ОГЭ по биологии
1. Заданий 32, из них: с кратким ответом – 28, с развёрнутым ответом – 4; по уровню сложности: Б (базовый) – 22, П (повышенный)– 10
2. Максимальный первичный балл - 46.
3. Продолжительность экзамена - 180 минут.
4. На экзамене можно пользоваться калькулятором
Общая структура заданий ОГЭ по биологии.
№
|
Тема задания
|
Баллы
|
Уровень
|
|
Часть 1
|
|
|
1
|
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей
|
1
|
Б
|
2
|
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы
|
1
|
Б
|
3
|
Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство грибы
|
1
|
Б
|
4
|
Царство Растения
|
1
|
Б
|
5
|
Царство Растения
|
1
|
Б
|
6
|
Царство Животные
|
1
|
Б
|
7
|
Царство Животные
|
1
|
Б
|
8
|
Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Сходство человека с животными и отличие от них. Размножение и развитие организма человека
|
1
|
Б
|
9
|
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма
|
1
|
Б
|
10
|
Опора и движение
|
1
|
Б
|
11
|
Внутренняя среда
|
1
|
Б
|
12
|
Транспорт веществ
|
1
|
Б
|
13
|
Питание. Дыхание
|
1
|
Б
|
14
|
Обмен веществ. Выделение. Покровы тела
|
1
|
Б
|
15
|
Органы чувств
|
1
|
Б
|
16
|
Психология и поведение человека
|
1
|
Б
|
17
|
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни и приемы оказания первой доврачебной помощи
|
1
|
Б
|
18
|
Влияние экологических факторов на организмы
|
1
|
Б
|
19
|
Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции органического мира
|
1
|
Б
|
20
|
Умение интерпретировать результаты научных исследований, представленные в графической форме
|
1
|
Б
|
21
|
Умение определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого
|
1
|
Б
|
22
|
Умение оценивать правильность биологических суждений
|
1
|
Б
|
23
|
Умение проводить множественный выбор
|
2
|
П
|
24
|
Умение проводить множественный выбор
|
2
|
П
|
25
|
Умение устанавливать соответствие
|
2
|
П
|
26
|
Умение определять последовательность биологических процессов, явлений, объектов
|
2
|
П
|
27
|
Умение включать в биологический текст, пропущенные термины и понятия из числа предложенных
|
2
|
П
|
28
|
Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями, по заданному алгоритму
|
3
|
П
|
|
Часть 2
|
|
|
29
|
Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать)
|
3
|
П
|
30
|
Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме
|
3
|
П
|
31
|
Умение определять энерготраты при различной физической нагрузке и составлять пищевой рацион
|
3
|
П
|
32
|
Умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания
|
2
|
П
|
Критерии перевода в оценку
Отметка по пятибалльной шкале
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
Общий балл
|
0 - 12
|
13 - 25
|
26 - 36
|
37 - 46
|
Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 33 баллам.
Проверяемое в ОГЭ содержание
Первый блок «Биология как наука»
1.1. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов
Второй блок «Признаки живых организмов»
2.1. Проверяет знания: о строении, функциях и многообразии клеток. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток– одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни
2.2. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость– свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Проверяет знания: о строении, функциях и многообразии тканей, органов и систем органов растений и животных, выявление изменчивости организмов.
Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними
Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы»
Знания: о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы (Животные, Растения, Грибы, Бактерии, Вирусы); классификации растений и животных (отдел (тип), класс); об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основе устойчивости биосферы и результате эволюции.
3.1. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии– возбудители заболеваний растений, животных, человека
3.2. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности
3.3. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности
3.4. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности
3.5. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции
Четвертый блок «Человек и его здоровье»
Содержит задания, выявляющие знания: о происхождении человека и его биосоциальной природе, высшей нервной деятельности и об особенностях поведения человека; строении и жизнедеятельности органов и систем органов(нервной, эндокринной, кровеносной, лимфатической, дыхания, выделения, пищеварения, половой, опоры и движения); внутренней среде, об иммунитете, органах чувств, о нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности; сани-тарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.
4.1 Сходство человека с животными и отличие от них.
Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека
4.2. Нервно-гуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны
4.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении
4.4. Дыхание. Система дыхания
4.5. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет
4.6. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы
4.7. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины
4.8. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения
4.9. Покровы тела и их функции
4.10. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение
4.11. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат
4.12 Органы чувств, их роль в жизни человека
4.13. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека
4.14 Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др.
Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания
(кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний.
Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха
4.15. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»
Содержит задания, проверяющие знания: о системной организации живой природы, об экологических факторах, о взаимодействии разных видов в природе; об естественных и искусственных экосистемах и о входящих в них компонентах, пищевых связях; об экологических проблемах, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других людей; о правилах поведения в окружающей среде и способах сохранения равновесия в ней
5.1. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе
5.2 Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем
5.3 Биосфера– глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы
Поделитесь с Вашими друзьями: |