Имени н. Г. Чернышевского



Дата11.09.2017
Размер85 Kb.

САРАТОВСКИЙ национальный исследовательский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО

2016 г.


____________________________________________________________________

Факультет психологии




Направление 37.04.01 – «Психология» (магистратура)


Магистерские программы – «Организационная психология», «Консультативная психология», «Юридическая психология», «Когнитивная психология», «Кросс-культурная психология», «Психология творчества»

Вступительное испытание – «Психология» (собеседование)


Вопросы для собеседования

  1. Предмет психологии. Специфика научной психологии.

  2. Структура психологического знания: отрасли психологии. Задачи, решаемые теоретической и прикладной психологией.

  3. Рефлекторная концепция психического: теоретические взгляды И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Характеристика теорий П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна.

  4. Теория системной локализации ВПФ А.Р. Лурия. Функциональная межполушарная ассиметрия мозга человека.

  5. Возникновение психики и проблема критериев психического. Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении психики в филогенезе.


  6. Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготского.

  7. Психика и сознание, свойства сознания. Сознание и деятельность. Позиции А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.

  8. Возникновение и развитие самосознания. Структура самосознания. Понятие смысловой сферы личности.
  9. Явление и понятие установки в школе Д.Н. Узнадзе. Бессознательное и установка.

  10. Методологические принципы и методы психологической науки.

  11. Ассоциативная психология. Основные идеи о природе психического и методы.

  12. Бихевиоризм. Основные идеи о природе психического и методы. Необихевиоризм.

  13. Психоанализ: понятие бессознательного, проблема мотивации поведения. Топологическая модель психики и структура личности в психоанализе. Развитие идей психоанализа.

  14. Гештальтпсихология. Основные идеи о природе психического и методы.

  15. Теория поля К. Левина.

  16. Когнитивная психология. Основные идеи и понятия о природе психического.

  17. Экзистенциально-гуманистическая психология. Основные идеи о природе психического и методы.


  18. Системный подход в психологии (Б.Ф. Ломов).
  19. Специфика мотивации и структура деятельности человека по А.Н. Леонтьеву.

  20. Мотивация как интегральный механизм побудительной активности и психической регуляции поведения. Основные закономерности мотивации.

  21. Потребность как внутренний побудитель активности. Социально-психологические потребности.

  22. Общая характеристика внимания, его значение в жизнедеятельности человека. Явления внимания и невнимания, ошибки внимания.

  23. Классификации видов внимания: анализ оснований и сравнительная характеристика.

  24. Характеристика функций и свойств внимания. Объемы сознания и внимания.

  25. Развитие внимания: постановка проблемы и характеристика различных подходов к ее решению.

  26. Исследование внимания в рамках культурно-исторической концепции, работы Н.Ф. Добрынина, П.Я. Гальперина.

  27. Модели внимания Д. Бродбента, Э.Трейсман, Д. Дойч, Э. Дойч и Д. Нормана.

  28. Теория обнаружения сигналов. Кривые РХП.

  29. Интенсивность (степень), устойчивость и распределение внимания: методы и результаты исследований.

  30. Понятие об ощущениях, их видах. Понятие анализатора.


  31. Прямое и косвенное измерение ощущений. Методы измерения.
  32. Основные закономерности ощущений.

  33. Понятие восприятия, основные свойства образов восприятия, специфика перцептивного образа и образа представления.

  34. Основные теории восприятия (структуралистская теория, гештальт-теория, экологическая теория, теория У.Найссера и др.).

  35. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия.


  36. Психология восприятия времени.
  37. Восприятие реального движения. Теории восприятия стабильности видимого мира.


  38. Память как познавательный психический процесс; взаимосвязь с другими психическими процессами. Память и сознание. Память и личность.

  39. Проблема улучшения памяти. Мнемотехники: виды и примеры использования.

  40. Характеристика системы памяти. Трехкомпонентная теория памяти.

  41. Подход к исследованию памяти с позиций теории уровней переработки информации. Примеры исследований.

  42. Исследование памяти в бихевиоризме и проблема изучения двигательных навыков.

  43. Построение двигательных навыков по Н.А. Бернштейну: принципиальные положения, стадии и фазы.

  44. Социальная сущность и функции памяти. Характеристика видов памяти, по П. Жане.

  45. Л.С. Выготский о памяти и ее развитии: роль искусственных средств.

  46. Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его места в структуре деятельности (по П. И. Зинченко).

  47. Сенсорный регистр. Основные методы и результаты его исследования.

  48. Характеристика рабочей памяти. Основные методы и результаты ее исследования.

  49. Структурные компоненты долговременной памяти и их характеристика.

  50. Мышление как объект изучения психологической науки. Логика и психология мышления.

  51. Понятия «задача», «проблема» и «проблемная ситуация». Процесс целеобразования.

  52. Экспериментальные исследования процесса решения творческой задачи в работах К. Дункера, Я.А. Пономарева и других.

  53. Исследования процессуальной стороны мышления в школе С.Л. Рубинштейна.

  54. Мотивация мыслительной деятельности, методы активизации мышления.

  55. Эмоциональная регуляция мышления.

  56. Индивидуальные особенности мышления. Понятие о когнитивных стилях.

  57. Концепции интеллекта и различные представления о его структуре.

  58. Общая характеристика тестов для измерения уровня развития интеллекта.

  59. Роль прошлого опыта в решении задачи. Факторы, влияющие на успешное решение задачи.

  60. Виды мышления. Интуитивное мышление и интуиция.

  61. Язык, речь и мышление. Функции речи. Внутренняя и эгоцентрическая речь.

  62. Соотношение структуры языка и сознания. Гипотеза лингвистической относительности.

  63. Значение слова как единица анализа речевого мышления. Психологическая структура значения. Методы исследования.

  64. Механизмы и модели порождения и понимания речевого высказывания.

  65. Теория интеллекта Ж. Пиаже.

  66. Культурно-историческая теория развития мышления.

  67. Основные научные школы исследования мышления (ассоцианизм, Вюрцбургская школа мышления, психоанализ, бихевиоризм и гештальтпсихология).

  68. Понятие об эмоциях и чувствах. Основные закономерности и функции эмоций.

  69. Физиологические показатели эмоций, их надежность. Проблема детекции лжи.

  70. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии (Б.Спиноза, В.Вундт, Ф. Крюгер и др.)

  71. Активационная, мотивационная, социально-конструктивная и коммуникативная теории эмоций.

  72. Развитие представлений об эмоциях в работах С.Л.Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.К. Анохина, П.В. Симонова.

  73. Роль эмоций в существовании познавательных процессов человека, взаимосвязь эмоциональных и когнитивных явлений.

  74. Специфика психического отражения в эмоциях. Биологическая целесообразность эмоций.

  75. Эмоциональные состояния, их связь с деятельностью.

  76. Понятие воли. Критерии волевого поведения. Самоконтроль и самомобилизация.

  77. Структура волевого акта.

  78. Борьба мотивов и принятие решений, проблема выбора. Двойная мотивация волевого действия.

  79. Самоконтроль и автоматизация навыка.

  80. Волевые качества личности. Целеустремленность и самообладание.

  81. Эмоциональный интеллект.

  82. Социальный интеллект.

  83. Психологические учения о сущности человека и личности. Проблема человека и личности в гуманитарных исследованиях.

  84. Современные классификации теорий личности. Проблема оснований для классификации теорий личности.

  85. Психодинамические свойства личности. Теория личности З. Фрейда, её значение для современной психологии личности.

  86. Индивидуальная психология А. Адлера, понятие о творческом стержне личности.

  87. Аналитическая психология К. Юнга, основные типы жизненных ориентаций.

  88. Культурные и межличностные акценты в изучении личности (К.Хорни, Г.Салливан).

  89. Взгляд на личность с позиции теории научения. Скиннеровская теория личности. Сущность теорий личности с позиций «стимул – реакция» (К.П. Халл, Д. Доллард, Н. Миллер).

  90. Теория личности К. Роджерса.

  91. Психологические исследования потенциала человека в экзистенциально-гуманистических теориях (А.Х. Маслоу, К. Голдштейн и др.).

  92. Теория экзистенциального анализа и логотерапии В. Франкла.

  93. Теория личных конструктов Дж. Келли.

  94. Социально-когнитивная теория А.Бандуры.

  95. Когнитивно-аффективная теория У. Мишела.

  96. Темперамент как проявление свойств нервной системы, особенности конституционального подхода к проблеме темперамента.

  97. Понимание и измерение темперамента в работах школы Б.М.Теплова – В.Д.Небылицина. Специальная теория темперамента В.М. Русалова.

  98. Типологические модели социальных характеров (Э.Фромм, Б.С. Братусь, Э. Шостром).

  99. Акцентуации характеров: типы и их общая характеристика (П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е.Личко).

  100. Локус контроля, каузальная атрибуция, социальные установки как составляющие социального познания личности.

  101. Социальная роль и ролевое поведение (Г.Олпорт), ролевые конфликты.

  102. Личность под воздействием группы. Социальная роль как функциональная единица группы.

  103. Предмет социальной психологии и основные проблемы социально-психологического исследования.

  104. Место социальной психологии в системе научного знания.

  105. Основные направления дискуссии о предмете социальной психологии в начале 20 века в России.

  106. Методология и методы социально-психологического исследования.

  107. Методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, опросы, эксперимент, тестирование). Метод моделирования. Метод case-study. Метод социально-психологического тренинга.

  108. Экологическая валидность методов социально-психологического исследования.

  109. Опросный метод в социальной психологии. Устные и письменные опросы. Правила составления социально-психологических опросников.

  110. Вклад психоаналитического подхода в развитие социальной психологии.

  111. Необихевиоризм: основные положения, вклад в развитие социально-психологического знания.

  112. Когнитивистская ориентация. Основные понятия. Теория структурного баланса Ф. Хайдера. Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума.

  113. Экспериментальные исследования конформизма С. Аша и современные представления о групповом влиянии.

  114. Интеракционистская ориентация: основные понятия. Символический интеракционизм.

  115. Социальный конструкционизм К. Гергена

  116. Теория социальных представлений С. Московичи.

  117. Классификации групп в социальной психологии (условные и реальные, лабораторные и естественные, большие и малые, становящиеся и сложившиеся). Методологические проблемы изучения групп в социальной психологии.

  118. Основные характеристики группы (композиция, структура, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций).

  119. Классификация больших групп (стихийные и организованные). Психологические особенности этнических групп. Социальные движения.

  120. Понятие «малая группа». Стадии и уровни развития малой группы.

  121. Теория деятельностного опосредования межличностных отношений в группе.

  122. Динамические процессы в малой группе (школа групповой динамики К. Левина).

  123. Психология образования малой группы. Групповое давление. Феномен ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности.

  124. Групповая сплоченность и совместимость.

  125. Понятие о лидерстве. Различия лидерства и руководства. Стиль лидерства: классические и современные представления.

  126. Теории происхождения лидерства.

  127. Личность как предмет исследования в социальной психологии. Специфика социально-психологической проблематики личности.

  128. Социально-психологические качества личности. Личность в группе.

  129. Социализация: содержание, механизмы, институты, стадии.

  130. Социальная установка. История исследования социальных установок.

  131. Социальная установка и реальное поведение. Сущность, структура и функции аттитюдов.

  132. Статус прикладного исследования в современной науке. Специфика прикладного исследования в социальной психологии. Эффективность прикладных исследований.

  133. Этические принципы деятельности социального психолога.

  134. Межличностное общение: общая характеристика, виды, механизмы осуществления.

  135. Вербальная и невербальная коммуникация. Структура и виды невербальной коммуникации.



Список литературы



Основная литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2010.

  2. Общая психология: учеб. для студентов вузов: в 7 т. / Фак. психологии Моск. гос. ун-та им. М.В. Ломоносова, Каф. общ. психологии ; под ред. Б.С. Братуся. М.: Изд. центр "Академия". (Университетский учебник по психологии).

  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие. М.; СПб. [и др.] : Питер, 2007 и др. г. издания.


Дополнительная литература:

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т.

  2. Марцинковская Т.Д. История психологии: учеб. для студентов вузов. 9-е изд., стер. М. : Изд. центр "Академия", 2009.

  3. Организационная психология/ С.-Петерб. гос. ун-т; под ред. П.К. Власова, С.А. Маничева, Г.В. Суходольского. 2-е изд., испр. и перераб. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та; Харьков: Гуманитар. центр, 2008.

  4. Орлова М.М. Консультативная психология здоровья и болезни: учеб. пособие для студентов психологов. Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. Саратов: ИЦ "Наука", 2009.

  5. Основы социально-психологических исследований: учеб. для вузов / под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. М.: Гардарики, 2007.

Председатель предметной комиссии Л.Н. Аксеновская


М.П.



Каталог: sites -> default -> files -> documents -> 2016
documents -> Рабочая программа профессионального модуля пм. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах 2012 г
documents -> Российская федерация федеральный закон
documents -> Программа профессионального модуля пм. 02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»
documents -> Рабочая программа профессионального модуля пм. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах для специальности
2016 -> Программа развития деятельности студенческих объединений
2016 -> Программа «Финансовое планирование»
2016 -> Программа «Финансы в коммерческом банке»
2016 -> Программа «Финансовое планирование»
2016 -> Программа «Финансы в коммерческом банке»


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница