ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ЭККОНОМИКИ
Аналитическая деятельность – важнейшая составляющая труда руководителя ОУ
Д. Карнеги сказал: «Существует лишь один способ в этом мире извлекать пользу из прошлого – он заключается в спокойном анализе…».
Анализ - познавательная деятельность руководителя, позволяющая проникнуть в суть разнообразных, часто противоречивых процессов и явлений (имеющих место в школе), выявить в них причинно-следственные связи, факторы ускорения и торможения развития. Эта деятельность связана с творческим осмыслением сложившейся или будущей обстановки в школе, правильной ее оценкой.
Анализ выступает как средство раскрытия наиболее емких источников роста качества и повышения эффективности работы школы в целом, отдельных ее составляющих. Анализ выступает также важным инструментом повышения качества управления организацией.
Задание 1
Обратившись к опыту организации анализа в Вашем образовательном учреждении, ответьте на вопросы:
Какое место в управленческой деятельности занимает анализ?
Какие трудности в осуществлении анализа Вы испытываете?
Какие виды и методы анализа Вы используете в своей деятельности?
Почему именно эти виды и методы?
Модель анализа
Качество анализа определяется качеством работ на подготовительном этапе, а именно - качеством построения модели аналитической деятельности. Построение модели процесса анализа включает в себя следующие шаги:
-
определение цели анализа,
-
конкретизация (выделение предмета),
-
разработка измерителей и определение инструментов, которые будут использоваться на этапе сбора и обработки данных,
-
определение последовательности шагов и построение плана работ,
-
изучение реальной ситуации,
- сравнение реальной ситуации с эталоном (установленными или предполагаемыми требованиями к предмету), оценка, обработка результатов (выводы).
Задание 2
Разработайте модель анализа состояния дел в ОУ (вопроса, явления), воспользовавшись следующей схемой:
Что является объектом и предметом анализа?
|
Объект:
Предмет:
|
Какую цель Вы преследуете при осуществлении анализа данного вопроса (явления)?
|
Цель:
Практические задачи:
|
Какая информация по изучаемому вопросу Вам понадобится?
Какие источники будут использоваться для получения необходимой информации по данному вопросу?
|
Информация:
Источники:
|
Какие измерители будут использоваться для изучения вопроса (явления)?
|
Критерии:
|
Показатели:
|
Какой инструментарий будет использоваться для получения необходимой информации по вопросу (явлению)?
Каким образом информация будет обрабатываться?
|
Методы сбора:
Методы и инструменты обработки:
|
Какие действия будут осуществлены по изучению вопроса?
|
действия
|
Когда?
|
Кто?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные виды и методы анализа
Китайские мудрецы говорят: «Дай человеку рыбу – и он будет сыт один день; научи человека ловить рыбу – и он будет сыт всю жизнь».
Анализ предусматривает разделение целого на части и установление связей между ними. Приступая к анализу ситуации, вопроса необходимо определить вид анализа, который позволит в последствии осуществить настройку системы на оптимальный вариант достижения поставленных целей, на достижение соответствия установленным требованиям, обеспечение удовлетворенности всех участников педагогического процесса, получателей услуг и заказчиков. Выделяют следующие виды анализа:
-
системный,
-
функциональный,
-
сравнительный,
-
ретроспективный,
-
факторный,
-
структурный,
-
параметрический,
-
рефлексивный.
Эффективное действие системы управления ОУ определяется ее способностью принимать решения, которые бы обеспечивали успешное решение поставленных задач. Именно поэтому важно максимально полно оценивать и учитывать параметры, характеризующие деятельность организации и определяющие ее функционирование и развитие. Для этого может использоваться факторный анализ, который нацелен на
-
выявление значимых факторов,
-
описание их воздействия на систему (в том числе и управления),
-
ранжирование факторов по степени интенсивности влияния.
Задание 3
Осуществите факторный анализ по следующей схеме:
-
выделите факторы внешней и внутренней среды, влияющие на управление ОУ (факторы, влияющие на Вашу управленческую деятельность);
-
определите степень и характер их влияние на качество управления ОУ.
Для выполнения данного задания можно воспользоваться следующими параметрами: степень влияния фактора (высокая, средняя и низкая) и характер влияния (помогает, ограничивает действия руководителя и мешает достижению поставленных целей).
Результаты анализа внесите в таблицу.
№
|
Фактор (существенное
обстоятельство)
|
Степень влияния и характер
|
|
|
высокая
|
средняя
|
низкая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализ ситуаций
Для глубокого и детального исследования сложившейся в ОУ ситуации может использоваться метод анализа ситуаций. Ситуация рассматривается как совокупность взаимосвязанных факторов, явлений, характеризующих определенный этап, период или событие практики и требующая соответствующей оценки и действий.
Метод анализа ситуаций предполагает пошаговый разбор сложившейся ситуации в ОУ или практике управления. Упрощенная структура кейса (описания ситуации) может включать в себя:
-
рамочные условия (проблема, требующая разрешения; временной отрезок, т.е. как давно была выявлена проблема; ее актуальность и значимость для разных категорий);
-
описание действий субъектов по изменению ситуации (разрешению проблемы), т.е. кто, что, когда, каким образом; с какими трудностями столкнулись и, что предпринималось для их разрешения;
-
достигнутые результаты в разрешении проблемы (итоговые или промежуточные).
Ситуация подвергаются анализу, который может быть осуществлен по следующей схеме:
-
О чем эта ситуация?
-
Какие проблемы предстоит разрешить руководителю ОУ? Почему они возникли?
-
Что необходимо и почему сделать, чтобы разрешить выявленные проблемы?
Что может помешать? -
Что будет способствовать?
-
Какими ресурсами располагает руководитель для разрешения проблемы?
Педагогический анализ
Педагогический анализ как функция управления образовательным учреждением направлен на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результатов образовательного процесса и определение задач на предстоящий период. В школе, как правило, используется оперативный, тематический и итоговый виды педагогического анализа. Общими требованиями к педагогическому анализу являются конкретность, целенаправленность, объективность, системность, перспективность.
Среди видов педагогического анализа достаточно широко используется анализ результатов, который нацелен на получение значимой и полной информации для принятия управленческого решения по улучшению показателей, обеспечению соответствия результатов установленным требованиям, роста удовлетворенности со стороны потребителей образовательных услуг.
Данный вид анализа может быть осуществлен по схеме:
- Что планировали?
- Что получили и почему?
- Что делать дальше?
При осуществлении данного вида анализа можно воспользоваться следующими вопросами:
1. Какую конкретную цель Вы ставили для себя на данный период?
|
2. Что послужило основанием при определении данной цели?
|
3. В какой степени поставленная цель была достигнута?
|
4. Что позволяет Вам делать вывод о достижении конкретной цели на данный период?
|
5. Какие Ваши действия способствовали достижению этих результатов?
|
6. Какие силы извне Вами были задействованы для достижения этих результатов?
|
7. Чего не удалось достичь?
|
8. В чем причина не достижения планируемых результатов?
|
9. Что может быть рассмотрено как точки роста на предстоящий период? Почему именно эти?
|
10. Что необходимо сделать для обеспечения роста (улучшения показателей) по выделенным моментам?
|
11. Что является точками западания? Почему Вы так считаете?
|
12. Что необходимо сделать, чтобы выровнять или исправить ситуацию?
|
Задание 4
Осуществите анализ результатов работы Вашего коллектива за 200_- 0_ уч. год, руководствуясь при этом следующими требованиями:
-
конкретность,
-
объективность,
-
глубина и перспективность.
Результаты анализа оформите документально по следующей схеме.
1. Ключевая цель и планируемые результаты, на достижение которых была направлена деятельность коллектива.
2. Общая оценка степени выполнения поставленных целей и достижения планируемых результатов.
3. Результаты, полученные за истекший период и их характеристика (количественная и качественная).
4. Достижению этих результатов способствовали следующие действия коллектива (отдельных его членов), обстоятельства.
5. Не удалось решить следующие задачи.
6. В ходе реализации поставленных целей столкнулись с проблемами и трудностями.
7. Для разрешения обозначенных проблем и трудностей были предприняты следующие шаги.
8. Перспективы (по каким показателям можно добиться улучшения и что необходимо для этого сделать).
Анализ урока, внеклассного мероприятия
В аналитической деятельности важное место занимает анализ урока, внеклассного мероприятия. В зависимости от целевой установки выбирается вид анализа (например, аспектный, развернутый) и схема (например, общий план анализа, анализ эффективности).
При осуществлении анализа необходимо соблюдать ряд требований:
- гласность ценностей и целей анализа, их согласованность и соответствие их общешкольным ценностям и целям;
-
целеустремленность,
-
критериальность;
-
установка на защиту интересов субъектов педагогического процесса;
-
акцент на установление связей;
-
обоснованность и информационная обеспеченность выводов;
-
установка на оптимизацию и развитие педагогического процесса и деятельностей субъектов;
-
объективность;
-
диалоговый характер и т.п.
Анализ урока, внеклассного мероприятия демонстрирует способность руководителя (директора, заместителя директора) накапливать значимую информацию, использовать знания и выводы для определения путей и средств совершенствования работы коллектива, педагогического процесса и в определенной степени для самосовершенствования.
Проблемно-ориентированный анализ
Проблемно-ориентированный анализ нацелен на получение общего представления о ситуации в ОУ путем выявления проблем (определения разрывов между требуемым, желаемым, ожидаемым и реальным, существующим) и установление причинно-следственных связей (определение причин, существующих проблем, выявление взаимосвязей между проблемами, причинами). В ходе проблемно-ориентированного анализа исполнители ищут ответ на следующие вопросы:
-
Какие реальные результаты образования не удовлетворяют нас в свете завтрашних требований и соответственно должны быть изменены?
-
Из-за каких недостатков (дефектов) образовательного процесса возникли эти проблемы (разрывы между требуемым и реальным)? Что нужно изменить?
-
Недостаток (дефицит) каких условий и ресурсов обусловил дефекты образовательного процесса?
-
Какими недостатками в управлении можно объяснить существующий дефицит в ресурсном обеспечении, дефекты образовательного процесса, а также проблемы?
При осуществлении данного анализа необходимо руководствоваться следующими требованиями:
- конкретность и конструктивность формулировки проблемы;
- операциональность формулирования проблем (в формулировке должен быть виден масштаб проблемы, степень ее остроты);
- прогностичность (анализ должен проводиться в соответствии с желаемым будущим результатом, с которым необходимо сравнивать текущее положение дел);
- объяснение и понимание наличия проблемы, выстраивание причинной цепи (в выявленных проблемах, кроме констатации, должно быть обозначение причин, а также прогноз того, что случится в случае не решения обозначенной проблемы).
Задание 5
Постройте «дерево проблем», для этого выберите ключевую проблему, определите ее причины; установите и обозначьте причинные связи между проблемой и ее причинами, между причинами первого, второго и третьего порядка. Для удобства выполнения данного задания можно воспользоваться следующей схемой.
Проблема результата:
|
|
Причина 1 (дефект образовательного процесса)
|
|
Причина 2 (дефект образовательного процесса)
|
|
Причина 3 (дефект образовательного процесса)
|
|
|
|
Причина (дефицит условий, определяющих причину 1
|
|
Причина (дефицит условий, определяющих причину 2)
|
|
Причина (дефицит условий, определяющих причину 3)
|
|
|
|
|
|
Недостаток управления, как причина дефекта и дефицита
|
|
Недостаток управления, как причина дефекта и дефицита
|
|
Недостаток управления, как причина дефекта и дефицита
|
Процедура «Пять почему»
Цель процедуры состоит том, чтобы определить, решаема ли проблема силами организации, есть ли желание у сотрудников ее решить, т.е. найти скрытые, а, возможно, и внутриорганизационные проблемы. В основе процедуры лежат следующие операции:
-
формулировка проблемы,
-
определение причины ее существования,
-
определение причины выделенной причины как новой проблемы,
-
и снова определение причины новой проблемы до того момента пока не получим конструктивные ответ, т.е. не обнаружим причину появления проблемы внутри организации, возможно, в себе.
Задание 6
Сформулируйте проблему, которую необходимо решить (руководствуясь основным требованием к ее формулировке – конкретность). Используя процедуру «Пять почему» определите ее причины и возможность разрешить силами образовательного учреждения. Внесите данные в итоговый лист.
Итоговый лист
Проблема: ________________________________________________________
-
Почему эта проблема существует, т.е. в чем ее причина?__________________________________________________________
-
Почему существует эта новая проблема, т.е. в чем ее причины? __________________________________________________________________
-
Почему существует эта новая проблема, т.е. в чем ее причины? __________________________________________________________________
-
Почему существует эта новая проблема, т.е. в чем ее причины? __________________________________________________________________
-
Почему существует эта новая проблема, т.е. в чем ее причины? ______________________________________________________________
Анализ и оценка достижений и выявление конкурентных преимуществ ОУ
Анализ и оценка достижений и выявление конкурентных преимуществ ОУ с одной стороны направлен на профилактику и недопущение ломки системы (школы), а с другой, мотивирует коллектив на развитие (преобразование системы) через осознание значительных успехов и выявление потенциала роста. Логика и методика проведения данного анализа совпадают с логикой и методикой проблемно-ориентированного анализа, а именно от результатов (от «конца») к условиям и обеспечивающим процессам (к «началу»):
-
Какие важнейшие результаты деятельности ОУ можно рассматривать в качестве достижений?
-
Какие из этих результатов являются конкурентными преимуществами ОУ?
-
Благодаря каким ключевым свойствам образовательного процесса и образовательной среды ОУ удалось добиться этих положительных результатов?
-
Какие в системе управления заложены механизмы, обеспечивающие развитие ОУ?
-
Благодаря созданию каких условий (кадровых, материальных, информационных, финансовых и т.д.) удалось обеспечить такое построение образовательного процесса?
Задание 7
Осуществите анализ ситуации в Вашем ОУ, используя метод «Анализ достижений». Заполните таблицу «Анализ и оценка достижений и выявление конкурентных преимуществ ОУ».
«Анализ и оценка достижений и выявление конкурентных преимуществ ОУ».
|
Достижения
|
Конкурентные
преимущества ОУ
|
Результаты УВП
|
Какие важнейшие результаты
деятельности ОУ можно рассматривать в качестве достижений?
|
Какие из этих результатов
являются нашими конкурентными преимуществами?
|
Обеспечивающие
Процессы,
в т.ч. создание механизма устойчивого развития ОУ
|
Благодаря каким ключевым свойствам образовательного процесса и образовательной среды ОУ удалось добиться этих положительных результатов?
Какие в системе управления заложены механизмы, обеспечивающие развитие ОУ?
|
Условия
|
Благодаря созданию каких условий (кадровых, материальных, информационных, финансовых и т.д.) удалось обеспечить такое построение образовательного процесса?
|
SWOT- анализ
SWOT-анализ направлен на определение и оценку сильных и слабых сторон внутренней среды организации, которые могут быть связаны с человеческим фактором, результатами деятельности, базовым процессом, технологиями, организацией, условиями и ресурсами. Второй составляющей данного анализа является установление возможностей (объективных моментов благоприятно действующих по отношению к ОУ, его целям) и угроз (опасностей), которые создает ближайшая внешняя среда организации.
Задание 8
Осуществите анализ ситуации в Вашем ОУ и будущих влияний со стороны внешней среды, используя метод SWOT- анализ.
По результатам анализа
1) заполните матрицу «SWOT- анализ»;
SWOT- анализ
Внутренняя среда
|
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
|
|
Внешняя среда
|
Возможности
|
Угрозы
|
|
|
2) сделайте вывод о потенциале ОУ и определите приоритетные задачи.
Вопросы в помощь:
1. Какие сильные стороны могут быть усилены, и что для этого надо сделать?
2.Какие слабые стороны можно преодолеть, и что для этого необходимо предпринять для сглаживания отрицательного воздействия или уменьшения?
3. Что необходимо сделать для усиления благоприятного воздействия внешней среды?
4. Как противостоять внешним угрозам?
Силовой анализ
Эффективным инструментом анализа и планирования является силовой анализ. Осуществление силового анализа предполагает следующие действия:
1. Выбор проблемы, которую необходимо решить (она должна быть трудной, решаемой и не слишком широкой).
2. Идентификация проблемы и описание ее с позиции:
- какой является ситуация сегодня;
- какой ситуация должна стать после того, как вы разрешите проблему.
3. Определение списка противодействующих сил, обстоятельств, которые работают против намеченных вами изменений. Эти силы могут быть связаны с:
-
отдельными людьми, группами сотрудников, которые выиграют или проиграют в результате попытки разрешения проблемы;
-
традициями и убеждениями, которые укоренены в организации (решение проблемы может оказаться традиционным, а может разрушать устоявшиеся традиции и противоречить разделяемым убеждениям);
-
внешними факторами, обстоятельствами и пр.
4. Определение действий для каждой противодействующей силы, которые могли бы ослабить ее.
5. Определение перечня сил, которые будут способствовать изменениям.
6. Определение действий по усилению каждой поддерживающей силы.
7. Определение наиболее существенные шагов, которые ведут к решению проблемы. Определение их последовательности.
Задание 9
Используя метод силового анализа, осуществите анализ проблемы и определите состав действий по ее разрешению. Данные анализа и планирования внесите в матрицу «Силовой анализ»
Силовой анализ
Проблема:
|
2а. Сегодняшняя ситуация:
|
2б. Желательная ситуация:
|
3а. Противодействующие силы и факторы:
|
4. Действия по ослаблению или устранению:
|
5. Поддерживающие силы и факторы (на что можно опереться):
|
6. Действия по усилению:
|
7. Последовательность шагов
|
Шаги (что делам?)
|
Когда/где?
|
Как/кто?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
PEST (STEP)-анализ
Анализ внешней среды организации является важнейшей составной стратегического управления. Внешняя среда организации это совокупность социальных и природных факторов, действие которых значимо для функционирования и развития образовательного учреждения. При осуществлении анализа внешней среды необходимо рассмотреть следующие вопросы: -
Какие аспекты внешней среды необходимо принимать во внимание при планировании, а какие можно игнорировать?
-
Можно ли каким-либо способом предсказать, что произойдет в будущем?
-
Как организация может заранее свести к минимуму опасности, исходящие от внешней среды, и воспользоваться имеющимися возможностями?
При этом воздействия внешнего мира классифицируются по шести аспектам внешней среды: политическая и правовая среда, экономическая среда, социальная среда, техническая и технологическая среда, природная окружающая среда и среда конкуренции.
Результаты анализа в краткой форме включаются в аналитическое обоснование программы развития образовательного учреждения.
Задание 10
Осуществите анализ внешней среды, используя метод PEST (STEP)-анализ. По результатам анализа
1) оформите матрицу «PEST (STEP)-анализ»;
PEST (STEP)-анализ
Сферы
|
Явления или события
|
Степень
влияния
|
Вероятность
проявления
|
+
|
--
|
низкая
|
высокая
|
Политико-правовая
|
|
|
|
|
|
Экономическая
|
|
|
|
|
|
Социальная
|
|
|
|
|
|
Технологическая
|
|
|
|
|
|
2) Сделайте выводы, воспользовавшись следующими вопросами:
1. Какие позитивные для школы последствия могут дать выделенные Вами положительные факторы?
2. Как эти последствия можно использовать? Можно ли увеличить влияние на школу позитивных последствий, если да, то как?
3. Каковы негативные последствия воздействия отрицательных факторов на ОУ?
4. Возможно, ли противодействовать этим последствиям (своими силами или с внешней помощью), уменьшить их влияние или компенсировать их отрицательное воздействие другими позитивными действиями? Если да, то, что для этого нужно сделать?
Маркетинговый анализ
При разработке образовательной программы, программы развития образовательного учреждения в качестве инструмента анализа используется маркетинговый анализ, который включает в себя оценку конкурентов и других факторов рынка, исследование рынка образовательных услуг, определение стратегии маркетинга и прогноз объема «продаж».
По своей сути и форме проведения весьма близок к маркетинговым исследованиям анализ социального заказа.
В определении общей социальной ориентации, уточнение миссии ОУ, определение модели выпускника ОУ, выбор основных направлений развития ОУ напрямую завит от качества работ по осуществлению анализа и прогнозирования социального заказа.
Анализ социального заказа, правильнее будет сказать анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, адресуемого ОУ, предполагает проведение опросов потенциальных субъектов социального заказа (заказчиков), прогнозирование социального заказа может осуществляться через метод сценариев с последующим выбором наиболее вероятного сценария. При осуществлении данного анализа можно воспользоваться следующими вопросами:
-
Кто ранее являлся субъектом выдвижения социального заказа образовательному учреждению (т.е. кто был заказчиком)? Про что был их заказ (каков был характер заказа)?
-
Кто в настоящее время является заказчиком образовательных услуг? Про что их заказ в настоящее время?
-
Кто в будущем может быть субъектом социального заказа7 Про что будет их заказ?
Данный вид анализа позволяет в динамике увидеть изменение социального заказа (а соответственно и заказчика), на основе этих данных спрогнозировать возможные изменения заказа и определить возможности образовательного учреждения по его реализации.
Задание 11
Осуществите анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, адресуемого Вашему ОУ.
1. Результаты анализа впишите в матрицу: «анализ социального заказа».
«Анализ социального заказа»
Настоящее ОУ
|
Заказчики образовательных услуг:
|
Форма предъявления и содержание заказа:
|
Клиенты ОУ:
|
Выполнение заказа (масштаб, средства):
|
Ближайшее будущее ОУ
|
Заказчик образовательной услуги в ближайшем будущем:
|
Форма предъявления и содержание заказа:
|
Клиент ОУ в ближайшем будущем:
|
Ресурсная обеспеченность заказа:
|
2. Сделайте выводы, воспользовавшись следующими вопросами:
- Как за последнее время изменился состав клиентов и заказчиков?
- Как изменилось содержание, характер заказа и форма его предъявления?
- Что необходимо сделать, чтобы соответствовать этому заказу?
- Какие заказы в принципе не реализуемы?
- Какие заказы реализуемы, и что надо сделать, чтобы их реализовать?
Анализ конкурентов
В основе данной методики лежит определение сильных и слабых сторон потенциальных конкурентов образовательного учреждения, которые, как и Ваше ОУ, ориентированы на определенный сегмент рынка образовательных услуг. При осуществлении данного анализа можно воспользоваться следующими вопросами:
-
Каков профиль деятельности данного ОУ?
-
Какие представления о себе, своих достижениях имеют субъекты педагогического процесса это ОУ?
-
Что мотивирует участников педагогического процесса на достижение результатов, развитие?
-
Что является сильной стороной ОУ?
-
Что может быть рассмотрено как слабая сторона ОУ?
Задание 12
Выявите потенциальных конкурентов Вашего ОУ и осуществите анализ и оценку их сильных и слабых сторон. Для удобства выполнения задания можно воспользоваться следующей матрицей.
Анализ конкурентов
№
|
Потенциальные
конкуренты
|
Профиль деятельности, фактор -мотиватор
|
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проанализируйте данные матрицы, используя следующие вопросы:
1. Кто и в чем является конкурентом для Вашего ОУ ?
2. Какие слабые стороны конкурентов применительно к ситуации Вашего ОУ можно рассматривать как Ваши сильные стороны?
SMART-анализ
Данный метод позволяет определить соответствие цели и задач требованиям, для этого используются следующие показатели:
(S) конкретность цели – не должно быть никаких сомнений насчет ожидаемого результата в плане качества, затрат ресурсов, количества и т.п;
-
(M) измеримость - через определенный промежуток времени можно измерить степень достижения (а значит, должны быть критерии оценивания и инструменты измерения);
-
(A) достижимость - если они не выполнимы, то от них нет никакой пользы и вы получите не деятельность по достижению, а ее имитацию;
-
(R) реалистичность - если они не реальны, то могут превратиться в демотивирующий фактор (их можно достичь);
(T) ограниченность времени (указывает, когда можно получить результат).
Задание 13
Оцените качество целей и задач, которые Вы собираетесь поставить перед своей организацией.
По результатам анализа оформите экспертный лист, на основании которого сделайте выводы о качестве целей, а при необходимости откорректируйте цели и задачи.
Экспертный лист
|
требования
|
S
|
M
|
A
|
R
|
T
|
ЦЕЛЬ:
|
|
|
|
|
|
Задача 1:
|
|
|
|
|
|
Задача 2
|
|
|
|
|
|
Задача 3
|
|
|
|
|
|
Выводы (о соответствии требованиям или о необходимости корректировки целей и задач): ______________________________________
__________________________________________________________________
Откорректированные цели и задачи: _______________________________ __________________________________________________________________
Анализ силового поля
Анализ силового поля это метод позволяющих выявить факторы (силы) и оценить их влияние на достижение поставленной цели, осуществление каких-либо изменений в ОУ. При оценке той или иной силы (фактора) можно исходить из принципа «за» (сила поддерживающая) или «против» (сила противодействующая, мешающая достижению запланированного).
Результатами данного анализа будет информация о сдерживающих факторах внешней и внутренней среды организации и о факторах поддерживающих и способствующих эффективной реализации планируемых изменений. На основе этих данных руководителем может быть принято решение об усилении поддерживающих факторов и об ослаблении сдерживающих факторов.
Задание 14
Используя метод анализа силового поля, выявите силы, которые будут противодействовать реализации, выбранной коллективом стратегии развития Вашего ОУ и силы, поддерживающие.
Результаты анализа внесите в матрицу «Анализ силового поля», сделайте вывод о соотношении сил и оцените стратегию развития ОУ с точки зрения реалистичности и достижимости планируемого результата.
Анализ силового поля
Стратегия развития ОУ:
|
Силы поддерживающие
(т.е. помогающие достижению)
|
Силы противодействующие
(т.е. мешающие, сдерживающие)
|
|
|
|
|
Выводы:
| Анализ документов
Анализ документов проводится на основе совокупности методических приемов, при помощи которых из документа извлекается необходимая информация (для принятия управленческого решения, вынесения суждения о действенности данного документа, его корректировки).
Задание 15
Осуществите анализ документа (выбирается по своему усмотрению; например, приказ, распоряжение, положение и т.п.). Составьте отчет по результатам проделанной работы по следующей схеме:
1. Что собой представляет документ?
2. Каковы цели возникновения данного документа (предполагаемые или реальные)?
3. Какова надежность документа и достоверность данных, представленных в нем?
4. Какой резонанс (действия) может вызвать этот документ?
5. Каково фактическое содержание документа?
6. Какие выводы об эффективности решения поставленных задач можно сделать на основании данного документа?
7. Какие рекомендации по корректировке данного документа Вы можете дать его авторам?
Общий вывод о качестве документа.
Анализ управленческой деятельности
«Существовать – значит изменяться; изменяться – идти к зрелости; идти к зрелости – продолжать создавать себя бесконечно» (Генри Бергсон).
Анализ собственной управленческой деятельности есть осмысленное разложение ее на составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить результаты и определить ее влияние на достижение общего результата ОУ и средства повышения ее эффективности как фактора, обеспечивающего качество образовательных услуг. Анализ управления служит средством установления причин возникновения определенного состояния системы, процессов, происходящих как внутри организации, так и в сфере ее взаимодействия с внешним миром, определять пути и средства повышения эффективности и результативности управленческой деятельности (повышать эффективность ее воздействия на общий результат ОУ). Данный вид анализа может быть направлен на получение следующей информации:
-
о реальных результатах функционирующей системы и их обусловленности управленческой деятельностью;
-
о зонах, участках управления, требующих изменений.
Схема самоанализа
Схема анализа
|
Пояснения к схеме анализа
|
1. Какую конкретную цель Вы ставили для себя на данный период?
|
Цель должна быть конкретной, достижимой, измеримой.
|
2. Что послужило основанием при определении данной цели?
|
Трудности, проблемы, недочеты в работе по результатам предшествующего периода (конкретно прописать).
Стратегическая цель (указать).
Социальный заказ (кто заказчик, про что его заказ и в какой форме был представлен).
|
3. В какой степени поставленная цель была достигнута?
|
Цель реализована в полном объеме, частично или не удалось реализовать. Общая результативность и эффективность
|
4. Что позволяет Вам делать вывод о достижении конкретной цели на данный период?
|
Достигнутые результаты и их характеристика (количественная и качественная с учетом общих и частных измерителей, которые в ОУ действуют) в соотношении с планируемыми результатами и требованиям к ним.
|
5. Какие Ваши действия способствовали достижению этих результатов?
|
Приемы, методы, техники, технологии, использование которых позволило достичь данных результатов.
Эффективность деятельности (соотношение результатов и затрат).
|
6. Какие силы извне Вами были задействованы для достижения этих результатов?
|
Взаимодействовали с тем-то; воспользовались помощью …..;
|
7. Чего не удалось достичь?
|
Результаты, которые изначально планировали получить, но не достигли по истечении заданного срока.
Отрицательные эффекты, которые не планировали.
|
8. В чем причина не достижения планируемых результатов?
|
Не было сделано то-то и по той-то причине.
Возникли такие-то непредвиденные обстоятельства.
|
9. Что может быть рассмотрено как точки роста на предстоящий период? Почему именно эти?
|
Есть положительные результаты, отмечается стабильность по определенным параметрам, есть возможность для их улучшения («приростата»).
|
10. Что необходимо сделать для обеспечения роста (улучшения показателей) по выделенным моментам?
|
Конкретные действия по обеспечению «прироста». Например, изменения в собственной деятельности разного характера (новое содержание, приемы, методы, технологии; в организации работы или во взаимодействии).
|
11. Что является точками западания? Почему Вы так считаете?
|
Низкие результаты, отрицательные эффекты, которые напрямую связаны с недостатками в работе ОУ (субъекта).
|
12. Что необходимо сделать, чтобы выровнять или исправить ситуацию?
|
Конкретные действия (шаги) по сглаживанию отрицательного эффекта или обеспечению соответствия результатов требованиям.
|
Задание 16
Осуществите анализ собственной управленческой деятельности, используя предложенную схему самоанализа. Результаты анализа оформите документально, используя следующую матрицу.
Анализ управленческой деятельности руководителя ОУ
Схема анализа
|
Выводы
|
1. Какую конкретную цель Вы ставили для себя на данный период?
|
|
2. Что послужило основанием при определении данной цели?
|
|
3. В какой степени поставленная цель была достигнута?
|
|
4. Что позволяет Вам делать вывод о достижении конкретной цели на данный период?
|
|
5. Какие Ваши действия способствовали достижению этих результатов?
|
|
6. Какие силы извне Вами были задействованы для достижения этих результатов?
|
|
7. Чего не удалось достичь?
|
|
8. В чем причина не достижения планируемых результатов?
|
|
9. Что может быть рассмотрено как точки роста на предстоящий период? Почему именно эти?
|
|
10. Что необходимо сделать для обеспечения роста (улучшения показателей) по выделенным моментам?
|
|
11. Что является точками западания? Почему Вы так считаете?
|
|
12. Что необходимо сделать, чтобы выровнять или исправить ситуацию?
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |