Воспитательные внеклассные мероприятия-беседы "Здоровый образ жизни"
Беседа “Твое здоровье”
Цели:
-
Рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни и человеческого общества.
-
Сформулировать понятие “Здоровье человека”.
-
Раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека.
1. Начнем нашу беседу с вопросов:
-
Что такое здоровье человека?
-
Какие факторы определяют здоровье человека
-
Кто несет ответственность за сохранение здоровья человека?
А теперь вспомним, какие пожелания обязательно присутствуют родным и близким, товарищам в поздравительных открытках?
Почему пожелание здоровья в той или иной формулировке присутствует в каждом поздравлении?
Вывод: здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими, дорогими людьми, поздравлениях с торжественными датами мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т.к. это залог полноценной и счастливой жизни.
- Зачем здоровье необходимо?
Здоровье помогает выполнить нам наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь в обществе.
- Что такое здоровье?
Много раз на этот вопрос отвечали представители разных наук, разных стран, времен и народов. Наиболее распространенные варианты ответов:
Здоровье – это отсутствие болезни.
Болезнь – это нарушение здоровья.
Давайте сформулируем собственное определение понятия “здоровье”
Здоровье – это физическое и психическое благополучие человека.
Всемирной Организацией Здравоохранения дано такое определение : Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
2. А сейчас обратимся к пословицам. В них сосредоточена народная мудрость, раскроем их смысл:
Пословицы:
-
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
-
Паршивому поросенку и в петровки холодно.
-
Праздная молодость – беспутная старость.
-
Голова седая, да душа молодая.
А теперь давайте выделим признаки физического, психического и нравственного здоровья
Признаки физического здоровья
|
Признаки психического здоровья
|
Признаки нравственного здоровья.
| -
Чистая гладкая кожа.
-
Здоровые зубы.
-
Блестящие чистые ногти.
-
Блестящие, крепкие волосы.
-
Подвижные суставы.
-
Упругие мышцы.
-
Хороший аппетит.
-
Здоровое сердце.
-
Ощущение бодрости в течение дня.
-
Работоспособность.
| -
Уверенность в себе.
-
Эмоциональная стабильность
-
Легкая переносимость климатических изменений
-
Легкая адаптация к новому сезону.
-
Уверенность в преодолении трудностей.
-
Оптимистичность
-
Отсутствие страхов.
-
Умение нравиться окружающим.
| -
Умение делать выбор между добром и злом.
-
Доброта и отзывчивость
-
Справедливость и честность.
-
Цель в жизни – образование и саморазвитие.
-
Умение отвечать за совершенные поступки.
-
Гуманные отношения с людьми
-
Стремление помочь людям.
-
Патриотизм.
|
3. Ролевая игра “Специалист”.
Ребята, сейчас вы будете по очереди выступать в роли пропагандистов здорового образа жизни. Каждый из вас специализируется на одном направлении. Один – специалист по антиникотиновой пропаганде, другой – антиалкогольной, третий – антинаркотической. Теперь каждый специалист напишет тезисы своей беседы с
-
Курильщиком,
-
Употребляющим алкоголь,
-
Употребляющим наркотические вещества.
Вам нужно убедить фактами и личным примером, что курение, например, вредно.
Затем вы меняетесь ролями.
4. Выводы. Итог занятия.
Беседа: “Здоровый образ жизни и привычки человека”
Цели:
-
Уточнить полезные и вредные привычки человека.
-
Осознать влияние привычек на общее состояние здоровья человека.
-
Определить соотношение понятий “здоровый образ жизни” и “привычки человека”
1. Давайте обсудим и найдем ответы на следующие вопросы:
-
Что такое привычка?
-
Какие бывают привычки?
-
Какие ценностные установки человека, его воля, разум способствуют укоренению в человеке потребности в полезных привычках и способности отказаться от вредных?
-
Каким образом могут повлиять привычки на судьбу человека?
2. Рассмотрим факторы, негативно влияющие на здоровье человека:
Привычка – это склонности, ставшие для кого-нибудь в жизни обычным, постоянным, стилем поведения.
-
К каким последствиям могут привести полезные и вредные привычки?
Факторы
|
Последствия
| -
Курение, употребление алкоголя, неправильное питание, стрессовые ситуации
-
Загрязнение воздуха, воды, почвы, магнитные и другие излучения
| -
Предрасположенность к наследственным болезням, быстрое старение организма болезненность.
-
Отсутствие профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.
|
Последствия полезных и вредных привычек
Последствия полезных привычек
|
Последствия вредных привычек
|
Жизнь без болезней
Активный отдых
Труд в удовольствие
Умение стойко выносить любые трудности
Доброе отношение окружающих
Свободное время, увлечения
|
Болезни
Отдых – пустая трата времени
Труд воспринимается как вынужденное занятие
Неумение отражать стресс
Раздражительность
Кажущееся отсутствие свободного времени (пребывание к различных компаниях)
|
3. Сейчас я раздам вам напечатанные фразы. В них пропущены некоторые слова. Вы должны эти слова вставить в соответствии со смыслом этой фразы:
-
Привычка – это…., ставшее для кого-то…. действием.
(постоянное, склонность, поведение)
-
Полезные привычки – образ действия, который…. здоровье человека
(сохраняет, укрепляет, ухудшает)
-
Вредные привычки – образ действия, который … здоровье человека.
(сохраняет, разрушает)
Наполеон I по поводу привычек сказал следующее:
- Привычка принуждает нас ко многим глупостям; самая большая глупость – стать ее рабом привычки.
- Люди никогда не испытывают угрызений совести от поступков, ставших у них обычаем. (Вольтер)
- Человек определяется не только врожденными качествами, но и приобретенными.
(И.Гете)
4. Теперь давайте поговорим о ваших привычках:
-
Какие у вас есть вредные и полезные привычки?
-
Что повлияло на формирование ваших привычек?
-
В чем мешают вам вредные привычки?
-
Каковы последствия ваших вредных привычек?
-
От каких привычек вы хотели бы избавиться?
-
Что для этого необходимо?
В настоящее время многие ученые признают, что курение – это медленное самоубийство. Медики установили, что каждая выкуренная сигарета стоит курящему 15 минут жизни. Эти минуты постепенно складываются в годы. Курящий живет на 5-7 лет меньше, чем ему отведено природой.
Перечень приносимых курением бед длинный и устрашающий: рак, пептическая язва желудка, коронарная болезнь сердца, хронический бронхит, Эмфизема легких и другие.
Некоторые курящие надеются на фильтр, которых по их мнению предупреждает поступление в организм канцерогенных веществ и никотина. Однако отравляющие вещества проходят этот барьер и попадают в легкие.
При курении стенки сосудов спазмируются и это вызывает коронарную недостаточность. Статистика свидетельствует, что курящие в 13 раз больше страдают стенокардией, чем некурящие.
В сигарете содержатся также и радиоактивный элемент – полоний 210.
Никотин разрушает деятельность нервной системы, сердца, легких, печени, органов пищеварения, от табака желтеют зубы.
5. Сформулировать выводы:
-
Привычка – поведение, ставшее для кого-то постоянным.
-
Привычки бывают полезные и вредные.
-
Власть привычки над человеком состоит в том, что человек от природы стремится к комфорту, удовлетворению своих потребностей, удовольствию
-
Привычки меняют характер и судьбу человека.
-
Удовольствия и комфорт могут приносить пользу и вред.
Беседа: “Привычка – вторая натура?”
Посейте поступок – и вы пожнете привычку,
посейте привычку – и вы пожнете характер,
посейте характер – и вы пожнете судьбу. У.Теккерей – англ. писатель
Цели:
Осознать влияние привычек на общее состояние здоровья человека.
Определить соотношение понятий “здоровый образ жизни” и “привычки человека”.
1. Начать занятие с беседы:
-
Как вы поняли эпиграф занятия?
-
Каким образом привычки могут повлиять на судьбу человека?
-
Хотели ли вы избавиться от вредных привычек?
-
Пробовал ли кто это сделать?
-
Если получилось, хорошо, а если нет, – что стало причиной?
-
Какие качества необходимы для избавления вредных привычек и приобретения полезных? (воля, разум)
-
Что такое воля? (способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели)
-
Что такое разум? (способность человека логически и творчески мыслить).
-
Можно ли все-таки менять привычки?
-
Что для этого нужно?
-
Был ли случай, когда вы изменили свою привычку?
-
Как вы понимаете высказывание: “Терпение – оружие самых слабых и самых сильных”. (Лешек Кумор)
Послушайте стихотворение “Привычки”.
Утром наполнить спешу никотином
Хилые легкие: пусть похрипят,
Так я воюю и с медициной и с утверждением курение – яд!
Выпали волосы, щеки обвисли,
Сердце в груди совершает прыжки,
Память “хромает”, спутались мысли,
Заметно дрожанье руки,
Но с ненавистным журналом “Здоровье”,
Что издается на радость ханже,
Вплоть до победы биться готов я:
Врач успокоил: недолго уже.
-
Стихотворение юмористическое, но есть ли в нем вымысел?
Прокомментировать высказывание У. Шекспира: “наша личность – это сад, а наша воля – его садовник”
Обратить внимание учащихся на то, что вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотических веществ, малоподвижный образ жизни – наносят большой вред человеку, его физическому, психическому и нравственному здоровью. Вредные привычки – это лишь первый этап опасного пути, за ним всегда будет второй – серьезные болезни, снижение жизненного тонуса и отсутствие жизненного успеха.
Обратить внимание на возможность выбора человека – нравственных ориентиров. Выбор здорового образа жизни, выбор дальнейшего своего развития.
3. Составление таблицы “Мой выбор”.
Мой выбор - не курить
Положительные последствия
|
Отрицательные последствия
|
Не буду подвержен бронхолегочным заболеваниям.
Уменьшаю риск заболеть раком легких сахарным диабетом.
Буду иметь здоровый цвет лица.
Менее подвержен заболеваниям сосудов.
|
Быстрее портятся зубы, имеют желтоватый цвет.
Землистый цвет лица.
Спазмы сосудов конечностей, головного мозга, приводящие к утрате работоспособности.
Увеличивает риск неспособности к
сексуальной жизни.
|
Мой выбор – не употреблять алкоголь
Положительные последствия
|
Отрицательные последствия
|
Будет здоровым мое сердце, печень, почки
Буду иметь ясный светлый ум.
Нет ссор в семье, пьяных драк.
Организм не находится в стрессовой ситуации.
Благополучное устройство своей личной жизни.
|
Снижение памяти, интеллектуальных возможностей, рассеянность.
Деградация личности.
Ссоры, скандалы в семье.
Невозможность устроить свою личную жизнь.
Неизбирательность в выборе приятелей.
Болезни.
Изменение внешности “лицо алкоголика”.
Ранняя смерть.
|
Мой выбор – нет наркотикам
Положительные последствия
|
Отрицательные последствия
|
Наличие работы.
Авторитет на работе, среди коллег.
Есть семья.
Забота о семье.
Хорошее здоровье.
Достижение поставленных целей.
Сохранение материальных средств, их использование на бытовые нужды.
|
Наркотическая зависимость.
Отсутствие нравственных установок.
Нарушение закона, влекущее уголовную ответственность
Отсутствие нормальной семьи.
Человек в постоянном поиске психоактивных веществ.
Постоянные материальные затруднения.
Отсутствие работы, постоянного заработка.
Многочисленные болезни, вызванные разладом в работе органов.
Риск заболеть СПИДом
Снижение остроты зрения, слуха.
Ранний атеросклероз.
Ранняя смерть.
|
4. Послушайте пословицы о пьянстве и прокомментируем их смысл:
-
Пьяному море по колено, а лужа по уши.
-
Пьяному и до порога нужны подмога.
-
Пьяный скачет, а проспится – плачет.
-
Пьяному гуляке недалеко до драки.
-
Пьян храбрится, а проспится – свиньи боится.
5. Закончим наше занятий изречением китайского мыслителя Конфуция: “Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра”. Что он имел в виду?
6. Хочу вас познакомить с датами в международном и российском календарях, связанных с сохранением здоровья человека:
-
7 апреля – Всемирный день здоровья.
-
1 июня – День защиты детей.
-
27 июня – День физкультурника.
-
31 мая – День борьбы с курением.
-
26 июня – Международный день борьбы с наркоманией.
-
11 сентября – Общероссийский день трезвости.
-
21 марта – Международный день Земли.
-
5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.
-
9 сентября – Всемирный день красоты.
7. Обращение к эпиграфу занятия.
8. Итог занятия, выводы:
-
Наличие негативной привычки имеет негативные последствия.
-
Вредные привычки лучше не приобретать.
-
Если они есть, то сегодня не поздно от них отказаться.
-
В борьбе с вредными привычками нужна сила воли.
-
Полезные привычки – залог счастливой устроенной жизни.
-
Полезные привычки помогают сохранить здоровье.
-
Вредные привычки наносят здоровью человека вред.
-
Народ негативно относится к вредным привычкам.
Поделитесь с Вашими друзьями: |