараты (с указанием названий) - фармакодинамика и при­менение. Гормональные контрацептивы - принципы действия и правила применения. Применение антигестагенов.

1.6. Андрогенные и антиадрогенные средства (названия препаратов, фармакоди­намика и применение). Анаболические стероидные препараты (основные эффекты и применение в педиатрии).

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) гидрокортизон, 2)преднизолон, 3) мазипредон (преднизолон гидрохлорид), 4) дексаметазон, 5) триамцинолон, 6) флюметазон, 7) эстрон, 8) этинилэстрадиол, 9) гексэстрол (синэстрол), 10) прогестерон, 11) аллилэстренол (туринал), 12) овидон, 13) постинор, 14) кломифен, 15) тамоксифен, 16) анастрозол, 17) мифепристон, 18) метилтестостерон, 19) флутамид, 20) метандинон (метандростенолон).

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Суспензию гидрокортизона ацетата в амп. (2,5% по 2 мл).

2) Гидрокортизона ацетат (глазная мазь).

3) Преднизолон в табл. ребенку 5 лет.

4) Мазипредон (преднизолона гидрохлорид) в амп. (3 % р-р по 1 мл.) в вену ребенку 3 лет.

5) Дексаметазон в табл.

6) Флюметазона пивалат в мази.

7) Эстрон в амп.

8) Этинилэстрадиол в табл.

9) Аллилэстеренол (туринал) в табл.

10) Комбинированный пероральный контрацептив (содержащий эстроген и гестаген).

11) Левоноргестрел в табл. по 0,75 мт (постинор).

12) Кломифен (кломифенцитрат, клостильбегит) в табл.

13) Метандинон (метандростенолон) ребенку 2 лет.



Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 463 – 482; 680 - 682.

2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 565 – 605.

3. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 327 – 352.

4. Станкевич, П.Б., Козловский, В.И., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть II. – Гродно: ГрГМУ, 2008. С. 87 - 97.
Составил: П.Б. Станкевич

Кафедра фармакологии ГГМУ



Методические указания для студентов.

Педиатрический факультет


Занятие № 8

Тема: Средства, применяемые при гипо- и гипериммунных cостояниях.

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Классификация средств, влияющих на иммунитет.

1.2. Виды иммунотерапии.

1.3. Средства для лечения гипоиммунных состояний (классификация, механизм действия, применение).

1.4. Средства, применяемые при гипериммунных реакциях немедленного типа (механизм действия, применение).

1.5. Средства, применяемые при гипериммунных реакциях замедленного типа (механизм действия, применение).

1.6. Препараты для профилактики и лечения синдрома лучевой болезни: радиопротекторы, для профилактики и лечения лучевых поражений кожи, другие средства для лечения лучевой болезни, комплексоны.

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) продигиозан, 2) левамизол, 3) иммунал, 4) тималин, 5) миеламид, 6) спленин, 7) ронколейкин, 8) преднизолон, 9) кромогликат, 10) дифенгидрамин, 11) лоратадин, 12) зафирлукаст, 13) эпинефрин, 14) азатиоприн, 15) циклоспорин, 16) тимоглобулин, 17) базиликсимаб, 18) нимесулид, 19) гидроксихлорохин, 20) интерферон альфа-2а.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Раствор продигиозана в амп. ребёнку 10 лет.

2) Тималин ребёнку 11 месяцев.

3) Ронколейкин.

4) Преднизолон в табл. ребёнку 7 лет.

5) Кромогликат натрия (интраназальный спрей).

6) Лоратадин в табл. ребёнку 12 лет.

7) Зафирлукаст в табл.

8) Раствор эпинефрина гидрохлорида в амп. ребёнку 10 лет.

9) Азатиоприн.

10) Интерферон альфа-2а во флаконах.

Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 544 – 558.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 213 – 220.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 240; 284 – 306; 610.



  1. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 356 – 371..

5. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть II. – Гродно: ГрГМУ, 2008. С. 97 – 108.
Составил Бушма М.И.

Кафедра фармакологии ГГМУ



Методические указания для студентов

Педиатрический факультет

Занятие № 9

Тема: «Противовоспалительные и противоподагрические средства».

Домашнее задание:



1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Противовоспалительные средства (определение, классификация, механизмы действия, применение).

1.2. Побочные эффекты противовоспалительных средств.

1.3. Противоподагрические средства (определение, классификация, фармакодинамика).

1.4. Фармакотерапия острого приступа подагры.

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) кислота ацетилсалициловая, 2) индометацин, 3) диклофенак, 4) сулиндак, 5) нимесулид, 6) мелоксикам, 7) преднизолон, 8) беклометазон, 9) гидрокортизон, 10) ауротиомалат, 11) ауротиоглюкоза, 12) ауранофин, 13) хлорохин, 14) гидроксихлорохин, 15) пеницилламин, 16) метотрексат, 17) колхицин, 18) аллопуринол, 19) пробенецид, 20) сульфинпиразон.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Суспензию сулиндака (1%) ребенку 5 лет.

2) Диклофенак-натрий в таблетках, покрытых оболочкой.

3) Нимесулид в табл. по 0,1.

4) Преднизолон в табл.

5) Раствор ауротиомалата – натрия.

6) Хлорохина дифосфат в табл.

7) Пеницилламин в капсулах ребенку 10 лет.

8) Метотрексат в таблетках, покрытых оболочкой.

9) Колхицин в таблетках, покрытых оболочкой.

10) Аллопуринол в табл.

Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 529 – 544.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 213 – 220.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 163 – 181; 567 – 579.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 352 – 356.

5. Станкевич, П.Б., Козловский, В.И., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть II. – Гродно: ГрГМУ, 2008. С. 108 – 118.

Составил М.И. Бушма

Кафедра фармакологии ГГМУ



Методические указания для студентов.

Педиатрический факультет

Занятие № 10
Тема: Итоговое занятие по теме «Средства регулирующие функции исполнительных органов». Вопросы можно получить в компьютерной.
Планируется две формы контроля:

I. Письменная контрольная работа выполняется студентами согласно индивидуальным заданиям. Каждое задание состоит из 2-х частей.

1. Перечислить латинские названия, формы выпуска (без указания доз и концентраций) и спо­собы (пути) введения лекарственных препаратов (двух-трех фармакологических групп).

2. Выписать в форме врачебных рецептов и указать основное (одно конкретное) показание к применению выписанной лекарственной формы препарата (всего 7 условий). После каждого показания дать обоснование (т.е. показать роль препарата в данном конкретном случае).


II. Компьютерный тестовый контроль. Каждый вариант содержит 40 вопросов (состоится на 11-й неделе) после выполнения письменной контрольной работы.

ОБРАЗЕЦ
Педиатрический факультет

Контрольное (заключительное) занятие по средствам,

регулирующим функции исполнительных органов

Вариант 1


1. Перечислить латинские названия, формы выпуска (без указания доз и концентраций) и способы (пути) введения:

1.1. Стимуляторов дыхания.

1.2. Средств, используемых при нарушениях мозгового кровотока и мигрени.

1.3. Стимуляторов обезвреживающей функции печени.

2. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные (основные) показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

2.1. Кетотифен в табл. ребенку 3 лет.

2.2. Дигитоксин в свечах.

2.3. Масло касторовое в капсулах ребёнку 12 лет.

2.4. Аллопуринол.

2.5. Фитоменадион в амп.

2.6. Гепарин в амп. ребёнку 1 год.

2.7. Аллохол в табл. ребёнку 7 лет.

2.8. Бисакодил ректально ребенку 7 лет.

2.9. Мелатонин в табл. (по 0,003).

2.10. Тималин во флаконах.

Кафедра фармакологии ГГМУ



Методические указания для студентов.

Педиатрический факультет

Занятие № 11

Тема: Тема: 1. Компьютерный (тестовый) контроль (всего 330 вопросов). Каждый вариант содержит 40 вопросов. См. «Фармакология в вопросах и ответах. Часть II.»

“Витаминные препараты. Стимуляторы процессов регенерации тканей. Ферментные препараты”. Противорадиационные средства.

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Витаминные препараты – классификация. Основные направления применения препаратов водорастворимых витаминов. Применение в педиатрии.

1.2. Фармакодинамика и особенности назначения препаратов жирорастворимых витаминов. Побочные эффекты. Применение в педиатрии. Меры предосторожности при назначении препаратов витаминов Д и А.

1.3. Стимуляторы процессов регенерации тканей (основные вещества, их клиническое значение). Применение в педиатрии.

1.4. Биоэлементы, их роль в организме. Применение в педиатрии.

1.5. Понятие о биологически активных веществах (БАВ) или нутрицевтиках. Применение в педиатрии.

1.6. Препараты для профилактики и лечения синдрома лучевой болезни: радиопротекторы, для профилактики и лечения лучевых повреждений кожи, другие средства для лечения лучевой болезни, комплексоны.
2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) тиамин, 2) рибофлавин, 3) пиридоксин, 4) аскорбиновая кислота, 5) никотиновая кислота, 6) холекальциферол, 7) ретинола ацетат, 8) фитоменадион, 9) цианокобаламин, 10) фолиевая кислота, 11) таблетки «Центрум»,12) таблетки «Матерна», 13) экстракт алоэ, 14) триметазидин, 15) тезан, 16) цистамин, 17) ферроцин.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:


  1. Раствор тиамина бромида в ампулах ребёнку 5 лет.

  2. Раствор рибофлавина (глазные капли) ребёнку 3 лет.

  3. Никотиновая кислота в порошках ребёнку 6 лет.

  4. Пиридиксин в таблетках ребёнку 7 лет.

  5. Таблетки «Аскорутин» ребёнку 5 лет.

  6. Фолиевая кислота в таблетках ребёнку 4 лет.

  7. Раствор ретинола ацетата в каплях.

  8. Витаминный препарат при рахите (ребенку 1 года).

  9. Токоферола ацетат в капсулах ребёнку 10 лет.

  10. Триметазидин (предуктал) в таблетках.

  11. Таблетки «Матерна».

  12. Таблетки «Центрум».

  13. Линимент тезана.

  14. Таблетки цистамин.

  15. Ферроцин в порошке ребёнку 7 лет.


Литература.

1.Харкевич Д. А. Фармакология: учебник для вузов / Д. А. Харкевич (8-е, 9-е, 10-е) 10-е изд.- М.: 2008. С. 482-502.

2. Машковский М. Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (14-е изд.). Т. 2. М., 2000. С. 21 -214.

3. Кукес В. Г. Клиническая фармакология: учебник для медицинских вузов / В. Г. Кукес (3-е изд.). М. 2006. С. 486-520.


Составил В. П. Вдовиченко
Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов.

Педиатрический факультет.

Занятие № 12

Тема: «Антисептические и дезинфицирующие средства. Антибиотики (пенициллины, цефалоспорины и др. β-лактамные антибиотики)»


Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Антисептические и дезинфицирующие средства (определение, классификация с названием препаратов, принцип действия, применение).

1.2. Химиотерапевтические средства, определение, классификация.

1.3. Принципы химиотерапии бактериальных заболеваний.

1.4. Особенности химиотерапии у детей.

1.5. Антибиотики (определение, классификация).

1.6. Характеристика препаратов группы пенициллинов и их место в педиатрической практике.

1.7. Цефалоспорины и другие бета-лактамные антибиотики (классификация, механизм и спектр действия, побочные эффекты, применение у детей).



2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) бензилпенициллин прокаин, 2) бензатина бензилпенициллин, 3) феноксиметилпенициллин бензатин, 4) оксациллин, 5) клоксациллин, 6) диклоксациллин, 7) ампициллин, 8) амоксициллин, 9) “аугментин”, 10) карбенициллин, 11) ”зосин”, 12) цефазолин, 13) цефаклор, 14) цефокситин, 15) цефотетан, 16) цефтазидим, 17) цефтриаксон, 18) имипинем, 19) “тиенам”, 20) азтреонам.
3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Бензилпенициллин прокаин.

2) Оксациллин-натрия во флаконах ребенку 2-х месяцев.

3) “Аугментин” в форме сиропа ребенку 5-и лет.

4) ”Зосин” в порошке для приготовления внутривенных растворов.

5) Цефазолин во флаконах ребенку 7-и лет.

6) Цефокситин во флаконах грудному ребёнку.

7) Цефтазидим во флаконах ребенку 1 месяца.

8) Цефтриаксон во флаконах недоношенному ребенку.

9) “Тиенам” во флаконах ребенку с массой тела 30 кг.

10) Азтреонам во флаконах ребёнку 6 лет.

Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 558 – 588.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 220 – 230.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 767 – 794; 935 – 962.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 381 – 411.

5. Станкевич, П.Б., Козловский, В.И., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть II. – Гродно: ГрГМУ, 2008. С. 127 – 137.


Составил: М.И. Бушма
Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Педиатрический факультет

Занятие № 13)

Тема: «Антибиотики (макролиды, тетрациклины, аминогликозиды и др.)».

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Макролиды (классификация, спектр и механизм действия. Место в анимикробной химиотерапии у детей).

1.2. Тетрациклины (классификация, спектр и механизм действия, побочные эффекты, противопоказания. Место в анимикробной химиотерапии у детей. Действие тетрациклинов на плод и организм растущих детей).

1.3. Хлорамфеникол (спектр действия, фармакокинетика, побочные эффекты и их профилактика. Применение в педиатрической практике).

1.4. Линкосамиды (спектр действия, фармакокинетика, побочные эффекты. Применение в педиатрической практике).

1.5. Рифампицин (спектр действия, фармакокинетика, побочные эффекты. Применение в педиатрической практике).

1.6. Аминогликозиды (классификация, спектр и механизм действия, побочные эффекты, противопоказания. Применение в педиатрической практике).

1.7. Гликопептиды (спектр действия, фармакокинетика, побочные эффекты. Применение в педиатрической практике).

1.8. Антибиотики разных групп: фузидин, полимиксины, спектиномицин (спектр действия, фармакокинетика, побочные эффекты. Применение в педиатрической практике).

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) эритромицин, 2) джосамицин, 3) азитромицин, 4) кларитромицин, 5) тетрациклин, 6) окситетрациклин, 7) доксициклин, 8) миноциклин, 9) хлорамфеникол, 10) линкомицин, 11) клиндамицин, 12) рифампицин, 13) стрептомицин, 14) гентамицин, 15) амикацин, 16) ванкомицин, 17) бацитрацин, 18) фузидин, 19) полимиксин В, 20) спектиномицин.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Эритромициновую мазь.

2) Доксициклина гидрохлорид в капс. ребёнку 10 лет.

3) Раствор хлорамфеникола (глазные капли).

4) Раствор линкомицина гидрохлорида в ампулах ребёнку 6 лет.

5) Рифампицин в капс.

6) Гентамицина сульфата в амп. новорождённому при тяжелой инфекции по жизненным показаниям.

7) Ванкомицин в ампулах (0,5; 1,0 сухого порошка) ребёнку 8 лет.

8) Фузидин – натрий для приготовления суспензии на сахарном сиропе ребёнку 9 месяцев.

9) Полимиксин В – сульфат во флаконах.

10) Спектиномицин во флаконах.

Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 588 – 605.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 224 – 230.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 794– 823.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 411 – 431.

5. Станкевич, П.Б., Козловский, В.И., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть II. – Гродно: ГрГМУ, 2008. С. 137 – 148.


Составил: Бушма М.И.

Кафедра фармакологии ГГМУ


Методические указания для студентов


Педиатрический факультет
Занятие № 14

ТЕМА: Синтетические противомикробные средства (сульфаниламиды, хинолоны и др.).

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Сульфаниламидные препараты (определение, классификация, механизм и спектр действия, особенности фармакокинетики; применение, побочное действие). Особенности применения в детской практике.

1.2. Фармакологическая характеристика производных хинолина (8 – оксихинолина и хинолонов разных поколений).

1.3. Побочные эффекты вышеуказанных групп препаратов, применение.

1.4. Фармакологическая характеристика производных нитрофурана, нитроимидазола и хиноксалина (механизм и спектр действия, побочные эффекты, применение). Противопоказания и широта применения в педиатрии.

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) сульфизоксазол, 2) сульфаметоксазол, 3) ко-тримоксазол, 4) сульфапиридазин, 5) сульфадоксин, 6) «фансидар», 7) фталилсульфатиазол, 8) серебра сульфадиазин, 9) сульфацил-натрий, 10) нитроксолин, 11) налидиксовая кислота, 12) норфлоксацин, 13) ципрофлоксацин, 14) ломефлоксацин, 15) офлоксацин, 16) левофлоксацин, 17) моксифлоксацин, 18) фуразолидон, 19) фурацилин, 20) метронидазол.
3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:


  1. 1) Сульфизоксазол в сиропе.

  2. 2) Ко-тримоксазол в виде сиропа ребенку 2-х лет.

  3. 3) «Фансидар» в табл. ребенку 7 лет.

  4. 4) Фталилсульфатиазол в табл. ребенку 2-х лет.

  5. 5) Серебра сульфадиазин в виде мази ребенку 4-х месяцев.

  6. 6) Нитроксолин в драже ребенку 7 лет.

  7. 7) Гранулы фуразолидона ребенку 8 месяцев.

  8. 8) Метронидазол в табл. ребенку 2-х лет с амебиазом.

9) Раствор ципрофлоксацина в амп.

10) Ломефлоксацин в табл.



Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 605 – 617.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 230 – 235.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 823 – 857.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 431 – 446.

5. Станкевич, П.Б., Козловский, В.И., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть II. – Гродно: ГрГМУ, 2008. С. 148 – 159.


Составил: Бушма М.И.

Кафедра фармакологии ГГМУ



Методические указания для студентов.

Педиатрический факультет

Занятие № 15

Тема: “Противогрибковые средства. Противотуберкулезные и противолепрозные средства. Противовирусные средства”.


Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Противогрибковые средства (классификация, спектр действия, особенности фармакокинетики и фармакодинамики, применение и побочные эффекты).

1.2. Противотуберкулезные средства (классификация, сравнительная характеристика групп препаратов). Принципы фармакотерапии больных туберкулезом.

1.3. Фармакологическая характеристика противолепрозных средств.

1.4. Классификация, механизм действия и эффективность противовирусных средств.

1.5. Средства для лечения СПИДа.


2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) изониазид, 2) рифампицин, 3) рифакомб, 4) этамбутол, 5) стрептомицин, 6) дапсон, 7) нистатин, 8) кетоконазол, 9) тербинафин, 10) клотримазол, 11) амфотерицин Б, 12) флуконазол, 13) флуцитозин, 14) римантадин, 15) ацикловир, 16) ганцикловир, 17) идоксуридин, 18) зидовудин, 19) невирапин, 20) саквинавир, 21) озельтамивир.
3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

  1. 1) Нистатин в табл. ребенку 5 лет.

  2. 2) Гризеофульвин в табл

  3. 3) Клотримазол (мазь).

  4. 4) Кетоконазол в табл.

  5. 5) Натамицин (пимафуцин) в свечах.

  6. 6) Тербинафин в табл.

  7. 7) Изониазид в табл. ребенку 12 лет.

  8. 8) Рифампицин в капс. ребенку 4 лет.

  9. 9) Стрептомицина сульфат в/мышечно.

10) Таблетки «Рифакомб».

11) Раствор идоксуридина (глазные капли)

12) Ацикловир в табл. ребенку 5 лет.

13) Зидовудин в капс.

14) Озельтамивир (капс. 75 мг).

Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 618 – 640, 653 – 659.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 235 – 239, 247 – 253.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (14-е изд.) Т. 1. М., 2000. С. 857 – 897, 913 – 927.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 446 – 447, 464 – 483.

5. Станкевич, П.Б., Козловский, В.И., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть II. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 159 – 169.


Составили: Т.А. Коршак

В.П. Вдовиченко

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Педиатрический факультет


Занятие № 16

Тема: Противопротозойные и противоглистные средства.

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Противоглистные средства, классификация.

1.2. Средства при кишечных нематодозах (механизм и спектр действия, правила назначения).

1.3. Средства при внекишечных нематодозах (механизм и спектр действия, правила назначения).

1.4. Средства при кишечных и внекишечных нематодозах (принцип и спектр действия препаратов, условия проведения фармакотерапии).

1.5. Средства при трематодозах (механизм и спектр действия, правила назначения).

1.6. Противопротозойные средства, классификация.

1.7. Фармакологическая характеристика противомалярийных средств.

1.8. Индивидуальная и общественная химиопрофилактика малярии.

1.9. Средства для лечения амёбиаза (классификация, механизм действия, применение, побочные эффекты).

1.10. Средства при лямблиозе, трихомонадозе, балантидиазе, токсоплазмозе и лейшманиозе (особенности течения заболеваний, локализация возбудителя и принципы фармакотерапии).

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) мебендазол, 2) ивермектин, 3) диэтилкарбамазин, 4) левамизол, 5) празиквантел, 6) метрифонат, 7) никлосамид, 8) албендазол, 9) битионол, 10) эметин, 11) хлоксил, 12) примахин, 13) хлорохин, 14) метронидазол, 15) тиабендазол, 16) дилоксанид, 17) пириметамин, 18) натрия стибоглюконат, 19) пентамидин, 20) оксамнихин.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Мебендазол ребенку 3-х лет.

2) Празиквантел в табл. по 0,6

3) Албендазол в форме суспензии (100 мг /5 мл).

4) Битионол в таблетках по 0,2.

5) Примахин в таблетках ребенку 10 месяцев.

6) Хлорохин в таблетках ребенку 9 месяцев.

7) Метронидазол в табл. по 0,2 ребенку 6 лет при лямблиозе.

8) Дилоксанида фуроат в таблетках.

9) Пириметамин в таблетках.

10) Пентамидин в флаконах.

Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 640 – 653; 659 – 666 .

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 241 – 247; 266 – 269.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 897 – 912; 927 – 935.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 448 – 463.

5. Станкевич, П.Б., Козловский, В.И., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть II. – Гродно: ГрГМУ, 2008. С. 169 – 179.


Составил М. Бушма

Кафедра фармакологии ГГМУ



Методические указания для студентов

Педиатрический факультет


Занятие № 17

Тема: «Противобластомные средства».



Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Противобластомные средства: определение, классификация.

1.2. Принципы химиотерапии рака: стратегия и схемы лечения; проблемы, связанные с химиотерапией.

1.3. Антиметаболиты: механизм действия, показания, недостатки, побочное действие.

1.4. Антибиотики: препараты, принцип действия, показания, недостатки, побочное действие.

1.5. Алкилирующие средства (хлорэтиламины и др.): механизм действия, показания, недостатки, побочное действие.

1.6. Аспарагиназа: принцип действия, показания, недостатки, побочное действие.

1.7. Растительные цитостатики: принцип действия, показания, недостатки, побочное действие.

1.8. Стероидные гормоны, агонисты и антагонисты: принцип действия, показания, недостатки, побочное действие.

1.9. Цитокины: препараты, принцип действия, показания, недостатки, побочное действие.

1.10. Антитела: принцип действия, показания, недостатки, побочное действие.

1.11. Синтетические цитостатики: механизм действия, показания, недостатки, побочное действие.



2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) цитарабин, 2) метотрексат, 3) доксорубицин, 4) блеомицин, 5) мехлоретамин, 6) аспарагиназа, 7) винкристин, 8) этопозид, 9) преднизолон, 10) аминоглютетимид, 11) дростанолон, 12) леупролид, 13) эстрон, 14) диэтилстильбестрол, 15) тамоксифен, 16) медроксипрогестерон, 17) интерферон альфа 2а, 18) интерлейкин – 2, 19) трастузумаб, 20) гидроксимочевина.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Метотрексат (лиофилизированный порошок для инъекционных растворов во флаконах).

2) Доксорубицина гидрохлорид во флаконах.

3) Блеомицин (порошок для инъекционных растворов в ампулах).

4) Аспарагиназа для инъекций ребёнку 10 лет с острым лейкозом.

5) Винкристин (лиофилизированный порошок для инъекционных растворов во флаконах) ребёнку 9 лет.

6) Преднизолон в табл.

7) Аминоглютетимид в табл.

8) Тамоксифена цитрат в табл.

9) Интерферон альфа 2а во флаконах.

10) Гидроксимочевина в капсулах.

Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 666 – 686 .

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 269 – 272.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 966 – 1006.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 484 – 492.

5. Станкевич, П.Б., Козловский, В.И., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть II. – Гродно: ГрГМУ, 2008. С. 179 – 190.


Составил: М.И. Бушма
Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Педиатрический факультет

Занятие № 18

Тема: «Принципы оказания помощи при неотложных стояниях в клинике внутренних болезней».



Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Определение и классификация неотложных состояний.

1.2. Неотложные состояния со стороны ЦНС: классификация, клиника, неотложное и поддерживающее лечение.

1.3. Неотложные состояния со стороны сердечно – сосудистой системы: классификация, клиника, неотложное и поддерживающее лечение.

1.4. Острая печёночная недостаточность: клиника, неотложное и поддерживающее лечение. Осложнения острой печёночной недостаточности и их лечение.

1.5 Острая почечная недостаточность: причины, клиника, неотложное и поддерживающее лечение.

1.6. Острая надпочечниковая недостаточность: клиника, неотложное и поддерживающее лечение.

1.7. Диабетические неотложные состояния: классификация, причины, клиника, неотложное и поддерживающее лечение.

1.8. Гипотермия: классификация, причины, клиника. Неотложное и поддерживающее лечение переохлаждения и мекседемной комы.

1.9. Клиника и лечение тиреотоксического криза.

1.10. Сепсис и септический синдром: клиника, этиология, лечение.

1.11. Острая гиперкальциемия: клиника, причины, неотложное и поддерживающее лечение.

1.12. Острое ЖКТ – кровотечение: клиника, неотложное и поддерживающее лечение.

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) нашатырный спирт при коме, 2) диазепам при судорогах, 3) флумазенил при интоксикации бензодиазепинами, 4) хлордиазепоксид при алкогольном делирии, 5) эпинефрин при остановке сердца, 6) атропин при передозировке β-блокаторами, 7) морфин при инфаркте миокарда, 8) лидокаин при желудочной тахиаритмии у больных инфарктом миокарда, 9) сальбутамол при остром приступе бронхиальной астмы, 10) галотан при астматическом статусе, 11) тубокурарин при странгуляционной асфиксии, 12) ацетилцистеин при отравлении парацетамолом, 13) фитоменадион при печёночной коагулопатии, 14) фуросемид при остром некрозе почечных канальцев, 15) гидрокортизон при острой надпочечной недостаточности, 16) инсулин при деабетическом кетоацидозе, 17) глюкоза при гипогликемии, 18) амоксициллин для профилактики пневмонии при переохлаждении, 19) трийодтиронин при микседемной коме, 20) пропранолол при тиреотоксическом кризе.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1. Флумазенил. 2. Атропин.

3. Морфин. 4. Лидокаин.

5. Тубокурарин. 6. Фитоменадион.

7. Гидрокортизон. 8. Глюкоза.

9. Амоксициллин. 10. Пропранолол



Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд. – М., 2008. С. 78 – 82 .

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 278 – 280.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 748 – 757.



4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп).С. 7 – 21.
Составил: М.И. Бушма
Каталог: file -> kafedry -> farma -> metod -> ped
kafedry -> У больного желчнокаменная болезнь
kafedry -> Экзаменационные вопросы для студентов 5 курса факультета иностранных студентов
kafedry -> У больного стенокардия
metod -> Методические указания для студентов
kafedry -> Тематика практических занятий по дерматовенерологии для студентов 6 курса фиу на 2011 2012 учебный год
metod -> Кафедра фармакологии ггму
metod -> Кафедра фармакологии ггму
metod -> Кафедра фармакологии ггму
ped -> Вопросы к экзамену по фармакологии (педиатрический факультет) Общая фармакология


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница