Доклад на тему: Жизнь и творчество Жозефины Бейкер Хаустова Яна Анатольевна



Скачать 81.39 Kb.
страница1/3
Дата27.02.2018
Размер81.39 Kb.
ТипДоклад
  1   2   3

Казанский Государственный Институт культуры

Кафедра современного и спортивно – бального танца

Отделение джазового танца

Доклад на тему:

Жизнь и творчество

Жозефины Бейкер

Выполнила:

Хаустова

Яна Анатольевна

2017г.

За историей ошеломительного успеха Фриды Жозефины Макдональд, уроженки Сент-Луиса, 1906г. стояли годы тяжелой, грязной работы. В США ей приходилось работать уборщицей и официанткой, чтобы помогать семье. 2 июля 1917 года семья Жозефины пережили резню, в результате которой по разным данным в Сент-Луисе погибло более сотни людей. Эти события потрясли Жозефину, и впоследствии она стала ярым борцом с расизмом. В 13 лет она первый раз вышла замуж, однако этот брак продлился всего-то несколько недель. О ее муже мы почти ничего не знаем. В память о следующем замужестве, случившемся в возрасте 15 лет и таком же недолгом, ей осталась фамилия Бэйкер, которую она носила всю жизнь. Будучи подростком, она сбежала из дома и примкнула к одной из гастролирующих танцевальных трупп. Правда, изначально ее внешность посчитали неподходящей для сцены, так что Бейкер стала костюмером. Видимо, чувство стиля и особенный взгляд на вещи зародились именно тогда. На сцену Жозефина попала благодаря случайности: одна из танцовщиц заболела и девушка, знающая наизусть все постановки, заменила ее. Абсолютно голая, не считая набедренной повязки из розовых перьев, Жозефин Бейкер лежит на широких плечах чернокожего танцора. Он помогает Жозефин обхватить ноги руками и пускает ее колесом по сцене. Приветственный крик проносится по рядам зрителей. Так 2 октября 1925 года состоялся дебют 19-летней Жозефин Бейкер в театре «La Revue Negre» на Елисейских полях. Это была одна из самых запоминающихся премьер парижского театра 20-х годов. "Черное тело впервые показалось французам грациозным и прекрасным", - писали критики. Танец Жозефины состоял одновременно из этнических плясок африканских народов и хореографии модерн, поиска новой формы и содержания. "Сначала я танцевала, чтобы согреться, а потом поняла, что рождена для танца. Жить для меня - значит танцевать". Жозефин участвовала в "тент-шоу" - представлениях в цирковом шатре для цветной публики. Из-за расовой дискриминации актерам приходилось почти каждый вечер менять место представления.

Вскоре Жозефина покинула Америку и переехала во Францию. Здесь, в Европе, она сразу же получила повсеместное признание. Умышленно или нет, она сделала ставку на свой первобытный женский эротизм. Ее танец был поистине диким: с гримасами, криками и очень откровенными костюмами. Своим «Танцем дикаря» в парижском шоу «La Revue Negre» она немедленно завоевала признание французов, которые сразу же окрестили ее «черной звездой на белой сцене».

Юная Жозефин блистала в Берлине, Брюсселе, Вене и Копенгагене. В парижском театре "Фоли Бержер" она произвела фурор, когда выскочила из-за кулис, прикрытая лишь гроздью бананов. Из-за её невероятных костюмов и танцев Жозефине Бейкер было запрещено выступать в Вене, Праге, Будапеште и Мюнхене, что делало танцовщицу ещё более привлекательной для публики.

Под восторженные аплодисменты она появлялась на сцене то внутри пасхального яйца из сатиновых роз, то лежа на зеркале. Ее очаровательный французский с легким американским акцентом, и редкая способность наполнять самые счастливые песенки грустной экспрессией завораживали слушателей. Мало кто знает, что уроки хореографии Бейкер брала у Джорджа Баланчина, великого хореографа «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

Жозефин вдохновляла скульпторов, художников, поэтов и архитекторов. Адольф Лоос посвятил ей "Дом Жозефин Бейкер", Александр Колдер - свои проволочные скульптуры, Гертруда Стайн написала стихотворение в прозе, а Поль Колин был автором множества ее портретов, литографий и рекламных плакатов. Жозефин утверждала, что и Пикассо писал с нее много раз (работы не сохранились). Зато в знаменитых сериях Матисса "Дансез Креол" и "Джаз" влияние и дух Жозефин легко узнаваемы.

Мода на Le Jazz Hot стала постепенно проходить. В 1926 году Жозефин познакомилась с Пепито Абатино, который оказался восхитительным любовником и хорошим театральным менеджером. Он ввел ее в светское общество Парижа и сделал звездой 30-х. Они редко виделись, но сохраняли глубокую привязанность друг к другу. В 1927 году появился первый фильм с участием Жозефин Бейкер - "Женщины "Фоли Бержер", за ним последовали "Сирена тропиков", "Зу-зу", "Принцесса Там-там" и "Ложная тревога". Ее очень много снимали, да и гонорары у Жозефин были самыми высокими в Европе. Знаменитые художники и модельеры создавали для Жозефин безумные костюмы из перьев и блесток. Пуаре придумывал для нее расшитые бисером, сверкающие цилиндры. Иногда платья кроились из полотна, расписанного модными тогда кубистами.

Сегодня Бейкер продолжает инспирировать художников, дизайнеров и режиссеров. Ее карикатурная версия появлялась в мультфильме «Трио из Бельвилля», а красавица Бейонсе не раз выступала в знаменитой юбочке из бананов. Нельзя не отметить влияние Бейкер на современных дизайнеров: взять хотя бы показ Prada сезона Весна-Лето 2011. На подиуме была представлена новая версия знаменитой банановой юбки Бейкер, а у моделей были такие же прически, как у танцовщицы. Была даже выпущена коллекционная Барби, посвященная Жозефин Бейкер.

Жозефина Бейкер была женщиной необычной, яркой, приковывающей внимание. Она была интересна благодаря экзотической внешности, а образ, представляемый ею на сцене, будоражил зрителей. Танцовщица придерживалась правил этой «игры» в экзотическую принцессу даже при выборе домашнего животного. Питомцем Жозефины Бейкер был гепард Чикита. Видимо, такой выбор показался ей недостаточно необычным, и Бейкер купила гепарду бриллиантовый ошейник. Может быть, вы вспомните эпизод из мультфильма «Анастасия»: легендарная танцовщица и ее питомец танцевали вместе с главными героями в центре Парижа. Бейкер обладала удивительным чувством вкуса, обожала наряды от Christian Dior, Balenciaga и Chanel, запомнилась своими смелыми сценическими костюмами. Именно благодаря Бейкер в моду вошел загар, темная помада и выбритые подмышки. В 30-е годы даже были выпущены косметические продукты, которые сама Жозефина Бейкер и рекламировала: помада для волос Baker Fix и лосьон для придания коже темного цвета. Елена Рубинштейн также использовала образ танцовщицы для раскрутки своего крема: она обещала, что средство поможет сделать тело каждой покупательницы таким же красивым, как у Бейкер. Прическа Жозефины Бейкер стала такой же классикой beauty индустрии, как пятиконечная стрижка Видала Сассуна. В повседневной жизни таким образом, конечно, никто больше не укладывает волосы, а вот на красных ковровых дорожках и на подиумах — это нежно любимый образ из года в год. Еще в 1926 году Коко Шанель решила воспроизвести образ Жозефины Бейкер во время показа своей коллекции: прически моделей напоминали короткую, напомаженную шевелюру Бейкер.

Жозефин всегда притягивала к себе неординарных людей. В 1926 году Эрнест Хемингуэй впервые танцевал с Жозефин: "Было жарко, но она куталась в манто. Мы танцевали весь вечер, но она ни разу его не сняла. Только когда клуб закрылся и мы вышли, Жозефин призналась мне, что под мехами у нее не было никакой одежды". Первая жена Жоржа Сименона, Регина, вспоминала: "Мы ходили в ее ночной клуб почти каждый вечер. Разумеется, Сименон был с ней близок. Но в то время я об этом не знала". В 1929 году на борту лайнера, направлявшегося из Рио-де-Жанейро во Францию, Жозефин встретилась с французским архитектором Ле Корбюзье. Целые дни она проводила в его каюте, позируя обнаженной, распевая песенки и аккомпанируя себе на гавайской гитаре.

Многочисленные романы Жозефин не влияли на ее нежные отношения с Абатино. Только после того, как он умер от рака в 1936 году, она вышла замуж за промышленника Жана Лиона, с которым познакомилась в клубе верховой езды. Через несколько лет, впрочем, они расстались.

В отличие от Европы, пуританская Америка не была готова к появлению эпатажной черной звезды. Очередные тщательно подготовленные гастроли в Штатах провалились, в частности потому, что памятуя об ужасах резни своего детства, она отказывалась выступать в клубах с рассовой сегрегацией зрителей. Жозефина запросила французское подданство. И в 1937 публика увидела француженку Жозефин Бэкер.

Всю жизнь Жозефина вела борьбу. С 1940 по 1944 год она состояла на службе во Французском Сопротивлении. В 1941 году она переселилась в Касабланку и оттуда деньгами и связями оказывала поддержку сторонникам Шарля де Голля. Актриса стала лейтенантом авиационного полка, добывала сведения для секретной организации «Армия теней» – и добилась таких успехов в военном шпионаже, что после войны была награждена медалями Сопротивления и Освобождения, знаком Военного Креста и, наконец, в 1961 году — орденом Почётного легиона. Эта маленькая чернокожая артистка с одинаковой страстью отдавалась и творчеству и служению стране, которая ее приняла.


Скачать 81.39 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница