П Р О Г Р А М М А
( цикл развивающих занятий для подростков
по профилактике наркомании)
Составитель: Кубышкина Т.А.
1. Пояснительная записка
В современных условиях развития общества проблема распространения наркомании среди молодежи - одна из самых острых.
Наркомания - не болезнь в обычном смысле этого слова, это полное поражение личности с серьезными осложнениями в физическом здоровье. Человек, идущий по пути наркомана, постепенно уничтожает свои лучшие нравственные качества, становится психически не вполне нормальным, теряет друзей и семью, не может приобрести профессию или забывает ту, которой раньше владел, остается без работы, вовлекается в преступную среду, приносит бездну несчастий себе и окружающим. При этом он медленно и верно разрушает свое тело: печень, сердце, легкие, мозг, костную и зубную ткани, мозг; появляются психические расстройства, потеря работоспособности и обучаемости, приводящие к полной инвалидизации.
Озабоченные поиском денег на наркотик, наркоманы поначалу занимают деньги без отдачи, совершают домашние кражи, потом кражи у посторонних людей, изготовляют и перепродают наркотики, занимаются мошенничеством и проституцией. Кроме горя, они ничего не приносят.
Самым серьезным барьером на пути наркотика к ребенку представляется просветительско-профилактическая работа среди школьников разных возрастных категорий. При этом профилактика означает не только передачу детям научно достоверной информации, но и формирование у них социально активной позиции, самостоятельности, умения брать на себя ответственность и принимать решения, уметь прикладывать усилия к достижению цели, уметь планировать свою будущую жизнь, иметь возможность реализовывать свои способности и творческий потенциал.
Данный групповой тренинг, направленный на формирование устойчивости к наркотической зависимости, по нашему мнению, является наиболее эффективной формой профилактической работы с подростками. При его подготовке были использованы брошюра В.Ю.Котлякова “Профилактика наркозависимости в школе”, Кемерово, 1997 г.; а также материалы семинара “Наркозависимость и ее профилактика” (Институт ПиК “Гармония”, г. Санкт-Петербург), книги Бютнера К. “Жить с агрессивными детьми”, М., 1991 г., Левина Б.М., Левина М.Б. “Наркомания и наркоманы”, М., 1991 г.
Цели программы:
- познакомить с признаками наркотического опьянения;
помочь подросткам осознать проблему наркозависимости и выработать у них навыки защитного поведения.
Основные этапы группового тренинга:
1. Знакомство и выработка групповых правил.
2. Научная информация о наркотиках и их вредоностном воздействии на организм человека.. Прояснение предрассудков, связанных с наркотиками.
3. Осознание подростками собственного отношения к наркотикам.
4. Осознание мотивов злоупотребления наркотиками.
5. Осознание проблемы наркозависимости
6. Тренировка навыков отстаивания своей позиции.
7. Осознание личных ценностей.
8. Выработка навыков помощи другим.
На протяжении всего цикла поддерживается доверительный контакт с группой, для чего ведущий постоянно интересуется у участников о том, что с ними происходит, какие эмоции они испытывают, какие трудности у них возникают. Другим важным условием эффективности работы является поддержание единства группы. Для этого с самого начала создаются условия, в которых само общение участников между собой и с ведущим было бы для всех ценным (доверительный тон, положительные эмоции, множество игровых элементов; далее значимой становится сама тема и ее обсуждение, и если ценность такого взаимодействия сохраняется, то в результате происходит приобщение подростков к ценностям более высокого порядка, носителем которых является ведущий).
Каждое новое занятие начинается с какого-нибудь разминочного упражнения, не несущего особой смысловой нагрузки. Его цель — снять напряжение и обеспечить общую эмоциональную вовлеченность. Далее идет основная часть с проигрыванием ситуаций, выполнением специальных упражнений, обсуждением и комментариями ведущего. В заключение предлагается вспомнить все занятие и поделиться впечатлениями.
Обсуждение в группе происходит более организованно и содержательно, когда участники знают действующие правила и соблюдают их:
Умейте слушать друг друга.
Говорите по существу.
Делитесь чувствами.
Проявляйте уважение друг к другу.
Разминки (специальные упражнения) используются в начале занятий либо в ситуациях, когда участники испытывают усталость или напряжение.
Программа состоит из 8 занятий продолжительностью 2 часа, режим работы: 1 раз в неделю. Количественный состав группы: 15 – 20 чел., возрастной состав участников: 12 – 17 лет. В работе группы могут принимать участие родители и педагог.
Поделитесь с Вашими друзьями: |