Человек сформировался, как и все живые существа, в результате длительного эволюционного развития. По мнению ученых, первые древние люди проникли на территорию Казахстана из Европы, Азии и из Сибири. Древнейшие люди появились здесь миллион лет назад – в период раннего палеолита.
Ученые назвали первого человека «человеком умелым». Самые ранние его останки были найдены в Африке, в Кении в ущелье Олдовай. Он жил 1 млн 750 тысяч лет назад.
Одним из древнейших людей был питекантроп. Скелет питекантропа впервые был найден на острове Ява (Юго-Восточная Азия). Он жил примерно 1 млн лет назад. Следующим звеном в развитии человека был синантроп. Ввиду того, что первые его останки были найдены в Китае, его назвали «китайский человек» (от др. лат. «Сина» – Китай и греч. «антропос» – человек). Питекантроп и синантроп получили в науке название «людей прямоходящих». Первые люди, проникшие на территорию Казахстана, были современниками питекантропа.
Человек эпохи мустье жил в суровых условиях ледникового периода, были современниками мамонтов, шерстистых носорогов и других крупных животных. Вид древнего человека, жившего в период мустье, ученые называют неандертальцем. Это название связано с местностью Неандерталь в Германии. Рост его был средним, телосложение плотное, корпус чуть сутулый, лоб крутой, брови выступающие. Шея у него была короткой, голова наклонена вперед, а зубы были чрезмерно большими. Руки неандертальца были сильными, но не обладали гибкостью. К тому же у него не была развита речь. Неандертальцы жили 100–35 тысяч лет до н.э. Они умели делать орудия труда и оружие из камня, дерева и кости. Могли с помощью кремния добывать огонь и использовать его для своих нужд.
В процессе многотысячелетнего развития сотен поколений древних людей, около 40–30 тысяч лет назад,в эпоху верхнего палеолита произошло превращение«человека умелого» в «человека разумного». Главным условием превращения животных предков первобытных людей в человека был труд. Именно через труд развивался человек, развивались его руки, речь, сознание. «Впервые останки «человека разумного» были обнаружены в пещере Кроманьон во Франции. Поэтому «человека разумного» ученые назвали кроманьонцем. «Человек разумный» существенно отличался от древнейших предков. Он ходил прямо, владел членораздельной речью. В отличие от животных, человек умел делать орудия труда, совершенствовал их и воздействовал на окружающий мир. Мозг «человека разумного» был в два раза больше мозга «человека умелого». «Человек разумный» уже имел развитое мышление. Человек разумный» стал иметь такой же облик, как люди нашего времени.
2. Проанализируйте положения законов «Жеты Жарғы», направленные на политическое объединение казахского народа.
Заняв ханский трон, Тауке осо бое внимание уделял внутреннему положению ханства, экономи ческому и политическому укреплению государства. Для этого при активном участии наиболее влиятельных биев трех жузов: Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Млад ший жуз) был разработан свод законов «Жеті-Жарғы», что бук вально означает «Семь установлений». Хан Тауке неоднократно собирал совет биев в местности Культобе для его обсужде ния, пока свод не был окончательно утвержден. Этот свод законов в научно-исторической литературе именуется как «Законы хана Тауке». В свод этих законов вошли правила, обычаи и традиции казахского народа, передававшиеся испокон веков из поколения в поколение. Они были понятны и доступны народным массам, отве чали понятиям социальной и правовой справедливости казахско го общества XVII века. Поэтому основанный на них свод законов «Жеты-Жаргы» хана Тауке способствовал политическому объеди нению казахского народа. Принятие «Жеты-Жаргы» значительно ослабило распри между родами и племенами, а также разногла сия между тремя жузами. Усиление ханской власти на законода тельной основе привело к сохранению единства народа. Права и обязанности хана по «Жеты-Жаргы»: «Хан - единственный властитель всех родовых объединений.
Он имеет право на владение всеми землями Казахского ханства;
решение хана при дележе земель, при перераспределении земель между родами является окончательным решением;
хану принадлежит право объявления войны и заключения мира, он является верховным командующим войсками;
хану принадлежит верховное право ведения переговоров с дру гими государствами, решать внешнеполитические вопросы;
в целях предотвращения беспорядков внутри страны, лицам, совершившим тяжкие преступления, хан имеет право выносить смертные приговоры, исполняя одновременно функции и верхов ного судьи;
хану принадлежит право издавать законы и обязательные для всех членов казахского общества приказания». В результате принятия свода законов «Жеты-Жаргы» хана Та уке был наложен запрет на раздоры в стране; человек, нарушив ший закон, нес суровое наказание. Таким образом, Казахское хан ство превратилось в независимое, чисто национальное государство с общим языком и общей территорией.
3. Дайте характеристику общественно-политическим процессам в Казахстане в начале XX века.
Начало XX в. характе ризуется дальнейшим усилением колонизации Казахстана, гнета со стороны Российской империи, обострением наци онального вопроса. Национальный гнет в России выражался в полном бесправии национальных меньшинств, пресле довании национальной культуры, уродовании экономики, которую приспосабливали к потребностям русской буржу азии и царизма.
Для предупреждения роста национально-освобо дительного движения в Казахстане царизм укреплял слои европейского населения — казачество, переселенческое крестьянство, чиновничество.
В Казахстане было размещено четыре казачьих войска: в Оренбургским крае, Уральском, Сибирском, Семиреченском областях. К началу века казачьи ми войсками было занято более 15,6 млн. га земель, часть которых сдавалась в аренду казахским шаруа.
Составной частью политики царизма в Казахстане стала переселенческая колонизация. Огромная людская масса устремилась в поисках вольной земли и дешевого хлеба в край. Поток переселенцев усилился с 1893 г. в связи с окончанием строительства Сибирской железной дороги. В целях создания “переселенческого фонда” власть орга низовала несколько экспедиций, которые устанавливали земельные нормы казахов, изыскивали так называемые “излишки” земель. В “излишки” зачислялись лучшие зем ли, причем традиционные маршруты кочевок совершенно не принимались во внимание.