Координационная, понимания



Дата17.01.2019
Размер23 Kb.

Роль общения в педагогике нельзя недооценивать. Общение обеспечивает успех взаимодействия между воспитанником и воспитателем, учителем и учеником, преподавателем и студентом. В данном контексте, важно осознавать, что общение представляет собой сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, появляющийся в следствии совместной деятельности. При этом, необходимо понимать, что общение включает в себя не только обмен информацией, но и выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания.

Феномен педагогического общения привлек внимание ученых достаточно давно. Уже в период Античности считалось, что общение с воспитуемыми – являет собой сложный процесс. Считалось, что к общению с учениками нужна склонность и талант, и далеко не каждому дано обучать, так как не просто передать свой опыт другим. Однако, само по себе понятие «педагогическое общение» было введено В. А. Кан-Калликом и А. А, Леонтьевым К проблеме трактовки термина «педагогическое общение» обращались ведущие специалисты как в России так и за рубежом. [2; 18; 25; 27]

В настоящее время, по мнению ученых, педагогическое общение требует от педагога хорошо развитых умений параллельно использовать широкого арсенала средств и языков общения для одновременного воздействия с особенностями педагогического общения, благодаря которым его следует квалифицировать как один из наиболее трудных видов делового общения. Крайне важным считается, четкое определение функций педагогического общения, для понимания понятия «педагогического общения» как термина педагогической науки. Детализируя функции общения, исследователи называют различное их количество. Рассмотрим точку зрения Л.А. Карпенко. Он считает, что их не менее восьми:


  1. контактная,

  2. информационная,

  3. побудительная,

  4. координационная,

  5. понимания,

  6. амотивная,

  7. установления отношений,

  8. оказания влияний [11; 12].

Педагогическое общение обладает рядом особенностей, благодаря которым, его можно смело назвать одной из базовых компетенций современного педагога. Важно выделить следующие особенности педагогического общения:

  1. По характеру ближе к общению психотерапевта и клиента, так как учитель, прежде всего, передает ученику убеждение в силе человеческого разума, тягу к познанию, любовь к истине. Учитель должен демонстрировать культуру межличностных отношений.

  2. Полнобьектная направленность – направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений.

  3. Тройная направленность – на учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения.

  4. Тройная ориентированность – личностная (фронтально воздействует на каждого обучающегося), социальная (ориентирует на нужный результат весь класс) и предметная.

  5. Сочетание делового и личностного общения.

  6. Пролонгировано и может продолжаться годами.

  7. Обязательно-принудительный, функционально-ролевой характер.

  8. Осуществляется одновременно с другими видами деятельности учителя, часто являясь условиями их осуществления.

  9. Полифункциональность, целенапавленность.

  10. Комплиментарность.

Стиль педагогического общения тесно связан со стилем обучения. В свою очередь, стили педагогического общения основаны на ключевых общепризнанных стилях общения. Психологи под стилем обучения понимает индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся [27].

Рассмотрим подробно каждый стиль педагогического общения.



Авторитарный стиль педагогического общения. Этот стиль отличается жесткостью управления и всеобъемлющим контролем. Такой стиль общения снижает деятельную мотивацию воспитуемого (обучаемого), так как у него нет возможности «увлечься» работой: поставить цель, выбрать средства и выполнить задачу.

Попустительский стиль. Данный стиль обладает рядом особенностей делающих его довольно популярным, но, в тоже время, малоэффективным, так как ключевой особенностью попустительского стиля педагогического общения можно назвать самоустранение педагога из деятельностного процесса.

Демократический стиль педагогического общения. Этот стиль подразумевает прямое участие воспитуемых (обучаемых) в обсуждении всего хода работы и её организации. Особенностью демократического стиля педагогического общения является общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью – это стиль, мы рассматриваем как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. По мнению большинства ученых данный стиль наиболее продуктивен [11].

Общение-дистанция. Особенность этого стиля — соблюдение некой эмоциональной дистанции между педагогом и обучаемыми. Однако, данный стиль общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся, что ведёт к утверждению авторитарного принципа, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на результатах деятельности. Многие ученые едины во мнении, что данный стиль, с точки зрения творческой реализации и развития, не имеет перспектив [11].

Общение-заигрывание. Этот стиль общения обусловливает стремление завоевать ложный дешёвый авторитет, что категорически противоречит требованиям педагогической этики. Такое общение возникает в результате непонимания педагогом стоящих перед ним задач, полного отсутствия навыков общения, боязни общения и одновременно желания наладить контакт с учащимися.

Таким образом, рассмотрев особенности стилей педагогического общения, мы можем констатировать что существует множество критериев определения функций, особенностей педагогического общения и классификации его стилей. Однако, мы считаем, наиболее целесообразным является стиль деятельности, основанный на индивидуальном своеобразии педагога и ориентированный на личностное развитие его подопечного, что является подлинным вовлечением педагога в профессиональную деятельность.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница