Мастер – класс для педагогов на тему:
«Постановка звуков «Л», «Р».
Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования.
Задачи:
1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
Постановка звуков «Л», «Р».
У детей часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространенное среди них нарушение произношение звуков. Многие родители считают нарушение звукопроизношения безобидным дефектом, но это неверно, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.
Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивидуальной работе в постановке и автоматизации звуков.
Всем известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.
Сегодня я познакомлю Вас с основными приемами постановки звуков "л" и "р".
Расскажу и покажу, какие упражнения надо выполнять, и на что обратить основное внимание.
Среди нарушений звуковой системы речи дефекты звуков "р" и "л" наиболее распространены и труднопреодолимы. Поэтому работа над этими звуками требует больше времени и сил.
Мы с вами произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений у ребенка развиваются постепенно, в процессе речевой деятельности. Их формированию способствует артикуляционная гимнастика, с помощью которой вырабатываются полноценные движения и определенные положения органов артикуляции, необходимые для правильного произношения звуков. Упражнения артикуляционной гимнастики объединены в комплексы. Каждый комплекс способствует развитию определенных движений и положений губ, языка, с его помощью вырабатывается направленная воздушная струя, т. е. все то, что необходимо для правильного образования звука.
С артикуляционной гимнастикой вы знакомы, поэтому переходим к постановке звука.
Звук "Л".
При правильном произнесении звука "л" губы растянуты в улыбку, кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, язык в форме чашечки.
1. По подражанию:
Улыбнуться, открыть рот и пропеть гласный "аааа". Во время пропевания ритмично нажимать на верхнюю губу языком. Получается "ал-ал-ал-ла-ла-ла".
2. От опорного звука:
а)"Пароход гудит" - широкий кончик языка чуть прикусить зубами и тянуть звук "ыыыы", получается "л".
Затем соединяем звук с гласными. Тянем звук "л" и с силой открываем рот на звук "а", "о", "у", "ы". Получается: "ллллаааа", "ллллоооо", "ллллууу", "лллыыы".
!!! Следить, чтобы губы были растянуты в улыбку и нижняя губа не поднималась за языком.
Такое межзубное произношение закрепляем в словах и фразах.
ла-ла-ла - лопата и пила,
ло-ло-ло - на улице тепло,
лу-лу-лу - купили иглу,
лы-лы-лы - моем полы.
Маланья - болтунья,
молоко болтала, болтала,
да не выболтала.
Все бело, бело, бело.
Много снега намело,
Вот веселые деньки
Все на лыжи и коньки.
(предлагаю самостоятельно повторить речевой материал)
После того как правильное звучание звука "л" будет без ошибочно, нужно переводить язык за зубы, что обычно получается без всякого затруднения.
б) Улыбнуться, положить широкий распластанный язык на нижнюю губу, широко открыть рот и тянуть звук "аааа", затем прикусить язык, продолжая тянуть "а". Получается: "аааалл". Далее добавляем
другие гласные "у", "о", "ы".
Получается: "ооолл", "ууулл", "ыыылл".
(показываю и предлагаю выполнить данное упражнение, используя зеркала)
Межзубное произношение закрепляем в словах и фразах.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Лопата копала, копала, копала,
Потом улеглась видно очень устала.
Плясала, плясала по дому метла,
Полы подмела от угла до угла.
(предлагаю родителям повторить чистоговорки, прикусывая кончик языка)
!!! Следить за тем, чтобы ребенок прикусывал язычок на каждый звук "л".
Затем из межзубного положения язык переводим в зазубное.
Звук "Р".
При правильном произнесении рот открыт, язык поднят вверх за зубы, его кончик вибрирует в проходящей сильной воздушной струе.
(показываю правильное положение для звука «р»)
1.От опорного звука:
а) Рот открыт, язык у альвеол. Начинаем выполнять упражнение «Барабан» - единичные удары по альвеолам, затем чередование единичных ударов языком с серией ударов в быстром темпе – «д-дддд», далее соединяем звук «д» с гласными в открытых и закрытых слогах «ддда, дддо, ддду, ддды, аддд, оддд, уддд, ыддд», затем подключаем упражнение «Пулемет» - это сильный толчок выдыхаемой струи, заставляющий кончик языка вибрировать.
!!! Если нет сильной выдыхаемой струи упражнение «Пулемет» не получится.
б) Произносим звук «з» при поднятом к верху языке, что напоминает звук «д». Если слышится другой звук, надо подвинуть язык ближе к резцам, слегка усиливая воздушную струю.
в) Соединяем вместе звуки «д» и «з». При поднятом у верху языке это звучит «дз». Это упражнение выполняется перед зеркалом для того, чтобы видеть быстрые колебания кончика языка. Темп ударов постепенно учащается, и колебания кончика языка производятся в различном темпе. Образованные в результате ритмичных ударов языка звуки «др» соединяются с гласными в открытых слогах «дра-дро-дру-дры».
Затем отрабатываем эти звуки в словах и фразах.
2.Механический способ:
а) Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка находится за верхними зубами. Длительно произносим звук «з», «ж» или «д», в это время чисто вымытым пальцем ребенка, подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону, «заводим мотор».
Вначале вы сами должны совершать движения кистью ребенка, в дальнейшем он может действовать самостоятельно.
!!! Следите, палец ребенка должен быть абсолютно прямым, иначе никакой существенной вибрации языка не возникнет.
б) Выполняем предыдущее упражнение. Начинаем вибрацию с помощью пальца, а продолжаем без него - «завели мотор».
!!! При использовании механической помощи, палец ребенка, необходимо располагать под углом сорок пять градусов по отношению ко дну ротовой полости.
После того как у ребенка получится хорошая устойчивая вибрация языка, переходим к произнесению слогов, слов и предложений.
И закончить свой мастер – класс мне хотелось бы стихотворением, которое характеризует меня как учителя – логопеда:
Терпение и творчество,
Упорство и победа -
Вот главные этапы
В работе логопеда.
Все Нади, Вани, Вити
Должны заговорить,
И от тебя зависит -
Быть им или не быть.
Душа болит за каждого.
Всем хочется помочь.
Не раз вопрос: «Что делать?»
Преследовал всю ночь.
Идешь порою с сумками,
А язычок «грибком»,
Или «лошадкой» цокает,
Иль губы «хоботком».
Вдруг затрещишь «моторчиком»
Раз несколько подряд
И ловишь настороженный
Идущих мимо взгляд.
Так день за днем –
То вниз, то вверх
Летает язычок,
Работать так настойчиво
Из вас не каждый б смог.
И… появились звуки
Вдруг, появятся и слоги,
А там уже слова пойдут
По правильной дороге.
При самой первой встрече
Мы часто слышим: «Датте»,
А на прощанье четкое:
«Здоровья вам и счастья!»
И я без ложной скромности
Признаться не стыжусь,
Что я своей профессией
Действительно горжусь!
На этом мой мастер – класс окончен, большое спасибо всем за помощь и внимание!
Поделитесь с Вашими друзьями: |