Делайте свои диаграммы еще лучше!
Сергей Багузин
Многие из нас любят использовать диаграммы в своих документах. Диаграммы позволяют быстро и наглядно передать большой объем информации. Диаграммы задействуют работу правого полушария мозга (а, как известно, информация лучше усваивается, если в ее восприятие участвуют оба полушария):
Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга
|
Левое полушарие
|
Правое полушарие
|
Обработка вербальной информации: Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.
|
Обработка невербальной информации: Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.
|
При этом мы считаем, что хорошо освоили Excel, и вполне способны создавать качественные и информативные диаграммы. Я сам так считал!.. Однако знакомство с книгой Д. Желязны «Говори на языке диаграмм», как всегда подтвердило избитую истину: «Нет предела совершенству!». Джин Желязны работает (может быть работал?) директором по визуальным коммуникациям McKinsey&Company. Можете себе представить, какую важность придают в McKinsey этому вопросу, если существует такая должность!?
Итак, рекомендую:
Джин Желязны
«Говори на языке диаграмм»
(Say It With Chart)
Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2007 г., 320 стр.
Из этой книги я вынес два основных урока:
Выбирайте правильный тип диаграммы
Шаг 1: СФОРМУЛИРУЙТЕ ИДЕЮ (от данных к идее). Для того, чтобы правильно выбрать тип диаграммы, в первую очередь четко сформулируйте идею, которую вы хотите донести до аудитории при помощи диаграммы.
Шаг 2: ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП СРАВНЕНИЯ ДАННЫХ (от идеи к сравнению). Ваша идея будет основана на одном из пяти основных типов сравнения данных: покомпонентном, позиционном, временнóм, частотном или корреляционном.
Шаг 3: ВЫБЕРИТЕ ТИП ДИАГРАММЫ (от сравнения к диаграмме). Каждому типу сравнения соответствует свой тип диаграммы.
Вот как выглядят основные типы диаграмм:
Используйте «говорящие» заголовки
В диаграммах, как правило, используются заголовки просто излагающие, о каких данных идет речь. Намного лучше выделить идею (см. выше шаг.1) и именно ее преподнести в заголовке. Вы избавляетесь от поясняющего текста, в котором вы обычно указываете, какой вывод можно сделать из диаграммы. Внимание аудитории концентрируется на самой диаграмме, а заголовок поясняет вашу основную идею. Это особенно ценно при показе слайдов. Сравните:
Поделитесь с Вашими друзьями: |