2 Содержание Пояснительная записка____________________________________________________3 1. Актуальность___________________________________________________________3 1.2. Цели и задачи дополнительной образовательной программы________________4 1.3.Характеристика плоскостопия___________________________________________4 1.4. Возраст детей и сроки реализации________________________________________6 1.5. Форма обучения_________________________________________________________6 1.6. Прогнозируемые результаты реализации программы________________________6 2. Содержание дополнительной образовательной программы____________________7 2.1 Учебный план ___________________________________________________________7 2.2. Организованная деятельность ____________________________________________7 2.3. Упражнения для коррекции стопы_________________________________________7 2.4. Игры использования массажных дорожек, кочек___________________________12 2.5. Упражнения для профилактики плоскостопия сидя на стуле, при этом ноги согнуты в коленях, а стопы располагаются параллельно друг другу (на ширине стопы, можно вместе)________________________________________________________12 2.6. Упражнения для профилактики плоскостопия, стоя, стопы располагаются параллельно друг другу на ширине ступни, руки – на поясе_____________________13 2.7. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы_____13 2.8. Список средств обучения_________________________________________________13 2.9. Учебно–наглядные пособия_______________________________________________13 3. Список литературы_______________________________________________________13 3 Пояснительная записка. Программа направлена на профилактику нарушений и укрепление опорно- двигательного аппарата, развитие физических способностей детей: развитие двигательных способностей (равновесие, координация движений), развитие мышц, ног, стоп, внутренних органов, сердца, дыхательных мышц. Ведущей целью программы дошкольного образования является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Поэтому содержание одной из приоритетных задач нашего дошкольного учреждения направлено на охрану жизни и укрепление здоровья, улучшение физического развития, формирование у дошкольников основы культуры здоровья и ценностного отношения к занятиям физической культурой. С этой целью врачом и медицинской сестрой дошкольного учреждения ежегодно проводятся обследования, направленные на комплексную оценку состояния здоровья, физического развития и функциональных возможностей детей, а инструктор по физической культуре, изучая результаты медицинского обследования, составляет план работы по физическому воспитанию, составляет индивидуальный маршрут оздоровительной работы для часто болеющих детей, С каждым годом увеличивается число детей с нарушением плоскостопия. В процессе образовательной деятельности недостаточно времени уделяется специальным упражнениям по профилактике плоскостопия у детей (во время вводной части утренней гимнастики и физкультурного занятия, во время оздоровительных мероприятий), не все родители достаточно вооружены необходимыми знаниями и практическими навыками в вопросах профилактики и лечения данных нарушений. Данная дополнительная образовательная программа составлена с учётом требований ФГОС дошкольного образования (проекта), на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и парциальной программы «Здоровье» В.Г. Алямовской. Причины создания дополнительной образовательной программы. Причиной создания данной программы является не только увеличение числа ослабленных детей и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но и: сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных» занятий; снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении; информирование родителей в сфере сохранения здоровья и развития физических способностей детей. 1. Актуальность. Согласно требованиям ФГОС образовательная программа (в области физического развития) должна быть направлена на решение задач становления первичной ценностной ориентации, на овладение элементарными нормами и правилами ЗОЖ (в двигательном режиме, при формировании полезных привычек и т.д). Поэтому одним из важных вопросов улучшения физического воспитания дошкольников является поиск эффективных 4 средств и методов, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. Ознакомление дошкольников с правилами ЗОЖ, своевременность воздействия различных средств используемых на занятиях «Весёлые ножки», является наиболее значимым фактором его внедрения в практику дошкольного учреждения. В данный момент в нашем дошкольном учреждении созданы необходимые условия для своевременной профилактической работы по сохранению здоровья детей (материально-техническая база, специалисты: медицинская сестра, инструктор по физкультуре; методическая база). Занятия стимулируют желание детей заниматься двигательной деятельностью, в чем помогают упражнения, основанные на игровых приемах. Педагогическая целесообразность программы. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребёнка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения. Содержание данной программы содействует оптимальному телесно-физическому развитию ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и уровня здоровья. Работа с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. 1.2. Цели дополнительной образовательной программы. Содержание дополнительной образовательной программы «Весёлые ножки» направлена на достижение целей сохранения и укрепления здоровья детей, формирования основ культуры здоровья и повышение интереса к занятиям физической культурой. Задачи дополнительной образовательной программы: Создавать условия для профилактики плоскостопия и нарушения осанки детей в различных видах и формах физкультурной деятельности; Знакомить с доступными способами укрепления здоровья, побуждать сознательно, относиться к своему здоровью; Содействовать охране и укреплению здоровья детей; Обогащать двигательный опыт через различные виды движений; Формировать потребность в постоянной двигательной активности и способности ее регулировать. 1.3. Характеристика плоскостопия. В научной литературе плоскостопие чаще всего рассматривается как деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее основ. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающемся уплощением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить. Стопа по данным многих исследований – это сложный сводный орган, выполняющий опорную, локомотивную и амортизационную функции. Она является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что 5 особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. С точки зрения специалистов, недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. По форме различают нормальную (сводчатую), уплощенную плоскость стопы. Различают поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм. При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, а не на I и V, как это бывает в норме. При продолжительном плоскостопии упрощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного и поперечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные симптомы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии. Плоскостопие может быть врожденным (встречается крайне редко) и приобретенным. Наиболее частые причины последнего – слабость мышечно-связочного аппарата стопы (например, в результате рахита или чрезмерных нагрузок), ношение неправильно подобранной обуви, косолапость, травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки, а также параличи нижней конечности (чаще после полиомиелита – так называется паралитическое плоскостопие). Наиболее ранние признаки плоскостопия – быстрая утомляемость ног, ноющие боли (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии) в стопе, мышцах голени и бедра, пояснице. К вечеру может появиться отек стопы, исчезающий за ночь. Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Объем движения детской стопы больше, чем взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статистическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются и легко подвергаются деформации. При нагрузке своды стоп несколько уплотняются, но по окончании ее тотчас же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Успешная профилактика плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением) и физических упражнений (специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы. Работа по профилактике плоскостопия у детей в условиях МБДОУ должна осуществляться систематически. В процессе профилактики плоскостопия у детей необходимо: – следить за их осанкой; – обращать внимание на то, чтобы они всегда держали корпус и голову прямо; – не разводили широко носки ног при ходьбе. Мышечно-связочный аппарат ног укрепляют: – ежедневная гимнастика и занятия спортом; – ходьба босиком в теплое время года по неровной почве. Это вызывает защитный рефлекс, «щадящий» свод стопы, препятствующий проявлению плоскостопия. 6 1.4. Возраст детей и сроки реализации. Программа предназначена для возрастной группы детей в возрасте 4-7 лет. Программа рассчитана на 2 года. 1.5. Форма обучения Используются различные способы организации детей: индивидуальный, групповой Занятия с детьми проходят в игровой форме и проводятся с количеством детей не более 12 человек, с учётом возрастных, индивидуальных особенностей ребёнка и уровня здоровья. 1. Метод строго регламентированного упражнения. 2. Информационно-рецептивный метод (взаимозависимость совместной деятельности педагога и ребёнка). 3. Репродуктивный метод. 4. Метод проблемного обучения. 5. Метод коррекции. Программа реализуется через разные виды деятельности. Формы работы (практические способы и методы). 1. Беседы (валеологическое образование, формирование навыков ЗОЖ). 2. Комплексы ОРУ с элементами ЛФК. 3. Комплексы с элементами восточной гимнастики, йоги. 4. Комплексы дыхательной гимнастики. 5. Музыкально-ритмические упражнения. 6. Гимнастика ( формирование двигательных умений и навыков, формирование и закрепление навыка правильной ходьбы, развитие психофизических качеств (гибкости, силы, выносливости). 7. Массаж. 8. Упражнения по релаксации организма. 9. Закаливание. 10. Игротерапия, подвижные игры, игры с элементами спорта. 1.6. Прогнозируемые результаты реализации программы. 1. Повышение уровня развития физических качеств и способностей детей. 2. Снижение заболеваемости в ДОУ, а также числа часто болеющих детей. 3. Ребёнок имеет сформированные представления о ЗОЖ, соблюдает его элементарные правила. 4. У ребёнка сформирован навык правильной постановки стопы. 5. У детей сформирована потребность в ежедневных физических упражнениях. 6. Ребёнок научится проявлять дисциплинированность, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности. 7 2. Содержание дополнительной образовательной программы 2.1 Учебный план. Количество занятий. Программа предполагает деятельность: - 2 раза в неделю – 2 часа; - в месяц – 8 часов; - в год – 72 часа. Продолжительность занятия с детьми среднего дошкольного возраста: 20-25 мин. Продолжительность занятия с детьми старшего дошкольного возраста: 35-40 мин. Все занятия проводятся в вечернее время. 2.2. Организованная деятельность состоят из трех этапов: 1 этап (Диагностический). Цель: Раннее выявление детей с диагнозом плоскостопие 2 этап (Практический) Цель: Профилактика и коррекция детского плоскостопия 3 этап (Контрольный) Цель: Эффективность проводимой профилактической работы Практический этап состоит: Вводная часть – 15% (продолжительность 3 минуты) • Мотивация детей и разминка: различные виды ходьбы и бега. Основная часть – 70% (продолжительность 14 минут). o общеразвивающие и специальные игровые упражнения; o самомассаж стоп; o подвижная игра или игровое упражнения. Заключительная часть -15% (продолжительность 3 минуты). • малоподвижная игра или ходьба с выполнением заданий; • подведение итогов. 2.3. Упражнения для коррекции стопы. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут. 1. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 минут. 2. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости. 3. Ходьба по палке. 4. Катание мяча поочередно одной и другой ногой. 5. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2-4 минут. 6. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул. 7. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками. 8. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле. 9. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой). 10. И.п.: сидя на стульчике, ноги слегка расставлены. Поочередное поднимание носков и пяток (6-8 раз). 8 11. И.п.: то же, но ноги вместе, согнуты под прямым углом. 1- активно согнуть пальцы ног (посмотреть, насколько уменьшилась длина стопы); 2- вернуться в и.п. 12. И. п.: то же. Поднимая и опуская носки, надавливая при этом пальцами на пол, имитировать погребение ими песка (6-8 раз) . 4. И. п.: то же, но ноги выпрямить и слегка приподнять. Повороты и вращения стопы с предельно согнутыми пальцами (8-10 раз) . 5. Упражнение "Веселые ножки". Дети сидят на стульчиках, руки на поясе. На "раз"- выставить правую ногу на пятку, сильно согнув ее в подъеме (носок смотрит вверх), на "два" - выпрямить подъем и коснуться пола концами пальцев; на "три" - ногу на пятку; на "четыре"- приставить ногу. То же с другой ноги. Следить, чтобы при выставлении ноги на носок дети не поворачивали ступню внутрь (не косолапили). Спину и голову держать прямо (4-8 раз). 13. И.п.: сидя на стульчике (или стоя). Катание ногой маленького мяча, гимнастической палки, чурбанчика и др. (по 10-15 сек. каждой ногой). 7. И.п.: то же, но между стопами зажат мяч. Сгибание и разгибание ног в коленях (6- 8 раз). 14. И.п.: сидя на стульчике, согнув ноги в коленях. Пальцами одной ноги захватывать мелкий предмет, приподнимать его и удерживать в этом положении - 5-10 сек. То же с другой ноги. (Можно проводить в форме соревнования: кто продержит дольше.) 15. И.п.: упор сидя. Активное сгибание и разгибание стоп (10-12 раз). 16. И.п.: то же. Согнуть левую ногу и поставить на носок за коленом правой ноги. То же с другой ноги(6-8 раз). 17. И.п.: лежа на животе. Повороты голени внутрь и наружу (пронация и супинация). 18. И.п.: то же. 1- согнуть левую ногу, носок активно взять на себя; 2- и.п. 3-4- то же с другой ноги (8-10 раз). 19. И.п.: стоя на коленях, руки на поясе. 1-2-сед на пятки.3-4 - и.п.(6-8 раз). 20. И.п.: стоя руки на поясе. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола (15-20 сек.). 21. И.п.: то же. Перекаты с пяток на носки и обратно (8-10 раз). 22. И.п.: стоя у гимнастической стенки. Ходьба на месте, высоко поднимая бедро с "подошвенным сгибанием" стопы(15 сек.). 23. Ходьба с фиксированным перекатом с пятки на носок (15-20 сек). 24. Ходьба с согнутыми пальцами ног (10 сек). 25. И.п.: о.с. 1-4-четыре шага на носках, руки вверх (смотреть на руки). 5-8-четыре шага в полуприседе (приседе), руки на поясе (игра "Великаны- карлики").4-8 раз. 26. Ходьба с прямой постановкой стоп с фиксированным перекатом с пятки на носок по узкому коридору, размеченному на полу. 27. Ходьба по ребристой доске. 28. Ходьба приставным шагом в сторону по канату. То же по узкой стороне скамейки (упражнение для детей старшего дошкольного возраста). 29. Ходьба по лежащей лесенке с захватыванием ее перекладины пальцами ног. 30. Ходьба крадучись (бесшумная ходьба) с постановкой ноги с носка на всю ступню. 31. Перешагивание через набивные мячи, гимнастические палки, кубики. 32. Прыжки на месте и с небольшим продвижением вперед (бесшумно, на носках). 33. Упражнение "Воробей". Дети выполняют три пружинистых подскока, четвертый энергичный подскок - вверх, руки в стороны. Повторить 4-6 раз. 34. Спрыгивание с невысоких предметов, приземляясь на носки с переходом на всю ступню, эластично сгибая ноги в коленях (высота для младших школьников 10-15 см, детей 4-5 лет-20-25 см, для старших дошкольников- 30-35 см). 35. То же, но спрыгивание в круг с последующим энергичным выпрыгиванием из него. 36. Прыжки с доставанием ориентира. 9 37. Балансирование на набивном мяче (для старшего дошкольного возраста). 38. Стоя на набивном мяче, переступая ногами, передвигаться вперед (для старшего дошкольного возраста). 39.Захват мелких предметов (камушков, шишек, специально приготовленных для этой цели кубиков и т. д.) пальцами ног с последующим броском. Это упражнение интересно проводить в форме соревнования 40. Ёжик (И.п. – сед на ковре или стуле, под правой стопой массажный мяч любого диаметра, спина прямая.) Этот мячик так хорош, (Катать стопой мяч вперёд – назад.) Он на ѐжика похож. Буду ножки укреплять: (Катать мяч стопой покругу.) Мячик ножками катать. Выполнить тоже другой ногой. 41. Лягушата (И.п. - сидя на ковре, ноги согнуть, стопа упирается в стопу, руки на колени, спина прямая.) Жили-были лягушата, (Руками надавливать на колени Озорные, как ребята. и соединять колени вместе.) Они лапки разминали, (Упор руками сзади в пол. Скользя внешней Силу лапок показали. стороной стоп, разгибать и сгибать ноги.) Могли комариков поймать: (Приподнять ноги, похлопать стопами.)Раз, два, три, четыре, пять. 42. Корова (И.п. – сидя на стуле, кровати, хват руками за край, спина прямая.) У нашей коровы ножки открыты. (По очереди ставить ноги вперёд на пятки,) Вместо сапог у коровы копыта. По лужам шагает смело всегда, (Шагать носочками вперёд и назад.) Ей не страшна дождевая вода. 43. Переложи платок (И.п. – сед, ноги врозь, упор руками сзади, спина прямая.) Я платок возьму ногой, (Захватить платок правой стопой.) Поднесу его к другой. (Медленно перенести его к левой ноге.) Я несу платок, не сплю, Коврик я не зацеплю. Выполнить тоже другой ногой. 44. Йог (И.п. – сед, ноги скрестно, правая нога сверху, руки на колени, спина прямая, глаза закрыты.) Ноги скрестно мы сидели, (Надавливать на колени.) Но не пили и не ели. Спинки ровно мы держали (Плечи назад, вытянуться вверх.) И о чѐм-то все мечтали. Повторить упражнение, сменив ноги. 45. Мои ножки (И.п. – сед на стуле, кровати, руки на пояс, спина прямая.) Эта ножка танцует, (Носочком правой ноги начертить кружок.) Эта ножка рисует. (Тоже левой ногой.) Раз, два, три, четыре, пять – (Повторить правой и левой ногой.) Нарисуй кружок опять. 46. Упрямцы (И.п. – сед на ковре, упор сзади, согнуть ноги, соединить стопы, спина прямая.) 47. Встретились два козлѐнка, (Приподнять ноги, давить стопами друг в друга.) Два упрямых ребѐнка. Бодались, бодались. Сражались, сражались… Потом они устали, (Опустить ноги, выпрямить, отдохнуть.) Играть вместе стали. 10 48. Нарисуй ногами (И.п. – сед на стуле, кровати, упор руками о сидение, спина прямая.) Нарисуем мы ногами, (Рисовать то правым, то левым носочком небольшие картинки в воздухе.) Как художники, руками. Это высший класс! Получается у нас. 49. Гармошка (И.п. – тоже, на полу перед ногами расстелена простынка.) Соберу простынку ножкой, (Собрать правой стопой простынку.) Словно рѐбрышки гармошки. Разглажу быстро стопой (Разгладить простынку, удерживая край.) И соберу другой ногой. 50. Дождь – по краям зала (группы) на полу разложены малые обручи диаметром 50 см. Дети строятся в круг, размыкаются на вытянутые в стороны руки. Они идут вправо, меняя виды ходьбы по указанию взрослого: на носках, на пятках, на внешних сторонах стоп, высоко поднимая колени, скрестно, перекатом с пятки на носок и т.д. По сигналу: «Дождь!» все останавливаются и дружно произносят: Дождь пошѐл и надо нам Разбегаться по домам! Каждый игрок бежит к обручу и встаѐт на его обод, передвигается по нему боком (правым и левым) приставными шагами. 51. Подъемный кран – дети садятся на ковѐр, упираются руками сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 грамм, захватив его ногами то вправо, то влево и произносят: Я сейчас подъѐмный кран. Он на стройке великан, Груз тяжѐлый поднимает, Как построить домик знает. 52. Переправа - сегменты дорожки раскладывают на полу в линию на расстоянии 30 - 50см. Дети по очереди, шагая с сегмента на сегмент, переходят на другую сторону группы. 53. На водопой – дети ходят по ребристым дорожкам или между двумя шнурами, меняя виды ходьбы, по тексту, и произносят: Жарким днѐм лесной тропой (Обычная ходьба.) Звери шли на водопой. За мамой-слонихой Топал слонѐнок. (Ходьба широким шагом.) За мамой-лисицей Крался лисѐнок. (Ходьба на носках.) За мамой ежихой Катился ежонок. (Ходьба на пятках.) За мамой-медведицей Шѐл медвежонок. (А.Екимцев) (Ходьба на внешних сторонах стоп.) 54. Мы походим – дети идут в колонне по одному, произносят и выполняют по тексту: Мы походим на носках, А потом на пятках, Мы идѐм, как ребятишки, И, как косолапый мишка. Для игры можно использовать дорожки. 55. Цапли - сегменты раскладывают по всей площади группы. Дети под бубен ходят между ними. По сигналу «Цапли!» - все встают на сегменты на одну ногу (правую, при повторении на левую), удерживая равновесие, и произносят: Цапля на одной ноге Может час стоять в реке. 56. Топталки - сегменты дорожки раскладывают по кругу на расстоянии 50 – 70 см. Дети на носочках под бубен бегут (прыгают галопом или с ноги на ногу, идут заданным способом) по кругу вправо или влево. На сигнал «Стоп!» они быстро встают на ближайший сегмент, топчутся на месте. Во время игры они произносят:
11 Я бегу, бегу, бегу, Не споткнусь, не упаду! А услышу «Стоп!» - Сделаю топ-топ! 57. Ча – ча – ча – дети идут в колонне по одному, чередуя обычную ходьбу и ходьбу на носках, и произносят: Ча – ча – ча! (Обычная ходьба.) Печка очень горяча! (Ходьба на носках.) Чи – чи – чи! (И т.д.) Печѐт печка калачи! Чу – чу – чу! Будет всем по калачу! Чо – чо – чо! Осторожно, горячо! 2.4. Игры использования массажных дорожек, кочек. 1. По кочкам - полусферы раскладывают по всей площади группы на расстоянии 30 – 40 см. одна от другой. Дети шагают с кочки на свободную кочку, мягко на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речитатива игроки стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха дети передвигаются на другую сторону группы. Во время движения они произносят: Раз – шажок, два – шажок, Раз – кружок, два – кружок. Шагают носочки С кочки на кочку. Раз, два, три, четыре, пять – Будут ножки отдыхать. 2. Кузнечик – дети прыгают на носке одной ноги, на каждую строчку меняя ноги, и произносят: Кузнечик прыг да скок С травинки на цветок. С цветка на землю вмиг. И снова скок да прыг. 3. Канатоходцы - посередине группы кладут канат. Детям предлагают представить себя канатоходцами в цирке. Они идут по канату, стараясь шагать точно по нему, и произносят: По канату я иду, Ни за что не упаду! 4. Юла – дети кружатся на носочках, стоя на сегменте дорожки (вправо, после отдыха влево), удерживаясь на нѐм, и произносят: Вот как кружится юла: Раз, два, три – и все дела! 5. Трясина – дети идут по дорожке, не разводя носков, (можно выложенной шнурами, по следам) и произносят: Здесь глубокая трясина, Вся вода покрыта тиной. Есть лишь узкая дорожка. Я шагаю понемножку. Осторожненько пойду И трясину перейду. 6. Космическая карусель – по углам группы (зала) кладут четыре обруча диаметром 70 – 100 см. не менее 2 м. от стены. Дети делятся на четыре подгруппы. Каждая подгруппа встаѐт на один из обручей (средней частью стопы), строясь, таким образом в круг, берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по обручам в правую сторону приставными шагами – карусели вращаются. На свисток все игроки перебегают на противоположную сторону, занимая другие карусели. Команда, первой 12 взявшаяся за руки и вставшая на обруч, получает очко. Выигрывает команда, получившая больше очков. 7. Собери ногами - по группе раскладывают мелкие предметы (части конструктора, пробки, жѐлуди) и дают детям коробки. Дети ходят по группе, захватывают стопами предметы, собирают в коробки и произносят: Захвачу предмет стопой И возьму его с собой: Я несу, за ним слежу, И в коробку положу. 8. Зоопарк – детям предлагают отправиться в зоопарк и изобразить ходьбу различных животных. Например: утки – ходьба на пятках, жираф – поднять руки вверх (шея жирафа) и идти, вытягиваясь вверх и т.д. Для игры можно использовать дорожки. 9. Козлята – посередине группы двумя шнурами обозначают ров. Ширина его колеблется от 10 до 50 см. На одной стороне рва – дом козлят, на другой – полянка. Козлята идут на полянку, подходят ко рву и произносят: Если хочешь быть здоров, Прыгай с нами через ров! 10. Козлята перепрыгивают ров мягко на носках в том месте, где могут и идут на полянку. Бегают, прыгают, щиплют травку. На сигнал «Домой!» они возвращаются домой, снова перепрыгивая ров. 11. Сидячий футбол – дети парами садятся друг напротив друга, ноги сомкнуты в коленях и прижаты к животу, упор руками сзади в пол. Каждой паре дают мяч диаметром 20 см. Они ловят мяч руками, а толкают друг другу двумя ногами или одной (то правой, то левой). 2.4. Упражнения для профилактики плоскостопия, лежа на спине 1. Оттягиваем на себя носки стоп (поочередно и одновременно). Вместе с оттягиванием стоп одновременно поворачиваем их к нутри. 2. Отрываем пятки от опоры (поочередно и одновременно). Следим за тем, чтобы носки ног касались опоры. 3. Сгибаем в коленях ноги, колени и бедра разводим в стороны, при этом стопы должны соприкасаться друг с другом подошвами. Затем разводим и сводим пятки вместе с упором на пальцы ног («хлопаем» пятками). 4. Скользящими движениями двигаемся стопой одной ноги по голени другой, охватывая ее. 2.5. Упражнения для профилактики плоскостопия сидя на стуле, при этом ноги согнуты в коленях, а стопы располагаются параллельно друг другу (на ширине стопы, можно вместе) 1. Отрываем пятки от пола (поочередно и одновременно). 2. Отрываем носки ног от пола (поочередно и одновременно). 3. Приподнимаем пятку одной ноги и одновременно с этим – носок другой ноги. 4. Кладем голень одной ноги на колено другой и выполняем круговые движения стопой по часовой стрелке, а затем – против. 5. Захватываем пальцами различные мелкие предметы и перекладываем их на другое место. 6. Сгибаем пальцы ног, подтягиваем к ним пятки, затем выпрямляем пальцы и снова сгибаем и т.д. (передвижение способом гусеницы). Выполняем одновременно и поочередно двумя ногами.
13 7. Переходим в исходное положение: сидя по-турецки. Подгибаем пальцы стоп, наклоняем туловище вперед и встаем, опираясь на боковую поверхность стоп. 2.6. Упражнения для профилактики плоскостопия, стоя, стопы располагаются параллельно друг другу на ширине ступни, руки – на поясе 1. Поднимаемся на носки и опускаемся на всю стопу. Затем по очереди отрываем пятки от пола. 2. Встаем на пятки (приподнимаем пальцы стоп), затем опускаемся на всю стопу. 3. Переносим центр тяжести на наружные края стоп и возвращаемся в исходное положение. 4. Выполняем полуприседания и приседания на носках, при этом: а) руки в стороны; б) руки вверх; в) руки вперед. 5. Исходное положение: стоя на гимнастической палке, палка лежит поперек стоп, а стопы располагаются параллельно друг другу. В таком положении выполняем приседания и полуприседания. Все вышеперечисленные упражнения необходимо повторить не менее 10-12 раз. 2.7. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Москва, 2011 г 2. О.В. Козырева Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников. Москва, 2007 г. 3. А.С. Галанов Игры, которые лечат. Москва, 2005 г. 4. О.В. Козырева Лечебная физкультура. Москва, 2003 г. 5. М.Ю. Картушина Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. Москва, 2008 г 2.8. Список средств обучения. Оборудование и инвентарь: - физкультурный зал; - массажные дорожки; - роликовые массажёры, массажные мячи; - гимнастические палки разных размеров и веса; - мячи разного размера и веса; - мелкий инвентарь для профилактики плоскостопия; - гимнастическая стенка; - навесные доски: плоские, ребристые; - гимнастические скамейки различной высоты; - канат, верёвочная лестница; - картотека комплексов ОРУ с элементами ЛФК, подвижных игр. 2.9. Учебно–наглядные пособия: - иллюстрации по теме о ЗОЖ; - схемы (скелета человека, мышечной системы, стопы, расположения биологически активных точек на теле человека); - видеоролики, презентации по теме ЗОЖ; - карточки с комплексами ОРУ 3. Список литературы 14 1. Дидур, М. Д., Поташник, А. А. Осанка и физическое развитие детей. – СПб.: Речь, 2001 2. Ермак Н.Н. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят. – Ростов н/Д: «Феникс»,2004. 3. Печерога А.В — Развивающие игры для дошкольников. - М.: ВАКО, 2008. 9. Шарманова, С. Б., Федоров, А. И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: учеб. пособие. – Челябинск: Урал ГАФК, 1999. – 1 шт. осанки у школьников. Спб: Детство-пресс,2001
Поделитесь с Вашими друзьями: |