МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе НГУ
_____________С.Г. Саблина
___________________2015 г.
ПРОГРАММА
профессиональной переподготовки
по направлению «Практическая перинатальная психология и психотерапия»
общая трудоемкость программы: 720 часов
форма обучения: заочная
образовательные технологии: электронное обучение и дистанционные
образовательные технологии
Разработала:
к.пс.н., преподаватель
Магденко О.В.
Новосибирск, 2015
-
Цель реализации программы
Программа профессиональной переподготовки «Практическая перинатальная психология и психотерапия» разработана с учетом характеристики профессиональной деятельности перинатального психолога согласно Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н), в соответствии с учебными планами ФГАОУВО «НГУ».
Программа имеет целью формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в области перинатальной психологии.
Данная программа профессиональной переподготовки является преемственной к основной образовательной программе высшего профессионального образования направления подготовки 030300.68 – «Психология».
-
Планируемые результаты обучения:
-основные профессиональные компетенции в соответствии с видами профессиональной деятельности:
Способность и готовность к:
− реализации стандартных программ, направленных на профилактические и коррекционные мероприятия по работе с семьей в психологическом сопровождении при планировании и в период беременности и в послеродовом периоде (ПК-1);
− отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);
− осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);
− выявлению специфики теоретико-методологических основ перинатальной, трансперсональной, возрастной и семейной психологии (ПК-5);
− профессиональной деятельности при осуществлении психодиагностических, профилактических и коррекционных мероприятий по работе с семьей в перинатальном аспекте (ПК-8).
- требования к уровню подготовки слушателей:
-
Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь высшее психологическое образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного или установленного образца. Желательно иметь стаж работы (не менее 1 года) в психологической сфере или в здравоохранении, социальной помощи населению, образовании, административных органах, научно-исследовательских организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.
-
При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением высшего психологического образования диплом о профессиональной переподготовке выдаётся одновременно с получением соответствующего документа об образовании.
-
Лица, не имеющие высшего психологического образования не могут пройти обучение по дополнительной профессиональной программе «Практическая перинатальная психология и психотерапия».
- трудоемкость программы и режим занятий:
Общая трудоемкость программы «Практическая перинатальная психология и психотерапия» составляет 720 часов.
Учебный процесс – с 20 октября 2015г по 20 мая 2016 года.
Каникулы – с 01 января 2016 года по 10 января 2016 года.
Стажировка – с 22 февраля 2016 года по 11 марта 2016 года.
ИАК – с 16 мая 2016 года по 20 мая 2016 года.
-
Учебный план:
Срок обучения:7 месяцев
Учебная нагрузка устанавливается не более 18 часов в неделю, включая все виды учебной работы слушателя.
Нормативная трудоемкость обучения по данной программе – 720 часов, включая все виды учебной работы слушателя.
Форма обучения – заочная.
Форма итоговой аттестации: комплексный экзамен, защита выпускной квалификационной работы.
№
n|n
|
Наименование
разделов и дисциплин
|
Общая трудоемкость программы, час.
|
Видеолекции, лекции-презентации, вебинары, консультации
|
Самостоя-тельная работа, час.
|
Практические занятия, час.
|
Форма
контроля
|
|
|
1.
|
Введение в перинатальную психологию.
Перинатальная психология как область психологической науки. Определение перинатальной психологии, ее становление и развитие. Труды ученых З. Фрейда (S. Freud), А. Фрейд (A. Freud), М. Кляйн (M. Klein), О. Ранка (O. Rank), С. Ференци (S. Ferenczi), оказавших влияние на формирование перинатальной психологии. Структура перинатальной психологии. Предмет и задачи перинатальной психологии. Психологические особенности женщин репродуктивного возраста, страдающих бесплодием. Полоролевая идентичность как психологическая особенность женщин, страдающих бесплодием. Самооценка и Я-концепция личности женщин, страдающих бесплодием. Незапланированное зачатие как психотравмирующая ситуация. Мотивы зачатия: скрытые и явные с позиции Э. Берна. Формирование гестационной доминанты в теориях А.А. Ухтомского, И.А. Аршавского, А.С. Батуева. Период беременности, типология психологического компонента гестационной доминанты в концепции И.В. Добрякова. Определение особенностей психологического компонента гестационной доминанты: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный варианты. Онтогенез материнства. Этапы становления материнской потребностно-мотивационной сферы в работах Г.Г. Филипповой. Девиантные формы материнства в работах А.С. Батуева, В.И. Брутмана, А.Я. Варга, М.С. Радионовой. Отцовство как мотивационно-потребностная сфера личности в работах Ю.В. Борисенко, Гурко Т.А., В.Н.Дружинина, И.С. Кон. Профилактика отказов и социального сиротства.
|
108
|
18
|
72
|
18
|
экзамен
|
2.
|
Репродуктивная система женщины.
Анатомия и физиология женской репродуктивной системы. Овуляторный цикл, его гормональная регуляция. Оплодотворение и развитие плодного яйца. Изменения в организме женщины во время разных стадий беременности. Патологии беременности, роль установок и поведенческих механизмов в адаптации к ним. Физиология нормальных и осложненных родов. Культурные особенности сопровождения беременности и родов. Физиологические и психологи-ческие аспекты кесарева сечения. Работа со специфическими психологическими травмами перинатального периода.
|
72
|
12
|
48
|
12
|
зачет
|
3.
|
Физиология плода и младенца.
Общее представление о процессах эмбриогенеза. Стадии пренатального развития. Факторы среды в пренатальный период. Специфика развития при многоплодной беременности. Отклоняющееся развитие. Физиология новорожденного: процессы адаптации. Психофизиологические аспекты развития ребенка первого года жизни: перцептивное, физическое, когнитивное, эмоциональное, социальное развитие. Психофизиологические основы контакта между матерью и плодом, матерью и ребенком: норма, нарушения и пути коррекции.
|
72
|
12
|
48
|
12
|
зачет
|
4.
|
Депривационные феномены как причина и следствие нарушения в развитии ребенка. Теория привязанности в работах Дж. Боулби и в исследованиях М. Эйнсворт. Теория объектных отношений в трудах Д. Винникотта, М. Кляйн. Феномен психической депривации в работах Й. Лангмейер, З. Матейчек. Формы психической депривации. Депривационная ситуация, изоляция, госпитализация, сепарация. Внешние условия депривации. Забота о детях в учреждении. Депривация в семье. Депривация в широкой общественной среде. Внутренние условия депривации. Типы депривированных детей. Распознавание последствий депривации. Прогноз и исправление депривационных нарушений. Предупреждение депривации.
|
72
|
12
|
48
|
12
|
зачет
|
5.
|
Системная семейная психотерапия и психологическое консультирование.
Особенности психологического консультирования беременных женщин на этапе репродуктивного выбора (доабортное консультирование). Модель проведения консультации. Диагностика проблем, подтолкнувших женщину к решению об аборте.
Аргументация и психологическое воздействие. Методологические принципы работы с семьёй. Психология семьи. Основные положения системного подхода, подсистемы семейных отношений, дисфункциональная семья, горизонтальные и вертикальные стрессоры в жизни семьи, функции симптомов в семье. Теории, характеризующие стадии жизненного цикла семьи: К. и М. Голдринг, В.А. Сысенко,
Г. Навайтиса, А. Кроник и Е. Кроник и др. Задачи, характерные для различных стадий жизненного цикла. Зачатие на разных стадиях жизненного цикла семьи и их влияние на семейные отношения. Проблемы семьи в связи с адаптацией к новым условиям и ситуациям в каждом периоде развития отношений.
|
108
|
18
|
72
|
18
|
экзамен
|
6.
|
Психодиагностика в перинатальной психологии. Принципы и задачи психодиагностики. Ограничения для применения ряда психологических и психотерапевтических приемов. Практическое овладение основными психодиагностическими методиками. Классификация методик, используемых в диагностической и коррекционной работе. Методы психологической диагностики в перинатальной психологии и при семейных нарушениях. Методы диагностики психологической готовности к материнству.
|
72
|
12
|
48
|
12
|
зачет
|
7.
|
Стажировка
|
48
|
|
|
48
|
зачет
|
8.
|
Дипломное проектирование
|
160
|
24
|
136
|
|
|
9.
|
Итоговая аттестация
|
8
|
8
|
|
|
комплексный экзамен, защита выпускной квалифика-ционной работы
|
|
Итого:
|
720
|
116
|
472
|
132
|
|
-
Календарный учебный график:
№
п/п
|
Разделы дисциплин
|
|
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль
|
Даты
|
20
|
22
|
27
|
29
|
3
|
5
|
10
|
12
|
17
|
19
|
24
|
26
|
1
|
3
|
8
|
10
|
15
|
17
|
22
|
24
|
12
|
14
|
19
|
21
|
26
|
28
|
2
|
4
|
8
|
9
|
10
|
1
|
Введение в
перинатальную
психологию.
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
Ср
|
Ср
|
П
|
З
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Репродуктивная
система
женщины.
|
|
|
|
|
|
|
В
|
В
|
В
|
В
|
Ср
|
П
|
З
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Физиология
плода и
младенца.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В
|
В
|
В
|
В
|
Ср
|
П
|
З
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Депривационные феномены
как причина и
следствие нарушения в
развитии ребенка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В
|
В
|
В
|
В
|
Ср
|
П
|
З
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
Системная семейная
психотерапия и
психологическое
консультирование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
Ср
|
Ср
|
П
|
З
|
|
|
|
6
|
Психодиагностика в
перинатальной
психологии.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В
|
В
|
В
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В
|
В
|
В
|
В
|
Ср
|
П
|
З
|
№
п/п
|
Разделы дисциплин
|
|
Февраль Март Апрель Май
|
Даты
|
12
|
16 - 24
|
29
|
1 - 21
|
22
|
23 - 31
|
1 - 30
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
7
|
Консультации
|
К
|
|
|
|
|
|
К
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К
|
|
|
|
|
К
|
К
|
|
|
|
8
|
Стажировка
|
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
Дипломное проектирование
|
|
|
|
|
|
|
|
Дп
|
Дп
|
Дп
|
Дп
|
Дп
|
Дп
|
Дп
|
Дп
|
Дп
|
Дп
|
Дп
|
Дп
|
Дп
|
Дп
|
Дп
|
Дп
|
Дп
|
Дп
|
Дп
|
Дп
|
Дп
|
Дп
|
|
|
|
|
|
10
|
Итоговая аттестация, экзамен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Э
|
Э
|
А
|
|
|
|
|
|
|
В
|
Видеолекции, лекции-презентации, вебинары
|
Э
|
Экзамен
|
К
|
Консультации
|
Ср
|
Самостоятельная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П
|
Практические занятия
|
А
|
Итоговая
аттестация
|
Дп
|
Дипломное
проектирование
|
С
|
Стажировка
|
5. Образовательные технологии
В рамках реализации программы профессиональной переподготовки «Практическая перинатальная психология и психотерапия» задействованы следующие образовательные технологии:
– дистанционные образовательные технологии;
– подготовка и представление видеолекций, лекций-презентаций, вебинаров по темам курса, работа в форуме, сетевые консультации, самостоятельная работа.
–электронное обучение посредством компьютерных симуляций в форме презентации электронного учебника «Перинатальная психология», зарегистрированного Федеральным Депозитарием Электронных Изданий «Информрегистр» Регистрационное свидетельство №8795 от 30.10.2006г. (№ гос. регистрации 0320601499);
– разбор конкретных ситуаций (case-study) и групповые дискуссии по темам.
В рамках программы профессиональной переподготовки «Практическая перинатальная психология и психотерапия» предусмотрена стажировка. Стажировка организуется на базе Перинатального Центра города Северска Томской области.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Оценка уровня сформированности компетенций осуществляется в процессе текущего и промежуточного контроля в форме контрольного опроса. Оценка качества освоения программы включает: текущий контроль успеваемости (по неделям месяца) в форме контрольного опроса. Итоговый контроль успеваемости осуществляется в форме зачета.
6.1. Примерный перечень вопросов для контрольного опроса
-
Назовите основные разделы перинатальной психологии.
-
Предмет и задачи перинатальной психологии.
-
Что послужило основой формирования перинатальной психологии?
-
Какие основные аспекты трансперсональной психологии повлияли на становление и развитие перинатальной психологии?
-
В чем заключается биопсихосоциальный подход?
-
Что такое репродуктивные мотивы? Приведите примеры.
-
Перечислите психологические факторы бесплодия.
-
Дайте характеристику психологического компонента гестационной доминанты.
-
Перечислите эффективные методы психологической помощи в родах.
-
Назовите стадии развития жизненного цикла семьи.
-
Какие теории привязанности Вы знаете?
-
Что означает феномен психологической депривации?
-
Назовите этапы онтогенетического развития материнской потребностно-мотивационной сферы материнства.
-
Перечислите этапы становления отцовства как мотивационно-потребностной сферы личности.
-
Охарактеризуйте стили переживания беременности.
-
Что такое девиантные формы материнства? Приведите примеры.
-
Какие методы психологической диагностики в перинатальной психологии Вы знаете?
-
Перечислите методы работы по профилактике социального сиротства.
6.2. Контрольные вопросы
1. Современная структура перинатальной психологии.
2. Теоретико-методологические основы перинатальной психологии.
3. Основные разделы перинатальной психологии.
4. Структура психических процессов с точки зрения перинатальной психологии.
5. Предмет и задачи перинатальной психологии.
6. Обоснование биопсихосоциального подхода к изучению перинатальной психологии.
7. Бесплодие неясного генеза с психологическими аспектами.
8. Факторы, влияющие на психологическое бесплодие.
9. Конструктивные и деструктивные репродуктивные мотивы беременности.
10. Типология психологического компонента гестационной доминанты.
11. Определение и характеристика женщин с особенностями оптимального психологического компонента гестационной доминанты.
12. Определение и характеристика женщин с особенностями гипогестогнозического психологического компонента гестационной доминанты.
13. Определение и характеристика женщин с особенностями эйфорического психологического компонента гестационной доминанты.
14. Определение и характеристика женщин с особенностями тревожного психологического компонента гестационной доминанты.
15. Определение и характеристика женщин с особенностями депрессивного психологического компонента гестационной доминанты.
16. Основные аспекты трансперсональной психологии.
17. Теория перинатальных матриц С. Грофа с точки зрения перинатальной психологии.
18. Базовые перинатальные матрицы и их влияние на формирование психических процессов.
19. Пренатальное воспитание.
20. Основные задачи перинатальной семейной психотерапии.
21. Стадии жизненного цикла семьи, как развитие семейных отношений.
22. Психофизиологические особенности разных стадий беременности.
23. Основные психофизиологические аспекты родов.
24.Роль нейрогуморальных факторов в регуляции взаимоотношений между матерью и новорожденным.
25. Новорожденность как адаптационный период для ребенка
26. Психологические и психофизиологические аспекты многоплодных родов
27. Современные подходы к проблемам психопрофилактики в родах.
28. Эффективные методы психологического сопровождения в родах.
29. Методы профилактики болевого синдрома в родах.
30.Определение понятия импринтинг.
31. Бондинг и холдинг в формировании отношений в системе «мать-дитя».
32. Теории привязанности.
33.Динамика формирования привязанности.
34.Типы детско-материнской привязанности и методика их оценки.
35.Факторы, влияющие на нарушение эмоциональной связи между матерью и ребенком.
36. Феномен психологической депривации.
37. Перинатальная утрата и стадии переживания острого горя.
38. Механизмы психологической защиты при переживании перинатальной утраты.
39. Особенности переживаний перинатальной утраты.
40.Психологическое сопровождение при перинатальных потерях.
41. Психология материнства и психология отцовства. Этапы и факторы формирования материнской доминанты. Психологическая готовность к материнству и к родам.
42.Стили переживания беременности.
43. Девиантные формы материнства.
44. Типология женщин, отказывающихся от новорожденных и детей с ограниченными возможностями здоровья.
45.Методы работы психолога с женщинами, отказывающимися от своего ребенка.
46. Анатомия и физиология речи.
47. Роль речи в развитии ребенка. Предпосылки нормального развития речи.
48. Этапы нормального речевого онтогенеза.
49. Патологическое развитие речи.
50. Речевые расстройства и их причины.
51. Методы психологической диагностики и их классификация.
52. Требования к психодиагностическим методикам.
53.Этапы и методы консультирования.
54. Дифференцированный подход в психокоррекционной работе с беременными женщинами.
6.3. Примерный перечень докладов для самостоятельной работы
-
Концепция травмы рождения в работе О. Ранка.
-
Концепция детского развития Д. Винникотта.
-
Перинатальные аспекты в трансперсональной психологии С. Грофа.
-
Формирование привязанности в исследованиях Дж. Боулби.
-
Проблема исследования развития психики в зарубежной психологии (З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже).
-
Теория объектных отношений в работах М. Кляйн.
-
Роль гестационной доминанты в трудах И.А. Аршавского, А.А. Ухтомского.
-
Основные аспекты перинатальной психологии в монографии В.В. Абрамченко, Н.П. Коваленко.
-
Теория личности как основа перинатальной психологии в концепции В.Н. Мясищева.
-
Исследование мира ребенка в работах Ф. Дольто.
-
Теории, характеризующие стадии жизненного цикла семьи: К. и М. Голдринг, В.А. Сысенко, Г. Навайтиса, А. Кроник и Е. Кроник.
-
Психофизиологические основы доминанты материнства в работах Батуева А.С.
-
Репродуктивные мотивы беременности в работах Н.В Боровиковой.
-
Особенности психологического компонента гестационной доминанты в концепции И.В. Добрякова.
-
Первичное здоровье человека в концепции М. Одена.
-
Психоаналитическое исследование бессознательного в работах Д. Пайнз.
-
Отцовство психологический феномен в работе Ю.В. Борисенко.
-
Семейный сценарий в трансактном анализе Э. Берна.
-
Основные законы семейных систем Б. Хеллингера.
-
Системная семейная психотерапия Э.Г. Эйдемиллера.
-
Биопсихосоциальный подход в перинатальной психологии И.В. Добрякова.
-
Отцовство как мотивационно-потребностная сфера личности в работах Т.А. Гурко, В.Н. Дружинина, И.С. Кон.
-
Ресурсный подход в концепции Н.П. Коваленко.
-
Формирование материнской потребностно-мотивационной сферы в работах Г.Г. Филипповой.
-
Предпосылки девиантного материнского поведения в исследовании В.И. Брутман, А.Я. Варга, И.Ю. Хамитовой.
6.4. Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы
Тема 1.Теоретико-методологические основы перинатальной психологии
-
Предмет и задачи перинатальной психологии. Структура перинатальной психологии.
-
Психоанализ как теоретическая основа перинатальной психологии.
Тема 2. Психологические аспекты бесплодия. Репродуктивные мотивы беременности.
-
Факторы, влияющие на психологическое бесплодие.
-
Классификация репродуктивных мотивов беременности.
Тема 3. Типология психологического компонента гестационной доминанты.
-
Биопсихосоциальный подход И.В. Добрякова.
-
Определение особенностей психологического компонента гестационной доминанты.
Тема 4. Основы трансперсональной психологии. Базовые перинатальные матрицы.
1.Теория перинатальных матриц С. Грофа.
2. Базовые перинатальные матрицы.
Тема 5. Перинатальная семейная психотерапия. Стадии жизненного цикла семьи.
-
Основные задачи перинатальной семейной психотерапии.
-
Стадии и задачи, характерные для различных стадий жизненного цикла.
Тема 6. Психофизиологические аспекты родов. Эффективные методы психологической помощи в родах. Импринтинг.
-
Три периода родов. Методы психологического сопровождения в родах.
-
Импринтинг. Бондинг в формировании отношений в системе «мать-дитя».
Тема 7. Формирование привязанности ребенка к матери. Факторы, влияющие на нарушение эмоциональной связи между матерью и ребенком. Формы психической депривации.
-
Теории привязанности. Этапы формирования и типы материнско-детской привязанности.
-
Факторы, влияющие на нарушение эмоциональной связи между матерью и ребенком. Формы психической депривации.
Тема 8. Этапы становления материнской потребностно-мотивационной сферы. Проблемы девиантного материнства. Профилактика отказов. Методы работы по профилактике социального сиротства.
-
Этапы становления материнской потребностно-мотивационной сферы.
-
Формы девиантного материнства и психологическая характеристика женщин с нарушенной готовностью к материнству. Профилактика социального сиротства.
Тема 9. Методы психологической диагностики. Практическое овладение основными психодиагностическими методиками.
-
Основные требования к психодиагностическим методикам. Понятие о научных и практических методиках, применяемых в перинатальной психологии.
-
Методы психодиагностики, их классификация. Бланковые, опросные, рисуночные и проективные психодиагностические методики.
6.5. Перечень контрольных вопросов для зачета
1. Перинатальная психология как область психологической науки. Структура перинатальной психологии.
2. Теоретико-методологические основы перинатальной психологии.
3. Основные разделы перинатальной психологии.
4. Структура психических процессов с точки зрения перинатальной психологии.
5. Предмет и задачи перинатальной психологии.
6. Обоснование биопсихосоциального подхода к изучению перинатальной психологии.
7. Различия в специфике материнских и отцовских функций: психоанализ и психология личности (З. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Фромм, А. Маслоу, К. Хорни, К. Роджерс).
8. Факторы, влияющие на психологическое бесплодие.
9. Конструктивные и деструктивные репродуктивные мотивы беременности.
10. Типология психологического компонента гестационной доминанты.
11. Определение и характеристика женщин с особенностями оптимального психологического компонента гестационной доминанты.
12. Определение и характеристика женщин с особенностями гипогестогнозического психологического компонента гестационной доминанты.
13. Определение и характеристика женщин с особенностями эйфорического психологического компонента гестационной доминанты.
14. Определение и характеристика женщин с особенностями тревожного психологического компонента гестационной доминанты.
15. Определение и характеристика женщин с особенностями депрессивного психологического компонента гестационной доминанты.
16. Основные аспекты трансперсональной психологии.
17. Теория перинатальных матриц С. Грофа с точки зрения перинатальной психологии.
18. Базовые перинатальные матрицы и их влияние на формирование психических процессов.
19. Пренатальное воспитание.
20. Основные задачи перинатальной семейной психотерапии.
21. Стадии жизненного цикла семьи, как развитие семейных отношений.
22. Психофизиология беременности в норме и при патологии.
23. Основные психофизиологические аспекты родов.
24.Психофизиологические аспекты пренатального развития: закономерности, стадии, влияние средовых факторов.
25. Новорожденность как особый период.
26. Психофизиологические аспекты развития ребенка первого года жизни; роль его физической и микросоциальной сред.
27.Особенности психологического сопровождения при переживании психологической травмы перинатального периода (смерть ребенка, ребенок с отклоняющимся развитием, угроза собственной жизни и здоровью, актуализация собственных ранних травм).
28. Разнообразие культурных установок по отношению к беременности и родам.
29. Теория личности как основа перинатальной психологии в концепции В.Н. Мясищева.
30. Эффективные методы психологического сопровождения в родах.
31. Методы профилактики болевого синдрома в родах.
32.Определение понятия импринтинг.
33. Бондинг и холдинг в формировании отношений в системе «мать-дитя».
34. Теории привязанности в работах Дж. Боулби и в исследованиях М. Эйнсворт.
35. Теория объектных отношений в трудах Д. Винникотта, М. Кляйн.
36.Типы детско-материнской привязанности и методика их оценки.
37.Факторы, влияющие на нарушение эмоциональной связи между матерью и ребенком.
38. Формы психической депривации.
39. Перечислите методы работы по профилактике социального сиротства.
40. Гормональный баланс в родах с точки зрения М. Одена.
41. Виды психосоматических нарушений в раннем возрасте.
42. Формы психической депривации в работах Й. Лангмейер, З. Матейчек.
43. Этапы и факторы формирования материнской доминанты.
44. Стили переживания беременности.
45. Девиантные формы материнства.
46. Типология женщин, отказывающихся от новорожденных и детей с ограниченными возможностями здоровья.
47. Методы работы психолога с женщинами, отказывающимися от своего ребенка.
48. Методы психодиагностики, их классификация.
49. Ресурсная психотерапия в теории Н.П. Коваленко.
50. Принципы и задачи психодиагностики.
51. Теория объектных отношений в трудах Д. Винникотта, М. Кляйн.
52. Понятие о практических методиках, применяемых в перинатальной психологии.
53. Методы психологической диагностики и их классификация.
54. Требования к психодиагностическим методикам.
55. Виды психосоматических нарушений в раннем возрасте.
56. Дифференцированный подход в психокоррекционной работе с беременными женщинами.
6.6. Примерная тематика выпускных квалификационных работ
-
Формирование психологической готовности к материнству в процессе психокоррекционного тренинга.
-
Особенности формирования материнской ролевой идентичности у женщин в период беременности.
-
Ценностные ориентации у женщин на разных сроках беременности.
-
Психологические особенности формирования отцовства.
-
Феноменологический анализ переживания женщинами проблемы бесплодия.
-
Репродуктивные мотивации у женщин в период беременности.
-
Исследование полоролевых особенностей женщин с относительным бесплодием и фертильных женщин.
-
Особенности психологической готовности к материнству беременных женщин после 30 лет.
-
Психологическая коррекция экзистенциальных страхов беременных женщин методом песочной арт-терапии.
-
Психологические особенности формирования материнской доминанты в условиях образовательной среды.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1. Основная литература:
-
Боулби Джон. Привязанность: Пер. с англ. – М.: Гардарики, 2013. – 477с.
-
Добряков И.В. Перинатальная психология: Питер; СПб; 2010. – 272с.
-
Клиническая психология / Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. – 464с.
-
Клиническая психология / Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. – 432с.
-
Коваленко-Маджуга Н.П. Перинатальная психология: медико-социальные проблемы. Психопрофилактика и психокоррекция женщины в период беременности. – СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2010. – 316с.
-
Магденко О.В., Стоянова И.Я. Психологическая помощь беременным женщинам при становлении материнской ролевой идентичности. – Томск: ООО «Позитив-НБ», 2013. – 226с.
-
Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами психологии. М.: Пер Сэ, 2009. – 623.
-
Нюкомб Н. Развитие личности ребенка. – СПб.: Питер, 2002.-639 с.
-
Ранк О. Травма рождения и её значение для психоанализа / Пер. с нем. – М.: «Когито-Центр», 2009. – 239с.
7.2. Дополнительная литература
1. Клиническая психология. Общая часть: учебное пособие. /Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. – М.:ЮНИТИ, 2010. – 247с.
2. Магденко О.В. Особенности психологического состояния при бесплодии / XI Международный Конгресс «Доказательная медицина – основа современного здравоохранения», II Дальневосточный симпозиум по перинатальной медицине, Хабаровск, 29–31 мая 2012 г. – С. 122 – 125.
3. Магденко О.В., Стоянова И.Я Особенности деструктивных репродуктивных мотиваций у беременных женщин при формировании материнской ролевой идентичности / XI Международный Конгресс «Доказательная медицина – основа современного здравоохранения», II Дальневосточный симпозиум по перинатальной медицине, Хабаровск, 29–31 мая 2012 г. – С.104 – 113.
4. Магденко О.В., А.А. Евстифеева, А.З. Емельянова Исследование актуальных проблем медицинского персонала родильного отделения как фактора, определяющего благополучие роженицы / Психическое здоровье семьи в современном мире: сборник тезисов II Российской конференции с международным участием (Томск, 7-8 октября 2014 г.) / под ред. Н. А. Бохана. – Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2014. – С.39 – 42.
5. Магденко О.В., О.С. Колдаева Феноменологическое исследование переживания перинатальной утраты / Психическое здоровье семьи в современном мире: сборник тезисов II Российской конференции с международным участием (Томск, 7-8 октября 2014 г.) / под ред. Н.А. Бохана. – Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2014. – С.57 – 60.
6. Магденко О.В., Емельянова А.З. Исследование ценностных ориентаций женщин на различных сроках беременности / Психическое здоровье семьи в современном мире: сборник тезисов II Российской конференции с международным участием (Томск, 7-8 октября 2014 г.) / под ред. Н. А. Бохана. – Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2014. – С.42 – 45.
7. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2008.
7.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. https://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2014_2_25/nomer/nomer08.php
2. https://fp.nsu.ru/upload/medialibrary/2fc/ТЕЗИСЫ%20КОНФЕРЕНЦИИ%20НГУ-2014.pdf
Поделитесь с Вашими друзьями: |