В. Вересаев
ЗАПИСКИ ВРАЧА
Гл. XII
А как я могу держаться "честно" с неизлечимыми больными? С ними все
время приходится лицемерить и лгать, приходится пускаться на самые
разнообразные выдумки, чтобы вновь и вновь поддержать падающую надежду.
Больной, по крайней мере до известной степени, всегда сознает эту ложь,
негодует на врача и готов проклинать медицину. Как же держаться?
Древнеиндийская медицина была в этом отношении пряма и жестоко искренна: она
имела дело только с излечимыми больными, неизлечимый не имел права лечиться;
родственники отводили его на берег Ганга, забивали ему нос и рот священным
илом и бросали в реку... Больной сердится, когда врач не говорит ему правды;
о, он хочет одной только правды! Вначале я был настолько наивен и
молодо-прямолинеен, что, при настойчивом требовании, говорил больному
правду; только постепенно я понял, что в действительности значит, когда
больной хочет правды, уверяя, что не боится смерти; это значит: "если
надежды нет, то лги мне так, чтоб я ни на секунду не усомнился, что ты
говоришь правду".
Везде, на каждом шагу, приходится быть актером; особенно это необходимо
потому, что болезнь излечивается не только лекарствами и назначениями, но и
душою самого больного; его бодрая и верящая душа - громадная сила в борьбе с
болезнью, и нельзя достаточно высоко оценить эту силу; меня первое время
удивляло, насколько успешнее оказывается мое лечение по отношению к
постоянным моим пациентам, горячо верящим в меня и посылающим за мною с
другого конца города, чем по отношению к пациентам, обращающимся ко мне в
первый раз; я видел в этом довольно комичную игру случая; постепенно только
я убедился, что это вовсе не случайность, что мне, действительно, могучую
поддержку оказывает завоеванная мною вера, удивительно поднимающая энергию
больного и его окружающих. Больной страшно нуждается в этой вере и чутко
ловит в голосе врача всякую ноту колебания и сомнения... И я стал привыкать
держаться при больном самоуверенно, делать назначения самым докторальным и
безапелляционным тоном, хотя бы в душе в это время поднимались тысячи
сомнений.
- Не лучше ли, доктор, сделать то-то? - спрашивает скептический
больной.
- Я вас попрошу беспрекословно исполнять, что я назначаю, -
категорически заявляю я. - Только в таком случае я и могу вести лечение.
И весь мой тон говорит, что я обладаю полною истиною, сомнение в
которой может быть только оскорбительным.
И веру в себя недостаточно завоевать раз, приходится все время
завоевывать ее непрерывно. У больного болезнь затягивается; необходимо зорко
следить за душевным состоянием его и его окружающих; как только они начинают
падать духом, следует, хотя бы наружно, переменить лечение, назначить другое
средство, другой прием; нужно цепляться за тысячи мелочей, напрягая всю силу
фантазии, тонко считаясь с характером и степенью развития больного и его
близких.
Все это так далеко от того простого исполнения предписаний медицины, в
котором, как я раньше думал, и заключается все наше дело! Турецкий знахарь,
ходжа, назначает больному лечение, обвешивает его амулетами и под конец дует
на него, в последнем вся суть: хорошо излечивать людей способен только ходжа
"с хорошим дыханием". Такое же "хорошее дыхание" требуется и от настоящего
врача. Он может обладать громадным распознавательным талантом, уметь
улавливать самые тонкие детали действия своих назначений, - и все это
останется бесплодным, если у него нет способности покорять и подчинять себе
душу больного. Есть, правда, истинно интеллигентные больные, которым не
нужно полушарлатанское "хорошее дыхание", которым более дороги талант и
знание, не желающие скрывать голой правды. Но такие больные так же редки
среди людей, как редки среди них сами талант и знание.
Поделитесь с Вашими друзьями: |