ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РОСЗДРАВА
УТВЕРЖДАЮ
Декан
лечебного факультета
___________________ / _Г.В. Порядин_/
подпись ФИО
«_30_»__августа___20_08_г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
Cпециальность: ПЕДИАТРИЯ
Форма обучения : очно-заочная
Продолжительность обучения: 6.5 лет
Кафедра Нормальной физиологии
РГМУ, 2008
Зав. кафедрой физиологии
профессор В.М. Смирнов _________________
зав. учебной частью
доцент Л.В. Трубецкая _________________
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры нормальной физиологии
«______» _______________ 2008 г. Протокол № ________________
I. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании «Примерной программы по дисциплине нормальная физиология» для студентов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденной в 2005 году Департаментом государственной политики в образовании Минобрнауки России.
Программа направлена на подготовку специалиста общего профиля или семейного врача, на формирование мышления врача общей практики. Особая роль в этом процессе принадлежит кафедре нормальной физиологии как завершающей учебной дисциплине в области доклинического медико-биологиче6ского образования студентов.
Важными структурными элементами учебного процесса на кафедре является издание ряда учебно-методических пособий. К таковым относятся: (1) Учебник «Физиология человека» под редакцией профессора В.М.Смирнова, 2010. (2) Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии под редакцией профессора В.М.Смирнова, 2005. (3) «Нормальная физиология в рисунках и таблицах. Вопросы и ответы» по редакцией профессора В.М.Смирнова, 2007. (4) «Физиология детей и подростков» под редакцией профессора В.М.Смирнова, 2008. (5) Экзаменационные вопросы по нормальной физиологии под редакцией профессора В.М.Смирнова, 2008
Вторым направлением адаптации учебного процесса к задачам подготовки врачей общего профиля является обновление студенческого практикума путем постановок ряда работ на клинико-диагностической аппаратуре с использованием электрокардиографов, электроэнцефалографов, спирометаболографов и др., а также функциональных проб, характеризующих вегетативный и соматический профиль человека (пробы Минора, Эрбена, дермографизм, сухожильные рефлексы, орто- и клиностатические пробы, точки акупунктуры, дыхательные пробы Штанге, Генче и др.).
Третий источник обновления и совершенствования эффективности учебного процесса по курсу нормальной физиологии состоит во внедрении компьютерной техники. Разработаны и используются обучающие и контролирующие программы по разделам «Кровь», «Кровообращение», «Выделение», «Обмен веществ», «ВНД» и др., а также введение компьютерного тестирования знаний студентов по всем разделам физиологии.
Четвертым фактором совершенствования обучения студентов на кафедре является внедрение в практику преподавания учебных фильмов и создание собственных короткометражных фильмов, демонстрирующих отдельные опыты на студенческом практикуме.
Форма проведения экзамена – письменно-устная.
Экзаменационный билет содержит 3 вопроса. Из них 2 вопроса (3-го уровня сложности) из разных разделов курса физиологии. 3-й вопрос экзаменационного билета посвящен контролю практических навыков на уровне умений или знаний.
В связи с ориентацией на подготовку врача общего профиля вопросы по особенностям физиологии детей включены также в программу обучения студентов на лечебном факультете.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВИД
УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
|
ВСЕГО
ЧАСОВ
|
семестр
|
4-ий
|
5-ый
|
Всего часов
|
351
|
176
|
175
|
Аудиторные занятия:
|
209
|
104
|
105
|
лекции
|
76
|
38
|
38
|
практические занятия
|
133
|
67
|
66
|
Самостоятельная работа
|
142
|
72
|
70
|
Вид итогового контроля
|
|
|
экзамен
|
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
№
п/п
|
РАЗДЕЛЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
|
Количество часов
|
Всего
часов
|
лекции
|
практ. занятия
|
самост. работа
|
1
|
Введение. Основные понятия физиологии. Принципы регуляции функций
|
2
|
4
|
2
|
8
|
2
|
Физиология возбудимых тканей
|
6
|
16
|
12
|
34
|
3
|
Физиология ЦНС
|
12
|
20
|
18
|
50
|
4
|
Физиология эндокринной системы
|
4
|
8
|
10
|
22
|
5
|
Физиология крови
|
4
|
8
|
8
|
20
|
6
|
Физиология дыхания
|
6
|
12
|
14
|
32
|
7
|
Метаболические основы физиологический функций. Питание.
|
4
|
8
|
8
|
20
|
8
|
Терморегуляция
|
2
|
4
|
6
|
12
|
9
|
Физиология пищеварения
|
6
|
12
|
14
|
32
|
10
|
Физиология кровообращения
|
12
|
20
|
16
|
48
|
11
|
Физиология выделения
|
4
|
5
|
10
|
19
|
12
|
Сенсорные системы (анализаторы)
|
4
|
8
|
10
|
22
|
13
|
Физиология ВНД
|
10
|
8
|
14
|
32
|
|
ИТОГО
|
76
|
133
|
142
|
351
|
Тематический план лекций по курсу нормальной физиологии
для студентов педиатрического факультета
2 курс, 4-й семестр
№ п/п
|
ПЛАН ЛЕКЦИЙ
|
Кол-во часов
|
1
|
Природа возбуждения: Открытие «животного электричества» (Гальвани). Сущность мембранно-ионной теории возбуждения. Потенциал покоя, потенциал действия, локальный ответ.
|
2
|
2
|
Оценка возбудимости: Соотношение фаз возбудимости с фазами потен-циала действия. Рефрактерность и ее причины. Критерии оценки возбуди-мости (пороговый потенциал, пороговая сила, пороговое время). Хронак-сия, аккомодация, лабильность. Возрастные особенности процесса возбуждения.
|
2
|
3
|
Физиология мышц: Современная теория мышечного сокращения и рас-слабления. Типы мышечных сокращений. Сила и работа мышц. Особенности функции скелетных мышц у детей раннего возраста. Функциональные особенности гладких мышц.
|
2
|
4
|
Функции ЦНС: Принципы, механизмы и типы регуляции функций организма. Рефлекс: развитие концепции рефлекса. Рефлекторные дуги соматического и вегетативного рефлексов. Методы исследования ЦНС в разные возрастные периоды жизни.
|
2
|
5
|
Возбуждение в ЦНС: Структурно-функциональная характеристика нейронов, механизм их возбуждения. Особенности распространения возбуждения в ЦНС. Свойства нервных центров. Особенности возникно-вения и распространения возбуждения в ЦНС детей разного возраста.
|
2
|
6
|
Торможение в ЦНС. Механизмы центрального торможения (пресинап-тическое, постсинаптическое торможение и их разновидности). Возрастные особенности взаимодействия процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Координационная деятельность ЦНС. Факторы координации. Современное представление об интегративной деятельности ЦНС.
|
2
|
7
|
Спинной мозг: Строение и функции спинного мозга. Соматические рефлексы спинного мозга. Характеристика спинального организма.
|
2
|
8
|
Ствол головного мозга. Продолговатый мозг и мост (характеристика реф-лексов, участие в регуляции мышечного тонуса). Средний мозг (характе-ристика рефлексов, участие в регуляции мышечного тонуса). Участие ствола мозга в интегративной деятельности ЦНС. Особенности регуляции мышечного тонуса у детей раннего возраста.
|
2
|
9
|
Ретикулярная формация (особенности нейронной организации, нисходя-щие и восходящие влияния). Мозжечок (афферентные и эфферентные связи, роль мозжечка в регуляции тонуса мышц и обеспечении двигательной активности). Понятие о пирамидной и экстрапирамидной системах.
|
2
|
10
|
Вегетативная нервная система, ее симпатический и парасимпатический отделы. Медиаторы ВНС и основные виды рецепторов. Роль гипотала-муса, мозжечка, лимбической системы, ретикулярной формации и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций.
|
2
|
11.
|
Эндокринная система: Структурно-функциональна организация, класси-фикация гормонов, основные механизмы действия гормонов. Транс- и парагипофизарная регуляция эндокринных желез. Роль гормонов в регуляции роста, физического, умственного, полового развития.
|
2
|
12
|
Кровь как внутренняя среда организма. Состав крови. Физико-химические константы крови, регуляция их постоянства. Функции форменных элемен-тов крови. Учение о группах крови. Особенности состава крови у детей раннего возраста.
|
2
|
13
|
Гемостаз. Первичный (сосудистотромбоцитарный) и вторичный (коагуля-ционный)гемостаз. Противосвертывающая и фибринолитическая системы. Регуляция процесса свертывания крови.
|
2
|
14
|
Дыхание. Основные этапы процесса дыхания. Дыхательный цикл. Биомеханика вдоха и выдоха. Эластическая тяга легких, сурфактант. Исследование основных функций дыхательного аппарата. Структурно-функциональные особенности дыхательного аппарата у детей.
|
2
|
15
|
Газообмен в легких. Парциальное давление газов в альвеолярном воздухе и напряжение газов, растворенных в крови. Диффузионная способность легких. Отношение между легочным кровотоком и вентиляцией легких.
