Естественно, что огромную роль в этом процессе формирования личности играют семейные, национальные и вообще исторические традиции, накопленные обществом



Скачать 24.48 Kb.
Дата30.03.2018
Размер24.48 Kb.

2.6.10. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества

Великий естествоиспытатель И.М. Сеченов любил напоминать, что человек на 90% продукт воспитания, поскольку природные возможности передачи социальных знаний и опыта ограничены. Слишком сложна информация, которую человек получает за время жизни, а если учесть скорость ее обновления по мере развития общества, то становится понятным, что никакие природные кодирующие и передающие информацию средства не могут так быстро и сложно формироваться и меняться.

Поэтому, в отличие от остальных организмов, поведение которых, пожалуй, более чем на 90% генетически запрограммировано, человек получает социальную программу поведения, главным образом, в процессе воспитания и образования. Сначала социальная программа передается человеку от родителей, затем от окружающих его людей и далее от учителей и коллег по работе.

Естественно, что огромную роль в этом процессе формирования личности играют семейные, национальные и вообще исторические традиции, накопленные обществом. Так складывается преемственность поколений и образуется связь времен в истории общества.

Любой социум представляет собой прочный монолит, пока есть эта связь и осуществляется передача исторической памяти. Это обстоятельство остается в силе и для экологического воспитания и образования, но следует помнить об одной его особенности.

Экологические знания и навыки во многом не только отличаются от традиционных, но даже противостоят им, и поэтому предполагают формирование существенно иной системы ценностей и приоритетов, которые составляют духовный стержень личности. Конечно, традиции духовной и поведенческой культуры общества велики и многообразны. Есть среди них и такие, которые можно считать зачатками экологической культуры, но они фрагментарны, не систематизированы и, главное, не являются ведущими в современном обществе, которое по-прежнему увлече- I ю покорением природы и подчинением ее своим целям. Это теперь очень опасное увлечение, чреватое тяжелыми последствиями для самих людей.

Перед воспитателем-учителем стоит отныне трудная задача преодолеть в сознании воспитуемых покорительскую установку в отношении природы, сформировать новую мировоззренческую парадигму личности на сотрудничество с природой, уважительное и внимательное отношение к ее нуждам и потребностям, которые, в конечном счете, оказываются и нашими собственными потребностями, поскольку, при всем нашем отличии от природы, мы остаемся жить в ней и должны подчиняться законам ее системной организованности.

Приобщение к этим новым психологическим и ментальным установкам должно осуществляться как можно раньше, буквально с колыбели, когда начинает формироваться духовный каркас личности. Учебные программы по всем предметам должны быть внимательно проанализированы и пересмотрены, с тем чтобы задать им экологическую ориентацию, если этого еще не сделано, и, разумеется, необходимо найти в сетке часов, начиная со средней школы, место для преподавания специального курса по проблемам социальной экологии, где речь пойдет об общих, фундаментальных законах социоприродного развития в гармонии с природной средой.

Переход от стихийного природопользования к сознательно организованному и нормативному предполагает приобщение людей к новой системе знаний и навыков, ориентирующих на понимание природы как целостного организма со свойственными ему законами саморегуляции и самосохранения, в которые люди должны вписаться своей деятельностью и тем самым способствовать сохранению биосферы как своего собственного обиталища.

Именно в процессе экологически направленного воспитания и образования должно сформироваться то свойство, без которого человек не может долго существовать на планете, — свойство экологического самообеспечения. Пока что он несет в себе, пожалуй, противоположное свойство экологического саморазрушения, и в этом состоит его обре- ченность. Преодоление такой ориентации в человеке представляет со-\ бой главную сложность задачи формирования экологической культуры; личности, но теперь ей должна быть подчинена деятельность всех образовательных и просвещенческих организаций, а также средств массовой! информации. Все эти учреждения в совокупности обладают колоссаль-j ной силой воздействия на людей и во многом способны формировать! личность любого наперед заданного типа.

От государства должен идти заказ упомянутым учреждениям на фор-' мирование личности экологически ориентированной заданности, если всерьез воспринимать задачу сохранения биосферы и самих себя.

В античной Греции была хорошо продуманная программа гражданского воспитания людей в духе патриотизма и верности долгу служения: обществу. В немалой степени этим объясняется то, что небольшая страна вышла тогда в число мировых лидеров и долгое время удерживала ведущие позиции в культуре, производстве, торговле и военном деле. Программа гражданского воспитания называлась «Пайдейя» и имела государственный статус. Настало время не только в рамках отдельных стран, но и на межгосударственном уровне разработать и принять глобальную Программу экологически ориентированного гражданского воспитания и образования людей планеты и согласованно придерживаться тех установок, которые будут в ней прописаны.

Стихийно приверженность экологической культуре у человека не сформируется, поскольку новая система духовных ценностей и установок требует времени жизни нескольких поколений для их выстраивания в сознании.

По-видимому, именно нынешнему поколению жителей нашей планеты уготовлена судьба сделать тот решительный поворот в развитии общества, которого теперь требует уже не только история, но и состояние биосферы.

Оно в руках самих людей и будет таким, каковы они сами. Природа и общество планеты находятся отныне в соответствии как части единой глобальной системы, социоприродной по существу.

Именно человек в ответе не только за планету, но и за судьбы последующих поколений. Остается надеяться, что люди поднимутся на уровень той разумности, которая должна быть им присуща со свойственным ей девизом «спаси и сохрани природу и себя, пока это возможно».

Вопросы для самопроверки

Как формулируется современное понимание предмета философии биологии?

Что собой представляют «три образа» биологии как науки?

Каковы истоки постановки вопроса о создании «теоретической биологии» в XX в.? Каково значение принципов редукции, системности и историзма в построении теоретической биологии?

Каковы тенденции развития биологии в свете постпозитивистской и постмодернистской философии науки?

В чем особенности живого как системной организации?

Каковы основные этапы становления синтетической теории эволюции? Какова ее структура?

Каково влияние биологической теории эволюции на становление современной концепции глобального эволюционизма?

Каково влияние биологии на сферу социально-гуманитарного знания, на становление современной науки о человеке?

Охарактеризуйте основные особенности системной познавательной модели.

Какова роль системности в процессе интеграции научного знания?

Охарактеризуйте роль биологии в формировании познавательных моделей целостности, развития, системности.

Назовите основные принципы и ориентации современной биоэтики и биомедицинской этики, биополитических концепций, биотехнологий, биоэстетики.

В чем состоит особенность исторически сложившегося отношения чело- иска к природе?

Каковы основные причины возникновения экологического кризиса?

Определите особенности понимания терминов «биосфера» и «ноосфера» у В. И. Вернадского и в современной трактовке.

Что собой представляют пределы биосферы?

Каковы пути преодоления конечности природных ресурсов?

Что такое экологическая культура, каковы особенности и пути ее формирования?

В чем основные особенности и специфика экологического образования?

Темы рефератов

Сущность и специфика философских проблем биологии.

Характеристика основных этапов изменения представлений о месте и роли биологии в системе научного познания.

Проблема системной организации и системный подход в биологии.

Воздействие современных биологических исследований на формирование новых норм и установок культуры.

Биология в пространстве методологии науки XX в.

Биологические основания формирования и развития человеческой культуры.

Биология и формирование современной эволюционной картины мира.

Основные этапы развития экологии от биологического до социоприрод- иого статуса.

Суть теории биосферы и ноосферы В.И. Вернадского.

Концепция устойчивого развития общества, проблемы и возможности ее реализации.

Экологическая культура и ее роль в преодолении современной кризисной ситуации.

Литература

Биология и культура / Отв. ред. И.К. Лисеев. М., 2004. Биофилософия. М., 1997.

Борзенков В.Г. Философские основания теории эволюции. М., 1987. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М., 1999. Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования. М., 2002. Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования. М., 2003. Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., 2000.

Докинз Р. Эгоистичный ген. М., 1993. Жизнь как ценность. М., 2000.

Заренков Н.А. Теоретическая биология. Введение. М., 1988. Карпинская Р.С. Биология и мировоззрение. М., 1980.

Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюци- онная стратегия. М., 1995.

Крик Ф. Жизнь как она есть. Ее зарождение и сущность. М., 2002.

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 2000.

Лось В.А., Урсул АД. Устойчивое развитие. М., 2000.

Методология биологии: новые идеи. М., 2001.

Природа биологического познания. М., 1991.

Реймерс Н.Ф. Концептуальная экология. М., 1992.

Системный подход в современной науке / Отв. ред. И.К. Лисеев, В.Н. Садовский. М., 2004.

Философия экологического образования / Отв. ред. И.К. Лисеев. М., 2001. Фролов И.Т. Избр. труды. М„ 2002-2003. Т. 1-3.

Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М., 2004.

. ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В СВЕТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Решая экологические проблемы, нельзя недооценивать важность преобразований в духовной сфере, в которой формируется и воспроизводится общественное сознание. Общественное сознание является отражением общественного бытия, т.е. материальной жизни общества. В тоже время общественное сознание оказывает активное обратное влияние на материальную жизнь. В XIX-XX вв. в общественном сознании индустриально развитых стран прочно устоялось потребительское отношение к природе. И на обыденном, и на теоретическом уровне общественного сознания господствуют представления о человеке, как покорителе и преобразователе природы. Интересы экономической прибыли ставятся на первый план, а экологические последствия материальной деятельности учитываются в том случае, если это не мешает получению прибыли.

Естествознание создаёт научную основу для покорения природы, технические науки воплощают знания в технологиях. В системе образования со школьной скамьи формируются представления о неограниченных возможностях научно-технического прогресса. Т.о. в общественном сознании устойчиво воспроизводится система ценностей, оправдывающая хищническую эксплуатацию человеком природы.

Углубление экологических проблем в конце ХХ века поставило вопрос о необходимости изменения приоритетов. Изменение общественного бытия, ухудшение природных условий жизни общества, потребовало изменений общественного сознания, отразилось в развитии экологических идей. Становится очевидным, что проблема экологии – это не проблема качества жизни, а проблема сохранения жизни как таковой. Поэтому сохранение природы как среды обитания человека должно выйти на первый план в системе ценностей как отдельных людей, так и общества в целом. Необходимо выработать новые ценностно-нормативные отношения, позволяющие преодолеть отчуждение человека от природы, направленные на гармоничное сосуществование с природой. Эти изменения в общественном сознании уже идут. Идеализация неограниченного прогресса постепенно сменяется представлениями о пределах роста, об экологических лимитах.

В структуре общественного сознания выделяются два уровня: обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание – это низший уровень общественного сознания, который формируется стихийно в повседневной бытовой практике людей. В формировании экологического сознания на обыденном уровне важную роль играют средства массовой информации. Теоретическое сознание – это высший уровень общественного сознания, который формируется целенаправленно специалистами. На этом уровне формирование экологических знаний – это задача науки, а широкое распространение их в обществе – это задача системы образования. Экологическое образование должно включать как обучение, т.е. усвоение знаний, так и воспитание, т.е. формирование системы ценностей, принципов, убеждений. Для этого необходимо вводить отдельные экологические дисциплины, а также экологический компонент в традиционные дисциплины - социально-гуманитарные, естественные и технические. Философия с её возможностями синтеза и обобщения знаний может стать теоретической основой экологического мировоззрения.

Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

Роль образования и воспитания в процессе формирования личности. Особенности экологического воспитания и образования. Необходимость смены мировоззренческой парадигмы как важнейшее условие преодоления экологической опасности. Научные основы экологического образования. Особенности философской программы «Пайдейя» в условиях экологического кризиса. Практическая значимость экологических знаний для предотвращения опасных разрушительных процессов в природе и обществе. Роль средств массовой информации в деле экологического образования, воспитания и просвещения населения.

РАЗДЕЛ III. »История и философия сельскохозяйственных (ветеринарных) наук»

3.1 Агрикультура и животноводство Древнего мира

Знания первобытного человека о полезной флоре и фауне. Начало одомашнивания диких животных и окультуривания растений в разных странах. Зарождение животноводства и агрикультуры (земледелия и растениеводства). Народные способы защиты и лечения животных и растений. Бессознательный искусственный отбор. Использование естественного плодородия почв при полуоседлом и оседлом образе жизни.

Экологическое образование

Дистанционно! Переподготовка по экологической безопасности - 15 000 руб.Дистанционно! Переподготовка по экологической безопасности - 15 000 руб.

Перейти

Яндекс.Директ



Скрыть рекламу:

Не интересуюсь этой темой

Товар куплен или услуга найдена

Нарушает закон или спам

Мешает просмотру контента

Спасибо, объявление скрыто.

Становление агрикультур Китая, Индии, Египта, античной Византии, Древнего Рима и древних цивилизаций Америки. Первые системы орошаемого земледелия (Египет, Китай, Индия, Месопотамия) и способы повышения плодородия почв. Центры происхождения культурных растений. Особенности земледелия скифов Северного Причерноморья в V–I вв. до н.э. Появление письменности, аграрных рецептов и календарей. Первые сведения об агрикультуре Древней Греции IV–III вв. до н.э. (Гесиод, Аристотель, Теофраст). Древнегреческие авторы II–I вв. до н.э. (Катон старший, Варрон, Вергилий) о способах земледелия и агрокультурах, типах почв и удобрениях, мелиорации и приемах получения устойчивых урожаев, разведении различных животных и их лечении, луговодстве, птицеводстве, рыбном хозяйстве и пчеловодстве. Ветеринария Древнего Египта, Месопотамии, Вавилона и стран Древнего Востока (сборники Вед, канон «Авеста»). Первый труд по ветеринарии М. П. Цензорина (II в. до н.э.). Аграрная энциклопедия Л. Колумеллы «О сельском хозяйстве» (ок. 40 г. н.э.) о земледелии, животноводстве, ветеринарии и других областях аграрного труда.

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Ошибка выполнения JavaScript!

Невозможно сформировать ссылку для загрузки файла

Если у Вас включен Adblock, отключите его для этого сайта

Экологическое воспитание и просвещение

Яндекс.Директ

Заказ пиццы на дом от 325 рублей

'Вкусная пицца, к каждой пицце соус бесплатно. Быстрая, быстрая доставка.

yoyopizza.ru

Экологическое воспитание и просвещение (формальное и неформальное образование в области окружающей среды) -- это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств, пониманию важности приумножения естественных ресурсов. В современных условиях экологическое воспитание и просвещение -- основы основ процесса гармонизации взаимодействия общества с природой.

Задача такого воспитания является сложной, комплексной, приобретающей все большую актуальность. Ее решение способствует формированию у человека высокосознательного, ответственного отношения к обеспечению благоприятной по качеству окружающей среды. В эту задачу входит пробуждение широкой инициативы и активной жизненной позиции граждан, которые требуются для решения экологической проблемы (рис. 8).

Рис. 8 - Виды природоохранной деятельности

Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разумного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании.

Развитие и улучшение экологического воспитания и просвещения в нашей стране обусловлены законодательством. Конституционное положение о существовании и совершенствовании единой системы образования, праве граждан на него, законы об образовании, охране природы, природоохранительные постановления содержат необходимые юридические нормы, совокупность которых образует правовую базу экологического воспитания и просвещения. В связи с этим на государственном уровне разработаны меры, предусматривающие улучшение подготовки учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений в области экологии, подготовку и выпуск в более широких масштабах высококвалифицированных специалистов этого профиля, способных умело, по-хозяйски вовлекать в дело огромные природные ресурсы. Предписывается усиление работы по распространению среди населения экологических знаний, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.



Вопросы экологического просвещения решаются не только на уровне Российской Федерации, но и международном уровне, например, в осуществлении международной программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Так, еще в 1977 г. в Тбилиси ЮНЕСКО организовал Межправительственную конференцию по образованию в области охраны окружающей среды, принявшую ряд важных решений по природоохранительному просвещению на всех уровнях.

Экологическое просвещение входит в число важнейших аспектов деятельности Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП). МСОП тесно сотрудничает по вопросам экологического просвещения с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), ведущей активную пропаганду охраны природы во всем мире как по собственным каналам информации, так и по каналам системы ООН и неправительственных организаций многих стран. Здесь ключевым моментом является формирование новой социальной и экологической нравственности. На смену лозунгам «Мы не можем ждать милостей у природы, взять их у нее -- наша задача!» или «Человек -- царь природы!» должны прийти установки на разумное и бережное отношение к Природе, к нашему общему дому - планете Земля. Нам необходимо осознание единства человечества - одной из основ экологической нравственности и гуманизма.
Скачать 24.48 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница