Реферат на тему:
Проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия
Выполнил: А. Белорусец, 25 аккад. гр.
Преподаватель: Е. В. Ениколопова
Введение
Нам, обычно, легче оперировать одной из двух наших рук или ног, мы лучше воспринимаем информацию, поступившую через доминантное ухо или глаз. Причем совсем не обязательно, чтобы у человека все правые парные органы доминировали над левыми (и наоборот), напротив, обычно проявляется противоположная тенденция. Логично было бы связать доминантность того или иного органа над парным с межполушарной асимметрией головного мозга: ведь именно он, согласно современным представлениям, в большинстве случаев осуществляет анализ и синтез получаемых с периферии сигналов, а также воздействует на нее эфферентно.
Мозг тоже орган парный. Резонно предположить, что его гемисферы асимметричны не только анатомически (хотя при этом в целом весьма похожи), но и функционально. Действительно, существуют данные как морфологической разнородности полушарий (левое, обычно, больше по площади и длиннее правого, если мерить длину от лобного до затылочного полюса), так и о функциональной (при выполнении различных деятельностей по-разному проявляет себя биоэлектрическая активность мозга: левое полушарие более активно при решении вербальных задач, а правое – когда обрабатывается невербальный материал). О функциональной асимметричности полушарий говорит и ряд клинических данных. Так, афазии и апраксии возникают, обычно, при поражении левого полушария, в то время как при поражении правого полушария наблюдаются более глубинные расстройства (нарушение схемы тела, игнорирование левого полупространства, расстройства гнозиса).
Вместе с тем, мы часто (если не всегда) решаем жизненные задачи, используя не один из парных органов, а оба. При этом, в норме, мы действуем обеими руками вполне слажено и видим двумя глазами вполне целостную картину. Опираясь на эти данные, можно предположить наличие межполушарного взаимодействия.
Оно подтверждается данными о больных с «расщепленным мозгом», которых нарушена связь между полушариями. Такие больные, к примеру, демонстрируют рассогласование действий двух рук.
История развития представлений о межполушарной асимметрии и взаимодействии
Историю развития относительно современных представлений о межполушарной асимметрии и взаимодействии условно можно разделить на три этапа.
-
В 1861 году английский невролог Джексон сформулировал концепцию доминантности полушарий. Подробнее о ней мы скажем чуть ниже, а пока ограничимся лишь указанием на то, что она в восприятии современников сводилась к идее о том, что левое полушарие доминирует над правым в речевой сфере. Многие в то время видели отличие человека от других животных именно в речи, считали ее центральным процессом и важнейшим человеческим качеством. Немудрено, поэтому, что идея о доминантности левого полушария в речевой сфере была воспринята как идея о его полной доминантности над правым. О правом же полушарии начали говорить как о «подчиненном», «субдоминантном» и даже «запасном». Его функция, согласно этим представлениям сводилась к контролю элементарных сенсорных и двигательных функций на левой половине тела. Межполушарное взаимодействие на этом этапе игнорировалось.
-
Однако сам Джексон говорил именно о речевом доминировании левого полушария, признавая при этом важную роль правого полушария в процессах зрительного восприятия. Он считал, что термин «доминантность» может быть применим только к конкретных психическим функциям. Более того, даже речь Джексон связывал с левым полушарием не всю, а только наиболее сложные, произвольные ее формы.
К сходным выводам пришли ученые уже в 50 гг. прошлого века, когда появились факты, свидетельствующие о том, что правое полушарие вносит свой собственный, специфический, вклад в осуществление высших психических функций (особенно, протекающих в чувственном плане). Итак, центральная идея такого подхода – доминантность полушарий по конкретным функциям.
-
Однако, как показал в своих работах Л. С. Выготский, все высшие психические функции имеют сложную функциональную организацию. Нельзя сколь-либо четко отделить одну функцию от другой. Это теоретическое положение, а также ряд фактов, полученных во второй половине прошлого века свидетельствует о том, что «доминантность полушарий в осуществлении тех или иных психических функций не является фиксированной, а прямо зависит от психологической структуры деятельности, при изменении которой можно достичь не только сглаживания межполушарной асимметрии, но и изменения ее знака на обратный с переходом ведущей роли в осуществлении той же самой деятельности от левого к правому и от правого – к левому полушарию мозга».1
Подход, обозначенный нами здесь цифрой три, стремится рассматривать полушария мозга с точки зрения изучения особенностей их функционально взаимодействия и того вклада, который каждое из них вносит в осуществление не только специфических, но и неспецифических для него функций.
По сути, признавая то, что все сознательные психические процессы протекают при участии обоих полушарий, каждое из которых обеспечивает различные стороны единого психического процесса, мы можем говорить об использовании луриевской концепции системной динамической локализации высших психических функций для объяснения межполушарной асимметрии и взаимодействия. Итак, последняя точка зрения сводится к тому, что в каждом полушарии локализован свой «глобальный» нейропсихологический фактор: в левом полушарии фактор сукцессивности, а в правом – симультанности.
Ясно, что ни один психический процесс не может быть полностью симультанным или сукцессивным. Факторы взаимодействуют по принципу комплиментарности. Фактор этого взаимодействия локализован в мозговых комиссурах.
Особенности межполушарного взаимодействия: некоторые эмпирические факты
Для подтверждения положения о том, что факторы, обеспечиваемые каждым из полушарий, принимают участие в любой деятельности целесообразно привести примеры того, как правое полушарие проявляет себя при решении специфически вербальных задач, а левое – специфически невербальных. Используем для этого исследования Э. Г. Симерницкой (1978).
А. Взаимодействие полушарий в вербально-мнестических процессах
Э. Г. Симерницкая провела эксперимент, в котором изучалось взаимодействие гемисфер при решении мнестических задач здоровыми, а также испытуемыми, страдающими локальными поражениями правого и левого полушария мозга. В качестве гипотезы выступало положение о том, что «поражения левого полушария должны в первую очередь приводить к нарушению процессов произвольного, сознательного запоминания, в то время как поражения правого полушария в большей мере будут сказываться на процессах непроизвольного, непреднамеренного, запоминания, которое в меньшей степени опирается на участие средств, обеспечиваемых речью».
Эксперимент включал три серии. В первой исследовалось произвольное запоминание: испытуемому предъявлялся ряд из десяти односложных существительных, сообщали, что после этого он должен будет воспроизвести эти слова в любой последовательности. Вторая и третья серии были посвящены исследованию запоминания непроизвольного. Стимульный материал оставался таким же, как в первой серии, но менялась инструкция: во второй серии испытуемого просили подсчитать общее чисто букв на карточке, в третьей – число слов, начинающихся на букву «к». При этом мнестической задачи не ставилось. Во всех трех сериях оценивалось число верно воспроизведенных слов.
Как и ожидалось, продуктивность здоровых испытуемых при произвольном запоминании оказалась максимальной (~6,5 слов). у больных с левосторонними поражениями исследование выявило статистически достоверное снижение продуктивности произвольного запоминания, снижение продуктивности непроизвольного запоминания оказалось незначительным. Больные с правосторонними нарушениями по показателям произвольного запоминания заняли промежуточную позицию между здоровыми и левосторонними больными, в то время как показатели их непроизвольного запоминания были значительно (на 72%) ниже контрольных.
«Таким образом, - пишет Э. Г. Симерницкая, - результаты проведенного исследования показывают, что если поражение левого полушария приводит к преимущественному нарушению процессов произвольного запоминания, то поражение правого полушария с особенной отчетливостью сказывается на процессах непроизвольного запоминания». То есть, говоря шире, в «общее дело» запоминания оба полушария вносят свой специфический вклад.
Б. Взаимодействие полушарий в процессах письма
Письмо (в отличие от устной речи) всегда произвольно. Но, согласно вышеописанным положениям, правое полушарие и в нем играет свою специфическую роль. Обратимся к исследованиям фонематического анализа и синтеза.
Экспериментальные исследования показывают, что речевые звуки контролируются обоими полушариями. Более того, установлено, что левое полушарие доминирует только при восприятии согласных звуков, или слогов ими различающихся (это достоверно показано как в зрительной, так и в слуховой модальности). Такие данные свидетельствуют в пользу того, что мозговая организация восприятия согласных и гласных звуков является неодинаковой: восприятие согласных локализуется в «доминантном по речи», а гласных – в «недоминантном» по ней полушарии. (Это неудивительно, ведь основную смысловую нагрузку несут именно согласные.)
Э. Г. Симерницкой было найдено этому подтверждение на клинических моделях. Ею описано девять наблюдений за больными, нарушение письма которых проявлялось только на гласных буквах. Во всех девяти случаях имели место поражения «недоминантного по речи» полушария.
Таким образом, можно говорить о различной латерализации восприятия гласных и согласных звуков.
В. Взаимодействие полушарий при восприятии невербальных стимулов
До сих пор мы рассматривали участие правого («неречевого») полушария в процессах, связанных с речью. Теперь пришла пора наоборот обратиться к тому вкладу, который вносит левое полушарие в «невербальные» процессы.
Следует заметить, что речь у человека выполняет регуляторную функцию и – таким образом – принимает участие практически в любой деятельности. Ее роль сведена к минимуму при непосредственном восприятии неречевых стимулов.
Э. Г. Симерницкая исследовала испытуемых методом фиксированной установки. (В обе руки испытуемому серийно предъявляли по шару, объем шаров варьировался так, что первые несколько раз объем шара в каждой руке не менялся, зато в последнем предъявлении он мог измениться. Испытуемых просили оценить, какой из шаров больше. Оценивались иллюзии, возникавшие под влиянием установки). Целью исследования было выяснить как влияют условия предъявления шаров (длительность оценивания, темп предъявления) на асимметричность проявления эффекта.
Исследовалось 6 здоровых испытуемых и по 8 лево- и правополушарных больных. Три серии различались пор временному режиму предъявления шаров. Устанавливалась величина функциональной асимметрии каждой из рук, а также зависимость эффекта фиксированной установки от режима предъявления стимулов.
У здоровых испытуемых эффект установки при предъявлении большого шара в правую руку несколько превосходил этот эффект для левой руки. У больных с поражениями мозга асимметрия выступала еще более отчетливо, причем ее направленность сохранилась даже у левосторонних больных.
Характерно, что в отличие от здоровых испытуемых и левосторонних больных, на больных с правосторонней мозговой патологией влияет изменение временного режима предъявления шаров: функциональная асимметрия реагирует на него изменением величины, а при больших значениях и сменой знака. Это обусловлено не только тем, что увеличение длительности предъявления шаров или замедление темпа «создают наиболее благоприятные возможности для непроизвольного запечатления стимулов в левой руке, но и совершенно обратным эффектом воздействия <..> на процессы фиксации в правой руке», - пишет Э. Г. Симерницкая.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что доминирование левого полушария при восприятии стимулов не является абсолютным и при увеличении длительности их восприятия или интервалов между ними может исчезнуть, на первый план может выйти правое полушарие.
Таким образом, в восприятии как вербальных, так и невербальных стимулов существенную роль играют оба полушария.
Заключение
Итак, наиболее адекватным экспериментальным свидетельствам и клиническим моделям на сегодняшний день кажется представление о межполушарной асимметрии головного мозга, связанное с локализацией в каждом полушарии своего специфического фактора. Согласно такой трактовке, в зависимости от характера задачи и ее психологической организации эти факторы будут в разной степени включаться в ее решение, но при этом всегда будут в той или иной степени присутствовать совместно и дополнять друг друга.
Кроме того, рассматривая проблему межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, необходимо отметить то, что, несмотря на наличие кажущейся достаточно правдоподобной гипотезы, она изучена недостаточно и пока остается открытой…
Литература
-
Корсакова Н.К. Лекции.
-
Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий, М., МГУ, 1978.
Поделитесь с Вашими друзьями: |