Лекция социальная система и организационная культура понятие социальной системы



Дата12.03.2019
Размер41.5 Kb.
ТипЛекция

Лекция 5

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

5.1 Понятие социальной системы

Социальная система – это комплекс отношений, возникающих в

результате различных взаимодействий людей. Внутри отдельной организации

социальная система включает всех ее сотрудников и их отношения друг с другом

и с окружающим миром.

В сложных взаимодействиях социальных систем выделяют два важных

момента:


1) Изменение в одной части системы оказывает влияние на все остальные

ее элементы.

2) Любая социальная система участвует во взаимодействиях с

окружающей средой, получая внешние сигналы и реагируя на них своими

собственными. Т.о. социальные системы являются открытыми,

взаимодействующими с внешним миром системами.

Любая социальная система характеризуется таким понятием как

социальное равновесие. Несмотря на постоянные изменения и движения в

каждой организации, рабочее равновесие системы обычно сохраняется.

Серьезные изменения (например, замена ключевого руководителя) или ряд

мелких, но быстро следующих друг за другом воздействий нередко выводят

организацию из равновесия, препятствуя ее движению вперед до тех пор, пока

она вновь не достигнет равновесия.

Осуществляемые в организации изменения делятся на конструктивные и

деструктивные. Конструктивные благоприятно воздействуют на

функционирование системы, деструктивные наоборот.

Основная задача руководства организации – оценить реальные и

спрогнозировать вероятные изменения в социальной системе; предугадать

конструктивные и деструктивные последствия этих изменений и осуществить

ответные меры.

5.2 Социальная культура

Социальная культура – внешняя среда, которую формируют убеждения

людей, их привычки, знания и практический опыт.

Культура определяет принятое в обществе поведение и влияет на все

действия человека. Умение человека ориентироваться в социальной культуре,

понимание ее требований и возможных реакций обеспечивает ему чувство

стабильности и безопасности.

Принято выделять две составляющие социальной культуры:

1. РАБОЧАЯ ЭТИКА (трудовая этика).

В течение ряда лет труд рассматривался как деятельность, направленная на

реализацию потенциальных возможностей человека. Это привело к

формированию трудовой этики, когда человек относится к труду как к очень

важной и желаемой жизненной цели. Данная особенность трудовой этики делает

ее весьма привлекательной для работодателей.

2. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Любая деятельность организации сопряжена как с затратами, так и с

выгодами. В последнее время общество стремится к увеличению своей доли в

получаемых организациях доходах, к их более справедливому распределению.

Социальная ответственность предполагает признание того, что организации

оказывают значительное влияние на социальную систему, которое должно быть

учтено в их деятельности.

5.3 Роль индивида в организации

Роль – это образец действий, ожидаемых от индивида при выполнении

имеющей отношение к другим людям деятельности. Роль отражает положение

человека в социальной системе, его права и обязанности, его властные

полномочия и ответственность.

Каждый из нас исполняет определенные роли, как в процессе труда, так и

вне рабочей среды. Один и тот же человек исполняет на работе роль сотрудника,

в семье – роль одного из родителей, и множество других общественных ролей.

Если восприятие индивидом своей роли не совпадает с представлениями

или ожиданиями других людей, возможно возникновение ролевого конфликта,

затрудняющего осуществление одного набора ожиданий без отказа от другого.

Если рабочая роль не определена ил нечетко сформулирована, возникает

ролевая неопределенность, так как индивид не знает, как он должен действовать

в такого рода ситуации, что приводит (как и случае с ролевым конфликтом) к

снижению уровня удовлетворенности трудом и чувства ответственности перед

организацией. Четко обозначенные же границы ролей позволяют сотрудникам

ясно осознать ожидания менеджеров и коллег по поводу их действий.

Где же работник может получить информацию о своей рабочей роли?

Кроме традиционных источников, таких как должностные инструкции и

ознакомительные встречи, многие организации реализуют официальные и

неформальные программы наставничества.

Наставник – это «модель» роли, исполнитель которой руководит другим

работником (протеже), делясь с ним ценными советами относительно

исполняемых ролей и стереотипов поведения. Наставники обучают, советуют и

поддерживают своих протеже так, чтобы ускорить их карьеру. Наставниками

обычно являются опытные сотрудники, которые успешно продвигаются по

иерархической лестнице организации, пользуются влиянием и уважением коллег.

Поскольку они не являются прямыми начальниками сотрудника, наставники

объективны по отношению к слабым и сильным сторонам протеже.

5.4 Статус

Статус – это социальный ранг личности в группе, это мера признания и

принятия личности ее участниками.

Иерархия статусов (система статусов) определяет положение человека

по отношению к другим участникам группы. Лишение статуса является важным

событием для большинства людей, т.к. человек как бы «теряет свое лицо» в

обществе. Если менеджерам удается связать статус работника с действиями по

достижению целей компании, мотивация сотрудников, направленная на решение

задач организации, резко возрастает. Крайними проявлениями системы статусов

являются символы статуса, т.е. видимые, внешние признаки, которые

принадлежат человеку или рабочему месту и подтверждают их социальный ранг.

К типичным символам статуса относятся:

• мебель и внутреннее убранство кабинета;

• расположение рабочего места;

• оборудование на рабочем месте;

• качество и «возраст» оборудования;

• тип рабочей одежды;

• привилегии;

• название должности или организационный уровень;

• прикрепленные работники;

• право распоряжаться финансами;

• членство в организациях.

Менеджеры должны иметь в виду, что различия в статусе существуют и

ими необходимо управлять. Именно организация наделяет сотрудника статусом,

и она же распоряжается его рангом. Источники статуса многочисленны. К

важнейшим из них относятся – уровни образования и занимаемой должности, не

менее значимы – способности человека, квалификация и тип выполняемой

работы. Другими источниками статуса являются уровень оплаты, старшинство

по стажу и возраст.

5.5 Организационная культура

Организационная культура – это набор допущений, убеждений,

ценностей и норм, которые разделяются всеми членами организации. Культура

организации может сознательно создаваться ее ведущими членами или она

формируется с течением времени.

Функции, выполняемые организационной культурой:

- придает сотрудникам организационную идентичность, путем

определения представлений о компании;

- является важным источником стабильности и преемственности, что

создает у сотрудников чувство безопасности;

- помогает правильно понять происходящие в организации события;

- стимулирует ответственность работника за выполнение поставленных

задач;


- культура привлекает внимание, передает видение и отмечает заслуги

творческих, эффективных сотрудников.



Таким образом, организационная культура, признавая и награждая таких

людей, определяет их ролевые модели в социальной системе предприятия.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница