Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра общей и клинической фармакологии РПП 151-118.1.5.-2005 Учебная практика по фармакогнозии Рабочая программа учебной практики по подготовке: провизора . по направлению: __060108 –Фармация ____________. специальности: 060108 –Фармация . форма обучения: очная
Рабочая программа учебной практики 1. Область применения Настоящая рабочая программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Предназначена для преподавателей, ведущих данную практику, и студентов специальности 060108 – «Фармация» очной, очно-заочной формы обучения, участвующих в процессе прохождения практики. 2. Нормативные ссылки Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060108 – «Фармация». Учебный план ПГУ по направлению и специальности «Фармация» очной формы обучения, утвержденный в 2003 г. Семестровый учебный план на текущий учебный год. И151.30.03 – 2000 Рабочие программы учебных дисциплин. Порядок разработки и требования к содержанию. 3. Нормативная трудоемкость прохождения практики Вид учебной работы Всего часов Семестры Общая трудоѐмкость практики 108 6 Аудиторные занятия: -лекции -практические занятия 108 Самостоятельная работа Контроль знаний: 1) текущий контроль; 2) дневник о прохождении практики; 3) зачет. + + + + + + 4. Цели и задачи учебной практики 4.1.Цель практики: - закрепление и совершенствование теоретический знаний по лекарственным растениям (ЛР), полученных студентами в лекционно – лабораторном курсе, и приобретение практических навыков по заготовке лекарственного растительного сырья. 4.2. Задачи практики: - сформировать умения и навыки, в организации и проведение заготовки ЛРС с учетом рационального использования ресурсов лекарственных растений, и способность оценивать качество лекарственного растительного сырья. Требования к уровню освоения содержания практики С целью оптимизации практической подготовки будущих специалистов определен перечень умений и навыков, которыми должен овладеть студент по окончании прохождения практики. Студент должен уметь: - определять по внешним признакам ЛР в различных растительных сообществах и местах обитания, отличать их от возможных примесей; - заготавливать ЛРС разных морфологических групп в соответствии инструкции по заготовке, с учетом рационального использования зарослей; - проводить первичную заготовку и сушку ЛРС и приводить его к стандартному состоянию; - ухаживать за возделываемыми растениями; - давать научно-обоснованные консультации по заготовке ЛРС, использованию и применению. Студент должен иметь навыки: - определения ЛРС по определителю; - гербаризации растений различных жизненных форм (деревья, кустарники, травянистые растения); - проведения фито-химического экспресс-анализа ЛРС; - профессиональной этики. 5. Место учебной практики в учебном процессе Учебная практика по фармакогнозии является обязательным и важным звеном в системе обучения, обеспечивающих необходимые умения и навыки, на базе которых строится подготовка будущего провизора. 6. Содержание практики 6.1 Ориентировочный тематический план практических занятий: №№ п/п Тема занятий Аудиторная работа (часы) 1 2 3 1 . Знакомство с программой, календарным планом практики, индивидуальным заданием. Инструктаж по технике безопасности. 6 2. Определение ЛР в различных растительных сообществах и местообитаниях (лес, поле, луг) в процессе экскурсии. Изучение морфологических признаков ЛР и возможных примесей к ним. Работа с определителями. 18 3. Заготовка, первичная обработка, сушка ЛРС. Работа с нормативными документами и инструкциями по заготовке сырья. 18 4. Знакомство с ЛР ботанического сада и приемами их возделывания. 30 5. Гербаризация ЛР. 12 6. Фито-химический экспресс-анализ ЛРС 6 7. Знакомство с аптечным ассортиментом ЛРС. 6 8. Хранение, упаковка и маркировка ЛРС (экскурсия на аптечный склад). 6 9. Зачет 6 Итого 108 6.2. Содержание занятий. 1. Знакомство с программой, календарным планом учебной практики, распорядком рабочего дня, ведением дневника, инструкцией по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему, правилами техники безопасности. Распределение индивидуального задания по заготовке сырья и гербария. 2. На экскурсиях студенты знакомятся с основными типами растительных сообществ (смешанные, хвойные леса, луга, сорная растительность), делают описание конкретных ассоциаций, встречающихся по ходу маршрута, выявляют ЛР и примеси к ним. Во время экскурсий студенты повторяют и закрепляют на практике основную информацию о ЛР: - латинские названия сырья, ЛР, семейства; -описание внешнего вида растения; - работа с ключом-определителем; - возможные примеси и их отличия; - основные БАВ; - фармакологическое действие. 3. Отработка практических навыков по заготовке и сушке сырья, согласно имеющейся Инструкции по сбору и сушке (по индивидуальному заданию). Приведение сырья в стандартное состояние 4. Знакомство с дикорастущими и культивируемыми ЛР Пензенского ботанического сада имени И. И. Спрыгина и отработка практических навыков по их возделыванию (рыхление почвы, полив, прополка, заготовка ЛРС). 5. Овладение навыками по гербаризации ЛР и примесям к ним (по индивидуальному заданию): - сбор растений; - закладка гербария; - сушка; - монтаж; - оформление гербария. 6. Освоение методов фитохимического анализа в полевых условиях и ориентировочного фитохимического анализа в лабораторных условиях. 7. Знакомство с аптечным ассортиментом ЛРС и сборов в аптеках г. Пензы, поставщиками ЛРС и правилами хранения ЛРС в аптеках. 8. Знакомство с маркировкой, упаковкой и хранением ЛРС на аптечном складе, требованиями, предъявляемыми к складским помещениям, где хранится ЛРС, правилами хранения фитосредств. 9. Зачет. 7. Место проведения практики. Студенты проходят учебную практику по фармакогнозии на базе Пензенского ботанического сада имени И. И. Спрыгина на 3 курсе (6 семестр). Трудоемкость практики составляет 108 часов. Продолжительность практики составляет 18 рабочих дней, длительность рабочего дня студента – 6 часов. 8. Практика заканчивается зачетом. Зачет дифференцированный. По результатам практики в зачетную книжку выставляется итоговая оценка, которая складывается из оценок: - за теоретический зачет; - за ведение дневника; - за качество выполнения индивидуального задания. Материалы для подготовки к зачету. Задание I. Для ассортимента ЛР дайте ответы на вопросы 1-10. Для каждого растения может быть один или несколько правильных ответов. Ассортимент ЛР (6 наименований) для ответов на вопросы указывает руководитель практики, исходя из тех видов, которые студент встречал во время экскурсий. Например: 1. Череда трехраздельная 4. Мать-и-мачеха 2. Крушина слабительная 5. Полынь горькая 3. Толокнянка обыкновенная 6. Пион уклоняющийся 1.(1-6)……………..образует продуктивные заросли………… a. в борах-беломошниках j. по берегам рек и водоѐмов b. вдоль дорог k. на субальпийских лугах c. на полях, огородах, в садах l. в лиственных лесах d. на пустырях m. на опушках и полянах e. в смешанных лесах n. по оврагам f . на болотах o. в поймах и долинах рек g. по окраинам болот p. на территории РФ как h. на суходольных лугах дикорастущее не встречается i. на заливных лугах 2. Распределите ЛР по семействам: a. Liliaceae f. Apiaceae k. Asteraceae b. Violaceae g. Brassicaceae l. Papaveraceae c. Rosaceae h. Polygonaceae m. Ranunculaceae d. Fabaceae i. Solanaceae n. в списке семейства нет e. Araliaceae j. Lamiaceae 3. Укажите сроки заготовки ЛРС…….: a. до цветения b. в период цветения c. в период полной зрелости плодов d. в период созревания 50-60% плодов в соцветии e. в конце вегетации f. в период бутонизации g. в начале цветения h. осенью и зимой 4. У. растений (1-6)....собирают....... a. почки h. корни b. листья i. семена c. траву j. кору d. цветки k. корневища, e. плоды l. корневища и кони f. побеги m. корневища с корнями g. шишки n. кору корней 5. Сырье ..(1-6).........собирают от растений..... a. только дикорастущих b. только культивируемых c. как дикорастущих, так и культивируемых 6. Сырье ......растений хранится a. по общему списку b. по списку А c. по списку Б d. отдельно от других видов 7. ……- лекарственные растения Красной книги Пензенской области (ответ «+» или «-») 8. ………- сырьѐ аптечного ассортимента 9. ………- сырья используется для приготовления настойки или экстрактов 10. В Пензенской области можно вести заготовку сырья ЛР………. (ответ «+» или «-») Лист ответа № растения или вопроса о т в е т ы на в о п р о с ы 1 2 | 3 4 5 1 6 1 7 8 9 10 Задание I. 1 растение 2 растение 3 растение 4 растение 5 растение 6 растение Задание II. Морфологические диагностические признаки ЛР и сырья. Выберете один или несколько правильных ответов. Например: 1 .Листья широкояйцевидные или широкоэллиптические, цельнокрайние или слегка зубчатые, с дугонервным жилкованием, голые, суженные в широкий черешок, зеленого цвета, слабо- горького вкуса - у подорожника.. a. среднего c. ланцетного
b. блошного d. Большого 2. Диагностические признаки сушеницы топяной: a. стебли распростерто-ветвистые b. стебли прямостоячие c. соцветия на концах ветвей и в пазухах листьев d. соцветия только на концах ветвей в «клубочках» e. листочки обертки в верхней половине голые, блестящие f. листочки обертки опушенные, серо-зеленые 3. Плоды ......округлые костянки, черного цвета, с блестящей, морщинистой поверхностью, с 2-4 косточками трехгранной или яйцевидной формы a. аронии e. жостера b. черники f . можжевельника c. крушины ломкой g. боярышника d. черемухи 4. Диагностические признаки папоротника (щитовника) мужского: a. сорусы находятся на нижней стороне листа b. листья дваждыперисторассеченные c. сорусы почковидной формы d. листья треугольные e. листья эллиптические f . сорусы находятся на специальном листе в центре розетки g. листья триждыперисторассеченные h. сорусы продолговатые Список ЛР и сырья, предлагаемых для задания II. Адонис весенний, трава адониса Брусника обыкновенная, листья брусники Горец перечный, трава горца перечного Горец почечуйный, трава горца почечуйного Горец птичий, трава горца птичьего Горицвет весенний, трава горицвета Жостер слабительный, плоды жостера слабительного Зверобои продырявленный и пятнистый, трава зверобоя Крапива двудомная, листья крапивы Крушина ольховидная, кора крушины Ландыш майский, листья, цветки, трава ландыша Лапчатка прямостоячая, корневища лапчатки Мать-и-мачеха, листья мать-и-мачехи Папоротник мужской, корневища папоротника мужского Подорожник большой, листья подорожника большого Полынь горькая, листья и трава полыни горькой Пустырник сердечный, трава пустырника Ромашка аптечная, цветки ромашки Сушеница топяная, трава сушеницы топяной Тмин обыкновенный, плоды тмина Толокнянка обыкновенная, листья толокнянки Хвощ полевой, трава хвоща полевого Череда трехраздельная, трава череды Сырьё. Плоды: черники, смородины, черемухи, аронии, боярышника, шиповника, можжевельника, укропа огородного; кора дуба, калины; чага. Задание III .Ситуационная задача. Составьте инструкцию по заготовке сырья.........(сырье по указанию руководителя из числа видов, заготовленных студентом во время практики). 9. Оформление дневника медицинской ознакомительной практики Во время прохождения практики студент должен вести «Дневник», в котором подробно отражаются все выполненные в течение рабочего дня виды работ. Примерное содержание дневника учебной практики. Студенты записывают в дневнике: - цели и задачи практики; - правила техники безопасности; - план прохождения практики; - содержание экскурсий с указанием ЛР, с которыми знакомились во время этих экскурсий в естественных фитоценозах и ботаническом саду, вид и объем выполняемых работ ежедневно. Для заготовленного гербария дается морфологическое описание ЛР с указанием диагностических признаков и особенностей гербаризации этих видов. Для собранного сырья даются латинские названия сырья, производящего растения, семейства, диагностические признаки растения, сырьевую базу, заготовку с учетом охраны зарослей, приемы первичной обработки сырья, режим сушки, доведение до стандартного состояния, требования к качеству сырья, условия хранения и срок годности. В конце дневника пишется отзыв о практике, где отражаются положительные и отрицательные стороны содержания и проведения практики, а также даются рекомендации по улучшению проведения практики. 10. Рекомендуемая литература № Литература Количество в библ-ке на каф 1. Муравьева Д. А., Самылина И. А., Яковлев Г. П. Фармакогнозия, М., «Медицина», 2007, 652 с. 35 2 2. Под редакцией Яковлева Г. П. Фармакогнозия. Лекарственное сырье растительного и животного происхождения (учебное пособие), СП-б, «СпецЛит», 2006, 844 с. 7 1 3. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т., М.: Новая волна 2001. 52 1 4. Фролова Т. И. Учебная практика по фармакогнозии (учебно- методическое пособие), Пензенский Государственный Университет, 2010, 90с. 50 1 7.2 Дополнительная литература № Литература Количество в библ-ке на каф 1. Государственные реестр лекарственных средств, т. 1, 2, М., 2008 4 2. Под редакцией Яковлева Г. П., Энциклопедический словарь лекарственных растений, СП-б., 1999, 386с. 8 1 3. Замятина Н. Лекарственные растения. М., «АВЕ», 1998, 496с. 2 4. Под редакцией Ковалева В. Н. Практикум по фармакогнозии (учебное пособие), Харьков: Изд-во НФаУ; Золотые страницы: МТК-книга, 2004, 512с. 1 5. Под редакцией Ладыгиной Е. Я., Гринкевич Н. И. Фармакогнозия. Атлас (учебное пособие), М., «Медицина», 1989, 512с. 1 6. Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР, М.: ГУГК, 1983, 340с. 1 7. Под редакцией Олешко Г. И. Макроскопический и микроскопический анализ лекарственного растительного сырья (учебное пособие по фармакогнозии), Пермь, 2009, 329с. 1 8. Под редакцией Олешко Г. И. Избранные лекции по фармакогнозии (учебное пособие), Пермская Государственная фармакадемия, 2006, 305 с. 1 2 9. Государственная фармакопея СССР, Х издание, М., «Медицина», 1968г. 1 10. Государственная фармакопея СССР, Х1 издание, вып. 1, 2, М., «Медицина», 1987, 1990г. 1 11. Под редакцией Олешко Г. И. Химический анализ биологически активных веществ лекарственного растительного сырья и продуктов животного происхождения (учебное пособие), Пермь, 2004, 337с. 1 12 Определитель высших растений средней полосы Европейской части СССР- Губанов И. А., Новиков В. С., Москва. «Просвещение» 1981г, 287 с. 1 Интернет-ресурсы: 1. Крупнейшие ресурсы фармакогнозии https://pharmacognoz.ru/ 2. Электронные ресурсы по фармакогнозии https://6years.net/?do=static&page=Farmakognozija 3. Товароведческий анализ сырья https://www.herbarius.info/common/common_06.phtml 4. Крупнейшие ресурсы фармакогнозии https://www.farmakognoz.info/ 5. Цикл лекций по фармакогнозии https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1555566 6. Научные статьи по фармакогнозии https://bookmedik.ru/farmakologija_toksikologija/2433- Farmakognozija.html 7. Лекции по фармакогнозии https://www.twirpx.com/file/351581/ 8. Учебно-методическое пособие по фармакогнозии https://it- medical.ru/index.php?option=com_mtree&task=listcats&cat_id=50&Itemid=33 9 Профессиональная ассоциация натуротерапевтов Куркин В. А. https://www.naturoprof.ru/deyatelnost_associacii/sertifikaty_rekomendacii/medali/medal_galena/ medal_galena_laureaty/kurkin_vladimir_aleksandrovich/ 10. Электронные ресурсы по фармакогнозии https://u4ebniki.ru/items/(3511)_farmakognoziya-lekarstvennoe-syire-rastitelnogo 11. Электронные книги по фармакогнозии https://www.torrentino.com/torrents/422272 12. Фармакогнозия – электронные книги https://farmafak.ru/Farmakognoziya-1.htm 13. Ресурс по взаимодействию лекарственных средств. https://medicine.iupui.edu/flockhart/
Поделитесь с Вашими друзьями: |