Анализ воспитательной работы в классе
за 2013-2014 учебный год
“Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит”.
Саади
Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества. Цель воспитания школьников - создание условий для формирования и развития ЛИЧНОСТИ - высококультурной, интеллектуальной, социально активной, успешной, гуманной. Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования. При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения.
В моей работе есть опора, без которой мало что получилось бы. Это глубокие, прекрасные традиции нашей школы. Всю свою воспитательную программу основываю на Программе воспитательной деятельности МБОУ Первомайской СОШ. Цель программы: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически развитой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению. На основе этого, мной, как классным руководителем на протяжении последних двух лет решались следующие воспитательные задачи:
-
Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям.
-
Учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности.
-
Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать развитию нравственного и духовного мира детей.
-
Учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.
-
Формировать правосознание ученика, гражданскую позицию.
-
Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту.
-
Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей.
Воспитание в каждом ученике порядочности, трудолюбия, милосердия, гражданственности, толерантности, активной жизненной позиции, бережного отношения к природе, охрана культурного наследия – вот ведущие ценности, которыми я руководствуюсь в своей работе. Воспитание успешно, если оно системно. Поэтому в воспитательном процессе реализую направления программы: познавательное, нравственно- правовое, художественно- эстетическое, гражданско-патриотическое , спортивно-оздоровительное направление, самоуправление в школе и в классе, трудовое воспитание, семейное воспитание, предпрофильная подготовка. Для реализации воспитательной программы, в соответствии с поставленными по каждому направлению целями, в течение 2013-2014 учебного года были проведены следующие мероприятия:
Направление программы
|
Реализуемая цель
|
Проведенные мероприятия /кл. часы, беседы, викторины, собрания, акции/
|
Результат деятельности по данному направлению
|
гражданско-патриотическое
|
Создание условий для патриотического, гражданского и духовно- нравственного воспитания учащихся.
Воспитание терпимости друг к другу
Формирование чувства гордости за свою Родину, свой край, свой город, свою школу.
Организация деятельности по изучению национальных традиций.
|
- Судьба России – моя судьба!
Акция посвященная Дню мира. «Мир в твоих руках»
Круглый стол с психологическим тренингом «Вместе мы сделаем толерантным наш мир»
- Государственные символы.
Кл. час. «Мы будущие защитники Родины. Дорогами афганской войны" устный журнал
- Тихая моя Родина.
- Нам дороги эти позабыть нельзя.
- Память о войне жива.
- Поклонимся великим тем годам.
- Деревенька моя.
|
- Презентация “Города - герои”.
- плакат «Миру-мир»
Снижение уровня конфликтности детей
- Мини-проект “Традиции нашего села”.
Участие в устном журнале «Бессмертный подвиг защитников отечества» - ко дню освобождения Кашарского района.
- Организация и проведение шествия ко Дню Победы.
|
Нравственно- правовое
направление
|
Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей.
Развивать внимание, творческие способности, прививать интерес к учёбе.
Привитие навыков культуры поведения, культуры речи и общения.
Изучение правовых и законодательных норм.
Формирование толерантного отношения к людям.
|
- Уважение и терпимость.
- Искусство слушать собеседника.
- Жестокость, равнодушие и сочувствие.
- Убеждения. Как они складываются?
- Честь и собственное достоинство сильнее всего.
- Почему подросток совершает преступления?
- Мы открываем себя и друг друга.
- Заботимся о младших, помогаем старшим.
|
- Проведение и анализ диагностик.
- Акция “Ветеран живет рядом”.
- Дни правовых знаний с участием представителей правоохранительных органов.
- Участие в предметных неделях, создание творческих работ по интересам.
|
Спортивно-оздоровительное направление
|
Формирование ценности здорового образа жизни.
Профилактика вредных привычек, развитие мотивации к ЗОЖ.
Воспитание гармонично развитой личности: здоровье тела, духа и разума.
|
- Давление среды (профилактика зависимостей).
- Акция, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом.
- Спорт против наркотиков.
- Гражданин 21 века – здоровый, сильный духом человек.
Кл. час. «Не загоняй себя в ловушку»
|
Участие в школьных соревнованиях по волейболу.
- Участие команды во всех районных соревнованиях.
- Участие в днях здоровья.
- Создание презентации “Мы за ЗОЖ”.
Участие в конкурсе стенгазет, посвященных всемирному дню отказа от курения.
Участие в ролевой игре «Спид- чума 21 века», «Суд над наркоманией»
|
Культура семейных отношений
|
Налаживание связей с семьей и школой, укрепление роли семьи в формировании жизненной позиции школьников.
Изучение семейных традиций.
Изучение основ семейных взаимоотношений, понятий “любовь”, “дружба”, “уважение”.
|
- Я и Семья.
- Война в истории моей семьи.
- Говорят, что о любви все сказано.
- Десять заповедей человечности.
Психологические особенности юношеского возраста
Охрана безопасности жизни детей во время каникул.
|
- Оформление проектов “Моя семья”.
- Поздравление мам с Днем матери, подготовка праздничного концерта.
- Проведение совместного собрания с родителями
Анкетирование родителей по профессиональному самоопределению их детей.
Анкетирование родителей «Профессии, которые выбирают наши дети» - лекторий для родителей
Родительские собрания.
|
Художественно- эстетическое направление
|
Развитие эстетического вкуса, творческих
способностей.
Формирование чувства прекрасного.
Воспитание культурно просвещенного, всесторонне развитого человека.
|
- Десять заповедей творческой личности.
- Как узнать себя и развить свои способности.
- Красота внешнего облика.
- Чудеса света.
- Христианские праздники и обычаи.
- Сокровенные знания.
- Хоть поверьте, хоть проверьте.
|
- Организация вечера “Осенний бал ”.
-Участие в новогоднем бал-маскараде.
-участие в школьном конкурсе рисунков “Родина, ты у меня одна!”
- участие в школьном конкурсе стихотворений “Память о войне жива”
Участие в конкурсе «1 апреля – день смеха»
|
“Природа”
|
Экологическое воспитание учащихся.
Развитие потребности общения с природой, понимания ценности природы.
|
- Экология. Загрязнение среды и наука.
- Наш дом – земля.
- Из тысячи планет – Земли прекрасней нет.
- Донской край - моя Родина.
|
- Мини-проект “Мой край родной”.
- Выпуск газет “Земля в опасности”, “Первоцветы в нашем лес» фото
- Участие в акции “Сохраним зеленые леса”. Экологическая акция «Мой двор, моя улица»
Кл. час. «История Донского края. Это интересно»
|
Трудовая деятельность.
|
Формировать осознание того, что учеба – главный труд ученика.
Воспитание социально-значимой целеустремленности в трудовых отношениях.
Воспитание трудолюбия и культуры труда.
|
- Избери свою судьбу.
- Умеешь ли ты учиться?
- Как развивать свои способности?
- Терпенье и труд все перетрут.
|
Участие в рейде чистоты и порядка «Самый уютный класс».
- Ремонт классной комнаты совместно с родителями.
- Участие в акции “Чистота спасет мир”, участие в субботниках, уборке территории на братской могиле
- Оказание помощи пенсионерам, проживающим на закрепленной территории.
|
Предпрофильная подготовка.
|
Проведение диагностик по профориентации
Профессиональное самоопределение детей
|
- Какие профессии мы выбираем.
Профориентационный тренинг «Необитаемый остров». 8-11 класс
|
Организация устного журнала «Знакомимся с интересными людьми, или в мире интересных профессий»
Участие в тренинге
|
Познавательная деятельность.
|
Развитие познавательной сферы учащихся
|
Кл.час. «Никогда не поздно поумнеть»
Игра «Умники и умницы» 8-11кл.
|
интеллектуальная игра (выявление интеллектуально
развитых детей)
участие в предметных неделях
|
Основные положения моей воспитательной системы:
-
Индивидуальный подход в воспитании.
-
Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором.
-
Системность в работе.
Опираясь на эти положения, проанализирую реализуемую мной воспитательную программу.
1. Индивидуальный подход в воспитании. С данным классным коллективом работаю седьмой год, поэтому дружный коллектив уже сформирован, я знаю особенности характера и развития каждого ребенка, его интересы. Исходя из этого, для работы подбирались и подбираются мероприятия разнопланового характера, чтобы они были интересны и понятны каждому, чтобы они оставили след в душах, заставили задумываться над многообразием окружающего мира, учили любить, сострадать, уважать, критически относиться к человеческим порокам, помогать сделать правильный выбор в жизни: стать ее активным участником, а не праздным созерцателем. Дети в классе организованны, ответственны. В нашем маленьком рабочем коллективе сложились добрые отношения, ребята понимают, доверяют, уважают друг друга и меня. Я рада, что они умеют видеть недостатки, признавать их и исправлять, мягко подсказывать друг другу. На своём опыте я убедилась, что чувство “мы – единое целое”, “мы – коллектив” возникает только в делах, которые мы организовываем все вместе. Увлекаю конечным результатом, стараюсь научить ребят быть творцами, а не только исполнителями, распределяя ответственных за то или иное дело, учитывая их силы и возможности. Советую, как лучше выполнить порученное дело, что для этого нужно узнать, где подобрать необходимый материал, как лучше сделать и помогаю при необходимости. Это даёт возможность каждому приобрести опыт общественной жизни и общения с людьми. Каждое проведенное мероприятие обсуждается, отмечаются реальные успехи проведения, не замалчиваются и недостатки – это позволяет подготовить следующее мероприятие на более высоком уровне.
2. Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором. Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей, анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену опытом воспитания и др. Стилю общения с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей! Я привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Родители частые гости и помощники в моем классе. Я прекрасно понимаю, что работа одного классного руководителя - “спектакль одного актера”. Эта работа вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей, работающих с классом. Наши воспитательные действия должны быть едины, должны дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех возникающих проблем между учителями и своими детьми. Это еще одно условие для личностного развития ребенка. Мне в своей практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям. В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования. Достигаю этого путем включения учащихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные элективные курсы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах.
3. Системность в работе. В моей деятельности, как классного руководителя, форма воспитательной работы является той первичной клеточкой, из которой складываются будни и праздники нашей классной жизни. Конечно, невозможно найти ту форму, универсальную и годную на все случаи жизни с любым классным коллективом. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы считаю классный час. Классный час является прямой формой моего общения с учениками. Провожу различные виды классных часов: классное собрание, воспитательный час, диспут, анкетирование, экскурсии, беседы, викторины и др. Мероприятия планирую совместно с учащимися, но иногда провожу экстренное собрание или заменяю форму проведения классного часа по каким то причинам. Классный час это форма воспитательной работы, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Функции классного часа различные: просветительная, ориентирующая, направляющая, формирующая. Большое внимание мной уделяется воспитанию гражданственности и формированию гражданского самосознания, ведь по мнению психологов, подростковый возраст является наиболее значимым для формирования гражданского самосознания. Именно в этом возрасте появляется самопознание и самооценка. Сухомлинский В. А. в своём труде “Рождение гражданина” говорит: “Школьник, сидящий за партой, становится гражданином, когда видит перед собой путь, по которому ему идти в жизнь, чтобы ещё больше возвеличить своё Отечество”. Моя задача, как классного руководителя - создать условия для формирования гражданского самосознания подростка-человека и гражданина. Серьезный участок деятельности классного руководителя - организация труда и нравственного воспитания учащихся. Ему необходимо продумывать систему трудовых дел и занятий своих учеников, начиная с работы по самообслуживанию и кончая приобщением к производственно-трудовой деятельности, а также включать их в общественно полезную работу. Участие в различных видах трудовой деятельности, если она правильно организуется, способствует формированию у учащихся нравственных качеств: стремления приносить пользу обществу и себе, дисциплинированности, товарищества, понимания своего долга и т.д. Но нравственно-трудовая деятельность классного руководителя имеет более широкие горизонты. Внеклассная работа должна использоваться для включения учащихся в различные формы морально-познавательной деятельности, для проведения дискуссий на моральные темы, а также обсуждения отдельных событий в жизни класса, позволяющих в своей совокупности глубже осмыслить вопросы нравственности. В целях морального воспитания применяю формы культурно-массовой и художественно-эстетической деятельности учащихся, а также большая краеведческая работа, систематически проводимая все эти годы. В моём арсенале имеется система классных часов, целью которых является – воспитание нравственности. Обеспечение необходимого уровня физического развития и физической подготовленности через систему спортивной и физкультурно-оздоровительной работы: участие в городских спортивных мероприятиях, участие в общешкольных Днях здоровья, развитие семейных форм занятий физической культурой. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Доброе здоровье помогает выполнить нам наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности.
Воспитательный процесс в классе в прошлом учебном году в первую очередь был направлен на сплочение коллектива, воспитание таких качеств как честь и доброта, уважение к человеку, готовность защитить слабого, способность преодолевать трудности, своевременно оказать помощь. В рамках программы «Лидер» велась работа по изучению учащихся, их взаимоотношениях в классе, индивидуальных способностей и проблем в общении. Актив класса по – прежнему (в сравнении с прошлым годом) находится на уровне развития, авторитетом среди учащихся не пользуется. Хотя уже появляются задатки решать самостоятельно некоторые вопросы. Однако к мнению актива не все учащиеся прислушиваются. Уровень сплоченности коллектива высокий, ребята почти всегда уважительно относятся друг к другу. Хотя следует отметить тот факт, что уже меньше непонимания между девочками и мальчиками, меньше конфликтных ситуаций. Критику ребята воспринимают адекватно, но пытаются отстоять собственную точку зрения, если чувствуют свою правоту. Для учащихся авторитет классного руководителя высок. В выполнении общественных поручений преобладала рассеянность, забывчивость, требовался постоянный контроль, четкие указания, инструкции. В течение прошлого учебного года учебная дисциплина находилась не всегда на должном уровне: иногда ученики не выполняли домашние задания, забывали тетради, учебники. Дисциплина во время уроков удовлетворительная. В этом учебном году ситуация изменилась кардинально в лучшую сторону. В связи с тем, что учащиеся данного возраста испытывают много психологических проблем, большое внимание уделялось индивидуальной работе. Коррекционно-педагогическая работа строилась на принципах педагогического оптимизма, социально-адаптирующей направленности образования, развития языка и мышления, деятельностного дифференцированного и индивидуального подхода в обучении и воспитании с учетом типа акцентуации характеров и отклонений в поведении каждого. В тесном контакте с родителями старались сформировать потребность к самосовершенствованию и саморазвитию, работали над сплочением коллектива, способствовали утверждению добрых отношений в нём, формированию навыков культурного общения и поведения. Для отслеживания личностного роста каждого ученика были использованы различные методы изучения личности воспитанника: наблюдение, посещение уроков, индивидуальные беседы, анкетирование. Проведена диагностическая работа по выявлению состояния духовно-нравственных качеств личности, воспитанности детей, динамики развития ученика и выявлению его личностного роста, умений самоутверждаться. Анализ диагностических данных по самооценке нравственных качеств показал, что у многих учащихся она завышена и не совпадает с мнением классного руководителя. В будущем необходима серьёзная работа по формированию адекватной самооценки. Высокий уровень духовно-нравственной сферы у 2 учащихся. Средний уровень – у четырёх учащихся и допустимый уровень – у пяти воспитанников. В целях определения результатов воспитательной работы ежегодно проводится диагностика уровня воспитанности, прилагаемая к плану воспитательной работы. Однако, следует отметить, что оценивание мною уровня воспитанности ребят крайне субъективно и лишь косвенно указывает на истинное состояние дел. Изучение уровня воспитанности показало значительный рост этого критерия у большинства учащихся. К сожалению, уровень воспитанности понизился у отдельных воспитанников. Думаю, что сказывается подростковый возраст, желание выделиться, утвердиться любым путём. Хочется надеяться, что это явление, скорее всего, ситуативное и временное. Таким образом, диагностические данные указывают на необходимость в следующем учебном году серьёзной работы классного руководителя и родителей по формированию духовно-нравственных качеств личности, их воспитанности и желанию самоутвердиться. Формированию основ духовно-нравственного, патриотического, культурно-мировоззренческого воспитания содействовала реализация комплексных программ православного и эстетического воспитания учащихся. Знакомство на классных часах с богатейшим культурно-историческим прошлым России способствовало нравственному мужанию учащихся, развитию их лучших душевных качеств. В прошлом учебном году большое внимание в работе с учащимися уделялось военно-патриотической работе. С этой целью был осуществлен целый комплекс мероприятий военно-патриотической направленности: День Защитника Отечества, военно-спортивные игры, вахта памяти, почетный караул у памятника погибшим воинам, шествие к могиле павших от ран, встречи с ветеранами локальных воин и воинами - афганцами, краеведческая работа по сбору материалов в школьный музей. чащиесяучаствовали во многих общешкольных, районных мероприятиях, в различных конкурсах и праздничных церемониях. Каждый человек, способный ощущать себя как частицу своей Родины, испытывает законное чувство, говоря о ней. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом Отечество. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать. В этом состоит наша цель: воспитать патриотов истинных. В классе всегда уделялось и уделяется большое внимание правовому воспитанию. Основной целью правового воспитания является формирование правовых компетентностей у школьников, повышение уровня их правовой культуры, готовности к выполнению социальных ролей гражданина. Деятельность по направлениям «Нравственность» и «Гражданин» включала в себя работу по воспитанию этической культуры, формированию нравственных отношений, развитию способностей отзываться на переживания других людей, формированию правовой культуры, осознанию своих прав и прав других людей. Классные часы «Вверх по лестнице жизни», «Честность и правдивость», анализ различных ситуаций в классе, стиля общения и отношений учащихся способствовали решению поставленных задач. Деятельность по программе «Здоровье» была направлена на формирование культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья у учащихся. Со школьным медработником проводилась совместная профилактическая работа: плановые медосмотры, вакцинации, консультации. Велась работа с родителями по вопросам укрепления здоровья детей в семье.
Раз в месяц проводились беседы по ПДД, профилактике травматизма, безопасности жизнедеятельности, о здоровом образе жизни. Принимали участие в конкурсе рисунков к месячнику по безопасности дорожного движения и противопожарной безопасности, в конкурсе фоторабот «Зеленая планета». Были проведены классные часы: «Безвредного табака не бывает», «Правильное питание – основа здорового образа жизни», «Личная безопасность».
Обеспечить своим воспитанникам возможность сохранения здоровья в период обучения, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни – это также одни из важнейших задач воспитательного процесса. На протяжении года в классе успешно внедрялась программа по физкультурно-оздоровительному развитию учащихся. Некоторые учащиеся с удовольствием посещали уроки физкультуры. На уроках для снятия статического напряжения и психо-эмоциональной нагрузки проводились динамические паузы. Есть реальные достижения в спортивно-оздоровительной работе: победы на районных соревнованиях, в спартакиадах. В течение года учащиеся 10 класса участвовали в первенстве по волейболу, баскетболу, по легкой атлетике, где заняли призовые места, по туристической дистанции были участниками, учащиеся 10 класса активно принимали участие и завоёвывали грамоты в проводимых в школе днях здоровья, организовывались соревнования между разными классами. Однако, анализ состояния здоровья учащихся по результатам изучения внутришкольной медицинской документации, анкетирования, бесед с родителями показывает, что у воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья. Следовательно, работа, проводимая в этом направлении, недостаточна, следует уделить ей пристальное внимание. Проблемы со здоровьем очень часто появляются у ребят из-за учебных перегрузок. Малоподвижный образ жизни, неумение организовать себя, дефицит свободного времени, ограничение общения с природой приводят к ослаблению здоровья школьников. Все эти проблемы в той или иной мере должны решаться и в новом учебном году. Велась работа по воспитанию этической культуры школьников, формированию нравственных отношений, развитию способностей эмоционально реагировать на переживания других людей. Классные часы по этике, анализ стиля общения и отношений, создаваемых в классе, способствовали решению поставленных задач. Помогли в этом занятия по этикету. Учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника, обучающегося в классе, позволил организовать целенаправленную ориентацию и профессиональную подготовку по разным направлениям, чтобы в будущем помочь воспитаннику правильно выбрать свой жизненный путь. Вера учителя в возможности ученика, настойчивость, терпение, умение вовремя прийти на помощь приумножают успехи каждого из ребят на пути познания и развития.
|
Деятельность по программе «Интеллект» включала в себя совместную работу с учителями-предметниками по координации усилий в обучении слабоуспевающих учащихся. Промежуточный анализ успеваемости позволил организовать своевременную консультативную помощь учащимся по предметам, в изучении которых ребята испытывали определенные трудности. Хорошим помощником классному руководителю в этой работе стал учебный сектор. По развитию познавательных интересов проводились следующие мероприятия: интеллектуально-познавательный классный час в форме игры «Счастливый случай», классный час «Как развить память?», устный журнал «Что, где, почему?». По мере возможности участвовали в школьных тематических декадах и олимпиадах. 3 учащихся участвовали в конкуре «Колосок», где показали свои знания по биологии, физике, химии.
Педагогическое наблюдение, анкетирование, классный час «Твой режим дня» показали, что у учащихся низкий уровень самоорганизации учебного труда, самообразования и самовоспитания. Так, на вопрос: «Занимаешься ли ты самовоспитанием?» - утвердительно ответили только 4 человека. Режим дня составлен у 5 учащихся. Хронометраж времени выполнения домашних заданий свидетельствовал о том, что 25% учащихся класса тратят на выполнение домашних заданий 2-3 часа в день, 35% - 1-2 часа, 40% – 0,5. Все это говорит о том, что в данном учебном году деятельность в направлении «Интеллект» должна включать не только развитие познавательных интересов учащихся, но и формирование умений и навыков самоорганизации, самообразования и самовоспитания.
В рамках программы «Общение и досуг» велась работа по изучению взаимоотношений учащихся, их индивидуальных особенностей и проблем в общении. Развитие коммуникативных навыков осуществлялось в досуговой деятельности, на тематических классных часах. Досуговая деятельность сплачивает классный коллектив, создает особый психологический микроклимат, когда ученик чувствует себя комфортно, может проявить свои творческие и коммуникативные способности. Тест- опросник «Мое мнение о классе» показал, что хорошо себя чувствуют в классе все 10 человек.
В классе стали традиционными (по временам года) вечера, посвященные 8 Марта, Дню защитника Отечества, новогодним праздникам, Дню святого Валентина. Ко всем вечерам готовились номера художественной самодеятельности.
Были проведены тематические классные часы «Все мы разные». Учащиеся 10 класса были награждены почётной грамотой за участие в осенней ярмарке. Очень серьёзно отнеслись дети к проведению внеклассного мероприятия «Осенний бал» Учащиеся нашего класса поразили всех своей артистичностью. В течение года сложились добрые отношения с родителями учащихся. В значительной степени успехи в воспитании школьников связаны с заинтересованностью законных представителей детей в организации жизнедеятельности и воспитательного процесса в классе.
Подводя итоги работы, следует сделать вывод о том, что в значительной степени удалось решить поставленные задачи. Удовлетворенность большей части родителей и учащихся жизнью в классе показывает правильность выбранных ориентиров воспитательной работы. Следовательно, основные направления деятельности должны остаться прежними. Но следует внести коррективы с целью устранения недостатков
Когда-то прочла стихотворение В. Васильева - Похвалите меня!
Без похвал умирает душа,
Жизнь не всходит в счастливом зените.
Каждый молит без слов, чуть дыша:
“Похвалите меня, похвалите!”
Без похвал не пройти рубежа,
Не добиться великих открытий.
Просит снова и снова душа:
“Похвалите меня, похвалите!”
И поняла, что буду использовать его в общении с детьми. Я и раньше знала о том, что похвала играет немаловажную роль в жизни каждого человека, не взирая на его возраст, но эти строки помогли осознать всю глубину такого стимула, как похвала и понять, что только с помощью похвалы можно добиться того, чтобы ребенок был всегда в зоне роста своих возможностей.
Анализируя, проделанную работу могу сказать, что в основном поставленных целей мы, как классный коллектив, добились. Несомненно, нужна еще корректировка некоторых вопросов, но до выпускного бала у нас еще есть время, а главное силы, возможности и энтузиазм.
Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнила свой опыт воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Я поэтому и стремилась стать для своих учеников тем человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Исходя из этого компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Быть нужной и полезной для детей очень важно для меня.
Мои дети выросли и повзрослели. Скоро они покинут стены школы, но я верю, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом, что наши отношения останутся теплыми и доверительными.
Мои дети выросли и повзрослели. Скоро они покинут стены школы. Но на смену им придут малыши-пятиклассники. И снова все повторится сначала…
Классное руководство стало для меня потребностью, порой трудоемкой и тяжелой, но оно наполнило мою жизнь новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, чувствами. Оно позволяет мне наполняться энергией и расти вместе с детьми!
В этом учебном году необходимо продолжить работу по формированию классного коллектива, повышению уровня воспитанности и культуры поведения. Необходимо также продолжить работу по воспитанию добросовестного и сознательного отношения к своим учебным обязанностям, по формированию культуры общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребенок». Продолжить формирование правовой культуры, осознание своих прав и прав других людей.
Поделитесь с Вашими друзьями: |