Опубликовано: Узлов, Н.Д. Игнорирование как один из объяснительных механизмов проявления «человеческого фактора» /Н.Д.Узлов //Человек. Общество. Государство: материалы Международной научно-практической конференции (Пермь, Пермский государственный университет, 27-28 октября 2009 г.). – Пермь, 2009. – С.144-150.
ИГНОРИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРОЯВЛЕНИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА»
Н.Д.Узлов
Березниковский филиал Пермского госуниверситета, г. Березники, Пермский край, Россия
Вторая половина XX века - начало XXI века ознаменовались огромным количеством катастроф и техногенных аварий, унесших за собой сотни и тысячи человеческих жизней и принесших многомиллиардный ущерб экономике. К наиболее крупных можно отнести аварии на атомных электростанциях Три-Майл Айленд в США (1979) и Чернобыльской АЭС (1986), гибель атомных подводных лодок «Комсомолец» (1989) и «Курск» (2002), недавнюю аварию на Саяно-Шушенской ГЭС (17 августа 2009 г.) и др. Потрясают своей трагедией и последствиями столкновения пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» и сухогруза «Пётр Васёв» вблизи Новороссийска (1986), в результате которого погибло свыше 700 чел.; пассажирского самолёта Ту-154, следующего рейсом Москва – Барселона, и грузо-почтового Боинга-757 в небе над Германией в 2002 году, когда погибли 71 пассажира из которых 52 – дети; падение Боинга-737 в г.Перми в августе 2008 года (82 погибших) и др. Хрониками авиакатастроф заполнены целые страницы в Интернете [5;11;18 и др.]. Статистика автокатастроф сравнима со статистикой военных действий. Согласно исследованиям ВОЗ, проведенных в 178 странах мира, в которых проживает 98% населения земного шара, ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибает 1,27 млн. человек. По прогнозам, общее число погибших в результате ДТП к 2030 году увеличится до 2,4 млн. человек в год [17]. На автомобильных дорогах России в последние годы уже погибло больше наших сограждан, чем военнослужащих в Чечне и Афганистане.
Причины этих и других катастроф связывают с т.н. «человеческим фактором» – комплексом психофизиологических особенностей человека (восприятие информации, принятие решений, психологические установки и т. п.) и его социальных ролей, играющий важную роль в промышленной безопасности и охране труда [15].
О человеческом факторе говорят, когда пытаются обозначить психические способности человека как потенциального и актуального источника (причину) информационных проблем, либо проблем управления техникой при использовании этим человеком современных технологий [16]. Данное выражение используется чаще всего для объяснения причин катастроф и аварий пассажирских самолётов, повлёкших за собой значительные человеческие жертвы, например, «ошибка пилота или авиадиспетчера», «усталость водителя-дальнобойщика, заснувшего за рулем», «неправильные действия матроса», повлекшие за собой несанкционированное включение системы аварийного пожаротушения на атомной подлодке «Нерпа» и др.
Человеческим фактором также ограничивают теоретическую надежность машин и технических устройств, требующих управления человеком-оператором, т.к. в реальной жизни не исключена опасность фальсифицированного обвинения, например, пилота самолёта для спасения авторитета техники, от денежных убытков для собственника, от уголовного преследования конструктора данной машины. Человеческий фактор – это логически эквивалентное критике человеческой составляющей в системе «машина-человек» устойчивое выражение. Как показывает обзор публикаций, особенно в СМИ, критика всегда направлена на человека, в то время как причиной аварий и катастроф является именно невозможность машины обойтись без непосредственного вмешательства в ключевые процессы функционирования машины человека либо его анализаторов.
Этими и другими вопросами призвана заниматься наука, называемая эргономикой, определяемая Международной эргономической ассоциацией (IEA, 2007) как «область приложения научных знаний о человеке к проектированию предметов, систем и окружений, используемых им» [22].
Можно также определить и другие контексты употребления понятия «человеческий фактор», например, с точки зрения оценки информационной безопасности, надежности персонала, управления человеческими ресурсами, финансовых рисков, кризисного управления и др. [2-4], детальный анализ которых не входит в наши задачи.
Важно только отметить, что чрезвычайная значимость данного фактора настолько велика, что требует введения в штат соответствующих ведомств квалифицированных специалистов и экспертов в этой области, как это имеет место, например, в авиации [11] и Минатоме [21].
Обращает на себя внимание тот факт, что виновниками трагедий, задействовавших у себя «человеческий фактор», являются достаточно опытные и квалифицированные работники. Возникает вопрос: почему люди, которым, в общем-то, от природы присущ инстинкт самозащиты, самосохранения, столь часто становятся виновниками своих травм и распорядителями чужих жизней?
Специалисты по «человеческому фактору» указывают на ряд объективных причин, лежащих в его основе. Первая причина заложена, по их мнению, в эволюции человека: отставании его возможностей противостоять уровню возрастающих опасностей. Вторая связана с утяжелением цены ошибки. Третья причина определяется адаптацией человека к опасности (чему во многом способствуют СМИ, постоянно обрушивающие на человека поток негативной информации о катастрофах, авариях, природных катаклизмах, преступлениях, экологических угрозах и проч., делая его беззащитным перед наступающими опасностями) [10].
Указывают также на роль чисто субъективных (психологических) причин, имеющих истоки в природе человека. К числу таковых относят:
-
Экономия сил, когда поведение человека строится по принципу «наименьшего действия» с целью сохранения энергетических ресурсов.
-
Экономия времени - стремление увеличить производительность труда для выполнения плана или личной выгоды за счет увеличения темпа работы, пропуска отдельных операций, не влияющих на конечный результат труда, но необходимых для обеспечения его безопасности.
-
Адаптация к опасности вследствие привычки действовать в обход установленных правил или технических норм вследствие безнаказанности или лояльного отношения к конкретному нарушению окружающих (например, игнорирование ремней безопасности).
-
Самоутверждение в глазах окружающих, желание нравиться за умение рисковать.
-
Мотив самоутверждения, доказательства собственной значимости.
-
Групповые конформистские установки, стремление не выглядеть белой вороной».
-
Ориентация на эталонное поведение лидера или кумира. Идеалами могут быть как примерные работники, так и нарушители.
-
Переоценка собственного опыта.
-
Привычка работать с нарушениями, перенесение привычек из других сфер деятельности.
-
Незнание своих качеств, которые могут проявляться в стрессовых ситуациях, порождающих эмоциональный шок, растерянность и другие подобные реакции.
-
Склонность к риску, «адреналиновая» потребность, стремление идти ва-банк.
-
Надситуативный риск (бескорыстный, спонтанный, немотивированный, непрагматический, «риск ради риска»). Явление состоит в том, что субъект, успешно осуществляя какие-либо действия, как бы «вдруг» ставит перед собой цель, появление которой не продиктовано ситуацией и прямо не вытекает из нее [1;6; 8-10].
Обобщая сказанное выше, следует отметить, что поведение людей, становящихся виновниками тех или иных происшествий, имеющих трагические последствия и проявляющих вышеуказанный «человеческий фактор», можно описать как «игнорирование». На наш взгляд, использование данного психологического конструкта дает возможность не только понять глубинные, импульсивно-бессознательные механизмы его проявления, но и разрабатывать на его основе превентивные стратегии управления, «совладания» человеческим фактором.
В толковом словаре русского языка «игнорировать» означает «умышленно не замечать, не принимать во внимание» [7, с.235]. В отечественной социальной психологии игнорирование рассматривается как один из типов социального влияния, проявляемого в межличностном взаимодействии как умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям [12;19]. Теория игнорирования детально разработана в транзактном анализе [13; 20 и др.]. Игнорирование – форма искажения реальности, когда человек не замечает стимулов, проблем или выбора. Игнорирование объясняет природу пассивного поведения человека. Транзактные аналитики выделяют четыре типа пассивного поведения, которые указывают на игнорирование человеком какого-то аспекта:
1. Ничегонеделание. Вместо того, чтобы использовать свою энергию для решения проблемы, человек использует ее, чтобы предотвратить всякое действие. Субъект, проявляющий подобное пассивное поведение, чувствует себя неуютно. Он ни о чем не думает, игнорируя свою способность действовать в создавшейся ситуации.
2. Сверхадаптация. Когда кто-либо чрезмерно к чему-то приспосабливается, его действия бывают часто направлены на удовлетворение желаний других людей. В сверхадаптации человек игнорирует свою способность действовать в соответствии с имеющимися у него возможностями и вместо этого ведет себя так, как этого хотят от него другие люди.
3. Возбуждение. В этом виде пассивного поведения человек игнорирует свою способность действовать для решения проблем. При этом он чувствует себя очень неудобно и занят бесцельной, постоянно повторяющейся деятельностью в попытке избавиться от чувства дискомфорта, а его энергия вместо решения проблемы направлена на поддержание возбужденного состояния.
4. Беспомощность. Беспомощность может проявляться в пассивном поведении, когда человек становится временно недееспособным, игнорируя свою способность решать свою проблему.
Существуют три игнорируемые людьми области – «я сам», «другие» и «ситуация»; и три типа игнорирования – стимулов, проблем и возможностей. Игнорировать стимул – значит вычеркивать из восприятия сам факт того, что что-то происходит. Человек, игнорирующий проблему, понимает, что что-то происходит, однако игнорирует сам факт существования проблемы. При игнорировании возможностей (выбора) человек осознает, что что-то происходит и именно это составляет проблему, однако он игнорирует любую возможность решения проблемы.
К. Меллор и Э.Зигмунд (1975) выделили четыре уровня игнорирования: наличие, значимость, изменение возможностей и личные способности, которые имеют отношение к типам игнорирования. Комбинация этих уровней выстраивается в матрицу, которую можно использовать для решения проблем [цит. по 13, с.191-199] (табл.1).
Таблица 1
Матрица игнорирования
Уровень
|
Тип
|
Наличие
|
Т-1 Стимулы
|
Т-2 Проблемы
|
Т-3 Возможность выбора
|
Значимость
|
Т-2 Значимость стимулов
|
Т-3 Значимость проблемы
|
Т-4 Значимость
возможности выбора
|
Изменение возможностей
|
Т-3 Изменчивость стимулов
|
Т-4 Разрешимость проблемы
|
Т-5 Имеющаяся возможность выбора
|
Личные способности
|
Т-4 Способность человека реагировать по-другому
|
Т-5 Способность человека решать проблемы
|
Т-6 Способность человека действовать в соответствии с возможностью выбора
|
Особенность этой матрицы заключается в том, что игнорирование в любом квадрате включает в себя игнорирование в квадратах, расположенных снизу и справа от него. К примеру, человек игнорирует ремень безопасности (значимость стимула). Таким образом, у него остается только «стимул», «проблема» и «возможность выбора», иными словами, отсекаются другие аспекты безопасной езды на автомобиле. Специалисты по причинам автомобильных аварий выделяют 10 роковых ошибок, которые приводят к авариям: 1) скорость; 2) алкоголь; 3) лихачество; 4) непристегнутые ремни безопасности; 5) невнимательность; 6) несоблюдение дистанции; 7) неумение действовать в экстремальных условиях; 8) техническое состояние автомобиля; 9) неправильная оценка погодных условий; 10) засыпание за рулем [17]. Легко увидеть, что все вышеперечисленные ошибки могут быть проанализированы с помощью указанной матрицы, определяя тем самым «уязвимое звено» в поведении водителя. Важно научиться пользоваться матрицей оперативно, «здесь и сейчас».
К.Штайнер также описывает три типа игнорирования:
1. Игнорирование интуиции. Обычно человек склонен доверять своей интуиции, и его интуитивные догадки часто являются правильными, тем не менее, он часто отгоняет прочь различного рода «знаки» и «чувствования», не придавая им должного значения.
2. Игнорирование чувств. Как и в случае с интуицией, игнорирование чувств приводит к тому, что человек лишается очередного важного источника информации. Игнорирование чувств приводит к расколу, диссоциации личности. Человек перестает замечать важную часть своего бытия, свои чувства. Тем не менее, они продолжают существовать, влияют на психосоматическое состояние индивида и его поведение, и прорываясь наружу, способны вызывать сбой в системе взаимодействия «человек – машина».
3. Игнорирование логики имеет отношение к способности решать проблемы. Здесь речь может идти о способности человека использовать свой разум, действовать благоразумно, безопасно и осторожно, следуя заданному алгоритму или инструкции [20].
И хотя указанные паттерны игнорирования больше рассматриваются в контексте психотерапевтической работы, представляется возможным распространить работу с ними в сферу обучения и воспитания профессиональных кадров для уменьшения влияния человеческого фактора.
Литература
-
Алякринский, Б.С. Основы авиационной психологии / Б.С. Алякринский. – М.: Воздуш. транспорт, 1985. – 315 с.
-
Вакарев, А.А. Активация человеческого фактора в управлении в чрезвычайных ситуациях /А.А.Вакарев //Управление персоналом. – 2008. – № 24.
-
Гаврюшин, Е. Человеческий фактор в обеспечении конфиденциальной информации /Е.Гаврюшин //В мире права. – 2002 . – №2
-
Заславская, Т. И. Социология общественной жизни: очерки теории / Т. И. Заславская, Р.В.Ривкина. - Новосибирск: Наука, 199I. - С.35.
-
Захарова, А. Человеческий фактор в кабине пилота: технология авиакатастроф /А.Захарова //Украина криминальная. – 2008. – 9 октября.
-
Котик, М.А. Природа ошибок человека-оператора: На примере управления транспортными средствами / М.А. Котик. – М. : Транспорт, 1993. – 252 с.
-
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. – 4-е изд., доп. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006.
-
Пономаренко, В.А. Безопасность полета – боль авиации / В. Пономаренко ; Рос. акад. Образования. – М. : Моск. психолого-социальный институт : Флинта, 2007. – 413 с.
-
Пономаренко, В.А. Практическая психология. Проблемы безопасности летного труда / В.А. Пономаренко; РАН Ин-т психологии. – М.: Наука, 1994. – 203 с.
-
Психология человеческого фактора [Электронный ресурс]. – URL: https://revolution.allbest.ru/psychology/00005962.html
-
Родиков, В. Человеческий фактор, или кто виноват. Интервью Валерия Козлова /В.Родиков//Газета «Мой Аэрофлот», 2006. – № 13 (180). – 28.07.08. – С. 4.
-
Сидоренко, Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию /Е.В.Сидоренко //Психология влияния /Под ред. А.В.Морозова. – СПб.: Питер, 2000. – С.11-31.
-
Стюарт, Я. Современный транзактный анализ / Я. Стюарт, В.Джойнс. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – С.182-199.
-
Тейлор, С. Управление человеческими ресурсами: учебник для преподавателей, аспирантов, студентов вузов /С. Тейлор, Л.Холл, Д.Торрингтон (пер. 5-го англ.изд.; науч. ред. пер. А.Е.Хачатурова). – М., 2004. - 752 с.
-
Человеческий фактор //Словарь по охране труда [Электронный ресурс]. – URL:: https://slovari.yandex.ru/search.xml?text
-
Человеческий фактор [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
-
Человеческий фактор: 10 роковых ошибок [Электронный ресурс]. – URL: https://rus.delfi.lv/news/technology/world/article.php?id=25587863//
-
Чернецова, Е. Исследование: человеческий фактор вызывает множество сбоев в системе безопасности /Е.Чернецова [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ibusiness.ru/marcet/manager/25468/
-
Шейнов, В.П. Психотехнологии влияния /В.П.Шейнов. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006. – С.751-752.
-
Штайнер, К. Сценарии жизни людей. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.
-
Эдуард Волков: психология появляется вслед за персоналом [Электронный ресурс]. – URL: https://bse.sci-lib.com/article126947.html
-
Эргономика [Электронный ресурс]. – URL: https://bse.sci-lib.com/article126947.html
Поделитесь с Вашими друзьями: |