Транспорт газов кровью. Образование и диссоциация оксигемоглобина. Кислородная емкость крови. Коэффициент утилизации О2 в разных условиях. Транспорт СО2. Роль карбоангидразы.
Газообмен между кровью и тканями.
|
2
|
16
|
Регуляция дыхания. Нервные центры, обеспечивающие дыхательную периодику. Роль рецепторов легких в саморегуляции дыхания. Значение гипоталамуса, лимбической системы и коры больших полушарий в регу-ляции дыхания.
|
2
|
17
|
Обмен веществ как основное условие жизни и сохранения гомеостаза. Общее представление об обмене, углеводов, жиров и белков. Азотистый баланс. Регуляция обмена веществ в организме. Физиологические основы рационального питания. Особенности обмена веществ у детей разных возрастных групп.
|
2
|
18
|
Обмен энергии. Физическая и физиологическая ценность питательных веществ. Методы исследования энергетического баланса. Основной обмен, рабочий обмен, рабочая прибавка. Энерготраты при разных видах труда Особенности энергетического обмена растущего организма.
|
2
|
19
|
. Терморегуляция: теплопродукция и теплоотдача. Периферические и центральные механизмы терморегуляции. Функциональная система, под-держивающая постоянство температуры внутренней среды организма. Физиологические особенности терморегуляции у детей раннего возраста.
|
2
|
|
итого
|
38
|
2 курс, 4-ый семестр
№ п/п
|
ПЛАН ЛЕКЦИЙ
|
Кол-во часов
|
1
|
Пищеварение. Пищевая мотивация. Физиологические основы голода и насыщения. Значение и сущность пищеварения. Типы пищеварения. Пищеварительный конвейер (секреция, моторика, всасывание). Непищеварительные функции ЖКТ. Пищеварение в полости рта, пищеварение в желудке. Методики исследования пищеварительных функций и их регуляции. Характеристика типов питания в разные периоды жизни организма.
|
2
|
2
|
Пищеварение в 12-перстной кишке. Состав и свойства поджелудочного сока, регуляция панкреатической секреции. Состав и свойства желчи, регуляция желчеобразования и желчевыделения. Методики исследования.
|
2
|
3
|
Пищеварение в тонкой кишке. Состав и свойства кишечного сока, регуляция кишечной секреции. Роль пристеночного пищеварения. Механизмы всасывания. Моторная деятельность кишечника. Особенности пищеварения в толстой кишке, значение микрофлоры. Характеристика секреции, всасывания и моторики у детей раннего возраста.
|
|
4
|
Кровообращение: Общий план строения сердечнососудистой системы. Сердце: Функции предсердий, желудочков, клапанного аппарата сердца. Физиологические особенности миокарда. Автоматия сердца. Сердечный цикл и его фазовая структура. Особенности кровообращения у плода и новорожденных.
|
2
|
5
|
Внешние проявления деятельности сердца и методики исследования (ЭКГ, ФКГ, УЗИ). Современные методики исследования сократительной способности миокарда, сердечные индексы.
|
2
|
6
|
Регуляция деятельности сердца. Внутрисердечные и внесердечные механизмы (миогенные, гуморальные, нервные). Эндокринная функция сердца.Особенности системы регуляции сердца в раннем детском возрасте
|
2
|
7
|
Системная гемодинамика: классификация сосудов, основные законы гемодинамики. Факторы, обеспечивающие движение крови по сосудам высокого и низкого давления. Методики измерения артериального и венозного давления, исследования артериального и венозного пульса. Микроциркуляция.
|
2
|
8
|
Регуляция сосудистого тонуса: миогенный, нервный и гуморальный механизмы. Сосудодвигательный центр. Сосудодвигательные нервы. Функциональная система поддержания уровня АД и органного кровотока.
Здоровый образ жизни как профилактика заболеваний сердечнососудистой системы.
|
2
|
9
|
Выделение. Органы выделения, их роль в поддержании гомеостаза. Функ-ции почек. Нефрон как структурно-функциональная единица почки. Участие различных отделов нефрона в процессах мочеобразования.
|
2
|
10
|
Регуляция мочеобразовательной функции почки. Роль почки в поддер-жании различных констант организма. Состав конечной мочи, выведение мочи. Клинико-физиологические методы исследования функции почек. Искусственная почка. Физиологические особенности почечных функций у детей раннего возраста.
|
2
|
11
|
Анализаторы (сенсорные системы). Учение И.П.Павлова об анализаторах. Современные представления о функциональной организации сенсорных систем: периферический, проводниковый, корковый отделы; их функции. Критерии оценки чувствительности сенсорных систем. Общие представ-ления о кодирование информации.
|
2
|
12
|
Зрительная сенсорная система. Рецепторный аппарат, фотохимические процессы в рецепторных клетках. Нейроны сетчатки; проводниковый и корковый отделы зрительной системы. Механизмы, обеспечивающие ясное видение в различных условиях. Слуховая сенсорная система. Пери-ферический, проводниковый и корковый отделы, их функции. Кодирование информации о частоте и силе звукового раздражителя. Особенности зрения и слуха у детей.
|
2
|
13
|
Высшая нервная деятельность (ВНД). Понятие о ВНД, развитие представлений о ВНД, объективные и субъективные методы исследования ВНД. Учение И.П.Павлова об условных рефлексах. Физиологические механизмы образования условных рефлексов. Импринтинг.
|
2
|
14
|
Научение и память. Формы научения, их классификация и сущность. Условный рефлекс как одна из форм научения. Виды и механизмы памяти: мгновенная, кратковременная и долговременная. Особенности памяти у людей разного возраста.
|
2
|
15
|
Торможение условных рефлексов и типы ВНД. Виды торможения, условия их возникновения, биологическое значение. Исследование силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Характиристика основных типов ВНД.
|
2
|
16
|
Мотивации как более высокая ступень развития потребностей по срав-нению с сенсорными и метаболическими механизмами их возникновения. Роль различных структур мозга в формировании мотиваций.
Эмоции. Биологическая роль эмоций. Классификация. Вегетативные и двигательные компоненты эмоций. Теории эмоций.
|
2
|
17
|
Кортиковисцеральные взаимоотношения. Кора головного мозга и внутренние органы: слово как лечебный и патогенный фактор. Механизм взаимодействия корковых центров и внутренних органов. Понятие о психосоматической медицине.
|
2
|
18
|
Особенности ВНД человека. Понятие о первой и второй сигнальных системах человека, формирование их в онтогенезе. Развитие второй сигнальной системы в антропогенезе. Особенности мышления и трудовой деятельности человека. Специфические, свойственные только человеку типы ВНД. Познание человеком самого себя.
|
2
|
|
Итого
|
38
|
Темы практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины «Нормальная физиология»
п/№
|
Название тем практических занятий
|
Семестры
|
4
|
5
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Введение. Основные понятия физиологии. Принципы регуляции функций.
|
3.5
|
|
2
|
Природа возбуждения. Мембранные потенциалы.
|
3.5
|
|
3
|
Возбудимость и ее оценка. Лабильность.
|
3.5
|
|
4
|
Физиология нервов и синапсов.
|
3.5
|
|
5
|
Физиология мышц
|
3.5
|
|
6
|
Итоговое занятие. Контрольная работа (ситуационная задача, практический навык, собеседование)
|
3.5
|
|
7
|
Центральная нервная система. Рефлекс. Процесс возбуждения в ЦНС
|
3.5
|
|
8
|
Свойства нервных центров. Торможение. Координационная деятельность ЦНС.
|
3.5
|
|
9
|
Частная физиология ЦНС. Спинной мозг, ствол головного мозга.
|
3.5
|
|
10
|
Передний мозг. Мозжечок. Вегетативная нервная система. (Тест)
|
3.5
|
|
11
|
Итоговое занятие. Контрольная работа (ситуационная задача, практический навык, собеседование)
|
3.5
|
|
12
|
Железы внутренней секреции.
|
3.5
|
|
13
|
Система крови. Кровь как внутренняя среда организма. Основные физико-химические константы .
|
3.5
|
|
14
|
Форменные элементы крови. Группы крови. Свертывающая и противосвертывающая системы кровь
|
3.5
|
|
15
|
Итоговое занятие. Контрольная работа (ситуационная задача, практический навык, собеседование)
|
3.5
|
|
16
|
Дыхательная система. Внешнее дыхание
|
3.5
|
|
17
|
Газообмен. Транспорт газов кровью. Регуляция дыхания.
|
3.5
|
|
18
|
Итоговое занятие. Контрольная работа (ситуационная задача, практический навык, собеседование)
|
3.5
|
|
19
|
Зачет по практическим навыкам
|
3.5
|
|
20
|
Кровообращение. Цикл работы сердца. Свойства сердечной мышцы. (Тест)
|
|
3.5
|
21
|
Методы исследования сердечной деятельности.
|
|
3.5
|
22
|
Регуляция деятельности сердца.
|
|
3.5
|
23
|
Законы гемодинамики. Движение крови по сосудам высокого и низкого давления.
|
|
3.5
|
24
|
Регуляция органного кровотока и системного артериального давления
|
|
3.5
|
25
|
Итоговое занятие. Контрольная работа (ситуационная задача, практический навык, собеседование)
|
|
3.5
|
26
|
Обмен веществ. Питание. Суточный рацион.
|
|
3.5
|
27
|
Обмен энергии. Расчет энергозатрат. Терморегуляция.
|
|
3.5
|
28
|
Пищеварительная система. Пищеварение в полости рта и желудка.
|
|
3.5
|
29
|
Пищеварение в кишечнике. Двигательная функция ЖКТ. Всасывание.
|
|
3.5
|
30
|
Итоговое занятие. Контрольная работа (ситуационная задача, практический навык, собеседование)
|
|
3.5
|
31
|
Выделительная система. Функции почек.
|
|
3.5
|
32
|
Экспериментальные и клинические методы исследования функции почек. Клиренс.
|
|
3.5
|
33
|
Общая физиология анализаторов. Зриткльная, вкусовая, обонятельная сенсорные системы.
|
|
3.5
|
34
|
Слуховая, вестибулярная, тактильная, температурная, проприоцептивная и интероцептивная сенсорные системы.
|
|
3.5
|
35
|
Высшая нервная деятельность. Методы изучения функций коры больших полушарий. Характеристика условных рефлексов.
|
|
3.5
|
36
|
Физиологические основы психической деятельности человека
|
|
3.5
|
37
|
Итоговое занятие. Контрольная работа (ситуационная задача, практический навык, собеседование)
|
|
3.5
|
38
|
Зачет по практическим навыкам.
|
|
3.5
|
|
ИТОГО
|
67
|
66
|
|
|
133 часа
|
Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины «Нормальная физиология»
Основная литература
№ п/п
|
Наименование
|
Автор
|
Год и место издания
|
Используется при изучении разделов
|
Семестр
|
Количество экземпляров
|
в биб-лиотеке
|
на ка-федре
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Учебники
| -
|
Нормальная физиология
|
Под ред. Смирнова В.М.
|
2007
Москва
Академия
|
Все разделы курса
|
5-6
|
1800
|
20
|
Учебно-методические пособия
| -
|
Рук-во к практическим занятиям по физиологии
|
Под ред. Будыли-ной С.М.,
Смирнова В.М.
|
2005
Москва
Академия
|
Все разделы курса
|
5-6
|
1800
|
20
|
Дополнительная литература
№ п/п
|
Наименование
|
Автор
|
Год и место издания
|
Используется при изучении разделов
|
Семестр
|
Количество экземпляров
|
в биб-лиотеке
|
на ка-федре
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
| -
|
Нормальная физиология
(учебник)
|
Агаджанян Н.А., Смирнов В.М.
|
2006
Москва
МИА
|
Все разделы курса
|
5-6
|
200
|
20
| -
|
Медицинская физиология. Перевод с англ.
(учебник)
|
А.Гайтон
Дж. Холл
|
2007
Москва
Логосфера
|
Все разделы курса
|
5-6
|
|
20
| -
|
Словарь-справочник по физиологии
(пособие)
|
Смирнов В.М, Судаков К.В.
|
2007
Москва
МИА
|
Все разделы курса
|
5-6
|
|
20
|
№п/п
|
Внесенные изменения или дополнения
|
Дата протокола заседания кафедры,
|
№ протокола
|
1
|
Изменения не вносились
|
30.08.09г
|
№ 1
|
2
|
Изменения не вносились
|
30.08.10г
|
№ 1
|
3
|
|
|
|
4
|
|
|
|
5
|
|
|
|
6
|
|
|
|
7
|
|
|
|
8
|
|
|
|
9
|
|
|
|
10
|
|
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |