Министерство высшего и среднего специального образования республики узбекистан министерство здравоохранения республики узбекистан



Дата02.05.2016
Размер0.51 Mb.
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Утверждаю” “Утверждаю”



Заместитель министра Заместитель министра

здравоохранения Республики высшего и средне - специального

Узбекистан образования Республики Узбекистан

Проф. М.Х. Ходжибеков _______________________________

____” _______________2002 г. “____” _______________2002 г.




ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОФИЛЬ 720000 “ЗДРАВООХРАНЕНИЕ”



Направление образования – 5720100 – “лечебное дело”


Направление – 5140900 – “профессиональное образование” (лечебное дело)

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА ПО ФАРМАКОЛОГИИ


Ташкент – 2002


МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ЦЕНТР ПО АККРЕДИТАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРИ СОВЕТЕ РЕКТОРОВ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Согласовано” “Рекомендую”



Начальник Главного управления Председатель Совета Ректоров

кадров, науки и учебных заведе- медицинских институтов

ний Министерства здравоохра- Республики Узбекистан

нения Республики Узбекистан

__________________Ф.А. Акилов _____________Т.А. Даминов_

____” _________________2002 г. “____” ______________2002 г.



ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

720000 -“ЗДРАВООХРАНЕНИЕ”



Направление образования – 5720100 – “лечебное дело”


Направление – 5140900 – "профессиональное образование (лечебное дело)"

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА ПО ФАРМАКОЛОГИИ


Ташкент – 2002


Аннотация:

Настоящая программа составлена по рекомендациям государственных образовательных стандартов Республики Узбекистан и соответствует квалификационной характеристике врача общей практики.


Составители:

Программа составлена зав. каф. фармакологии I-ТашГосМИ проф. У.Б. Закировым, проф. Д.Я. Тешабаевым и доц. Ш.М. Махсумовым


Рецензенты:

Зав. каф. фармакологии ТашПМИ, проф. С.С. Азизова, проф. каф. фармакологии II-ТашГосМИ М.М. Азимов.


Данная программа составлена и обсуждена монотематической комиссией по фармакологии и представлена для утверждения на координационный совет Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.

15февраля 2002 г. протокола №12

Программа рассмотрена и утверждена Координационным советом Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.

“____” _______________2002 г. № протокола __________




1. Предисловие

Данная программа определяет объем теоретических знаний и практических навыков, которыми должен овладеть студент при обучении предмета фармакологии.


1.1. Основными целями и задачами фармакологии при обучении являются по разделу “Общая рецептура” - освоение общих принципов оформления рецептов и составление рецептурных прописей; умение выписывать в рецептах различные лекарственные формы.

Основными целями и задачами обучения по разделу “Общая фармакология” являются освоение студентами вопросов общей фармакологии, включающих процесс взаимодействия лекарств с организмом, пути введения, распределение в организме и пути выведения лекарственных средств, виды действия, вопросы кумуляции, привыкания, лекарственной зависимости и др. По разделам частной фармакологии основными целями и задачами являются - умение оценивать возможность использования лекарственных средств и выписывать их в рецептах при определенных патологических состояниях.

1.2. Требования к знаниям, умениям и навыкам по фармакологии.

Для достижения целей обучения требуются:

1.2.1. Следующий объем знаний:

Для групп лекарственных средств:



  • классификация;

  • общая характеристика эффектов;

  • основное применение;

Для отдельных препаратов:

  • принадлежность веществ к определенным группам химических соединений;

  • фармакодинамика веществ (эффекты, локализация и механизм действия);

  • фармакокинетика веществ (всасывание, распределение, выделение);

  • основные побочные эффекты, токсичность;

  • основные показания и противопоказания к применению.

1.2.2. Следующий объем навыков и умений

  • умение дозировать лекарственное вещество в зависимости от возраста больного;

  • умение выписывать рецепты на различные лекарственные формы;

  • умение экспериментировать и делать заключение и выводы;

  • уметь оказать помощь при отравлениях различными лекарственными средствами.

1.3. Перечень учебных дисциплин и их разделов, необходимых для изучения фармакологии

Для изучения фармакологии необходимы знания по:


Неорганической химии
Раздел: кислоты, щелочи, соли
Органической химии

Разделы: гетерофункциональные соединения; некоторые природные биологические активные соединения (биорегуляторы)
Биологической химии

Разделы: метаболизм; биохимия нервной системы; регуляция обмена веществ; ферменты, гормоны
Анатомии человека

Разделы: ЦНС, периферическая нервная система, сердечно-сосудистая система; пищеварительная система; мочеполовой аппарат; органы кроветворения и иммунной системы; эндокринные железы
Патологической анатомии

Разделы: общие вопросы патологической анатомии; воспаление, некроз; болезни органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, системы крови; авитаминозы; инфекционные заболевания; опухоли
Нормальной физиологии

Разделы: вопросы общей физиологии; физиология вегетативной нервной системы, ЦНС, дыхания, крови и кровообращения, пищеварения, печени и почек, желез внутренней секреции; обмена веществ
Патологической физиологии

Разделы: роль пола, возраста в патологии, воспаление, лихорадка, аллергическая реактивность организма, патологическая физиология нервной системы, дыхания, пищеварения, печени, почек, системы крови, эндокринной системы.
Медицинской биологии
Раздел: распространение паразитарных форм в животном мире.
Микробиологии

Разделы: патогенные бактерии, микобактерии, спирохеты, грибы, вирусы

1.4. Обязательный минимум требований к количеству выполнения заданий по видам практических занятий

Выполнение заданий по фармакотерапии, т.е. выписывание 5-6 рецептов на препараты данной темы, решение 2-3 многоэтапных задач на слайдах; решение 2-3 ситуационных задач; выполнение заданий по обучающе-контролирующей программе.



1.5. Количество контрольных мероприятий для знания студентов

В план практических занятий включаются заключительные занятия, которые проводятся после каждого раздела. Их 4 и они объединяют материал раздела и позволяют оценить степень усвоения тем.



1.6. Применение компьютерных информационных и других современных технологий обучения

Для осуществления мер, направленных на решение целей и задач используются обучающие методические приемы. К их числу относятся решение одноэтапных и многоэтапных задач на слайдах, решение ситуационных задач по фармакологии. Применяется обучающе- контролирующая программа с эталонами ответов.
2. Содержание лекционного материала.
2.1. ВВЕДЕНИЕ

Лекция №1 - 2 часа

Тема: Введение. Общая фармакология

Определение фармакологии, ее место среди других медицинских и биологических предметов. Основные этапы развития фармакологии.

Развитие лекарствоведения. Данные о лекарственных растениях и веществах (Ибн Сина, Беруний, Ар-Разий и др.). Научное наследие Абу Али ибн Сины в области фармакологии. Первые аптеки. Внедрение приказа об аптеках. Издание первой Фармакопеи. Издание руководства по фармакологии. Появление и развитие экспериментальной фармакологии (Р. Бухгейм) Значение достоинств химии для фармакологии. Известные фармакологи (Н.П. Кравков, С.В. Аничков, В.В. Закусов, И.И. Маркелов, Н.Н. Компанцев, И.К. Камилов).

Создание специальных научно-исследовательских институтов. Развитие химико-фармацевтической промышленности.

Принципы изыскания новых лекарственных средств. Синтез новых лекарственных веществ на основе выявления зависимости между химическим строением и действием веществ. Получение препаратов из растительного и животного сырья.

Основные принципы и методы испытания новых лекарственных веществ. Понятие о “плацебо”-“слепом” методе испытания. Фармакологический комитет Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, его назначение.



2.2. ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ.

Фармакокинетика лекарственных средств. Проникновение лекарственных веществ через биологические мембраны.

Энтеральные и парентеральные пути введения лекарственных веществ. Всасывание лекарственных веществ при различных способах введения. Основные механизмы всасывания. Факторы, влияющие на всасывание веществ. Понятие о биологической доступности.

Распределение лекарственных веществ в организме, их депонирование.

Химическое превращение лекарственных веществ в организме, основные виды этих превращений.

Фармакодинамика лекарственных средств. Основные принципы действия лекарственных веществ. Специфические рецепторы, понятие о агонистах и антагонистах. Эффекты фармакологического действия.

Виды действия лекарственных средств. Факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных веществ. Химическое строение и физико-химические свойства лекарственных веществ. Понятие стереоизомерии, липофильности, полярности, степени диссоциации. Зависимость эффекта действия от дозы (концентрации) лекарственного вещества. Виды доз: средняя и высшая терапевтическая, разовая, суточная, курсовая. Токсические дозы. Широта терапевтического действия.

Лекция №2 - 2 часа

Тема: Общая фармакология. (продолжение)

Значение пола и возраста для действия фармакологических средств. Зависимость эффекта действия от патологического состояния организма. Место генетических факторов в проявлении действия фармакологических веществ.

Изменение действия лекарств при их повторном введении. Привыкание, материальная и функциональная кумуляция. Лекарственная зависимость (психическая, физическая). Медицинские и социальные аспекты борьбы с лекарственной зависимостью.

Действие лекарств при их совместном применении. Синергизм (суммирование, потенцирование). Антагонизм, антидотизм.

Побочное и токсическое действие лекарственных веществ. Побочные действия аллергической и неаллергической природы. Тератогенность, эмбриотоксичность.

Место генетических факторов в проявлении побочных эффектов действия лекарств. Идиосинкразия.


2.3. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИИ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО ОТДЕЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

2.3.1. Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию.

2.3.1.1. Средства для местной анестезии. -4 часа

(новокаин, тримекаин, лидокаин, дикаин, анестезин).

Классификация. по химическому строению, Локализация и механизм действия. Сравнительная оценка современных анестетиков и их применение при различных видах анестезии. Токсические действия, способы их предупреждения.

2.3.1.2. Вяжущие средства.-4 часа

(танин, отвар коры дуба, свинца ацетат, висмута нитрат основной, квасцы).

Обволакивающие средства.

(слизь из крахмала).

Принцип действия. Применение.

Адсорбирующие средства.

(уголь активированный).

Принцип действия. Применение.

Раздражающие средства.

(Горчичная бумага, масло терпентинное очищенное, ментол, раствор

аммиака).

Влияние на кожу и слизистые оболочки. Значение возникающих при этом рефлексов. Отвлекающий эффект действия. Применение раздражающих средств.
2.3.2. СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ХОЛИНЕРГИЧЕСКИЕ СИНАПСЫ.

Лекция №3 – 2 часа.

Тема: Средства, влияниящие на м- и н- холинорецепторы.

Разделение холинорецепторов на мускарино и никотиночувствительные (м- и н- холинорецепторы). Классификация средств, влияющих на проведение возбуждение в холинергических синапсах.



2.3.2.1. М- и н- холиномиметические средства.

(карбахолин).

Основные эффекты действия ацетилхолина и карбахолина (мускарино- и никотиноподобное действие). Показания к применению карбахолина. Побочные действия.

2.3.2.2. Антихолинэстеразные средства.

(прозерин, галантамина гидробромид, физостигмина салицилат, армин).

Характер их взаимодействия с ацетилхолинэстеразой. Основные эффекты действия. Сравнительная характеристика препаратов. Показания к применению. Особенности действия фосфорорганических соединений.

Побочные и токсические действия антихолиноэстеразных средств. Лечение отравлений этими веществами. Применение реактиваторов холинестеразы (дипироксим, изонитрозин) при отравлениях фосфорорганическими соединениями.



2.3.2.3. М- холиномиметические средства.

(пилокарпина гидрохлорид, ацеклидин).

Влияние на глаз (на величину зрачка, внутриглазное давление, аккомодацию), гладкие мышцы внутренних органов, секрецию желез. Применение.

Токсическое действие мускарина. Лечение отравления мускарином.



2.3.2.4. М- холиноблокирующие средства.

(атропина сульфат, скополамина гидробромид, платифиллина гидротартрат, метацин).

Влияние атропина на глаз, сердечно-сосудистую систему, гладкие мышцы, железы. Особенности действия на ЦНС. Применение. Отравление атропином и меры помощи.

Препараты белладонны. Применение. Особенности действия и применения скополамина, платифиллина и метацина.



Лекция №4 –2 часа.

Тема: Средства, влияющие на н- холинорецепторы.

2.3.2.5. Н- холиномиметические средства.

(цититон, лобелина гидрохлорид).

Влияние на н- холинорецепторы синокаротидной зоны, вегетативных ганглий и мозгового вещества надпочечников. Основные эффекты. Применение. Токсическое действие никотина. Использование н- холиномиметических веществ в борьбе против курения.

2.3.2.6. Ганглиоблокирующие средства.

(пирилен, бензогексоний, пентами н, гигроний, пахикарпина гидройодид).

Локализация и механизм действия. Основные эффекты действия. Показания к применению, побочные действия.

2.3.2.7. Курареподобные средства.

(тубокурарина хлорид, анатруксоний, пипекурония бромид и панкурония бромид, дитилин, диоксоний)

Классификация. Механизм действия деполяризующих и антидеполяризующих курареподобных средств. Применение. Возможные осложнения. Антагонисты курареподобных средств.

2.3.3. Средства, влияющие на адренергические синапсы.

Лекция №5 – 2 часа.

Тема: Адреномиметики и адреноблокаторы, симпатомиметики и симпатолитики.

2.3.3.1. Адреномиметические средства.

(адреналина гидрохлорид, норадреналина гидротартрат, мезатон, нафтизин, галазолин, изадрин, салбутамол, тербуталин, фенотерол).

Классификация адреномиметиков прямого действия по их влиянию на различные виды рецепторов.

Вещества, стимулирующие альфа- и бета- адренорецепторы.

Основные свойства адреналина (влияние на сердечно-сосудистую систему, гладкие мышцы, обмен веществ).

Особенности действия норадреналина. Влияние на сердце, тонус кровеносных сосудов. Применение.

Альфа- адренаномиметики, основные эффекты действия и применения мезатона. Особенности действия и применения нафтизина.

Бета- адреномиметики. Особенности фармакодинамики изадрина. Применение. Бета- адреномиметики (фенотерол, салбутамол, тербуталин).

Побочные действия адреномиметиков, их предупреждение .

2.3.3.2. Симпатомиметические средства.

(эфедрина гидрохлорид).

Механизм действия эфедрина. Основные эффекты действия. Применение.

Побочные действия симпатомиметиков, их предупреждение .



2.3.3.3. Адреноблокирующие средства.

(фентоламина гидрохлорид, фентоламина метансульфанат тропафен, дигидроэрготоксина метансульфанат, празозин, анаприлин, метопролол, атенолол, талинолол, лабетолол).

Фармакодинамика альфа-1 и альфа-2 адреноблокаторов. Применение. Возможные осложнения.

Основные свойства и применение Бета- адреноблокаторы избирательного действия (метопролол).



2.3.3.4. Симпатолитические средства.

(октадин, резерпин, орнид).

Локализация действия, механизмы и основные эффекты действия симпатолитиков. Терапевтическое применение. Побочные действия.

2.4. СРЕДСТВА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ ЦНС.

Лекция №6 –2 часа.

Тема: Средства для наркоза. Спирт этиловый.

2.4.1. Средства для наркоза.

(фторотан, эфир для наркоза, азота закись, гексенал, тиопентал - натрий, кетамин, пропанидид, натрия оксибутират).

История создания и применения средств для наркоза (В.Г. Мортон, Н.И. Пирогов, Н.П. Кравков). Общая характеристика состояния наркоза. Стадии наркоза.

Краткая физико-химическая характеристика средств для наркоза. Общность влияния на живые структуры. Возможные молекулярные механизмы действия.

Понятие о широте наркотического действия.

Сравнительная характеристика средств для ингаляционного наркоза (активность, влияние на сердечно-сосудистую систему, безопасность в пожарном отношении).

Особенности действия средств для неингаляционного наркоза. Их сравнительная характеристика (активность, скорость развития наркоза, продолжительность действия, последействие).

Побочные действия средств для наркоза.



2.4.2. Спирт этиловый -4 часа.

Влияние спирта этилового на ЦНС. Его энергетическое значение. Местное действие на кожу и слизистые оболочки. Применение в практической медицине.

Токсикологическая характеристика. Влияние на сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, печень. Острое отравление и его лечение. Алкоголизм и его социальные аспекты. Принципы лечения алкоголизма. Тетурам.

Лекция №7 –2 часа.

Тема: Снотворные, противоэпилептические и противопаркинсонические средства.

2.4.3. Снотворные средства.

(этаминал-натрий, барбамил фенобарбитал, нитразепам, золпидем, хлорал гидрат).

Возможные механизмы действия снотворных средств. Влияние на структуру сна. Сравнительная характеристика бензодиазепинов и барбитуратов в качестве снотворных средств. Возможность развития лекарственной зависимости.

Острое отравление снотворными средствами и принципы его лечения.



2.4.4. Противоэпилептические средства.

(фенобарбитал, дифенин, этосуксимид, карбамазепин, клоназепам).

Возможные механизмы действия противоэпилептических средств. Сравнительная оценка отдельных препаратов при различных видах эпилепсии. Средства, применяемые для устранения эпилептического статуса. Побочные действия противоэпилептических средств. Основные принципы фармакотерапии эпилепсии.

2.4.5. Противопаркинсонические средства.

(леводопа, мидантан, циклодол, бромкриптин).

Основные принципы фармакологической коррекции экстрапирамидных нарушений. Механизмы действия противопаркинсонических средств. Сравнительная оценка эффективности отдельных препаратов. Основные побочные действия.

Использование ингибиторов ДОФА – декарбоксилазы для усиления действия и уменьшения побочных действий леводопы, карбидопы, бенсеразида.



Лекция №8 – 2 часа.

Тема: Анальгетические средства.

2.4.6. Наркотические анальгетики.

( морфина гидрохлорид, промедол, фентанил, пентазоцина гидрохлорид, бупренорфин)

Эффекты действия этих средств, связанные с ЦНС. Особенности действия - болеутоляющее действие. Возможные механизмы анальгезии. Понятие об опиатных рецепторах и эндогенных лигандах. Влияние на внутренние органы (сердечно-сосудистая система, бронхи, желудочно-кишечный тракт).

Сравнительная характеристика отдельных препаратов. Показания к применению. Побочные действия.

Острое отравление и основные принципы его фармакотерапии. Привыкание и лекарственная зависимость.

Антагонисты наркотических анальгетиков. (налоксон, налтрексон)

Принципы действия. Сравнительная характеристика. Применение.

2.47. Ненаркотические анальгетики.

(кислота ацетилсалициловая, амидопирин, анальгин, бутадион, парацетамол, фенацетин).

Особенности болеутоляющего действия. Влияние на периферические механизмы возникновения болевого ощущения. Механизмы жаропонижающего и противовоспалительного действий. Показания к применению. Основные побочные действия. Трамадол его свойства.

Лекция №9 – 2 часа.

Тема: Нейролептики, транквализаторы, седативные средства, соли лития.

Значение работ И.П. Павлова в развитии психофармакологии. Классификация психотропных средств.



2.4.8.Нейролептики.

(аминазин, трифтазин, этаперазин, фторфеназин, галоперидол, дроперидол, хлорпротиксен, клозапин).

Антипсихотическая активность. Седативное (успокаивающее) действие. Влияние на дофаминергические и адренергические процессы в ЦНС. Потенцирование действия средств для наркоза, снотворных и болеутоляющих средств. Противорвотное действие. Сравнительная характеристика нейролептиков. Использование в практической медицине. Экстрапирамидные нарушения, возникающие при применении нейролептиков и их фармакологическая регуляция.



2.4.9.Соли лития.

(лития карбонат)

Возможные механизмы действия. Применение. Побочные действия.

2.4.10. Транквилизаторы.

(хлозепид, диазепаь, феназепам, нозепам, мезапам, амизил, буспирон).

Анксиолитическое действие. Снотворное, противосудорожное, мышечно-расслабляющее действие. Возможные механизмы действия. Влияние на ГАМКергические процессы. Понятие о бензодиазипиновых рецепторах и возможных эндогенных лигандах.

Показания к применению. Побочные действия. Возможность развития лекарственной зависимости.



2.4.11. Седативные средства -4 часа

(натрия бромид, настойка и настой валерианы, настойка пустырника).

Влияние на ЦНС. Показания к применению. Побочные действия.

Лекция №10 –2 часа.

Тема: Психостимуляторы, антидепрессанты, ноотропные средства

2.4.12. Психостимулирующие средства.

(кофеина-бензоат натрия, меридил, сиднокарб).

Характеристика психостимулирующего действия. Влияние на сердечно-сосудистую систему. Показание к применению. Побочные действия. Возможность развития лекарственной зависимости.

2.4.13. Антидепрессанты.

(имизин, амитриптилин, азафен, пиразидол, ниаламид флуоксетин, мапротилин моклобемид).

Общая характеристика. Третичные и четвертичные циклические антидепрессанты. Ингибиторы МАО. Влияние на адренергические, серотонинергические и дофаминергические процессы в ЦНС.

Сравнительная оценка отдельных препаратов (антидепрессивное, психостимулирующее, седативное действие), побочные действия.



2.4.14. Ноотропные средства.

(пирацетам, аминалон).

Влияние на метаболические процессы в ЦНС. Возникновение оптимальных условий для высшей нервной деятельности.

Показания к применению.



2.4.15. Аналептики.

(кордиамин, бемегрид, камфора).

Стимулирующее действие на ЦНС. Влияние на дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

2.5. СРЕДСТВА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ.

Лекция №11 –2 часа.

Тема: Средства, влияющие на функции органов дыхания.

2.5.1. Средства, влияющие на функции органов дыхания..

2.5.1.1. Стимуляторы дыхания -2 часа.

(кордиамин, бемегрид, кофеина-бензоат натрия, цититон).

Основные механизмы стимулирующего действия на дыхание этих средств. Сравнительная характеристика стимуляторов дыхания из группы аналептиков и н- холиномиметиков. Различия в продолжительности действия. Показания к применению.

2.5.1.2. Противокашлевые средства -1 час.

(кодеина фосфат, либексин, глауцина гидрохлорид).

Средства центрального и периферического действия. Применение противокашлевых средств. Возможность развития привыкания и лекарственной зависимости к средствам центрального действия.

2.5.1.3. Отхаркивающие средств -1 час.

(настой травы термопсиса, бромгексин, трипсин кристаллический).

Локализация и механизм действия отхаркивающих средств. Средства рефлекторного и прямого действия. Показания к применению.

2.5.1.4. Бронхолитические средства.

(изадрин, салбутамол, адреналина гидрохлорид, эфедрина гидрохлорид, атропина сульфат, эуфиллин).

Различия в механизмах действия бронхолитических средств из групп адреномиметиков, м- холиноблокаторов и спазмолитиков миотропного действия.

Показания к применению бронхолитиков, пути их введения, побочные действия.



2.5.1.5. Средства, применяемые при отеке легких.

(спирт этиловый, маннит, мочевина, строфантин к, гигроний).

Принципы действия средств применяемых при отеке легких.

Противовспенивающее действие спирта этилового и антифомсилана. Дегидратационное действие мочевины и маннита. Применение мочегонных средств быстрого действия (фуросемид). Значение коррекции гемодинамики при отеке легких сердечными гликозидами. Использование гипотензивных средств. Оксигенотерапия. Совместное применение препаратов.



2.5.2. Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему.

Лекция №12 –2 часа.

Тема: Сердечные гликозиды.

2.5.2.1. Сердечные гликозиды.

(дигитоксин, дигоксин, целанид, настой травы горицвета, строфантин к, коргликон).

История изучения сердечных гликозидов. Растения, содержащие в своем составе сердечные гликозиды.

Чистые гликозиды, выделенные из растений.

Фармакодинамика сердечных гликозидов: влияние на силу сердечных сокращений, ритм, проводимость, автоматизм, обмен веществ в миокарде. Сущность терапевтического действия сердечных гликозидов при декомпенсации сердца.

Сравнительная характеристика различных препаратов (активность, всасывания в ЖКТ, скорость развития и продолжительность действия, кумуляция). Клинические признаки острого отравления сердечными гликозидами, их лечение и предупреждение (препараты калия, унитиол, динатриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты).



Лекция №13 –2 часа.

Тема: Антиаритмические средства.

2.5.2.2. Антиаритмические средства.

(хинидина сульфат, новокаинамид, лидокаин, дифенин, амиодарон, верапамил, анаприлин, аймалин, этмозин).

Средства, применяемые при тахиаритмиях и экстрасистолиях. Основные свойства средств, стабилизирующих мембраны клеток миокарда (влияние на автоматизм, проводимость, эффективный рефрактерный период). Особенности противоаритмического действия бета-адреноблокаторов и антагонистов кальция. Применение. Побочные действия. Средства, применяемые при нарушении проводимости в проводящей системе сердца (бета-адреномиметики, м- холиноблокаторы).

Лекция №14 –2 часа.

Тема: Средства, применяемые при коронарной недостаточности

2.5.2.3. Средства, применяемые при недостаточности коронарного кровообращения.

(нитроглицерин, сустак, эринит, валидол, анаприлин, верапамил, фенигидин, мибефрадил).

Принципы устранения кислородной недостаточности при стенокардии (уменьшение потребности миокарда в кислороде, устранение коронароспазма).

Средства, применяемые для устранения и предупреждения приступов стенокардии (антиангинальные средства).

Основные принципы лекарственной терапии инфаркта миокарда. Применения наркотических анальгетиков, средств для наркоза, антиаритмических средств; препаратов, нормализующих гемодинамику, антикоагулянтов, фибринолитиков, антиагрегантов. Средатва, применяемые при нарушение мозгового кровообращения.

Лекция №15 –2 часа.

Тема: Гипотензивные и гипертензивные средства.

2.5.2.4. Гипотензивные средства.

(клофелин, метилдофа, резерпин, октадин, анаприлин, магния сульфат,

диазоксид, натрия нитропруссид, дихлотиазид, каптоприл, эналоприл лозартан).

Классификация. Локализация и механизм действия нейротропных средств. Средства миотропного действия. Гипотензивное действия диуретиков. Сравнительные данные о гипотензивной активности, скорости развития и продолжительности действия.

Принципы использования гипотензивных средств при заболеваниях, сопровождающихся артериальной гипертензией.

Совместное применение средств различных локализаций и механизма действия.

Побочные действия гипотензивных средств, их предупреждение и устранение.

2.5.2.5. Гипертензивные средства.

(норадреналина гидротартрат, мезатон, ангиотензинамид).

Механизм действия и применения гипертензивных средств. Различные средства, обладающие гипертензивным свойством (аналептики, средства, повышающие общий тонус.).

Лекция №16 –2 часа.

Тема: Диуретики.

2.5.3. Мочегонные средства. – 2 часа.

(дихлотиазид, фуросемид, кислота этакриновая, спиронолактон, триамтерен, клопамид, амилорид, оксодолин, маннит).

Механизм действия средств, влияющих на функцию эпителия почечных канальцев. Их сравнительная характеристика (скорость развития эффекта и активность).

Антагонисты альдостерона, их влияние на ионный баланс. Принцип действия осмотических диуретиков. Применение мочегонных средств. Принципы совместного использования препаратов. Побочные действия.



Лекция №17 –2 часа.

Тема: Средства, влияющие на тонус и сократительную активность миометрия.

2.5.4. Средства, влияющие на тонус и сократительную активность миометрия.

( окситоцин, питуитрин, динопрост, динопростон, эргометрина малеат).

Средства, применяемые для усиления родовой деятельности. Влияние окситоцина на миометрий. Фармакология простагландинов. Применение.

Применение средств для наркоза и бета-адреномиметиков для ослабления родовой деятельности при ее чрезмерном усилении.

Фармакологические свойства алкалоидов спорыньи.

Принципы кровоостанавливающего действия алкалоидов спорыньи при маточном кровотечении.


2.5.5. СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ.

Лекция №18 –2 часа.

Тема: Средства, влияющие на функции органов пищеварения.

2.5.5.1. Средства, влияющие на аппетит.

Средства, повышающие аппетит.

(настойка полыни).

Механизм стимулирующего действия горечей на аппетит и желудочную секрецию (исследования И.П. Павлова и его сотрудников). Показания к применению.

Средства, понижающие аппетит.

(анорексигенные средства).

(фепранон, дезопимон, мазиндол, фенфлурамин).

Механизмы действия. Применение против ожирения. Побочное действие. Показания к применению.



2.5.5.2. Средства, применяемые при нарушении секреторной функции желудка.

2.5.5.2.1. Средства заместительной терапии.

(сок натуральный желудочный, пепсин, кислота хлористоводородная разведенная).

Использование средств заместительной терапии при понижении секреторной активности желудка.

Средства, применяемые при усилении секреции желудочных желез (атропина сульфат).

Принципы действия средств, угнетающих секрецию желудочных желез. Использование для этой цели антигистаминных средств, блокирующих Н2 – рецепторы (циметидин, ранитидин).

применение перинзепина, омепразола, гастропротекторов



2.5.5.2.2. Антацидные средства -4 часа.

(магния окись, алюминия гидроокись, натрия гидрокарбонат).

Сравнительная характеристика препаратов. Показания к применению.

2.5.5.3. Средства, влияющие на моторику желудка.

(атропина сульфат).

Применение м- холиноблокаторов при язвенной болезни желудка. Стимулирующее действие холиномиметиков на моторику желудка.

2.5.5.4. Рвотные и противорвотные средства.

(апоморфина гидрохлорид, этаперазин, метоклопрамид, скополамина гидробромид, таблетки “аэрон”).

Механизм действия рвотных средств. Их применение. Принцип действия протирвотных средств. Показания к применению препаратов.

2.5.5.5. Желчегонные средства - 4 часа.

(кислота дегидрохолевая, оксафенамид, таблетки “холензим”, холосас, атропина сульфат, папаверина гидрохлорид, магния сульфат).

Классификация. Принцип действия средств, стимулирующих желчеобразование. Средства, облегчающие желчевыведение.

2.5.5.6. Средства, применяемые при нарушении секреции поджелудочной железы -2 часа.

(панкреатин, контрикал).

Показания к применению панкреатина. Использование ингибиторов протеолитических ферментов и атропиноподобных средств при лечении острого панкреатита.

2.5.5.7.Средства, влияющие на моторику кишечника 3 часа.

Средства, ослабляющие моторику кишечника.

(атропина сульфат, папаверина гидрохлорид, но-шпа).

Различия в механизмах действия средств, усиливающих моторику кишечника. Применение. Побочные действия.

Средства, усиливающие моторику кишечника.

(ацеклидин, прозерин).

Различия в механизмах действия средств, усиливающих моторику кишечника (холиномиметики, антихолинэстеразные средства). Применение.

2.5.5.8.Слабительные средства -4 часа.

(магния сульфат, натрия сульфат, масло касторовое, фенолфталеин,таблетки ревеня, изафенин, , настой листьев сенны).

Классификация. Механизм действия и применение солевых слабительных. Особенности свойств касторового масла.

Локализация и механизм действия фенолфталеина и слабительных средств, содержащих антрагликозиды. Применение. Побочные действия.

Гепатопротекторы. Свойства и применение.

Лекция №19 –2 часа.

Тема: Средства, влияющие на систему крови.

2.5.6.Средства, влияющие на кроветворение.

2.5.6.1. Средства, стимулирующие эритропоэз.

(железа закисного лактат, ферковен, коамид, цианокобаламин, эпоитин альфа).

Средства, применяемые для лечения гипохромных анемий. Всасывание, распределение и выведение препаратов железа. Влияние на кроветворение. Побочное действие. Влияние препаратов кобальта на кроветворение. Их совместная применение с препаратами железа.

Механизм фармакотерапевтического действия цианокобаламина, кислоты фолиевой при гиперхромных анемиях.



2.5.6.2. Средства, влияющие на лейкопоэз -4 часа.

Средства, стимулирующие лейкопоэз.

(пентоксил, натрия нуклеинат, молграмостим).

Показания к применению. Побочное действие.

Средства, угнетающие лейкопоэз.

(см. “Противоопухолевые средства”).

2.5.7. Средства, влияющие на агрегацию тромбоцитов свертывание крови и фибринолиз.

2.5.7.1. Средства, усиливающие свертывание крови -4 часа.

(викасол, фибриноген, тромбин).

Механизм действия викасола. Применения средств местного действия при остановке кровотечения.



2.5.7.2. Средства, препятствующие свертыванию крови.

(гепарин, неодикумарин, синкумар, фенилин).

Антагонисты гепарина и антикоагулянтов непрямого действия (протамина сульфат, витамин К). Применение натрия цитрата.

2.5.7.3. Средства, влияющие на фибринолиз.

Фибринолитические средства.

(стрептокиназа, урокиназа)

Механизм фибринолитической активности. Показания к применению.

Антифибринолитические средства.

(кислота аминокапроновая, контрикал).

Принцип действия кислоты аминокапроновой и контрикала при усилении процесса фибринолиза.

2.5.7.4. Средства, препятствующие агрегации тромбоцитов.

(кислота ацетилсалициловая, простациклин, дипиридамол).

Средства, угнетающие биосинтез тромбоксана. Значение простациклина в агрегации тромбоцитов. Механизм действия средств, угнетающих агрегацию тромбоцитов и их применение.

2.6. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ.

Лекция №20 –2 часа.

Тема: Гормональные препараты и их синтетические заменители и антагонисты.

2.6.1. Препараты гормонов гипофиза, щитовидной , паращитовидной, поджелудочной желез, синтетические аналоги и антагонисты.

Классификация. Источники получения. Общие принципы биологической стандартизации. Принципы гормональной терапии.

Гормональные препараты полипептидного строения. Препараты гормонов гипофиза (кортикотропин, окситоцин, вазопрессин, питуитрин).

Влияние гормонов передней доли гипофиза на функцию желез внутренней секреции. Влияние гормонов задней доли гипофиза на тонус миометрия. Антидиуретические свойства вазопрессина, влияние на тонус кишечника и сосудов. Применение (4 часа). Препараты гормонов щитовидной железы и антитиреоидные средства (трийодтиронина гидро-хлорид,тиреоидин, мерказолил, калий перхлорат, дийодтиронин).

Влияние L-тироксина и трийодтиронина на обмен веществ. Терапевтическое применение.

Физиологическое значение и практическое применение кальцитонина.

Антитиреоидные средства. Фармакодинамика мерказолила. Механизм антитиреоидного действия препаратов йода. Применение. Побочные действия.

Препараты гормона паратиреоидных (околощитовидной) желез (паратиреоидин).

Влияние на обмен фосфора и кальция, применение.

Препараты инсулина и синтетические гипогликемические средства (инсулин, хлорпропамид, бутамид, гибенкломид, глипизид, буформин).

Влияние инсулина на обмен веществ. Принципы его дозирования при лечении сахарного диабета.

Механизм действия синтетических гипогликемических средств перорального применения (производные сульфонил мочевины, бигуанидов).

Сравнительная оценка инсулина и гипогликемических средств. Показания к применению. Побочное действие. Лечение гипогликемической комы.

Лекция № 21 –2 часа.

Тема: Гормональные препараты (продолжение).

2.6.2. Гормональные препараты стероидной структуры.

Препараты гормонов яичников (эстрогенные и гестагенные препараты) (эстрон, этинил-эстрадиол, сиэестрол, прогестерон, прегнин).

Химическое строение и физиологическое значение эстрогенов и гестагенов. Препараты энтерального и парентерального применения. Гестагены продолжительного действия (оксипрогестерона капронат). Использование эстрогенных и гестагенных веществ (микрогинон, антиовин, триквилар, континуин ) перорального применения в качестве противозачаточных средств. Применение эстрогенов и гестагенов (терапевтическое применение).

2.6.2.1. Препараты гормонов мужских половых желез.

(андрогенные препараты)

(тестестерона пропионат, тестэнат, метилтестостерон)

Влияние андрогенов на организм. Препараты энтерального и парентерального применения (тестенат). Показание к применению. Побочные действия.



2.6.2.2.Анаболические стероиды.

(Ретаболил, феноболин, метандростенолон)

Влияние на обмен белков. Показания и противопоказания к применению. Побочные действия.

2.6.2.3. Препараты гормонов коры надпочечников.

(Дезоксикортикостерона ацетат, гидрокортизона ацетат, преднизолон, дексаметазон, триамцинолон, синафлан, флуметазона пивалат).

Классификация. Основное действие минералокортикоидов. Влияние глюкокортикоидов на обмен углеводов, белков, воды, пигментов. Противовоспалительные и противоаллергические свойства глюкокор-тикоидов.

Синтетические глюкокортикоиды местного использования.



Лекция № 22 – 2 часа.

Тема: Витаминные препараты.

2.6.3. Витаминные препараты.

2.6.3.1. Препараты водорастворимых витаминов -2 часа.

(тиамина бромид, рибофлавин, кальция пантотенат, кислота фолиевая, кислота никотиновая, пиридоксина гидрохлорид, цианокобаламин, кальция пангамат, кислота аскорбиновая, рутин).

Значение витаминов группы В в обмене веществ. Влияние на обмен углеводов, белков и жиров. Участие в окислительно-восстановительных процессах. Влияние на нервную, сердечно-сосудистую системы, желудочно-кишечный тракт, на образование форменных элементов крови, состояние эпителия, процесс регенерации.

2.6.3.2. Препараты жирорастворимых витаминов 2 часа.

(ретинола ацетат, эргокальциферол, токоферола ацетат, викасол).

Ретинол, влияние на эпителиальные покровы. Участие в образовании зрительного пурпура. Показания к применению. Побочное действие.

Эргокальциферол, холекальциферол, механизмы их образования. Влияние на обмен кальция и фосфора. Применение, побочные действия.

Филлохинон, менахинон. Их значение в процессе свертывания. Викасол – синтетический заменитель филлохинона. Применение.

Токоферол, его биологическое значение, антиоксидантные свойства. Применение.

2.6.4. Противоатеросклеротические средства.

(гемфибразил, холестирамин, пармидин, ловастатин, кислота никотиновая).

Классификация. Механизм влияния на обмен холестерина и липопротеидов. Применение при различных видах гиперлипопротеидемий. Побочные действия. Влияние пармидина на сосудистый механизм атерогенеза.

2.6.5. Противоподагрические средства.

(этамид, антуран, аллопуринол, уродан).



Механизм действия урикозурических средств при подагре. Показания и противопоказания к применению. Побочные действия. Средства, влияющие на образование мочевой кислоты (аллопуринол).

2.6.6. Кислоты и щелочи -2 часа.

(кислота хлористоводородная разведенная, натрия гидрокарбонат, магния окись).

Влияние кислот и щелочей на кожу и слизистые оболочки. Влияние на деятельность желудочно-кишечного тракта. Применение щелочей для нормализации кислотно-щелочного равновесия. Острое отравление кислотами и щелочами и принципы их лечения.

См. тема “Средства, влияющие на функции органов пищеварения”.

2.6.7. Соли щелочных и щелочно-земельных металлов -3 часа.

(натрия хлорид и кальция хлорид, калия хлорид, кальция глюконат, магния сульфат).

Соли натрия. Изотонические, гипотонические и гипертонические растворы натрия хлорида. Применение.

Соли калия. Значение ионов калия для нервных и мышечных систем. Участие в проведении нервного возбуждения. Регуляция обмена калия. Применение препаратов калия.

Соли кальция. Влияние на ЦНС, сердечно-сосудистую систему, на проводимость. Регуляция обмена кальция. Применение препаратов кальция.

Соли магния. Резорбтивное действие магния сульфата. Механизм гипотензивного действия. Наркотическое действие. Терапевтическое применение.

Антагонизм между ионами кальция и магния.

2.7. ЛЕКАСРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОСПАЛЕНИЕ, АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ И ИММУНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

Лекция №23 – 2 часа.

Тема: Противовоспалительные и противоаллергические средства.

2.7.1. Противовоспалительные средства.

2.7.1.1. Противовоспалительные средства стероидной структуры.

(гидрокортизон, преднизолон, триамцинолон, дексаметазон, флуметазона пивалат).

Возможные механизмы противовоспалительного действия. Непосредственное влияние на очаг воспаления (на мембрану лизосом, миграцию лейкоцитов, энергетическое обеспечение воспаления), применение. Побочные действия.

2.7.1.2. Противовоспалительные средства нестероидной структуры.

(кислота ацетилсалициловая, индометацин, ибупрофен, анальгин, бутадион, диклофенак-натрий, напроксен, мелоксикам).

Механизмы противовоспалительного действия. Влияние на синтез простагландинов. Применение. Побочные действия.

2.7.2 Противоаллергические средства.

(гидрокартизон, преднизолон, триамцинолон, дексаметазон, кетотифен, кромолин-натрий, димедрол, диазолин, супрастин, тавигил, фенкарол).

Понятие о специфической и не специфической гипосенсибилизации. Глюкокортикоиды. Механизм их антиаллергического действия.

Принцип действия и применение кетотифена и кромолин-натрия.

Антигистаминные средства. Механизм действия. Препараты, влияющие на различные виды гистаминочувствительных рецепторов. Их сравнительная оценка. Применение. Побочные действия. Иммунодепрессивные свойства цитостатических средств. Применение противоаллергических средств при аллергических реакциях немедленного и замедленного типов.

Использование адреномиметиков (адреналина гидрохлорид) и бронхолитиков миотропного действия (эуфиллин) при анафилактических реакциях.



2.7.3. Иммуностимулирующие средства

Стимуляторы иммунитета (т-активин, интерфероны, левамизол).


2.8. ПРОТИВОМИКРОБНЫЕ, ПРОТИВОВИРУСНЫЕ И ПРОТИВОПАРАЗИТАРНЫЕ СРЕДСТВА.

2.8.1. Антисептические и дезинфицирующие средства -4 часа.

Понятие об антисептике и дезинфекции. История применения антисептических средств. Условия, определяющие противомикробную активность. Основные механизмы действия антисептических средств на микроорганизмы.

Детергенты.

(церигель, роккал).

Понятие о анионных и катионных детергентах. Их противомикробные и моющие свойства. Применение.

Производные нитрофурана.

(фурацилин).

Спектр противомикробного действия, применение.

Бигуаниды.

(хлоргексидин).

Антибактериальные и противогрибковые свойства. Применение.

Группа фенола и его производных.

(фенол чистый, резорцин, деготь березовый).

Особенности действия и применение.

Соединения металлов.

(ртути окись желтая, серебра нитрат, меди сульфат, цинка окись, цинка сульфат).

Местное действие (вяжущее, раздражающее и прижигающее действие). Противомикробные свойства. Условия, определяющие противомикробную активность. Особенности применения отдельных препаратов. Отравление солями тяжелых металлов. Меры помощи при отравлениях. Принципы использования антидотов при отравлениях (унитиол, натрия тиосульфат).

Галогеносодержащие соединения.

(хлорамин Б, раствор спиртовый).

Особенности действия и применение соединений хлора и йода.

Окислители.

(раствор перекиси водорода, калия перманганат).

Принципы действия. Применение.

Группа альдегидов и спиртов.

(спирт этиловый, раствор формальдегида).

Противомикробные свойства. Кислоты и щелочи (кислота борная, раствор аммиака). Антисептическая активность, применение.

Красители.

(бриллиантовый зеленый, этакридина лактат).

Особенности действия и применение.

2.8.2. АНТИБАКТЕРИАЛЬНЫЕ ХИМИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.

Лекция №24 – 2 часа.

Тема: Принципы химиотерапии, антибиотики

История применения химиотерапевтических средств, основные принципы химиотерапии.



2.8.2.1. Антибиотики.

Биологическое значение антибиоза (исследования Л. Пастера и И.И. Мечникова). История получения и применения антибиотиков. Основные механизмы, действия антибиотиков. Понятие об основных и резервных антибиотиках.



Антибиотики группы пенициллина.

(бензилпеницилина натривая и калиевая соль, бицилин 1,5, оксацилин натриевая соль, ампицилин, карбенициллин, тикарцилин, карфециллин)

Пути введения, распределение, длительность,спектр противомикробного действия. Особенности действия и применения полусинтетических пенициллинов. Побочные эффекты.

Цефалоспорины и другие средсва, имеющие в структуре - лактамное кольцо.

(цефалотин. цефуроксим, цефатаксим, цефалексин, цефаклор, имипенем, меропенем, азтреонам)

Классификация цефалоспоринов в зависимости от путей введения. Общая характеристика цефалоспоринов. Применение.

Свойства имипенемов.



Лекция №25 –2 часа.

Тема: Антибиотики (продолжение).

Макролиды.

(эритромицин, олеандомицин, кларитромицин, азитромицин)

Свойство эритромицина и олеандомицина. Спектр действия, пути введения, распределение и выведение. Применение. Побочные эффекты.

Тетрациклины.

(окситетрациклина дигидрат, тетрациклин, метациклина гидрохларид, доксициклина гидрохлорид)

Спектр действия, пути введения, распределение, продолжительность действия. Применение. Побочные эффекты.

Группа левомицетина.

(Левомицетин)

Спектр действия. Применение. Побочные эффекты.

Группа аминогликозидов.

(стрептомицина сульфат, неомицина сульфат, гентамицина сульфат, тобрамицин, сизомицин, амикацин)

Спектр действия. Особенности отдельных препаратов и применение. Побочные эффекты.

Полимиксины.

(полимиксин М сульфат)

Спектр действия. Применение. Побочные эффекты.

Линкозамиды.

(Линкомицин, клиндамицин)

Спектр действия и особенности линкомицина. Побочные эффекты.

Гликопиптиды

(ванкомицин)

Спектр действия, применение и побочные действия.

Фузидиевая кислота.

Применение, побочные эффекты, Спектр действия и особенности кислоты фузидиевой.



Разные антибиотики

(фузафунжин,)

Спектр действия, применение.

Лекция №26 – 2 часа.

Тема: Сульфаниламидные препараты и антибактериальные средства разного химического строения.

2.8.2.2. Сульфаниламидные препараты.

(сульфадимезин, этазол, уросульфан, сульфацил – натрий, сульфадиме-токсин, сульфапиридазин, фталазол, бактрим).

Зависимость между химическим строением и противомикробным действием сульфаниламидов. Механизм и спектр антибактериального действия. Всасывание, распределение, биотрансформация и выведение. Продолжительность действия и дозирование препаратов. Возможные осложнения, применения сульфаниламидов, их предупреждение и лечение. Совместное применение сульфаниламидов с триметопримом.

2.8.2.3. Синтетические противомикробные средства разного химического строения.

(кислота налидиксовая, нитроксолин, фуразолидон, фуродонин, ципрофлоксацин).

Спектр антибактериального действия препаратов различного химического строения. Показания к применению. Побочные действия.

Лекция №27 – 2 часа.

Тема: Противотуберкулезные, противосифилитические и противовирусные средства.

2.8.2.4. Противотуберкулезные средства.

(рифампицин, этамбутол, изониазид).

Общая характеристика. Спектр и механизм антибактериального действия. Всасывание, распределение и выведение. Побочные действия. Особенности применения противотуберкулезных средств (продол-жительность лечения, принципы совместного использования лекарств).

2.8.2.5. Противоспирохетозные средства -3 часа.

(бензилпенициллина натриевая соль, бийохинол, бицилины –1,-5, эритромицин).

Противоспирохетозные свойства препаратов бензилпенициллина. Механизм действия препаратов висмута и их применение при лечении сифилиса. Побочные действия. Резервные противоспирохетозные препараты.

2.8.3.Противовирусные средства.

(оксолин, мидантан, ремантадин, идоксуридин, интерфероны, ацикловир, арбидол).

Классификация. Направленность и механизм действия противовирусных средств, их применение. Биологическое значение, свойства и применение интерферонов.

Лекция №28 –2 часа.

Тема: Противопротозойные, противогрибковые и противоглистные средства.

2.8.4. Противопротозойные средства.

2.8.4.1. Противомалярийные средства.

(хинина гидрохлорид, хингамин, хлоридин, примахин).

Достижения борьбы против малярии. Направленность действия препаратов на различные формы плазмодиев малярии. Принципы лечения, а также индивидуальной и общественной химиопрофилактики малярии. Побочные действия препаратов.

2.8.4.2. Противоамебные средства.

(метронидазол, эметина гидрохлорид, хиниофон, энтеросептол, хингамин, тетрациклин).

Особенности действия препаратов на виды амеб, расположенные в полости и стенке кишечника, а также вне кишечника. Побочные действия. Использование тетрациклинов при амебиазе.

2.8.4.3. Средства, применяемые при лямблиозе.

(метронидазол, фуразолидон, акрихин).

Сравнительная эффективность препаратов, применяемых при лямблиозе.

2.8.4.4. Средства, применяемые при трихомонадозе.

(метронидазол, трихомонацид, фуразолидон).

Принципы химиотерапии трихомонадоза. Свойства метронидазола. Применение фуразолидона и трихомонацида при лечении трихомонадоза.

2.8.4.5. Средства, применяемые при токсоплазмозе.

(хлоридин, сульфадимезин).

Свойства хлоридина. Совместное применение хлоридина и сульфаниламидных препаратов при лечении токсоплазмоза.


        1. Средства, применяемые при лейшманиозе.

(солюсурьмин, мономицин, акрихин).

Свойства солюсурьмина. Применение солюсурьмина при лечении висцерального и кожного лейшаманиозов. Использование мономицина и акрихина при кожном лейшаманиозе.



2.8.4.7.Средства, применяемые при балантидиазе и трипаносомозе.

(мономицин, меларсопрол).



2.8.5. Противогрибковые средства -4 часа.

(амфотерицин Б, нистатин, леворин, декамин, гризеофульвин, нитро-фунгин).

Различия в спектре действия и показаниях к применению препаратов. Средства, применяемые при лечении поверхностных и общих микозов, а также кандидамикозов. Побочные действия.

2.8.6. Противоглистные средства.

(пиперазина адипинат, нафтамон, фенасал, аминоакрихин, дитразина цитрат, антимонила – натрия тартрат, хлоксил).

Классификация. Механизм действия. Основные принципы применения. Фармакодинамика средств, применяемых при кишечных нематодозах и трематодозах. Побочные действия, применение. Общая характеристика. Средств, применяемых при внекишечных гельминтозах.

Лекция №29 -2 часа.

Тема: Средства, применяемые при злокачественных опухолях.

2.9.1. Противоопухолевые средства

(циклофосфан, сарколизин, хлорбутин, миелосан, метотрексат, меркаптопурин, фтофурацил, фторафур, проспидин, колхамин, винкристин, винбластин, адриамицин, дактиномицин).

Принципы классификации. Современные понятия о механизмах действия. Спектр действия алкилирующих средств, антиметаболитов, ферментов (аспарагиназа). Осложнения, их предупреждение и лечение. Иммунодепрессивные свойства цитостатических средств.

2.10.1. Принципы взаимодействия различных лекарственных средств 4 часа.

Физико – химическое взаимодействие лекарственных средств. Взаимодействие лекарственных средств на этапах всасывания, транспорта, распределения, биотрансформации, выведения (фармакокинетический тип взаимодействия). Фармацевтическое и фармакологическое несоответствие лекарственных средств. Основные принципы лечения острого отравления лекарственными средствами. Меры помощи в зависимости от путей поступления ядов в организм (при отравлении газообразными веществами, при поступлении яда на кожу и слизистые оболочки, в желудочно-кишечный тракт или при его парентеральном поступлении). Обезвреживание всосавшегося яда, антидотная терапия, применение функциональных антагонистов, стимуляторов физиологических функций, препаратов, нормализующих кислотно-щелочное равновесие, переливание крови и кровезамещающих жидкостей. Ускорение выделения яда из организма.

2.11.1. Лекарственные растения -4 часа.

Основные целебные растения и лекарственные вещества, получаемые из них. Особенности и преимущества фитотерапии, применение в различных областях медицинской практики.


3. Темы практических занятий.





Номер темы лекционного материала.

Количество часов.

Название темы практического занятия и его содержание.

1.

2.

3.

4.

2





3

Настои, отвары, эмульсии. Лекарственные сборы. Растворы, назначаемые каплями. Настойки и жидкие экстракты. Растворы для наружного применения. Лекарственные клизмы.

Понятие о настоях, отварах, эмульсиях, лекарственных сборах, растворах, назначаемых каплями.

Понятие о растворах для наружного применения, лекарственных клизмах и лекарственных формах.

Особенности их выписывания в рецептах.


3




3

Растворы для инъекций. Мягкие лекарственные формы. Твердые лекарственные формы.

Понятие о растворах для инъекций, мягких и твердых лекарственных формах. Способы их выписывания в рецептах. Особенности выписывания рецептов для мазей, линиментов и различных порошков и таблеток.



32


2.8.2.4.

2.8.2.5.


2.8.3.

2.8.1.


2

Противотуберкулезные средства. Противосифилитические средства.

Противовирусные средства. Противоглистные средства Разобрать общую характеристику противотуберкулезных средств. Спектр и механизм действия препаратов, классификация. Особенности применения противотуберкулезных средств (длительность лечения, принципы комбинированной терапии).

Противосифилитические свойства препаратов бензилпенициллина. Механизм действия препаратов висмута.

Разобрать направленность, механизм действия и классификацию противовирусных средств. ВИЧ инфекция, лечение. Применения и побочные действия противовирусных средств

Противоглистные средства. Классификация, фармакодинамика и применение.



Решение задач по фармакотерапии и ситуационных задач. Решение на слайдах многоэтапных задач. Деловые игры. Работа с обучающе-контролирующей программой.


4. Объем учебной нагрузки.





Распределение объема учебной нагрузки по видам аудиторных занятий (в час.).

Самостоятельная работа



Всего

Лекция


Практические занятия

Семинар

Лабораторные работы




228

151

58

93

-

-

77


5. Контроль успеваемости.
5.1. Критерии оценки знаний студентов по фармакологии.

86-100% Знание препаратов данной группы, сравнительная характеристика. Глубокое знание фармакодинамики, фармакокинетики, токсикологии, фармакотерапии. Противопоказания к применению. Решение ситуационных и многоэтапных задач. Умение выписывать в рецептах все лекарственные формы, всеми способами с полным указанием сигнатуры.


71-85,9% Знание препаратов данной группы, фармакодинамики, фармакокинетики, токсикологии, сравнительной характеристики препаратов. Знание основных элементов фармакотерапии. Противопоказания к применению. Не совсем правильное решение ситуационных и многоэтапных задач. Умение выписывать в рецептах основные лекарственные формы с незначительными ошибками.
55-70,9% Знание основных препаратов данной группы, основных свойств, показаний и противопоказаний к применению. Затруднение в решении задач. Умение выписывать рецепты хотя бы на 1-2 лекарственные формы.

5.2. Промежуточный контроль.

(опросы).
Устно и письменно (рецепты).
Устно:
86-100% Качественный и полный ответ на все вопросы. Правильно указывает групповую принадлежность препаратов, их механизм действия, применение, побочные действия. Правильно дает сравнительную характеристику препаратов.
71-85,9% Неполный ответ на вопросы, с незначительными ошибками. Несколько путается в групповой принадлежности препаратов. Не полностью указывает их механизм действия, применение, побочные действия. Дает краткую характеристику препаратов.
55-70,9% Правильно отвечает не на все вопросы. Ошибается в названии препаратов, их механизме действия, применении, не может сравнивать препараты.

Рецепты.

В билете – 10 рецептов и группа препаратов.
86-100% Все рецепты написаны правильно, с полным указанием сигнатуры. Указаны все препараты, входящие в данную группу.
71-85,9% Имеются грамматические ошибки при написании рецептов. Неправильное написание 2-3 рецептов, т.е. ошибки в дозе или сигнатуре. Указаны не все препараты, входящие в данную группу.
55-70,9% Рецепты с грамматическими ошибками. Неправильное написание 4 рецептов, т.е. ошибки в дозе или сигнатуре. Указаны не все препараты, входящие в данную группу, включены препараты из других групп.


  1. Рекомендуемая литература (основная и дополнительная).


Основная:

  1. Харкевич Д.А. – Фармакология, 1999, 6-изд., М., ГЭОТАР медицина, 1999.

  2. Харкевич Д.А., Майский В.В., Муратов В.К. – Общая рецептура, 3-изд., М., “Медицина”.

  1. Харкевич Д.А. (ред.) – Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии, 3-изд., “Медицина”, 1988.

  1. Азизова С.С. – Фармакология, Т., “Ибн Сина”, 2002

Дополнительная :

  1. Машковский М.Д. – Лекарственные средства, 1 и 2 т., Харьков “Торсинг”, 1997

  1. Холматов Х.Х., Харламов И.А. – Основные лекарственные растения Средней Азии, Т., “Медицина”, 1984




  1. Оглавление.




  1. Предисловие

  2. Содержание лекционного материала.

    1. Введение.

    2. Общая фармакология.

2.3. Лекарственные средства, влияющие на функции периферического отдела нервной системы

    1. Средства, регулирующие функции ЦНС.

2.5. Средства, регулирующие функции исполнительных органов и систем.

    1. Лекарственные средства регулирующие процессы обмена веществ

2.7. Лекарственные средства, влияющие на восполнение, аллергические и иммунные процессы.

2.8. Противомикробные, противовирусные и противопаразитарные средства

2.9. Противоопухолевые средства

3. Темы практических занятий

4. Объем учебной нагрузки

5. Контроль успеваемости



6. Рекомендуемая литература


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница