1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» На правах рукописи АРШИНОВА Виктория Викторовна АНТИАДДИКТИВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 19.00.07 – Педагогическая психология (психологические науки) ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора психологических наук Научный консультант – доктор медицинских наук, профессор А.Г. Жиляев Москва – 2014 2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………. 6 Глава 1. Культурно-исторические аспекты проблемы зависимого поведения у детей и подростков.……………………… 18 1.1. Зависимое поведение — глобальный фактор вреда здоровью человека……………………………………………… 18 1.1.1. Показатели распространенности аддикций………………….…. 19 1.1.2. Факторы риска вовлечения в химические зависимости………… 22 1.2. Механизмы и условия формирования аддикций подростктков…………………………………………………………… 24 1.3. Современные научные направления психологии зависимости……………………………………………… 29 1.3.1. Психологический подход в исследовании причин возникновения химической зависимости…………………………..… 33 1.3.2. Культурологический подход в исследовании причин химической зависимости…………………………………………….… 38 1.3.3. Семейные факторы риска вовлечение в химическую зависимость…………………………………………………………..…. 42 Глава 2. Теоретический анализ подходов к антиаддиктивной профилактике…………….……………………… 48 2.1. Развитие антиаддиктивной превентологической парадигмы……………………………………………………………… 48 2.1.1. Традиционные классификации профилактических вмешательств……………………………………………………………. 48 2.1.2. Современные классификации антиаддиктивных профилактических вмешательств ……………………………………… 52 2.2. Психологические теории предупреждения химической зависимости ……….……………………..…………….. 55 2.2.1. Исторические аспекты становления антиаддиктивной парадигмы …………………………………………………………...….. 55 2.2.2. Теории факторов риска возникновения зависимости ………… 65 2.2.3. Современные теории психологического здоровья и изменения поведения…………..…………….………………………….. 72 2.2.4. Психолого-педагогические теории антиаддиктивной профилактики…………………………………………………………… 79 Глава 3. Развитие междисциплинарного подхода, ориентированного на личностные компетенции, как новой модели антиаддиктивной профилактики учащихся в общеобразовательных учреждениях ………………... 82 3.1. Теоретический анализ междисциплинарного подхода к антиаддиктивной профилактике............................................................ 82
3 3.1.1. Авторская (новая) терминология в области изучения зависимого поведения………………………………………….….…… 82 3.1.2. Объект и предмет антиаддиктивной превентологии …….……. 83 3.1.3. Основы системного психологического подхода в профилактике аддикций ………………………………………..….…. 85 3.1.4. Системные междисциплинарные подходы в профилактике аддикций……………………………………………… 88 3.2. Компетентностный подход в новой антиаддиктивной превентологической парадигме………………. 89 3.2.1. Влияние зависимого поведения на образовательные компетенции обучающихся ……………………..…. 91 3.2.2. Антиаддиктивные профилактические компетенции и методы их формирования……………………………... 93 3.2.3. Компетенции как результат антиаддиктивных профилактических программ ………………………………………… 99 3.3. Единство психологических подходов в антиаддиктивной профилактике ……………………………………. 100 3.3.1. «Устойчивость» базовый феномен объединения психологических подходов ……………………………………………. 102 3.3.2. Концептуальные положения «устойчивого развития личности»………………………………….…. 105 3.3.3. Диагностика компонентов модели «устойчивого развития личности»…………………………………….. 117 3.5. Модели формирования антиаддиктивных профилактических компетенций у обучающихся………………… 119 3.6. Заключение к третьей главе. Развитие системного подхода ориентированного на личностные компетенции как новой модели антиаддиктивной профилактики детей и подростков, обучающихся в общеобразовательной школе…….. 122 3.6.1. Поликомпонентная модель системы профилактики……….. 124 3.6.2. Модель образовательной антиаддиктивной профилактической программы для психологов и педагогов………… 125 3.6.3. Новые подходы к мониторингу профилактических программ ....................................................................... 126 Глава 4. Эмпирические исследования……………………………… 129 4.1. Материалы и методы исследования…………………………… 129 4.1.1. Характеристика исследованных групп. Выборка…………..…. 129 4.1.2. Алгоритм и программа исследования……………………….… 135 4.2. Описание методов исследования……………………………….. 137 4.2.1. Исследование методом экспериментального тестирования………………………………….… 137 4.2.2. Психолого-педагогический формирующий эксперимент…………………………………………………………...… 139
4 4.2.3. Исследование методом экспертных оценок……………………. 141 4.2.4. Исследование методом статистического анализа………………. 143 4.3. Исследование факторов риска вовлечение подростков в химическую зависимость в системе общего образования………………………………………. 145 4.3.1. Исследование факторов риска вовлечение подростков в наркотическую зависимость……………..…………… 145 4.3.2. Исследование факторов риска вовлечение в табачную зависимость подростков и взрослых…………………….. 146 4.3.3. Исследование факторов риска потребления алкоголя и наркотиков у студентов педагогических специальностей………..…………………………….. 150 4.4. Исследование профилактических антиаддиктивных личностных компетенций у подростков…………………………… 151 4.4.1. Исследование жизнестойкости, компонентов устойчивого развития личности и антинаркотической установки…………………………………………. 152 4.4.2. Исследование копинг-стратегий поведения…………………… 153 4.4.3. Исследование эмоционального интеллекта…………………… 154 Глава 5. Результаты эмпирического исследования……………… 155 5.1.Анализ факторов риска вовлечение в химическую зависимость обучающихся в системе общего образования…..…………………………………… 155 5.1.1. Факторы риска вовлечения подростков в наркотическую зависимость…………..…………………………….. 155 5.1.2. Факторы риска вовлечения подростков в табакокурение…………………………………………… 161 5.1.3..Возрастные и гендерные особенности факторов риска вовлечения обучающихся старших классов в химическую зависимость…………….………….. 165 5.1.4. Факторы риска вовлечения в алкоголизацию и наркотизацию студентов педагогического профиля………………… 170 5.2. Результаты исследования профилактических антиаддиктивных личностных компетенций…………………… 172 5.2.1. Сопоставления факторов риска вовлечения в химическую зависимость обучающихся старших классов с уровнем развития их профилактических компетенций…………… 172 5.2.2. Анализ результатов исследования копинг-поведения обучающихся……...………………………………. 177 5.2.3. Анализ результатов исследования устойчивости и антинаркотической установки подростков …………………………… 178 5.2.4. Анализ результатов исследования жизнестойкости и эмоционального интеллекта обучающихся………………………….. 183 5 5.2.5. Моделирование антиаддиктивного профилактического пространства …………………..………...……… 188 5.3. Результаты лонгитюдного исследования……………………… 194 5.3.1. Результаты изменений в контрольной группе………….……… 194 5.3.2. Сравнение результатов изменений в экспериментальной и контрольной группе…………………………… 200 5.4. Результаты работы со взрослыми участниками образовательной среды ……………………………………………… 205 5.5. Мониторинг антиаддиктивных профилактических ресурсов в системе общего образования…………………………… 211 5.6. Рейтингование образовательных учреждений по эффективности антиаддиктивной профилактики……………..… 213 Глава 6. Обсуждение результатов исследования…………………. 218 Основные выводы……………………………………………………… 239 Заключение……………………………………………………………… 243 Литература……………………………………………………………… 247 Приложение………………………………………………………….….. 283
6 Сегодня каждому государству необходимо предоставить приоритет условиям предотвращения: расстройств, вызванных употреблением алкоголя, расстройств, вызванных употреблением запрещенных наркотиков и табака... mhGAP Mental Health Gap Action Programme. Scaling up care for mental, neurological, and substance use disorders. WHO-2008. Национальные интересы Российской Федерации — это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 12 мая 2009 г. Раздел 1. п. 6 № 537 Актуальность работы. Ухудшение психического здоровья нации, связанное с ростом численности лиц, страдающих химической и другими видами аддикций (зависимостей), является серьезной угрозой национальной безопасности для любой страны мира. Согласно оценкам ВОЗ, экономический ущерб, связанный с упомянутыми проблемами, в странах ЕС, составляет 3–4% от валового национального продукта. В России этот показатель приближается к 20% (Mental health action plan 2013-2020, Mental Heals… WHO-2009). Практически все бывшие республики СССР, в том числе Россия, обременены проблемами роста численности лиц, страдающих химическими аддикциями (addiсted англ. — зависеть от чего-либо): табакокурением, алкоголизмом, наркоманией, которые в 2013 г., определили новейший виток резкого роста численности зависимых лиц (WHO Report Country profile Russian Federation, 2013). Высокая численность лиц, особенно подростков, нуждающихся в специализированной помощи, отсутствие современной антиаддиктивных мер реабилитации и профилактики вызывает острую необходимость в ее создании. Насилие и жестокость, особенно применимые к детям, женщинам, депрессия, тревожность, ВИЧ/СПИД являются основными причинами злоупотребления психоактивными веществами (табакокурения, наркомании, алкоголизма). Однако, в России вопросы профилактики зависимостей среди подрастающего поколения до сих пор рассматриваются в прежнем русле. Это отрицательно сказывается на развитии отечественных научных школ по разработке научно- теоретических и практических подходов решения проблем в области 7 предотвращения зависимого поведения. В мировой практике профилактика это обязательные занятия на всех уровнях образования и направлены, в первую очередь, на специальное психологическое образование здоровых детей и подростков, родителей и учителей. Актуальность исследований проблем эффективной профилактики химической зависимости в общеобразовательной школе, связанных с системным характером мер по охране психического здоровья обучающихся в России и странах СНГ, не вызывает сомнений. Проблема теоретико-эмпирического исследования: Проблема теоретико-эмпирического исследования сфокусирована на теории и практике профилактического вмешательства, развивающего антиаддиктивные профилактические личностные компетенции всех участников образовательного процесса. Имеющиеся отечественные и зарубежные теоретические и практические подходы не объединены единой научной парадигмой; фрагментарно классифицированы теории, объекты и предметы изучения; разрознены методологические принципы диагностики и проектирования антиаддиктивных профилактических вмешательств. Особую проблему составляет разработка и внедрение эффективных программ универсальной антиаддиктивной профилактики в системе общего образования. Цель проведенного соискателем теоретико-эмпирического исследования состояла в разработке нового междисциплинарного научного подхода в психологии - превентологии зависимого поведения, - на основе моделирования и качества эффективной системы профилактики химической зависимости в общеобразовательной школе. Решение поставленной цели потребовало разработки научной терминологической базы, выявления объектов и предметов изучения, структурирования теоретического багажа современного научного знания, в области зависимого поведения. Это в свою очередь позволило выстроить концептуальные теоретические положения «устойчивого развития личности» как основы эффективной профилактики зависимого поведения 8 Объект исследования – психологические характеристики детей и подростов, определяющие устойчивость их личностного развития и степень риска развития у них аддиктивных нарушений. Предмет исследования – взаимосвязи факторов устойчивого личностного развития детей и подростков и формирования у них у них профилактических антиаддиктивных компетенций. Общая гипотеза исследования – основу появления и развития антиаддиктивных профилактических компетенций у подростков, составляет системное психологическое новообразование, отражающее культурно- исторические психологические особенности индивидуальной, семейной и средовой устойчивости, которая формируется у подростка в соответствии с возрастными этапами развития посредством целенаправленного взаимодействия со значимыми лицами. Представленная общая гипотеза уточнена в частных гипотезах: 1. основу ведущих объектов исследований антиаддиктивной превентологии, - здоровье, норма жизнедеятельности, благополучие, качество жизни, - составляет психологический феномен «устойчивости», выраженный в понятии «устойчивое развитие личности». Это метафункциональная система индивида, координирующая равновесные состояния на психофизическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом, коммуникативном и ценностно-смысловом уровнях. 2. ведущие объекты изучения антиаддиктивной превентологии, - факторы риска вовлечения в химическую зависимость (табакокурение, наркоманию, алкоголизм), имеют прямую корреляцию между показателями выявленных у подростков и взрослых (педагогов и родителей), причем факторы риска развития химической зависимости у педагогов предопределяют уровень влияния этих факторов на подростков в образовательном учреждении; 3. факторы риска вовлечения в наркоманию и табакокурение подростков комплементарны уровню сформированности у них антиаддиктивных 9 профилактических компетенций, также ведущих объектов изучения антиаддиктивной превентологии; антиаддиктивные профилактические компетенции у подростков, формирующиеся посредством антиаддиктивного профилактического вмешательства (интервенции) имеют значимые возрастные и гендерные различия; 4. ведущие объекты изучения антиаддиктивной превентологии, - профилактические вмешательства, направленные на устойчивое развитие личности у подростка; улучшают показатели становления других антиаддиктивных профилактических компетенций; в эффективной модели профилактики для системы общего образования; формирование устойчивого развития личности подростка предваряет овладения ими копинг-стратегий, антинаркотической установки, жизнестойкости и эмоционального интеллекта. Задачи исследования: 1. исследовать и обобщить отечественный и зарубежный опыт в области теоретических и практических основ зависимого поведения на примере профилактики химической зависимости (наркомании, табакокурения, алкоголизма); провести теоретический анализ истории и современного состояния проблем профилактики зависимого поведения на примере профилактики химической зависимости; 2. установить современные тенденции развития теоретических знаний в области профилактики химической зависимости, в первую очередь наркомании, алкоголизма и табакокурения; исследовать соотношение представлений в отечественной и международной терминологической базе, психологической направленности в области профилактики; исследовать теории профилактического вмешательства как многоуровневого системного конструкта психологического содержания в области профилактики зависимого поведения; зависимости;
