"Московские аптеки", 2009, N 9
В ТОРГОВОМ ЦЕНТРЕ И БЕЗ АПТЕКИ.
БУДУТ ЛИ OTC-ПРЕПАРАТЫ ПРОДАВАТЬСЯ В МАГАЗИНАХ?
В марте 2009 г. на совещании, посвященном антикризисной поддержке отраслей, первый вице-
премьер правительства Игорь Шувалов дал поручение Минпромторгу по расширению ассортимента
продукции, реализуемой в аптеках, а также по продаже лекарств в организациях розничной торговли.
14 августа Минпромторг направил в Минздравсоцразвития соответствующие предложения по
дополнениям к проекту закона "Об обращении лекарственных средств". Официальное решение по
поводу предложения Минпромторга пока не было озвучено, и проект продолжает "висеть в воздухе",
вызывая ожесточенную полемику сторонников и противников данной инициативы.
Суть предложения Минпромторга заключается в том, чтобы предоставить право на закупку и
розничную торговлю лекарствами всем магазинам, имеющим в своем составе аптечные секции
(фактически - возможность выложить препараты на отдельную полку в торговом зале) и аптечные
пункты (на практике - отдел торгового зала со своим кассовым аппаратом). Чтобы получить
разрешение на торговлю ОТС-препаратами (OTC - Over The Counter, препараты, отпускаемые без
рецепта), магазин должен располагать площадью соответствующего размера и квалифицированными
продавцами-консультантами. Данный проект, по замыслу Минпромторга, повысит доступность
препаратов для населения, а также поспособствует развитию конкуренции на фармацевтическом
рынке. На жизнеспособность данного новшества якобы указывает положительный опыт продажи
ОТС-препаратов в неспециализированных торговых точках многих европейских стран и США.
Проект, может, и составлен из лучших побуждений, но он явно недоработан и, с какой стороны
на него ни взгляни, конфликтует с будущей "средой обитания": противоречит законодательной базе,
осложняет работу госорганов, контролирующих качество ЛС, губителен для аптек и вредит конечным
потребителям лекарств. Инициативой довольны, пожалуй, только крупные торговые сети, что
неудивительно, ведь она аукнется увеличением их прибыли.
Возмущенная "идеей" Минпромторга фармобщественность считает, что нет смысла через
федеральный закон проводить поправки, если сегодня аптечные киоски и без того наводнили все
торговые центры, а доступность лекарств стала избыточной.
Почему нет?
Во-первых, организация торговли ОТС-препаратами в непрофильных торговых точках за
рубежом базируется на колоссальном фундаменте согласующихся друг с другом правил и норм. Там
существует четкая классификация препаратов, и статус лекарства, отпускаемого по рецепту,
безоговорочно признается всеми игроками рынка. Если врач назначает такой препарат, он
выписывает рецепт, и фармацевт отпускает товар по рецепту. Отечественные врачи обычно пишут
пациентам записочки с названием лекарств в блокнотах (любезно подаренных медпредставителем) с
логотипом какого-то препарата. Фармацевты, в свою очередь, продают любые лекарства всем
желающим. Да и многие препараты, считающиеся у нас безрецептурными, за рубежом отпускаются
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
строго по рецепту, так что об имплементации зарубежной практики говорить пока рановато.
Во-вторых, по действующим правилам для торговли ЛС необходимо иметь лицензию на
фармдеятельность. Магазины не смогут ее получить, поскольку их помещения не соответствуют
установленным правилам хранения и реализации лекарств. Соответственно, проект Минпромторга
предполагает исключение из аптечной лицензии пункта о необходимости наличия отдельного
помещения для торговли ЛС. Либерализация лицензирования автоматически означает
необходимость усиленного контроля на остальных этапах фармацевтической деятельности
участников рынка. Когда к уже существующему количеству аптек прибавятся еще и магазины,
количество объектов для контроля существенно возрастет, что, вероятнее всего, отразится на его
качестве.
В-третьих, проект задумывался в том числе и как возможность повышения доступности
лекарственных препаратов для жителей населенных пунктов, где нет аптечных учреждений,
например небольшая деревенька. Местный магазин, которому предлагается делегировать право
продавать лекарства, вряд ли сможет обеспечить требуемые условия хранения и продажи лекарств.
Должные условия не сможет обеспечить и крупная торговая сеть.
Минпромторг предлагает ограничить перечень лекарств, разрешенных к продаже в
неспециализированных магазинах, безрецептурными препаратами массового повседневного спроса
(противопростудными, желудочно-кишечными ЛС, наружными средствами, БАД, витаминами и
изделиями медицинского назначения (бинтами, пластырями и проч.)), которые не требуют особого
температурного режима хранения и специальных условий продажи.
Между тем, согласно действующим Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам,
организации, занимающиеся хранением, например, БАД, "должны быть оснащены в зависимости от
ассортимента, стеллажами, поддонами, подтоварниками, шкафами для хранения БАД; холодильными
камерами (шкафами) для хранения термолабильных БАД, приборами для регистрации параметров
воздуха (термометры, психрометры, гигрометры).
Термометры, гигрометры или психрометры размещаются вдали от нагревательных приборов, на
высоте 1,5-1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от двери. Показатели этих приборов должны
ежедневно регистрироваться в специальном журнале. БАД следует хранить с учетом их физико-
химических свойств, при условиях, указанных предприятием-производителем БАД, соблюдая
режимы температуры, влажности и освещенности". Вряд ли какой-то склад при магазине
соответствует таким требованиям.
Читаем СанПиН дальше: "Решение об утилизации или уничтожении принимаются в
соответствии с Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных
продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования или уничтожения,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации. Изъятая продукция до ее
использования, утилизации или уничтожения подлежит хранению в отдельном помещении (шкафу),
на особом учете, с точным указанием ее количества. Ответственность за сохранность этой продукции
несет владелец". Все верно, лекарства с истекшим сроком годности нельзя просто выбросить в
мусорное ведро, но кто будет контролировать процесс утилизации лекарственных препаратов во всех
магазинах страны?
Подобных претензий к предложению Минпромторга великое множество. Как сообщил
руководитель Росздравнадзора Николай Юргель, "принимая решение о продаже безрецептурных
лекарственных средств вне аптечных учреждений, необходимо четко представлять и детально
проработать механизмы обеспечения соответствующих условий хранения препаратов, контроля за
соблюдением фармацевтического режима, предупреждения реализации фальсифицированной и
недоброкачественной продукции, адекватного информирования потребителя. Многократно возрастет
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
ответственность организаций и предприятий торговли, реализующих лекарственные средства. Это
может потребовать внесения соответствующих изменений в нормативную документацию". Несмотря
на то, что незрелость предложения Минпромторга очевидна, у проекта есть сильное лобби. По
правде говоря, есть из-за чего ломать копья.
Цена вопроса
Она весьма высока. На предложение Минпромторга компания DSM Group,
специализирующаяся на маркетинговых исследованиях фармацевтического рынка России, ответило
любопытной статистической справкой. Согласно прогнозу агентства в 2009 г. объем продаж ОТС-
препаратов в денежном выражении составит около 140 млрд. руб., а в 2010 г. - не менее 150 млрд.
руб. (порядка 5 млрд. долл. США). Если предложение Минпромторга по либерализации
законодательства в вопросе отпуска лекарств все же будет принято, это неизбежно приведет к
снижению емкости аптечного рынка (по оценке DSM Group на 10-15%). Проще говоря, принятие
предложения Минпромторга аптекам на пользу не пойдет.
По мнению экспертов, большую часть прибыли аптек (до 70%) дает продажа безрецептурных
лекарственных средств и сопутствующих товаров. Отток такой значительной части товарооборота
аптек существенно ударит по их выручке от продажи безрецептурных препаратов, за счет которой
они, кстати говоря, покрывают затраты на выполнение социальных функций. Снижение
рентабельности аптечного бизнеса из-за конкуренции с продовольственной розницей в сегменте
ОТС-препаратов приведет к банкротству части аптек (реалистичный сценарий, особенно если
учесть, что государство активно проводит политику ограничения наценок на жизненно важные и
необходимые лекарственные средства (ЖНВЛС)), и, параллельно, к росту цен на рецептурные ЛС.
Так что появление безрецептурных лекарств на полках супермаркетов снизит доступность
рецептурных препаратов для незащищенных категорий населения.
Понимая, что игроки фармацевтической розницы такие самоубийственные меры не поддержат,
Минпромторг в своем проекте делает реверанс аптекам и в качестве компенсации предлагает им
расширить свой ассортимент за счет косметики, медтехники, парафармацевтики, оптики и других
сопутствующих товаров.
Вот только на равноценную компенсацию подобное предложение явно не тянет.
Глас народа пока, к сожалению, не слышен из-за неинформированности населения. За
предложение Минпромторга выступают пока только Федеральная антимонопольная служба (в чем,
впрочем, нет ничего удивительного, ведь ее задача - способствовать развитию конкуренции на
рынке) и крупные торговые сети. Населению же удобно приобретать лекарства в магазинах, как
показывают исследования МА, публикуемые в рубрике "Фактор успеха". Но при условии, что
лекарства будут продаваться в аптечных учреждениях, расположенных на территории магазинов.
Положительное отношение к покупке лекарств в супермаркетах обусловлено тем, что люди получают
возможность сэкономить свое время и купить продукты и лекарства в одном месте. Этот аргумент
"за" очевиден. Но руководствоваться таким доводом, переводя лекарства с полки аптеки на полку
продуктового магазина, согласитесь, позволяет сделать вывод о неспособности "инициаторов"
нововведения вникнуть в порядок фармобращения и предвидеть последствия.
Потребителям лекарств такая "инициатива" нанесет прямой ущерб. Помимо уже
упоминавшегося снижения ценовой доступности рецептурных лекарств, продажа ОТС-препаратов в
супермаркетах чревата и другими негативными последствиями для покупателей. Например,
вскрытые упаковки лекарств, лежащие рядом с продуктами питания.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Кроме того, нет никакой гарантии, что продавцами аптечных пунктов в магазинах станут
квалифицированные фармацевты. На фоне широкого распространения практики самолечения, когда
при выборе лекарства пациент консультируется с работником аптеки, наличие грамотного
фармацевта принципиально важно. Где многочисленные супермаркеты, желающие увеличить
прибыль путем включения в ассортимент лекарственных средств, найдут такое количество
высококлассных профессионалов, и кто будет следить за тем, чтобы продавцы фармпродукции
подтверждали свою квалификацию, обучались и не покупали записи в санитарную книжку, а
действительно проходили медосмотры?
Если предложение Минпромторга будет принято, начнется борьба за выживание аптек, которая
сведется, по сути, к битве с продовольственной розницей за покупателя.
Минздравсоцразвития против "инициативы" Минпромторга и считает, что конкуренция на
аптечном рынке в России настолько велика, что практически не существует населенных пунктов, где
не было бы круглосуточных дежурных аптек. Подобная доступность лекарственной помощи
гражданам позволяет одновременно гарантировать качество лекарств. "Сегодня практически в
каждом из сотен тысяч торговых центров во всех регионах России имеется аптечное учреждение,
будь то аптечный пункт или аптечный киоск", - подчеркивает источник из Минздравсоцразвития.
Кроме того, аптечные работники - сертифицированные специалисты, имеющие специальное
профессиональное образование. "От квалификации таких специалистов зависит уровень
информированности людей и, как следствие, управляемость самолечения. Поэтому бесконтрольный
отпуск в неспециализированных торговых точках даже ограниченного перечня лекарств опасен для
потребителя", - говорят в Минздравсоцразвития. И приводят еще два важнейших аргументы в пользу
защиты аптечных продаж. Именно в аптеках лекарства грамотно хранят - на это существует целый
свод правил. Кроме того, аптеки неусыпно контролирует Росздравнадзор.
P.S. На состоявшемся 19 августа в Минэкономразвития России заседании прошло обсуждение
проекта закона "Об обращении лекарственных средств" с представителями профессионального
фармацевтического сообщества и представителями регионов. Кроме этого, в ходе беседы удалось
всем участникам данного собрания высказаться на тему инициативы Минпромторга о возможности
реализации лекарственных препаратов через неспециализированные торговые объекты. Общее
высказанное мнение кратко можно охарактеризовать следующим образом: если такая инициатива
получит поддержку, это положит конец аптечной службе России. Физическая доступность
рецептурных и специфических лекарственных препаратов для потребителей ухудшится,
полноценные аптеки будут вынуждены закрываться и, в конечном итоге, государству придется
дотировать отпуск специализированных лекарственных средств (наркотики, СДВ, психотропные и
т.п.).
Редакционный материал
Подписано в печать
23.09.2009
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Поделитесь с Вашими друзьями: |