А. А. ТарАсов (волгоград) Мышление как фактор здоровья и его отражение в образовательных стандартах третьего поколения



Pdf просмотр
Дата23.09.2017
Размер1.27 Mb.

Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания».
№5(32). Май 2014 ■ www.grani.vspu.ru
А.А. ТАрАсов
(волгоград)
Мышление как фактор здоровья и его отражение в образовательных
стандартах третьего поколения
Рассматриваются структура, связывающая индивидуальное мышление в информационно-культурном поле
этноса со здоровьем, а также вопросы отражения полученных связей в дисциплинах учебных планов ФГОС
третьего поколения на примере Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
Ключевые слова:
здоровье, мышление, культура, связи, федеральный государственный образовательный
стандарт третьего поколения.
Вопросами разработки технологий сохранения и повышения показателей здоровья сегодня зани- маются представители широкого круга научных дисциплин. Актуальность этой проблемы вызвана на- блюдаемым негативным процессом изменения качественных нормативных характеристик здоровья: продолжительности жизни, уровня заболеваемости, рождаемости и т. д. Причины этих процессов изу- чаются медиками, социологами, экологами, экономистами, психологами, культурологами. На данный момент приоритет получило медицинское знание в области проблемы сохранения и укрепления здоро- вья, в рамках которого здоровье рассматривается с позиции теории болезни в системе «здоровье – бо- лезнь», что, в свою очередь, оспаривается исследователями из других областей знаний. По-видимому, не должно остаться в стороне и педагогическое сообщество, формирующее здоровый образ жизни на самом важном этапе жизни человека.
На сегодняшний день системы профессионального образования и повышения квалификации ра- ботников образования не отвечает требованиям к подготовке учителей, способных эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья школьников. Наиболее эффективна в этом направлении де- ятельность педагогов по физическому воспитанию и безопасности жизнедеятельности.
Целью нашего исследования являются поиск и анализ связей состояния здоровья с мышлением в общей структуре культурного поля, а также возможности доступного донесения таковых до студен- тов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура»,
«Безопасность жизнедеятельности». Намеченная цель может быть достигнута путем решения двух ос- новных задач:
– построения наглядной структуры воздействия на здоровье со стороны фактора мышления в об- щем культурном поле;
– исследования возможности доведения данной структуры до студентов в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) третьего поколения.
Важнейшей задачей, возлагаемой на систему образования, является формирование культуры, от уровня которой во многом зависит психическое и физическое здоровье поколений. Определяющая роль в ее решении должна принадлежать школе, в среде которой формируются основные культурные установки. Это, в свою очередь, определяет необходимость поиска новых, и, порою, непростых и спор- ных путей, а также подходов к организационным и содержательным аспектам процесса обучения. Тре- бования к личности педагога в этих условиях предполагают понимание и осмысление предметно-куль- турных аспектов, влияющих на усвоение и видение проблем преподаваемой дисциплины, а также ее межпредметных связей. Данные требования формируются в высшей школе на основе компетенций, достижение которых требует обычно усвоения целого ряда дисциплин.
К сожалению, как показывает практика социальных исследований, здоровье не принадлежит в нашей стране к категории высших ценностей. Поэтому задача его формирования во многом связана с изменением культурных стереотипов, формируемых коммерцилизированными средствами массовой информации и направленных на ценности, находящиеся вне человека. Эта задача напрямую касается педагога физической культуры и безопасности жизнедеятельности, требует понимания структуры воз-
©
Тарасов А.А., 2014 31

Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания».
№5(32). Май 2014 ■ www.grani.vspu.ru действия многих факторов на результат своего труда. Данное понимание обеспечивает эффективную, разумную и целенаправленную организацию учебно-воспитательного процесса.
Рассмотрим в доступном для студентов виде структуру воздействия фактора мышления на здоро- вье личности в общем культурном поле. Неоспоримо то, что историческая и национальная особенность мышления является продуктом современной культуры индивида, также то, что человеческая культура есть продукт мышления социума: т.е. культура и мышление взаимосвязаны. Люди разные, их много- образие определяется различными ценностными и жизненными установками, что может быть учтено в виде когнитивного фактора – соединительного звена между национальной культурой и личностью.
Блок, связующий на рисунке культуру с мышлением напрямую может быть охарактеризован, как куль- тура мышления индивида.
©
Тарасов А.А., 2014 32
рис.1. Основополагающие элементы национальной культуры сформированы духовными традициями народа
Рассмотрим составляющие культуры, напрямую воздействующие на здоровье (рис 2). К ним отно- сятся: культура питания, физическая культура и культура безопасности, интегрирующие понятие «здо- ровый образ жизни». Необходимо отметить традиционные виды оздоравливающих процедур: бани, обтирания, массаж, купание в водоемах и т.д. Опосредованно на здоровье воздействует культура мыш- ления.
В современных условиях глобализации наряду с традиционными духовными практиками, напря- мую воздействующими на здоровье, стали активно внедряться нетрадиционные в форме молитв, дыха- тельных методик, методов расширения сознания, настроев, медитации, релаксации, аффирмаций, пе- ния и танцев. Многие из них имеют полулегальный характер, реализуются в форме оказания платных услуг, малоизучены по последствиям влияния на здоровье, но, тем не менее – востребованы предста- вителями различных субкультур.
Соединив, рассмотренные на предыдущих рисунках связи, можно получить статическую схему воздействия рассмотренных факторов на здоровье индивида без обсуждения каких-либо качественных параметров (рис.3). В реальности картина должна содержать динамическую составляющую рассматри- ваемых процессов влияния. Наиболее значимой современной причиной изменения компонентов куль- туры являются информационные потоки, принявшие в XXI в. ярко выраженный глобальный характер.
Такие информационные потоки могут быть внутренними (СМИ, системы образования, коммуни- каций, Интернет и т. д.) и внешними. Они могут воздействовать на культуру как позитивно (+), так и
Created with novaPDF Printer (
www.novaPDF.com
)

Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания».
№5(32). Май 2014 ■ www.grani.vspu.ru негативно (-). Вопрос качественной оценки обратной связи упирается в критерии, что выходит за рам- ки рассматриваемой задачи. Тем не менее, практика наглядно показывает, как быстро изменяются, на- пример, традиции питания, что активно воздействует на состояние здоровья населения, исходя, хотя бы, из критерия продолжительности жизни.
Наименее защищенным и, следовательно, активно откликающимся на изменение информации яв- ляется мышление индивида, что ставит перед школой сложнейшую задачу сохранения его в традици- онном культурном поле мышления. Проблема усугубляется отсутствием в стране серьезной норматив- ной поддержки информационной безопасности личности.
При знакомстве студентов с обсуждаемой схемой появляется возможность:
– иметь в первом приближении общую картину влияния (прямого или опосредованного) фактора мышления в структуре связей воздействия на объект исследования;
– обсудить действия, способствующие управлению процессом сохранения и укрепления здоровья;
– определить место и роль педагога по физическому воспитанию и безопасности жизнедеятель- ности в процессе формирования здорового образа жизни подрастающего поколения;
– повысить за счет перечисленного выше уровень компетентности будущего педагога.
Переход высшей школы к реализации двухуровневых образовательных программ высшего про- фессионального образования потребовал переосмысления в рамках каждого образовательного учреж- дения структуры преподаваемых дисциплин и их тематического содержания. Причем, в нашей стране этот процесс пошел по направлению погружения тематических планов ФГОС второго поколения для специалитета в учебные дисциплины бакалавриата. Нынешние «дисциплины по выбору» представля- ют собой, в основном, блоки программ для специалитета.
Обратимся к образовательному пространству факультета физической культуры и безопаснос- ти жизнедеятельности Волгоградского социально-педагогического университета, в котором должны быть учтены основные положения «Концепция охраны здоровья детей в Российской Федерации».
рис.2. Составляющие культуры, напрямую воздействующие на здоровье
Created with novaPDF Printer (
www.novaPDF.com
)
©
Тарасов А.А., 2014 33

Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания».
№5(32). Май 2014 ■ www.grani.vspu.ru
рис.3. Воздействие различных факторов на здоровье индивида
Created with novaPDF Printer (
www.novaPDF.com
)
©
Тарасов А.А., 2014 34

Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания».
№5(32). Май 2014 ■ www.grani.vspu.ru
Данный документ трактует необходимость адаптации современной профессиональной подготов- ки педагога к изменяющимся социальным условиям, требующим компетентного обеспечения орга- низации учебно-воспитательного процесса с позиции укрепления здоровья обучающихся. Кафедрой
«Теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности» читается межфакультетский курс
«Безопасность жизнедеятельности». В рамках отведенных часов этого курса просто невозможно на приемлемом уровне рассмотреть проблему влияния мышления на здоровье, хотя уровень охвата проб- лемой был бы наивысшим.
Часть студентов изучает процесс мышления в курсе физиологии, но исключительно как физиоло- гический, где не остается места проблеме здорового (безопасного) мышления. Кафедрой «Морфоло- гии, физиологии человека и медико-педагогических дисциплин» для профиля «Физическая культура»,
«Безопасность жизнедеятельности» читается дисциплина «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Вот здесь, казалось бы, и нужно остановиться на вопросе связи мышления и здоровья.
Но в курсе запланирована всего одна тема: «Здоровье и образ жизни», на которую отведено по 2 часа на лекционные и практические занятия. Кафедрой общей психологии в учебном процессе рассматри- ваются научные основы психологических аспектов мышления, на базе которых довольно трудно пос- троить или вывести понятную для студента (понятную до такой степени, чтобы он смог поделиться с потенциальными учениками) логику безопасного для здоровья мышления.
Для направления 050100 «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура», «Безо- пасность жизнедеятельности» читается дисциплина «Психологические основы безопасности», в содер- жании которой в рамках образовательного стандарта также не акцентируется связь «мышление-здо- ровье», основным направлением ее исследования являются деструктивные тенденции в социальном и личностном поведении и развитии. Там же, согласно образовательному стандарту, изучается курс
«Психологии экстремальной ситуации», в рамках которого, казалось бы, возможным ознакомление с вопросами безопасного (в том числе – оздоравливающего) мышления. Но упоминание о таковом в стандарте найти невозможно, что свидетельствует об отсутствии по неясным причинам намерения рас- сматривать данную проблему даже в спецкурсах.
Из перечисленного следует, что вектор образовательной области БЖ по-прежнему направлен на изучение и противодействие факторам опасности, находящимся вне человека, при этом игнорируется внутренний (наиболее вероятно – духовный) потенциал личности, трудноконтролируемый, недоста- точно изученный и требующий огромных воспитательных затрат.
При этом в реальной жизни активно обсуждаются непризнанные методики обучения саногенно- му или оздоравливающему мышлению Ю.М Орлова; отделы популярной литературы книжных мага- зинов предложат массу литературы о том, как мыслить, чтобы стать здоровым, богатым и счастливым
(например, книги Н.Правдиной, рекламируемой как признанного специалиста по позитивному мышле- нию); представители духовных практик пригласят вас на сеансы оздоровительного мышления.
Система высшего профессионального образования готовит к жизни людей с учетом, как мини- мум, перспективы тридцатилетней деятельности. Выпускники университетов, работающие с подрас- тающим поколением и находящиеся вместе с ним в потоке возрастающего рекламного и иного аддик- тивного воздействия, с наших позиций, имеют право на получение, хотя бы, минимального объема объективной информации о полезности предлагаемых методик оздоравливающего мышления (духов- ных практик согласно рис.3), не вошедших пока в образовательные стандарты педагогических специ- альностей. Все мы заинтересованы в сохранении здоровья и нелишним было бы использовать при обу- чении эксклюзивные наработки тех или иных авторов, если они действительно способны позитивно повлиять на здоровье человека. Но кто поможет отличить «контрафакт» от «бренда»?
Квалифицированную помощь в ответе на этот вопрос можно ожидать только от государства, объ- явившего приоритетной задачу сохранения и улучшения здоровья своих граждан. Пока же существу-
©
Тарасов А.А., 2014 35

Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания».
№5(32). Май 2014 ■ www.grani.vspu.ru ет ситуация изолированного развития двух направлений в связке: мышление-здоровье: признанного, научно обоснованного, но «не совсем здорового», судя по имеющимся результатам, а также парал- лельного, непризнанного и неоцененного никем качественно. Отношение общественных институтов к последнему явно неоднозначно: православная церковь считает, например, настрои Г.Н. Сытина не- приемлемыми, а атеистам остается принимать решение по этому вопросу самостоятельно. В итоге про- блемы воздействия «оздоравливающих методик» на духовные основы человека остаются открыты- ми, поскольку принятие иного подхода к миру через иное мышление непременно должно приводить к корректировке системы ценностей. Констатируя факт наличия противоречий, возникающих при рас- смотрении данного вопроса, объективности ради необходимо отметить, что мировая статистика дав- но фиксирует различие в продолжительности жизни атеистов и верующих. Последние живут пример- но на 20% дольше.
Основные опасности для здоровья индивидума таятся в неправильном выходе из стрессовых ситу- аций. Возникновение их в свою очередь определяется несоответствием картины мира внутри нас миру реальному. И воспитание здоровой личности, в первую очередь, должно быть направлено на создание внутри субъекта правильного видения мира и принятия его законов. Следует согласиться, что здоро- вье, как и мышление, является производной духовной культуры человека.
Если мы хотим улучшить здоровье подрастающего поколения, включив ресурс мышления, неза- висимо от обстоятельств, начинать нужно с переориентации общественных устоев, направленных на формирование материальных ценностей, как главенствующих в мире и деформирующих внутреннюю духовную сущность человека, а вместе с ней и ее производную – мышление. Итоговый тезис о том, что на здоровье человека помимо генетической составляющей, внешних условий природной и социаль- ной среды оказывает влияние качество мышления, способное внести существенный вклад в решение проблемы сохранения и улучшения здоровья, не встретит в наше время оппонентов. Вопросы обуче- ния такому мышлению на сегодняшний день остаются открытыми, и решать их со временем все рав- но придется на государственном уровне системе высшего профессионального образования, в авангар- де которого обязательно окажутся педагогические вузы страны.
литература
1. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию : учебное пособие для студентов вузов. М. : Изд-во Владос, 2000.
2. Платонова И.Л. Особенности мышления, ориентированного на здоровье как профессионально значимо- го качества будущего учителя // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. матер. IV всерос. науч.-практ. конф. / под ред. С.С. Чернова. Новосибирск : ЦРНС – Изд-во СИБПРИНТ, 2009.
Ч. 2. С.182–185.
Thinking as the factor of health and its reflection in educational standards of the third generation
There is regarded the structure that connects individual thinking in the informational and cultural field of ethnos
with health, as well as the issues of reflection of the received ties in the disciplines of educational plans based
on the Federal educational standards by the example of the Volgograd State Socio-Pedagogical University.
Key words:
health, thinking, ties, Federal state educational standards of the third generation.
©
Тарасов А.А., 2014 36



Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница