САРАТОВСКИЙ национальный исследовательский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО
2016 г.
____________________________________________________________________
Факультет психологии
Направление 37.04.01 – «Психология» (магистратура)
Магистерские программы – «Организационная психология», «Консультативная психология», «Юридическая психология», «Когнитивная психология», «Кросс-культурная психология», «Психология творчества»
Вступительное испытание – «Психология» (собеседование)
Вопросы для собеседования
Предмет психологии. Специфика научной психологии. Структура психологического знания: отрасли психологии. Задачи, решаемые теоретической и прикладной психологией. Рефлекторная концепция психического: теоретические взгляды И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Характеристика теорий П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна. Теория системной локализации ВПФ А.Р. Лурия. Функциональная межполушарная ассиметрия мозга человека. Возникновение психики и проблема критериев психического. Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении психики в филогенезе. -
Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготского.
-
Психика и сознание, свойства сознания. Сознание и деятельность. Позиции А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.
-
Возникновение и развитие самосознания. Структура самосознания. Понятие смысловой сферы личности.
Явление и понятие установки в школе Д.Н. Узнадзе. Бессознательное и установка. Методологические принципы и методы психологической науки. Ассоциативная психология. Основные идеи о природе психического и методы. Бихевиоризм. Основные идеи о природе психического и методы. Необихевиоризм. Психоанализ: понятие бессознательного, проблема мотивации поведения. Топологическая модель психики и структура личности в психоанализе. Развитие идей психоанализа. Гештальтпсихология. Основные идеи о природе психического и методы. Теория поля К. Левина. Когнитивная психология. Основные идеи и понятия о природе психического. Экзистенциально-гуманистическая психология. Основные идеи о природе психического и методы. -
Системный подход в психологии (Б.Ф. Ломов).
Специфика мотивации и структура деятельности человека по А.Н. Леонтьеву. Мотивация как интегральный механизм побудительной активности и психической регуляции поведения. Основные закономерности мотивации. Потребность как внутренний побудитель активности. Социально-психологические потребности. Общая характеристика внимания, его значение в жизнедеятельности человека. Явления внимания и невнимания, ошибки внимания. Классификации видов внимания: анализ оснований и сравнительная характеристика. -
Развитие внимания: постановка проблемы и характеристика различных подходов к ее решению. Исследование внимания в рамках культурно-исторической концепции, работы Н.Ф. Добрынина, П.Я. Гальперина. Модели внимания Д. Бродбента, Э.Трейсман, Д. Дойч, Э. Дойч и Д. Нормана. Теория обнаружения сигналов. Кривые РХП. Интенсивность (степень), устойчивость и распределение внимания: методы и результаты исследований. Понятие об ощущениях, их видах. Понятие анализатора. -
Прямое и косвенное измерение ощущений. Методы измерения.
Основные закономерности ощущений. Понятие восприятия, основные свойства образов восприятия, специфика перцептивного образа и образа представления. Основные теории восприятия (структуралистская теория, гештальт-теория, экологическая теория, теория У.Найссера и др.). Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. -
Психология восприятия времени.
Восприятие реального движения. Теории восприятия стабильности видимого мира. -
Память как познавательный психический процесс; взаимосвязь с другими психическими процессами. Память и сознание. Память и личность.
-
Проблема улучшения памяти. Мнемотехники: виды и примеры использования.
-
Характеристика системы памяти. Трехкомпонентная теория памяти.
-
Подход к исследованию памяти с позиций теории уровней переработки информации. Примеры исследований.
-
Исследование памяти в бихевиоризме и проблема изучения двигательных навыков.
-
Построение двигательных навыков по Н.А. Бернштейну: принципиальные положения, стадии и фазы.
-
Социальная сущность и функции памяти. Характеристика видов памяти, по П. Жане.
-
Л.С. Выготский о памяти и ее развитии: роль искусственных средств.
-
Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его места в структуре деятельности (по П. И. Зинченко).
-
Сенсорный регистр. Основные методы и результаты его исследования.
-
Характеристика рабочей памяти. Основные методы и результаты ее исследования.
-
Структурные компоненты долговременной памяти и их характеристика.
-
Мышление как объект изучения психологической науки. Логика и психология мышления.
-
Понятия «задача», «проблема» и «проблемная ситуация». Процесс целеобразования.
-
Экспериментальные исследования процесса решения творческой задачи в работах К. Дункера, Я.А. Пономарева и других.
-
Исследования процессуальной стороны мышления в школе С.Л. Рубинштейна.
-
Мотивация мыслительной деятельности, методы активизации мышления.
-
Эмоциональная регуляция мышления.
-
Индивидуальные особенности мышления. Понятие о когнитивных стилях.
-
Концепции интеллекта и различные представления о его структуре.
-
Общая характеристика тестов для измерения уровня развития интеллекта.
-
Роль прошлого опыта в решении задачи. Факторы, влияющие на успешное решение задачи.
-
Виды мышления. Интуитивное мышление и интуиция.
-
Язык, речь и мышление. Функции речи. Внутренняя и эгоцентрическая речь.
-
Соотношение структуры языка и сознания. Гипотеза лингвистической относительности.
-
Значение слова как единица анализа речевого мышления. Психологическая структура значения. Методы исследования.
-
Механизмы и модели порождения и понимания речевого высказывания.
-
Теория интеллекта Ж. Пиаже.
-
Культурно-историческая теория развития мышления.
-
Основные научные школы исследования мышления (ассоцианизм, Вюрцбургская школа мышления, психоанализ, бихевиоризм и гештальтпсихология).
-
Понятие об эмоциях и чувствах. Основные закономерности и функции эмоций.
-
Физиологические показатели эмоций, их надежность. Проблема детекции лжи.
-
Развитие представлений об эмоциях в истории психологии (Б.Спиноза, В.Вундт, Ф. Крюгер и др.)
-
Активационная, мотивационная, социально-конструктивная и коммуникативная теории эмоций.
-
Развитие представлений об эмоциях в работах С.Л.Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.К. Анохина, П.В. Симонова.
-
Роль эмоций в существовании познавательных процессов человека, взаимосвязь эмоциональных и когнитивных явлений.
-
Специфика психического отражения в эмоциях. Биологическая целесообразность эмоций.
-
Эмоциональные состояния, их связь с деятельностью.
-
Понятие воли. Критерии волевого поведения. Самоконтроль и самомобилизация.
-
Структура волевого акта.
-
Борьба мотивов и принятие решений, проблема выбора. Двойная мотивация волевого действия.
-
Самоконтроль и автоматизация навыка.
-
Волевые качества личности. Целеустремленность и самообладание.
-
Эмоциональный интеллект.
-
Социальный интеллект.
-
Психологические учения о сущности человека и личности. Проблема человека и личности в гуманитарных исследованиях.
-
Современные классификации теорий личности. Проблема оснований для классификации теорий личности.
-
Психодинамические свойства личности. Теория личности З. Фрейда, её значение для современной психологии личности.
-
Индивидуальная психология А. Адлера, понятие о творческом стержне личности.
-
Аналитическая психология К. Юнга, основные типы жизненных ориентаций.
-
Культурные и межличностные акценты в изучении личности (К.Хорни, Г.Салливан).
-
Взгляд на личность с позиции теории научения. Скиннеровская теория личности. Сущность теорий личности с позиций «стимул – реакция» (К.П. Халл, Д. Доллард, Н. Миллер).
-
Теория личности К. Роджерса.
-
Психологические исследования потенциала человека в экзистенциально-гуманистических теориях (А.Х. Маслоу, К. Голдштейн и др.).
-
Теория экзистенциального анализа и логотерапии В. Франкла.
-
Теория личных конструктов Дж. Келли.
-
Социально-когнитивная теория А.Бандуры.
-
Когнитивно-аффективная теория У. Мишела.
-
Темперамент как проявление свойств нервной системы, особенности конституционального подхода к проблеме темперамента.
-
Понимание и измерение темперамента в работах школы Б.М.Теплова – В.Д.Небылицина. Специальная теория темперамента В.М. Русалова.
-
Типологические модели социальных характеров (Э.Фромм, Б.С. Братусь, Э. Шостром).
-
Акцентуации характеров: типы и их общая характеристика (П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е.Личко).
-
Локус контроля, каузальная атрибуция, социальные установки как составляющие социального познания личности.
-
Социальная роль и ролевое поведение (Г.Олпорт), ролевые конфликты.
-
Личность под воздействием группы. Социальная роль как функциональная единица группы.
-
Предмет социальной психологии и основные проблемы социально-психологического исследования.
-
Место социальной психологии в системе научного знания.
-
Основные направления дискуссии о предмете социальной психологии в начале 20 века в России.
-
Методология и методы социально-психологического исследования.
-
Методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, опросы, эксперимент, тестирование). Метод моделирования. Метод case-study. Метод социально-психологического тренинга.
-
Экологическая валидность методов социально-психологического исследования.
-
Опросный метод в социальной психологии. Устные и письменные опросы. Правила составления социально-психологических опросников.
-
Вклад психоаналитического подхода в развитие социальной психологии.
-
Необихевиоризм: основные положения, вклад в развитие социально-психологического знания.
-
Когнитивистская ориентация. Основные понятия. Теория структурного баланса Ф. Хайдера. Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума.
-
Экспериментальные исследования конформизма С. Аша и современные представления о групповом влиянии.
-
Интеракционистская ориентация: основные понятия. Символический интеракционизм.
-
Социальный конструкционизм К. Гергена
-
Теория социальных представлений С. Московичи.
-
Классификации групп в социальной психологии (условные и реальные, лабораторные и естественные, большие и малые, становящиеся и сложившиеся). Методологические проблемы изучения групп в социальной психологии.
-
Основные характеристики группы (композиция, структура, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций).
-
Классификация больших групп (стихийные и организованные). Психологические особенности этнических групп. Социальные движения.
-
Понятие «малая группа». Стадии и уровни развития малой группы.
-
Теория деятельностного опосредования межличностных отношений в группе.
-
Динамические процессы в малой группе (школа групповой динамики К. Левина).
-
Психология образования малой группы. Групповое давление. Феномен ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности.
-
Групповая сплоченность и совместимость.
-
Понятие о лидерстве. Различия лидерства и руководства. Стиль лидерства: классические и современные представления.
-
Теории происхождения лидерства.
-
Личность как предмет исследования в социальной психологии. Специфика социально-психологической проблематики личности.
-
Социально-психологические качества личности. Личность в группе.
-
Социализация: содержание, механизмы, институты, стадии.
-
Социальная установка. История исследования социальных установок.
-
Социальная установка и реальное поведение. Сущность, структура и функции аттитюдов.
-
Статус прикладного исследования в современной науке. Специфика прикладного исследования в социальной психологии. Эффективность прикладных исследований.
-
Этические принципы деятельности социального психолога.
-
Межличностное общение: общая характеристика, виды, механизмы осуществления.
-
Вербальная и невербальная коммуникация. Структура и виды невербальной коммуникации.
Список литературы
Основная литература:
-
Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2010.
-
Общая психология: учеб. для студентов вузов: в 7 т. / Фак. психологии Моск. гос. ун-та им. М.В. Ломоносова, Каф. общ. психологии ; под ред. Б.С. Братуся. М.: Изд. центр "Академия". (Университетский учебник по психологии).
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие. М.; СПб. [и др.] : Питер, 2007 и др. г. издания.
Дополнительная литература:
-
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т.
-
Марцинковская Т.Д. История психологии: учеб. для студентов вузов. 9-е изд., стер. М. : Изд. центр "Академия", 2009.
-
Организационная психология/ С.-Петерб. гос. ун-т; под ред. П.К. Власова, С.А. Маничева, Г.В. Суходольского. 2-е изд., испр. и перераб. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та; Харьков: Гуманитар. центр, 2008.
-
Орлова М.М. Консультативная психология здоровья и болезни: учеб. пособие для студентов психологов. Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. Саратов: ИЦ "Наука", 2009.
-
Основы социально-психологических исследований: учеб. для вузов / под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. М.: Гардарики, 2007.
Председатель предметной комиссии Л.Н. Аксеновская
М.П.
Поделитесь с Вашими друзьями: |