Краткое содержание темы: Понятие восприятия



Скачать 52.04 Kb.
Дата26.04.2016
Размер52.04 Kb.
ТипКраткое содержание
Тема 3. «Понятие восприятия»
Учебные вопросы занятия:

1. Восприятие и его свойства.

2. Классификация восприятий. Виды восприятия.

3. Сознательное и подсознательное восприятие. Преднамеренное и непреднамеренное восприятие.

4. Нарушения восприятия.
Краткое содержание темы:

Понятие восприятия.

Восприятие - познавательный процесс целостного отражения предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов.

Общим для процессов ощущения и восприятия является тот факт, что они начинают функционировать лишь при непосредственном воздействии раздражения на органы чувств. В отличие от ощущений восприятие отражает предмет или явление в целом, в совокупности свойств и не сводится к сумме отдельных ощущений. При восприятии основным является процесс осмысленного синтеза образа предмета или явления при активном их отражении.


Сходства и отличия восприятия и ощущения.

Восприятие, являясь самостоятельным процессом, имеет черты схожие и отличные от ощущения.



1. Это психический познавательный процесс, но в отличие от ощущения это более сложная форма, которая позволяет познавать все предметы, явления, события, факты. Благодаря восприятию мы видим мир таким, какой он есть. Поэтому в познавательной деятельности восприятие играет более значимую роль, чем ощущение. Благодаря восприятию человек накапливает знания о различных фактах, явлениях, которые благодаря мышлению обобщаются и выводятся закономерности.

2. Восприятие - процесс непосредственного отражения, как и ощущение. Если ощущение - это отражение свойств и качеств, то восприятие - отражение предмета в целом в совокупности его свойств и качеств.

3. Восприятие, как и ощущение, процесс чувственного познания, но физиологический процесс создания образа восприятия более сложен, чем при ощущении. Восприятие возникает также при работе анализаторов, но если при ощущении на анализатор воздействует единичный раздражитель, то при восприятии на анализатор воздействует несколько раздражителей и в работу включается несколько анализаторов. Полнота восприятия образа зависит от количества анализаторов. Когда мы задействуем не все анализаторы, то восприятие является не полным. В центральной части анализатора информация о различных раздражителях объединяется, синтезируется и ответная реакция идет на комплекс раздражителей.
Вопрос 1. Свойства восприятия

1. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это проявляется в феномене выделения фигуры из фона. Конкретно это выражается в том, что вся наблюдаемая человеком действительность разделяется на две неравные по значимости части: одна - предмет - воспринимается как конкретное, четко очерченное, расположенное на первом плане замкнутое целое, а вторая - фон - как более аморфное, неопределенное, расположенное позади предмета и не ограниченное поле.

2. Структурность восприятия - восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, ритм и т.д.).

3. Установка - сформирование у наблюдателя установки на восприятие предмета, в связи с этим образ может трансформироваться, меняться в зависимости от поставленной задачи. Например, задание по поиску ошибок в тексте, при этом, обращая внимание на написание слов, не вникая часто в смысл текста, в отличие от простого прочтения текста, когда ошибки часто не замечаются.

4. Целостность - восприятие есть целостный образ предмета. Воспринимаемый предмет, представленный неполным набором элементов может мысленно достраиваться до целостной формы.

5. Константность - это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности, независимо от меняющихся физических условий восприятия мы воспринимаем предметы постоянными по различным параметрам (форма, цвет, величина, консистенция).

6. Обобщенность (категориальность)осмысленность. Обозначается способность человеческого восприятия обобщать, относить воспринимаемый объект к определенному классу (именно вследствие данного свойства человеком в воспринимаемом предмете обнаруживаются типичные признаки, свойственные предметам данного класса). Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных. Показательны с этой точки зрения, так называемые двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимаются то фигура, то фон. В этих рисунках выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием.

7. Апперцепция - зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является просто суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта. Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, мотивами деятельности, его интересами и направленностью. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.
Вопрос 2. Классификация видов восприятия
I. По основной модальности: зрительное, осязательное, слуховое, обонятельное, вкусовое.

Зрительное восприятие - форма восприятия, включающая в себя совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира на основе информации, получаемой с помощью зрительной системы. Боле простые из этих процессов обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равного с ним светлоты. Основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга. Для человека зрение является доминантной, наиболее важной сенсорной системой. На биологическом уровне это подтверждается тем, что в обработке визуальной информации участвует примерно половина коры головного мозга. На поведенческом уровне доминирующая роль зрения для человека может быть отчасти доказана ситуациями, при которых оно входит в противоречие с другой сенсорной системой.

Слуховое восприятие - форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора. Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа, в котором можно выделить три параметра: громкость, которая соотносится с интенсивностью звукового раздражителя; высоту, соответствующую частоте; тембр, который соответствует структуре звукового спектра. Возможности слухового восприятия ограничены теми формами отражения объективного звукового материала, которые жизненно необходимы субъекту, как биологической и социальной единице. Поэтому некоторые звуковые явления (инфра-и ультразвуки во всех их формах) остаются за рамками человеческого слуха.

Осязание - один из видов восприятия предметов, основанный на мультимодальной информации, но, прежде всего тактильной. Осязание - один из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов. Это филогенетически древний вид восприятия. Человек способен осязать всей кожей, однако пороги осязания у различных участков варьируют в широких пределах. Кожа реагирует на физические свойства окружающих нас объектов и поверхностей, и поэтому именно через нее мы получаем информацию о том, с чем она вступает в непосредственный контакт. Мы воспринимаем свойства тех объектов и поверхностей, к которым прикасаемся, и тех, которые прикасаются к нам, мы ощущаем тепло и холод и испытываем боль. Прикасаясь к поверхностям и объектам, мы, испытывая сложные, «смешанные» ощущения, определяем на ощупь такие их свойства, как маслянистость, тягучесть, влажность, шероховатость, гладкость, а также способны чувствовать щекотку, зуд и вибрацию. Более того, ощупывая разные объекты, мы можем распознать те из них, которые представляют собой трехмерные фигуры.

Обоняние - вид химической чувствительности (хеморецепции), способность ощущать и различать пахучие вещества как запахи. Пахучие вещества в виде газа, пара, тумана, пыли или дыма достигают рецепторов при вдыхании через нос или полость рта. В формировании обонятельного восприятия участвуют и другие рецепторы слизистой оболочки полости рта: тактильные, температурные, болевые. Функциональное предназначение восприятия запахов, или обоняния, - обеспечение животных и человека информацией о химических стимулах, находящихся как на расстоянии, так и в непосредственной близости от них. Для человека обонятельная система значительно менее важна, чем для многих других биологических видов, во всяком случае, само выживание человека как биологического вида, от нее не зависит. Однако в сочетании с восприятием вкуса восприятие запахов играет в жизни человека важную роль. Оно помогает ему в отборе продуктов питания (распознает несвежие продукты) и в поддержании чистоты окружающей среды, а в некоторых случаях является и источником эстетического наслаждения.

Вкус — восприятие свойств раздражителей, воздействующих на рецепторы рта, в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комбинаций). Существование всего лишь четырех первичных вкусов вовсе не означает, что мы способны испытывать лишь весьма ограниченный набор вкусовых ощущений. Четыре первичных вкуса являются источниками чрезвычайно разнообразных и сложных вкусовых ощущений. При чередовании ряда химических веществ может возникать вкусовой контраст (после соленого, пресная вода кажется сладкой). Адекватными раздражителями для вкуса являются разнообразные химические вещества. Поэтому вкус представляет собой один из видов хеморецепции. Ощущение вкуса вызывают вещества, растворимые в воде и способные хорошо стимулировать деятельность вкусовых рецепторов. Целостный вкусовой образ возникает в силу взаимодействия вкусовых, тактильных, температурных, обонятельных рецепторов.
II. По цели: непроизвольное (нецеленаправленное) и произвольное - есть цель, требующая усилий (наблюдение).

Наблюдение. Важная форма произвольного восприятия — наблюдение — преднамеренное, планомерное, восприятие предметов или явлений окружающего мира. В наблюдении восприятие выступает как самостоятельная деятельность. Нужно научиться пользоваться органами чувств, научиться осязать, видеть, слышать и т.д. Мы часто не различаем отдельные звуки иностранного языка, не слышим фальши в исполнении музыкального произведения или не видим ее в передаче цветовых тонов картин. Успех наблюдения в значительной степени определяется четкой постановкой задачи.
III. По форме существования материи: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.

Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов (величина предмета, вес, форма, регулярность).



1. Восприятие пространства. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека с характерной для него системой координат. Сам ощущающий человек - материальное тело, занимающее определенное место в пространстве и обладающее известными пространственными признаками (величиной, формой, тремя измерениями тела, направлениями движений в пространстве). Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные связи между обоими полушариями в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное осязание, дириническое обоняние и т.д.

Восприятие формы предметов. Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Наиболее информативный признак, который нужно выделить при ознакомлении с формой, это контур. Именно контур служит разделительной гранью двух реальностей, т.е. фигуры и фона. Благодаря микродвижениям, глаз может выделять границы объектов (контур и мелкие детали). Это осуществляется посредством движений глаза, которые как бы вторично выделяют контур и являются необходимым условием создания образа формы предмета. Аналогичный процесс мы имеем в осязательном восприятии. Чтобы определить на ощупь форму невидимого предмета, необходимо брать этот предмет, поворачивать его, прикасаться к нему с разных сторон. При этом рука ощупывает предмет легкими движениями, то и дело, возвращаясь назад, как бы проверяя, правильно ли воспринята та или иная его часть. Формирующийся образ предмета складывается на основании объединения в комплекс тактильных и кинестетических ощущений. Зрительное восприятие формы предмета определяется условиями наблюдения: величиной предмета, его расстоянием от глаз наблюдателя, освещенностью, контрастом между яркостью объекта и фона и т.п.

Восприятие величины предмета. Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомодации и конвергенции. Аккомодация - это изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны. Так, при взгляде на близко расположенные предметы происходит мышечное сокращение, в результате чего уменьшается степень натяжения хрусталика, его форма становится более выпуклой. Аккомодация обычно связана с конвергенцией, т.е. сведением зрительных осей на фиксируемом предмете. Определенное состояние аккомодации вызывает и определенную степень сведения зрительных осей, и наоборот, тому или иному сведению зрительных осей соответствует определенная степень аккомодации. Аккомодация и конвергенция действуют лишь в очень небольших пределах, на небольших расстояниях: аккомодация - в пределах 5-6 метров, конвергенция - до 450 метров.

Восприятие глубины и удаленности предметов. Человек способен различать глубину воспринимаемых предметов и занимаемого ими пространства на расстоянии до 2500 метров. Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом благодаря бинокулярному зрению. Восприятие глубины может достигаться благодаря вторичным признакам, являющимся условными сигналами удаленности; видимая величина предмета, линейная перспектива, загораживание одних предметов другими, их цвет.

Восприятие направления. Один из важных моментов пространственного различения - восприятие направления, в котором находятся объекты по отношению к другим объектам или наблюдателю. Направление, в котором мы видим объект, определяется местом его изображения на сетчатке глаза и положением нашего тела по отношению к окружающим предметам. Для человека характерно вертикальное положение тела по отношению к горизонтальной плоскости земли. Это положение, созданное общественно-трудовой природой человека, является исходным для определения направления, в котором человек распознает окружающие предметы. Поэтому в пространственном видении, в том числе и восприятии направления, помимо зрительных ощущений, большую роль играют не только кинестетические ощущения движений глаз или рук, но и статические ощущения, т.е. ощущения равновесия и положения тела. Восприятие направления, в котором находятся объекты, возможно с помощью не только зрительного, но и слухового и обонятельного анализаторов. Восприятие направления звука осуществляется при бинауральном слушании. Основу дифференцировки направлений звука составляет разность во времени поступления сигналов в кору головного мозга от обоих ушей. Звуки могут локализоваться не только в левом и правом направлении по горизонтали, но и по направлению вверх и вниз. Таким образом, механизм локализации звука учитывает не только слуховые сигналы, но и данные других анализаторных систем.

2. Восприятие времени. Время, как и пространство, - одна из основных форм существования материи. Восприятие времени есть отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Отражая объективную реальность, восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. Не только для человека, но и для животных отсчет времени - чрезвычайно важная часть приспособительной деятельности. Ориентировка во времени у человека осуществляется с помощью корковых отделов мозга. Многочисленные данные клинических наблюдений убедительно показали, что нет оснований предполагать существование очаговой локализации восприятия времени в коре, т.е. специального центра отсчета времени. Расстройство временных восприятий наблюдается при поражении различных отделов коры. Отсюда можно сделать вывод, что восприятие времени осуществляется при помощи ряда анализаторов, объединяющихся в систему и действующую как единое целое. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения, затухание возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе, в больших полушариях головного мозга. В восприятии времени участвуют различные анализаторы, однако наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощущения. Особую роль играет кинестетический анализатор в восприятии ритма. Под ритмом с психологической точки зрения понимается восприятие серии объектов как серии групп стимулов. Последовательные группы обычно строятся по одному образцу и воспринимаются как повторение. Если серия состоит из физически идентичных и единообразно расположенных во времени стимулов, то восприятие ритма определяется субъективными факторами. Воспринимаемый при этом ритм называется субъективным ритмом, а ударение — субъективным ударением. Переживание ритма по самому существу своему активно. Нельзя просто «слышать ритм». Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его «сопроизводит». Восприятие ритма с психологической стороны представляет особенный интерес именно потому, что в нем с чрезвычайной яркостью обнаруживается, что восприятие есть процесс активно-действенный. Слуховые ощущения отражают временные особенности действующего раздражителя: его продолжительность, ритмический характер и т.п. Восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний. Обычно время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные - субъективно несколько растягивают временные промежутки. Временные восприятия у детей складываются довольно поздно, проделывая значительный путь развития. С общим ходом психического развития, с овладением знаниями в процессе обучения связано и повышение точности дифференцировки отрезков времени.

3. Восприятие движения. Отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве, называют восприятием движения. Для иных животных движущиеся объекты служат сигналами опасности или потенциальной пищей и вызывают быструю ответную реакцию. Некоторые особенности эволюционного развития зрительной системы сохранились в строении сетчатки человеческого глаза: периферические отделы сетчатки чувствительны только к движению. При обнаружении объекта на периферии поля зрения осуществляется рефлекторный поворот глаз, в результате чего изображение объекта перемещается в центральное поле зрения, где и осуществляется различение и опознание объекта. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление. Человек может получать сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями: непосредственно воспринимая акт перемещения и на основе умозаключения о движении объекта, который некоторое время находился в другом месте. Движение воспринимается непосредственно, если скорость движущегося объекта такова, что за единицу времени он проходит расстояние не меньше, чем могут различить глаза при данной остроте зрения и дистанции наблюдения. В противном случае мы воспринимаем не само движение, а лишь его результат. Таково умозаключение о движении минутной и часовой стрелок в часах. С помощью зрения мы можем получать информацию о движении объектов двумя способами: при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз. В первом, случае, когда глаз остается относительно неподвижным, движущийся объект вызывает на сетчатке быстро перемещающиеся изображения. При этом изображение объекта на сетчатке не только перемещается, но и все время изменяется. Однако мы воспринимаем объект не как серию изображений, каждое из которых представляет объект в несколько ином положении, а как один и тот же объект, находящийся в состоянии движения. На этом основании можно было бы заключить, что для восприятия движения необходимо перемещение зрительных изображений по сетчатке глаза. Аналогичное перемещение изображений по сетчатке возникает и тогда, когда мы переводим взор, скажем, из одного конца комнаты в другой. Однако в этом случае у нас не возникает ощущения движения окружающих предметов. Когда человек ходит по комнате, то, несмотря на перемещение изображений по сетчатке глаза, он воспринимает комнату как неподвижную, а себя как движущегося. Второй возможный способ восприятия движения - прослеживание взором за движущимся объектом. При этом изображение движущегося объекта остается более или менее неподвижным относительно сетчатки, однако мы все-таки видим движение объекта. Очевидно, что прослеживающие движения глаз могут дать восприятие движения и при отсутствии сигналов, перемещающихся по сетчатке. Но, как было сказано выше, само по себе смещение изображений на сетчатке в результате произвольных движений глаз не вызывает впечатления движения. При пассивных движениях глаз, которые можно вызвать, закрыв один глаз рукой, а другой осторожно сдвигая пальцем, напротив, мир будет казаться движущимся в направлении, противоположном направлению пассивного движения глаза. Значит, стабильность видимого мира обеспечивается не пассивными, а произвольными движениями глаз. Возможны случаи, когда субъект приписывает движения, как окружающим предметам, так и самому себе. Если наблюдатель идет или бежит, он получает огромное число кинестетических и других сигналов, и это спасает его от ошибок. Иное дело, когда он едет в машине или летит на самолете. Тогда основным источником информации становится зрительный анализатор, и эта информация нередко бывает двусмысленной. Например, когда человек сидит в неподвижно стоящем поезде и видит в окно, как мимо едет другой поезд, то сначала наблюдателю кажется, что движется его поезд. Однако отсутствие ощущений вибрации и толчков через некоторое время убеждает человека в обратном. При длительной фиксации взором движущихся предметов возникает отрицательный последовательный образ движения. Так, если после длительного наблюдения за местностью из окна движущегося поезда перевести взгляд на неподвижные предметы, находящиеся внутри вагона, то покажется, что они движутся в обратном направлении. Различают движения действительные и кажущиеся. Кажущееся движение окружающих предметов ощущает человек утомленный или находящийся в состоянии опьянения. Примером кажущегося движения является и стробоскопическое движение, на принципе которого основан кинематограф. Известно, что глаз обладает свойством инерции, которое состоит в том, что зрительное ощущение возникает не сразу, а с началом действия раздражителя, и исчезает также спустя некоторое время после окончания действия раздражителя. Благодаря этой способности глаза сохранять в течение некоторого времени произведенное на него световое воздействие, мы видим в кино, при смене 24 кадров в секунду, не серию мелькающих картин, а некоторое устойчивое изображение. При этом впечатление движущегося предмета возникает в результате восприятия последовательных положений предмета, отделенных друг от друга как некоторым пространственным промежутком, так и некоторой временной паузой. В лабораторных условиях кажущееся движение исследуют с помощью двух источников света, которые включаются последовательно один за другим. При соблюдении определенного расстояния между источниками света и определенного временного интервала между включениями можно видеть движение светового пятна от первого источника света ко второму. Это явление получило название «фи-феномена», т.е. феноменальное, существующее только в восприятии, движение. Восприятие движения возможно и с помощью слухового анализатора. При этом слышимая громкость звука усиливается при приближении к нам источника звука и ослабевает при его удалении.
Индивидуальные различия в восприятии

Можно выделить определенные типы индивидуальных различий, характерные для целой группы людей.



1. Синтетический тип — характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности воспринятого. Люди такого типа реже обращают внимание на детали и подробности, больше улавливают смысл целого, и для того, чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой дается им с трудом.

2. Аналитический тип — характеризуется склонностью к четкому выделению деталей и подробностей. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда не замечается.

3. Описательный тип - лица этого типа ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления.

4. Объяснительный тип - лица этого типа не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они стремятся объяснить увиденное или услышанное. Часто сочетается с синтетическим типом.

5. Объективный тип - характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности.

6. Субъективный тип — восприятие этих лиц подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышено пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению.
Вопрос 3. Сознательное и подсознательное восприятие.

Как известно, прием сигнала может происходить на двух уровнях.

На нижнем уровне окружающая нас энергия воздействует на наши органы чувств, и как только энергия раздражителей становится достаточной для того, чтобы возбудить один из рецепторов, она превращается в закодированное сообщение, которое будет передано в мозг. Этот предел чувствительности каждого рецептора, за которым уже не может наступить возбуждение, называется физиологическим порогом.

На более высоком уровне сигнал, чтобы быть воспринятым, должен затем превысить другой порог — порог восприятия. Это порог сознательного опознания. Он контролируется ретикулярной формацией мозга (подструктура мозга, которая отвечает за активизацию деятельности мозга и его коры). Эксперименты Грегори показали, что одного фотона может быть достаточно, чтобы возбудить рецептор в сетчатке глаза, но потребовалось 8 таких порций энергии для того, чтобы наш мозг воспринял светящуюся точку, чтобы человек осознал, что видит светящуюся точку. Физиологический порог определен генетически и может изменяться только в зависимости от возраста или других физиологических факторов, а порог восприятия изменчив, он зависит от уровня бодрствования мозга, от внимания мозга к сигналу, который преодолел физиологический порог.



Итак, между этими двумя порогами существует зона чувствительности, в которой возбуждение рецепторов влечет за собой передачу сообщения, но оно не доходит до сознания. Эти сигналы поступают в мозг и перерабатываются низшими центрами мозга (подсознательное, подпороговое восприятие), не доходя до коры мозга и не осознаваясь человеком, но эта информация накапливаясь, способна влиять на поведение человека. Такой же эффект подсознательного восприятия возможен, если время воздействия или интервал между сигналами был менее 0,1 сек, и сигналы не успели обработаться на уровне сознания.
Преднамеренное и непреднамеренное восприятие.

В зависимости от целенаправленного характера деятельности восприятие личности восприятие разделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).



Непреднамеренное (непроизвольное) восприятие вызывается как особенностями предметов окружения (их яркостью, рядоположностью, необычностью), так и соответствием их интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели деятельности. Отсутствует в нем и волевая активность.

В преднамеренном восприятии человек ставит цель деятельности, прилагая определенные волевые усилия для лучшей реализации возникшего намерения, произвольно выбирает объекты восприятия.

В процессе познания человеком окружающей действительности восприятие может переходить в наблюдение. Наблюдение является наиболее развитой формой преднамеренного восприятия. Под наблюдением понимается целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность.

Наблюдение характеризуется большой активностью личности. Человек воспринимает не все из того, что бросилось в глаза, а вычленяет наиболее важное или интересующее его.

Дифференцируя предметы восприятия, наблюдатель организует восприятие таким образом, чтобы предметы восприятия не ускользнули из поля его деятельности

Систематический характер целенаправленного восприятия дает возможность проследить явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические изменения. Благодаря включению активного мышления в ход наблюдения главное отделяется от второстепенного, важное от случайного. Мышление помогает четко дифференцировать предметы восприятия. Благодаря наблюдению обеспечивается связь восприятия с мышлением и речью. В наблюдении восприятие, мышление и речь объединяются в единый процесс умственной деятельности.

В акте наблюдения обнаруживается чрезвычайная устойчивость произвольного внимания человека. Благодаря этому наблюдатель в течение длительного времени может производить наблюдение, а при необходимости неоднократно повторять его. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность.

Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности. Наблюдательность, ставшая свойством личности, перестраивает и структуру, и содержание всех психических процессов.


Вопрос 4. Нарушение восприятия.
Изменения восприятия

I. Иллюзии - это ложное восприятие реального объекта.

вербальные - ложное восприятие разговоров окружающих (обычная тихая речь окружающих воспринимается как скрытые угрозы, издевательства, намеки в сторону воспринимающего);

аффективные - возникают при выраженных аффективных состояниях: страхе, тревоге, депрессии, экстазе. Условиями возникновения являются, помимо аффективного напряжения, слабость раздражителя (слабая освещенность, удаленность объекта, тихие звуки) и признаки астении.

парейдолические - зрительные иллюзии фантастического содержания - образование и восприятие причудливых зрительных образов на основе слияния элементарных особенностей объекта (игра светотени, пятна, морозные узоры, облака, сплетение веток деревьев), например, трещины на стене воспринимаются как образ животного.



Описаны многочисленные факты и условия ошибок в восприятии, главным образом зрительные иллюзии.

1. Иллюзия стрелы. Она основана на принципе сходящихся и расходящихся линий: стрела с расходящимися наконечниками кажется длиннее, хотя фактически хотя обе стрелы одинаковой длины.

2. Иллюзия железнодорожных путей. Линии, расположенные в более узкой части пространства, заключенного меж двумя сходящимися прямыми, кажутся длиннее, хотя на само деле обе шпалы одинаковы.

3. Переоценка вертикальных линий. Высота цилиндра, кажется больше, чем ширина полей, хотя они равны.

4. Иллюзия веера. Параллельные линии вследствие влияния фона ближе к центру кажутся выпуклыми, а дальше от центра - вогнутыми.

5. Иллюзия концентрических окружностей. Представленные на рисунке концентрические окружности воспринимаются как спираль из-за того, что короткие отрезки прямых (изображены белым) пересекают эти окружности в местах их пересечения с фоном.
II. Психосенсорные расстройства

1. Искажение воспринимаемого объекта:

а) Метаморфопсии - искаженное восприятие одного или нескольких объектов внешнего мира;

б) Нарушение восприятия «схемы тела» - искаженное восприятие собственного тела, физического «Я»

- парциальная — происходит нарушение восприятия отдельных частей тела;

- тотальная - всего тела.
2. Искажение воспринимаемого признака:

- микропсия расстройство восприятия в виде уменьшения размеров окружающих предметов;

- макропсия - расстройство восприятия в виде увеличения размеров окружающих предметов;

- дисмегалопсия - в виде удлинения, расширения, скошенности, перекрученное вокруг оси окружающих предметов;

- порропсия - расстройство восприятия в виде изменения расстояния, отделяющего предмет от больного или приближающий к больному при неизменных размерах самого объекта.

3. Искажение восприятия течения времени:

а) «остановка времени» - мгновенное ощущение того, будто время остановилось;

б) «утрата чувства времени»;

в) «замедление времени» - будто время течет медленно;

г) «ускорение времени»

д) «обратное течение времени»


III. Галлюцинации - восприятия, возникающие без реального объекта. В отличие от иллюзий галлюцинации возникают вне зависимости от существования объекта и сопровождаются убежденностью больного в реальности образов. Традиционно галлюцинации рассматриваются как расстройства восприятия, но в каждом акте восприятия всегда участвует и представление. Определение галлюцинации различны у разных авторов. Так, А.Клод (1932) отдает предпочтение близости галлюцинаций к ощущениям. В.Ф.Чиж (1911) находит преимущественную связь галлюцинации с восприятием. К.Ясперс (1997) галлюцинации относит к аномалии восприятий, а псевдогаллюцинации - к аномалии представлений. Большинство авторов указывают на связь возникновения галлюцинаций с представлениями.

К.Гольдштейн (1913) и Е.А.Попов (1941) считают, что галлюцинация и есть представление, превратившееся в восприятие. А.В.Снежневский (1983) относит галлюцинации к категории представлений, которые возникают в результате приобретения представлениями господствующего положения, вследствие чего действительные впечатления заменяются внутренними образами. В связи с этим галлюцинацию определяет как представление, приобретающее непроизвольность, интенсивную чувствительность, проецированное в реальный мир и тем самым получающее свойство объективности.

М.А.Коркина, Н.Д.Лакосина, А.Е.Личко (1995) рассматривают галлюцинации в рамках расстройств чувственного познания (ощущение, восприятие, представление). А.О.Бухановский (1998) относит галлюцинации к патологии представлений.
Классификация галлюцинаций.
I. По идентификации галлюцинаторного образа с реальностью:

Истинные галлюцинации - возникновение образа в реальной среде без наличия реального объекта, сопровождающееся убежденностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.

Псевдогаллюцинациикогда образы проецируются не во внешнее пространство, а во внутренне (голоса звучат внутри головы и т.д.) Псевдогаллюцинации могут быть в любой чувственной сфере.
II. По анализатору - зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые.
III. По вовлеченности анализаторов в формирование галлюцинаторного образа:

Простые - галлюцинаторные образы возникают в одном анализаторе

Сложные - в формировании галлюцинаторных образов участвует два и более анализаторов.
IV. По проекции:

Экстракампинные - разновидность псевдогаллюцинаций. Проецируются вне поля досягаемости соответствующего анализатора. При этом больные «видят» сзади себя, за стеной, «слышат» за сотни и тысячи километров.

Гемианоптические возникают в поле гемианопсии, чаще всего при поражении коркового конца анализатора (опухоль, травма, кистозный арахноидит, сосудистое поражение).

V. По содержанию:

Элементарные - зрительные (фотопсии) и слуховые (акоазмы - шаги, шорохи; фонемы - членораздельные звуки с незавершенной фразовой структурой - слоги, местоимения, оклики);

С завершенной предметностью.
Основные понятия:

АППЕРЦЕПЦИЯ - восприятие вместе с суждением о нем. Отражает зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей.

ВОСПРИЯТИЕцелостное отражение в сознании предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Используется в двух значениях:

- как субъективный образ предмета, явления или процесса;



- как процесс формирования этого образа.

ИЛЛЮЗИИ — искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер и связанное с неверной интерпретацией сенсорных сигналов от объектов окружающего мира.

ИНТРОВЕРСИЯ — обращенность сознания человека к самому себе, поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

ОБРАЗ — обобщенная картина мира, складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

ОБЪЕКТИВАЦИЯ — процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире — там, где располагается источник воспринимаемой информации.

Осмысленность восприятия — свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл: обозначать его словом, относить к определенной языковой категории.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ БДИТЕЛЬНОСТЬ — феномен, противоположный перцептивной защите; возникает при воздействии специфических стимулов, восприятие которых облегчается снижением порога перцепции.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ ЗАЩИТА — подавление сознанием сигналов, которые оценены как угрожающие или неприемлемые.

ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — свойство восприятия представлять мир не в виде отдельных ощущений, а в форме целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам.

РАССЕЯННОСТЬнеспособность внимания сконцентрироваться на объекте.

РЕФЛЕКСИЯ — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. СЕНСОРНЫЙ — связанный с работой органов чувств.

СЕНСОРНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ — экспериментальная ситуация, в которой организм лишается большинства внешних стимулов.

СИНЕСТЕЗИЯ — способность раздражителя, адресованного природой приспособленному для его восприятия органу чувств, одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе чувств (при восприятии музыки могут возникнуть зрительные ощущения).

СУБСЕНСОНОЕ ВОСПРИЯТИЕ — бессознательное восприятие и переработка человеком сигналов, поступающих в мозг через органы чувств и недостигающих пороговой величины.

УЗНАВАНИЕ — отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных.

ФОН — менее структурированная область перцептивного поля, на которой в процессе восприятия выделяется та или иная фигура.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.

ЭКСТРАСЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ — восприятие событий без участия общеизвестных органов чувств. Парапсихологи объясняют этот феномен аномальностью восприятия или рассматривают как явление, механизмы которого пока неизвестны.
Темы рефератов:

1. Виды и свойства восприятия.

2. Факторы, влияющие на формирование образов.

3. Законы и загадки зрительного восприятия человека.

4. Влияние мышления на восприятие.
Варианты творческих заданий:

1. Составить тест по теме из 10 вопросов.

2. Составить кроссворд по пройденным темам.

3. Диктант по понятиям темы.


Вопросы и задания по теме:

1. Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений? Как следует понимать положение о том, что восприятие — результат сложной аналитико-синтетической деятельности?

2. Объясните: почему у других заметить ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом.

3. Объясните следующий факт: почему, когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?



4. Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или черным на белом фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом. От какой закономерности восприятия зависит эта способность человека?
Каталог: userfiles -> depts -> philosophy
philosophy -> Программа «Здоровая Россия»
philosophy -> Семинар №10. Моральные и правовые проблемы сбережения здоровья людей план семинарского занятия
philosophy -> Семинар №12. Медицинская этика, генетика и репродукция человека план семинарского занятия
philosophy -> «нравственные проблемы» в биоэтике
philosophy -> Министерство здравоохранения и социального развития
philosophy -> Семинар №13. Смерть и умирание план семинарского занятия: Проблема смерти: история вопроса
philosophy -> Философия Древнего Востока Вопросы семинара Философия Древнего Китая Философия Древней Индии
philosophy -> Тесты 1044. 01. 01;Т-т. 01;1 Этика (Интернет-ресурс) «Золотое правило нравственности»
philosophy -> Семинар №14. Этические проблемы трансплантологии план семинарского занятия: История научной трансплантологии
philosophy -> Тесты по биоэтике 1 курс для ввода в пм «Тестирование» Стгма «От этики до биоэтики»

Скачать 52.04 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница