Администрация Ростовской области
Министерство здравоохранения Ростовской области
Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями в Ростовской области
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель министра
здравоохранения области
_____________ С.В.Шлык
08 февраля 2010 года
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ, ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Практическое руководство
Ростов-на-Дону
2010 год
Организация мероприятий по профилактике, диагностике и лечению ВИЧ инфекции в лечебно-профилактических учреждениях муниципальных образований области: Методическое пособие. Министерство здравоохранения Ростовской области, ГУЗ «ЦПБ со СПИДом и ИЗ» в РО
Ростов-на-Дону, 2010 год
Авторы: д.м.н. Бекетова Е.В., Крат А.В., Репенко Н.А., Баташева И.И., Скляная Е.А., Быков С.А., к.м.н. Калинина Т.Э., Бойков Н.А., Скалыга Н.И., Майорова О.А., к.м..н. Романцева Н.Э.
Материалы, изложенные в пособии, могут быть использованы при организации мер противодействия распространения ВИЧ инфекции, проведении диагностики, диспансерного наблюдения и антиретровирусной терапии у ВИЧ инфицированных пациентов в учреждениях здравоохранения муниципальных образований. Пособие предназначено, для организаторов здравоохранения, врачей-инфекционистов, педиатров, врачей других специальностей муниципального звена здравоохранения.
Рецензенты: д.м.н., профессор, заведующая кафедрой эпидемиологии ГОУ ВПО РостГМУ Т.А. Кондратенко
Содержание
Введение_________________________________________________
-
Организации системы противодействия распространению
ВИЧ-инфекции и оказания медицинской помощи
инфицированным ВИЧ в муниципальном образовании
области, общие вопросы_______________________
2. Профилактика ВИЧ-инфекции
среди различных групп населения____________________________
3. Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции, правила
освидетельствования в лечебных учреждениях__________________
4. Консультирование при проведении
освидетельствования на ВИЧ-инфекцию________________________
5. Диагностика и организация
противоэпидемических мероприятий
при выявлении случая ВИЧ-инфекции__________________________
6. Диспансерное наблюдение и антиретровирусная
терапия у ВИЧ-инфициованных больных _______________________
7. Скрининговые обследования на туберкулёз
больных ВИЧ-инфекцией и превентивная терапия_________________
8. Оппорутнистические инфекции у
ВИЧ-инфицированных________________________________________
9. Правовые рекомендации по вопросам ВИЧ/СПИДа______________
10. Примерные обязанности должностного лица,
ответственного за организацию профилактических,
диагностических и лечебных мероприятий в
муниципальном образовании Ростовской области
(ответственного организатора)__________________________________
11. Примерные обязанности врача, ответственного
за проведение профилактических и специальных
мероприятий по ВИЧ-инфекции (доверенного врача)_______________________________________________________
12. Приложение 1 (карта развёрнутой
эпидемиологически значимой информации
по случаю ВИЧ-инфекции)__________________________________
13. Список использованной литературы___________________________
Введение
Современные масштабы распространения ВИЧ-инфекции на территории Ростовской области были обусловлены проникновением вируса в среду потребителей инъекционных наркотиков в 1996-1997 годах и последующим распространением вируса в популяции гетеросексуального населения.
К настоящему времени основной массив (76,7%) выявляемых ежегодно случаев ВИЧ-инфекции обусловлен незащищёнными половыми контактами с инфицированными ВИЧ людьми. В 60% - 70% случаев поражаются молодые люди в возрасте 18-40 лет. Перечисленные особенности эпидемии обусловили повсеместное распространение заболевания. ВИЧ-инфекция регистрируется на всех 55 территориях области.
Учитывая скрытое течение заболевания, а также массовый характер ведущего пути передачи, прогноз развития эпидемии крайне неблагоприятен, а расчетное число инфицированных ВИЧ в области составляет не менее 10 тыс. человек.
Несмотря на большое количество задействованных лечебно-профилактических учреждений и медицинских работников, в области остаётся нерешённой проблема оказания качественной медицинской помощи, максимально приближённой к пациенту.
За последние 3-4 года значительно развилась сеть доверенных врачей ЛПУ муниципального звена. Для усиления кадрового потенциала проведены обучение и подготовка медицинских кадров, в первую очередь, инфекционистов и терапевтов медицинских учреждений.
Задача обеспечения доступа к регулярному обследованию, включая определение СД4 и вирусной нагрузки не менее 1 раза в год всех инфицированных ВИЧ решается Центром по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями в Ростовской области. Качественное диспансерное наблюдение с обязательным исполнением всего объёма обследований в соответствии со стандартом должно быть обеспечено в ЛПУ по месту жительства пациента.
Для этой цели представляется необходимым оптимизировать организацию оказания медицинской помощи инфицированным ВИЧ и перераспределить её объёмы между муниципальным и субъектовым уровнями.
К началу 2010 года далеко не во всех муниципальных образованиях Ростовской области существует стройная система профилактических, противоэпидемических и лечебных мероприятий по вопросам ВИЧ-инфекции. Предлагаемый метод организации противодействия распространения ВИЧ-инфекции и оказания медицинской помощи инфицированным ВИЧ позволит проводить полноценную работу по профилактике ВИЧ-инфекции и обеспечению качественного медицинского обслуживания людей, живущих с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВС).
Организация системы противодействия распространению ВИЧ-инфекции и оказания медицинской помощи инфицированным ВИЧ в муниципальном образовании,
общие вопросы
Предлагаемый подход к организации системы противодействия распространения ВИЧ-инфекции и оказания медицинской помощи инфицированным ВИЧ может быть использован во всех муниципальных образованиях Ростовской области.
Для стратегического планирования и координации совместных усилий партнёров по реализации профилактических мероприятий (в том числе: комитетов по молодёжной политике, отделов по образованию, культуре и спорту, бизнес-сообщества, религиозных конфессий, общественных организаций и др.), контроля соблюдения принципов преемственности в работе по вопросам ВИЧ-инфекции соответствующих медицинских служб (акушерско-гинекологической, инфекционной, педиатрической, лабораторной и др.) целесообразно назначение ответственного за организацию комплекса мероприятий по противодействию распространению ВИЧ/СПИДа на территории из руководящего состава управления здравоохранения, ЦГБ/ЦРБ (желательно, заместителя руководителя по организационно-методической работе).
Работа руководителя такого уровня позволит инициировать разработку и реализацию территориальных программ с целевым финансированием мероприятий, осуществлять исполнение, контроль и оценку эффективности межведомственных планов по обучению населения мерам профилактики ВИЧ-инфекции, привлекать максимальное число заинтересованных структур к совместным действиям, развивать инфраструктуру оказания услуг целевым контингентам и населению в целом, организовать оказание медицинской помощи в территориальных поликлиниках по месту жительства.
Для непосредственного исполнения противоэпидемических и лечебных мероприятий назначается врач, ответственный за проведение профилактических и специальных мероприятий по ВИЧ-инфекции (доверенный врач). С учетом того, что в функции доверенного врача входят организация и оказание медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией, на эту должность рекомендуется назначать врача-инфекциониста, при его отсутствии – врача-терапевта.
В настоящее время на всех административных территориях области назначены и работают такие специалисты. По городу Ростову-на-Дону в каждом лечебном учреждении определён врач, ответственный за проведение профилактических и специальных мероприятий по ВИЧ-инфекции.
Деятельность двухуровневой схемы «организатор здравоохранения – ответственный исполнитель» способствует оптимальному построению системы профилактических, противоэпидемических и лечебно-диагностических мероприятий не только в рамках ЛПУ, но и муниципального образования в целом.
Изложению примерных функциональных обязанностей обоих специалистов посвящены отдельные главы данного пособия.
Вопросы координационного межведомственного взаимодействия с привлечением бизнес-сообщества, трудовых коллективов, неправительственных организаций, средств массовой информации по противодействию распространению ВИЧ-инфекции целесообразно решать с участием Администрации муниципального образования.
Для координации и стратегического планирования мероприятий по борьбе с ВИЧ-инфекцией в масштабе региона утверждён постановлением Администрации области от 27.04.2007г. № 174 и активно функционирует областной межведомственный совет по вопросам борьбы с заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
В рамках Совета консолидированы усилия и партнёрство разнопрофильных министерств и ведомств, общественных организаций, церкви, СМИ, гражданского общества.
Обеспечено устойчивое финансирование проблемы – в рамках целевой программы «Анти-ВИЧ/СПИД».
Во всех учреждениях образования области (школах, ССУЗах) внедрено системное обучение по вопросам ВИЧ-инфекции.
Регулярно проводятся массовые информационные кампании (не менее 2-3 в год) с использованием СМИ на всех территориях области среди молодёжи и населения в целом, а так же работа по профилактике распространения ВИЧ и вирусных гепатитов В и С среди потребителей инъекционных наркотиков, трудовых мигрантов, других групп населения, наиболее уязвимых к ВИЧ.
Значительно расширено количество неправительственных организаций, работающих совместно с Центром СПИД по проблеме ВИЧ/СПИДа. Если в 2006 году таких организаций было 2, то к середине 2010 уже около 30-ти.
При активном участии Совета, в 2008 году впервые в Ростовской области реализованы мероприятия Международного автопробега «СПИД-СТОП!», в рамках которого были проведены: обучающий семинар для журналистов региональных СМИ, массовое обследование населения на ВИЧ-инфекцию с вручением призов, цикл лекций для учащейся молодёжи всех ССУЗов г.Ростова-на-Дону, гала-концерт на Фонтанной площади города с участием звёзд молодёжной эстрады.
В период роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией, преобладания полового пути передачи инфекции, единственно возможной мерой борьбы с распространением ВИЧ среди населения является профилактика, что необходимо учитывать при организации работы по противодействию эпидемии на территориях области. Описанию мероприятий, входящих в понятие «профилактика» посвящён отдельный раздел данного пособия.
Таким образом, залогом эффективной системы противодействия распространению ВИЧ-инфекции и оказания медицинской помощи инфицированным ВИЧ в муниципальном образовании являются:
-
Наличие двухуровневой схемы ответственных специалистов «организатор здравоохранения – ответственный исполнитель» .
-
Наличие координирующего органа при Администрации муниципального образования, обеспечивающего заинтересованность и систематичную работу всех причастных структур.
-
Наличие подготовленного специалиста, способного организовать и проводить диспансерное наблюдение и лечение больных ВИЧ-инфекцией на уровне муниципального лечебно-профилактического учреждения.
-
Территориальная программа «Анти-ВИЧ/СПИД» с устойчивым целевым финансированием профилактических мероприятий.
-
Развитие института общественных организаций (реабилитационные центры, партнёрские организации, работающие по принципу «равный – равному», молодёжные и общественные объединения).
Профилактика ВИЧ-инфекции среди различных групп населения
Эпидемия ВИЧ-инфекции в Ростовской области продолжает разрастаться, число людей, живущих с ВИЧ, неуклонно увеличивается. Болезнь поражает, прежде всего, людей в молодом, репродуктивном и наиболее трудоспособном возрасте, имеет пожизненный характер, ведет к негативным социальным, экономическим и демографическим последствиям. Эффективного средства специфической профилактики ВИЧ-инфекции до сих пор не найдено. Заболевание не поддается излечению, несмотря на существенные достижения в увеличении продолжительности и улучшении качества жизни больных, благодаря широко применяемой во всем мире высокоактивной антиретровирусной терапии.
Вместе с тем, обеспечение лечением и уходом ВИЧ-инфицированных лиц становится все более затратной статьей расхода в бюджетах многих стран, в том числе и в России. Поэтому, на сегодняшний день самым эффективным, самым экономичным и самым мощным ответом общества эпидемии ВИЧ/СПИДа, является создание условий, ограничивающих распространение ВИЧ-инфекции, то есть – проведение профилактических мероприятий. Опыт борьбы с ВИЧ-инфекцией в странах, которые добились снижения темпов роста заболеваемости, показывает, что в настоящее время альтернативы профилактике нет, и только просвещение и обучение населения поведению, безопасному в плане заражения ВИЧ-инфекцией, могут радикально повлиять на изменение сложившейся обстановки. Благодаря энергично реализуемым профилактическим программам, отмечаются положительные тенденции в сексуальном поведении молодежи, а именно – расширение практики пользования презервативами, более позднее начало половой жизни и уменьшение числа половых партнеров.
Борьба с ВИЧ-инфекцией – забота не только здравоохранения. Это сложная и многосторонняя проблема, затрагивающая социальную, экономическую, образовательную, культурную жизнь общества, вопросы нравственности и морали, а следовательно и меры противодействия эпидемии должны быть многоаспектными и не ограничиваться только медицинскими. Задача предупреждения распространения ВИЧ/СПИДа не может и не должна решаться отдельным ведомством. Субъектами профилактической деятельности являются федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, педагогическое, научное, культурное сообщества, учреждения юстиции, церковь, НКО, молодежные объединения, СМИ, все граждане России, в том числе семья и родительская общественность.
ВИЧ-инфекция относится к разряду социальных заболеваний, в борьбе с которыми профилактика занимает одно из ведущих мест и ее необходимо проводить повсеместно и широкомасштабно, охватывая все население, особенно наиболее уязвимые его группы.
Работа по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции регламентируется правовыми документами РФ и Минздравсоциразвития, и должна предусматривать следующие уровни профилактики:
-
Первичный уровень – ограничение числа случаев ВИЧ-инфицирования путем воздействия на специфические причинные факторы, способствующие повышению риска заболевания. На этом этапе профилактики проводят пропаганду здорового образа жизни, безопасного секса, отказа от употребления наркотиков среди всего населения, молодежи и целевых групп (ПИН, КСР, мигранты, безнадзорные дети, правонарушители, военнослужащие, персонал медучреждений и т.д.). Осуществляется массовый скрининг.
-
Вторичный уровень – раннее выявление и специфическое лечение больных ВИЧ-инфекцией, для чего осуществляется поисковый скрининг среди групп риска.
-
Третичный уровень – лечение и реабилитация людей, инфицированных ВИЧ.
Эффективная борьба с ВИЧ-инфекцией требует выработки стратегии и подходов, отличающихся от традиционных моделей профилактики инфекционных заболеваний, поскольку новые случаи заражения происходят, в основном, в результате особенностей образа жизни и действий, скрытых от посторонних глаз и не поддающихся простым запретам и контролю.
Профилактические мероприятия при ВИЧ-инфекции – это комплекс скоординированных административных, организационных, просветительских, медико-санитарных мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения случаев ВИЧ-инфекции на территории. При планировании и реализации мероприятий в сфере профилактики необходимо обеспечить массовый охват населения (в первую очередь молодого работающего населения, подростков, женщин и др.) профилактической работой, направленной на предотвращение новых случаев ВИЧ-инфекции. Наряду с этим расширять деятельность, направленную на прекращение дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп, практикующих рискованное поведение (потребители инъекционных наркотиков, лица, предоставляющие секс-услуги за плату и др.).
В условиях недостаточного финансирования системы здравоохранения и отхода от устаревших жестких административных методов борьбы с инфекционными заболеваниями, в т.ч. с ВИЧ- инфекцией, наибольший профилактический эффект достигается при реализации целевых комплексных программ, разработанных с учетом конкретных особенностей и потребностей территории и включающих в себя, как базовые компоненты, ориентированные на широкие слои населения, так и узконаправленные – для уязвимых групп. При разработке таких программ важно учитывать не только эпидемическую ситуацию по ВИЧ-инфекции и сопутствующим заболеваниям на данной территории в настоящее время, но и данные прогноза на годы, предусмотренные для реализации программы.
Целевая территориальная программа должна отражать основные положения соответствующих федеральной и региональной программ и, таким образом, способствовать реализации государственной политики по борьбе с ВИЧ-инфекцией и сопутствующими заболеваниями на конкретной административной территории Российской Федерации. Основные мероприятия территориальной целевой программы должны быть направлены на стабилизацию эпидемической ситуации по ВИЧ-инфекции на территории, а также способствовать внедрению в медицинскую практику эффективных методов диагностики, профилактики и лечения ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний, что в итоге, приведет к снижению показателей заболеваемости ВИЧ-инфекцией, уровня смертности, инвалидизации, повышению качества и продолжительности жизни больных.
Поделитесь с Вашими друзьями: |