Государственное бюджетно образовательное учреждение среднего профессионального образования
Киселёвский горный техникум
О.И. Масленникова
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»
О.И. Масленникова
Рекомендовано в качестве учебного пособия
Издательство Киселёвский горный техникум
2014год
С79 Лабораторный практикум по дисциплине «Электротехника»: учебное пособие /О.И. Масленникова; Киселёвский горный техникум 2014. – 169 с.
В учебном пособии содержатся лабораторные работы по основным разделам дисциплины «Электротехника». Для каждой лабораторной работы кратко изложен теоретический материал и даются методические указания к ее вы-полнению.
Учебное пособие предназначено для обучающихся среднего профессионального образования заведений по направлениям подготовки «150709,02 Сварщик (электросварочных и газосварочных работ» «130405,05 Электрослесарь подземный»
«13040101 Ремонтник горного оборудования»
Рецензенты
Заместитель директора по УМР , отличник профтехобразования лауреат межрегионального конкурса учебного и методического обеспечения.
Л.М.Кобец
Директор ООО» Рудник» кандидат технических наук
В.А.Лисовой.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................... 4
Методические указания к выполнению лабораторных работ .................... 5
1. Организация проведения лабораторных работ ........................................ 5
2. Правила техники безопасности при выполнении
лабораторных работ ........................................................................................ 5
3. Обработка результатов и оформление отчетов ....................................... 7
Лабораторная работа № 1. Исследование эквивалентного генератора ... 10
Лабораторная работа № 2. Последовательное соединение
приемников однофазного переменного тока ............................................. 17
Лабораторная работа № 3. Резонанс напряжений ..................................... 33
Лабораторная работа № 4. Однофазная цепь с параллельным соединением элементов. Резонанс токов.................................................... 42
Лабораторная работа № 5. Соединение трехфазной цепи «Звездой» ..... 53
Лабораторная работа № 6. Трехфазная цепь переменного тока
при соединении приемников «треугольником» ....................................... 65
Лабораторная работа № 7. Релаксационные процессы в RC-цепи .......... 73
Лабораторная работа № 8. Измерение электрических сопротивлений ... 83
Лабораторная работа № 9. Исследование однофазного
трансформатора ............................................................................................. 90
Лабораторная работа № 10. Исследование полупроводникового
диода ............................................................................................................. 103
Лабораторная работа № 11. Исследование биполярного транзистора.. 112
Лабораторная работа № 12. Исследование триодного тиристора ......... 125
Лабораторная работа № 13. Исследование полупроводниковых выпрямителей .............................................................................................. 134
Лабораторная работа № 14. Исследование параметрического стабилизатора .............................................................................................. 147
Лабораторная работа № 15. Инвертирующий
и неинвертирующий усилители ................................................................ 155
Приложение А ............................................................................................. 165
Приложение Б ............................................................................................ 1656
4
ВВЕДЕНИЕ
Лабораторные занятия по курсу «Электротехника» являются важнейшим элементом учебного процесса в плане приобрете-ния студентами навыков в планировании эксперимента, использования измерительных приборов и аппаратуры, в экспериментальном исследо-вании схем, устройств и электронных элементов, а также в усвоении и практической конкретизации лекционного материала.
В практикум входят лабораторные работы по всем разделам дисци-плины «Электротехника». Для каждой лабораторной ра-боты сформулированы цель исследований, дан перечень необходимых приборов и оборудования, определены конкретные задания и порядок выполнения работы, а также приведены контрольные вопросы и указан объем отчетных материалов. Краткое изложение теоретических сведе-ний по исследуемому вопросу поможет студентам в подготовке к лабо-раторным работам и их выполнению.
Особенность лабораторного практикума в том, что работы имеют учебно-исследовательский характер. Они развивают у студентов навыки проведения экспериментальных исследований, знакомят с методами ис-следований процессов в электрических цепях и техникой измерения их параметров, обращения с электротехническими устройствами и элек-троизмерительной аппаратурой.
5
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
К выполнению лабораторных работ допускаются студенты, про-шедшие инструктаж по технике безопасности.
Каждый студент должен четко понимать цель лабораторной работы и отчетливо представлять назначение, принцип работы и основные ха-рактеристики исследуемой схемы, устройства или прибора. Поэтому перед выполнением каждой работы необходима предварительная подго-товка, в процессе которой студент повторяет пройденный теоретиче-ский материал, готовит таблицы наблюдений и изучает последователь-ность необходимых операций.
После проверки степени готовности студента к выполнению лабо-раторной работы он допускается к сборке схемы, указанной в задании.
Лабораторные работы выполняются бригадами по 2–4 человека. За каждой бригадой закрепляется определенный стенд. Члены бригады должны знать тему лабораторной работы за несколько дней до ее вы-полнения.
После проверки собранной схемы преподавателем студенты при-ступают к выполнению лабораторной работы. Работа считается закон-ченной в том случае, если результаты в виде записей, таблиц представ-лены преподавателю, им проверены и утверждены, после чего студенты разбирают схему и приводят рабочее место в исходное состояние.
2. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Лабораторные стенды являются действующими электроустановка-ми и в некоторых случаях могут стать источниками опасности пораже-ния электрическим током. Известно, что тело человека обладает элек-тропроводностью и при соприкосновении с двумя неизолированными элементами установки, находящейся под напряжением, оно становится звеном электрической цепи. Возникший вследствие этого в теле челове-ка электрический ток может вызвать ожог кожи или нанести тяжелые поражения нервной, дыхательной и сердечной системам человека. По-этому при выполнении лабораторных работ студенты должны помнить о возможности поражения электрическим током и соблюдать следую-щие правила техники безопасности.
1. К проведению лабораторных работ допускаются только сту-денты, знающие правила техники безопасности. Инструктаж по технике
6
безопасности проводит преподаватель, что фиксируется в специальном журнале по ТБ.
2. При проведении работ запрещается громко разговаривать, от-влекать работающих за рабочим местом.
3. Перед началом сборки схемы измерений необходимо убедить-ся в том, что выключатели находятся в положении «Выключено».
4. При монтаже схем используются только изолированные про-вода. Пользоваться оголенными проводами или с поврежденной изоля-цией запрещается.
5. При сборке схемы следует обратить внимание на высокую надежность контактов всех разъемных соединений и по возможности не допускать пересечения проводов.
6. Студенту категорически запрещается включать схему без про-верки ее преподавателем.
7. Напряжение к рабочему месту подается только преподавате-лем.
8. Устранение замеченных в рабочей цепи неисправностей, а также все пересоединения, необходимые по ходу работы, производятся только при отключенном напряжении. Повторное включение схемы после этих пересоединений допускается только после разрешения пре-подавателя.
9. Во время работы запрещается прикасаться к оголенным частям электрической цепи.
10. Запрещается покидать рабочее место и оставлять без наблюде-ния включенную лабораторную установку.
11. При возникновении неисправностей в работе лабораторного оборудования или несчастного случая лабораторную установку следует немедленно обесточить, оказать пострадавшему первую медицинскую помощь и немедленно доложить преподавателю.
12. По окончании работы напряжение у рабочего места необходи-мо немедленно отключить.
13. Смена перегоревших предохранителей и т.п. производится только обслуживающим персоналом лаборатории.
14. Не следует загромождать свое рабочее место на стенде веща-ми, не относящимися к данной работе.
15. Запрещается во время работы загромождать подходы к стен-дам стульями, скамейками и т.п. Доступ к стендам, включенным под напряжение, должен быть свободен.
7
3. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТОВ
Каждый студент должен самостоятельно обработать данные изме-рений и подготовить отчет о проделанной работе.
В отчете на титульном листе указывается название учебного заве-дения, номер и наименование лабораторной работы, фамилия и инициа-лы студента, выполнившего работу, а также фамилия, инициалы и должность преподавателя, проверяющего лабораторную работу. Пример оформления титульного листа показан в приложении А.
Отчет должен содержать следующие разделы.
1. Цель лабораторной работы.
2. Краткая характеристика и основные соотношения объекта исследо-вания.
3. Электрическая схема.
4. Таблицы: технические сведения об используемых приборах; результаты измерений; результаты проведенных расчетов.
5. Формулы, по которым определялись расчетные данные.
6. Графики (диаграммы).
7. Выводы и обоснования по проделанной работе.
8. Ответы на контрольные вопросы.
9. Отчет подписывается исполнителем, указывается дата оформления отчета.
Примечание
1. Электрические схемы выполняются аккуратно с помощью ка-рандаша и чертежного инструмента, с соблюдением принятых стан-дартных условных обозначений в соответствии с СТО ТПУ 2.5.01-2006.
2. Электрические схемы, графики должны иметь подписи.
3. Таблицы (диаграммы) должны иметь заголовки, поясняющие зависимости, которые они характеризуют.
4. При построении экспериментальных и расчетных кривых должно приниматься во внимание следующее.
Начало осей координат и нулевые значения параметров должны быть совмещены; численные значения параметров, отличные от нуле-вых, откладываются в масштабе на осях координат.
Следует обращать внимание на правильный выбор масштаба. Масштабы шкал по осям (как правило, на разных осях разные масшта-бы) следует выбирать из условия максимального использования всей площади графика. Для определения масштаба по оси абсцисс делят
8
наибольшее значение аргумента X на предполагаемую ширину графика,
получают масштаб mX = Xmax/b – единиц измерения величины в направ-
лении оси абсцисс (b – ширина графика). Аналогично определяют мас-
штаб по оси ординат mY = Ymax/h, где h – предполагаемая высота графи-
ка. Масштабы округляют до ближайших целых значений (желательно
в одном из следующих диапазонах: 1∙10n, 2∙10n, 5∙10n, где n=-2, -1, 0, 1,
2,… и т.п.).
Масштаб на осях координат наносится короткими рисками. Число-
вые значения масштаба шкал осей координат пишут за пределами гра-
фика (левее от оси ординат и ниже оси абсцисс). Если кривая, изобра-
женная на рисунке, занимает небольшое пространство, то для экономии
места числовые деления на осях координат можно начинать не с нуля,
а ограничивать теми значениями, в пределах которых рассматривается
данная функциональная зависимость. Допускается также разрывы мас-
штабных осей и шкал с целью уменьшения площади графика.
Численные значения параметров, полученные из опыта или в ре-
зультате расчета, на оси координат наноситься не должны.
5. В процессе построения графиков значения физических вели-
чин, полученные экспериментально или в результате расчетов по экспе-
риментальным данным, в виде точек четко наносятся в координатных
осях; по этим точкам проводятся плавные усредненные зависимости
(рис. 1).
0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6
20
40
60
80
100
VБЭ, B
0,7
Ge
Si
IБ,
мкА
Рис. 1. Пример оформления графика
6. Если в зависимости от одного параметра, например полезной
9
мощности 2 P , предполагается построение графиков нескольких физиче-
ских величин, например напряжения U , тока I , потребляемой мощно-
сти 1 P , коэффициента полезного действия , то для большей наглядно-
сти изображения численные значения каждой физической величины
следует откладывать в индивидуальном масштабе, указываемом на до-
полнительной оси ординат (рис. 2).
7. Если в одной системе координат строится несколько графиков,
то экспериментальные или расчетные значения каждой физической ве-
личины рекомендуется отмечать различными значками (рис. 2).
,
о.е.
Р1,
Вт
I,
A
U,
В
0,8
0,6
0,4
0
1000
800
400
0
150
100
50
0
2,5
2,0
1,0
0
100 Р2 200 300 400 , Вт
U
I
P1
Рис. 2. Пример оформления нескольких графиков
в одной системе координат
8. Векторные диаграммы строятся с соблюдением следующих
требований:
все векторы строят в определенном масштабе, масштабы выбирают
в соответствии с пунктом 4;
углы между векторами откладывают по транспортиру.
10
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКВИВАЛЕНТНОГО ГЕНЕРАТОРА
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Экспериментально проверить возможности замены сложной элек-трической цепи эквивалентным генератором (активным двухполюсни-ком) с параметрами ЕЭГ и RЭГ, для чего:
1) исследовать работу эквивалентного генератора в различных режи-мах;
2) научиться определять параметры эквивалентного генератора двумя методами;
3) зная параметры эквивалентного генератора, определить ток в ис-следуемой цепи.
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
При работе и исследовании линейных электрических цепей часто необходимо знать режим работы какой-нибудь одной ветви с сопро-тивлением RН, а не всех элементов сложной электрической цепи. В этом случае нецелесообразно производить расчет всей схемы. Исследуемую ветвь можно выделить, а всю оставшуюся часть схемы независимо от её структуры и сложности условно изобразить некоторым прямоугольни-ком с двумя выводами (рис 1.1).
Рис. 1.1. Замещение сложной электрической схемы
двухполюсником и выделенной ветвью
По отношению к выделенной ветви 1–RH –2 вся схема, обозначен-ная прямоугольником, называется двухполюсником, т.к. имеет два вывода (выходных зажима). Если в двухполюснике имеются источники
11
электрической энергии, то его называют активным двухполюсником.
Если в двухполюснике отсутствуют источники электрической энергии,
то такой двухполюсник называется пассивным.
В общем случае исследуемая ветвь с нагрузкой RH присоединяется
к активному двухполюснику в точках 1 и 2. Следовательно, двухполюс-
ник может рассматриваться относительно исследуемой ветви к а к и с -
т о ч н и к с некоторой электродвижущей силой ЕЭГ и некоторым эквива-
лентным внутренним сопротивлением RЭГ (рис. 1.2). Такой условный
источник энергии называется э к в и в а л е н т н ы м г е н е р а т о р о м .
К зажимам генератора подключена ветвь электрической цепи с сопро-
тивлением RН, в которой нужно определить величину тока.
Метод замены линейной электрической цепи эквивалентным гене-
ратором (активным двухполюсником) называется м е т о д о м э к в и в а -
л е н т н о г о г е н е р а т о р а (активного двухполюсника).
После такой замены ток в исследуемой ветви можно определить из
закона Ома для полной цепи
,
ЭГ H
ЭГ
R R
E
I (1.1)
где EЭГ и RЭГ – э.д.с. и внутреннее сопротивление эквивалентного гене-
ратора.
Рис. 1.2. Представление активного двухполюсника в виде
эквивалентного генератора с параметрами ЕЭГ и RЭГ
П е р в ы й э т а п а н а л и з а работы исследуемой ветви по методу
эквивалентного генератора сводится к определению параметров актив-
12
ного двухполюсника. При известных параметрах всей заданной элек-
трической цепи параметры эквивалентного генератора могут быть
определены аналитически. Если же параметры рассматриваемой элек-
трической цепи неизвестны, то параметры эквивалентного генератора
определяются экспериментально.
В данной лабораторной работе параметры эквивалентного генера-
тора определяются э к с п е р и м е н т а л ь н о двумя способами: методом
двух нагрузок и методом холостого хода и короткого замыкания.
По м е т о д у х о л о с т о г о х о д а и к о р о т к о г о з а м ы к а н и я
электродвижущая сила эквивалентного генератора определяется
ЭГ XX E U , (1.2)
где UХХ – напряжение холостого хода на участке 1–2 (RН = , т.е. от-
ключенная нагрузка). Это следует из того, что электродвижущая сила
эквивалентного генератора равна напряжению между точками 1 и 2 при
отключенной нагрузке, т.е. напряжению холостого хода (рис. 2).
Сопротивление эквивалентного генератора RЭГ по методу холосто-
го хода и короткого замыкания равно сопротивлению цепи между точ-
ками 1 и 2 в режиме короткого замыкания. Из закона Ома
КЗ
ХХ
ЭГ I
U
R , (1.3)
где IКЗ – ток короткого замыкания (RН = 0, т.е. закороченная нагрузка).
Параметры EЭГ и RЭГ м е т о д о м д в у х н а г р у з о к определяются
выражениями
1 2
2 1 1 2
I I
U I U I
EЭГ , (1.4)
1 2
2 1
I I
U U
RЭГ , (1.5)
где U1 и U2 – показания вольтметра при первой и второй нагрузках; I1 и
I2 – показания амперметра при тех же нагрузках.
Таким образом, выполнив измерения в режиме холостого хода
и короткого замыкания, можно экспериментально определить парамет-
ры эквивалентного генератора. Однако необходимо отметить, что дан-
ный метод холостого хода и короткого замыкания можно применять не
ко всем цепям, т.к. не во всех цепях можно производить опыт коротко-
го замыкания.
После определения параметров генератора в т о р о й э т а п а н а -
л и з а в е т в и состоит в определении тока в исследуемой ветви. Ток
ветви рассчитывают либо по формуле Тевенина-Гельмгольца
13
ЭГ Н
ЭГ
Т Г R R
E
I (1.6)
либо по формуле Поливанова
,
1 ЭГ Н
КЗ
П q R
I
I (1.7)
где qЭГ = 1/RЭГ – проводимость эквивалентного генератора.
Зная напряжение и ток для нескольких значений нагрузки, можно
построить внешнюю характеристику генератора. Зависимость U f (I )
называется в н е ш н е й х а р а к т е р и с т и к о й эквивалентного генерато-
ра. Она даёт возможность графически определить ток в исследуемой
ветви при заданном её сопротивлении.
3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА И ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
3.1. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА
Схема электрической цепи, которая используется в данной работе,
представлена на рис. 1.3. Часть цепи, обведённая прямоугольником, со-
держит элементы с неизвестными параметрами и подлежит замене эк-
вивалентным генератором.
Рис. 1.3. Схема исследуемой электрической цепи
Первым этапом работы определяются параметры эквивалентного
генератора методом холостого хода и короткого замыкания, а также ме-
тодом двух нагрузок. Холостой ход осуществляется отключением
нагрузки – сопротивления RН. При коротком замыкании нагрузки необ-
14
ходимо проводником закоротить сопротивления RН. При методе двух нагрузок показания приборов в цепи осуществляются при двух разных сопротивлениях нагрузки.
Для построения внешней характеристики эквивалентного генера-тора необходимо снять показания приборов для 8–9 значений сопротив-ления нагрузки RН. По полученным экспериментальным данным опре-деляются параметры генератора, а также строят графики зависимостей P = f (I) и U = f (I).
3.2. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
1. Подготовить отчет, изучить теоретический материал и полу-чить допуск на выполнение лабораторной работы у преподавателя.
2. Ознакомиться с оборудованием лабораторного стенда и изме-рительными приборами.
3. Записать в таблицу 1.1 технические данные измерительных приборов, используемых при выполнении работы.
Таблица 1.1
Сведения об измерительных приборах
PA
PV
Наименование прибора
Тип и номер прибора
Система измерительного
механизма (наименов. и обозн.)
Предел измерений
(номинальное значение)
Класс точности
Род тока
Цена деления прибора
Абсолютная погрешность измере-ния
4. Собрать схему электрической цепи согласно рис. 1.3 и предо-ставить для проверки преподавателю.
5. Выполнить режим холостого хода, т.е. разомкнуть ветвь с нагрузкой (при этом RН = ). Снять показания приборов и результаты измерений записать в таблицу 2.
6. Осуществить режим короткого замыкания, т.е. закоротить нагрузку (при этом RН = 0). Снять показания приборов и записать их в таблицу 1.2.
15
7. Для определения параметров эквивалентного генератора м е -
т о д о м д в у х н а г р у з о к измерить напряжения и токи при двух раз-
личных сопротивлениях нагрузки RН, подобрав их величину таким об-
разом, чтобы токи отличались друг от друга не менее чем в два раза. Ре-
зультаты измерений записать в таблицу 1.2.
Таблица 1.2
Определение параметров генератора
Режимы
Измеренные
величины
Расчетные величины
I U RН ЕЭГ RЭГ
А В Ом В Ом
Холостой ход
Короткое
замыкание
Метод двух
нагрузок
8. Исследовать работу генератора при различных нагрузках (про-
вести 7–8 измерений). При этом осуществить нагрузочный режим,
при котором ток КЗ I 0,5 I (остальные токи выбрать меньше и больше
данного значения). Значение тока короткого замыкания IКЗ взять из
табл. 1.2. Данные всех опытов занести в таблицу 1.3.
Таблица 1.3
Исследование генератора при различных нагрузках
№
п/п
Измеренные
величины
Расчетные величины
I U RН Р IТ-Г IП
А В Ом Вт А А
1
2
3
4
5
6
7
8
16
3.3. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА
1. Заполнить таблицу 1.3, для чего рассчитать RН по закону Ома,
мощность P U I , и определить токи нагрузки в исследуемой ветви для
тех же значений сопротивлений нагрузки по формулам Тевенина-
Гельмгольца (1.6) и Поливанова (1.7).
2. Построить в масштабе графики зависимостей P f (I ) и
U f (I ) .
3. Определить ток по внешней характеристике эквивалентного
генератора при заданном сопротивлении RН, указанном преподавателем.
4. Оформить отчет в соответствии с методическими указаниями.
5. Ответить на контрольные вопросы и защитить выполненную
лабораторную работу.
Поделитесь с Вашими друзьями: |