10 3. обосновать авторский подход при раскрытии феномена «устойчивое развитие личности»; исследовать его с позиций культурно-исторического, компетентного и системного подходов и психологической комплексной теории профилактики аддикций; исследовать, выстроенное на принципах феноменологии, психологическое, профилактическое, системное вмешательство и эффективную систему профилактики зависимого поведения в сфере общего образования и в семье; 4. разработать программу эмпирических исследований по выявлению закономерностей «устойчивого развития личности», как основы эффективной профилактики химической зависимости, провести эмпирическое исследование 5. проанализировать результаты эмпирических, в том числе и лонгитюдных исследований, проводимых по каждому периоду многоэтапных исследований; обосновать единую доказательную платформу научно- теоретического подхода по данным исследований, проводимых с различными группами испытуемых; 6. обосновать теоретические основы и потенциал развития нового, разработанного соискателем, научного направления – «превентология аддикций» - наука о психологической профилактике зависимого поведения; в сфере образования; сформулировать возможности и перспективы дальнейших исследований. Теоретико-методологическую основу исследования составили труды классиков психологической и философской науки. Среди них культурно- историческая теория Л.С. Выготского, теоретические взгляды, связанные с развитием личности в деятельности С.Л. Рубинштейна, концепция жизненного пути личности К.А. Абульхановой-Славской; теории деятельности А.Н. Леонтьева; концепция периодизации психического развития детей Д.Б. Эльконина; социально-психологическая концепция личности и ее развития А.В Запорожца, концепция социального развития личности в онтогенезе и 11 социально признаваемой и социально одобряемой деятельности Д.И. Фильдштейна, теория развития Э. Эриксона. В работе использованы теории жизнестойкости С. Мадди, базового принципа социального поведения Д. Майерса и др.,: А. Фрейд, С. Радо, Д. Кендела,, Г. Энджела, Ц.П. Короленко и др.. Общие и комплексные подходы в области аддикций, рассматривались через теории здоровья и болезни в психологии (В.В. Власов, Г.С. Никифоров, И.Б. Бовина, И.И. Брехман, Р. Гордон и др.), психотерапевтические теории (Дж. Боулби, Дж. Кейлли, и др.), теории психологических механизмов предотвращения нежелательного поведения (С. Суттон, Р. Роджерс, и др.), немедицинские подходы на основе классических теорий научения Бандуры и др., При этом психолого-педагогические основы профилактики аддикций опирались на исследования Дж.А. Солоизеса, Р. Нельсон-Джоунса, Г. Ботвина, И.А. Филипповой, Н.А. Сироты, В.М. Ялтонского, А.Г. Жиляева, и др. Системный подход к профилактике зависимого поведения разработан на основе фундаментальных работ по методологии системного знания И.В. Блауберга, Э.Г. Юдина, В.И. Аршинова, В.Г. Буданов Л. Берталанффи, И. Пригожина, системного гуманитарного знания А. Гуссерля, Ю.М. Лотмана, М. Питирима и др. В работе над новым теоретическим знанием об устойчивости в психологии рассмотрены системные подходы в психиатрии В.Х. Кандинского, С.С. Корсакова, В.М. Бехтерева, П.Б. Ганушкина, П.П. Волкова, системные подходы в психологии Л.С. Выготского, Э. Эриксона, Л. Росс, Р. Нисбетт, Б.Ф. Ломова, и др. Проблема профилактики с позиции теории психологических механизмов (С. Маддди, А. Лазарус, С.В. Березин, и др.), проявления личностных особенностей (В.Д. Менделевич, К.С. Лисецкий, С.В. Березин, В.В. Аршинова и др.), формирования социального контроля (Е.А. Сергеенко, С.С. Гиль, Я.И. Гилинский и др.). Соискателем уточнена научная терминология профилактики аддикций в медицине (Ц.П. Короленко, А.Е. Личко и др.), психологии, социологии и культурной антропологии (П. Абрахам, Дж. Харис. и др). Таким образом, проблема немедицинской профилактики зависимого 12 поведения рассмотрена в диссертационной работе через конструктивные идеи, положения и рекомендации, представленные в материалах дискуссий и обсуждений, развернувшихся в научной литературе и периодической печати в последнее время. Научная новизна: 1. Диссертация является первым российским исследованием в психологической науке, в котором разработаны теоретические и научно- практические положения в области нового научного направления – «превентологии аддикций» или «антиаддиктивная превентология». 2. Впервые введена в психологическую науку новая терминология: антиаддиктивное профилактическое пространство, антиаддиктивное профилактическое вмешательство, антиаддиктивные профилактические ресурсы, объекты профилактики аддикций и антиаддиктивные профилактические механизмы. антиаддиктивные профилактические компетенции, антиаддиктивный профилактический вектор воспитания, антинаркотическая установка, устойчивое развитие личности и др. 3. Проводимыми исследованиями впервые установлено, что феномен - «устойчивое развитие личности» - это метафункциональная (транс- психологическая) система человека, выстраивающая интеграцию, цикличность и возобновление психических процессов, начиная от психофизиологического и до экзистенциального уровня. Эта система создает возможности для совершенствования личности, через проживание собственного реагирования, с сохранением целостности внутреннего образа мира. 4. В исследованиях раскрыты понятия и предлагается методы определения факторов риска вовлечения в зависимое поведение подростков и взрослых компонентов устойчивого развития личности и антинаркотической установки, методы анализа волной статистики для моделирования антиаддиктивного профилактического пространства, методы
13 сформированности антиаддиктивных профилактических компетенций подростков старшего возраста и взрослых (педагогов, родителей), методы определения качества антиаддиктивной профилактики. Автором проведены анализ и структуризация многочисленных источников с данными по профилактике зависимости в различных областях знаний: психологии, социологии, медицины, педагогики и др., из которых в диссертации было использовано 451 источник, в том числе 206 на иностранных языках. Разработаны и адаптированы, переложены в вебформат 11 методических и диагностических инструментариев. В новое разработанное соискателем научное направление изначально был привнесен принцип системности, что позволило выстроить системный подход в области профилактики зависимости, разработать новые эффективные системные модели профилактики химической зависимости в образовательной среде, востребованные специалистами и руководителями сферы образования,. Это направление послужило основанием для написания концептуальных положений, профилактических систем федерального, регионального и муниципального уровня. Анализ зарубежных публикаций, сопоставление материалов сайтов и реконструкции национальных и транснациональных систем профилактики аддикций позволил автору разработать оптимальную концепцию для г. Москвы, разработать мониторинг качества профилактической работы и обосновать стандартизацию антиаддиктивной профилактической деятельности. Разработанное соискателем новое научное направление позволяет соответствовать международным требованиям к знаниям в области профилактики аддикций, объективно определять набор его профессиональных компетенций, разработать алгоритм и программу подготовки кадров специалистов-превентологов. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в следующем: 14 1. Впервые разработан подход, объединяющий в общую психологическую структуру факторы риска вовлечения подростков в зависимое поведение и возрастные антиаддиктивные профилактические компетенции учащихся старших классов, формирующиеся в период обучения в системе общего образования. 2. Впервые: обоснована теория эффективного антиаддиктивного профилактического вмешательства, выстроенного на стыке психологических наук и основах культурно-исторического, системного и компетентностного подходов. Впервые описаны феномен «устойчивости» в психологии роль его в антиаддиктивных профилактических компетенциях. Выявлено, что эффективность антиаддиктивного профилактического вмешательства соотносится с уровнями жизнедеятельности: стрессовой и психологической устойчивости, психологической безопасности (социальной устойчивости) и психологической культуры (культурологической устойчивости), которые можно описать единым феноменом - «устойчивое развитие личности». 3. Впервые разработана теория «устойчивого развития личности», которая описывает метафункциональную систему, механизмы возникновения и нарушения цикличности психических процессов. Кумулятивный механизм выступает основой в формировании антиаддиктивных профилактических компетенций, которые способствуют расширению периода здорового долголетия. Нарушения, возникающие при ее формировании ведут к девиантному поведению, повреждения уже сформированной метасистемы в дальнейшем становятся предикторами возникновения зависимого поведения. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что: 1. Впервые разработана поликомпонентная модель эффективной системной профилактики химической зависимости среди обучающихся, направленная на устойчивое развитие личности и антинаркотической установки у 15 подростков, как основы для разработки профилактических программ для учащихся подростков 6-8 классов, студентов вузов и сузов. Рассматриваемый подход позволил соискателю разработать и внедрить положения, содержание деятельности профилактического ситуационного центра, профилактического поста и системы, отвечающей за качество профилактических услуг, направленных на предотвращение зависимого поведения в сфере образования. 2. Автором впервые разработаны методы веб-форматирования для широкомасштабных онлайн исследований антиаддиктивных профилактических компетенций у подростков в условиях общеобразовательных учреждений. 3. Автором впервые разработан алгоритм обработки массивов методом волновой статистики в психологических исследованиях. 4. Автором впервые разработан комплексный показатель токсичности по агенту зависимости и метод рейтингования образовательных учреждений по токсичности агента зависимости и антиаддиктивной защищенности. 5. На основе разработанного соискателем нового направления профессиональной подготовки по специальности «Превентология аддикций» соискателем предложены образовательные Программы для факультета переподготовки МГППУ, ИПП повышения квалификации психологов, социальных педагогов, педагогов-предметников (18, 24, 36, 72 акд.час), специализации (144, 180 акд.час), переподготовки (504 акд.час) и программ по выбору для студентов факультета педагогического образования и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Положения, выносимые на защиту. В ходе исследований в рамках рассматриваемой диссертационной работы были доказаны следующие положения, которые выносятся на защиту: 1. Переосмысление психологических подходов теорий возникновения зависимого поведения, теорий профилактики зависимого поведения,
16 консолидация знаний из других научных областей и выработка специальных подходов к изучению проблемы профилактики аддикции впервые позволила структурировать новый научно терминологический аппарат, разработать новую теорию и определить новое научное направление - превентология аддикций. 2. Факторы риска вовлечение подростков в зависимое поведение в образовательной среде предопределяют структуру и свойства их антиаддиктивных профилактических компетенцией. 3. Модели антиаддиктивного профилактического вмешательства нацеленные, в первую очередь, на компоненты «устойчивого развития личности» у подростков, демонстрируют эффективность и становления у них других антиаддиктивных профилактических компетенций, через выстраивание взаимной поддержки: психолог-учитель-ученик-родитель, психолог-ученик- ученик-родитель, психолог-ученик-ученик-учитель. 4. Высокую эффективность в сфере образования демонстрируют научно- практические профилактические программы, направленные одновременно на снижение факторов риска вовлечение подростков в зависимое поведение и формирование у них возрастных, комплексных антиаддиктивных профилактических компетенцией. 5. Семья является основной средой становления антиаддиктивных профилактических компетенций, развивающихся через достижения семейной сплоченности, снижения психологического напряжения, совместное преодоление возрастных и семейных кризисов. 6. Антиаддиктивная профилактическая деятельность образовательных учреждений является значимым сегментом, встроенным в основание определяющее качество образования этих учреждений. Достоверность, надежность полученных результатов и обоснованность выводов. Достоверность обеспечивалась выбранным фундаментальными и прикладными научно-методологическими подходами и 17 принципами научного анализа, апробированным и стандартизированным диагностическим инструментарием. Надежность достигалась путем использования объективных методов эмпирического исследования, комплексными методами и выверенными средствами контроля результатов надежности и валидности, формированием репрезентативной выборки испытуемых, программами исследований, проведением многоплановой статистической обработки результатов, объективным обсуждением интерпретаций и логически выстроенными выводами. Публикации по результатам проведенных исследований опубликовано 122 работ, в том числе научных статей в рекомендованных ВАК периодических изданиях - 17, монографий и глав в монографиях – 12, статей в других изданиях - 26, в сборниках трудов - 24, тезисов докладов и выступлений - 13, учебно- методических рекомендациях и программах - 30; среди публикации в зарубежных изданиях издано – 3 работы. Наиболее значимыми являются публикации в признанных ВАК изданиях, научных монографиях и программах. Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, шести глав, объемом 343 стр. списка литературы 446 источников, из них 239 на английском языке, выводах, заключении, приложения с результатами статистической обработки исследования, планы образовательных профилактических программ. Работа содержит 42-таблицы, 37 рисунков (18- диаграмм, 12-графиков, 7- схем).
18
Поделитесь с Вашими друзьями: |