Игнорирование как один из объяснительных механизмов проявления «человеческого фактора»



Дата05.03.2018
Размер84.5 Kb.

Опубликовано: Узлов, Н.Д. Игнорирование как один из объяснительных механизмов проявления «человеческого фактора» /Н.Д.Узлов //Человек. Общество. Государство: материалы Международной научно-практической конференции (Пермь, Пермский государственный университет, 27-28 октября 2009 г.). – Пермь, 2009. – С.144-150.

ИГНОРИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРОЯВЛЕНИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА»

Н.Д.Узлов

Березниковский филиал Пермского госуниверситета, г. Березники, Пермский край, Россия
Вторая половина XX века - начало XXI века ознаменовались огромным количеством катастроф и техногенных аварий, унесших за собой сотни и тысячи человеческих жизней и принесших многомиллиардный ущерб экономике. К наиболее крупных можно отнести аварии на атомных электростанциях Три-Майл Айленд в США (1979) и Чернобыльской АЭС (1986), гибель атомных подводных лодок «Комсомолец» (1989) и «Курск» (2002), недавнюю аварию на Саяно-Шушенской ГЭС (17 августа 2009 г.) и др. Потрясают своей трагедией и последствиями столкновения пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» и сухогруза «Пётр Васёв» вблизи Новороссийска (1986), в результате которого погибло свыше 700 чел.; пассажирского самолёта Ту-154, следующего рейсом Москва Барселона, и грузо-почтового Боинга-757 в небе над Германией в 2002 году, когда погибли 71 пассажира из которых 52 дети; падение Боинга-737 в г.Перми в августе 2008 года (82 погибших) и др. Хрониками авиакатастроф заполнены целые страницы в Интернете [5;11;18 и др.]. Статистика автокатастроф сравнима со статистикой военных действий. Согласно исследованиям ВОЗ, проведенных в 178 странах мира, в которых проживает 98% населения земного шара, ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибает 1,27 млн. человек. По прогнозам, общее число погибших в результате ДТП к 2030 году увеличится до 2,4 млн. человек в год [17]. На автомобильных дорогах России в последние годы уже погибло больше наших сограждан, чем военнослужащих в Чечне и Афганистане.

Причины этих и других катастроф связывают с т.н. «человеческим фактором» комплексом психофизиологических особенностей человека (восприятие информации, принятие решений, психологические установки и т. п.) и его социальных ролей, играющий важную роль в промышленной безопасности и охране труда [15].

О человеческом факторе говорят, когда пытаются обозначить психические способности человека как потенциального и актуального источника (причину) информационных проблем, либо проблем управления техникой при использовании этим человеком современных технологий [16]. Данное выражение используется чаще всего для объяснения причин катастроф и аварий пассажирских самолётов, повлёкших за собой значительные человеческие жертвы, например, «ошибка пилота или авиадиспетчера», «усталость водителя-дальнобойщика, заснувшего за рулем», «неправильные действия матроса», повлекшие за собой несанкционированное включение системы аварийного пожаротушения на атомной подлодке «Нерпа» и др.

Человеческим фактором также ограничивают теоретическую надежность машин и технических устройств, требующих управления человеком-оператором, т.к. в реальной жизни не исключена опасность фальсифицированного обвинения, например, пилота самолёта для спасения авторитета техники, от денежных убытков для собственника, от уголовного преследования конструктора данной машины. Человеческий фактор это логически эквивалентное критике человеческой составляющей в системе «машина-человек» устойчивое выражение. Как показывает обзор публикаций, особенно в СМИ, критика всегда направлена на человека, в то время как причиной аварий и катастроф является именно невозможность машины обойтись без непосредственного вмешательства в ключевые процессы функционирования машины человека либо его анализаторов.

Этими и другими вопросами призвана заниматься наука, называемая эргономикой, определяемая Международной эргономической ассоциацией (IEA, 2007) как «область приложения научных знаний о человеке к проектированию предметов, систем и окружений, используемых им» [22].

Можно также определить и другие контексты употребления понятия «человеческий фактор», например, с точки зрения оценки информационной безопасности, надежности персонала, управления человеческими ресурсами, финансовых рисков, кризисного управления и др. [2-4], детальный анализ которых не входит в наши задачи.

Важно только отметить, что чрезвычайная значимость данного фактора настолько велика, что требует введения в штат соответствующих ведомств квалифицированных специалистов и экспертов в этой области, как это имеет место, например, в авиации [11] и Минатоме [21].

Обращает на себя внимание тот факт, что виновниками трагедий, задействовавших у себя «человеческий фактор», являются достаточно опытные и квалифицированные работники. Возникает вопрос: почему люди, которым, в общем-то, от природы присущ инстинкт самозащиты, самосохранения, столь часто становятся виновниками своих травм и распорядителями чужих жизней?

Специалисты по «человеческому фактору» указывают на ряд объективных причин, лежащих в его основе. Первая причина заложена, по их мнению, в эволюции человека: отставании его возможностей противостоять уровню возрастающих опасностей. Вторая связана с утяжелением цены ошибки. Третья причина определяется адаптацией человека к опасности (чему во многом способствуют СМИ, постоянно обрушивающие на человека поток негативной информации о катастрофах, авариях, природных катаклизмах, преступлениях, экологических угрозах и проч., делая его беззащитным перед наступающими опасностями) [10].

Указывают также на роль чисто субъективных (психологических) причин, имеющих истоки в природе человека. К числу таковых относят:



  1. Экономия сил, когда поведение человека строится по принци­пу «наименьшего действия» с целью сохранения энергетических ресурсов.

  2. Экономия времени - стремление увеличить производительность труда для выполнения плана или личной выгоды за счет увеличения темпа работы, пропуска отдельных операций, не влияющих на конечный результат труда, но необходимых для обеспечения его безопасности.

  3. Адаптация к опасности вследствие привычки действовать в обход установленных правил или технических норм вследствие безнаказанности или лояльного отношения к конкретному нарушению окружающих (например, игнорирование ремней безопасности).

  4. Самоутверждение в глазах окружающих, желание нравиться за умение рисковать.

  5. Мотив самоутверждения, доказательства собственной значимости.

  6. Групповые конформистские установки, стремление не выглядеть белой вороной».

  7. Ориентация на эталонное поведение лидера или кумира. Идеалами могут быть как примерные работники, так и нарушители.

  8. Переоценка собственного опыта.

  9. Привычка работать с нарушениями, перенесение привычек из других сфер деятельности.

  10. Незнание своих качеств, которые могут проявляться в стрессовых ситуациях, порождающих эмоциональный шок, растерянность и другие подобные реакции.

  11. Склонность к риску, «адреналиновая» потребность, стремление идти ва-банк.

  12. Надситуативный риск (бескорыстный, спонтанный, немотивированный, не­прагматический, «риск ради риска»). Явление состоит в том, что субъект, успешно осуществляя какие-либо действия, как бы «вдруг» ставит перед собой цель, появле­ние которой не продиктовано ситуацией и прямо не вытекает из нее [1;6; 8-10].

Обобщая сказанное выше, следует отметить, что поведение людей, становящихся виновниками тех или иных происшествий, имеющих трагические последствия и проявляющих вышеуказанный «человеческий фактор», можно описать как «игнорирование». На наш взгляд, использование данного психологического конструкта дает возможность не только понять глубинные, импульсивно-бессознательные механизмы его проявления, но и разрабатывать на его основе превентивные стратегии управления, «совладания» человеческим фактором.

В толковом словаре русского языка «игнорировать» означает «умышленно не замечать, не принимать во внимание» [7, с.235]. В отечественной социальной психологии игнорирование рассматривается как один из типов социального влияния, проявляемого в межличностном взаимодействии как умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям [12;19]. Теория игнорирования детально разработана в транзактном анализе [13; 20 и др.]. Игнорирование – форма искажения реальности, когда человек не замечает стимулов, проблем или выбора. Игнорирование объясняет природу пассивного поведения человека. Транзактные аналитики выделяют четыре типа пассивного поведения, которые указывают на игнорирование человеком какого-то аспекта:

1. Ничегонеделание. Вместо того, чтобы использовать свою энергию для решения проблемы, человек использует ее, чтобы предотвратить всякое действие. Субъект, проявляющий подобное пассивное поведение, чувствует себя неуютно. Он ни о чем не думает, игнорируя свою способность действовать в создавшейся ситуации.

2. Сверхадаптация. Когда кто-либо чрезмерно к чему-то приспосабливается, его действия бывают часто направлены на удовлетворение желаний других людей. В сверхадаптации человек игнорирует свою способность действовать в соответствии с имеющимися у него возможностями и вместо этого ведет себя так, как этого хотят от него другие люди.

3. Возбуждение. В этом виде пассивного поведения человек игнорирует свою способность действовать для решения проблем. При этом он чувствует себя очень неудобно и занят бесцельной, постоянно повторяющейся деятельностью в попытке избавиться от чувства дискомфорта, а его энергия вместо решения проблемы направлена на поддержание возбужденного состояния.

4. Беспомощность. Беспомощность может проявляться в пассивном поведении, когда человек становится временно недееспособным, игнорируя свою способность решать свою проблему.

Существуют три игнорируемые людьми области – «я сам», «другие» и «ситуация»; и три типа игнорирования – стимулов, проблем и возможностей. Игнорировать стимул – значит вычеркивать из восприятия сам факт того, что что-то происходит. Человек, игнорирующий проблему, понимает, что что-то происходит, однако игнорирует сам факт существования проблемы. При игнорировании возможностей (выбора) человек осознает, что что-то происходит и именно это составляет проблему, однако он игнорирует любую возможность решения проблемы.

К. Меллор и Э.Зигмунд (1975) выделили четыре уровня игнорирования: наличие, значимость, изменение возможностей и личные способности, которые имеют отношение к типам игнорирования. Комбинация этих уровней выстраивается в матрицу, которую можно использовать для решения проблем [цит. по 13, с.191-199] (табл.1).

Таблица 1

Матрица игнорирования



Уровень

Тип

Наличие

Т-1 Стимулы

Т-2 Проблемы

Т-3 Возможность выбора

Значимость

Т-2 Значимость стимулов

Т-3 Значимость проблемы

Т-4 Значимость

возможности выбора



Изменение возможностей

Т-3 Изменчивость стимулов

Т-4 Разрешимость проблемы

Т-5 Имеющаяся возможность выбора

Личные способности

Т-4 Способность человека реагировать по-другому

Т-5 Способность человека решать проблемы

Т-6 Способность человека действовать в соответствии с возможностью выбора



Особенность этой матрицы заключается в том, что игнорирование в любом квадрате включает в себя игнорирование в квадратах, расположенных снизу и справа от него. К примеру, человек игнорирует ремень безопасности (значимость стимула). Таким образом, у него остается только «стимул», «проблема» и «возможность выбора», иными словами, отсекаются другие аспекты безопасной езды на автомобиле. Специалисты по причинам автомобильных аварий выделяют 10 роковых ошибок, которые приводят к авариям: 1) скорость; 2) алкоголь; 3) лихачество; 4) непристегнутые ремни безопасности; 5) невнимательность; 6) несоблюдение дистанции; 7) неумение действовать в экстремальных условиях;

8) техническое состояние автомобиля; 9) неправильная оценка погодных условий; 10) засыпание за рулем [17]. Легко увидеть, что все вышеперечисленные ошибки могут быть проанализированы с помощью указанной матрицы, определяя тем самым «уязвимое звено» в поведении водителя. Важно научиться пользоваться матрицей оперативно, «здесь и сейчас».


К.Штайнер также описывает три типа игнорирования:

1. Игнорирование интуиции. Обычно человек склонен доверять своей интуиции, и его интуитивные догадки часто являются правильными, тем не менее, он часто отгоняет прочь различного рода «знаки» и «чувствования», не придавая им должного значения.

2. Игнорирование чувств. Как и в случае с интуицией, игнорирование чувств приводит к тому, что человек лишается очередного важного источника информации. Игнорирование чувств приводит к расколу, диссоциации личности. Человек перестает за­мечать важную часть своего бытия, свои чувства. Тем не менее, они продолжают существовать, влияют на психосоматическое состояние индивида и его поведение, и прорываясь наружу, способны вызывать сбой в системе взаимодействия «человек – машина».

3. Игнорирование логики имеет отношение к способности решать проблемы. Здесь речь может идти о способности человека использовать свой разум, действовать благоразумно, безопасно и осторожно, следуя заданному алгоритму или инструкции [20].

И хотя указанные паттерны игнорирования больше рассматриваются в контексте психотерапевтической работы, представляется возможным распространить работу с ними в сферу обучения и воспитания профессиональных кадров для уменьшения влияния человеческого фактора.

Литература




  1. Алякринский, Б.С. Основы авиационной психологии / Б.С. Алякринский. – М.: Воздуш. транспорт, 1985. – 315 с.

  2. Вакарев, А.А. Активация человеческого фактора в управлении в чрезвычайных ситуациях /А.А.Вакарев //Управление персоналом. – 2008. – № 24.

  3. Гаврюшин, Е. Человеческий фактор в обеспечении конфиденциальной информации /Е.Гаврюшин //В мире права. 2002 . – №2

  4. Заславская, Т. И. Социология общественной жизни: очерки теории / Т. И. Заславская, Р.В.Ривкина. - Новосибирск: Наука, 199I. - С.35.

  5. Захарова, А. Человеческий фактор в кабине пилота: технология авиакатастроф /А.Захарова //Украина криминальная. – 2008. – 9 октября.

  6. Котик, М.А. Природа ошибок человека-оператора: На примере управления транспортными средствами / М.А. Котик. – М. : Транспорт, 1993. – 252 с.

  7. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. – 4-е изд., доп. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006.

  8. Пономаренко, В.А. Безопасность полета – боль авиации / В. Пономаренко ; Рос. акад. Образования. – М. : Моск. психолого-социальный институт : Флинта, 2007. – 413 с.

  9. Пономаренко, В.А. Практическая психология. Проблемы безопасности летного труда / В.А. Пономаренко; РАН Ин-т психологии. – М.: Наука, 1994. – 203 с.

  10. Психология человеческого фактора [Электронный ресурс]. – URL: https://revolution.allbest.ru/psychology/00005962.html

  11. Родиков, В. Человеческий фактор, или кто виноват. Интервью Валерия Козлова /В.Родиков//Газета «Мой Аэрофлот», 2006. – № 13 (180). – 28.07.08. – С. 4.

  12. Сидоренко, Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию /Е.В.Сидоренко //Психология влияния /Под ред. А.В.Морозова. – СПб.: Питер, 2000. – С.11-31.

  13. Стюарт, Я. Современный транзактный анализ / Я. Стюарт, В.Джойнс. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – С.182-199.

  14. Тейлор, С.  Управление человеческими ресурсами: учебник для преподавателей, аспирантов, студентов вузов /С. Тейлор,  Л.Холл,  Д.Торрингтон (пер. 5-го англ.изд.; науч. ред. пер. А.Е.Хачатурова). – М., 2004. - 752 с.

  15. Человеческий фактор //Словарь по охране труда [Электронный ресурс]. – URL:: https://slovari.yandex.ru/search.xml?text

  16. Человеческий фактор [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki

  17. Человеческий фактор: 10 роковых ошибок [Электронный ресурс]. – URL: https://rus.delfi.lv/news/technology/world/article.php?id=25587863//

  18. Чернецова, Е. Исследование: человеческий фактор вызывает множество сбоев в системе безопасности /Е.Чернецова [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ibusiness.ru/marcet/manager/25468/

  19. Шейнов, В.П. Психотехнологии влияния /В.П.Шейнов. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006. – С.751-752.

  20. Штайнер, К. Сценарии жизни людей. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.

  21. Эдуард Волков: психология появляется вслед за персоналом [Электронный ресурс]. – URL: https://bse.sci-lib.com/article126947.html

  22. Эргономика [Электронный ресурс]. – URL: https://bse.sci-lib.com/article126947.html


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница