Классный час как форма профилактики злоупотребления психоактивными веществами



Скачать 179.67 Kb.
Дата26.04.2016
Размер179.67 Kb.
ТипКлассный час
Разработано:

методистом МБОУДОД «ЦДТ» г. Чебоксары ЧР

Матвеевой С.В.,

заведующей организационно-методическим отделом

МБОУДОД «ЦДТ» г. Чебоксары ЧР

Киселевой Л.И.

Классный час как форма профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

Быть твёрдым очень важно, чтобы быть свободным. Почему мы так часто не отказываемся от того, чего не хотим? Или почему так легко соглашаемся на то, что впоследствии создаёт для нас проблему?

Свобода – как воздух. Не замечаешь, пока дышишь. Над головой – небо. Под ногами – земля. Открыты все 4 стороны света. Впереди – жизнь.

Человек собственными руками берёт ошейник и надевает на шею. Привязывается, чтобы потом всю жизнь пытаться с привязанностью порвать. Сигареты, алкоголь, наркотики – современная форма рабства, которая быстрыми темпами распространяется в детской, подростковой и молодёжной среде.

Сегодня в России – своя борьба за независимость. Борьба против рабства, внутреннего, тяжелейшего. Классный час по профилактике злоупотребления психоактивными веществами. Так звучит тема сегодняшнего мастер-класса.

К психоактивным веществам, воздействующим на социальное, личностное, психическое и физическое здоровье детей и молодёжи, следует относить и никотин, и алкоголь, включая так широко рекламируемое пиво, и собственно наркотики.

Ни для кого не секрет, что зависимость от психоактивных веществ – болезнь достаточно «заразная», принявшая форму эпидемии. Так не пора ли нам, педагогам, как представителям самой гуманной специальности подумать о выработке иммунитета у современного школьника? Как выработать у ребёнка отрицательное отношение к никотину, алкоголю и наркотикам? Попробуем разобраться в этом сегодня.

В школе постоянно проходят мероприятия и акции, направленные на разъяснение опасности пагубных привычек, составляется план внутриклассных и общешкольных профилактических мероприятий, направленных на формирование у детей и подростков стремления к здоровому образу жизни, профилактику вредных привычек. Но, к сожалению, не всегда проводимая, большая по объему работа бывает достаточно эффективной.

Наиболее действенными являются те профилактические мероприятия, где дети являются не пассивными слушателями, а активными участниками процесса коммуникации, обмена информацией.

Одной из важных форм профилактики злоупотребления психоактивными веществами является классный час.

Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать, обсудить. Это не урок, но и не пустые разговоры, это классный праздник, на успех которого работает каждый.

При выборе формы проведения конкретного классного часа классный руководитель должен учитывать:



  • возрастные и интеллектуальные особенности школьников

  • их интересы и запросы

  • соответствие формы тематике и цели классного часа

  • собственный опыт воспитательной работы

  • школьные условия

Классные часы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами могут быть представлены самыми разными формами:

  • формы психологического просвещения:

- исследование

- тренинг - упражнения



  • игровые формы:

- ролевые игры,
- сюжетные игры,

  • формы осязательного характера:
    - социальная реклама, видеоролик,
    - презентация.

  • дискуссионные формы:
    - диспут,
    - дискуссия,
    - конференция,
    - круглый стол,
    - вечер вопросов и ответов,
    - встреча с приглашенными людьми,
    - лекция,
    - лекторий,
    - аукцион;

  • творческие формы:
    - устный журнал,
    - живая газета,
    - представление (проектов),
    - спектакль,

  • подвижные формы (пропаганда ЗОЖ):
    - веселые старты,
    - малая олимпиада,
    - день...(атлетики, здоровья и т.д.);

  • формы работы вне школы (в рамках ЗОЖ):

- экскурсия,
- поход.

В качестве примера мы с вами рассмотрим некоторые формы проведения классных часов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами. Предлагаем вам быть не пассивными слушателями, а активными участниками мастер-класса.


  • формы психологического просвещения:

- исследование

- тренинг – упражнения



Упражнение-исследование «Интервью с партнером»

Цель: Определение уровня знаний и направленности интересов участников группы.

Участники (в парах) берут друг у друга интервью при помощи подготовленной анкеты.



Анкета.

  1.  Какие понятия и образы приходят тебе в голову, когда ты слышишь слово «наркомания» или «зависимость от наркотиков»? (Другие темы: «Курение», «Алкоголизм»).

Не мог бы ты вспомнить о чувствах, которые ты испытываешь по этому поводу?

  1. О каких видах зависимости и наркотиках ты слышал? (Другие темы: «Сигареты», «Алкогольные напитки»).

Как ты считаешь, почему человек становится заядлым курильщиком, алкоголиком,

наркоманом?

Считаешь ли ты, что такие зависимости, как наркомания, алкоголь, курение или др., играют роль и в твоей жизни?

Приходят ли тебе в голову вопросы в связи с темой «Наркомания и наркотики» («Курение», «Алкоголь»), которые нам следовало бы обсудить на занятиях?

Затем каждый представляет результаты (своего партнера) всей группе, при этом результаты могут записываться на плакате.

Упражнение «Высказывания»

Цель: Определение уровня знаний и направленности интересов участников группы.

Педагог предлагает учащимся утверждения, связанные с психоактивными веществами. При произношении ведущим каждого утверждения участники принимают ту или иную позицию, подходя к табличкам с надписями «Согласен», «Не согласен», «Не знаю», «Согласен, но …», а затем отстаивают свою точку зрения. Высказывания, с которыми участники группы согласны, должны быть помечены. При подведении итогов обсуждаются высказывания, по которым участники затрудняются принять решение. Это касается тех высказываний, о которых участники недостаточно проинформированы, они требуют дополнительной информации, чтобы иметь возможность согласиться с высказыванием или опровергнуть его.



Возможные высказывания:

  • Ученики, принимающие наркотики, опасны, так как они совращают других.

  • Сигареты – это повседневность для нас, подростков.

  • Алкоголь хуже, чем гашиш.

  • Алкоголь – это средство, от которого можно стать зависимым.

  • Подростки принимают лекарства, чтобы успокоиться перед контрольной, экзаменом. И это нормально.

  • Подросткам, потребляющим алкоголь для того, чтобы решить свои проблемы, угрожает опасность стать наркоманами.

  • Не все наркотики приносят вред. Есть сильные и слабые наркотики.

  • Если человек пьет или курит осознанно и в умеренных дозах, то его действия способствуют предупреждению зависимости.

  • Человек, убегающий от конфликтов, скорее подвергается опасности стать наркоманом.

  • Учитель, который курит, но запрещает это ученикам, выглядит в их глазах неубедительно.

  • Ученики, принимающие наркотики, нуждаются в понимании со стороны своих друзей и взрослых.

  • Алкоголь не всегда вызывают зависимость. Ты всегда можешь остановиться.

  • Наркомания – это болезнь.

  • Алкоголь помогает решать проблемы.

  • Удовольствие можно получить другим способом, без сигарет.

  • игровые формы:

- сюжетные игры

- ролевые игры,




Упражнение (разминка) – сюжетная игра "Полет в будущее"

Цели: выявление и активизация знаний по теме зави­симостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.

Ход игры: 1.Группе объявляется название игры, зачитывается общая инструкция: "Представьте, что мы все попали в будущее на машине времени. Перед выходом из корабля компьютер предупреждает нас об опасности: "В обществе, в котором вы оказались, существует угроза жизни". Далее компьютер ломается, успев выдать три слова: «соблазн, зависимость, вредные привычки». Перед нами стоят две задачи:

1. Выжить;

2.Определить характер и методы борьбы с опасностью, чтобы, возвратившись, предупредить человечество о грозящей беде".



2. Вопросы для обсуждения:

Что означают слова "соблазн", "вредные привычки", "зависи­мость"? Все ли они одинаково опасны? Когда возникает соблазн, а когда появляется зависимость? Какие бывают зависимости? Что в них общее, а что отличное? И т.д.

В ходе обсуждения данных понятий учащиеся приходят к выводу, что

Соблазн – искушение, приманка, нечто влекущее и обольщающее.

Вредные привычкиэто автоматически повторяющееся многое раз действие, причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека, который попал под влияние вредной привычки.

Зависимость (слово имеет несколько значений) - подчиненность другим (другому), чему-либо при отсутствии самостоятельности, свободы. 

Химические зависимости:

алкоголь, чай, кофе, сладкое, наркотики, курение и т.д.



Эмоциональные зависимости (убегание от неприятной реальности, чтобы не испытывать потом чувства вины, бессилия, презрения к себе):

· постоянно включенный телевизор,

· стремление к риску, азарт,

· откладывать все на потом,

· компьютерные игры,

· постоянное желание разговаривать по телефону,

· постоянное желание спать и т.д.

По окончанию игры на доске фиксируется список зависимостей.



Ведущий: "Теперь, когда мы выяснили, чего нам следует опасаться, мы покидаем корабль".

Игра «В открытом будущем»

Ход игры: Группа делится на команды по 4-6 человек.

Инструкция командам:

«Вот мы и за бортом корабля, теперь нам на практике предстоит узнать, способны ли мы противостоять опасности.



Ролевая игра «Мой ответ «НЕТ». Игру лучше планировать как конечный этап деятельности, когда вы уже смогли убедить свою аудиторию в опасности приобщения к психоактивным веществам и сформировали у ребят готовность отказаться от знакомства с дурманом. В ролевой игре инсценируются различные ситуации, в которых может быть предложено одурманивающее вещество.

При организации ролевой игры важно помнить о следующем: нецелесообразно обсуждать правильные схемы отказа с человеком, который ничего плохого для себя не видит в курении, использовании алкогольных напитков и т.п.

Содержание ролевой игры должно соответствовать интересам аудитории, возрастным особенностям участников.

При инсценировке ни в коем случае нельзя переходить рамки приличия – использовать грубый нажим, упоминать о каких-то внешних недостатках исполнителей.

Всем участникам игры предлагается организовать мини-группы (по 4-6 человека). Каждая группа получает для инсценировки определенное задание-ситуацию. Задача группы – найти правильный вариант отказа, подходящий к конкретной ситуации, и изобразить его.

Варианты ситуаций для подростков и старшеклассников:

1) В дверь позвонили. Инга открыла дверь – на пороге стояла Ольга, её дальняя подруга. Девушки уселись на кухне и стали оживлённо обсуждать новости. «Слушай, Инга, давай покурим», предложила Оля. «Давай, - согласилась Инга, - сейчас только сигареты принесу». – «Да не надо, у меня есть, правда с травкой. Ты ведь такие ещё не пробовала?» - «Нет», - растерялась Инга. «Слушай, такой кайф и неопасно совсем! На, попробуй!» - и Ольга протянула Инге сигарету…

2) Этих ребят Сергей совсем не знал. Просто во дворе, кроме них, никого не было, поэтому мальчик пристроился рядом на скамейке. Ребята лениво обсуждали последний хоккейный матч. «Ну что, мультяшки, что ли, посмотрим?» - спросил один из подростков и достал из кармана тюбик с клеем. Ребята было двинулись к двери подъезда, но вдруг остановились. «А ты чего расселся? – спросил один из них Сергея, - а ну, давай вместе со всеми!» Ребята угрожающе двинулись в сторону Сергея…

Варианты ситуаций для младших школьников:

1) Бельчонок и Зайчонок играли в жмурки.

- Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать, - проговорил Зайчонок и с завязанными глазами отправился на поиски Бельчонка. Зайчонок чувствовал, что его приятель где-то рядом: до него доносился легкий шелест сухой травы и смешки Бельчонка, которые тот с трудом сдерживал.

И вдруг Зайчонок неожиданно уперся во что-то большое.

- Ой! – от испуга у Зайчонка даже повязка развязалась. Прямо перед ним стоял Волчонок. Он был старше малышей на несколько лет и выше на целую голову.

- Ну вы, мелкотня, чего под ногами путаетесь?!

- М-м-мы ничего, мы играем, - испугались зверята.

- Ну ладно, не трусьте, хотите, хотите, я вас угощу? – на вытянутой руке Волчонка лежали коричневые шарики.

- А что это? – спросил Бельчонок.

- Да не бойся, говорят тебе – бери да жуй!

- А мы не хотим пробовать то, чего не знаем, - решительно заявил Зайчонок.

- Чего ты, малявка, тут выступать будешь, тебя угощают, а ты капризничаешь!..

2) Солнечным утром Мышонок прогуливался по зелёной поляне. У него было замечательное настроение, и он весело напевал.

- Кха-кха! – неожиданно услышал Мышонок. Прямо перед ним стоял пожилой Барсук, которого раньше Мышонок ни разу не видел.

- Здравствуйте, уважаемый Барсук! – вежливо проговорил Мышонок.

- Здравствуй, Мышонок! Помоги старику. Я живу на Разноцветной поляне – той, что за рекой, а к вам пришел навестить своего брата Барсука Ивановича. Не знаешь ли ты, где он живёт?

- Знаю, знаю, вам нужно идти, не сворачивая, вот по этой дороге.

- Спасибо, Мышонок. Вот тебе за это угощение, - и Барсук протянул Мышонку красивый розовый пакетик…



дискуссионные формы:
- круглый стол,
- дискуссия,

Круглый стол.
Цель круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, четко разграничить разные позиции сторон.

Работа в парах. Паре предлагается карточка со спорным утверждением. Каждый должен спокойно, аргументированно, без агрессии отстоять свою позицию (один – «за», другой – «против»).



  • Для парня нормально экспериментировать с сигаретой, но для девушки это недопустимо.

  • Наркомания – это болезнь.

  • Алкоголь не всегда вызывают зависимость. Ты всегда можешь остановиться.


Рассмотрим следующую форму классного часа - дискуссия, которую я предлагаю вам проиграть. От вас требуется активное участие. Итак, начинаем групповую дискуссию на тему: «Как бороться с асоциальными явлениями».

Следует заметить, что любые дискуссионные мероприятия предоставляют организатору и участникам существенное преимущество – возможность высказать собственное мнение и проявить свою коммуникабельность, креативность и толерантность.



Для начала разделимся на три группы. Предлагаем в ходе дискуссии каждой группе составить план борьбы:

    1. План борьбы с курением в городе.

    2. План борьбы с алкоголизмом в городе.

    3. План борьбы с наркоманией в городе.

Время работы в группах ограничено – 2 минуты. После истечения времени представители от каждой группы поочередно презентуют свои планы борьбы.

Примеры тезисов плана по борьбе с курением:

1. В рекламах по телевидению необходимо сообщать о вреде курения, почаще меняя содержание рекламы.

2. Больше писать в прессе о вреде курения.

3. Ввести штраф за курение в общественных местах.

4. Усилить антиникотиновое воспитание в начальных и средних классах.

5. Врачи должны чаще выступать в школах, рассказывая о вреде курения.

6. В детском сатирическом журнале «Ералаш» критиковать курильщиков.



«Тихая дискуссия»

Цель: помочь участникам игры определить свою позицию в отношении различных аспектов психоактивных веществ.

Участники: подростки и старшеклассники.

Провокационное утверждение (тезис) записывается в центре большого листа бумаги (ватмана) и предлагается группе. Все участники располагаются вокруг плаката. Каждый член группы в течение 2-3 минут, не обсуждая с остальными, записывает своё мнение по поводу дискуссионного тезиса. Затем участники начинают медленно двигаться вдоль плаката, перемещаясь «на одно мнение». Остановившись около соседней записи, участники знакомятся с ней и рядом письменно высказывают свою точку зрения по поводу позиции своего товарища («согласен», «считаю это ошибочным» и т.п.). Игра может продолжаться до тех пор, пока каждый из участников не вернётся на своё место (если участников много, игра может быть прекращена раньше).

Участники упражнения читают записи, сделанные их товарищами, сверяют свою позицию и позиции остальных членов группы.

Ведущий может предложить участникам «тихую» дискуссию сделать «громкой» и обсудить точки зрения по поводу дискуссионного утверждения.



Провокационные тезисы:

  • Проблему табакокурения, алкоголя, наркомании решить нельзя, так как нет общества, свободного от пагубных привычек.

  • Только у людей, живущих вне общества, возникают проблемы с наркотиками.

  • Алкоголикам и тем, кто подвержен опасности стать алкоголиком, нельзя помочь.

  • Полиции следовало бы принимать более решительные меры в отношении наркоманов.

  • Молодежь слишком мало информируют о наркотиках.

  • Тот, кто стал курильщиком, в будущем будет иметь серьёзные проблемы со здоровьем.

  • Для того чтобы судить о наркотиках, нужно хотя бы раз попробовать их

Это упражнение может заменить традиционный круглый стол или дискуссионный клуб. Здесь каждый из участников, даже самый стеснительный или молчаливый, сможет высказать свою точку зрения.

  • формы осязательного характера:
    - социальная реклама, видеоролик,
    - презентация.


Социальная реклама.

Немного о рекламе. Современная реклама на телевидении занимается психологическим бандитизмом: настраивает подсознание на наркотический лад – внушает, внедряет идеологию кайфа – во что бы то ни стало («Подари себе даниссимо, и пусть весь мир подождёт», «Балтика. Там, где Россия», « Мы не предлагаем вино, которое не пьём сами», «Не тормози, сникерсни!»). Нам вбивают зависимость в голову. Это скрытая реклама. Реклама образа жизни, когда всё доступно, всё можно и разрешено, значит, и наркотик в том числе.

В противовес рекламе вредной для здоровья продукции, при проведении классных часов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в школьной среде мы рекомендуем вам использовать важный инструмент формирования общественного мнения – социальную рекламу, видеоролики, рассказывающие наглядно о вреде курения, наркомании, алкоголизма, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Просмотр социального видеоролика.

Цель такого типа рекламы – помочь школьникам сделать правильный выбор своего жизненного пути, а в долгосрочной перспективе – создать новые социальные ценности.



Презентация.

В современной практике проведения классных часов успешно используются презентации. Презентация – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему. В качестве примера рассмотрим презентацию, которую вы можете использовать при проведении классного часа о вреде пива.



Презентация о вреде пива с комментариями.

Отметим основные недостатки профилактической работы, которые вам следует избегать при проведении классных часов по профилактике асоциальных явлений в школьной среде.

• Работа проводится без учета возраста и социального статуса подростков.

• Авторитарный способ утверждения спорных истин.

• Запугивание.

• Неактуальные для подростков рассуждения, «чтение морали».

• Нет системы профилактических мероприятий.


Возможные последствия подобной работы:

• «Каша в голове» у младших подростков.

• Откровенная противоречивость у старших подростков.

• Провоцирование интереса к действию психоактивных веществ.

• Отсутствие эффекта от профилактической работы в лучшем случае и наличие обратного эффекта в худшем.

Перечислим продуктивные формы работы с подростками при проведении занятий по профилактике злоупотребления психоактивными веществами.

•      Доброжелательность.

•      Принцип «своевременного» воспитания.

•      Выяснение исходного уровня знаний по обсуждаемой теме.

•      Использование принципов групповой работы.

•      Отказ от традиционной лекционной формы подачи материала.

•      Отказ от запугивания.

•      Не перегружать информацией и специальными терминами.

•      «Пластичность» при проведении занятия.

•      Проведение работы с учетом возраста и социального статуса подростков.

•      Отдавать предпочтение тренинговым формам работы.

•      Предоставление объективной информации в доступной форме.

•      Ролевые игры, дискуссии, «мозговой штурм» и др.

•      Вовлечение молодежи в добровольчество.

•      Использование принципа «равный – равному».

•      Работа на массовых мероприятиях по пропаганде здорового - модного стиля жизни.

От того, насколько методически правильно будет организована профилактическая работа,  зависит результат – здоровое поколение.

Так как время мастер-класса ограничено, у нас нет возможности проиграть

все формы проведения классных часов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами.

В связи с этим мы решили материал, собранный по этой теме, разместить на сайте управления образования администрации г.Чебоксары на банере «Месячник «За здоровый образ жизни».



Сейчас я проведу краткий обзор тем, с которыми вы подробнее ознакомитесь, просматривая банер.

    1. Методическая разработка «Классный час как форма профилактики злоупотребления психоактивными веществами».

    2. Взаимодействие семьи и школы по профилактике курения среди учащихся.

    3. Тренинговое занятие «Вне зависимости» по профилактике зависимости учащихся от психоактивных веществ.

    4. Рекомендации по профилактике наркозависимости.

    5. Классный час о вреде пива с презентацией.

    6. «Твой выбор» (разработка внеклассного интегрированного мероприятия (о вреде наркомании, алкоголя, табакокурения).

    7. Профилактика как проблема (принципы построения эффективной профилактической работы).

    8. Видеоролики по профилактике злоупотребления психоактивными веществами.


Скачать 179.67 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница