Руководство к самостоятельной внеаудиторной работе студентов по дисциплине «Терапевтическая стоматология» Уфа 2008



страница1/7
Дата30.09.2017
Размер0.74 Mb.
ТипРуководство
  1   2   3   4   5   6   7


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И
СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»



Заболевания слизистой оболочки

полости рта
Руководство к самостоятельной внеаудиторной работе студентов

по дисциплине «Терапевтическая стоматология»



Уфа - 2008

УДК 616.311 (075.8)

ББК 56.6 Я 7

3-12
Заболевания слизистой оболочки полости рта: Руководство к самостоятельной внеаудиторной работе студентов /Составители: Герасимова Л.П., Кабирова М.Ф., Шайдуллина Х.М., Чемикосова Т.С., Усманова И.Н., Астахова М.И., Белозерова С.С., Губайдуллин И.Р., Зарипова Н.Р., Мустафина Л.И. – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситет Росздрава», 2008. – 136 с.


Руководство подготовлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Терапевтическая стоматология» (Москва, 2000), на основании рабочей программы (2007), действующего учебного плана (2000г.) и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000) по специальности 060105 – Стоматология.
Издание является инструкцией к усвоению и закреплению знаний студентов по терапевтической стоматологии во внеаудиторное время и содержит вопросы и задания для самоподготовки, список основной и дополнительной литературы.

Руководство предназначено для студентов, обучающихся по специальности 060105 – Стоматология.


Рекомендовано в печать по решению Координационного научно-методического совета и утверждено на заседании Редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситет Росздрава».
Рецензенты: Маннанова Ф.Ф., профессор, д.м.н., зав.кафедрой ортопедической стоматологии БГМУ

Сельский Н.Е., д.м.н., профессор кафедры хирургической стоматологии ГОУ ВПО «УГМА Росздрава»




© ГОУ ВПО «Башкирский государственный

медицинский университет Росздрава», 2008

Тема № 1

Классификация заболеваний слизистой оболочки полости рта.
Методы обследования больного с заболеваниями слизистой


оболочки полости рта
1. Актуальность

Заболевания слизистой оболочки полости рта рассматриваются в плане ведущего значения эндогенных факторов в их развитии, в тесной взаимосвязи с обменными процессами организма. Поэтому обследование больного с патологией слизистой оболочки полости рта предусматривает не только тщательное и последовательное исследование органов зубочелюстной области, но и определение функционального состояния внутренних органов и систем организма. Изменения слизистой оболочки полости рта нередко свидетельствуют о наличии общесоматических системных заболеваний. Недостаточно глубокое обследование таких больных может привести к ошибочному диагнозу, нераспознанию основного заболевания и неправильного выбора плана лечения.

До настоящего времени не существует классификации заболеваний СОПР, которая смогла бы систематизировать все многообразие данной патологии. Трудности в создании классификации объясняются недостаточным знанием этиологии и патогенеза многих заболеваний СОПР. Классификация заболеваний слизистой оболочки полости рта, предложенная Е.В.Боровским и А.Д.Машкиллейсон построена на этиологических, патогенетических и анатомо-клинических принципах. Она не является совершенной, но принятая в ней систематизация заболеваний максимально полно охватывает все многообразие патологических проявлений на слизистой оболочке полости рта.

Целью клинического обследования больного является правильная постановка диагноза, что необходимо для успешного лечения. Обследование полости рта является одним из звеньев общего обследования. Обязательным условием в достижении поставленной цели является сбор фактического материала. В стоматологии применяют разнообразные методы: расспрос больного (сбор анамнеза), осмотр, температурная диагностика, рентгеновское исследование, различного рода лабораторные (клинический анализ крови, биохимические, цитологические, аллергологические и др.) исследования и пробы.

Расспрос больного и приемы объективного исследования, не связанные с применением различного рода лабораторных и инструментальных методов являются основными. Методы, основанные на достижениях физики, химии и других наук (рентгенологические, цитологические и др.), считаются дополнительными.

При расспросе уделяют внимание на жалобы, перенесенные заболевания, условия труда и аллергологический анамнез. Объективное обследование включает осмотр, перкуссию, пальпацию и ряд дополнительных методов.

При обследовании больных с заболеваниями слизистой оболочки полости рта можно использовать при некоторых заболеваниях люминесцентную диагностику, которая основана на способности тканей и их клеточных элементов под действием ультрафиолетовых лучей изменять свой естественный цвет. Во время расспроса больного у врача создается представление о характере заболевания, а затем на основании осмотра врач конкретизирует свои предположения. Дополнительные методы должны подтвердить или уточнить их. В ряде случаев только лабораторные исследования позволяют окончательно поставить диагноз. В стоматологии широко применяются микроскопические, серологические исследования, диагностика лекарственной аллергии, а также общеклинические методы исследования. Функциональные методы исследования являются дополнительными, с помощью которых выявляются ранние, скрытые признаки заболевания и определяют показания к патогенетической терапии, контролируют эффективность лечения и прогнозируют его исход. В стоматологии применяют биомикроскопию, полярографию, реографию, реопародонтографию и фотоплетизмографию.

2. Учебные цели: разобрать методику комплексного обследования больных с заболеваниями слизистой оболочки полости рта. Изучить принцип построения классификационных схем заболеваний слизистой оболочки полости рта.

3. В результате освоения темы студент должен уметь:

- собрать анамнез, обследовать пациента по органам и системам;

- назначать план дополнительного обследования;

- оценить результаты клинических и лабораторных данных.



4. Для формирования умений студент должен знать:

- цели и задачи сбора анамнезе, интерпретацию полученных сведений;

- последовательность и особенности обследования больного с заболеваниями слизистой оболочки полости рта;

- основные и дополнительные методы исследования, констатировать отклонения от нормы;

- методики проведения функциональных проб и умение анализировать полученные результаты;

- методики проведения лабораторных исследований (анализ крови, мочи, цитологии, бактериологического исследования больного на базе данных, полученных на кафедрах микробиологии, патологической анатомии, биохимии, внутренних органов и т.д.).



5. Самостоятельная внеаудиторная работа

а) Вопросы для самоподготовки к освоению темы:

1. Классификация заболеваний слизистой оболочки полости рта, принцип построения классификации.

2. Основные методы обследования.

3. Дополнительные методы обследования.

4. Лабораторные методы исследования.

5. Функциональные методы исследования.

6. Аллергологические методы исследования.

7. Серологические методы исследования.

8. Иммунологические методы исследования.

9. Значение дополнительных методов исследования для оценки общего состояния здоровья и постановки диагноза.

б) Составить схему логико-дидактической структуры темы «Методы обследования больного с заболеваниями слизистой оболочки полости рта».



6. Для самоподготовки к занятию используйте следующую литературу:

Основная:

  1. Боровский Е.В. Терапевтическая стоматология. Учебник. – М.:Медицина, 2004. – 796с.

  2. Барер Г.М. Терапевтическая стоматология. Часть 3. Заболевания слизистой оболочки полости рта. – Москва, Издательская группа «ГЭОТАР –Медиа», 2005. – с.285.

  3. Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ /Под редакцией Е.В.Боровского, А.Л.Машкиллейсона/ - Москва, Медицина, 1984. – с.399.

  4. И.В.Анисимова, В.Б.Недосенко, Л.М.Ломиашвили Заболевания слизистой оболочки рта и губ (клиника, диагностика). – ООО «МЕДИ издательство», 2005. – 92с.

Дополнительная:

  1. Данилевский Н.Ф., Леонтьев В.К., Несин Л.Ф., Рахний Ж.И. Заболевания слизистой оболочки полости рта, Москва, 2001. – с.271.

  2. Терапевтическая стоматология. Под редакцией проф.Л.А.Дмитриевой. – М. «Медпресс-информ», 2003. – с.294.

  3. Максимовский Ю.М., Максимовская Л.Н., Орехова Л.Ю. Терапевтическая стоматология. Москва, Медицина, 2002. – с.638.

  4. Болезни полости рта. Под редакцией Л.М.Лукиных Издательство НГМА Нижний Новгород, 2004. – с.509.

  5. www.rusdent.ru

  6. www.stomatolog.ru


7. После изучения материала выполните в тетради для самоподготовки следующие задания.

7.1. Составьте схему обследования больного.

7.2. Напишите клинический анализ крови в норме.

7.3. Напишите основные биохимические показатели крови в норме.

7.4. Самостоятельно решите тесты:

Тест 1. При исследовании регионарных лимфатических узлов необходимо определить их:

    1. плотность

    2. болезненность

    3. гиперемию

    4. размер

    5. абсцедирование

Эталон ответа: 1,2,4.

Тест 2. При подозрении на ВИЧ-инфекцию для окончательного диагноза проводят исследование:

  1. гистологическое

  2. аллергологическое

  3. серологическое

  4. биохимическое

  5. иммунологическое

Эталон ответа: 3.

Тест 3. У курящих при расспросе следует обратить внимание на:

  1. марку любимых сигарет

  2. число выкуриваемых сигарет в сутки

  3. продолжительность вредной привычки

  4. курение утром или вечером

Эталон ответа: 2,3.

Тест 4. При расспросе больного о развитии настоящего заболевания обращают внимание на:

  1. наследственность

  2. давность заболевания

  3. начальные симптомы

  4. перенесенные и сопутствующие заболевания

  5. эффективность проводимого лечения

Эталон ответа: 1,2,3,4.

7.5. Самостоятельно решите ситуационные задачи.

Клиническая ситуация № 1

Пациент 55 лет обратился в клинику с жалобами на боль в языке, усиливающуюся во время еды и при разговоре. Боль появилась около трех недель назад. Проводил самостоятельно лечение в виде аппликации маслом шиповника. Боль продолжается.

В анамнезе: хронический колит.

При осмотре: на боковой поверхности слизистой оболочки языка слева имеется дефект слизистой оболочки овальной формы, покрыт фибринозным налетом. Окружающие ткани отечны, синюшны. При пальпации края и дно этого дефекта болезненны.

С Pt 0

8 7 6 5 4 3 2 1 ! 1 2 3 4 5 6 7 8

8 7 6 5 4 3 2 1 ! 1 2 3 4 5 6 7 8

С 0

1.5,4.5 кариес, 2.4 коронка зуба разрушена, имеются острые края зубов. Большое количество мягкого налета и зубного камня.



Какие дополнительные методы исследования помогут уточнить диагноз?

Эталон ответа: 1. цитологический, 2. гистологический,

3. бактериоскопический.

Клиническая ситуация № 2

Больной 25 лет обратился с жалобами на общую слабость, головную боль, повышение температуры тела до 380С, боль в десне слева.

При осмотре нарушена фестончатость десневого края и покрыта грязно-серым налетом. Пальпация подчелюстных лимфатических узлов слева болезненна.

С

8 7 6 5 4 3 2 1 ! 1 2 3 4 5 6 7 8



С С С С С

2.4, 3.4, 3.5, 3.6, 4.3, 4.4 – кариес. Большое количество мягкого зубного налета.

Какие дополнительные методы исследования назначите?
Эталон ответа: 1) бактериоскопическое;

2) клинический анализ крови.


Тема № 2

Строение слизистой оболочки полости рта, функции, кровоснабжение,

иннервация. Патологические процессы, возникающие

в слизистой оболочке. Морфологические изменения
1.Актуальность

Изучение заболеваний слизистой оболочки полости рта, анализ характерных изменений на слизистой невозможно без знаний анатомо-физиологического состояния слизистой. Знание нормального состояния слизистой оболочки полости рта позволит правильно оценить появление характерных изменений при различных её заболеваниях. Слизистая оболочка полости рта, в отличие от других слизистых оболочек, не имеет мышечной пластинки, отделяющей собственный слой от подслизистой основы. Слизистой оболочке полости рта свойственны высокая регенераторная способность, а также относительная устойчивость к внедрению инфекции. Эти свойства слизистой оболочки полости рта тесно связаны с особенностями её строения.

Функции слизистой оболочки полости рта разнообразны. Она удивительно устойчива к действию различных механических, химических и термических факторов при питье, разжевывании пищи и т.п. Вместе с тем особенности строения и функционирования полости рта создают условия для воздействия на слизистую оболочку травматических факторов, болезнетворных микроорганизмов или вирусов. Для диагностики заболеваний слизистой оболочки полости рта ведущее значение имеют морфологические элементы, свойственные той или иной патологии. Правильная дифференциация первичных и вторичных элементов поражения, понимание их гистологической сущности помогут клиницисту в установлении диагноза.

2. Учебные цели: 1) изучить морфологические элементы поражения слизистой полости рта, их отличительные особенности; 2) научиться выявлять патологические элементы на слизистой оболочки полости рта.

3. В результате освоения темы студент должен уметь:

- оценить анатомо-физиологическое состояние слизистой оболочки полости рта;

- отличать нормальные образования на слизистой оболочке полости рта от патологических;

- назначать план дополнительных методов обследования;

- интерпретировать результаты клинических и лабораторных данных.

4. Для формирования умений студент должен знать:

- анатомо-гистологическое строение слизистой оболочки полости рта;

- функции слизистой оболочки полости рта;

- классификацию элементов поражения слизистой оболочки полости рта;

- механизм образования элементов поражения слизистой оболочки полости рта, их отличительные особенности;

- взаимосвязь поражаемости слизистой оболочки полости рта от состояния внутренних органов;

- местные факторы, приводящие к поражению слизистой оболочки полости рта.

5. Самостоятельная внеаудиторная работа

а) Вопросы для самоподготовки к освоению темы:

1. Строение слизистой оболочки полости рта.

2. Особенности кровоснабжения и иннервации слизистой оболочки полости рта.

3. Функции слизистой оболочки полости рта.

4. Классификация морфологических элементов поражения слизистой полости рта.

5. Первичные патоморфологические элементы на слизистой оболочке полости рта.

6. Вторичные патоморфологические элементы на слизистой оболочке полости рта.

7. Патологические процессы, возникающие в СОПР.

8. Взаимосвязь патологии слизистой полости рта и состояния внутренних органов.



6. Для самоподготовки к занятию используйте следующую литературу:

Основная:

  1. Боровский Е.В. Терапевтическая стоматология. Учебник. – М.:Медицина, 2004. – 796с.

  2. Барер Г.М. Терапевтическая стоматология. Часть 3. Заболевания слизистой оболочки полости рта. – Москва, Издательская группа «ГЭОТАР –Медиа», 2005. – с.285.

  3. Боровский Е.В., Данилевский Н.Ф. Атлас заболеваний слизистой оболочки рта. – Москва, Медицина, 1991. – с.318

Дополнительная:

  1. Данилевский Н.Ф., Леонтьев В.К., Несин Л.Ф., Рахний Ж.И. Заболевания слизистой оболочки полости рта - Москва, 2001. – с.271.

  2. Максимовский Ю.М., Максимовская Л.Н., Орехова Л.Ю. Терапевтическая стоматология. Москва, Медицина, 2002. – с.638.

  3. Болезни полости рта. Под редакцией Л.М.Лукиных Издательство НГМА Нижний Новгород, 2004. – с.509.

  4. www.rusdent.ru

  5. www.stomatolog.ru

7. После изучения материала выполните в тетради для самоподготовки следующие задания.

7.1. Нарисуйте в тетради первичные и вторичные морфологические элементы на слизистой (гистологический).

7.2. Составьте логико-дидактическую структуру элементов поражения слизистой оболочки полости рта:

а) изменение цвета слизистой оболочки при первичных и вторичных элементах поражения;

б) изменения рельефа слизистой оболочки при первичных и вторичных элементах поражения;

в) дефекты слизистой оболочки при вторичных элементах поражения;

г) ограниченные скопления жидкости при первичных и вторичных элементах поражения.

7.3. Самостоятельно решите тесты:

Тест 1. Латинское название узелка


    1. macula

    2. papula

    3. ulcus

    4. nodus

Эталон ответа: 2.

Тест 2. Папулу относят к элементам поражения:

  1. первичным

  2. вторичным

  3. третичным

Эталон ответа: 1.

Тест 3. Линейный дефект слизистой оболочки называется

  1. афта

  2. трещин

  3. язва

  4. эрозия

Эталон ответа: 1.

Тест 4. Паракератозом называется:

  1. неполное ороговение клеток шиповидного слоя

  2. избыточное ороговение клеток шиповидного слоя

  3. утолщение клеток шиповидного слоя

  4. уменьшение клеток шиповидного слоя

Эталон ответа: 1.

7.4. Самостоятельно решите ситуационные задачи.
Клиническая ситуация

Пациент 42 года обратился с жалобами на «язвочку» на губах, появилась 5 дней назад. В начале почувствовал жжение, зуд на губе, такие поражения отмечались и раньше.

Общие заболевания: хронический тонзиллит, аллергия на новокаин.

При осмотре: красная кайма губ отечна, гиперемирована, имеются дефект слизистой овальной формы с фестончатым контуром. При пальпации отмечается болезненность. Слизистая оболочка полости рта бледно-розового цвета. 2.5, 3.4 – глубокие кариозные полости, зондирование болезненны в одной точке. Регионарные лимфатические узлы увеличенные и болезненные.

1). Как называется элемент поражения на красной кайме губ?

2) Для уточнения диагноза, какие следует провести дополнительные методы исследования?



Эталон ответа: 1) афта; 2) цитологический метод.

Тема № 3

Механические, химические, физические травмы слизистой

оболочки. Клиника, диагностика, лечение. Лейкоплакия
1. Актуальность

Клиническая картина травматического поражения слизистой оболочки полости рта зависит от характера раздражения, интенсивности и продолжительности его действия, дополнительного влияния микробов, а также от индивидуальных особенностей строения слизистой оболочки.

Различают механические, химические, физические поражения, а именно травматического эритема, эрозия, язва, лейкоплакия, никотиновый лейкокератоз, актинический хейлит, лучевые повреждения и другие.

Хроническая механическая травма отмечается при травмировании слизистой оболочки острыми краями зубов, некачественными протезами и др. при осмотре выявляют катаральное воспаление (отек, гиперемия), нарушение её целостности (эрозии, язвы), пролиферативные изменения (гипертрофия десневых сосочков, десневого края), гипертрофия сосочков языка типа папилломатоза, повышение ороговения (лейкоплакия). Эти изменения могут комбинироваться.

Лейкоплакия представляет собой ороговение слизистой оболочки полости рта или красной каймы губы, сопровождающееся воспалением, возникающее, как правило, в ответ на хроническое экзогенное раздражение и относится к факультативному предраку.

Этиологическими факторами являются механические, термические, химические раздражители, наиболее частой причиной является курение, жевание табака, бетеля, наса, прием горячей, острой пищи, гальванический ток, профессиональные вредности (лаки, смолы, фенол, бром, анилиновые краски).

В возникновении лейкоплакии большое значение имеет снижение резистентности СОПР к внешним раздражителям, что связано в первую очередь с состоянием ЖКТ, стрессовыми воздействиями, гиповитаминозом А, гормональными расстройствами, генетическими факторами.

Различают плоскую или простую форму, веррукозную (бляшечную и бородавчатую), эрозивную форму, лейкоплакию курильщиков Таппейнера. Все формы лейкоплакии способны озлокачествляться. Чаще других веррукозная и эрозивная формы.



2. Учебные цели: изучить этиологию, клинику травматических поражений слизистой оболочки полости рта, лейкоплакии, знать дифференциальную диагностику. Изучить методы лечения и профилактики механических, химических и физических травм слизистой оболочки полости рта и лейкоплакии.

3. В результате освоения темы студент должен уметь:

1. Проводить диагностику острых и хронических механических, химических, физических травм.

2. Уметь читать анализы цитологические, гистологические, бактерископические, серологические, результаты измерения величины микротоков.

3. Правильно формировать диагноз в соответствии с принятой классификацией.

4. Грамотно и правильно заполнить историю болезни.
4. Для формирования умений студент должен знать:

1. Строение СОПР.

2. Методы обследования больных с травматическими поражениями СОПР и лейкоплакией.

3. Морфологические изменения при различных травматических повреждениях.

4. Диагностику и дифференциальную диагностику механической, химической, физической травмы, лейкоплакии.

5. Методы лечения и профилактики травматических поражений слизистой оболочки полости рта и лейкоплакии.



5. Самостоятельная внеаудиторная работа

  1. Вопросы для самоподготовки и к освоению темы:

  1. Назовите основные клинические симптомы острой механической травмы, назначьте лечение;

  2. Клиника хронической механической травмы, протекающей с повреждением тканей (альтерацией)

- травматическая эритема;

- травматическая десквамация;

- травматическая эрозия;

- травматическая язва.

3) Провести дифференциальную диагностику травматической (декубитальной, пролежневой язвы с плоскоклеточным раком, туберкулезной, трофической язвой, твердым шанкром);

4) Клиника хронической механической травмы СОПР, протекающей преимущественно с пролиферативным воспалением:

- дольчатая фиброма (протезная гранулема);

- папиллярная гиперплазия нёба;

- реактивная папиллома;

- привычное кусание;

- пиогенная гранулема.

5) Острая и хроническая химическая травма, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

6) Физические повреждения СОПР. Клиника, диагностика, лечение.

а) термических ожогов;

б) поражений электрическим током;

в) гальванизма.

7) Лучевые поражения СОПР. Клиника, диагностика, лечение, профилактика.

8) Этиология и патогенез лейкоплакии

- клиника различных форм лейкоплакии;

- дифференциальная диагностика лейкоплакии;



- лечение и профилактика лейкоплакии.

6. Для самоподготовки к занятию используйте следующую литературу

Основную:

  1. Боровский Е.В. Терапевтическая стоматология. Учебник. – М.: Медицина, 2004. – 796с.

  2. Боровский Е.В., Данилевский Н.Ф. Атлас заболеваний слизистой полости рта. М.: Медицина, 1991.

  3. Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ /Под редакцией Е.В.Боровского, А.Л.Машкиллейсона. – М.: Медицина, 1984. – 400с.

Дополнительную:

  1. Справочник по стоматологии /Под редакцией В.М.Безрукова. – М.: Медицина, 1998. – 656с.

  2. Терапевтическая стоматология. Учебник /Е.В.Боровский, В.С.Иванов, Ю.М. Максимовский, Л.Н.Максимовская. – М.: Медицина, 2001. – 736с.

  3. Терапевтическая стоматология: Учебное пособие /Под редакцией Л.А.Дмитриевой. – М.: Медпресс-информ, 2003. – 896с.

  4. Шугар А., Баноуи И., Гац., Шаллаи К. Заболевания полости рта. – Будапешт, 1980.

  5. www.rusdent.ru

  6. www.stomatolog.ru


7. После изучения материала выполните в тетради для самоподготовки следующие задания:

7.1. Заполните таблицу по дифференциальной диагностике хронической механической травмы;

7.2. Заполните таблицу с общими признаками и отличительными особенностями лейкоплакии со сходными заболеваниями;

7.3. Дайте последовательный перечень лечебных мероприятий при различных травмах СОПР, напишите местное и общее лечение лейкоплакии;

7.4. Выпишите рецепты по лечению лейкоплакии.

7.5. Самостоятельно решите тесты:

Тест 1. Наличие гальванического тока в полости рта может приводить к появлению:

  1. жжения слизистой оболочки полости рта

  2. герпетических эрозий

  3. папилломатозных разрастаний

  4. привкуса металла

  5. вирусных бородавок

Эталон ответа: 1,4.

Тест 2. Гальванический ток увеличивается при наличии в полости рта:

  1. разнородных металлов

  2. однородного металла и пластмассы

  3. однородного металла и композитных материалов химического отверждения

  4. однородного металла и композитных материалов светового отверждения

Эталон ответа: 1.

Тест 3. Элемент поражения при простой форме лейкоплакии:

  1. пузырь

  2. пятно

  3. атрофия

  4. папула

  5. трещина

Эталон ответа: 1.

Тест 4. Острая механическая травма СОПР проявляется

    1. волдырем

    2. гематомой

    3. папулой

    4. эрозией

    5. пузырьком

Эталон ответа: 2,4.

Тест 5. Средства для лечения острой механической травмы

  1. раствор фуксина

  2. 0,5% раствор перекиси водорода

  3. спирт 950

  4. 2Ю3% раствор новокаина

  5. масляный раствор витамина А

Эталон ответа: 2,4,5.

Тест 6. Травматическую язву дифференцируют с:

  1. мягкой лейкоплакией

  2. туберкулезной язвой

  3. раковой язвой

  4. ромбовидным глосситом

  5. твердым шанкром

Эталон ответа: 2,3,5.

Тест 7. Для нейтрализации коагуляционного некроза применяют

  1. 0,5% раствор лимонной кислоты

  2. 1% известковую воду

  3. жженую магнезию с водой

  4. 0,1% раствор хлористоводородной кислоты

  5. 50% этиловый спирт

Эталон ответа: 2,3.

Тест 8. Для нейтрализации колликвационного некроза применяют:

  1. 3% раствор перекиси водорода

  2. раствор Люголя

  3. 0,5% уксусной кислоты

  4. мыльной водой

  5. 0,5% лимонной кислотой

Эталон ответа: 3,5.

Тест 9. Причина лейкоплакии

  1. чрезмерный прием углеводов

  2. стресс

  3. курение

  4. травма острыми краями зубов

  5. солнечная радиация

Эталон ответа: 3,4.

Тест 10. Дифференциальную диагностику лейкоплакии проводят с:

  1. черным волосатым языком

  2. красным плоским лишаем

  3. герпетиформным дерматитом Дюринга

  4. красной волчанкой

  5. вторичным сифилисом

Эталон ответа: 2,4,5.

Тест 11. Признаки малигнизации очага поражения:

  1. бледность слизистой оболочки вокруг очага

  2. уплотнение в основании очага поражения

  3. усиление процессов ороговения

  4. быстрое увеличение размеров очага

Эталон ответа: 2,4,5.

Тест 12. При лечении лейкоплакии рекомендуется:

  1. инъекции витамина В1

  2. санация полости рта

  3. отказ от курения

  4. использование фотозащитных средств

  5. замена пломб из амальгамы

Эталон ответа: 2,3,5.

Тест 13. При неэффективности консервативного лечения лейкоплакии применяют:

  1. УВЧ-терапию

  2. иглорефлексотерапию

  3. радиотерапию

  4. химиотерапию

  5. иссечение

Эталон ответа: 5.

Тест 14. При эрозивно-язвенной форме лейкоплакии рекомендуется:

  1. Д'арсонвализация

  2. обезболивающие средства

  3. антисептические средства

  4. прижигающие средства

  5. эпителизирующие мази

Эталон ответа: 2,3,5.

7.6. Самостоятельно решите задачи:

Задача. Больной А., 54 лет обратился с жалобами на боль в нижней челюсти справа, появилась 10 дней назад. Больной пользуется бюгельным протезом.

Объективно: на слизистой оболочке щеки по переходной складке имеется дефект овальной формы размером 1 смх0,5 см в области отсутствующих зубов соответственно краю протеза. Вокруг дефекта слизистая гиперемирована, отечна, болезненность при пальпации. Края дефекта утолщены, дно бугристое, покрыто фибринозным налетом. Поднижнечелюстные лимфатические узлы справа увеличены, подвижны, болезненны.

Ответьте на вопросы:


  1. Поставьте диагноз.

  2. Опишите цитологическую картину.

  3. С какими заболеваниями дифференцируют травматическую язву.

  4. Назовите признаки озлокачествления травматической язвы.

  5. Назначьте лечение.


Эталон ответа к задаче:

  1. Хроническая механическая травма.

  2. Присутствие элементов воспаления.

  3. 1) с раковой язвой

  1. с трофической язвой

  2. туберкулезной язвой

  3. твердым шанкром.

  1. 1) Ороговение краев

2) исчезновение боли

3) наличие разрастаний на дне

4) уплотнение краев и основания

5) плотные, спаянные, безболезненные регионарные лимфоузлы.

5. 1) произвести коррекцию протеза

2) применять эпителизирующие средства.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




©zodomed.ru 2024


    Главная страница