МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДЛЯ XXI ВЕКА
Третья международная научная конференция
18–20 октября 2006 г.
Доклады и материалы
Выпуск 3
Москва
Издательство Московского гуманитарного университета
2006
Подготовлено к печати Институтом гуманитарных исследований
Московского гуманитарного университета
при поддержке Российского гуманитарного научного фонда
(проект 06-06-14022г)
Высшее образование для XXI века: Третья международная научная конференция, МосГУ, 18–20 октября 2006 г. : Доклады и материалы. Вып. 3 / отв. ред. Н. В. Захаров, Вл. А. Луков. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. — 92 с.
В выпуске публикуются материалы докладов, представленные участниками III международной научной конференции «Высшее образование для XXI века». Среди участников — крупные деятели науки и высшего образования, представители Международной академии наук (IAS, штаб-квартира в Инсбруке, Австрия), Международной академии наук педагогического образования (МАНПО) и других авторитетных научных сообществ.
Ответственные редакторы выпуска:
доктор философии (PhD), кандидат филологических наук
Н. В. Захаров,
доктор филологических наук
профессор Вл. А. Луков
© Авторы докладов, 2006.
© МосГУ, 2006.
И. Ю. Забатурина,
Н. В. Ковалева
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
Задача данной статьи заключается в том, чтобы показать какие информационные возможности присущи Обследованию населения по проблемам занятости, проводимого Росстатом, и каким образом на их основе можно выполнить анализ профессионально-квалификационного состава занятого населения. При этом мы акцентируем внимание только на образовании, изучая (а) занятых в сфере образования2 (в целом и по занятиям на основной работе3, связанным с осуществлением образовательного процесса) и (б) занятых в экономике, имеющих специальность / квалификацию в области образования (т.е. по профилю профессионального образования).
Занятые в сфере образования. Среднегодовая численность занятых в сфере образования в 2005 г составила 6.2 млн. человек или 9.1% всего занятого населения. По этому показателю образование занимает пятое место, уступая таким видам деятельности, как обрабатывающие производства (18.4%), оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, изделий и предметов личного пользования (15.2%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (9.9%), транспорт и связь (9.2%).
По численности занятых женщин, а в сфере образования их трудится около 5 млн. чел. (14.8% всех женщин, занятых в экономике), образование занимает третье место, уступая лишь таким видам деятельности, как оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, изделий и предметов личного пользования (7.3 млн. чел. или 21.8%) и обрабатывающие производства (5.4 млн. чел. или 16.1%). Образование традиционно остается сферой деятельности женщин, которые составляют четыре пятых всех занятых, для сравнения в среднем в экономике –– около половины (рис. 1).
Рис. 1. Удельный вес женщин в общей численности занятых по видам экономической деятельности (в среднем за 2005 год)
Ошибка! Ошибка связи.
1 –
|
Здравоохранение и предоставление социальных услуг
|
2 –
| Образование |
3 ––
|
Другие виды экономической деятельности
|
4 –
|
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, изделий и предметов личного пользования; гостиницы и рестораны
|
5 ––
|
Финансовая деятельность; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
|
6 –
|
Обрабатывающие производства
|
7 –
|
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство и рыбоводство
|
8 –
|
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение
|
9–
|
Транспорт и связь
| |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
|
10 –
|
Добыча полезных ископаемых
|
11 –
|
Строительство
|
Если рассмотреть персонал сферы образовании по занятиям на основной работе, то заметное большинство (71.2%) составляют специалисты высшего и среднего уровня квалификации, а из них 46.5% –– высшего. Это значительно выше среднероссийского уровня (31.1%). В то же время следует отметить и относительно высокую долю (11.5%) занятных в образовании неквалифицированных рабочих (табл. 1).
Таблица 1
Поделитесь с Вашими друзьями: |