Экзаменационные вопросы по нормальной физиологии под редакцией профессора В. М. Смирнова, 2008



Скачать 46.17 Kb.
Дата19.09.2017
Размер46.17 Kb.
ТипЭкзаменационные вопросы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РОСЗДРАВА

УТВЕРЖДАЮ

Декан

лечебного факультета


___________________ / _Г.В. Порядин_/

подпись ФИО
«_30_»__августа___20_08_г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ


Cпециальность: ПЕДИАТРИЯ

Форма обучения : очно-заочная

Продолжительность обучения: 6.5 лет

Кафедра Нормальной физиологии

РГМУ, 2008


Зав. кафедрой физиологии

профессор В.М. Смирнов _________________

зав. учебной частью

доцент Л.В. Трубецкая _________________


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры нормальной физиологии
«______» _______________ 2008 г. Протокол № ________________

I. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основании «Примерной программы по дисциплине нормальная физиология» для студентов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденной в 2005 году Департаментом государственной политики в образовании Минобрнауки России.

Программа направлена на подготовку специалиста общего профиля или семейного врача, на формирование мышления врача общей практики. Особая роль в этом процессе принадлежит кафедре нормальной физиологии как завершающей учебной дисциплине в области доклинического медико-биологиче6ского образования студентов.



Важными структурными элементами учебного процесса на кафедре является издание ряда учебно-методических пособий. К таковым относятся: (1) Учебник «Физиология человека» под редакцией профессора В.М.Смирнова, 2010. (2) Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии под редакцией профессора В.М.Смирнова, 2005. (3) «Нормальная физиология в рисунках и таблицах. Вопросы и ответы» по редакцией профессора В.М.Смирнова, 2007. (4) «Физиология детей и подростков» под редакцией профессора В.М.Смирнова, 2008. (5) Экзаменационные вопросы по нормальной физиологии под редакцией профессора В.М.Смирнова, 2008

Вторым направлением адаптации учебного процесса к задачам подготовки врачей общего профиля является обновление студенческого практикума путем постановок ряда работ на клинико-диагностической аппаратуре с использованием электрокардиографов, электроэнцефалографов, спирометаболографов и др., а также функциональных проб, характеризующих вегетативный и соматический профиль человека (пробы Минора, Эрбена, дермографизм, сухожильные рефлексы, орто- и клиностатические пробы, точки акупунктуры, дыхательные пробы Штанге, Генче и др.).

Третий источник обновления и совершенствования эффективности учебного процесса по курсу нормальной физиологии состоит во внедрении компьютерной техники. Разработаны и используются обучающие и контролирующие программы по разделам «Кровь», «Кровообращение», «Выделение», «Обмен веществ», «ВНД» и др., а также введение компьютерного тестирования знаний студентов по всем разделам физиологии.

Четвертым фактором совершенствования обучения студентов на кафедре является внедрение в практику преподавания учебных фильмов и создание собственных короткометражных фильмов, демонстрирующих отдельные опыты на студенческом практикуме.


Форма проведения экзамена – письменно-устная.

Экзаменационный билет содержит 3 вопроса. Из них 2 вопроса (3-го уровня сложности) из разных разделов курса физиологии. 3-й вопрос экзаменационного билета посвящен контролю практических навыков на уровне умений или знаний.

В связи с ориентацией на подготовку врача общего профиля вопросы по особенностям физиологии детей включены также в программу обучения студентов на лечебном факультете.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВИД

УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

ВСЕГО

ЧАСОВ

семестр

4-ий

5-ый

Всего часов

351

176

175

Аудиторные занятия:

209

104

105

лекции

76

38

38

практические занятия

133

67

66

Самостоятельная работа

142

72

70

Вид итогового контроля







экзамен


РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ



п/п

РАЗДЕЛЫ

ДИСЦИПЛИНЫ

Количество часов

Всего

часов

лекции

практ. занятия

самост. работа

1

Введение. Основные понятия физиологии. Принципы регуляции функций

2

4

2



8

2

Физиология возбудимых тканей

6

16

12

34

3

Физиология ЦНС

12

20

18

50

4

Физиология эндокринной системы

4

8

10

22

5

Физиология крови

4

8

8

20

6

Физиология дыхания

6

12

14

32

7

Метаболические основы физиологический функций. Питание.

4

8

8

20

8

Терморегуляция

2

4

6

12

9

Физиология пищеварения

6

12

14

32

10

Физиология кровообращения

12

20

16

48

11

Физиология выделения

4

5

10

19

12

Сенсорные системы (анализаторы)

4

8

10

22

13

Физиология ВНД

10

8

14

32




ИТОГО

76

133

142

351


Тематический план лекций по курсу нормальной физиологии

для студентов педиатрического факультета

2 курс, 4-й семестр



№ п/п

ПЛАН ЛЕКЦИЙ



Кол-во часов

1

Природа возбуждения: Открытие «животного электричества» (Гальвани). Сущность мембранно-ионной теории возбуждения. Потенциал покоя, потенциал действия, локальный ответ.

2


2

Оценка возбудимости: Соотношение фаз возбудимости с фазами потен-циала действия. Рефрактерность и ее причины. Критерии оценки возбуди-мости (пороговый потенциал, пороговая сила, пороговое время). Хронак-сия, аккомодация, лабильность. Возрастные особенности процесса возбуждения.

2


3

Физиология мышц: Современная теория мышечного сокращения и рас-слабления. Типы мышечных сокращений. Сила и работа мышц. Особенности функции скелетных мышц у детей раннего возраста. Функциональные особенности гладких мышц.

2


4

Функции ЦНС: Принципы, механизмы и типы регуляции функций организма. Рефлекс: развитие концепции рефлекса. Рефлекторные дуги соматического и вегетативного рефлексов. Методы исследования ЦНС в разные возрастные периоды жизни.

2


5

Возбуждение в ЦНС: Структурно-функциональная характеристика нейронов, механизм их возбуждения. Особенности распространения возбуждения в ЦНС. Свойства нервных центров. Особенности возникно-вения и распространения возбуждения в ЦНС детей разного возраста.

2

6

Торможение в ЦНС. Механизмы центрального торможения (пресинап-тическое, постсинаптическое торможение и их разновидности). Возрастные особенности взаимодействия процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Координационная деятельность ЦНС. Факторы координации. Современное представление об интегративной деятельности ЦНС.

2


7

Спинной мозг: Строение и функции спинного мозга. Соматические рефлексы спинного мозга. Характеристика спинального организма.

2

8

Ствол головного мозга. Продолговатый мозг и мост (характеристика реф-лексов, участие в регуляции мышечного тонуса). Средний мозг (характе-ристика рефлексов, участие в регуляции мышечного тонуса). Участие ствола мозга в интегративной деятельности ЦНС. Особенности регуляции мышечного тонуса у детей раннего возраста.

2


9

Ретикулярная формация (особенности нейронной организации, нисходя-щие и восходящие влияния). Мозжечок (афферентные и эфферентные связи, роль мозжечка в регуляции тонуса мышц и обеспечении двигательной активности). Понятие о пирамидной и экстрапирамидной системах.

2


10

Вегетативная нервная система, ее симпатический и парасимпатический отделы. Медиаторы ВНС и основные виды рецепторов. Роль гипотала-муса, мозжечка, лимбической системы, ретикулярной формации и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций.

2


11.

Эндокринная система: Структурно-функциональна организация, класси-фикация гормонов, основные механизмы действия гормонов. Транс- и парагипофизарная регуляция эндокринных желез. Роль гормонов в регуляции роста, физического, умственного, полового развития.

2


12

Кровь как внутренняя среда организма. Состав крови. Физико-химические константы крови, регуляция их постоянства. Функции форменных элемен-тов крови. Учение о группах крови. Особенности состава крови у детей раннего возраста.

2

13

Гемостаз. Первичный (сосудистотромбоцитарный) и вторичный (коагуля-ционный)гемостаз. Противосвертывающая и фибринолитическая системы. Регуляция процесса свертывания крови.

2

14

Дыхание. Основные этапы процесса дыхания. Дыхательный цикл. Биомеханика вдоха и выдоха. Эластическая тяга легких, сурфактант. Исследование основных функций дыхательного аппарата. Структурно-функциональные особенности дыхательного аппарата у детей.

2


15

Газообмен в легких. Парциальное давление газов в альвеолярном воздухе и напряжение газов, растворенных в крови. Диффузионная способность легких. Отношение между легочным кровотоком и вентиляцией легких.

Транспорт газов кровью. Образование и диссоциация оксигемоглобина. Кислородная емкость крови. Коэффициент утилизации О2 в разных условиях. Транспорт СО2. Роль карбоангидразы.

Газообмен между кровью и тканями.


2


16

Регуляция дыхания. Нервные центры, обеспечивающие дыхательную периодику. Роль рецепторов легких в саморегуляции дыхания. Значение гипоталамуса, лимбической системы и коры больших полушарий в регу-ляции дыхания.

2


17

Обмен веществ как основное условие жизни и сохранения гомеостаза. Общее представление об обмене, углеводов, жиров и белков. Азотистый баланс. Регуляция обмена веществ в организме. Физиологические основы рационального питания. Особенности обмена веществ у детей разных возрастных групп.

2


18

Обмен энергии. Физическая и физиологическая ценность питательных веществ. Методы исследования энергетического баланса. Основной обмен, рабочий обмен, рабочая прибавка. Энерготраты при разных видах труда Особенности энергетического обмена растущего организма.

2


19

. Терморегуляция: теплопродукция и теплоотдача. Периферические и центральные механизмы терморегуляции. Функциональная система, под-держивающая постоянство температуры внутренней среды организма. Физиологические особенности терморегуляции у детей раннего возраста.

2





итого

38

2 курс, 4-ый семестр



№ п/п

ПЛАН ЛЕКЦИЙ



Кол-во часов

1

Пищеварение. Пищевая мотивация. Физиологические основы голода и насыщения. Значение и сущность пищеварения. Типы пищеварения. Пищеварительный конвейер (секреция, моторика, всасывание). Непищеварительные функции ЖКТ. Пищеварение в полости рта, пищеварение в желудке. Методики исследования пищеварительных функций и их регуляции. Характеристика типов питания в разные периоды жизни организма.

2


2

Пищеварение в 12-перстной кишке. Состав и свойства поджелудочного сока, регуляция панкреатической секреции. Состав и свойства желчи, регуляция желчеобразования и желчевыделения. Методики исследования.

2


3

Пищеварение в тонкой кишке. Состав и свойства кишечного сока, регуляция кишечной секреции. Роль пристеночного пищеварения. Механизмы всасывания. Моторная деятельность кишечника. Особенности пищеварения в толстой кишке, значение микрофлоры. Характеристика секреции, всасывания и моторики у детей раннего возраста.




4

Кровообращение: Общий план строения сердечнососудистой системы. Сердце: Функции предсердий, желудочков, клапанного аппарата сердца. Физиологические особенности миокарда. Автоматия сердца. Сердечный цикл и его фазовая структура. Особенности кровообращения у плода и новорожденных.

2


5

Внешние проявления деятельности сердца и методики исследования (ЭКГ, ФКГ, УЗИ). Современные методики исследования сократительной способности миокарда, сердечные индексы.

2


6

Регуляция деятельности сердца. Внутрисердечные и внесердечные механизмы (миогенные, гуморальные, нервные). Эндокринная функция сердца.Особенности системы регуляции сердца в раннем детском возрасте

2


7

Системная гемодинамика: классификация сосудов, основные законы гемодинамики. Факторы, обеспечивающие движение крови по сосудам высокого и низкого давления. Методики измерения артериального и венозного давления, исследования артериального и венозного пульса. Микроциркуляция.

2


8

Регуляция сосудистого тонуса: миогенный, нервный и гуморальный механизмы. Сосудодвигательный центр. Сосудодвигательные нервы. Функциональная система поддержания уровня АД и органного кровотока.

Здоровый образ жизни как профилактика заболеваний сердечнососудистой системы.


2


9

Выделение. Органы выделения, их роль в поддержании гомеостаза. Функ-ции почек. Нефрон как структурно-функциональная единица почки. Участие различных отделов нефрона в процессах мочеобразования.

2


10

Регуляция мочеобразовательной функции почки. Роль почки в поддер-жании различных констант организма. Состав конечной мочи, выведение мочи. Клинико-физиологические методы исследования функции почек. Искусственная почка. Физиологические особенности почечных функций у детей раннего возраста.

2


11

Анализаторы (сенсорные системы). Учение И.П.Павлова об анализаторах. Современные представления о функциональной организации сенсорных систем: периферический, проводниковый, корковый отделы; их функции. Критерии оценки чувствительности сенсорных систем. Общие представ-ления о кодирование информации.

2


12

Зрительная сенсорная система. Рецепторный аппарат, фотохимические процессы в рецепторных клетках. Нейроны сетчатки; проводниковый и корковый отделы зрительной системы. Механизмы, обеспечивающие ясное видение в различных условиях. Слуховая сенсорная система. Пери-ферический, проводниковый и корковый отделы, их функции. Кодирование информации о частоте и силе звукового раздражителя. Особенности зрения и слуха у детей.

2


13

Высшая нервная деятельность (ВНД). Понятие о ВНД, развитие представлений о ВНД, объективные и субъективные методы исследования ВНД. Учение И.П.Павлова об условных рефлексах. Физиологические механизмы образования условных рефлексов. Импринтинг.

2


14

Научение и память. Формы научения, их классификация и сущность. Условный рефлекс как одна из форм научения. Виды и механизмы памяти: мгновенная, кратковременная и долговременная. Особенности памяти у людей разного возраста.

2


15

Торможение условных рефлексов и типы ВНД. Виды торможения, условия их возникновения, биологическое значение. Исследование силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Характиристика основных типов ВНД.

2


16

Мотивации как более высокая ступень развития потребностей по срав-нению с сенсорными и метаболическими механизмами их возникновения. Роль различных структур мозга в формировании мотиваций.

Эмоции. Биологическая роль эмоций. Классификация. Вегетативные и двигательные компоненты эмоций. Теории эмоций.

2


17

Кортиковисцеральные взаимоотношения. Кора головного мозга и внутренние органы: слово как лечебный и патогенный фактор. Механизм взаимодействия корковых центров и внутренних органов. Понятие о психосоматической медицине.

2


18

Особенности ВНД человека. Понятие о первой и второй сигнальных системах человека, формирование их в онтогенезе. Развитие второй сигнальной системы в антропогенезе. Особенности мышления и трудовой деятельности человека. Специфические, свойственные только человеку типы ВНД. Познание человеком самого себя.

2





Итого

38


Темы практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины «Нормальная физиология»


п/№


Название тем практических занятий

Семестры

4

5

1

2

3

4

1

Введение. Основные понятия физиологии. Принципы регуляции функций.

3.5




2

Природа возбуждения. Мембранные потенциалы.


3.5




3

Возбудимость и ее оценка. Лабильность.


3.5




4

Физиология нервов и синапсов.


3.5




5

Физиология мышц


3.5




6

Итоговое занятие. Контрольная работа (ситуационная задача, практический навык, собеседование)

3.5




7

Центральная нервная система. Рефлекс. Процесс возбуждения в ЦНС

3.5




8

Свойства нервных центров. Торможение. Координационная деятельность ЦНС.

3.5




9

Частная физиология ЦНС. Спинной мозг, ствол головного мозга.


3.5




10

Передний мозг. Мозжечок. Вегетативная нервная система. (Тест)

3.5




11

Итоговое занятие. Контрольная работа (ситуационная задача, практический навык, собеседование)

3.5




12

Железы внутренней секреции.


3.5




13

Система крови. Кровь как внутренняя среда организма. Основные физико-химические константы .

3.5




14

Форменные элементы крови. Группы крови. Свертывающая и противосвертывающая системы кровь

3.5




15

Итоговое занятие. Контрольная работа (ситуационная задача, практический навык, собеседование)

3.5




16

Дыхательная система. Внешнее дыхание


3.5




17

Газообмен. Транспорт газов кровью. Регуляция дыхания.


3.5




18

Итоговое занятие. Контрольная работа (ситуационная задача, практический навык, собеседование)

3.5




19

Зачет по практическим навыкам

3.5




20

Кровообращение. Цикл работы сердца. Свойства сердечной мышцы. (Тест)




3.5

21

Методы исследования сердечной деятельности.





3.5

22

Регуляция деятельности сердца.





3.5

23

Законы гемодинамики. Движение крови по сосудам высокого и низкого давления.




3.5

24

Регуляция органного кровотока и системного артериального давления



3.5

25

Итоговое занятие. Контрольная работа (ситуационная задача, практический навык, собеседование)




3.5

26

Обмен веществ. Питание. Суточный рацион.





3.5

27

Обмен энергии. Расчет энергозатрат. Терморегуляция.





3.5

28

Пищеварительная система. Пищеварение в полости рта и желудка.




3.5

29

Пищеварение в кишечнике. Двигательная функция ЖКТ. Всасывание.




3.5

30

Итоговое занятие. Контрольная работа (ситуационная задача, практический навык, собеседование)




3.5

31

Выделительная система. Функции почек.





3.5

32

Экспериментальные и клинические методы исследования функции почек. Клиренс.




3.5

33

Общая физиология анализаторов. Зриткльная, вкусовая, обонятельная сенсорные системы.




3.5

34

Слуховая, вестибулярная, тактильная, температурная, проприоцептивная и интероцептивная сенсорные системы.




3.5

35

Высшая нервная деятельность. Методы изучения функций коры больших полушарий. Характеристика условных рефлексов.




3.5

36

Физиологические основы психической деятельности человека





3.5

37

Итоговое занятие. Контрольная работа (ситуационная задача, практический навык, собеседование)




3.5

38

Зачет по практическим навыкам.




3.5




ИТОГО

67

66







133 часа


Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины «Нормальная физиология»
Основная литература


п/п

Наименование

Автор

Год и место издания

Используется при изучении разделов

Семестр

Количество экземпляров

в биб-лиотеке

на ка-федре

1

2

3

4

5

6

7

8

Учебники



Нормальная физиология


Под ред. Смирнова В.М.

2007

Москва


Академия

Все разделы курса

5-6


1800

20

Учебно-методические пособия



Рук-во к практическим занятиям по физиологии

Под ред. Будыли-ной С.М.,

Смирнова В.М.



2005

Москва


Академия

Все разделы курса

5-6


1800

20



Дополнительная литература


п/п

Наименование

Автор

Год и место издания

Используется при изучении разделов

Семестр

Количество экземпляров

в биб-лиотеке

на ка-федре

1

2

3

4

5

6

7

8



Нормальная физиология

(учебник)



Агаджанян Н.А., Смирнов В.М.

2006

Москва


МИА

Все разделы курса

5-6


200

20



Медицинская физиология. Перевод с англ.

(учебник)



А.Гайтон

Дж. Холл


2007

Москва


Логосфера

Все разделы курса

5-6





20



Словарь-справочник по физиологии

(пособие)



Смирнов В.М, Судаков К.В.

2007

Москва


МИА

Все разделы курса

5-6





20



п/п

Внесенные изменения или дополнения

Дата протокола заседания кафедры,

протокола

1

Изменения не вносились

30.08.09г

№ 1

2

Изменения не вносились

30.08.10г

№ 1

3










4










5










6










7










8










9










10










Каталог: fileadmin -> rsmu -> img -> mbf
mbf -> Программа по общей патологии для студентов медико-биологических факультетов
mbf -> Рабочая программа учебной дисциплины общая патология направление подготовки (специальность) 060601 Медицинская биохимия
mbf -> Реферат: острая и хроническая почечная недостаточность. Механизмы повреждения почек. Подходы к лечению
mbf -> Основные синдромы заболеваний желудочно-кишечного тракта
mbf -> Рабочей программы дисциплины «клиническая лабораторная диагностика»
mbf -> Тесты по физиологии для студентов 2-го курса, обучающихся по специальностям: лечебное дело и педиатрия
mbf -> Рабочая программа учебной дисциплины лучевая диагностика направление (я) подготовки
mbf -> Ю. В. Балякин, В. И. Пыцкий, Е. Э. Арутюнова, С. В. Чаусова, Е. А. Усанова общая патология
mbf -> Методические указания к разработке рабочей программы При разработке рабочей программы учебной дисциплины патология в основу положены: фгос впо по направлению подготовки
mbf -> Рабочая программа по дисциплине Биотехнология Для специальности Фармация

Скачать 46.17 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница